Если б я был Марадоной
Я бы жил как он
Потому что как и мяч, наш мир вертушка
Проживаешь его на полную катушку
Если б я был Марадоной
И мне попалась дрянь
Никогда не преступил бы я грань…
(из песни уличных музыкантов Буэнос-Айреса)
Когда великий режиссер посвящает свой фильм отдельно взятой личности – это всегда интересно. Когда такой личностью является один из кумиров «игры миллионов» Диего Марадона - это интересно вдвойне. «Король футбола» по версии простых болельщиков, в противовес любимцу специалистов-профессионалов бразильца Пеле. Национальный герой Аргентины, автор «руки Бога» - легендарного гола в ворота злейшего врага своей страны, герой допинговых скандалов, гроза папарацци, наркоман в прошлом и любящий отец– это все о нем.
Фильм «Марадона глазами Кустурицы» не является классической документальной лентой про знаменитость по стандартной схеме: родился-учился-женился. Кустурица ведь не профессиональный документалист, и поэтому его фильм получился совершенно особым. Лишь вскользь мы узнаем о тяжелых условиях детства и его мечте стать футболистом, еще меньше информации узнаем о его, собственно, карьере. Зато куда больше внимания Кустурица посвятил другим ролям Марадоны, тех о которых не узнать из всезнающей статистики и сухих очерков околофутбольных статей и телепередач. Марадона-отец, Марадона-муж, Марадона-человек с активной гражданской позицией – такого Марадону мы еще не видели. Кустурица не только человек за кадром, задающий вопросы, это еще и полноправный герой истории, рассуждающий о непростой личности аргентинца. Почему тот 15 лет не бывал в местах своего детства, как скатился до жалкой участи наркомана, откуда нашел силы, чтобы возвратится к жизни, как после всех выходок ему удается удерживать свою популярность и непререкаемый авторитет?
Разговорить традиционно неприветливого к журналистам аргентинца мог только человек калибра Эмира Кустурицы – патриот канувшей в Лету страны с очень непростой судьбой Югославии, человек, не уличенный в связях с ненавистным Диего американском режимом, терпеливый интервьюер капризной звезды и большой любитель футбола.
Уникальные кадры кинохроники, где начинающий футболист Диего делится своими планами на будущее, сцены быта семейства Марадоны, его досуга, встреч с друзьями, визитов в Белград и Неаполь, весьма искренние признания Диего позволяют сделать предположения, что режиссер сумел достаточно глубоко проникнуть в его столь закрытый для окружающих мир, стал его другом. Кустурица признавался, что работа над проектом не была легкой, иногда он совсем уж некомфортно себя чувствовал в шкуре папарацци, дежурящих у дома знаменитости лишь бы сделать хороший кадр, который можно будет продать известному таблоиду. Как хорошо видно смятение всемирно известного и весьма почитаемого режиссера, когда Марадона, ничего не объясняя, срывает намеченную заранее съемку и укатывает по своим делам, оставляя двукратного обладателя Золотой пальмовой ветви (!) лишь недоуменно пожимать плечами да нервно улыбаться у дома футбольной знаменитости.
И честь и хвала Эмиру за то, что ему хватило терпения, чтобы довести свою задумку до конца, вопреки всем обстоятельствам. Откровенность Диего, с которой он рассказывает о своей жизни, готова подкупить кого угодно. Этому весельчаке-коротышке, живой легенде великой страны и вечному оппортунисту хочется верить.
Особой темой фильма является «кокаиновый» период жизни Диего. Пожалуй здесь нужно дать слово самому герою истории. «Эмир, знаешь, каким игроком я бы стал, если бы не принимал кокаин? Какого игрока мы потеряли! Неприятный у меня осадок на душе, что я мог бы стать кем-то гораздо больше того, кем я есть. Да, да, могу тебя заверить, что да! Я родился в футболе и знал кем я стану, но то, чего я не знал – это то, что я буду принимать кокаин. Я знал, что я смогу купить дом маме, что я женюсь, что у меня будет семья, что я объеду весь мир, что я стану участником чемпионата Аргентины... Я знал все это, знал все это, но дело в том, что после этого мне осталось сделать много чего и из-за чего, я сегодня, к сожалению, чувствую себя виноватым в душе. Потому, что мне могли сказать, что я в порядке и я лучше, лучше, чем раньше, но никто не знает, что у меня на душе. Я знаю, в чем я виноват, и не могу это поправить».
Гениальное умение Кустурицы подбирать незабываемое музыкальное оформление не изменило ему и в данном случае. Обойдясь в этот раз без услуг Горана Бреговича, он украшает своей фильм заглавной темой из «Андеграунда», мелодиями аргентинских ночных клубов, уличных музыкантов, революционными маршами, мотивами рожденного в борделях прошлого танца танго, и песней о жизни Диего Марадоны в его собственном исполнении. И, поверьте, это надо услышать.
Отдельный тема разговора – политические взгляды Диего. Его кумиры мира политики - «крутой дядька» Фидель Кастро, Че Гевара и Уго Чавес – люди, противостоящие американскому империализму и глобализации. «Если бы он не стал футболистом, он бы стал революционером», - говорит о нем Кустурица и, наблюдая ту неуемную энергию, которая так и брызжет из него, поневоле с ним соглашаешься. Отвечая на вопрос о своем любимом киногерое Марадона, почти не думая, выпаливает: «Роберт де Ниро» и тут же уточняет: «Бешеный бык». «Потому, что он все может раздолбить! Да, он на меня похож. Я вижу сходство с ним во многих вещах: то, как он думает и то, как он хочет всех обойти. Я чувствую себя с ним похожим. Только дело в том, что он боксер, а я футболист. Он хочет все раздолбить, а я хочу забивать голы».
В итоге мы имеем интересный и искренний рассказ об одном из лучших спортсменов ХХ века, но не иконы нации, не идола миллионов, а портрет живого человека - мужа, отца, друга и гражданина с активной политической позицией. Как и у всех нас, у него свои слабости, недостатки и достоинства. И единственное, что отличает его от всех остальных – он лучший, и терпеливо несет свой крест...
'Марадона' Кустурицы это действительно Марадона Кустурицы. И политики там больше, чем футбола. И футбол не отделим от политики, как Колумбия от кокаина. Диего под 'God Save the Queen' Sex Pistols рубится с мультяшными Тэтчер, Рейганом, принцом Чарльзом, Бушем-младшим и прочими акулами мирового империализма, и, конечно же, разносит их в пух и прах.
А в марадонианской церкви вершится священный ритуал посвящения под названием 'рука Бога'. Ведь если футбол для южно-американцев - это религия, то кто есть Марадона, как не бог? Англичане захватили Мальвинские острова. А он, тогда , в 86-м, забил им гол – рукой... И Аргентина победила – отныне и во веки веков.
Маленький, плотно сбитый, кургузый крепыш, он смиренно принял крест свой, вернувшись из кокаиновой комы. Чтобы встать на одну трибуну с Чавесом. Чтобы сказать - если бы не Фидель, мы все бы давно гововили по-английски. Чтобы в футболке Stop Bush проехаться по южноамериканским городам и весям. Чтобы сказать матери Эмира Кустурицы за день до ее смерти: Привет! Это Диего. Я люблю вас... Люблю вас всех.
На каждой его руке - часы. Потому что его время никогда не выйдет - он уже живет в бессмертии. А на плече - татуировка Че Гевары. И срать хотел на капиталистов и мафиози из ФИФА.
Как Иисус из Назарета, он знал, кем станет. И проповедь его отбрасывает печальную тень на чело его. И хоть деяния его запечатлены тысячами камер, нет у него апостолов. Он один - лучший футболист всех времен и народов.
Даже в имени его, - Марадона – созвучном с 'Мадонна', присутствует нечто божественное.
Может, когда-нибудь он, как в разбомбленный Белград, приедет в Россию. И расскажет нам, сомлевшим от медийной патоки, опухшим пьянства и лени, безразличным ко всему, кроме денег, что нет окончательно проигранных матчей, пока существует возможность чуда.
20 июня 1982 года завершилась война между Аргентиной и Великобританией, в ходе которой последние вернули себе контроль над Фолклендскими островами. Четыре года спустя конфликт, метко названный Борхесом «ссорой двух лысых из-за расчески», получил развитие уже на футбольном поле: жребий свел двух недавних врагов в четвертьфинале чемпионата мира. И пусть в официальных заявлениях все говорили, что противостояние не выходит за спортивные рамки, каждый аргентинец мечтал о мести. На фоне бушующих реваншистских настроений, в одном из самых напряженных матчей того чемпионата, Диего Марадона принес своей команде столь нужную победу, забив два уникальных гола. Первый позднее назовут «рукой Бога», второй «голом столетия», а сам Диего получит прозвище «футбольный Микеланджело».
Правильное название фильма все-таки не «Марадона», а «Марадона глазами Кустурицы». Ни в коем случае нельзя вычеркивать сербского режиссера, потому что, как бы тавтологично это ни звучало, «глаза Кустурицы» здесь трудно не заметить. Автор даже не пытается быть объективным и беспристрастным, выбирая из обширной биографии футбольного идола лишь немногие понравившиеся эпизоды. Ни о какой всеохватности, конечно же, речи не идет, зато в наличии грамотно расставленные политические акценты. Более того, Кустурица отчасти продвигает свои собственные идеи, используя схожесть во взглядах с Марадоной, что есть отличный пример умело завуалированного полемического приема «ссылка на авторитет». Однако же вся эта слишком явная для документальной ленты субъективность позволила красиво и образно ответить на вопрос «Какой Диего Марадона?» и, что более важно, «Почему он такой?».
Следуя заветам Фрейда, причины следует искать в детстве. Но мы зайдем издалека. Кто лучший футболист всех времен? Правильных ответа два: Пеле и Марадона. И нет ничего удивительно, что именно в Бразилии и Аргентине родились два величайших в истории игрока. Корявенькая фраза «футбол не спорт, а социальное явление» давно превратилась в журналистский штамп, но все еще близка к истине. Трудно назвать другой вид физической активности, в котором путь из условной фавелы в роскошный особняк семизначной стоимости был бы столь же коротким. Но если в какой-нибудь Нигерии просто нет приличных футбольных клубов, а, скажем, в Италии нет такого количества катастрофически неблагополучных районов, то в Бразилии и Аргентине пресловутый социальный лифт «из грязи в князи» выглядит наиболее впечатляюще. В этих странах судьба (или футбольные скауты) всегда приходит к уличным кудесникам мяча с двумя таблетками: красная позволит стать новым Марадоной, ну или на худой конец каким-нибудь Месси, а синяя заставит вживую пройтись по сценарию фильма «Город Бога». Кустурице удалось в паре эпизодов вызвать Марадону на откровенный разговор про детство. И слово «бедность» аргентинец произносит с особой гордостью, считая малый достаток семьи едва ли не первопричиной своих успехов.
«Если Пеле говорит, что он в футболе как Бетховен, то я Рон Вуд, Кит Ричардс и Боно от футбола». Даже сам Марадона использует в определении аж трех знаменитостей. Что уж говорить про режиссерские попытки обрисовать Диего, ассоциативные ряды Кустурицы напоминают притчу про слона и слепцов: Уго Чавес, Гильгамеш, «Бешеный Бык» Ламотта, какие-то герои из вестернов. И разумеется не мог он не вспомнить о собственной фильмографии: среди разнообразных котов, цыган, гусей, сельских пейзажей и постоянно бегущих куда-то под несуразную музыку полусумасшедших людей взбалмошный аргентинец смотрелся бы невероятно органично. В подтверждение тезиса Кустурица включает в фильм отрывки из «Черная кошка, белый кот».
Но в итоге ключевая мысль обнаруживается в пересечении мировоззрений режиссера и футболиста. Просто они оба ненавидят «проклятых империалистов». Первый за бомбы над Югославией, второй за Фолклендскую войну. Главная визуальная находка документальной ленты – карикатурные коллажи, где Марадона бежит к воротам, обыгрывая вместо английских защитников знаменитых агрессоров международного масштаба вроде Джорджа Буша или Маргарет Тэтчер. Кустурица расширяет спортивное событие до политической метафоры. В этой же плоскости автор объясняет весь жизненный путь Марадоны: «Если бы он не стал футболистом, он был бы революционером». Революционер – вот каков Марадона глазами Кустурицы. Его игра – всегда на пределе, всегда непредсказуемо - перманентная революция. Вот Диего получает мяч - и никто не знает, что будет дальше. Дальний удар под перекладину? Гениальный пас, отрезающий всю оборону соперника? А он вместо этого идет напролом, обводит половину команды и забивает свой «гол столетия».
4 ноября 2008 года Диего Марадона был официально назначен главным тренером сборной Аргентины. Команда успешно дошла до четвертьфинала чемпионата мира в ЮАР, где была без шансов разгромлена немцами. После чемпионата Диего покинул свой пост из-за разногласий с национальной федерацией. Ходят слухи, что сейчас им интересуются богатые клубы из Китая. Не сомневайтесь, этот футбольный революционер еще не раз напомнит о себе.
Черный фон, белый текст. Текст - это цитата Шарля Бодлера, которая гласит о том, что Бог – это единственное существо, которому для того, чтобы править, даже не нужно существовать. Далее - Эмир Кустурица наперевес с гитарой. И кто-то произносит: 'Дамы и господа! На гитаре играет господин Диего Армандо Марадона мира кино'. Этот фильм… Хотя нет, это даже не фильм. Это нечто другое.
Питер Джексон в 2005-ом году сделал ремейк Кинг Конга, датировавшегося 1933. Это была его дань, преклонение перед фильмом, который он очень любит. Кустурица сделал тоже самое: преклонил колени перед человеком, которого одна половина человечества обожествляет, а другая - буквально ненавидит. Действительно. Марадона – фигура неоднозначная, чего стоят его многократные голы рукой, или спринты через половину поля, а также кокаиновая зависимость и политическая деятельность. Все это Кустурица снимал в течение двух лет, и в итоге получил то, что критики признали самой слабой его работой, за всю карьеру.
Технически фильм очень прост. Это документальная биография, снятая ручными камерами. Но. Здесь важен один момент: режиссер преподносит нам историю о Марадоне в виде игры последнего с мировыми политиками, такими как Тэтчер, Рейган, принц Чарльз, Буш младший, на протяжении всего фильма Диего забивает им гол, тот самый гол века. Почему, или зачем он это делает, пояснять, пожалуй, не стоит, ибо кто знает, тот знает, а кто не знает - смотреть будет интереснее. Правда в том, что человек, у которого на голени - портрет Фиделя Кастро, а на плече - портрет Че Гевары не может оставаться безучастным в жизни, как своей страны, так и Латинской Америки в целом. Даже когда Кустурица и Марадона приезжают в Белград, последний, смотря на руины здания министерства внутренних дел, спрашивает: 'Кто это сделал?'
В этом фильме нам представлен только один актер, который играет последователя Мародонианской церкви, и появляется он только на пару минут. В остальном, главные герои фильма - это человек его снимающий, и тот, про которого снимают. На втором плане фигурирует съемочная группа и семья Марадоны. Надо заметить, что от столь скудного актерского состава, фильм ничуть не теряет, а напротив, выигрывает. Ведь кто может вас сыграть лучше, чем вы сами? По ходу фильма Диего признается, что он актер, правда забывший прочитать сценарий, поэтому он не играет в жизнь, а живет ей (простите за тавтологию), что фильм Кустурицы доказывает.
Марадона Кустурицы, или, как окрестили его в российском прокате, Марадона не фильм о человеке, а его исповедь. Исповедь одного гения, запечатленная на пленку другим гением. В указанной выше цитате, сказано, что Богу необязательно существовать, но Диего Армандо Марадона мало сказать существует. Он живет, живет, несмотря на то, что однажды уже умер.
…И весь народ запел
Марадо – Марадо
Родилась рука Бога
Марадо – Марадо
Посеял радость среди людей,
Оросил славой эту землю…
La vida es una tombola De noche y de dia La vida es una tombola Y arriba y arriba
Это вроде бы и не фильм.
Просто интересный эпизод из жизни Эмира Кустурицы. О том, как решил он снять фильм (и снял!) о своем друге Диего Марадоне. И так все это искренне, а где-то просто по-детски искренне (чего стоят их задушевные разговоры о негодяе Буше), что иногда возникало ощущение, что смотришь видеопленку в гостях у своих добрых знакомых.
А тут еще Sex Pistols! А тут еще, оказывается, Фидель - близкий друг Диего Марадоны! А еще песня, которую Марадона поет в компаниии своих родных и близких, и от которой у меня просто слезы потекли.
А под конец просмотра пришла в голову мысль, что все хорошие люди на земле как-то связаны.
'Я хочу сделать самый лучший фильм всех времен о Марадоне' - вот что сказал Эмир Кустурица Диего Марадоне. И он за свои слова ответил: снял самый лучший фильм всех времен о Диего Марадоне.
Кто еще не знает о том, кто такой Диего, посмотрев этот документальный фильм, очень этому удивится.
Ни разу при просмотре какого-либо документального фильма не испытывал таких сильных эмоций, не получал такого удовольствия.
Спасибо Диего, спасибо Эмир! Спасибо за то, что вы есть!
Фильм в духе Кустурицы и в духе века, в котором футбол решает политические споры. Картина снята в виде репортажа, который режиссёр (Кустурица) берёт у старого друга - Диего Марадонны, великого аргентинского футболист, легенды и бога футбола, прошедшего сложный путь от бедного латино-американского мальчишки до 'Бога'. В его жизни было всё, его жизнь игра. Игра в большой футбол, игра со смертью. Наркотики, а в частности кокаин увели его от спорта к забытию, в котором он провёл долгие годы, и если бы не близкие ему люди, фанаты, друзья и родные, поддерживающие Диего, конец стал бы печальным.
Несмотря на то, что фильм полностью документальный, со множестом интервью, смотрится он легко и очень захватывает, позволив проникнуть в нечто, что находится за рамками общественной жизни, более того, мы попадаем в мир, о котором рассказывают лишь близким друзьям.
Советую посмотреть, хотя бы просто для того, что бы знать, кто это такой. Латиноамериканский нрав, политические позиции, в душе Диего - революционер, так же как и Че, но путь его - футбольный, лишённый кровопролитий и смерти. Это стоит увидеть своими глазами.
Взгляд Эмира Кустурицы, снявшего документально-биографический фильм об одной из самых ярких и одиозных фигур мирового футбола, получился, действительно, дружеским. Нет, Кустурица не стал сглаживать острые углы и романтизировать образ великого и скандального футболиста. Просто подана история в непринужденной манере, в форме очень приятного и крайне удобного для восприятия откровенного диалога между двумя великими людьми - между великим спортсменом и великим режиссером.
Плюс захватывающие нарезки из самых красивых голов, которые Марадона забивал на полях международных футбольных арен и во внутреннем чемпионате. Плюс яркий стеб над политической элитой США и Великобритании в виде занимательных сатирических мультипликационных вставок. Но здесь Кустурица был в своем репертуаре и вдоволь постебался над достойными для своего острого сатирического взгляда фигурами.
В принципе, про все этапы звездного восхождения к вершине мировой футбольной славы Диего Марадона рассказывает на камеру сам, как и про болезненные детали стремительного падения на самое дно, в бездну кокаиновой зависимости. Человеку, любящему футбол, невозможно без чувства глубочайшего сожаления смотреть на признания великого человека, заявляющего публично о том, что годы наркотического тумана лишили его перспективных возможностей достигнуть в футболе еще больших вершин.
В фильме Марадона вообще предстает чрезвычайно простодушным и откровенным человеком, но в тоже время по-детски неискушенным и прямолинейным в своих наивных революционных оценках международной политической обстановки. И эта ребяческая наивность и искренность подкупает, заставляет прощать Марадоне все совершенные им в жизни глупые и необдуманные поступки, как эти ошибки простили ему его соотечественники.
В своем фильме Кустурица наглядно демонстрирует колоссальную общественно-значимую роль, которую Диего Марадона играет в жизни аргентинского народа. Для большинства аргентинцев Диего остается идолом, кумиром на века, обладающим незыблемым авторитетом. Культ Марадоны в Аргентине поистине велик и Эмир Кустурица постарался донести до своего зрителя насколько ярко уже несколько десятилетий вплоть до настоящего дня горит звезда величайшего футболиста всех времен и народов. Поклонники футбола, конечно, помнят знаменитый 'золотой гол', забитый Диего Марадоной рукой в матче ЧМ-1986 в ворота сборной Англии. Этому голу в ленте Кустурицы найдется отдельное место, роль данного события в жизни всей Аргентины будет освещена в отдельном аспекте и этот гол будет напоминать о себе на протяжении всей картины.
В другой стране над игроком сборной, отличившимся подобным образом, отзывались бы со скрытой усмешкой, либо иронизировали над курьезной ситуацией. Ироничная оценка была бы возможна в любой стране, но только не в Аргентине, там рука Диего Марадоны стала по-настоящему священным для всего народа символом - рукой божьей. За что перед аргентинским народом искренне снимаю шляпу, пропитываюсь чувством благоговейного уважения к нему, не устаю удивляться силе любви аргентинцев к своему национальному футболу. И, естественно, остаюсь в России, для того, чтобы со стыдом наблюдать, как некоторые наши болельщики по поводу и без позорно продолжают втаптывать в грязь имена любимых многими ценителями футбола великих отечественных игроков.
'Бог - это единственное существо, которому для того чтобы править, даже не нужно существовать'.
Может быть только в этом разница между богом и Марадоной - и то это вопрос времени, как бы нам того не хотелось. Эмир Кустурица снял замечательную историю, повествующую жизнь Диего, как сам Диего видит ее своим взгляд. То есть сам виновник расставил точки над всеми сомнениями мирового общества, над сомнениями, какой же он все таки герой - положительный или отрицательный. Так в чем же суть Марадоны, в чем его главное идея, над чем так усердно работал Эмир Кустурица?
Диего бунтарь, Диего наркоман - ну хватит... Хватит ссылаться на стереотипы, хватит подставлять свои органы слуха под желтый и необъективный поток информации. Диего знает, что делает. Дело в том, что маленькие и не влиятельные страны, такие как страны Южной Америки, одерживают победу или терпят поражения на другом уровне, нежели о котором говорят европейцы или американцы - о количестве бомб, о мировых войнах и так далее. Диего ставит на первое место 'футбольные войны', где жертвы обычно не люди, а эмоции. Эмоции болельщиков, эмоции игроков, победные эмоции, поверженные. У всех нас, во всем мире, у всего есть противоположная сторона, негатив. Диего предлагает совокуплять все это в футбол, а не в убийства ни в чем неповинных людей. Это и придает ему божество - божество идеи быть едиными и счастливыми. А счастье в том, что победила твоя футбольная команда, а не в том что, ты получишь лишний миллион или избавишься от конкурента. Футбол это независимое течение. Сколько бы не пытались раскурочить его ФИФА, в любом случае футбол - игра народная. В любом дворе есть мяч, а не сувенирная ядерная бомбочка. Поэтому и объединить всех должно добро. Вот в чем главная суть великого жизненного пути Диего.
Это его общий взгляд на мир. Жизнь ставила его перед обстоятельствами Были, к сожалению, люди влиятельнее его, и им надо было от Диего шоу, полной подчиненности. Особо это отразилось в Италии. Всегда там где деньги, есть грязь, и Марадоне пришлось с ней столкнуться.
' Было такое ощущение, что Юг Италии не может обыграть Север. Мы поехали играть с Ювентусом в Турин и забили им шесть голов!!! Представляешь, что значит, когда команда с Юга забивает шесть голов в ворота команды 'Адвоката' Аньелли. Но суть в том что мы вытеснили их из Чемпионата Мира. Там то они и получили по полной программе. Потому что Матарези - еще один мафиози, президент итальянской федерации, уже у них был готов финал - Германия и Италия. Вот тогда то все и случилось. Потом мне дали допинг. Потом дали допинг Канидже, но больше никого не было. В Италии кроме Марадоны и Каниджи никто даже аспирина не принимал' - говорит Диего
Никто наверно не сможет сказать, даже сам Армандо, каким образом его повело на кокаин. Естественно ему бы не стали через силу запихивать наркотики в организм или еще делать это какими то физическими методами. Не знаю, даже догадок нет, но случилось то что случилось. Как говориться в фильме, 'когда свисток судьи ознаменовал конец матча, и Диего - величайший футболист мира всех времен, прошел мимо углового флага, направляясь в раздевалку. Тогда то и начались все его беды'. Позже, когда Диего вышел из спячки и снова показал себя общественности, он сожалел о том, что сломал себе жизнь, карьеру, пойдя по неопытности неправильной дорогой, загубив все амбиции и силы в Диего, не раскрывшегося даже на половину как футболист и как человек.
' Мне было бы так приятно смотреть, как росли мои дочери. Так как она это видела ( показывает на жену Клаудию). То есть я завидую Клаудии. Я гораздо красивее ее (смех...),но разница между мною и ей в том, что она пережила самые чудесные моменты из жизни Дальмы и Джанин (дочери...), понимаешь. Сегодня я вижу это на видео, которое мне иногда показывает Клаудия. Я говорю: 'Смотри что я потерял, каким придурком надо быть чтобы все это потерять.' Потому что невозможно повернуть все назад. То есть воспоминание, ценность воспоминаний и вина, которая во мне сидит сегодня - то что я не смог увидеть Джанину, в ее обычный день рождения. Ни Дальму в ее обычный день рождения. Почему? Потому что начинался день рождения, а я шел и принимал наркотики. И что я чувствовал? Ничего. Чувствовал что они мои дочери, но не чувствовал, что они были рядом со мной, и что я могу обнять их. Я чувствовал, что мои дочери догадывались, что я под кайфом. Что Дальма, когда я хотел ее поцеловать, делала так (отклоняется в сторону с пренебрежением)'
Признав прошлые ошибки, Диего становится легче, легче критиковать себя, легче отталкиваться в каких то рассуждениях о себе и о своей жизни.
' Я родился в футболе и знал, кем я стану, но то чего я не знал, так это то, что я буду принимать кокаин. Я знал что я смогу купить дом маме, что я женюсь что у меня будет семья, что я обьеду весь мир, что я стану участником чемпионата Аргентины, я сказал это когда был еще таким (показывает рукой свой рост в детстве...), это записано, я знал все это. Но после всего этого меня еще многое ожидало. То, за что я чувствую себя виноватым до сих пор. Мне могли сказать, что я стал лучше, чем раньше, но никто не знает, что у меня на душе. '
PS: 'Я актер. Потому что я живу жизнь как мне хочется. То есть актерам дают сценарий и они его читают. Так? А я не читаю, я живу, и в этом моя игра. Я живу своей жизнью'.
Эмир Кустурица и Диего Марадона... Эти два гения просто обязаны были встретиться на планете Земля и подружиться. Кому бы еще удалось снять такой правдивый, такой настоящий, такой искренний фильм о великом Диего, как не его другу Эмиру?
'Марадона' не похож на обычный документальный фильм. Кустурица выходит за рамки привычной документалистики, и получается фильм в чем-то художественный, в чем-то спортивная сводка, в чем-то road-movie, в чем-то политическая зарисовка, с элементами мультипликации и карикатуры. Если задуматься, весьма взрывной получается коктейль, сочетание несочетаемого. Быть может, в этом и секрет искренности фильма?
Диего изображен как личность легендарная - но живая. Показаны его сильные стороны, его взлеты. Не вызывает сомнения тот факт, что Марадона - не просто человек, а легенда. Человек-борец, который честен с самим собой и окружающими несмотря ни на что. Который не боится выступить против существующего режима, дать метафорическую пощечину сильным мира сего, которых он по вполне понятным причинам не уважает ('Со мной хотел встретиться принц Чарльз. Я отказался. Он хотел меня увидеть, а я его видеть не хотел. Я бы ему руки не дал. На его руках кровь'). Власть и деньги - далеко не все в этой жизни.
Но с другой стороны, ни Кустурица, ни Марадона не приукрашивают жизнь великого футболиста. Показано и его падение на самое дно - наркотики, состояние между жизнью и смертью, потеря собственного 'я'. Изображено это очень честно - без излишнего драматизма либо поиска оправдания. Как поется в песне 'Марадо':
Любопытная слабость, раз Иисус споткнулся,
Почему со мной этого не должно случиться?' -
В этом весь Диего.
Отдельного внимания заслуживает изображение болельщиков и так называемой 'Марадонианской церкви'. Эти эпизоды вышли в духе великого Эмира - абсурдно комичные, живые, яркие, настоящие. Просто потрясающе! Также берет за душу и изображение фанатов Наполи, которые готовы были разорвать Диего на куски - из любви к футболу и легендарному игроку их клуба.
Марадона-футболист и его великий гол, 'Рука Бога', Марадона-тренер, Марадона-общественный деятель и друг Фиделя Кастро, 'Буше-ненавистник', Марадона-муж и отец и его семья, Марадона-человек, который был между жизнью и смертью, бывший наркоман.. И это далеко не все грани величайшего футбольного игрока всех времен и народов.
'Марадона' Кустурицы - фильм, пропущенный через себя. Не случайно Эмир вставляет кадры из своего фильма, кадры знакомства Диего со своей семьей, кадры совместного путешествия в Белград... Это очень личный фильм. Думаю, никто бы не смог изобразить Диего, как это сделал югославский гений, фанат футбола, почитающий Марадону, Гагарина и Фиделя.
Жизнь Диего-человека - поучительная притча. Каждый может найти в этом фильме что-то свое. Слезы Диего, песня 'Марадо' - незабываемо.
“Я ошибся и заплатил за ошибку. Но мяч пачкать нельзя”.