К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Может это важно, а, может, и нет. Я всю жизнь была здесь и не здесь одновременно. Это трудно объяснить, но я всегда знаю, я чувствую, что должна делать».

Казалось ли вам когда-нибудь, что где-то глубоко внутри в вас сокрыто нечто непознанное, пограничное, нечто, что в хаосе мыслей трудной минуты всегда подкидывает верный ответ? А, быть может, эта сила и вовсе тянет спасательный трос на всю глубину судьбы и именно она, а не воля, логика, привычка предопределяет решения и поступки? Казалось ли когда-нибудь, что где-то на этом свете должен быть человек, который вам близок как никто другой, и это не обязательно пассия, а то, что принято называть родственной душой, второй половинкой? Казалось ли, что линия вашей жизни должна быть прочерчена как-то иначе: в ином месте, с иными людьми, в иное время?

«Двойная жизнь Вероники» - это не ответ, но попытка представить ответы на эти вопросы. «Фильм о восприимчивости, интуиции, иррациональных связях между людьми», - как его охарактеризовал сам автор Кшиштоф Кесьлевский. Первая треть рассказывает о двадцатилетней полячке по имени Вероника, обладательнице небесного сопрано и небесных глаз. Всю жизнь она носит в себе странное чувство, будто «не одна» в этом мире. Прогуливаясь однажды по площади протестного Кракова, героиня замечает отъезжающий автобус иностранной экскурсии, а в нём – девушку, похожую как две капли воды. Есть поверье, словно встреча с допельгангером – плохое предзнаменование… Но эта иностранка, конечно, не призрак-двойник, а реальный человек. У Вероники французской схожие жесты, грация, мимика, привычки и она также занята музыкой. И когда польская тёзка падает оземь от сердечного приступа во время концерта, в далёком Париже её охватывает приступ беспричинной меланхолии, словно она почувствовала обрыв невидимой связи, потерю чего-то фундаментально важного.

Пожалуй, ни одна другая работа Кесьлевского не имела столько различных интерпретаций. Кто-то пытался найти ответы в сюжете, кто-то понимал её на чувственно-интуитивном уровне, а кто-то выискивал личные или глобальные аллюзии автора. Правы, наверное, все. Впрочем, сам Кшиштоф не раз говорил, что зачастую в его фильмах находят такие ассоциации, о которых он сам и не задумывался, но в этом, быть может, и есть магия талантливого творца, результат которого всегда шире замысла, а, возможно, дело в причудах подсознания художника, подтекстом вкладывающего в работу иные смыслы.

Надо сказать, что представить аналогичное кино о мужчине крайне сложно. Оно погружает во внутренний мир человека, не думающего, а именно «чувствующего, что должен сделать» и живущего, руководствуясь исключительно этим внутренним компасом. Его судьба – не прочерченный логическими умозаключениями план, а траектория, которая рисуется на ходу, по наитию. Может потому именно женской природе, особенно эмоциональной, особенно интуитивной по силу почувствовать наличие близнеца где-то на другом конце старого света. Кто знает, что могло бы произойти при встрече двух Вероник. Наверное, это главная трагедия, с которой может столкнуться человек - отсутствие кого-то близкого, кто мог бы прочувствовать и осмыслить тебя всецело. Всё-таки, действительно, счастье – это когда тебя понимают, и фильм Кесьлевского в том числе и об этом.

Но как бы женственна не была «Двойная жизнь», нельзя избавиться от ощущения, что это и проекция двойной жизни самого автора. Первая лента, снятая Кесьлевским преимущественно заграницей на заграничные к тому же деньги, фактически дала его карьере новый «французский» завиток. Можно предположить, что в ней отражено разорванное сознание самого режиссёра, уже погружающегося в новую, в том числе и кинематографическую реальность, но не теряющего корней. Одарённую Веронику в Кракове срубает инфаркт миокарда, но она продолжает жить в своей парижской ипостаси и разве это не метафора польской кинематографии, не способной в полной мере реализовать себя на родине и потому отправляющей лучших птенцов на запад и особенно – во Францию?

И в таком случае, конечно же, нельзя не найти здесь и образные политические ассоциации с Польшей, как страной Варшавского договора и, соответственно, со своим «потолком», ограничениями, недостатками. Именно потому «Двойная жизнь» столь зеркальна, поскольку выпущена в 1991 году - эпохальном, переломном как для самого государства, так и лагеря в целом, и подсознательно отражает его дальнейшую судьбу, обречённую на неизбежное отмирание старых устоев, но находящую новое дыхание в западных ветрах. Даже забавно, что родная критика обрушилась на Кесьлевского, режиссёра, в свой польский период часто поднимающего остросоциальные темы, за то, что в столь важный для страны момент он якобы снял нечто отстранённое.

Картинка «Двойной жизни» великолепна и уникальна - возникает ощущение, что смотришь на неё сквозь цветное стекло. Эффект достигается за счёт применения золотисто-жёлтых фильтров, а также некой стеклянной преграды, устанавливаемой между камерой и пространством сцены. Ирен Жакоб (главный приз за лучшую женскую роль в Каннах) смотрит на мир глазами Ассоли, возникает ощущение, что каждую сцену режиссирует именно она, а сам фильм вытягивается исключительно на её чувственности, хотя при этом Кшиштоф фактически остался единственным кинематографистом, способным в полной мере раскрывать её дар.

Но при всех бесспорных плюсах нельзя не сказать и об аховых недостатках. А заключены они в сценарии. Не смотря на оригинальность идеи, всеми её преимуществами воспользоваться не удалось. «Двойная жизнь» фактически лишена чёткой сюжетной линии, единственный внятный поворотный пункт которой – переход от повествования об одной героине к другой. В остальном же возникает ощущение, что авторским замыслом было просто показать характер персонажа через несколько «эпизодов из жизни», но эпизоды эти в целом банальны и не впечатляющи, вместо них вполне могли бы быть и какие-нибудь другие, а от того ценность теряется. Даже занятно, что на самом-то деле и смонтировали около двух десятков вариаций «Вероники», а в замысле Кесьлевского было показывать в каждом кинотеатре разные версии (благо по независящим от него причинам реализовать это не удалось). И то, что мы видим в итоге – всего лишь один из таких вариантов. Иногда даже опытные мастера в погоне за экспериментами теряют чувство меры. В виду сценарных недоработок, отсутствует и внятный финал – «Двойная жизнь» обрывается на полуслове.

7 из 10

21 мая 2012 | 15:22
  • тип рецензии:

Человек – непростое существо. В нем есть две стороны, не всегда понятные и легко объяснимые, порой бездоказательные, но есть: физическая и духовная. Физическая – просто существование здесь и сейчас. А духовная: душа, судьба, переселение душ, множество различных и до конца непонятных явлений, предопределяющих нашу жизнь.

Фильм Кшиштофа Кесьлевского и построен на принципе из заголовка, не на какой-то детективной интриге и закрученном сюжете, что может показаться из русскоязычного названия, истории, основанной на реальных событиях или на чем-то подобном. Здесь сама история как жизнь реальна и обычна, в то же время не всегда понятна разумом. А наполнена и насыщена какими-то образами и музыкальными, и сыгранными актерами, и просто продемонстрированными на экране. История двух разных и в то же время похожих, даже, наверное, в чем-то близких девушек, роль которых исполнила Ирэн Жакоб. Скорее не исполнила, она вжилась в образы и воплотила на экране ярких девушек, своеобразных и отличающихся по образу жизни и характеру, но в чем-то близких. Они похожи на две грани одного человека, две, так сказать, возможные судьбы: у одной талант, но более простая жизнь и какой-то постоянный поиск, нет спокойствия, у второй жизнь более спокойная и обеспеченная, есть желания, но таланта особого нет. И в какой-то момент одной перейдет беспокойство и поиск, нахождение покоя в любви…

В общем, интересные мысли, хотя по-хорошему, как я понял думать при просмотре надо меньше, больше отдаваться чувствам и созерцанию. Возможно, я еще не созрел до этого, и до фильма в целом. Возможно, но отмечу достойные визуальный ряд, музыкальное сопровождение и главную актерскую работу. Кино по совокупности хорошее, как минимум и пока как максимум для меня, но не проняло, не зацепило, не вызвало сильных чувств. Соответствует надписи на обложке «Другое кино». В будущем, может не ближайшем, пересмотрю, возможно, по-другому подойду, с соответствующим настроем. А пока повторюсь, как вердикт, кино хорошее.

7 из 10

04 января 2011 | 18:07
  • тип рецензии:

Русскоязычное название фильма ввело меня в заблуждение. Под «двойной жизнью» я понимал что-то наподобие сюжета фильма «Дневная красавица» с Катрин Денев (для тех кто не смотрел – героиня Денев была добропорядочной женой, но днем в отсутствие мужа работала проституткой). Все оказалось намного проще – живут в мире две похожие девушки, обе Вероники, не родственницы и не знакомы друг с другом. Но хитросплетением сюжета, когда жизнь одной прерывается, другая, словно продолжает ее так как продолжила бы ее первая Вероника. Соглашусь, замудрено. Вот так и я сидел и чесал голову, что же происходит.

Не знаю, что находят любители Кесьлевского в его фильмах, но данный образчик, мне не приглянулся. Действие монотонное, скучное и в начале непонятное. Сюжетной развязки я так и не увидел. Ну живут в этом мире две Вероники, ну и все. Фильму бы явно не помешала бы встряска динамикой сюжета или хотя бы каким-нибудь «финтом» в болливудском стиле (например, Вероники оказались бы разлученными сестрами близняшками).

Фильм Кесьлевского строится исключительно на операторской работе и игре Ирен Жакоб. Сначала я не особо уловил тонкости игры Жакоб, но потом все стало на свои места. Хотя особых эмоциональных вспышек у ее героини я так и не увидел, ну разве, что обилие сцен с демонстрированием обнаженной натуры, на которые пойдет не всякая актриса.

28 мая 2010 | 17:04
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: