К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Жемчужины лежат на дне и порой, чтобы найти действительно, по - настоящему, стоящий фильм приходится изрядно попотеть, прочитать изрядное количество рецензий, фестивальных списков и просто киноманских топов.

Этот фильм я заметила в незнакомом блоге. Отзыв был коротким и непримечательным. Человек говорил, как ждет ближайший ремейк данной картины с Микки Рурком и Джейсоном Стэтхэмом в главных ролях. В Голливуде работают умные люди, которые вряд ли займутся перезапуском кино, которое не стоит внимания. Поэтому без промедления я включила французский фильм '13'.

И с первых кадров на экране глубокая серая картинка, завораживающая музыка и интересное лицо Георгия Баблуани - Себастьяна, который вместе с семьей переживает не самые лучшие времена. В доме, в котором он ремонтирует крышу, умирает хозяин. Платить главному герою никто не будет, поэтому, в расстроенных чувствах, Себастьян крадет письмо, которое предназначалось покойнику и, следуя инструкциям, он попадает в мир дикого азарта, итогом которого станет либо полная победа, либо смерть.

В этой 'Русской рулетке' у игроков даже нет имени. На футболке просто цифра от '1' до '13'. Люди, как лошади - на них делают миллионные ставки и выпускают на 'скачки'. Некоторые из них кричат от неизбежности и страха, другие просто молчат, пытаясь убить ожидание будущего морфием. У каждой 'лошади' разная реакция на вероятную смерть.

На 'игровом поле' один противоположен другому. Но все пришли по доброй воле, желая наживы. Быть может хотели проверить себя? Видно, что каждый из пронумерованных сбежал бы ещё после первого круга. Но нельзя. Им приходится играть до конца. Круг за кругом напряжение будет лишь усиливаться, а число патронов и трупов увеличиваться.

Сама 'Русская рулетка' показана в фильме до дрожжи реалистично. Холодное оружие в затылок, серые майки, строгий голос ведущего - гнетущая атмосфера.

Режиссер Гела Баблуани мастерски расставил символы в картине. В первой части - письмо, во второй - лампочка, в третьей - рюкзак. Подумаешь - мелочи, но как каждый из этих предметов отразился на судьбе Себастьяна.

Казалось, что главный герой знает на что идёт.

Наверное, фильм показывает, как хрупка, на самом деле жизнь. Неважно, какая она. В любом случае - это самое дорогое, что мы имеем.

'- Положите патроны в барабан. Поднимите оружие. Вращайте барабан. Ещё...ещё...стоп. Прицельтесь. Взведите курок. Как только зажжется лампочка - стреляйте.'

Вроде бы простой набор предложений, составленый из обычных букв. Но какой чудовищный в них, собранных вместе, заключается смысл.

Если тебе повезет в первом круге, повезет во втором, третьем...в последнем ты все равно проиграешь. В любом случае ты уйдешь либо убитым, либо убийцей.

9 из 10

02 сентября 2010 | 22:34
  • тип рецензии:

Чертова дюжина. Сколько раз она встречалась нм в названиях фильмов? Но на этот раз она как никогда закономерна.

Только нечистая сила могла натолкнуть 22-летнего парня на то, чтобы украсть из чужой почты письмо с приглашением на „черную работу” – игра в русскую рулетку, где ставки несоразмерно высоки, а человеческая жизнь ценится неимоверно дешево. Себастьяну дают футболку с номером 13, и он вступает в игру. Новичкам везет в рулетку, но в этом смертельном казино – свои правила, и до хэппи-энда еще слишком далеко.

Фильм выдержан в черно-белых тонах. Красивые грузинские мужчины, говорящие по-французски. Черный французский кинематограф, получивший на кинофестивале в Венеции премию за лучшую первую картину, а в Санденсе — гран-при жюри за лучший иностранный фильм.

Сложно оценить его. С таким меланхоличным развитием сюжета, и с таким-то финалом. Дебют грузинского режиссера заслуживает внимания – однозначно.

21 октября 2007 | 18:29
  • тип рецензии:

Честно говоря, до сих пор сижу под впечатление, точнее, до сих пор идет холодок по коже.

Я люблю черно-белое кино, оно имеет какой-то свой особый шарм. Но этот фильм сначала смотреть не хотела, привыкла, что если ужасы и кровь, то только американцы в этом ассы (вот такой стереотип сложился). А потом как-то села... и посмотрела на одном дыхании. Да, начала затянутое, дешевые декорации и актеры не 'первый сорт ', но впервые мне было действительно на это наплевать. Ты просто сидишь в полном оцепенении...

Меня почему-то очень возмутила одна рецензия на этот фильм, где автор утверждает, что основная идея фильма - 'на что может пойти человек ради своей семьи '. Да, соглашусь семья в этом фильме далеко не на последнем месте, но все таки, неужели жертву ради семьи хотел показать Гела Баблуани?

Еще классики писали о 'русской рулетке ' - игре на УДАЧУ. И тут уже не главное как в твоем пистолете станет пуля, сейчас важнее, как она станет у человека позади тебя. Еще один 'отличный ' способ проверить фартовый ты или нет, благосклонна ли к тебе сегодня судьба. Если нет - кто-то теряет много денег, ты теряешь жизнь.

Вот такие 'игры аристократов ' - человеческие судьбы вместо карт. Игры, где адреналин и азарт на максимуме, ставка - жизнь, тут всегда есть проигравшие. Но хорошо играть, когда ты только зритель, и не в твой затылок смотрит дуло револьвера.

В общем, критик из меня неважный, но все же советую '13 ' посмотреть - не разочаруетесь. Фильм потрясает сознание! Отдельно хочу отметить Георгия Баблуани: отличный дебют - натурально, экспрессивно, жизненно - браво! А режиссеру хочу передать: ' Гела Баблуани, ты - молодец! '

10 из 10

21 февраля 2008 | 23:01
  • тип рецензии:

Эмигрировав во Францию из Грузии, потенциально богатый, способный Гела Баблуани дал о себе знать. Злые языки скажут, что парню просто повезло, что это несправедливо-легкомысленный фарт, приведший абсолютно неизвестного парня к престижным фестивалям. А ведь это то, что тренера по физкультуре называют волей, девушки – мужеством, а отцы и деды – гордостью. Человек, у которого, с точки зрения объективности, не было шансов продвинуться и на шаг, ринулся в бой за выживание на этой серой планете. Ученик судьбы, труда и палки-копалки, он начинал с нуля, и настоящее начало зритель мог лицезреть уже в фильме, которым сам Гела неимоверно доволен. Заручившись удобной аппаратурой и сценарием от одной руки, Гела смог осуществить, несомненно, благодетельные планы. Будучи воспитателем собственных качеств, придав им смысл и силу действия, он снял хорошее кино. К сожалению, сейчас «хорошее» говорит не о многом, это или подлый эвфемизм «плохого», или литота «гениального». Нет, данное кино – хорошее в том смысле, в каком надо понимать с позиции кинематографической этики.

«Tzameti» - совершенно трезвый детектив, оформленный в монотонный нуар эпохи классицизма. Режиссёр пошёл по тропе Даррена Аранофски, Кристофера Нолана и Гаса Ван Сента, сняв свою первую картину на чёрно-белое. Это объясняется многим: того требуют передовые критерии нуара, в том нуждается проницаемость происходящего. Явного механического развития не существует вовсе, автор устанавливает условия, в которых несётся главный герой. К слову, его исполнил брат режиссёра, Георгий Баблуани, и судя по достойной поощрения игре, создателям хочется сказать что-то неподдельно лестное об их генах. Может показаться, что тесно связана с идеей актуализация символики числа 13, чьё частое появление в ремарках в виде суммы чисел или повторения единицы-тройки заводит на мутные доводы, однако она выполняет функцию вспомогательного звена. По законам устоявшихся суеверий вокруг тринадцати замыкается злосчастный ореол, из-за чего герою приходится крайне тяжело. На чёртовой дюжине геморрой зарабатывают многие бедняги, вот и кучерявый брюнет понимает, что ошибка имеет цену жизни, и наоборот. Баблуани расчетливо располагает акценты и продумывает каждый аккорд, чтобы, несмотря на нарастающую интуитивную интригу, фильм не преступал стандарты остросюжетного триллера, в котором труп важнее живого.

Главный герой - жертва случайности, присущей любопытству, соответственно. Вместе с ним, будто с лупой невыносимых фрустраций, мы шагаем по скользкой темени неосведомлённости о столь уродливом, мутированном азарте и реформированной организации греха как методологии финансового счастья. Нашему взору, вздрагивающему при внезапном свете лампочки, и слуху, оглушённому очередным нечестивым выстрелом, дают возможность составить миниатюрную перспективу того, на что способна человеческая власть, перемежающая смерть и деньги. В подтекст дебютного фильма Баблуани успевает вместить перифраз проблематики игорных зон и одного из смертных грехов, который привыкли называть досугом, бизнесом, смыслом жизни. Нескрытый психологический садизм заставляет быть кротким и послушным, а нрав – кастрированным и безнадёжным. Вот и получается, что подлее всего – получить пулю в затылок, нежели угробить ближнего своего.

Ба-бах... Я выиграл?

10 октября 2011 | 21:53
  • тип рецензии:

Первый тур, один патрон. Боже, как меня угораздило в это ввязаться? Ведь с самого начала было понятно, что дело нечисто – все эти шпионские игры, письма, пересадки с поезда на поезд. Слово в детективном фильме. А теперь я стою среди таких же несчастных и трясущимися руками пытаюсь вставить патрон в барабан. Я даже заряжать револьвер не умею - никогда не держал в руках оружие. Тяжелое дыхание стоящего сзади как продолжение пистолета, который он держит в дрожащей руке. Не верти головой, черт, смотри на эту лампочку! От нее сейчас зависит твоя жизнь. В мертвой тишине слышно как в костяных коробках ходят ходуном тринадцать сердец. Распорядитель, как заправский режиссер, делает взмах рукой, яркий свет разрывает полумрак, нестройная череда выстрелов нарушает тишину. Боже, я не могу нажать на курок – вдруг я убью его? Как с этим жить потом? Жить. Для этого нужно сначала выйти отсюда. Нажимай на этот чертов курок и все закончится!

Второй тур, два патрона. Все только начинается. Бежать, бежать! Эта мысль не дает сосредоточиться. Куда бежать, когда кругом напряженные зрители, жаждущие острых ощущений? Голодные волки, буквально приковывающие к месту тяжелыми взглядами, не дающими пошевелиться. Смерть ищет жертву по тошнотворному запаху страха - им тут пропитано буквально всё. Не бояться, главное – не бояться. Они все сидят на морфии – так легче заглушить клокочущий внутри ужас. Лишь мне это не нужно, мой адреналин способен уничтожить любое чувство, включая осознание происходящего. Может это происходит вовсе не со мной? Точно, это всё не по-настоящему. Просто дурной сон. Пуля размозжит мне голову, и я проснусь.

Третий тур, три патрона. Я проснулся, всё продолжается. Все эти сказки про жизнь, пролетающую перед глазами, - просто чушь. Я вижу всё слишком отчетливо, будто со стороны - как оператор, бесстрастно фиксирующий происходящее на съемочной площадке. Реальность теряет краски, становясь черно-белой кинохроникой. Некоторые игроки отказываются выступать, у кого-то приступ диареи, но я спокоен. Лишь злость переполняет меня. Злость, от которой трясутся руки. Злость, спровоцированная безответным затылком впередистоящего. Злость, подгоняемая истошными криками распорядителя. Я будто владею маленьким собственным торнадо, вырывающимся на свет при включении лампочки. Выстрел. Злость моментально проходит. Лишь чудовищная пустота разливается по телу. Я убил его.

Четвертый тур, дуэль, три патрона. Новые правила, следующий эпизод бесконечного сериала, очередной круг ада. Мой соперник более опытен, все ставят против меня. Глупцы - как будто опыт тут что-то решает. Может как раз пришло время новой кинозвезде показать себя, затмив старых героев? Вокруг разгораются драмы: кого-то заставили играть силой, кого-то обманом, кому-то пообещали большие деньги. Но какое всё это имеет значение, когда ствол пистолета смотрит тебе прямо в лицо, – ведь это не то же самое, что дыхание в затылок. Волна ужаса окатывает меня, делая беззащитным перед бродящей вокруг смертью. Она криво улыбается, направляя свой револьвер мне в лоб. Осечка. Я выжил.

Четвертый тур, дуэль, четыре патрона. Идиот. Думал, что выпутался, но лишь завяз еще больше. Шансов нет. Даже если я выиграю, мне не дадут уйти отсюда - по сценарию главный герой должен умереть. Да и куда бы я пошел? Такие найдут везде. Полиция? Если б они могли – уже были бы здесь. Пальцы до боли сжимают оружие, вены на руках набухли, майка мокрая от пота и страха. Смерть, не таясь, скалится и вдыхает меня во все свои костлявые ноздри, пробует меня на вкус. Вспышки лампочки, умиротворения и выстрела сливаются воедино. Смерть оседает на пол. Я победил. Конец фильма.

16 апреля 2015 | 16:03
  • тип рецензии:

Хороший стильный нуар в основе которого – интрига и сценарий. В принципе любой заведомо неплохой режиссер вряд ли сумел бы при таких исходниках, наличии нескольких денег и непровальном кастинге фильм запороть. Приятному впечатлению от просмотра не в малой степени способствует и использование музыкального мотива песни «Есть у меня в кармане гильза от снаряда», ровный ритм, невыпячивание актерской эксцентрики.

По художественным достоинствам фильм если и не финчеровский, то стоит рядом, например, с болгарским «Дзифтом»(он же «Гудрон»). Не вижу повода не посмотреть американский римейк – по актерам ясно, что эксцентрики болельщикам рулетки и самим игрокам будет дано побольше.

8 из 10

15 января 2011 | 12:39
  • тип рецензии:

Куда может привести человеческое любопытство и жажда легких денег?

При просмотре понимаешь, что жизнь очень оборотистая штука и может забросить в самые неожиданные места.

Оригинальный фильм «13» 2005 года, французского режиссера Гела Баблуани, который впоследствии получил более современный ремейк с известными лицами. Фильм снят в черно — белом стиле, что по словам режиссера создает более приятную атмосферу.

Картина рассказывает о своеобразном развлечении богатых людей, которое как мне кажется имело все шансы быть в реальном мире. Интересная и не затёртая идея, но увы с банальным концом. Как мне кажется, в сценарии есть несколько не состыковок о которых я умолчу, дабы не спойлерить и не портить ваше отношение к фильму, тем более они не такие уж и существенные.

В общем и целом картина мне понравилась, и я не жалею что посмотрел оригинал (хотя я видел ремейк 2009 года). Мой совет посмотреть фильм именно 2005 года, так как с ремейком 2009 года сюжеты абсолютно идентичные, а атмосфера приятнее именно тут.

7.5 из 10

22 февраля 2016 | 12:30
  • тип рецензии:

Фильм потрясающий! Черно-белое изображение усиливает впечатление от его просмотра. Фильм безупречно выдержан. Несомненно, он тяжелый (вряд ли я смогу посмотреть его во второй раз), но тем, кто его еще не видел, непременно стоит посмотреть.

Фильм жестокий, очень натуралистический, но его достоинство в том, что он не пошлый. Думаю, молодой режиссер мастерски справился с поставленной перед ним задачей, создав хорошее кино. Я бы провела параллель с фильмом 'Солнце незрячих'/1992/ Темура Баблуани (отца Гелы Баблуани), который тоже стоит посмотреть.

10 из 10

02 ноября 2008 | 22:53
  • тип рецензии:

Почему фильм черно-белый, я поняла после второго просмотра и уверена, что это не только дань стильности и эффекту документальности…

Кстати, я вообще впервые пересмотрела фильм практически через пару часов. Прежде всего, потому что в нем нет ни единого лишнего кадра. Значение имеет, буквально, каждая деталь, на которую, не понимая вначале сути происходящего, и внимания не обратишь…

Впрочем, именно поэтому мне ни единым звуком не хочется раскрывать потрясающую интригу, лежащую в основе сюжета, поскольку именно в полной неожиданности каждого последующего кадра таится особое… хм… очарованием это никак не назовешь, но на экран смотришь, действительно, как зачарованный…

Что это по жанру? Безусловно, экшн, сжимающая зрителя даже не в молекулу – в атом! - психологическая драма-триллер, в которой до боли сочувствуешь главному герою, по стечению обстоятельств или фатальности судьбы ввязавшемуся в крайне жуткую игру на деньги, ставки в которой делают отнюдь не игроки…

В мгновение, когда понимаешь, насколько не годится этот спокойный милый трудяга, бесконечно далекий по образу жизни и характеру для уготовленной ему судьбой роли, напряжение и сопереживание ему растет в геометрической прогрессии. Здесь нет ни единого вторичного или просто прогнозируемого поворота до самых финальных титров, тоже почти сплошь состоящих из неизвестных еще имен…

Крайне важно, что, кроме захватывающего сюжета, превосходного музыкального оформления, съемок и безукоризненной актерской игры, фильм дает бессчетное число посылов для размышлений о неформальной нравственности и сущности только что увиденного. Он заставляет задуматься о том, что до просмотра и голову прийти не могло…

Все, заканчиваю! Иначе начну грузить вас своими собственными выводами и сломаю весь кайф от открытий, которые каждый из вас способен сделать самостоятельно…

Замечу только, что эта уникальная во многих смыслах картина номинировалась на «Сезар», 2007 год в категориях «Самый многообещающий актер» (Георгий Баблуани) и «Лучшая дебютная работа» (Гела Баблуани – режиссура и сценарий), а на «Венецианском кинофестивале» в 2005 году получила Приз Луиджи де Лаурентиса и Приз Сети продвижения азиатского кино (NETPAC).

А по моим меркам, это настоящий шедевр. Без оговорок…

10 из 10

10 ноября 2009 | 17:19
  • тип рецензии:

Всё-таки приятно, что выходцы из нашей бывшей большой Родины 'засвечиваются' в кинематографе зарубежном. До какого-то времени это были актёры, которым давали малюсенькие роли (Георгий Вицин в 'Красной жаре' и Валерий Николаев в 'Терминале'), затем у таковых выходцев появились роли больше, да и слава явно помасштабнее (Милла Йовович и её первый успех, связанный с 'Пятым элементом'), но как-то далее дело не продвигалось. И вот происходят приятные изменения: уроженец Тбилиси Гела Баблуани, хоть и получил кинематографическое образование в Париже, всё же является одной из первых ласточек, кто из наших бывших соотечественников привлёк к себе внимание. Да, были ещё Андрей Кончаловский и Тимур Бекмамбетов (последний 'засветился' тоже не так давно в Голливуде), но Гела Баблуани, во-первых, создал совершенно своё (подчёркиваю - 'своё') кино, а в Стране Грёз решили переснять его кино под его же режиссурой, а в одной из главных ролей снялся сам Джэйсон Стэтхэм, а ещё сам Микки Рурк и ещё несколько очень знакомых личностей.

Но чем же так заинтересовал Гела Баблуани голливудских воротил, чтобы те согласились выпустить фильм-ремейк под своим патронажем, где между стартовым фильмом и его дублем прошло половина десятилетия? Ответ довольно лёгок: в картине Баблуани с суеверной цифрой во главе лежит оригинальность, стилистика, авторский почерк, который даёт о себе знать ещё на самой заре карьеры режиссёра. Чтобы переснималось так скоро авторское кино я припоминаю только 'Выжить в Йобурге' Нила Бломкампа и его полнометражную версию 'Район №9'.

Очень многое лежит в атмосфере и сюжете фильма. Я не зря поставил на первую очередь именно атмосферу. Такой депрессивности, отчуждённости, безвыходности давно не было. Если пользоваться сакральными словами, то это напомнило пир во время чумы, причём пир происходит за счёт вакханалии бессмысленной смерти, где шансы выжить равны 1 к 13, а чума - это внешний мир, вне рамок которого гибнут люди, а тот, кто выживет, вернётся с тем, чем можно можно выжить во время чумы - с хорошими деньгами. Это условие сценария заставит при просмотре поставить себя на место тех людей, кто прислонит дуло пистолета к затылку стоящему впереди, а сам будет ощущать такой же холод оружия у своего затылка.

Можно только судорожно наблюдать, как за хлопками выстрелов один за одним, как на расстреле падают люди, и при этом сглотнуть слюну, понимая, как хорошо, что ты сам там не находишься, а рядом орут те, кто ставил на победу того или иного участника, словно это не живые люди, а подопытные крысы. Смотришь фильм - а страшно, но привлекает.

В данном случае большое слово говорит игра актёров, но фильм авторский, не будем забывать, поэтому у режиссёра-дебютанта с мини-бюджетом не стоит ожидать знаменитостей. Отчего и в главных ролях сыграли актёры, которых с трудом узнаешь. Главная роль у брата режиссёра Георгия (на французский манер его имя в титрах можно прочитать, как Жорж). Панибратское отношение можно понять, с родным-то братом можно договориться в плане оплаты труда, но ведь Георгий не подвёл. Даже в его плаксивом выражении взгляда можно обратить внимание, что его герой не так прост и не оступиться от начатого, слишком сильна закалка. Вторым, кого хотелось бы отметить, - это Орельен Рекуан. Его фактура запомнилась ещё со времён 'Невезучих', пусть и был он на вторых ролях, но в образе крепких, суровых мужчин он превосходен. Остальные сильно не запомнились, но влияния их на атмосферу фильма с визгами и потухшим взглядом нельзя не упомянуть.

Этот фильм жесток, этого не отнять, но и отношение к жизни теперешней он где-то воспроизводит. Жёстко, страшно и даже аморально, но как отображение жизни тех, кто за душой не имеет нынче ни гроша.

7 из 10

12 июня 2013 | 23:20
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: