Сложно было бы ожидать положительный отзыв на такой фильм от среднего российского зрителя, который находит такие работа как 'Мастер и Маргарита' (Бортко) - удачной экранизацией. Также совершенно логично, что прокатного успеха такая картина не могла бы иметь и в США - для этого в титрах не было ни одного громкого имени, кроме того, что стояло в заголовке. Это отсылает нас ко второй проблеме.
'Ктулху' (в отличии от 'Дагона' Стюарта Гордона) - никакой экранизацией не является в принципе, но почему-то это в расчет берут крайне редко. Отчасти в этом виноваты и создатели русского рекламного постера: не верьте ему – бог Ктулху в этой ленте не появляется. И слава ему за это! Говоря языком филологии, это 'отсутствующий персонаж' – «его отсутствие заметно и этим самым – значимо».
Картину вполне можно назвать удачной! Да, удачной и интересной, но с неудачной и сомнительной PR-компанией и, возможно, на самым удачным названием. Подавать фильм с названием 'Ктулху', как ужастик по-мотивам Лавкрафта, это как рекламировать 'Унесенных ветром', как фильм-катастрофу, или на обложке фильма Хичкока 'Птицы' изобразить Николая Дроздова. Зритель явно счел себя обманутым.
Меж тем, режиссер и продюсер Дэн Гилдарк снял смелый, тревожный фильм, который затрагивает целый ряд разнообразных пластов – начиная с социальных проблем нашего времени и заканчивая метафизическими вопросами, которые и восходят к миру Лавкрафта. Что же касается недостатков – стоит, увы, заметить, что подборка актеров явно исходила из весьма скромного бюджета картины.
Таким образом, если Вы желаете увидеть напряженный триллер, слэшер с погонями или 'крутой horror' со спец-эффектами – даже не начинайте смотреть! Фильм скорее подойдет любителям японских фильмов ужасов 40-50-х годов и работ Жака Турнёра, либо ценителям экзистенциальных драм. В этом 'Ктулху' даже отчасти напоминает классические работы Дэвида Линча, только без Бадаламенти и с геями.
Арт-хаус, вышедший в 2007 году, получивший премию лучшего фильм ужасов на кинофестивале и имеющий рейтинг 3 из 10, что и на этом сайте, что и на IMDB. Очередной малобюджетный фильм по мотивам повести великого Говарда Лавкрафта. Но это никакой не «Ктулху», рас уж на, то пошло, это скорее «Тень над Иннсмутом». Повесть о путешественнике, который попал в таинственный портовый город Иннсмут. И зря он попал в этот город, ибо то, что он там увидел, он не забудет никогда. На мой взгляд, самое психологическое, тяжёлое и драматичное произведение Лавкрафта. И кстати, «Ктулху» 2007 года это единственная экранизация той повести, да был ещё «Дагон», но он лишь опирался, но показывал события той книги, но, тем не менее, сходства с первоисточником имелись.
Сразу хочу предупредить, фильм начинается с того, что ГГ. просыпается со своим парнем (!) в постели и идёт к окну. Гомофобам смотреть строго запрещается, ибо таких сцен здесь не мало. У нашего главного героя погибает мать, и он приезжает к своему отцу, в родной город на морском побережье (ну да, Иннсмаут). И тут же творится в городишке что-то не ладное. В городе как выясняет ГГ. даже церкви нет, за исключением «Тайного ордена Дагона», и наш ГГ. считает, что его отец с орденом замешаны в похищении людей.
Тут история становится ещё более интересной, ГГ. находи последнее видео с его матерью. Она говорит, что город скоро должен унести «Великий Ктулху».
Довольно занимательно, не правда ли? На мой взгляд весьма интересная идея для психологического триллера. Но режиссёр, на мой взгляд, по ходу съёмок никак не мог определиться, что ему снимать. Он снимал драму? Скорее всего, но образы большинства героев толком-то не раскрыты. Он снимал триллер? Возможно, но он мало напряжённый. Он снимал мистический ужас? Абсолютно не точно. Гомосексуальная психоделия? Идеальный вариант. Сценарий крутится вокруг внутреннего мира главного героя, его проблемы, его тяжёлые отношения с отцом, потеря матери, гомосексуальные влечения, тяжка жизнь нынешних «Наследников культа Дагона».
Начну, пожалуй с разбора недостатков. Первое, ну конечно, дешевизна, картинка очень малобюджетная, ей даже не миллион долларов. Довольно мутно, темно, камера почему-то постоянно шатается. Но когда нужно демонстрировать природу оператор неплохо себя проявляет, единственный недостаток во время показа природы, это малое количество цветов, выглядит как-то бледно. Дальше, постоянно упоминание о гомосексуализме нашего героя, ну да, он гей и что? Это влияет на сюжет? Или режиссёр как бы намекает нам на то, что Ктулху гей? Ну, а как объяснить постоянное упоминание гомосексуализма. Дальше, весьма слабые актёры, вроде бы стараются, а толку никакого. И наконец, малая схожесть с рассказами Лавкрафта.
Теперь плюсы. Довольно любопытный философский смысл и социальный подтекст, о том, как стал безумен наш мир и не пора создать новый мир? В котором не будет ни хаоса, ни голода, не психических заболеваний. Только «КТУЛХУ». Дальше, весьма любопытный образ главного героя, его с какой-то стати даже жалко становится. Ибо пережить такое не каждый сможет, Джейсон Коттл весьма неплохо справился со своей ролью, по крайней мере, сыграл лучше других актёров.
В итоге неровный фильм вышел. Режиссёр вечно делает акцент на психологии главного героя (а для чего флэшбеки детства по вашему?), а надо бы акцент делать на кое-чём другом. Любопытная психологическая драма с претензией на что-то, но никак не экранизация Лавкрафта. Ждёшь фильма по великому гению, а получаешь лишь драму о Геях, с некоторыми элементами Лавкрафтоского произведения, в итоге чувствуешь себя немного даже обманутым.
А насчёт отсутствия Ктулху, друзья, а если бы он был, это что-нибудь бы изменило? Нет друзья, даже если бы он был это никак не помешало бы фильму и не украсило бы его. К примеру, есть компьютерная игра «Шерлок Холмс: Секрет Ктулху», там нет «повелителя», но там шикарная атмосфера Лавкрафта, понимаете о чём я? Ну так вот, Ктулху не делает атмосферу, а если бы он здесь появился, в гей-фильме, то это было бы смешно. И ещё, насчёт обложки с Ктулху, по моему это наши дистрибьюторы просто научились фотошопом пользоваться, полазил на зарубежных сайтах и там такой обложки ( как у нас на дисках ) нет вообще, так что спасибо дистрибьюторам за очередной вклад наглого добывания денег.