Скорей бы воскресенье! Название фильма Франсуа Трюффо полностью совпало с ленивыми мыслями, которые роились в моей голове в течение всего рабочего дня. Данный киноопус имеет еще и второе название - «Веселенькое воскресенье». Правда, в том, что воскресенье будет отнюдь не веселеньким, любопытный зритель может убедиться уже на первых минутах кинематографического действа. Когда будет крупным планом показан выстрел из охотничьего ружья прямо в лицо несчастной жертвы. По моим подсчетам в течение фильма будет еще четыре трупа с признаками насильственной смерти. И на десерт один акт суицида, приправленный длинным монологом демонического маньяка в телефонную трубку.
Короче, фильм просто обязателен к просмотру. Особенно если вы горячий поклонник творчества Франсуа Трюффо и... Альфреда Хичкока. Собственно, последний фильм Трюффо досконально воспроизводит «метод Хича». Наверное, в мировом кинематографе не было столь преданного фаната автора «Психо» из режиссерского цеха, коим и являлся Трюффо. И фильм «Скорей бы воскресенье», выполненный в черно-белой цветовой гамме, прямое тому доказательство.
Детективность сюжета, остроумные диалоги и фирменный хичкоковский саспенс здесь просто зашкаливают. Как и у Хича, в фильме Трюффо показан рядовой гражданин, волею судьбы затянутый в различные житейские передряги криминального характера, в которых ему одному не под силу разобраться. На мой взгляд, «Скорей бы воскресенье» отчасти напоминает хичкоковский «На север через северо-запад», только вместо Кэри Гранта с ветряными мельницами ведет борьбу уже Жан-Луи Трентиньян, тоже одетый с иголочки и тоже агент. Вот только не рекламный, а по продаже недвижимости. Не совру, если скажу, что Трентиньян в фильме чудо как хорош. Со времен «Мужчины и женщины» не растратил ни грамма актерского и человеческого обаяния. Разве что чуток постарел. Но благородная старость его только красит. Как в общем-то и Гранта.
Но главным в фильме будет не Трентиньян. Как говорят французы, шерше ля фам. Если это Хичкок, то на ум моментально приходит шикарное портфолио из его фирменных блондинок типа Ким Новак, Грейс Келли и Типпи Хедрен. У Трюффо же на авансцене во всей своей природной красе блистает длинноногая и инфернальная Фанни Ардан – последняя муза французского гения. И плюс ко всему брюнетка. Хотя блондинка в фильме тоже имеется. Но Трюффо ей отводит всего пару-тройку сцен, в одной из которых эта дамочка, копия Мерилин Монро, погибает от выстрела в висок.
Далее лидирующее положение и будет занимать божественная Фанни, снявшаяся ранее у режиссера в «Соседке» на пару с Жераром Депардье. Но в отличие от «Соседки», где у Ардан образ скорбный и трагический, в «Скорей бы воскресенье» Трюффо разрешил ей немного похулиганить. Сыгранная ею секретарша Барбара – немного легкомысленная, ветреная, ехидная, остроумная, но в то же время безгранично преданная своему боссу. Чтобы помочь ему выпутаться из скверной ситуации, которая начала обрастать снежным комом, она, как жена декабриста, готова на все. Даже ехать среди ночи в Ниццу в нелепом наряде или прогуливаться по стометровке вместе с проститутками, лишь бы спасти подмоченную репутацию горячо любимого шефа.
Разница между главными героинями Хичкока и Трюффо состоит в том, что у хичкоковских барышень есть свои скелеты в шкафу и свои тараканы в светлых головушках. Они - как тихий омут, в котором водятся черти. Взять хотя бы партнершу Кэри Гранта Еву Мари Сэйнт, настоящая сущность которой открылась только ближе к концу фильма «На север через северо-запад». До того я готова была даже мысленно пристрелить ее за то, что она сдала героя Гранта.
Героиня же Ардан – своя в доску. По ней видно сразу, что она, как боевой товарищ, не подведет. Заметно, как Трюффо любит свою музу, как он бесконечно ей предан. Все его обожание выливается в обилие крупных планов актрисы и количество сцен с ее участием.
Поэтому, если вы хотите увидеть актрису Фанни Ардан во всей своей красе и немного посмеяться над предложенной Трюффо детективной историей, снятой в весьма задорном и задиристом ключе, выкроите полтора часа времени и посмотрите последний шедевр великого Трюффо. Поверьте, не пожалеете!
Последний фильм французского режиссера Франсуа Трюффо. В этой ленте француз отдает дань черно-белым фильмам Альфреда Хичкока (фильм Трюффо также выполнен в черно-белой эстетике), построенным на простой и нехитрой фабуле - обыкновенный человек, попавший в серьезные жизненные обстоятельства. Разумеется инспирированный со стороны неприятелем.
Если у Хичкока это были шпионы и диверсанты, то у Трюффо гораздо все прозаичнее. Эпоха немного другая. Как и у маэстро, здесь огромную роль играет женщина, помогающая мужчине выпутаться из передряг. Как всегда великолепна Фанни Ардан, снимавшаяся у Трюффо в его двух последних фильмах и даже успевшая прослыть музой позднего Трюффо. Неплох и Жан-Луи Трентиньян, но его роль менее значима, ведь в картине бал правит женщина. Хичкок очень любил женщин, особенно блондинок, посвящая им целые фильмы.
Трюффо, как истинный француз тоже не остается в стороне, выдавая такой чудесный оммаж, или даже точнее что-то вроде путеводителя по раннему творчеству англичанина. Ну и просто хороший фильм.
'Скорей бы воскресенье' - последний фильм Трюффо. Лента (именно лента) поражает своей кинематографичностью, своим ч/б, своей легкостью. Как это часто бывает с гениями - их последние фильмы либо вымученные настолько, что их невозможно смотреть либо вторичные по отношению к предыдущему фильмотворчеству. 'Воскресенье' - не относится ни к одной из этих категорий. Трюффо в своем фильме как бы возвращается к истоком новой волны 60-х, когда он и еще несколько работников 'Кайе' основали это направление.
Как режиссер Трюффо менялся с каждым своим новым фильмом и в то же время оставался самим собой. Его последняя работа - тому подтверждение. Конечно, это не тот Трюффо, что когда-то снимал '400 ударов', но, тем не менее, этот Трюффо сохранил ту же легкость, то же потрясающее владение средствами кино для создания необыкновенной, свойственной только ему, атмосферы.
Еще Франсуа в 'Воскресенье' отдает дань Хичкоку, хотя если внимательно присмотреться к творчеству французского режиссера - в каждом его фильме можно проследить влияние знаменитого 'мастера саспенса'. 'Скорей бы воскресенье' прекрасен от первого до последнего кадра, и даже финальные титры на фоне пинающих деталь от фотоаппарата детей прекрасны. Прекрасна и муза позднего Трюффо - Фани Ардан, которая здесь мне понравилась куда больше, чем в 'Соседке'.
Сюжет у 'Воскресенья' взят, словно из какого-то дешевого pulp-детектива, как впрочем, и у всех фильмов новой волны. Опять же в фильме куча ссылок - от того же Хичкока до ветерана Стенли и его 'славных троп'. Душа радуется, видя все это. Определенно 'Скорей бы воскресенье' - один из моих самых любимых фильмов Трюффо и лучший 'final cut', который только может выдать гений-режиссер.
В свою последнюю работу Трюффо не стал вкладывать кучу символизмов и ворох смыслов, а всего лишь еще раз напомнил нам что 'кино живо' и счастливо оттого, что оно есть. Надо быть очень странным синефилом, чтобы не любить 'Воскресенье'... Это мое мнение и оно таково. Хотя вряд ли Франсуа мог рассчитывать на то, что это будет его последний фильм, ведь он вовсю корпел над сценарием 'Маленькой воровки'... Жаль этого режиссера, умершего так рано. Судя по 'Воскресенью' порох в пороховницах у него был, и он мог подарить нам еще множество замечательных картин.
«Vivement dimanche!» - криминальная, детективная, черно-белая комедия режиссера Франсуа Трюффо 1983 года. Этот талантливый, французский режиссер снял несколько замечательных и чудесных фильмов, которые уже стали классикой французского кинематографа. Данная ироничная картина получилась необычной историей, поставленной оригинально и атмосферно. Мы видим, как убит неизвестным некий охотник, и подозрения падают на другого охотника. Ситуация накаляется и запутывается, герою приходится скрываться от жандармов, ведь алиби у него нет. Герою помогает его обольстительная секретарша в собственном расследовании, и мы видим таинственную историю, снятую чисто в духе этого режиссера и конечно с первыми звездами французского кино…
Жан-Луи Трентиньян шикарный, французский актер, на счету которого очень много замечательных фильмов и ролей. У него серьезная, мужественная внешность и отличный, актерский талант, поэтому он играет убежденно и чисто. Но внимание в данной картине было не на нем, а на его чудесной партнерше. Прекрасный дуэт Жану-Луи Трентиньяну составила одна из первых звезд Франции красавица Фанни Ардан. Что касается ее, то она потрясающая, французская актриса, и я ее давно люблю. Фанни играет всегда чудесно, и наблюдать за этим – одно сплошное удовольствие. Все ее жесты, мимика, улыбка, взгляд – все это одно сплошное очарование. Ардан потрясающая актриса, и все внимание в этом фильме действительно на ней. «Vivement dimanche!» - эксцентричное, криминальное кино, все пропитанное иронией и нелепостью. Фильм отличный, и я его оцениваю положительно. Посмотрите эту историю от Франсуа Трюффо, и Вы попадете в неожиданное, криминальное путешествие в приятной атмосфере, которую создали актеры.
Этот последний фильм великого французского режиссёра (скончавшегося, кстати, в воскресенье!) покажется нетипичным для его творчества только тем зрителям, кто поверхностно с ним знаком. Ведь Франсуа Трюффо был большим поклонником творчества «маэстро саспенса» Альфреда Хичкока, и даже провёл с ним серию интервью, затем вылившиеся в книгу о Хичкоке. Да и в кинотворчестве постоянно ощущал его влияние, снимая детективы «Невеста была в чёрном» и «Сирена «Миссисипи»». А в этом фильме нашёл отражение типично хичкоковский мотив несправедливо обвинённого, использованный Трюффо отнюдь не подражательно, а креативно, с немалым уважением к создателю жанра триллера. Можно сказать, что здесь есть и роковая женщина Хичкока в прекрасном исполнении Фанни Ардан, всегда играющая на редкость легко и раскрепощённо, однако и сам Франсуа посвятил немало фильмов инфернальным женским созданиям, этим «смутным объектам желания» для мужчин, непознаваемая сущность которых сравнима разве что с ускользающей и неидентифицируемой реальностью (а это уже типичная тема Микеланджело Антониони, снявшего, среди прочих своих фильмов и «Идентификацию женщины»).
И вполне символичным выглядит то, что Франсуа Трюффо снял свой последний фильм в эстетике чёрно-белого кино, как делал это в самом начале своей карьеры. Ведь и кино когда-то было только чёрно-белым, и тот же Хичкок снимал свои ранние фильмы в чёрно-белом варианте. И можно даже ёрнически предположить, что в конце своей жизни маэстро Трюффо, никогда не чуравшийся формальных поисков, произвёл маленькую кинематографическую редукцию на заре постмодернистской эры, вернув кино его первоначальные два цвета: чёрный и белый. Тем более именно с чёрно-белым кино ассоциируется «новая волна», одним из столпов которой и был Трюффо.
Режиссёры «новой волны» вышли из павильонов на улицы, куда кино загнали поэтические реалисты, наполнили фильмы реальными звуками города, использовали подчёркнуто простые сюжеты (иногда даже взятые из газетной хроники), напоминавшие каждодневную жизнь, снимали фильмы с минимальной съёмочной группой, дабы не нарушать естественного течения жизни, нередко импровизационно, но видели мир преимущественно чёрно-белым.
Я не люблю Трюффо. Он - женщина. Его фильмы - женские. Если верить моим испанским источникам, то однажды Альфред Хичкок, пожизненный идол Трюффо, сказал своему незадачливому французскому ученику: 'Мне не нравятся ваши фильмы. В них ничего не происходит. Фильмы должны быть как аттракцион. А в ваших фильмах ничего нет'. Всё так. Даже снимая кино о кино ('Американская ночь'), Трюффо кудахтал лишь о закулисных интрижках, сплетничал словно бабки у подъезда или скучающие домохозяйки у посудомоечной машины. Его мелочность невыносима для мужского интеллекта. И это приводит нас к главной, более обобщенной проблеме Трюффо и его фильмов - женственность. Приземленная бытовуха - прерогатива женщин. Поэтому и не получалось 'аттракциона'. Женщины не катаются на 'американских горках' - они ходят за покупками.
Самуэль Фуллер - это Эрнест Хэмингуэй от кино. Чарли Чаплин - О-Генри от кино. Если продолжить эту игру в ассоциации между режиссерами и писателями, то Франсуа Трюффо я бы не задумываясь назвал 'Сидни Шелдоном от кино'. Женский писатель - женский режиссер. Ну скажите мне, любезные зрительницы, какой мужик, если он не женщина, заканчивает нуар свадьбой?!
Окей, кажется вводная часть удалась. Кто такой Трюффо и почему его нужно избегать всем, кто не считает себя закоренелой женщиной, я объяснил. Теперь непосредственно о 'Скорей бы воскресенье'. Это псевдо-нуар, последнее произведение Трюффо (не считая неоконченного сценария 'Маленькая воровка', позднее воплощенного Клодом Миллером в замечательнейшее не-женское кино о девочке-подростке). Если ранее Трюффо почти не позволял себя напрямую копировать своего любимого англо-американца с феноменальным профилем, то здесь мы имеем и черно-белую пленку, и болтовню про блондинок (хотя главную роль косолапо выкаблучивает брюнетка Фанни Ардан), и ошибочно обвиненного, и 'тень сомнения', и съёмку в фас через лобовое стекло - короче говоря, пародия на Хичкока на пародии на Хичкока и пародией на Хичкока погоняет. Но. Есть как всегда одно 'но'. Трюффо упустил из виду... упустил из виду... ну конечно, черт побери! Элементарно, боцман! Трюффо упустил из виду саспенс! Он думал что снимал нуар, оммаж Хичкоку - а вместо того снял женское чтиво по Сидни Шелдону.
Трюффо не в теме. Он делает не то. Он снимает ревендж-муви о вдове, мстящей за нечаянно убиенного супруга, но он не в курсе что снимает комикс! Он думает, что это Отелло, а он Шекспир. Или что это Пушкин, а он - Онегин. Он всё путает. Он пытается внести драму, но у порно-режиссера в аналогичном фильме в одном единственном кадре драмы больше, чем во всем творчестве женоподобного Трюффо! (для непросвещенных - я сравниваю 'Невеста носила траур' Трюффо и 'Она убивала в экстазе' Джесса Франко). 'Скорей бы воскресенье' - это дамская книжонка в мягкой обложке. Роман-де-гар, как говорят французы - 'книга в дорогу', чтиво для домохозяек. Дарья Донцова.