У Кристофера Нолана мне нравится далеко не все, поэтому не причислил бы себя к поклонникам его творчества. Однако стоит признать, что из голливудского мейнстрима это одна из ярчайших фигур, знающих свое дело. Так получилось, что у этой ярчайшей фигуры я смотрел все, кроме «Бессонницы» с многообещающим дуэтом Аль Пачино и Робина Уильямса. Когда я узнал, что это ремейк на норвежский вариант Эрика Шёлдбьерга, поставившего картину по собственному сценарию, в которой к тому же солирует небезразличный мне Скарсгард, просмотр вторичного продукта тут же отошел на задний план. Я решил быть последовательным.
Может быть, я несколько старомоден, но все же придерживаюсь той точки зрения, что триллер должен быть напряженным, а детектив – интригующим. Это самые минимальные требования к этим жанрам, без соблюдения которых, они теряют всякий смысл. Так вот с этим у норвежца самые серьезные проблемы. Если «Бессонница» и производит какой-то эффект, то это эффект снотворного. Никто не ждет от триллеров и детективов классических рецептов и прописных правил Альфреда Хичкока. Они могут быть вдумчивыми, неторопливыми, как работы Дэвида Линча. Но они не должны быть такими невыносимо унылыми и неинтересными. Это же детективный триллер, черт подери! Единственным оправданием может послужить только хорошо прописанная личностная драма. Да, личностная драма здесь и правда есть, но, к сожалению, она прописана отнюдь не хорошо. Мотивы и переживания героя так и остались нераскрытыми. Вся его драма выражалась в напряженно зажатых губах и чрезмерной потливости. Но если Скарсгард играл еще туда-сюда, то остальные актеры лоботрясничали, как студенты театрального кружка, набранные по объявлению.
Я сделал догадку, что у Шёлдбьерга это дебют и, что символично, угадал. Если у сценария и был изначальный потенциал, из которого можно было что-то выжать, то он был на корню загублен удручающим дилетантством и непрофессионализмом постановки. Меня ни на секунду не покидало ощущение, что режиссер чувствует себя не в своей тарелке, что идет на ощупь, имитируя знание незыблемых законов жанра, в которых не смыслит ровным счетом ничего.
Не стал бы ручаться за то, что Нолану удалось сделать удачную постановку, но уверен, что у него, как минимум, получилось лучше. Пока что я повременю и с его версией.
Однозначно ожидал от этой ленты намного большего. Один из немногих случаев, когда реализация оригинально сценария оказывается хуже ремейка (американский вариант с Аль Пачино и Робином Уильмсом). А данный фильм я смотрел, конечно уже посмотрев американскую версию.
Самое главное чем страдает данная лента - это отсутствие напряжения между главными героями. Если в американском варианте герои Аль Пачино и Робина Уильямса являются равноценными партнерами, то тут весь фильм построен вокруг персонажа Стеллана Скарсгарда. Роли остальных персонажей: убийца, девушка полицейский, напарник, подозреваемый - сильно занижены.
Сам главный герой молчалив и не выражает почти никаких эмоций. Весь фильм молчалив и замкнут в себе. Сама бессонница, которая постоянно давила на Аль Пачино, как сильнейший психологический фактор, показана лишь эпизодически.
И даже скидка на скандинавский колорит, в виде неспешного развития сюжета, явно не спасает данный фильм.