Дома с привидениями – довольно универсальная тема для фильмов ужасов и мистических триллеров. На самом деле, поле деятельности, связанное с этой темой, вспахано до такой степени, что по ней снимают комедии, мелодрамы и даже детские мультфильмы. Понятное дело, что за годы сформировалось столько традиционных пасхалок, едва ли способных напугать зрителя. Тем не менее, даже среди классики жанра ужасов можно найти примеры, способные потрепать нервы даже сейчас. Таковым является британский фильм ужасов «Легенда адского дома».
Синопсис Умирающий пожилой миллиардер Рудольф Дойч нанимает профессора физики и парапсихологии Лайонелла Барретта, чтобы исследовать паранормальную активность в печально известном доме, некогда принадлежавшем сумасшедшему богачу и психопату Эмерико Веласко. Цель эксперимента – доказать существование загробной жизни. К компании профессора присоединяется его супруга Энн и двое медиумов-экстрасенсов – Флоренс Таннер и Бенджамин Фишер, который уже имел опыт знакомства с этим домом. Вместе им предстоит провести неделю в месте, которое по слухам наводнено призраками, убивающими каждого, кто нарушит их покой.
Игра актёров Здесь стоит сразу отметить, что «Легенда адского дома» представляет собой камерный фильм, поскольку здесь задействованы только четыре главных героя, олицетворяющих собой четыре образа персонажа. Клайв Ревилл исполнил роль ученого-физика Лайонелла Барретта. Он – жесткий сторонник научного подхода и усматривает логическое объяснение происходящему даже тогда, когда его найти невозможно. Гэйл Ханникат сыграла роль супруги Лайонелла Энн, верной спутницы, мечтающая, чтобы их брак приобрел новые краски. Памела Франклин сыграла роль Флоренс Таннер, молодой ясновидящей, которая во всем усматривает божественный смысл, а посему происходящее в доме воспринимает не как угрозу, а как способ помочь мертвым обрести заслуженный покой. Родди МакДауэл сыграл роль Бенджамина Фишера, выжившего после предыдущей попытки изучить этот дом, который единственный сохраняет самообладание, несмотря на трагические события прошлого.
Режиссура Стоит сказать, что в целом для 1973 года фильм снят действительно даже очень неплохо. Примечательно то, что общая атмосфера страха в нем была выстроена не за счет традиционных boo-моментов, а именно в создании облика опасности, изначально исходящей от этого проклятого дома. Примечательно, что мы ни разу не видим самих призраков. Мы видим лишь, как они передвигают предметы, производят шумы. Мы слышим истории о тех ужасах, которые происходили в этом доме, и нам остается только додумывать в фантазии всю эту картину. Единственное, что действительно смущает и вставит в ступор, это реакция героев на происходящие события. Так, например, насмешил эпизод, где во время завтрака призрак нападает на героя, бросая на него столовые приборы, люстру и зеркало, однако, несмотря на это, герой по-прежнему продолжает утверждать, что у происходящего есть логическое объяснения. Очень не понравилась незаконченность некоторых сцен, когда герои остаются с призраком один на один, и ты ждешь чего-то жуткого, а в следующей сцене они, как ни в чем не бывало, идут на обед и говорят, как крепко спали ночью. В общем, смущает абсурдность происходящего.
Сценарий Фильм открывается встречей профессора Лайонелла Барретта с миллиардером Рудольфом Дойчем. Тот стар, прикован к инвалидной коляске, а еще одержим идеей узнать, что нас ждет по ту сторону. Он предлагает профессору крупную сумму, если тот докажет существование загробной жизни. Для этого ему в течении недели предстоит провести в «Адском доме» - так местные жители прозвали поместье начала XX столетия, некогда принадлежавшее печально известному богачу и садисту Эмерике Веласко. Однажды в его доме застали более двадцати трупов зверски убитых людей, а тело самого хозяина так и не нашли. С тех пор бытует легенда, что в доме вместе с хозяином обитают призраки убиенных, которые уничтожат любого, кто переступит порог дома. Дом заслужил дурную репутацию еще и потому, что предпринятые попытки доказать паранормальную активность действительно закончились для предыдущих смельчаков плачевно, ибо в их числе был только один выживший – Бенджамин Фишер, который присоединяется к новой команде лишь из-за того, что ему предложили большую сумму денег. В эту группу также вошли супруга Лайонелла Энн и молодой медиум-экстрасенс Флоренс. Буквально с первых же минут с героями начинает происходить всякая чертовщина, которая чаще всего проявляется с Флоренс. Та подозревает, что вступила в контакт с сыном Веласко Дэниелом, который был убит отцом, а теперь никак не может обрести покой. С другими героями тоже происходит масса странностей, однако, Лайонелл уверен, что всему есть научное объяснение, а активность дома можно будет подавить при помощи специальной машины. Однако эта темная сущность окажется сильнее и хитрее.
Итог На самом деле, при всей абсурдности и нелепости некоторых моментов, «Легенда адского дома» для своего времени вышел действительно хорошим фильмом ужасов, которые при определенных условиях просмотра способен даже напугать. Поэтому без лишних слов и напутствий просто порекомендую к просмотру.
Ученый, его жена, медиум и ясновидящая поселяются в поместье Веласко, неприятном и жутком месте, где одни люди, проведшие в нем неделю, сходили с ума, другие – умирали. Их цель - документировать проявления потусторонней активности и доказать таким образом научному сообществу существование жизни после смерти. Итак, первый день пошел…
Стилистика фильма отсылает нас в 60-е – знаменитое время для лязгающих металлическими кандалами призраками посреди ночи в древних замках и их жертвах, от ужаса прикрывающими рты и прячущимися под одеяло. Тогда это было в новинку – применять специфические звуковые эффекты, от которых на хорошей акустике волосы на теле вставали дыбом. Сейчас же – пережиток недавнего, но такого памятного прошлого.
Визуальный стиль в современном мире шагнул далеко, приоткрывая новые грани страха, и как же не хватает хотя бы его отголоска в «Легенде Адского дома». Скрипами и летающими тарелками сыт не будешь, особенно если ты современный зритель и пережил все возможные грани потрясения после тех же самых «Мучениц» или «Мести нерожденному». Поэтому, возвращаясь в прошлое, так хочется почувствовать «ту самую атмосферу звука».
Если в «The Haunting» работа со звуком была поистине шикарной и подкреплялась крепким сценарием и актерской игрой, то в «Адском доме» мы видим подобие всех этих необходимых компонентов good movie. Кошка, наподдающая на человека, трясущийся многовековой стол, разбитая посуда, скрипы, стоны, тени – выглядит уже не так, как это выглядело бы наверное в 70-е.
Поистине завораживающая история хозяина дома, рассказанная медиумом, предвещает начало большой беды для временных обитателей. Весь фильм нас готовят к какому-то жуткому перевороту, а ограничиваются сплошной цензурой, за которую скорее стыдно, нежели чем обидно. В довесок ко всему актеры настолько видимо разочаровались в процессе создания фильма в его прокатной судьбе, что во второй половине уже «доигрывают», не скрывая отсутствия интереса.
Прошлое лучше оставить в прошлом. Впечатляет уже далеко не так, как если бы ты был маленьким и подпадал под PG.
Прежде всего отсутствием кустарных компьютерных спецэффектов, которые в большинстве случаев 'убивают' жанр.
Отличная актерская игра, более-менее толковый сюжет, который держит в постоянном напряжении. Отдельно хочу отметить работу оператора и особо выразить респект режиссеру.
Съемочной команде удалось без особых финансовых вложений передать атмосферу 'нехорошего' замка со всеми атрибутами.
Фильм 'Легенда адского дома' - как поезд задержавшийся на двадцать лет. Если перевести его в черно-белую цветовую гамму, и изменить год выпуска с 1973 на скажем 1953, или того раньше, никто бы не заметил подвоха.
Сюжет весьма примитивен, а развязка не вызывает ничего кроме смеха и недоумения. Режиссер делает ее столь резкой и неестественной что по началу даже не верится что это действительно она и есть.
Игра актеров выполнена в стиле 'квн 90-х', с возгасами типа - Чтооо?! и Неет! Все это категорически не натягивает на мало мальское подобие правдоподобности.
Фильм откровенно слабый, скомканный и неуклюжий. В нем перемешена чистая мистика в духе призраков и объяснение всего логикой. Зрителю и после финальных титров сложно понять - что же это было. Я люблю фильмы после которых нужно додумать, но это явно не тот случай