Если б я был Марадоной
Я бы жил как он
Потому что как и мяч, наш мир вертушка
Проживаешь его на полную катушку
Если б я был Марадоной
И мне попалась дрянь
Никогда не преступил бы я грань…
(из песни уличных музыкантов Буэнос-Айреса)
Когда великий режиссер посвящает свой фильм отдельно взятой личности – это всегда интересно. Когда такой личностью является один из кумиров «игры миллионов» Диего Марадона - это интересно вдвойне. «Король футбола» по версии простых болельщиков, в противовес любимцу специалистов-профессионалов бразильца Пеле. Национальный герой Аргентины, автор «руки Бога» - легендарного гола в ворота злейшего врага своей страны, герой допинговых скандалов, гроза папарацци, наркоман в прошлом и любящий отец– это все о нем.
Фильм «Марадона глазами Кустурицы» не является классической документальной лентой про знаменитость по стандартной схеме: родился-учился-женился. Кустурица ведь не профессиональный документалист, и поэтому его фильм получился совершенно особым. Лишь вскользь мы узнаем о тяжелых условиях детства и его мечте стать футболистом, еще меньше информации узнаем о его, собственно, карьере. Зато куда больше внимания Кустурица посвятил другим ролям Марадоны, тех о которых не узнать из всезнающей статистики и сухих очерков околофутбольных статей и телепередач. Марадона-отец, Марадона-муж, Марадона-человек с активной гражданской позицией – такого Марадону мы еще не видели. Кустурица не только человек за кадром, задающий вопросы, это еще и полноправный герой истории, рассуждающий о непростой личности аргентинца. Почему тот 15 лет не бывал в местах своего детства, как скатился до жалкой участи наркомана, откуда нашел силы, чтобы возвратится к жизни, как после всех выходок ему удается удерживать свою популярность и непререкаемый авторитет?
Разговорить традиционно неприветливого к журналистам аргентинца мог только человек калибра Эмира Кустурицы – патриот канувшей в Лету страны с очень непростой судьбой Югославии, человек, не уличенный в связях с ненавистным Диего американском режимом, терпеливый интервьюер капризной звезды и большой любитель футбола.
Уникальные кадры кинохроники, где начинающий футболист Диего делится своими планами на будущее, сцены быта семейства Марадоны, его досуга, встреч с друзьями, визитов в Белград и Неаполь, весьма искренние признания Диего позволяют сделать предположения, что режиссер сумел достаточно глубоко проникнуть в его столь закрытый для окружающих мир, стал его другом. Кустурица признавался, что работа над проектом не была легкой, иногда он совсем уж некомфортно себя чувствовал в шкуре папарацци, дежурящих у дома знаменитости лишь бы сделать хороший кадр, который можно будет продать известному таблоиду. Как хорошо видно смятение всемирно известного и весьма почитаемого режиссера, когда Марадона, ничего не объясняя, срывает намеченную заранее съемку и укатывает по своим делам, оставляя двукратного обладателя Золотой пальмовой ветви (!) лишь недоуменно пожимать плечами да нервно улыбаться у дома футбольной знаменитости.
И честь и хвала Эмиру за то, что ему хватило терпения, чтобы довести свою задумку до конца, вопреки всем обстоятельствам. Откровенность Диего, с которой он рассказывает о своей жизни, готова подкупить кого угодно. Этому весельчаке-коротышке, живой легенде великой страны и вечному оппортунисту хочется верить.
Особой темой фильма является «кокаиновый» период жизни Диего. Пожалуй здесь нужно дать слово самому герою истории. «Эмир, знаешь, каким игроком я бы стал, если бы не принимал кокаин? Какого игрока мы потеряли! Неприятный у меня осадок на душе, что я мог бы стать кем-то гораздо больше того, кем я есть. Да, да, могу тебя заверить, что да! Я родился в футболе и знал кем я стану, но то, чего я не знал – это то, что я буду принимать кокаин. Я знал, что я смогу купить дом маме, что я женюсь, что у меня будет семья, что я объеду весь мир, что я стану участником чемпионата Аргентины... Я знал все это, знал все это, но дело в том, что после этого мне осталось сделать много чего и из-за чего, я сегодня, к сожалению, чувствую себя виноватым в душе. Потому, что мне могли сказать, что я в порядке и я лучше, лучше, чем раньше, но никто не знает, что у меня на душе. Я знаю, в чем я виноват, и не могу это поправить».
Гениальное умение Кустурицы подбирать незабываемое музыкальное оформление не изменило ему и в данном случае. Обойдясь в этот раз без услуг Горана Бреговича, он украшает своей фильм заглавной темой из «Андеграунда», мелодиями аргентинских ночных клубов, уличных музыкантов, революционными маршами, мотивами рожденного в борделях прошлого танца танго, и песней о жизни Диего Марадоны в его собственном исполнении. И, поверьте, это надо услышать.
Отдельный тема разговора – политические взгляды Диего. Его кумиры мира политики - «крутой дядька» Фидель Кастро, Че Гевара и Уго Чавес – люди, противостоящие американскому империализму и глобализации. «Если бы он не стал футболистом, он бы стал революционером», - говорит о нем Кустурица и, наблюдая ту неуемную энергию, которая так и брызжет из него, поневоле с ним соглашаешься. Отвечая на вопрос о своем любимом киногерое Марадона, почти не думая, выпаливает: «Роберт де Ниро» и тут же уточняет: «Бешеный бык». «Потому, что он все может раздолбить! Да, он на меня похож. Я вижу сходство с ним во многих вещах: то, как он думает и то, как он хочет всех обойти. Я чувствую себя с ним похожим. Только дело в том, что он боксер, а я футболист. Он хочет все раздолбить, а я хочу забивать голы».
В итоге мы имеем интересный и искренний рассказ об одном из лучших спортсменов ХХ века, но не иконы нации, не идола миллионов, а портрет живого человека - мужа, отца, друга и гражданина с активной политической позицией. Как и у всех нас, у него свои слабости, недостатки и достоинства. И единственное, что отличает его от всех остальных – он лучший, и терпеливо несет свой крест...
Если кто и должен был снимать фильм о Диего Армандо Марадоне, то только Эмир Кустурица. Нарисовать портрет этого аргентинца возможно, если вы сами прошли через тот же быт, что прошел Марадона. Латинская Америка и Балканский полуостров исторически схожи. И те и другие были подвержены влиянию западных стран. 'Для тех и других бедность – это не проблема, а способ выражение страдания'.
Эмир Кустурица сам себя называет художником, который рисует портрет. И это не портрет великого футболиста, это портрет сына, верного мужа, гражданина с твердой политической позицией, любящего отца своих дочерей. Неслучайно название фильма очень простое – «Марадона». Потому что сам сам Диего не называет себя богом, революционером или скажем философом. Он, сам того не подозревая, имеет власть над миллионами людьми. Но по его же убеждениям, власть – не значит обладать. Марадона показан как настоящий солдат, для которого честь и моральные принципы стоят на первом месте. Ведь наемники бьются за деньги, а солдат убьет за семью.
Неслучайно Эмир Кустурица начинает свой фильм с поезда, на котором Диего отправляется в Венесуэлу, где проходит марш против Джорджа Буша. Казалось, этот поезд, как говорил сам режиссер, идет не только в Венесуэлу, а намного дальше. Таким и получился фильм о Марадоне. Он словно этот самый поезд ведет своего зрителя куда-то дальше, чем просто к биографии Диего, оставляя много поводов для рассуждения и внутреннего диалога.
Хочется отметить акцент Эмира Кустурицы на голах Марадоны в ворота сборной Англии на Чемпионате Мира 1986 года. Балканский художник показывает, что те голы были настоящим выстрелом из винтовки Че Гевары нашего времени. Один гол, признанный лучшим голом 20 века, был прямым выстрелом во врага, которого видит Марадона на протяжении своей жизни. А гол рукой – хитрость, которой можно этого врага взять. Особенно удачно подобрана композиция «God save the Queen» британской группы «Sex Pistols», которая символизирует все отношение Марадоны к западному миру.
В фильме Кустурица используется диалог со зрителем, рассуждая о Латинской Америке, ее культуре и как она отобразилась на главном герое его картины. О том, каким он видит Марадону в каждой встрече с ним. Фильм построен на откровенном общении автора с главным героем. В картине используются великолепные краски – голы Марадоны, сумасшедшая любовь болельщиков к Диего Армандо, его слезы от того, что прошлое изменить нельзя.
Перед нами обычный человек, который упорно работал, чтобы стать звездой мирового футбола. Он не остается в стороне от политики, потому что ему не наплевать на свой дом. Он любит свою семью и свой народ. Казалось бы, это все те черты, которые присущи каждому человеку от природы. Но тем не менее, автор не может отогнать мысль, что все это присуще только богу. В своей жизни Марадона сделал много скверных вещей. 'Но Богу прощается все'.
Режиссёр, как понятно из названия, Эмир Кустурица. Главный герой, как не менее понятно из названия, Диего Армандо Марадона, лучший футболист 20 века.
Фильм позиционируется как документальный, но по сути он являет собой некую приближенную к реальности фантазию Эмира Кустурицы, или же приукрашенную правду Марадоны. Можно было сказать, что фильм идеологический, с лейтмотивом 'Нет Америке, Англии. Да - Кубе!', но это было бы слишком непочтительно как к Кустурице, так и к Марадоне. Всё же, помимо разглагольствований о политике, здесь есть и отвлечённые интервью, размышления о жизни, интересные места съёмок, интерьеры, необычная композиция 'всё вперемешку', трогательные песни (в т.ч. и в исполнении Марадоны), нарезки самых красивых голов и немного частной жизни кумира миллиардов.
Манера подачи материала похожа на используемую в других фильмах сербского режиссёра - зигзагообразная. Проблема только в том, что в других фильмах есть сюжет, а у 'Марадоны' он отсутствует. Кустурица хочет показать зрителю кто же такой, этот человек - Диего Армандо Марадона: как футболист, как муж, как друг, как живое божество, как отец, как, в сущности, просто одинокий странник... Да, задумка хороша, но... она так и не была реализована, о чём и говорит ближе к концу фильма сам Эмир Кустурица.
И вот, за неимением хоть какого-то основного блюда, впечатления от 'Марадоны' остаются размытыми, разрозненными и скомканными, а надежды неоправданными. Человек, который знаком с биографией Диего, мало нового узнает о нём, а человеку незнакомому, пожалуй, лучше будет посмотреть обычный/стандартный документальный фильм о Марадоне на одном из центральных каналов телевидения.
Тем не менее, смысл смотреть Марадону Кустурицы есть. Именно - познакомиться с гениальным режиссёром Эмиром Кустурицей, поскольку примерно треть экранного времени он ангажирует на себя главную роль. В прямом смысле, Кустурица почти весь фильм - в кадре. Также советую обратить внимание на концовку - там потрясающая песня Ману Чао и самый, пожалуй, запоминающийся отрывок из интервью с Марадоной.
Диего Марадона. Эмир Кустурица. Нет сомнений, этим людям можно посвящать стихи, песни, книги, фильмы... Но сейчас не о том. И даже не о них. Мы говорим о фильме.
А о чем фильм? Вопрос, казалось бы, риторический, но все же. Месседж киноленты уверенно повис в воздухе и вовсе не собирается приспускаться на землю, дабы нам, зрителям, явить свои очертания. Чем закончился фильм? Я бы сказал, тем же, чем и начался. После просмотра осталось лишь чувство недосказанности, незаконченности. Последнее вполне характерно для художественных фильмов, но это, господа, кроме всего прочего, картина документальная. Какая бы проблема ни поднималась в фильме, она всегда растворяется в какой-то другой информации, в каких-то других диалогах и размышлениях. Вердикт: фильму не хватает конкретики, месседжа. Вышел своего рода обычный фильм о великом футболисте. Не более. Или я бы даже сказал не так. Данная лента не тянет на то, чтобы называться 'фильмом о великом футболисте', потому на этом стопроцентный акцент не ставится вовсе. Получился фильм о каком-то обычном человеке, которого (как будто) мы даже и не знаем. О чем речь? О ком речь? Где акценты? Где интонация? Человек, не знающий Марадону, и вовсе бы не удивился.
Мне никогда не был интересен Марадона. Я не видел трансляций с его игрой. Естественно, я много о нём слышал, в памяти остались кадры из новостей, где толстый и кудрявый Диего мелькал в связи с лечением в больницах и с другими передрягами в его жизни (чёртовы журналисты всегда были рядом с ним, и в горе и в радости).
Фильм прост, может не доработан, похож на эссе, хотя и снимался несколько лет. Из него я понял смысл гола рукой Англии, что это не просто так. Посмотрел, что фанаты в Неаполе действительно сумасшедшие (они во время чемпионата мира 1990 года в Италии болели не за Италию, а за Аргентину во главе с Марадоной). Меня воодушевили слова Диего, атмосфера его встреч с Фиделем и Чавесом, хоть я и не коммунист.
А финальная сцена - очень простая, но, по-моему наполняет зрителя огромным количеством эмоций.
Фильм называется 'Марадона Кустурицы' и это очень важно. Тут просто идет рассказ одного известного человека о другом очень известном человеке. Понятное дело, что о Марадоне знает больше людей, чем о Кустурице и это проблема. Потому что режиссер показывает нам одного из величайших футболистов в своем представлении и даже пытается пропустить его через призму своих фильмов.
Футбола практически нет, истории о человеке тоже нет, есть только противоречивые фразы Марадоны о политике. Тут вообще больше политики, чем футбола. Хотя сам футболист говорил, что политика его слабо интересует. Это очень нудное зрелище, которое не понятно кому придется по вкусу.
Я огромный фанат футбола, но не смог досмотреть фильм, я уважаю фильмы Кустурицы, но этот полный ноль.