Бунтари. Не одно поколение кинематографистов привлекала тема бунтарства. Плюя на законы, мораль и нравственность, не признающие ограничений люди нарушают привычное течение жизни общества. Не на чем передвигаться? Так почему бы не взять первый попавшийся автомобиль? Не на что купить еды? Не проблема, ведь кругом столько касс, набитых деньгами. В фильме Бертрана Блие главные герои вызывают разнообразную гамму чувств: смех от их чудаковатых выходок вначале сменяется отвращением от аморальных поступков и бестолкового образа жизни, что не мешает возникновению некого сочувствия им в кульминации. Жан Клод и Пьеро меняются под воздействием женщин. Вернее будет сказать не меняются, а лишь раскрывают на обозрение зрителям свой внутренний мир. Снаружи они крутые ребята, а внутри них кроется тепло и благородные чувства, смазанные мужскими слабостями и молодецкой глупостью.
Франция 70-х. В 'Вальсирующих' это пустынные улицы, заросший пожелтевшей по осени травой пригород не Парижа, а какого-то захолустного городка, одинокие, злые и неприветливые люди. Все это очень ярко коррелирует с образами главных героев. Вживанию в атмосферу служит и странный монтаж, нещадно выкидывающий ненужные подробности и разрывая действие на куски, а заодно и жизнь двух друзей, живущих не как большинство людей от зарплаты до зарплаты, а от грабежа до грабежа или от угона до угона. Обчистили очередную кассу - и вот они уже в новых костюмах едут в свежеугнанной тачке по привычно пустынной дороге.
Дорога. Путники, странствующие и просто бродяги, столь привычные образы для Жерара Депардье. Просто ехать прямо, никуда не сворачивая, пока не закончится бензин. Незачем о чем-то думать, пока ты молод и свободен. Героиня Жанны Моро, вышедшая из тюрьмы после 10 лет жизни в сырой и грязной камере, уже не смогла принять реальность, дав главным героям понять, что нужно ценить настоящее и людей, находящихся рядом с тобой. В молодости обычно не обременяешь себя раздумьями о будущем, а посему 'время придет - будем думать'.
В 74-ом это было круто. Возмутительное, наглое представление бесшабашного, сексуально-раскрепощенного, криминально-хулиганского разгильдяйства как образа существования, простой, скорее эмоциональной, чем мысленной, философии получения удовольствия от самой жизни с наплевательским равнодушием к трепетно хранимым добродетелям подчинения себя общественной полезности, достижения разумеющихся целей материально-семейного благополучия в постоянном соревновании за место под солнцем, под лампой, под начальником, под идеологией, под внуками, под могильной плитой. И лишь после этого можно вздохнуть с облегчением, однако в гробу не окажется воздуха, так почему бы сейчас не втянуть мокрый соленый бриз молодости? А потому, что у этой самой молодости есть один отвратительный и неизбежный недостаток: она успевает прошмыгнуть сквозь трещину лет, между ночью и утром в преддверии третьего десятка, а после – лишь память, и чаще с привкусом сожаления.
Сейчас-то, конечно, таким уже никого не удивишь. Более того, глубинная, центробежная сила юношеского бунта с жаждой искренней радости, истерично скидывающая родительско-муниципальные путы меркантильной заботы, стала доходным ресурсом в цифровом потоке МТВишно-НТВшного накачивания наркотической зависимостью лживого воздаяния вечного счастье, обреченного пропасть в щелчке кнопки OFF, утонув эхом пустоты, потраченного в часах маркетингового оболванивания. То ли дело во времена хиппового нонконформизма с конъюнктурной палкой о двух концах: буржуазная серость типового здания рабочего поселения для конвейерного обслуживания за смену между школой и пенсией против млечного пути призрачного нигилизма, который - только вычурная маска, скрывающая неосознаваемую, полуживотную нужду быть свободным, не страшась неминуемой гибели в кровавых джунглях нормированного культа правил и планов. Да, они были обречены: дружный напев «ла-ла–ла» по дороге к горизонту в солнечный день уже через год - другой заглохнет в кромешной тьме дремучего леса нищеты, горючее надежды иссякнет, и останется лишь надеть кепку неудачника, растратившего возможности, или пустить пулю в дурную голову. Но и это лучший финал, глупый и беспомощный, а после – лишь память, и неизбежно с привкусом горечи, которая отчего-то слаще синтетической приторности тягостного ожидания несбывного успокоения за смену между кормлением и погребением.
Парочка волосатых бездельников, пробавляющихся обаятельно-шутливым гоп-стопом бальзаковских дам, Жан-Клод и Пьеро целыми днями разгуливают по улицам в брюках клеш с придурковатой улыбкой самодостаточных Диогенов. Они бы ни за что не вылезли из своей бочки, если бы не тень, почти македонская, голода, что и становится, как и для любого животного, зачином в их путешествии по миру. А если учесть, что дальше родного города X они так и не уехали, то это мир все же не пространства, но судеб в фотоснимках на перекрестках памяти и надежды. Как назло, или же фатально, сказочные персонажи непременно женского пола, и двуглавая Герда, пустившаяся во все тяжкие без навеянного воображением Кая с осколком фееричного транквилизатора – тарантиновского адреналина в сердце Умы Турман – встречает нормальных людей, которые при легком надрезе фарсовым скальпелем неформальности в области пятого межреберья обнаруживают почти суицидальную черноту захороненной под приличием боли, и спасает их незаметно от кошмаров прошлого уже не вызывающим эпатажем, а какой-то искренней общечеловеческой любовью, инцестуальной нежностью разлученных на годы братьев и сестер, обделенных этой самой теплотой жарких объятий, извергаемой в любой телесной жидкости, будь то менструальная кровь, слюна, материнское молоко или сперма.
Жан-Клод и Пьеро, словно вылепленные големы, прикатившие в реальность на тележке из супермаркета: без прошлого, без памяти, с характерными приметами эпохи, но в облике холодных древнегреческих статуй развратных языческих богов, которые не вершат вселенское движение, но развлекаются в собственное удовольствие над не ведающими своего страдания мытарями, попутно наделяя их чудесными мгновениями экзистенциального просветления, что должны остаться с ними навсегда, однако мы этого не узнаем, потому что тележка – машина – велосипед – подошвы несут главных персонажей дальше, завершая стилизованную трагедию в декорациях современного Колизея, затухающую предзнаменованием обескровленного, но не менее гротескно-мрачного финала теряющего себя поколения. Однако для наших героев это уже не важно, ведь они вновь уходят в вечность, архивы страстей, на которые закручивается спираль истории. Будто антирекламные идолы, призывающие ни за что не повторять их каскадерских пируэтов с собственной жизнью, они, тем временем, порождают подражание, наделяя билборд генарции некст модными течениями – свободной любовью, гомосексуальным влечением, которое существует пока на распутье, между «да» и «нет», однако сомнения в выборе наивны, напускным сплином и неопытным, претенциозным пессимизмом, пропитанным отстраняющимся равнодушием.
Крестовый поход во спасение гроба человеческого от ига буржуазной морали по запутанным улицам, свежим автострадам, через постели и оргазмы знаменуется галереей чудесных исцелений. Фригидная Мари-Анж, бессильная в собственном страхе и инертная в привычке – чем не портрет рядового работяги, ненавидящего свою службу, который по яркому монологу Жванецкого надевает туфли на 2 размера меньше, чтобы в конце дня получить удовольствие, хотя бы снимая их, ведь больше не от чего – по счастливому стечению обстоятельств обретает дар сексуального наслаждения, забывая бревноподобную личину как в лежачем, так и в стоячем положениях. Угрюмоглазая пассажирка, обделенная двухлетним мужниным вниманием в частности и нутряной нежностью в общности, вдруг, в извращенной форме, отдавая молоко из своей груди жадному до чувства демиургу, поднимается над опостылевшей действительностью до совокупной иконы Марии Терезы и Мадонны, питающей такого же юродивого мученика. Недавно освободившаяся тюремщица с мягкими глазами и изнемогающими морщинами лба, разорвавшая связь с волей нестолько в аллегорическом изъяснении, сколько в конкретном ощущении, кружится в гедонистическом вальсе от соленых креветок в ресторане на берегу горького воздуха через сладкие поцелуи к кровавому экстазу смерти выстрелом в пах – последние месячные в преддверии чистилища. 16-ти летняя девчонка, ненавидящая родителей, стремится выпорхнуть в окно независимости вместе с обворожительными садомистами, за что и награждается самой интимной потерей, анатомического разрыва плевры между детством и взрослостью. Однако пророки порока удаляются во внепространственные альковы за горизонтом будущего, на границу вчерашнего «нельзя» и завтрашнего «можно», оставляя нас одинокими с вечным мучением выбора желания или необходимости.
«Этапная лента 70-ых», из которой «вышли многие режиссеры 70-ых – 80-ых» заслужила такое звание и хрестоматийное признание не только благодаря важному интеллектуально-эстетическому переосмыслению, летящему «кирпичом в кинематографическую витрину» традиционалистского мировоззрения и хлесткой «пощечиной общественному мнению», но и онтологическому пониманию пограничности, амбивалентности человеческого бытия в вечной и обязательной «борьбе противоположностей»: материи и духа, страсти и рациональности, бунта и смирения. Она никогда не кончится, и если в ней есть смысл, то он только в том, чтобы поймать свое равновесие в бурном хаосе реки, текущей одновременно в обе стороны. Возможно ли это? А черт его знает…
Название ассоциируется с движением по кругу, беззаботным, лишенным логики, с чем-то легким струящимся как бальное платье. Ждешь историю романтичную и странную …
В фильме практически полностью отсутствует романтика, зато присутствует изрядная порция черного юмора и эротики. Это фильм вызов. И надо сказать вызов громкий, даже в наши испорченные СМИ нулевые он кажется чересчур откровенным. Про такой фильм можно сказать одно слово – неприличный. В этом его прелесть. Действительно так ли уж много неприличных фильмов? Неприличность в данном случае полное отсутствие логики в действиях героев, их бесбашенный девиз «все можно», их покоряющая молодая пылкость. Жерар Депардье здесь молод и прекрасен, Патрик Деваэр просто символ французской мужской сексуальности, Миу-Миу покоряет бесстыдной невинностью, и такой оксюморон думается мне здесь уместен. Любовь троих это в принципе шок, это ломание всех запретов, это лихое перешагивание через предрассудки, и дорого заплатил наверное Блие за такое свободомыслие и смелость.
Любопытно в фильме то, что сюжета у него как бы вовсе нет, на экране творится совершенный беспредел, понимание того, что ни изощренных философский диалогов, ни долгих жизненных исканий героев, ни душераздирающих сцен не предполагается, приходит почти сразу. И тем не менее фильм цепляет с первой секунды, интересно наблюдать. Интересно следить за двумя половозрелыми легкомысленными молодыми людьми для которых нет слова нет, для которых свобода и секс два обязательных условия существования, для которых нет границ кроме естественной – смерти. Жизнь коротка и нужно все успеть. Складывается ощущение что создатель истории бросал своих героев в самые случайные, порой нелепые ситуации, не задумываясь о смысле. Именно своей бессмысленностью притягательна лента, она не несет в себе какой-то четко сформулированной идеи, в ней нет морали, и цели у главных героев тоже нет – они вальсирующие. Они кружат по жизни на случайно угнанных машинах, ищут пылких красавиц, занимаются любовью, воруют деньги, и при этом чувствуют себя прекрасно. Вопросы «зачем» и «почему» для них не существуют, они хорошо понимают что жизнь игра, без обязательств и правил. Да и что может обещать честная жизнь? Превращение в пошлых мещан, жующих качественные обеды и ужины, скованных стальными оковами неписанных догм, подчиняющихся и подчиняющих.
Жан-Клод и Пьеро не задают себе вопросов, они боятся одеревенеть, и потому легче делить пополам девушек, спасаться от полицейских, и ждать сказочную удачу, которая улыбнется им то в виде немолодой, но красивой дамы отсидевшей десять лет тюрьмы, то в виде хорошенькой блондинки лишенной чувств Мари-Энж. Чудаковатые друзья вскоре начинают нравится, и кажется что все их выходки не более чем дурачество, стремление к свободе, и не хочется думать об аморальности их поступков.
Фильмы наверное затем и снимаются чтобы люди могли почувствовать а что же такое пресловутая свобода, любовь, погони, недумание о завтрашнем дне. Жизнь по швейковскому закону «ведь никогда не было, чтобы никак не было». Значит как-нибудь да будет. На планете много дорог и легких на угон машин, и веселых девушек готовых отдать себя на заднем сидении автомобиля или покормить материнским молоком, пока электричка не приедет на станцию где ждет любимый муж. Почему бы и нет? Жизнь она ведь разная бывает, бывает и такой какой её показывает Блие: чувственно - иррациональной, беспорядочной, неутомимо молодой. Блие поет гимн молодости, красоте, скорости, ненасытной жадности к самой жизни, стремлению взять от неё все, напиться ею до бессознательного состояния.
Когда смотришь его ленту, в последнюю очередь думаешь о нравственных законах, и заслуга режиссера (он же автор одноименного романа по которому снят фильм) в том, что он дарит зрителю почти два часа легкого как шампанское напитка, которое погружает в ощущение беззаботной веселости, заставляет растягивать губы в совершенно дурацкой улыбке, и смеятся не известно над чем. Это странная тяга героев попадать в истории, легкомыслие доведенное до детскости (а ведь Жан-Клод и Пьеро походят на мальчиков, ведь иногда они ведут себя в точности как беззащитные дети, например в сцене когда рыдают на груди у Мари-Энж после самоубийства случайной спутницы встретившейся им на одной из улиц города) их уверенность в собственной правоте покоряет.
Фильм наполнен приятностью, задором, чувством сладкого стыда, которое сменяется настоящим весельем. Он о свободе, не важно в какой форме она выражается, ведь у искусства нет рамок. Здесь не к месту занудствования о преступности самой идеи показывать альтернативой мещанству разврат и пошлость молодых людей ходящих по краю. Как хотят, так и ходят. Точнее танцуют. В самом деле, почему бы не насладится атмосферой беспредела, кайфа, сексуального, да и нравственного раскрепощения. И потом сами герои не лишены чисто человеческой симпатичности, их преступления носят форму проказы, хулиганства. Как бы там ни было создатели фильма делают то, что они делают. Они дарят эмоции, чувства, в данном случае они не намерены учить чему-то, трогать за душу, заставлять задумываться или удивлять грудой спецэффектов или топить в зрелищности. Камера бесстыдно показывает нам чужое сообразное счастье. Пусть кто-то будет грозить пальцем, или возмущенно плеваться, на качестве картины это не отразится. Она легковесна, задорна, в ней много энергии, красивой эротики, она удивительно органична при всей своей шокирующей наготе. Фильм говорит, нет комплексам, нет косности и серости быта, и потому герои картины прекрасны. Пусть они хороши только в киношной плоскости, но ведь только там они и существуют.
Это фильм о том чего не бывает. И потому герои едут вникуда, и если в действительности это никуда либо тюрьма, либо смерть, либо скучное прозябание в обыденности, то в кино это прекрасное далеко, обещающее новые горизонты. Мы прощаемся с героями, с уверенностью, что они останутся вечно молодыми и счастливыми. И в этом колдовская сила искусства заставляющая верить в небывалое.