Долго откладывал просмотр и как-то незаметно пролетело на одном дыхании. Хоть некоторые безвкусные штампы, по большей части, присущие жанру, изрядно набивают оскомину, но они крайне удачно вписываются в нарратив, так что поругать толком и не получится. В конечном счёте, важно чтобы сердце давало искреннюю обратную связь, а не вымученные эмоциональные пошлости. В этом плане, для меня хорошо всё, как единое целое, без разбора на хрупкие составляющие. В конце концов, ощущается как нечто по-настоящему трогательное и эта боль с последующей после неё душевной пустотой, есть некое мерило настоящего. Проще говоря, цепляет, оставаясь ноющим ожогом, будто от последней самой вкусной сигареты.
Бьющийся в агонии город, сжирающий всё, до чего ещё не дотянулись распухшие от бесконечного расширения корпорации. Лопающиеся в экстазе заплывшие лица без глазниц, сквозь чавканье пережёванных судеб слышится лишь 'ещё'. Раскрашенное яркими красками будущее, где чем ярче, тем меньше жизни. Непроглядный внутренний монохром, затерявшийся в оттенках непрекращающегося отчаяния. Все привыкли не замечать, когда рождаешься внутри есть только эта реальность. Эволюция под производными цефабрикала. Когда нет мечты, как быть? Всеобъемлющий хром, коктейль в посмертии, легенда. Кажется, несчастье зашито где-то в генах.
Нечего терять, не о чем мечтать, загнанные раненые звери. Но вспышка волос цвета луны, когда смотришь на неё ночью с земли меняет всё. Где никому нельзя по-настоящему доверять, аффирмация на выживание даёт слабину, когда её глаза блестят в неоне проносящихся мимо улиц. Их словно не существует боле, момент застывший во времени, словно секунда до касания ногами дна в слепом нырке. Неловкие шажки навстречу, показная холодность, крупицы настоящего в мозаике распускающегося цветка. Её мечта становится его мечтой. Обречены растерзанные души, не видя горизонта из бездны, ведь у них было это мгновение. Свободное падение держась друг за друга.
Название, собственно говоря, даёт понять, что нас ожидает при просмотре.
Какой мир показывает нам жанр 'Киберпанк'? High tech low life, т.е. низкий уровень жизни в мире с высокими технологиями. И именно этот контраст мы видим на протяжении всего произведения. На фоне летающих машин, людей с полностью заменёнными органами и другими высокими технологиями мы видим разруху. Люди занимаются самоудовлетворением прямо на улице, везде мусор, вечные перестрелки между бандами, а единственное, что имеет вес в обществе - количество Эди (евродолларов - местная валюта) у тебя в кармане. Мегакорпорации захватили мир. Они уже больше отдельных стран, а их влияние сопоставимо с влиянием наикрупнейших государств (чего стоит одна корпорация 'Арасака').
Мы видим мир, резко разделённый на несколько слоёв, из которых сильно выделяются два: корпораты, живущие в этом мире, и все остальные, выживающие в нём.
Естественно, далеко не каждый согласится с такой расстановкой сил. Появляются люди, пытающиеся этому противостоять, продвигаю идеи социального прогресса и равенства всех людей. Этим в своё время занимались панки, но в будущем, наполненном словами с приставкой 'кибер', этим занялись киберпанки, или, кем, они, по сути, являются в мире будущего, наёмники.
Произведение довольно короткое, а действия в нём пролетают очень быстро, показывая, насколько коротка жизнь любого наёмника, бегущего по краю смерти и неминуемого киберпсихоза от киберимплантов и насколько мало стоит человеческая жизнь для общества будущего, раздавливающего каждого, кто посмеет поднять голову чуть выше положенного.
Посмотрел я данное анимэ на днях. Мне было проще воспринимать это произведение, так как не играл в оригинальную видеоигру.
1.Скажу, что, в целом, сериал достаточно хорош: всё по-взрослому, начиная от самого повествования и заканчивая отсутствием заезженных шаблонов и скользких шуточек (что ранее являлось фишкой большинства анимэ).
2. Визуальная составляющая на высшем уровне: великолепная цветопередача, море крови, отрывание конечностей, лещи по лицу, в частности от Рэбекки, погони и перестрелки, как в кассовых боевиках 80-х - 90х годов.
3. Что касается музыки, то всё поставлено в тему, особенно сцены перестрелок под матёрый рок. Я ждал, когда в эфир ворвётся Кори Тэйлор со своим вокалом, но так и не дождался.
Если говорить отдельно про саундтрек, то получилось достаточно органично на фоне вступительной заставки.
4. История любви между Дэвидом и Люси была прописана достаточно правдиво, но очень коротко.. Два человека с непростым судьбами встретили друг друга, пусть и не сразу всё завертелось, ибо Дэвид знатно тормозил.
Но увы, всё хорошее рано или поздно должно закончиться, а зрители пусть думают сами. А жаль...
5. В заключение хочу сказать, что уложить объемную сюжетную линию в 10 серий не так-то и легко. И жаль, что эти серии пролетели так быстро...
Рекомендую к просмотру тем, кто хочет взглянуть на жанр анимэ под другим углом...
Сериал для всех или для фанатов игры Cyberpunk 2077?
«….разработчики Cyberpunk 2077 сказали, что студия Trigger хотела, чтобы Дэвид и его команда победили в конце. Но CD Projekt напомнила главное правило — выиграть нельзя. Возможно добиться неплохого конца для истории, но весь окружающий мир одолеть нереально. С самого начала компания дала понять игрокам и зрителям, что основной антагонист — это Найт-Сити, победить которого у героев не получится.»
Это взято из статьи об ona-сериале «Киберпанк: бегущие по краю». Для тех, кто говорит, что “разочаровала плохая концовка, нужен happy end”.
А теперь об эмоциях. На мой взгляд, разработчики (а основными режиссёрами, сценаристами и дизайнерами персонажей выступили японцы) очень здорово передали общую атмосферу игры. Лично я прошла её 3 раза за разных персонажей (корпарат, дитя улиц, кочевник) + прошла 2 раза дополнение «Призрачная свобода». Музыка, которая играет на радио, фоновая у персонажей, локации, атмосфера смеси безысходности и «этот мир будет гнить у моих ног» - всё это неотъемлемая часть игры, а создатели сериала перенесли это в отдельную историю.
Мне кажется, что раскрытие персонажей не особо важно именно в этом ona-сериале. Да и сериал надо смотреть после прохождения игры и только фанатам (как я), так как игру-то мы уже прошли вдоль и поперёк, но вселенная всё не отпускает и хочется постоянного пополнения контента. А CD Projekt не хотят тратить время на «прикольные плюшки» в виде кастомизации и всего остального. Нам, фанатам, мало. А сериал можно с удовольствием посмотреть, чтобы вспомнить чувство другой, более насыщенной и опасной жизни.
Не знаю какому гению из CDPR пришла мысль дать проект именно студии Trigger, но это очень сильно. Одна из немногих студий имеющих свой уникальный стиль в аниме-индустрии. Специфичнее работу могли выдать, наверное, только Shaft.
Если не ошибаюсь, обычно за экранизации брались куда более 'обычные' студии, вроде Mad House, Deen или Ufotable.
И без знания контекста в виде истории Trigger, берущих свое начало от легендарных Gainax - известных такими культовыми работами как Евангелион, Фури-кури и гуррен-лаганн. И в Cyberpunk: Edgerunners есть ряд важных для сюжета и понимания наитеплейших отсылок к данным проектам.
В том числе во многом отсылаются к ним характеры и мотивация главных героев - Дэвида и Люси. Буквально мечта Люси строится на мотиве 'Fly Me To The Moon', песни, звучащей в эндинге евангелиона и ставшую одним из символом данного сериала. Дэвид же представляет собой уже 'типичного главного героя' сериалов 'линейки' Гуррен-Лаганн - своим характером, дизайном и склонностью превозмогать (Камина, Симон, Гало).
Также и сама стилистика (в том числе повествования) выдержана в стилистике триггеров. Красочно и резко.
К сожалению, без опыта прохождения игры и просмотра ряда сериалов - да и в принципе непривыкшего смотреть аниме - зритель не сможет полноценно уловить весь тот экспириенс, который, как я предполагаю, пытались передать авторы 'Edgerunners'.
«Я пишу научную фантастику, потому что она даёт безграничный простор моему воображению и могучий толчок моим чувствам; к тому же, фантастам сравнительно легко печататься»
Фриц Лейбер, американский писатель-фантаст.
Что можно сказать о жанре киберпанк? Если опустить всю видимую мишуру, — это мир 'победившего' капитализма, как его видит ряд основоположников жанра. Эдакая антиутопия, где с одной стороны конфликта стремящиеся к абсолютному контролю и увеличению собственного капитала (и уменьшению у остальных) корпорации, с другой: как угнетаемые капиталистической формацией люди (в широком смысле), так и выдвинутые в авангард бурлящих событий личности. Последними могут быть предатели бегущие-по-лезвию, киберпанки, сошедшие с катушек андроиды, либо кто другой, призванный сломать устоявшийся шаблон мира. Маленькие герои в большом и агрессивном мире, противостоящие непобедимому врагу: всемирному капиталу, который лишь явлен в вышеобозначенных корпорациях (хотя и они будут в конечном счёте пожраны этим же капиталом, сами того не осознавая). Зубастый жанр, полный грёз и опасений о нашем будущем, и куда может завести нас выбранная дорога истории.
Теперь о сериале «Киберпанк: Бегущие по краю» 2022 года. Я не скажу, что мне не понравилось. Нет. Сериал стоит почти каждой просмотренной минуты, он хорош по многим параметрам. Да есть сюжетные дыры, повторяющиеся кадры, рисовку не назвать что шибко 'дорохо-бохато', музыку почти всю без остатка взяли из игрушки Cyberpunk 2077 (что не плохо, но хотелось бы чего нового услышать), да и много чего ещё можно вменить в качестве вполне справедливой критики. Однако сериал получился хорошим и я однозначно рекомендую его посмотреть. А теперь к критике.
Считаю важнейшим в любом произведении (особенно художественном) идейное наполнение. Для чего это снято? Что хотят нам рассказать? О чём эта история в целом? И тут для меня самое обидное, ибо «Бегущие по краю» не даёт практически никаких ответов и не ставит никаких задачек для ума или важных для общества вопросов. Взяв за основу брутальный жанр с серьёзным философским подтекстом о самом важном для нас, — о будущем человечества в рамках капиталистического развития, — сериал рассказывает достаточно простую, в чём-то драматичную, но беззубую историю. Где-то видятся проблески, вроде показа несправедливости распределения благ в обществе (на примере матери Дэвида, где она вынуждена работать на 3-х работах, подрабатывая «налево», и всё ради сына и его будущего), или отсутствия каких-либо социальных гарантий со стороны государства: спасение жизни медиками, - нет страховки, - иди лесом; лечение — если нет денег даже трогать не будем, а минимальный уровень лечения то может быть, но это если чудом наберёшь сумму, влазя в кредиты и закладывая попутно имущество; и так далее. Но всё это лишь заявляется, чтобы в конечном итоге к этому не возвращаться, уделив время несущемуся вперёд сюжету, который про другое.
В сериале вы не найдёте крепкой философии (как, скажем, в «Бегущем по лезвию» 1982 года), или размышлений о несправедливом мире, в котором живут герои. Таких тем авторы решили не касаться, предпочтя лишь создать внешний антураж киберпанка, но сняв самую обычную историю о двух мечтающих влюблённых подростках, одна из которых желает попасть to the Moon. Красивую историю, да. Однако лишь одну из многих подобных, ничего нового в жанр не привносящую.
6 из 10
CD project RED, вместе с японцами и Нетфликс, удалось создать неплохую рекламу своей прекрасной видеоигры, попутно показав приятное и незамысловатое анимационное полотно. Хотелось бы чего более осмысленного, но всё равно так держать!
“Edgerunners” произвело настоящий фурор в сообществе, ведь именно такого сюжета, таких действий и такого экшена и ждали от игры, но пока он был полноценно реализован лишь в аниме-версии. Что же в ней такого особенного? Почему она стала настоящим хитом даже для тех, кто никогда не смотрел или не любил «китайские мультики»? Ничего сверх меры, только стандартное ТВ-произведение с рейтингом “R18” без надзора свыше (общее видение было прописано студией, а вот способы реализации полностью лежали на японцах), отчего рамки дозволенного были сломаны, а в безграничье полет фантазии бесконечен. Отойдем на мгновение от темы и вспомним закономерное утверждение: Кто лучше всего умеет делать апдейт-патчи, моды или прочие фишки для улучшения оригинала? Сообщество фанатов. В экранизации видны многие нереализованные обещания CDProject Red, например, элементарное одно из их первых — подземка. Да, в адаптации она показана мимолетно, да, она поспособствовала развитию сюжета постольку-поскольку, ведь место действия завязки могло быть выбрано любое, но именно подземка была тем, чего так не хватало игрокам. Доказывается мысль элементарным фактом: после добавления возможности создавать модификации и добавлять их в игру, одной из первых была именно ветка поездов по всему городу, сыскавшая большую популярность, сделанная энтузиастом. Получается, мелочи имеют большой вес? Уверен, в Studio Trigger было достаточно идейно-заряженных почитателей Cyberpunk 2077, знающих обо всех тонкостях, для того, чтобы реализовать экранизацию так, как надо. Всего лишь слова? С уверенностью говорю, что им удалось воплотить адаптацию-мечты в реальность, ведь прекрасно понимали, что именно такого уровня продукта заслуживает сообщество.
Ближе к делу, о чем именно “Edgerunners”? Года будут идти, а проблемы будут оставаться неизменными — неравенство в расслоении общества. Идея как максимально простая, так и максимально актуальная: если родился “дитём улиц”, будешь им до конца, общество не позволит чего-либо поменять, правда вырваться из колеи таки можно, каким образом? Идти вперед чужими мечтами, чужими велениями, либо жить здесь и сейчас, давая прекрасным мгновениям выход на поверхность. Угадайте, в конце какого пути награда сама найдет своего победителя, дав ему лучшее из возможного — настоящую свободу. Именно эту разницу в двух подходах мы видим на протяжении десяти эпизодов, чтобы каждый зритель смог понять, что главное — сделать собственный выбор: птица или клетка, а может существует еще вариант… варианты?! Ограничений нет, они лишь только в голове, а для снятия их с повестки дня всегда есть хром.
Напоследок, пару слов о визуале и звуке: они на высоте, красоты происходящего вокруг завораживают, гамма идеальна, а в дополнение ко всему бодрая музыка, усиливающая эффект погружения в киберпанк-атмосферу. Для Netflix такой уровень — некст-ген.
Итог: авторы смогли выполнить обе поставленные перед ними задачи: сделать адаптацию игры и сделать самостоятельное произведение в одном флаконе. Результат, уверен, знаменателен тем, что своим успехом вполне себе вытоптал дорогу для будущих экранизаций, ведь мир Cyberpunk огромен, вселенная непаханая, получается, интересных судеб с головой хватит на несколько будущих историй, тем более всё не заканчивается на одном лишь Найт-Сити, за его пределами тоже бурлит жизнь.
Чем хорошо аниме - так это тем, что в рамках одного 'измерения' (аниме-измерения, столь же далекого от классической мультипликации, как, скажем, кинематограф от театра) можно обнаружить историю на любой вкус и настроение. Вот захотелось мне с бухты-барахты посмотреть что-нибудь киберпанковское, я шасть в подписку - и смотрю 'Эджраннеров' (захотел про викингов - 'Сага о Винланде', о вампирах - 'Ди', о ниндзя - 'Манускрипт', о родительских буднях - 'Потерянный кролик' и так далее). А вот захотелось киберпанка - я сел и посмотрел.
Первое, что надо знать и отмечать: 'Бегущие' являются спин-оффом игры 'Киберпанк 2077'. Второе: вовсе не обязательно знакомиться с оригиналом (к моему большому сожалению я совершенно остыл ко всем 'компьютерным' играм, кроме двух-трех незаменимых). То есть действие сериала разворачивается в мире игры, использует сеттинг и атрибутику, мифологию и систему координат игры, но а) сюжет выбран самостоятельный и б) 'особенности мира' раскрываются и озвучиваются, а не остаются за кадром ради тру-фэнов.
Вообще, это, кстати, интересная тема: 'подчиненность' одного произведения другому может тянуть за собой не вторичность, а, напротив, 'утяжеление' и значительность, плюсом к укреплению некоей мета-конструкции. На деле, мне кажется, без вот этих мысленных канатов, протянутых от аниме к игре, аниме смотрелось бы бледнее. То есть присутствует какой-то самостоятельный смысл в самой 'родственной связи' одного с другим (по крайней мере, 'Бегущим' уже не приходится отдуваться в одиночку и какой-то край мысленного одеяла на себя перетягивает (с сюжетных огрехов) тема интертекстуальности (не уверен, что верно употребил термин, ну да ладно)). В общем, да - 'Бегущие' дают повод в очередной раз задуматься о медиакалейдоскопе и взаимосвязи его составляющих.
Но задумываться о медиакалейдоскопе, кстати, придется между сериями - потому что сами серии (в большинстве своем) максимально плотны и динамичны, и внимание зрителя держат крепко. А добавьте к этому кислотнейшую (в данном случае это не упрек), стильную, в традициях жанра, рисовку и мощный саундтрек (две дорожки уже прослушаны раз по сто). А и не забудьте про то, что японцы, да, не гнушаются перетаскивать из сериала в сериал шаблоны, но с шаблонами обходятся так мастерски, что те из сериала в сериал работают - а стало быть, вы сможете на несколько серий вперед предсказывать события, но героям сопереживать продолжите.
Однако, может показаться, что я осыпаю сериал исключительно десятками. Нет, на кинопоиске я ему поставил восьмерку - хотя и посмотрел за пару-тройку дней. Проблемы у 'Киберпанка' есть (и у игры, как я понимаю, тоже) - и о них нельзя забыть. Среди основных: скомканный в эмоциональном плане финал (но тут на помощь приходит 'старший брат' и проблема почти снимается). Есть проблемы, есть - и два балла они сметут запросто, но даже с восьмеркой 'Киберпанк' заслуживает внимания любителей жанра (в узком или широком смысле).
Для всех? То есть и для таких как мы? Не в этом городе
Далее буду спойлеры
Тем кто играл в тайтл в целом понятно, что в Cyberpunk не бывает хороших концовок. В данном случае это идет на пользу, добавляя драматизма.
С самого начала мы видим как у героя есть вполне себе спокойная жизнь с непростыми моментами. В миг все переворачивается с ног на голову и перед Дэвидом встают трудности и он решает их так, как может, но в основном быстрыми и незаконными методами. Воспользоваться военным имплантом, начать конфликт с корпами и т.д.
Основная претензия тут в том, что все герои всерьез думают что могут творить что угодно без последствий для себя и своих близких. История любви раскрыта круто, но жалости к главному герою не вызывает, т. к. он буквально всю дорогу идет по трупам, притом далеко не последних мерзавцев. Если сравнивать с теми же кочевниками к примеру, то они в разы аккуратнее и продуманнее действуют (среди них ветераны, есть опыт серьезных операций, но тем не менее). Здесь же явный пример юношеского максимализма. В погоне за мечтой герой готов на многое, ровно как и его последователи. Действуют они как будто впервые оказались в этом городе, около нулевая разведка, доверие к любой полученной информации, излишняя самоуверенность. Абсолютно не раскрыта тема репутации среди наемников
И куда же без отсылок на данную историю? В игре можно найти как куртку Дэвида, так и дробовик Ребекки.
Лично в моем представлении это отличное аниме, которое хоть и является рекламои игры, но при этом остается отличным полноценным произведением с яркими героями, интересным сюжетом и крутой атмосферой.
Сюжет рассказывает нам историю обычного парнишки Дэвида Мартинеза, который живет в футуристичном и криминальном городе Найт-Сити, ходит в школу и еле сводит концы с концами вместе со своей мамой. При этом в один момент мама Дэвида погибает и оставляет после себя довольно мощной боевой имплант, который открывает Дэвиду путь в мир наемников. Так Дэвид знакомится с хакером по имени Люси, наемником Мэйном и его бандой. И вливается к ним. А дальше идет сюжет, в котором Дэвид выполняет свои задачи и становится невольной пешкой в игре крупных корпораций, которых сам Дэвид ненавидит.
Философия в аниме затрагивает вопрос пределов человека и вопросы индивидуальности. Как понять что ты особенный? Дэвид пытается в этом разобраться. Попутно он строит отношения с Люси. Плюсом ко всему в аниме очень яркие второстепенные персонажи. Та же Ребекка, которая обзавелась даже собственной фан базой.
В аниме очень крутая рисовка, которая полна всяческих деталей, которых зритель может потом найти в игре. Еще очень яркие боевые сцены, в которых люди сражаются при помощи кибер имплантов. По итогу, могу сказать то, что к просмотру аниме рекомендую, так как это очень годный продукт от Нетфликс, который они сделали интересным, ярким и без повестки.