''Лишь Червь - Победитель той драмы герой''. // Э. А. По.
Англия, 17-й век, гражданская война Кромвеля и короля Чарльза. Время действия романа 'Мушкетёры, 20 лет спустя'. В романтическую историю любви молодых Ричарда, солдата армии парламентариев, и Сары, воспитанницы священника-роялиста, грубо вторгается юрист и официальный истребитель ведьм Мэтью Хопкинс. Он - тот безнравственный ловкач, что любит ловить рыбу в мутной воде, прикрываясь законами и христианскими заповедями. Если вы ждёте мистики, то её здесь нет, как нет и ведьм. Вы жаждете опасных приключений и победы добра, как в романах Дюма? И этого не найдёте. Быть может, чистая первая любовь двух юных влюблённых всё превозможет и лишь разгорится ярче в эти тёмные времена после суровых испытаний? Не смешите, нет этого. Есть плоть и кровь, политика, желание наживы и месть. Означает ли это, что в фильме нет любви, благородства, сострадания и жертвенности? Этого также нельзя сказать. Кто прав, кто виноват, кто сохранит разум, а кто душу в это страшное время? Всё это оставлено на суд зрителя.
Фильм снят в 1968 году, и потому сцены пыток и казней инквизиции, намёки на сексуальное насилие и имитация убийств уже никого не смогут шокировать, уровень реализма и детализации не тот. Акцент сделан совсем на другое: что есть жизнь человечества пред лицом вечности, если всё сожрёт Червь - Победитель?
Этот немного несуразный фильм считается лучшим из трех фильмов Майкла Ривза, который не дожил до 30 лет. Картина вполне достойная, но у меня сложилось впечатление, что то, что хотел донести до нас режиссер, и то, что мы собственно видим на экране, не одно и то же. Ривз, скорее всего, хотел сделать мрачное и впечатляющее средневековое приключение - мрачное, но все же приключение, в котором кровавость имеет целью не оттолкнуть зрителя, а усилить впечатление именно от приключения, сделать его более достоверным и впечатляющим, с учетом того, что в средние века люди жили в страхе и кровь еретиков лилась рекой. Частично это ему удалось, но все же не полностью. На то, что это именно приключение, намекают красивые пейзажи и скачущие всадники, а также совершенно неподходящая музыка, которая была бы более уместна в советском фильме про Айвенго или Робин Гуда. Музыка эта довольно нелепо контрастирует со сценами пыток еретиков, которые сами по себе производят довольно сильное впечатление, равно как и финальная сцена мести инквизитору Винсенту Прайсу. Главный герой, красавец-рыцарь, тоже по типажу совсем не подходит такому зловещему фильму. То есть, мы имеем сочетание несочетаемого в одном флаконе, которое немного странно, но зато благодаря этому сочетанию после просмотра остается очень необычное, самобытное ощущение. Фильм по этой причине даже можно назвать оригинальным, и он действительно не похож на остальные английские фильмы тех лет, да и всех последующих лет. Ривз был интересным человеком и режиссером, и картина любопытная.