Это совсем не страшная сказка, а созерцательная притча исполненная в лаконичной жанровой манере, легкой для зрителя. Любители психологии без труда вскроют 'двойное дно' - отсылки к классическим произведениям Фрейда. А при этом лента оказывается украшенной яркими актерскими работами. Пусть Оливер Рид и Ивонн Ромейн в момент выхода ленты не были особо известны. Но та страстность с которой они погружаются в свои роли добавляет ленте красок.
Уже с самых первых минут ленты нас предупреждают, что речь пойдет совсем не про мистические нюансы. Нищий попадает на свадьбу в замок прося еды. А смеющиеся господа подбрасывают ему кость, как собаке, неистово смеясь. Они признаются, что понятия не имеют о милосердии. Позже несчастного бросят в заточение. Там он и познакомится с матерью Леона...
Леон не был знаком со своими родителями, он воспитывался совсем в иных, куда более достойных условиях. Но откуда в его глазах такая грусть и стремление смотреть в открытые окна? Будто он всегда знал неистовую печаль родителей. А когда несправедливость переполняет все существование, то место человека занимает зверь.
И это лишь социальный подтекст сказки. Вспомним про фрейдовского 'человека-волка'. Известно, что открытые окна и волки в том случае - отражение того, что мальчик - жертва, а его отец - агрессор. И если взглянуть на всех мужчин, которые окружали нашего Леона с самого рождения, то все они неистово слабы, и их агрессия к слабым, не более, чем попытка справиться со своими страхами. Ни отец ребенка, ни его приемный отец, ни священник, ни мэр, ни другие мужские персонажи не готовы брать на себя ответственность за жизни других. Они в большей степени принимают ситуацию такой какая она есть. Оттого и таким беззащитным выглядит ландшафт. Они просто не способны кого-либо защищать.
Как это не удивительно, но Леон вырастает в человека с кардинально иными представлениями об ответственности. Он готов уступать и бороться с самим собой. Готов он и жертвовать собой ради общества. Более, чем в прямом смысле.
И это лишь отправная точка для многочисленных вопросов, которые можно обсуждать в связи с этой лентой. Тут нужно выделить и отношения Леона с его возлюбленной, и соотношение насколько готов был помогать своему приемному ребенку мужчина, вырастивший Леона, и священник, который знал о сложностях, но в большей степени полагался на провидение, нежели на устранение проблемы.
Хотелось бы отметить и техническую часть. Зритель тут получит типичные скромные 'хаммеровские' интерьеры. Однако фильм вышел красочным. Но несмотря на постановочную дешевизну лента наполнена памятными сценами. Чего только стоит взгляд девочки подающей нищему еду в клетку или печальный взгляд мальчишки на Луну. А каким колоритным оказывается свидание? Дама уводит красивого задумчивого юношу от его возлюбленной. Она все прекрасно понимает и пользуется ситуацией...
Это произведение менее всего хочется сравнивать с другими лентами об оборотнях. Я бы взял за точку отсчета немного другое: Пазолини. Его 'Декамерон' и 'Кентерберийские рассказы' вышли значительно позже, но по посылу и подтекстам - ленты схожи. Их сближает глубокая проработка и психологический заряд.
«Проклятие оборотня» снят уже после самых хваленых Hammer`овских «Проклятия Франкенштейна» и «Дракулы» (оба фильма режиссировал тоже Теренс Фишер), но из серии «воскрешение классики горрора», лично у меня, он вызывает больше всего позитивных эмоций.
Возможно потому, что в случае с вампирами и монстрами Франкенштейна отдаю предпочтение другим лентам, а «Человек-волк» Ваггнера, хоть и достаточно приятен, но бесспорным лидером для меня не стал.
В ленте, как обычно в Hammer`ских фильмах, подчеркнута сексуальность. Кажется куда более выразительна чем в предыдущих фильмах, но еще не испорчена как в «Невестах Дракулы». Актрисы – замечательны, актеры – любителям Кушинга и Ли, конечно могут не понравится, но мне наоборот было куда более приятно смотреть на мужественного Оливера Рида. Хоть актерской гениальностью он еще и не блеснул.
Само превращение, что в оборотнических фильмах, конечно же, очень важно, сделано скромно, где нужно – тень, где нужно – камера отвернулась. Ничего выдающегося, но и ничего не раздражает. Сам оборотень – именно «человек-волк», а история – трагедия человека, которая, на мое огромное удивление, немного отведена от мистики.
Грудастая немая служанка попадает в тюрьму за то, что не дала местному местному старикашке, оказавшемуся важной птицей. Там же обретался местный бродяга, который и оприходовал девушку. Та сумела бежать и будучи уже беременной прибилась к одному поместью. У неё родился пацан, а сама мамаша скоропостижно скончалась при родах. Паренек подрос и начал проявлять способности к оборотничеству.
Одна из ранних ролей Оливера Рида. Фильм студии Хаммер в пору её расцвета на стыке 50-60-х. Интересен он именно Ридом и визуальным планом. Довольно красиво и готично снято. Рид ещё молод и актёрски ничего особенного не показывает, но харизма уже тогда перла.
После затянутого пролога нас ждёт вполне себе мелодрама в исторических декорациях о любви героя и дочурки губернатора. Монстра нам показывают лишь во второй половине. Но пугало это кино вряд ли кого, даже в начале шестидесятых (сейчас тем более).
Харизма Рида, конечно, заметна. Да и ныне эта картина более-менее смотрится за счёт Рида и готичного сюжета, густо замешанного на сексуальном подтексте и исторических декорациях. Но особо интересного тут ничего нет.
«Проклятие оборотня» - продукт производства именитой британской киностудии «Hammer» является одной из наименее известных её работ. Данная лента появилась на свет в момент моды на возрождение в культовых киношных монстров, созданных на студии Universal в 30-ых и 40-ых годах двадцатого века. Успешно переделав с руки режиссёра Теренса Фишера на новый (в то время) лад юниверсаловских Дракулу, Франкенштейна и Мумию, англичане с немалым энтузиазмом аналогичным образом взялись за культового «Человека-Волка» с Лоном Чейни Младшим в ведущей роли. Ну а для того, чтобы быть полностью уверенными в успехе своего новоиспеченного творения, в режиссёрское кресло посадили всё того же Фишера, уже тогда успевшего заработать себе имя денежного жанрового ремесленника. В конечном итоге новому Человеку-Волку повезло заметно меньше, чем его переделанным собратьям и большим хитом проката он не стал, вдобавок и критики отозвались о ленте достаточно противоречиво. И это печальное обстоятельство не позволило хаммеровскому Человеку-Волку впоследствии обзавестись сиквелами на территории этой студии, чего нельзя сказать о других переосмысленных персонажах, чьи обновлённые истории превратились в длинные сериалы, доившиеся десятилетиями. Причину столь небольшой популярности понять весьма несложно, посмотрев и оценив «Проклятие оборотня» своими глазами. Кино вышло заметно слабее других виденных мною фильмов этой кино конторы (кроме разве что «Призрака оперы», но об этом в другой раз), ввиду своей жанровой направленности. Всё дело в том, что ужасов в «Проклятии оборотня» практически нет, это кино предпочитает покорять сердце зрителя драмой и любовными приключениями, задвигая жуткую историю вервольфа аккурат в последние 20 минут фильма.
Собственно, до первого появления самого персонажа, которому не посчастливиться испытать на себе ужасные муки растущей во время полной луны, волчьей шкуры, придётся прождать как минимум полчаса, а уж во всей красе его предъявят лишь в самом конце. Вместо ужасов, нас заставят смотреть скучноватую (хотя и жестокую) историческую драму о унижении низшего сословия богатыми дворянскими ракалиями, а чуть позже – затянутую амурную басню простого сельского парня и молодой дочери богатого испанского купца. Когда же приходит время непосредственно самих ужасов, у Теренса Фишера остаётся очень мало времени, чтобы как следует напугать зрителя. Явив ужасного оборотня лишь к третьему акту действия, Фишер тем самым дал зрителю понять, что деньги, потраченные на билет в кино, пропали зазря. Помимо этого, даже в сценах пика активности монстра, вместо саспенса и ощущения неминуемой угрозы, авторы предлагают нам скорее экшн. Когда огромная толпа людей с вилами и факелами гоняет оборотня по городку, а тот прыгает по крышам домов, подобно Маугли и Тарзану, создаётся ощущение, что перед тобой скорее лёгкий приключенческий фильм, а не мрачный жанровый шокер. А ещё, желая отойти от шаблонов с заражением через укус, сценаристы завели сюжет слишком далеко не только от вервольф-муви, но и от жанра ужасов в целом. Уж очень запутанной и сложной вышла сюжетная линия становления оборотня. Если способ рождения первого Ксеноморфа в «Прометее» Ридли Скотта показался вам излишне надуманной, то клятвенно гарантирую, что происхождение монстра в «Проклятии оборотня» вынесет вам мозг абсолютно. Одичавший за годы одиночества в сырой темнице, нищий должен изнасиловать немую дочь старого тюремщика, чтобы та впоследствии могла зарезать пожилого маркиза и родить на Рождество Христово сына, который будет превращаться в волка каждое полнолуние, если ему не оказывать любовного внимания.
Есть у «Проклятия оборотня» и сильные стороны. Фильму здорово помогает его «картинка». Оператор и осветитель создали серую, мрачную цветовую палитру, работающую в правильном для жанра направлении, ровно как хорошие декорации тёмных подвалов и сумрачных коридоров, в которых происходит некоторая часть действия. Манера съёмки в этой ленте действительно могла бы послужить неплохим самоучителем для современных начинающих жанровых режиссёров. Несомненно, статичная и плавно двигающаяся камера пугающему фильму подходит гораздо лучше, чем трясущийся объектив и монтаж в стиле старомодного музыкального видео. Некоторые из сцен даже сейчас смотрятся очень неплохо, тот же побег оборотня и его последующие злоключения глубинах старого городка, явно впоследствии послужили вдохновением для таких тематических представителей, как «Американский оборотень в Лондоне» и «Человек - Волк» 2010 года. Для своего времени грим оборотня выполнен добротно, да и сыгран он интересно: ведёт он себя не столько как волк, сколько как дикая крупная кошка, да и шипит аналогично, разве что только не мяукает. Оливер Рид воплотил тёмную «животную» половину во много раз лучше, энергичнее и ярче, чем скучную и клишированную человеческую. Злодеяния оборотня, к сожалению, практически всё время остаются за кадром, а крови и убийств очень немного, однако, учитывая год выхода, это простительно.
С актёрскими работами, к сожалению, вышло слабовато. Узнаваемых лиц вроде Кристофера Ли, Винсента Прайса и даже вездесущего в те годы Питера Кушинга, здесь вы не увидите, а те работники актёрского ремесла, что задействованы здесь, чего-либо интересного и неординарного вам не покажут. Главного героя и его объект обожания прописали непростительно поверхностно, настолько поверхностно, что зритель не ощущает даже зачатков химии между парочкой, так что все попытки мелодрамы выглядят довольно таки беспомощными и даже в какой-то мере лишними. Зрителю уж точно куда интереснее будет наблюдать за тем, как жестокий монстр перегрызёт горло очередному крестьянину, чем за пламенными любовными речами Леона и Кристины, но, увы, Терренс Фишер этого, похоже, не понял и как следствие столь необходимая атмосфера присутствует лишь в нескольких сценах. Неплохо получилось закончить саму историю, фильм закончился действительно смело и свежо. Никакого хэппи-энда, но при этом создатели обошли штампы с убивающейся от горя возлюбленной главного героя, умели раньше вовремя остановиться, при рассказывании истории, не перегибая палку с пустыми послесловиями и тошнотворными намёками на продолжение. В конце концов, хочется закончить тем, что «Проклятие оборотня» мне скорее понравился, чем нет, но, к сожалению это далеко не самое лучшее творение прославленной британской «молотковой» студии и до её лучших творений не дотягивает. Просмотренные мною ранее «Цирк вампиров» и «Франкенштейн должен быть уничтожен» были гораздо более любопытными и изобретательными, а это же просто очень среднее кино.