Если честно, я понятия не имею что можно сказать про эту картину, как ее описать, как охарактеризовать. Говорить то, что она душещипательная, раздирающая, ну не знаю, проникновенная, но что толку перечислять эпитеты, даже весь их набор не поможет. Тут, тут, ну никак нельзя этого передать, это просто не передаваемо. А при представлении этого неизбежно содрогаешься.
Тема глобального исчезновения разумных существ на Земле очень актуальна. Тема-предостережение. Таких картин, конечно же, полно. Но таких ли, как эта?! Вряд ли что-то идет в сравнение, хотя я бы все-таки провел параллель с 'На берегу ' 2000 года. Хотя как уже сказал таких подобий много.
УИЛЛ СМИТ!!!
Разве можно было передать образ своего героя еще лучше. А образ, действительно, не из самых простых. По приблизительным подсчетам, сколько он прожил один? Года 3? Ну, пусть поменьше - 2, 5. Два с половиной года в одиночестве, я не знаю, как он не отчаялся за это время, почему не сошел с ума, продолжал бороться за жизнь на Земле. Как ни крути, ну не хватит, не хватит одной собаки и манекенов для поддержания себя в разумном состоянии, особенно когда опасность всюду и шансы мизернейшие.
Да, естественно, люди живут одни в отшельничестве, живут в лесу, в горах. Но это не про нашего героя. Он обычный человек (хотя не совсем, он - лейтенант-полковник, к тому же ученый-доктор), у которого есть (была) семья. И вот как всегда ученые (доктор Криппин) вроде бы с благими намерениями, в поисках столь вожделенного для человечества лекарства от рака открывают пресловутый ящик Пандоры! А ведь на лице ее (д. Криппин) читалась такая радость, такое удовлетворение - что вы, спасительница человечества. Но вскоре лекарство дало побочный эффект.
Герой Смита остался один на один с тишиной, с безлюдным городом, который некогда был мегаполисом, с выжившими, но совершенно переродившимися, мутировавшими, инфицированными людьми. И как всегда - Солнце - главный защитник и помощник нашего героя. Ну и, несомненно, его собака, если не ошибаюсь по кличке Саманта, она же Сэм. Безумно преданное существо. Но все же не такое умное, как человек (хотя может это и к лучшему).
Хочется сказать, что всего было в меру, но лично мне все-таки хотелось немножечко больше спецэффектов, ну самую капельку! Встреч героя с инфицированными было очень мало, фильм просто держал в напряжении и без того. Но схватка с собаками, где герой все-таки теряет свою верную спутницу, это единственное связывающее его с семьей кроме воспоминаний просто великолепна. Великолепна не с обычной 'ужасо-боевиковой ' позиции, а с какой-то другой, здесь переживаешь все как-то не так. Или финальные сцены. Так и хочется пожалеть, посочувствовать, подсказать: 'Уилл, ну почему, почему ты не наставил каких-нибудь датчиков движения за пару километров от своего дома и не выложил там минное поле, почему прожектора не были настроены на автоматическое включение, почему, почему, почему!... '
Баланс был везде: поражающе воздействовали и реплики (возможно это было некой заменой экшна, причем довольно равноценной) Уилла: с манекенами, с собакой, и конечно же в финале, когда он отчаянно (понимая, что попросту долбится в стену) безуспешно пытается достучаться до разъяренных, полоумных, бешенных псевдолюдей, пытается сказать что нашел лекарство. 'Я могу спасти Вас ', - говорит он. 'Я могу... ' Но. Только сейчас обдумывая финал, я понимаю всю его силу. Последний взгляд на фотографию главных, родных, любимейших людей. И главный герой - сметающий все вокруг огненный вихрь, со всей горечью, со всей злостью: на себя, на людей, на судьбу, на всё!
Этот фильм держал в напряжении атмосферой (яркий представитель), старательно перенося идею в умы зрителей. Но проблема в том, что разумным людям итак все это ясно. Итак понятно, что человек сам роет себе могилу, сам подводит себя к черте своей необузданной жаждой познания! Таков... человек! ...Представить жизнь людей. Все - личности, у каждого - судьбы, каждый - стремится, каждый - живет. Но вдруг все это в момент обрывается, и не остается ничего... Ни стремлений, ни судеб, ни жизни, ни людей. И все это из-за чьей-то роковой ошибки, наших ошибок! Таков человек!
Я смотрел этот фильм в кинотеатре. Звук бесподобен. Американский Ford в начале фильма. Кинотеатр все-таки оставляет впечатление более сильное! Но согласен: музыкального сопровождения не хватало, хотя бы в некоторых эпизодах. Конечно же, не нужна музыка при показе безлюдного Нью-Йорка или похождениях главного героя во мраке здания. Но вот в финал я бы добавил, хотя, в общем-то, не обязательно. Смысл, конечно же, не в этом.
Кажется, хотел сказать что-то еще, но мыслей столько, что некоторые постоянно вылетают из головы. А вообще не собирался писать отзыв к этому фильму. Зачем? О таких фильмах действительно можно сказать в двух словах, о самом главном. Надо радоваться жизни пока тебе это дано, и ты можешь это делать. Дорожить каждой минутой. Но получается ли так у нас?
Роман Я-легенда, повествующий об истории последнего человека, оставшегося на Земле после опустошительной эпидемии превратившей всех других жителей планеты в вампиров, был написан Ричардом Мэтиссоном (ныне признанного классиком, например Стивен Кинг называл его 'автором, который повлиял на меня больше всего, как на писателя') в 1954 году. В последующие 50 лет роман послужил мотивом для нескольких фильмов. В 90-е годы, на волне успеха ряда фантастических блокбастеров, студия Уорнер Бразерс приобрела права на роман Мэтиссона, после чего данный проект превратился в один из самых известных долгостроев Голливуда. Марк Протасевич написал первый сценарий, а режиссером фильма должен был стать Ридли Скотт. На роль исполнителя главной роли предполагалось взять большую звезду вроде Тома Круза или Мела Гибсона.
Вскоре проектом заинтересовался Арнольд Шварценеггер, после чего специально нанятый для этой цели Джон Логан написал второй сценарий, который был подогнан под Шварценеггера. Надо сказать, сценарий Логана целиком концентрировался на борьбе Невилла за выживания (как и в книге, в той версии он был обычным человеком), был намного мрачнее и депрессивнее как сценария Протасевича, так и снятого в итоге фильма. Каким бы получился фильм, сложись тогда все как надо? Можно наверняка сказать, что он бы был абсолютно другим (лично на меня сценарий Логана произвел весьма приятное впечатление, по духу это наверно самый близкий к книге сценарий). Но, к сожалению, студия не решилась дать добро проекту - бюджет вырос до громадных 108 миллионов (на дворе был 1997 год), а сборы последних фильмов Скотта и Шварценеггера наоборот были более чем скромными. Поэтому, на несколько лет съемки фильма были отложены.
В 2002 году Уилл Смитт выразил заинтересованность в проекте, после чего дело сдвинулось с мертвой точки. Акива Голдсман переделал сценарий Протасевича, а известный клипмейкер Фрэнсис Лоуренс, незадолго до этого снявший экранизацию комикса Константин, получил кресло режиссера. Наконец, в 2007 году фильм вышел на экраны.
Успех зрительского восприятия фильмов подобного плана (о крахе человеческой цивилизации, жизни” на грани” и выживании) зависит от того, насколько у создателей получается заставить зрителей сопереживать главному герою и проникнуться той ситуацией в которую он попал. Казалось бы, с таким сюжетом (гибель человечества, герой который три года не видел ни одного человека и каждый день борется за свою жизнь) и Уиллом Смитом в главной роли (а для этой роли он старался, это заметно) все козыри были на руках у Лоуренса.
Но к сожалению, режиссеру не удалось передать весь ужас и безысходность ситуации, в которую попал Невилл. В фильме есть ряд действительно атмосферных моментов, есть одна очень грустная сцена когда Невилла действительно очень и очень жаль (хотя справедливости ради отмечу что в книге похожая сцена еще больше брала за душу), но они не выстраиваются в одну цельную картину сопереживания, что является очень большим минусом.
Отчасти в этом виноват сценарий. Во-первых, по мере просмотра фильма в глаза бросается ряд странностей, которые портят впечатления. Например, совершенно непонятно откуда на Манхэтенне стада оленей и почему зараженные не съели их за три года. Невилл тоже ведет себя не слишком умно – например, в начале фильма устраивает невероятные и совершенно необязательные гонки по заброшенному городу, хотя случись что - помощи ждать неоткуда. Также решительно непонятно, почему несмотря на грозящую ему опасность, Невилл не носит с собой второе оружие (пистолет). Почему он ложится спать в ванной, а просыпается уже в кровати? Не совсем понятно, почему зараженные не нашли убежище Невилла – да, нам показывают как он поливает уксусом ступеньки перед домом, но все равно сложно поверить что этого бы хватило, чтобы замаскировать все запахи (от машины, от собаки, от убитых им оленей, от работающего генератора).
Во-вторых, сценарий неровный - первые две трети фильма несмотря на ряд указанных выше моментов, выдержаны в одном стиле и последовательно нагнетают атмосферу, но вот последняя треть (начинающаяся после появления новых персонажей) слишком сильно выбивается из повествования, по сути ломая его, а концовка слишком скоротечна и оставляет зрителя в легком недоумении (впрочем это неудивительно, ибо изначально у фильма была другая концовка, счастливые обладатели интернета могут убедиться в этом, посмотрев ее на Youtube).
Экшн в фильме есть, но его не так много, как можно было бы ожидать от фильма с таким бюджетом. Получился он достаточно неплохим, но тут стоит заметить, что Я-легенда относится к той категории фильмов, где небольшие моменты запоминаются лучше, чем масштабные сцены разрушений.
Пара слов о технической стороне фильма. Виды заброшенного Манхэттена получились конечно очень впечатляющими и атмосферными (хотя порой в глаза конечно бросается то, что некоторые машины к примеру подозрительно чистые), а вот дизайн монстров вышел не очень удачным – во-первых, он достаточно типовой (ибо что-то похожее на экране уже доводилось видеть не раз), во-вторых, к огромному сожалению они полностью нарисованы на компьютере, и учитывая бюджет фильма, нарисованы не очень хорошо, из-за чего они выглядят уж слишком исскуственными и нереальными, что конечно здорово портит всю атмосферу.
Еще одним, весьма значимым (лично для меня) минусом является то, что я был знаком с книгой Мэтиссона до просмотра фильма, и надо сказать что к огромному сожалению дух книги, то отчаяние с которым Невилл пытался выжить, страшная обыденность с которой он ходил по домам и убивал заразившихся людей (не просто каких-то абстрактных уродцев, а детей, женщин – обычных людей, которым просто не повезло), то как глушил свою боль алкоголем, его бессистемные попытки разобраться в причинах эпидемии – почти ничего из этого в фильм не попало. Даже сам заголовок “Я-легенда”, имело совсем другой смысл, ибо в отличии от фильма, там Невилл был легендой среди тех, кого он безжалостно истреблял долгие годы
В завершение отмечу, что Я-легенда получился достаточно противоречивым фильмом. В нем есть несколько весьма неплохих и запоминающихся моментов, зрелищные панорамы заброшенного Манхэттена, но во всем остальном фильм оставил после себя некоторое чувство разочарования. Даже, если абстрагироваться от книги (с которой, вероятнее всего большинство зрителей не знакомо) и рассматривать его просто как очередной блокбастер, кино вышло достаточно неровным, грубо говоря его не “довели до ума”, из-за чего оно так и не вышло за свои рамки очередного раскрученного проекта, который собирает внушительную кассу, но вместо того чтобы установить в жанре новую планку, так и остается 'одним из'.
Когда я только услышал о проекте в 1997 году, я еще не читал книгу Мэтисона, но общая сюжетная канва не оставляла вопросов – ждать или не ждать кино. Последний выживший на Земле человек противостоит несметным полчищам вампиров. Что может быть круче? Уже позже я прочитал литературный первоисточник, где во главу сюжета был поставлен вовсе не экшн, а совсем другие идеи. Книга Мэтисона – практически неэкранизируемый материал для Голливуда, потому что не один продюсер, находясь в здравом уме, не согласится дословно следовать сюжетным перипетиям оригинала.
Голливудские долгострои всегда привлекали мое внимание. Некоторые из них умирали, так и не воплотившись в жизнь. Другим повезло больше: после многих лет переписывания сценария и гуляния по различным студиям, они находили покой на экранах кинотеатров. Я даже не могу предположить, каким бы вышел фильм, если бы его сняли в 1990-е. Но Фрэнсису Лоуренсу удалось меня удивить. Не во всем, но во многом.
Я всегда был большим поклонником историй про апокалипсис, где выживала лишь горстка людей, а во главу сюжета было поставлено не «что же случилось», а «что делать». «Я – легенда» - это история о выживании, где главный герой оказывается отрезанным от остального мира. Это – своеобразный «Изгой», только в пустом мегаполисе, населенном вампирами.
Лоуренс тратит на рассказ о жизни Невилла чуть ли не все первые сорок минут, почти половину фильма. Но именно неспешные зарисовки о жизни Невилла становятся лучшим, что есть в фильме. Зачем Невилл ходит в видеопрокат, где общается с манекенами, играет в гольф, охотится, занимается спортом, обращается с собакой, как с живым человеком? Он спокойно мог обойтись без всего этого. Но такие мелкие детали в совокупности позволяют ему хотя бы на небольшие мгновения сымитировать спокойную жизнь до катастрофы. Если не они, то он бы, наверное, уже давно пустил себе пулю в голову.
Уилл Смит своей игрой полностью заставляет поверить в своего персонажа. Он прекрасно понимает, что требует от него сценарий. Его персонажу веришь без остатка, веришь в его боль, отчаяние и слабую надежду на спасение. Герой Смита не вписывается в концепцию фильмов, где один единственный человек противостоит во много раз превышающим силам противника. Роберт Невилл не пытается убить, как можно больше вампиров. Он пытается исправить ситуацию и решить проблему раз и навсегда, поэтому он продолжает искать вакцину. Он борется не столько с вампирами, сколько с самим собой: чтобы выжить в новом мире, ему нужна цель. Пусть она будет призрачна и практически недостижима, но без неё он не сможет прожить одного дня.
Фрэнсис Лоуренс делит свою картину на день и ночь. И пока солнце стоит высоко, «Я – легенда» - захватывающий и умный триллер-драма, с достоинством относящийся к зрителю. Но как только над Нью-Йорком сгущаются сумерки, фильм превращается в стандартный попкорновый блокбастер с одними из худших спецэффектов 2007 года. Я не знаю, что заставило режиссера принять решение сделать вампиров полностью компьютерными, но жители ночи выглядят смехотворно. Намерения создателей понятны – показать вампиров страшными, быстрыми, бледными и зловещими монстрами с невероятно здоровыми челюстями, показать их такими, какими мы их еще нигде не видели. Но в результате, они выглядят мультяшно, слишком компьютерно и абсолютно не страшно.
Лоуренсу куда лучше удались сцены, где нам мельком показывают вампиров. Как, например, сцена, где Невилл идет искать своего пса в темном здании. Атмосфера и саспенс здесь зашкаливают все мыслимые пределы. Каждый раз, когда Невилл прикрывает фонарь рукой, он, как и зритель, понятия не имеет, что в следующую секунду выхватит яркий луч в темном царстве. Простейшая по построению сцена, где мало что происходит, пугает куда больше, чем многочисленные толпы вампиров при лунном свете.
Мне очень понравилась идея создателей рассказать историю человека, а не фокусироваться на монстрах. Мы мало знаем о них, хотя справедливо подозреваем, что они намного умнее, чем о них думает Невилл. Можно построить ни одну теорию по устройству их общества. Не приходится сомневаться, что они хорошо организованы, но вот как именно? Поиск ответа на этот вопрос авторы оставляют зрителям, также предлагая поразмышлять над другими сценами: например, какого черта делали вампиры в темном здании, собравшись в кружок?
Пожалуй, больше всего претензий у меня найдется к тому самому сюжетному твисту, который предрекали еще ранние версии сценария. На мой взгляд, история Невилла является завершенной. Но вот последние несколько… Почему они выглядят так, словно создатели не знали, чем закончить картину, и решили перестраховаться, приписав стандартную концовку, да еще сопровождаемую закадровым голосом. Неужели зрители настолько тупы, что сами не смогут понять, что случится дальше?
Как бы то ни было, «Я – Легенда» - это самый необычный блокбастер ушедшего года, который больше похож на камерную историю, только упакованную в дорогую этикетку. Пускай, в последние тридцать минут он покатился по наклонной, но за первый час фильму можно простить многое.
Прежде чем пойти на просмотр фильма я прочла, что здесь о нём говорят. Мнения разные, у каждого своя точка зрения. Но в этом и состоит суть, что мы общаемся, мы живём, мы существуем. Вспомните момент, когда герой Уила Смита цитировал 'Шрека '. Женщина у него спросила: 'Ты разучился общаться с людьми? '. Это было бы смешно, если бы не было так горько.
По-поводу высказываний, что фильм резко отличается от книги и теряется смысл, могу лишь сказать, что никто и не пытался точно следовать написанному. Фильм - это видение книги режисёром, как он воспринял её и понял.
А смысл глубоко тронул меня и оставил свой след. Не на спецэффекты надо смотреть и игру актёров. На другое. Что нас ждёт впереди? Кем мы будем: безжалостными существами или живыми людьми? И на фоне всеобщей нелюбови к американцам меня и остальных, я понимаю - они такие же как мы! И пусть кому-то этот фильм покажется 'очередным голливудским ужастиком ', я не соглашусь. Для меня он точно не затеряется среди других фильмов.
Чего стоит сцена, где главный герой идёт по куче разбросанных баксов. Они как декорация к эпизоду, но в этом тоже есть смысл. То, за чем мы гонимся сейчас - ничего не значит в жизни вечной. Беречь нужно душу. Смотрите внимательно этот фильм!
Маркетинг – это сила. Знают это все, кто хочет выручить приличную сумму денег. Знают это и в Warner Bros. Достаточно чуть-чуть приврать потенциальным зрителям и миллионы заполнят целый бассейн. «Я – Легенда» раскручен, как дорогой блокбастер с дорогой коммерческой работягой под именем Уилл Смит. Раскручен…ну, опять, фуфел господа – получайте психологический триллер.
Кстати, каждый уважающий себя киноман не должен это принимать как очередную подножку от Голливуда, а наоборот, как приятный сюрприз. Только вот есть у этой психологической «легенды» одна большая проблема. К концу, фильм бодро держа свою высокую планку-репутацию, скатывается к самой обычной sci-fi голивудщине. У меня осталось чувство неудовлетворенности.
В голливудской версии (по мотивам или около того, книги Ричарда Мэтсона) речь идет о полковнике Роберте Невилле, который якобы один смог пережить страшную эпидемию, которая всех людей на земле, изменила-заразила…на не понятно что, допустим, на вампиров. Курьезные «седые» монстры, без волосяного покрова, способны скакать как кобылы в поле, очень быстро бегать и естественно очень эффективно убивать. Единственная помеха – свет. Поэтому на охоту выходят только ночью, а днем спят (не в гробах, чаще в жутких стоячих позах). Невилл, кроме своей воинской подготовки, благодаря которой умеет хорошо стрелять с больших пушек, также еще и ученый, целью которого найти лекарство от болезни.
Ну и затем, если верить читавшим, исходник повествует о проблемах изгнания, одиночества и о других минорных вещицах такой нелегкой жизни, которые должны заставить чуть-чуть задуматься. «Я-легенда» в этом плане глупо прямолинейна. Есть у нас герой, который живет один, сам в огромном Нью-Йорке ищет возможных выживших, хотя сам в это не верит…
К чему это я говорю. Не смотря на то, что создатели и пытаются это показать сям и там на должном уровне, фильм из-за этого не выходит из-за рамок обычного голливудского блокбастера, нет «этого-того чуть-чуть более эксклюзивного». Первый час хронометража, рассказывает в основном только о жизни глав. героя в заросшем травой Нью-Йорке (хорошие декорации) с немецкой овчаркой и наедине с самим собой и естественно в течение нескольких лет такой жизни сходит потихоньку с ума. Пустословие с фигурами, со своим псом, постепенно втягивает в большую и большую депрессию. Момент монолога с фигурой в видеомагазине, наверно вообще самый сильный в фильме. И не только это. Создатели показали, что в тех страшных монстрах есть еще кое-что. Что у них кроме инстинкта присутствуют еще и эмоции. Это все можно отнести к положительным моментам.
Все было прекрасно, но за одну минуту фильм успевает сломаться. Кто-то резко появляется и начинает бренчать о послании Бога и философствовать о жизни. Все господа, это алес! Это, каким надо быть идиотом, чтобы такой нереальной глупостью все испортить. А такой был потенциал, огромный потенциал! Харизматичный хамелеон Уилл Смит смог одинаково хорошо сыграть психологические и экшн-сцены. Отличная картинка и атмосфера страха, безвыходности ситуации. Но финал, коту под хвост.
Новенький мустанг, стада диких животных и разрушенный Нью-Йорк – картина прекрасная до безобразия. Главный герой с великолепной фигурой, заряженной винтовкой и верным псом – картина с потаенным смыслом. Он один в этом забытом городе, и, кажется, ему все подвластно. У него есть все, но нет ничего. Это иллюзия. Иллюзия фильма и нашей жизни.
Френсис Лоуренс уже снимал об одиночестве и героизме « Константина». Скажем прямо, в этот раз у него получилось гораздо лучше…
Я не вижу ничего особенно страшного в одиночестве. И Роберт Невил, видимо, тоже. Куда страшнее, когда погибают твои близкие, которые всегда окажутся рядом, если тебе вдруг надоест одиночество. Страшно, когда ты просишь ответить манекен, сам понимая, что ничего не произойдет. Страшно, когда понимаешь, что нашел своего человека, но совсем не знаешь, как с ним говорить. Ты разучился. Страшно, когда ты борешься за то, во что не верил никто. Все это страшно, а не лысые полумертвые существа. И в фильме говорят все-таки о первом.
«Я – легенда» - фильм о подвиге без эгоистичного подтекста. Для кого старался Невил? Его родные умерли не от вируса… Для людей? Для этих невменяемых чудовищ, какими люди были и до смертельного вируса? Он знал для кого. Он никого не просил его понимать. Он просто боролся. Боролся за идею, за цель. Так сражаются либо герои, либо дураки. Кем вы станете после своей битвы? Кем стал Невил? Узнать будет дано лишь после сражения… Мы узнаем: Невил – герой. Невил – легенда.
Это был первый фильм, на котором я практически от начала до конца, с редкими перерывами, в которые та часть тела, что отвечает за эмоции, не могла поверить, сидела, вжавшись в кресло и закрывая лицо ладонью от ужаса. А после фильма еще два с половиной часа меня качало, как на волнах, от ложного ощущения тошноты…
Впечатления двойственные. С одной стороны, я привыкла считать такого рода самоценный хоррор чем-то заведомо неинтеллектуальным, развлекательным. Экшн ради экшна. Но с другой…
Хоррор здесь достигается не банальными трюками и спецэффектами – лицами и силуэтами ужастиков, а сопереживанием. Желанием даже не… того, чтоб главный герой избежал той кошмарной опасности, по лезвию которой он ходит, а – избежать этой опасности для него.
Уилл Смит как-то сделал так, что в стремительном забеге напряженности появилась простая жизненная неторопливость, а в жутком экшне – интеллектуальная наполненность. Неуловимая, сдержанная манера игры, и в то же время перед нами несколько персонажей, а не один – Роберт с семьей, Роберт один в опустевшем городе, Роберт, потерявший друга и … Наверное, вы назовете какого-нибудь еще.
Этот фильм оказался одним из тех, где ничего, вроде бы, не происходит, а невозможно оторваться. Ничего не происходит, а меняется состояние души. Как в размеренной «Незаконченной жизни» Лассе Хальстрема или «Заклинателе лошадей» Роберта Редфорда.
Мы просто наблюдаем будто бы за жизнью в деревне, это не побег от преследующего тебя реального кошмара, это просто ощущения человека в мире. Осознание себя. Интересно было то, как в зале чуть ли не развернулся «консилиум» - тронулся он или еще нет? Любое изменение, любая решающая оплошность – все так же нелепо и так же правдиво, как в самой жизни, будь то задиристая глупость собаки Саманты или тот эпизод, когда Роберт попадает в ловушку.
И в этом-то и заключается тонкость фильма, его интеллектуальность. Оно напоминает в чем-то гениального Рэя Брэдбери, у которого любая фантастика лишь способ показать человеческую душу.
Роберт Невилл – душа прекрасная. Ему не скучно с самим собой. Там, где иные герои Брэдбери впадают в крайности и капля за каплей теряют смысл («Разговор заказан заранее» или те же «Марсианские хроники»), Роберт ловит рыбу в бассейне, продолжает искать спасительную вакцину, ведет дневник исследований и учит наизусть мультфильмы. Особенно трогает сцена, где он играет в гольф на крыле заброшенного самолета…
Фильм «Я – легенда» - это не об только эволюции человека в изоляции. В кризисе. В экстремальных условиях, когда счет жизни ведется в долях секунды. И не столько о борьбе за жизнь, сколько о любви к жизни, просто о любви к жизни, наверное…
Фильм ждал с какой-то нуверенностью в том, что я смогу увидеть, что смогу почувствовать. И знаете, ожидания меня очень сильно подвели. К счастью.
Я ожидал этакий очередной фильм-комикс, несмотря даже на то, что 'Я-Легенда ' имеет за собой очень неплохую литературную основу под видом одноимённой книги Ричарда Мэтисона. К тому располагало всё: и невероятно пафосные постеры, и имя Уилла Смита, в качестве исполнителя главной роли, да и общая пресловутая 'блокбастерность ' надвигающегося фильма. Нет в подобных фильмах нет ничего плохого, ведь они служат просто отличным развлечением, не особо-то замахиваясь на звание произведения искусства. Но хотелось увидет не просто 'Очередной-боевик-с-зомби '. И я не увидел, чему, скажу я вам, несказанно рад.
А увидел я нечто много лучшее. Я увидел фильм, что можно сравнить с '28 дней спустя... ' Бойла, или же с недавней 'Мглой ' неподражаемого Дарабонта. Фильм, наполненный не только дорогими спецэффектами, но и смыслом, драмой. Во многом это заслуга Уилла Смита, которому выпала сложная, действительно сложная роль последнего человека на Земле, Роберта Невилла.
Большую часть фильма именно он притягивает внимание зрителя, ведь кроме него в фильме не фигурирует почти ни один человек, и из-за этого задача Смита усложнилась многократно. Невилл в исполнении Смита воспринимается не как очередной боевиковый герой-дуболом, но как человек, который отчаянно цепляется за остатки прошлого, как своего, так и всей планеты; как человек, что бесконечно одинок, посреди руин полу-разрушенного мира, и окружённый миллионами кровожадных монстров. У него есть лишь собака Сэм и память о том, как он потерял семью, как он потерял мир и надежду на его возрождение.
Нет, осталась ещё и борьба. Борьба смертельная и неравная. Борьба с теми, кто раньше были людьми, такими же, как и Невилл, но обратившимися с чудовищных тварей. Невилл, забыл, что раньше они тоже были людьми, со своими проблемами и надеждами. Ему так легче-воспринимать их, как зомби, толпу, каждую ночь, желающую полакомится мясом. Толпу, кричащих, озлобившихся монстров.
Но как далеко ушёл от прошлого Невилл? Ведь среди толпы обычных людей, не тех кровожадных вампиров, многие из нас столь же одиноки, как и герой Смита.
Рассмотрев внутреннее содержание фильма, я поделюсь о наружности этой кино-картины. Оно полностью соответствует цифре в графе 'бюджет ': невероятные рисованные декорации заброшенного Нью-Йорка, чьи заросшие травой улицы залиты светом, и по которому свободно разгуливают не менее рисованные животные. Но этой 'рисованности ' просто не замечаешь за общим великолепием пейзажа. Зато начинаешь замечать, когда на экране появляются заражённые, сделанные не с таким тщанием, как сам город. В глаза постоянно бросается компьютерная 'замыленность ' их фигур. Но пугают зомби исправно, например, одними своими воплями.
Но после просмотра понимаешь, что фильм не о них, не о спецэффектах. Он о человеке-Омеге, оставшемся на опустевшей планете Роберте Невилле, который одинок, так же, как и многие из нас.
Сначала пара слов о том, откуда такое название. Фильм снят по одноименному роману Ричарда Мэтисона, опубликованному, если мне не изменяет память, еще в 50-х годах. Роман отличался удивительной для своего времени проработкой научной стороны: если в фильме свирепствует некий вирус, то в книге — бактерия. Причем в романе делается вполне правдоподобная отсылка к древним легендам о вампирах (мол-де и раньше была эта бактерия, и в хрониках описывают реальных упырей, но планетарный масштаб эпидемия приняла, когда сильные ветра изменившегося климата смогли распространить споры этого микроба по всей планете).
Так вот, легендой Роберт Невилл стал не для самого себя и не для выживших «нормальных» людей, а для вампиров! Дело в том, что последние смогли основать новое общество, разработать примитивные средства защиты от солнечного света, придумать заменитель натуральной крови. И вот для этих существ, днем все же в массе отсыпавшихся, последний «нормальный» человек стал ужасной легендой, дневным монстром, который систематически и планомерно вырезал спящих днем, обходя дом за домом.
Новое общество предприняло ответные шаги — и в итоге Невилл попался и был приговорен к казне. Т. е. в книге цивилизация вампиров была высокоорганизованной (построенной на системе каст), представители — разумными (способными к использованию огнестрельного оружия, транспортных средств, планированию и ведению полицейских операций), а Роберт оказался последним из обычных людей, да к тому же — в новых реалиях — серийным маньяком, число жертв которого за несколько лет достигло сотен, а возможно и тысяч.
Примечательно, что у фильма есть две концовки, одна из которых — альтернативная или каноническая, не буду создавать спойлеры— предполагала большую близость к истории Мэтисона: вампиры здесь показаны пусть и не столь высокоорганизованными, но все же достаточно разумными. Именно это концовка оказалась по душе читавшим оригинальный роман.
Но фильм — это самостоятельное художественное произведение, которое должно содержать в себе все вопросы и все ответы на них (исключая случаи намеренно открытых концовок). Проблема фильма в том, что он не дает понятного широкой публике ответа на вопрос, почему же Невилл - легенда. Если вы читали книгу, то да, быстро сообразите, для кого и почему Невилл стал легендой (или сразу поймете, почему он ею не стал – зависит от концовки).
Также у литературной и кинематографической версий есть несколько расхождений в деталях: Невилл был белым голубоглазым блондином и кем он не был, так это доктором медицины. Жена его погибла заразившись. Сам Роберт не заразился потому, что во время службы в армии был покусан летучей мышью и перенес заболевание в легкой форме. Попробуйте отследить расхождения с фильмом при просмотре – гарантирую: кино от этого смотрится совсем иначе!
Сначала я посмотрел это кино с большим удовольствие, и узнал, что оно снято по книге. Кино вышло зрелищным, ярким но настолько тупым, что сразу было ясно - многое, что было в книге, в фильм не попало или попало совсем в другом виде. Но я не думал, что настолько.
Ну, то, что главный герой книги - белокожий блондин, а в фильме наоборот - спишем на политкорректность. Да, и Смит, безотносительно всего прочего, действительно хорошо смотрится в экшн-фантастике.
Поэтому я просто вкратце расскажу, как в реальности все было в этой истории, и тогда многое станет понятно.
Людей поразила бактерия, превращающая их в вампиров. Не в тупых зомби, как в кино, а таки в вампиров. У них начинают расти клыки и появляется непреодолимая жажда крови. Что удивило - для книги, написанной в середине 1940-х - под это дело подведена автором нехилая научная база. Бактерия питается компонентами крови, но при этом нарушает циркуляцию лимфы, из-за чего кровь больного сгущается и становится похожа на клей. Скрытое течение болезни продолжается несколько недель (а не 20 минут, как в кино), потом человек по-сути умирает, но по факту, его обмен веществ изменяется настолько, что он перестает быть в строгом смысле человеком. Бактерия начинает выполнять функцию типа митохондриальной - снабжать организм энергией в обмен на нужные ей компоненты крови. Так как сам человек вырабатывать кровь уже не может - приходится вводить перрорально, чтобы не двинуть коней. Бактерия анаэробна, поэтому дыхание и снабжение крови кислородом прекращается. Вбивание кола в грудь вампира открывает доступ воздуху и поэтому убивает. Поражения других органов и частей тела не так критичны из-за того, что клейкая кровь буквально залепляет сразу же повреждения.
При этом сознание сохраняется. Хотя, как правило, в поврежденном виде - возможно, из-за органических нарушений в мозгу или просто потому, что не каждый способен осознать себя мертвецом и вампиром и продолжать жить с этим.
А у главного героя - иммунитет. И он, один-единственный в огромном городе, полном вампиров, живет в забаррикадированном доме и выходит гулять днем. Вампиры не выносят солнечного света, потому что ультрафиолет запускает в их организмах смертельные для бактерий цепочки реакций.
И вот он так живет год за годом, развлекаясь тем, что залезает в дома и убивает спящих там вампиров. Счет идет на сотни, потом на тысячи - и так день за днем. Пока наконец его не ловят.
Оказывается, что погибающее человечество успело создать нечто вроде - необходимые бактерии вещества в таблетированном виде. Заболевшие принимают их и остаются почти людьми, хотя и с некоторыми нарушениями - например, у них на чеснок и солнечный свет аллергия, и они спят днем. И вот пока наш герой там годами теребонькал в одиночестве и убивал пачками спящих вампиров, эти люди начали потихоньку восстанавливать цивилизацию - организовали власть, полицию, снабжение и производства. Только у них была одна проблема. Какая-то тварь ходила по городу днем и убивала их спящими. Народ уже складывал легенды про Демона Дня. Каждую ночь они находили убитыми своих близких, работяг, ученых, детей, и никто не знал, как это остановить.
Наконец, ситуация была проанализирована, была выделена спецтехника, установлена слежка и был пойман человек. Последний незаболевший. Наш герой. Легенда. Его было решено казнить, потому что, по сути, он был самым настоящим массовым убийцей.
А теперь скажите мне, как по такой книге можно было снять ту нелепую пафосную фигню с афро-американцем и овчаркой?