К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Марко Феррери 'взорвал' с несколькими весьма удачными лентами. А потом был некий 'откат', шаг назад и в пустоту. Он брал эпатажные темы и доводил их до абсурда. Но в том то и дело, что гротескные упрощения от Феррери стали самостоятельным феноменом. Они уже ничего ровным счетом не обличали...

То, что Депардье большую часть 'Последней женщины' провел обнаженным не является протестом или бунтом. На средних планах без труда можно было рассмотреть все подробности его тела. Соответственно к обнаженным сценам предложила себя и Орнелла Мутти. Учитывая известность актеров перед нами не что иное, как спекулятивный акционизм.

Феррери берется за упрощенный сюжет. Делает весьма скромную в техническом аспекте фактуру, но кадры с обнаженными актерами не могут не эпатировать публику. Ругая упрощение как таковое Феррери сам, намеренно уводит зрителя от духовно-ментальных пластов повествования нарочито сводя все к инстинктам. Провокация очевидна - зритель должен возмутиться бездуховности предложенной картинки и начать защищать цивилизационные истоки. Но если с 'Большой жратвой' этот ход удался, то в 'Последней женщине' он потерпел сокрушительное поражение.

'Я должна изображать из себя шлюху?' - вопрошает героиня Орнеллы Мутти, раздеваясь на экране перед многомиллионной анонимной аудиторией. Чем не визуальный оксюморон?Феррери упоенно показывает как взрослые люди заходят своими действиями в тупик оставляя перед растущим поколением неразрешимые вопросы.

Может так и нужно было глумиться над эстетикой 'сексуальной свободы' 70-х. Но на мой взгляд ровно те же самые посылы можно было представить куда более изящнее. Например в 'Лизе' сама по себе провокация на первый взгляд не выходила.

А на этот раз на мой вкус все вышло совсем иначе. Проще, посредственнее. 'Отрезающий' все первичное финал расставляет все по своим местам делая драму там, где можно было ограничиться сарказмом. Феррери намекает на возможную гибель цивилизации делая зарисовку о саморазрушении. Но в предложенной коннотации ее так легко выдать за оду о гибели цивилизации сквозь семейную драму.

Кстати, именно на съемках этой картины Депардье существенно набрал вес. Похоже с тех пор он так и не пришел в необходимую форму. Кто знает как сам актер относился к избранному концепту. Возможно, по итогу, для психики мужчины эта лента как раз и стала мощнейшим стрессом, полностью после которой он так и не восстановился. Он будто спрятался за свой вес, чтобы больше не сниматься в подобном.

Мне этот фильм решительно не нравится. Первые полчаса были вполне сносны, но далее Феррери теряет баланс и чувство меры. Он нескладно пытается действовать на той территории, которую чуть позже с тотальным превосходством и неоспоримым достоинством освоит Альмодовар. Высоколобый интеллектуальный поток от Феррери попросту не сочетается с предложенной им же хулиганской картинкой. Герой Пикколи вещает о том, что 'мы [мужчины] не уважаем женскую сексуальность. Мы придумали ее'. Эти слова вторгаются в полотно ленты как посыл от режиссера.

Но при всем этом я не могу оценивать картину отрицательно. Прежде всего я допускаю качественно иную интерпретацию этой картины - как пародию на 'Последнее танго в Париже'. Учитывая сходство некоторых сцен такая трактовка имеет право на жизнь. И в аспекте пародийном, синефильском, эта картина заслуживает внимания.

Ну а даже если оставить не слишком внятную интеллектуальную смысловую матрицу Феррери, то как можно не заметить старания актеров. И Мутти, и Депардье в этой ленте не просто обнажились. Они весьма эффективно попытались придать жизнь картонным причудливым персонажам. Этот фильм стал подтверждением их актерского таланта.

'Ты права я эгоист. Это так. Поможешь мне? Останься со мной. Все получится'

6 из 10

22 ноября 2023 | 17:19
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: