Это совсем не страшная сказка, а созерцательная притча исполненная в лаконичной жанровой манере, легкой для зрителя. Любители психологии без труда вскроют 'двойное дно' - отсылки к классическим произведениям Фрейда. А при этом лента оказывается украшенной яркими актерскими работами. Пусть Оливер Рид и Ивонн Ромейн в момент выхода ленты не были особо известны. Но та страстность с которой они погружаются в свои роли добавляет ленте красок.
Уже с самых первых минут ленты нас предупреждают, что речь пойдет совсем не про мистические нюансы. Нищий попадает на свадьбу в замок прося еды. А смеющиеся господа подбрасывают ему кость, как собаке, неистово смеясь. Они признаются, что понятия не имеют о милосердии. Позже несчастного бросят в заточение. Там он и познакомится с матерью Леона...
Леон не был знаком со своими родителями, он воспитывался совсем в иных, куда более достойных условиях. Но откуда в его глазах такая грусть и стремление смотреть в открытые окна? Будто он всегда знал неистовую печаль родителей. А когда несправедливость переполняет все существование, то место человека занимает зверь.
И это лишь социальный подтекст сказки. Вспомним про фрейдовского 'человека-волка'. Известно, что открытые окна и волки в том случае - отражение того, что мальчик - жертва, а его отец - агрессор. И если взглянуть на всех мужчин, которые окружали нашего Леона с самого рождения, то все они неистово слабы, и их агрессия к слабым, не более, чем попытка справиться со своими страхами. Ни отец ребенка, ни его приемный отец, ни священник, ни мэр, ни другие мужские персонажи не готовы брать на себя ответственность за жизни других. Они в большей степени принимают ситуацию такой какая она есть. Оттого и таким беззащитным выглядит ландшафт. Они просто не способны кого-либо защищать.
Как это не удивительно, но Леон вырастает в человека с кардинально иными представлениями об ответственности. Он готов уступать и бороться с самим собой. Готов он и жертвовать собой ради общества. Более, чем в прямом смысле.
И это лишь отправная точка для многочисленных вопросов, которые можно обсуждать в связи с этой лентой. Тут нужно выделить и отношения Леона с его возлюбленной, и соотношение насколько готов был помогать своему приемному ребенку мужчина, вырастивший Леона, и священник, который знал о сложностях, но в большей степени полагался на провидение, нежели на устранение проблемы.
Хотелось бы отметить и техническую часть. Зритель тут получит типичные скромные 'хаммеровские' интерьеры. Однако фильм вышел красочным. Но несмотря на постановочную дешевизну лента наполнена памятными сценами. Чего только стоит взгляд девочки подающей нищему еду в клетку или печальный взгляд мальчишки на Луну. А каким колоритным оказывается свидание? Дама уводит красивого задумчивого юношу от его возлюбленной. Она все прекрасно понимает и пользуется ситуацией...
Это произведение менее всего хочется сравнивать с другими лентами об оборотнях. Я бы взял за точку отсчета немного другое: Пазолини. Его 'Декамерон' и 'Кентерберийские рассказы' вышли значительно позже, но по посылу и подтекстам - ленты схожи. Их сближает глубокая проработка и психологический заряд.
«Проклятие оборотня» снят уже после самых хваленых Hammer`овских «Проклятия Франкенштейна» и «Дракулы» (оба фильма режиссировал тоже Теренс Фишер), но из серии «воскрешение классики горрора», лично у меня, он вызывает больше всего позитивных эмоций.
Возможно потому, что в случае с вампирами и монстрами Франкенштейна отдаю предпочтение другим лентам, а «Человек-волк» Ваггнера, хоть и достаточно приятен, но бесспорным лидером для меня не стал.
В ленте, как обычно в Hammer`ских фильмах, подчеркнута сексуальность. Кажется куда более выразительна чем в предыдущих фильмах, но еще не испорчена как в «Невестах Дракулы». Актрисы – замечательны, актеры – любителям Кушинга и Ли, конечно могут не понравится, но мне наоборот было куда более приятно смотреть на мужественного Оливера Рида. Хоть актерской гениальностью он еще и не блеснул.
Само превращение, что в оборотнических фильмах, конечно же, очень важно, сделано скромно, где нужно – тень, где нужно – камера отвернулась. Ничего выдающегося, но и ничего не раздражает. Сам оборотень – именно «человек-волк», а история – трагедия человека, которая, на мое огромное удивление, немного отведена от мистики.