Молодой киргиз Айдер после долгого отсутствия вернулся из Парижа в родное село и привез домой свою невесту — француженку Изабель. Однако родителям, родственникам, друзьям он не сказал о своих намерениях относительно Изабель, представив ее писательницей, которая приехала в киргизский аул собирать материалы для будущей книги. Айдер поступил так не из какой-то злонамеренности — просто вернувшись, он понял, что сам вроде бы изменился, а отчий дом остался прежним. Старинные традиции, древние легенды — все это сохранилось в роду Айдера, стало своеобразным законом, который нельзя нарушать. Молодой человек не мог не знать, что ему не позволят жениться на Изабель — от этого предостерегало родовое сказание: чужих нельзя пускать в семью, иначе род погибнет. И вот Айдер выбирает — между традициями предков и своим чувством, между законом и любовью, между родом и Изабель.
До последнего неясно, чем же окончится этот выбор: почти одинаковой силой обладают и семейные предания, и любовь к другому человеку. Однако сюжет выстроен так, что Айдер делает шаг в сторону Изабель, и мы понимаем, что род не прервется: чистое чувство не убивает.
«Сундук предков» — символическое название. С одной стороны, это то, что дают в приданное молодому человеку или девушке, а с другой стороны, это то, что человек накопил за свою жизнь, то, что вынес из заветов предков. Фильм оканчивается тем, что зритель видит киргизский сундук Айдера, стоящий посреди их с Изабель парижской квартиры.
Не важно, где живет человек — в глухом горном ауле или в столице Франции, главное — жить по совести.
Еще в фильме - прекрасная музыка: композитор А.Айги, группа 4.33. И авторский текст, который читает потрясающий Максим Суханов. Завораживающие съемки пейзажей, народных игрищ.