Ну, что сказать... тема угасания, увядания или депрессии актеров в преклонном возрасте известна кинематографу и всегда эта тема грустна, печальна и вызывает у зрителя чувство глубокого сопереживания. Однако, в ' Римской весне...' это сочувствие приобрело неоднозначный характер. - Прежде всего потому, что главную героиню сыграла Вивьен Ли. Это произведение выглядит как завершающий карьеру фильм, легендарной актрисы, героини блистательных фильмов 'Унесенные ветром', 'Мост Ватерлоо', 'Леди Гамильтон', 'Трамвай желание', 'Перекресток святого Мартина'. Однако, сюжет фильма 'Римская весна миссис Стоун' противоречит всему, что создала актриса за всю свою творческую жизнь.
Само начало фильма, смерть мужа главной героини, еще не предвещает беды, которая произойдет потом. Но, что происходит на самом деле до этого... Рим как-будто полностью выветривает воспоминания миссис Стоун о муже. Жизнь актрисы и светской леди переходит в спокойное размеренное русло, лишенное какого-либо стеснения. Кажется, миссис Стоун совсем не щепетильна в выборе римских друзей, окружая себя людьми сомнительного свойства. А, в качестве эликсира от неприятных воспоминаний и скуки появляется итальянский жиголо, с удивительной легкостью становящийся ее официальным любовником.
Слепота миссис Стоун не может не удивлять. Зритель даже не успевает поверить в заурядность сюжета, который естественным образом в конце концов разбивает сердце уже немолодой дамы.
Может быть, в силу своей личной драмы расставания с Лоуренсом Оливье в 1960 г., предшествующей картине, Вивьен Ли в роли миссис Стоун выглядит уничижительно, если не сказать жалко и подчас нелепо. Не хочется выступать цензором, но становится по-настоящему очень грустно и обидно - не за миссис Стоун, а за актрису, творчеством которой восхищалось не одно поколение людей и роли которой служили ярким примером жизнеутверждения для миллионов.
Этот фильм мне понравился немного меньше, чем остальные фильмы с Ли. Он более женский что ли. Стареющая дама хочет удержать молодость, почувствовать молодость в каждом мгновении, но при этом не выглядеть смешной. Как это всё понятно.
Ли блестяще справилась с поставленной задачей. Даже стареющая она выглядит гораздо лучше многих молодых. В ней чувствуется порода.
Неплохо подыграл ей молодой ловелас Уоррен Битти. Вместе они и создали этот фильм.
А тут ещё появляется и неизвестный прекрасный незнакомец. В общем, всё романтично и красиво. Смотреть девушкам всех возрастов. А мужчины просто не поймут, хотя от Ли невозможно оторваться даже и в этой роли.
ЧТО ОЖИДАЛА УВИДЕТЬ: Я уже как-то писала о своем хобби сравнивать книгу и ее экранизацию. В таких случаях я становлюсь строгим, я бы даже сказала предвзятым, критиком, поэтому перевес редко оказывается на стороне фильма. Но только не в этот раз…
Еще в процессе прочтения романа американского драматурга Теннесси Уильямса, я начала думать, что фильм определенно получится гораздо интересней книги, т. к., к счастью, точно будет избавлен от нелепых разглагольствований гомосексуалиста (ой, только не делайте оскорбленный вид! Уильямс своей сексуальной ориентации не скрывал, за что его и уважаю) о психо-эмоциональном состоянии женщины, пребывающей в климактерическом периоде.
Я люблю пьесы Уильямса за их неоднозначность, смысловую и символическую наполненность, и некую иррациональность, но вот роман… роман ему явно не удался! Одно хорошо: добрая половина сего сочинения явно не вписывается в рамки киносценария, поэтому, будем надеяться, что в фильм она вряд ли попадет.
ЧТО УВИДЕЛА: Этот фильм напомнил мне китайский театр теней: вроде как занимательно, но как-то совсем уж незамысловато. Затасканный антураж, плоские, будто марионетки все для того же театра теней, персонажи, банальный сюжет и жалкая попытка заинтриговать в конце… однако, не смотря на все вышеперечисленное, фильм оказался куда органичней книги.
Создатели фильма хотя бы попытались аргументировать душевные переживания главной героини, в то время как в книге о внутреннем психологическом мире миссис Стоун мы можем судить только по ретроспективным экскурсам, проводимым рассказчиком. К сожалению, я так и не увидела настоящей Карен Стоун, зрелой, состоявшейся женщины, которая, в силу сложившихся обстоятельств, слабо осознает, что с ней происходит на самом деле, следовательно пребывает в мире своих иллюзий и видит только то, что хочет увидеть. Ведь онаискренне верит, что то, что она чувствует, реально существует. Ситуацию усложняет и то, что вокруг нее постоянно крутятся какие-то люди, соприкосновение с которыми не дает ей заглянуть вовнутрь, разобраться в себе; Карен Стоун как-бы постоянно находится на поверхности самой себя…
И еще: почему-то миссис Стоун виделась мне более грубой и стервозной, наверное, для большей контрастности с чувством девчоночьей влюбленности, которое она, вроде как, испытывает. А в игре Вивьен Ли мне хотелось бы видеть больше надрыва, но вместо этого ее пустой взгляд и временами отсутствующий вид уж очень напоминали Бланш Дюбуа из «Трамвая «Желание».
В этом фильме, как собственно, и в книге, мне не хватило глубины персонажей и целостности повествования. Ах да, в фильме мне, определенно, было мало Рима…
Безусловно, все хотят быть богатыми и знаменитыми! И это абсолютно нормально, ведь каждый имеет право на свои собственные «15 минут славы»! Однако, когда у человека слишком много денег, успеха, популярности, - появляется огромное количество желающих все это у него отнять и урвать свой «кусок вкусного пирога», не брезгуя при этом даже самыми низменными средствами и способами! Ведь в погоне за личным обогащением и «местом под солнцем», как известно, все средства хороши, вплоть до попрания моральных устоев и нарушения элементарных норм приличия. Распознать же таких охотников за чужими состояниями очень сложно, поскольку они тщательно маскируются, используя свой излюбленный способ «лести и подобострастия» дабы войти в доверие к очень важным персонам и скрыть или завуалировать свою истинную сущность. И тогда любой человек, даже не публичный, вряд ли останется равнодушным к елейным речам, льстящим собственному самолюбию. Тем более что люди частенько и «сами обманываться рады», предпочитая намеренно не замечать явной наигранности, ненатуральности, притворства, фальши, неискренности, деланности, нарочитого жеманства, чрезмерной слащавости льстецов!..
Объектом их пристального внимания являются исключительно состоятельные люди из высшего общества. А главную группу риска составляют, естественно: знаменитости, наследницы капиталов и бизнес-империй, представительницы родовитых фамилий, потомственные миллионерши, а также богатенькие вдовушки. Понятно, что одной лестью здесь не обойтись, - надобно слыть тонким знатоком женской психологии, коими просто обязаны быть все, жаждущие чужих миллионов. Во всяком случае, о том, что слабое место любой женщины – её возраст, - им известно лучше, чем кому-либо. И тогда нечаянно брошенная фраза: «Приходит время, и матушка природа настигает вас всех!..», - способна творить чудеса. А больше всех достаётся опять-таки, особам публичным, поскольку они всегда на виду, их жизнь размножена, растиражирована и тщательно изучается под микроскопом общественного внимания, что делает мелкие морщинки на их лицах заметными раньше времени…
Помимо возраста – главного страха, на котором спекулируют аферисты и мошенники всех рангов и мастей, их основным козырем в борьбе за «хорошую жизнь», тесно связанным с первым, является игра на слабостях и тайных пристрастиях объектов охоты. Поэтому совершенно не сложно догадаться, в чем больше всего нуждается дама весьма за –дцать!.. Самое удивительное, что есть ещё особы, которые «ведутся» на эти немудрёные «хитрости» из довольно скудного арсенала заправских шулеров и пройдох! Причём «ведутся» добровольно, осознанно, четко понимая и отдавая себе отчет, на что они идут!..
Такова Карен Стоун - главная героиня фильма («Римская весна миссис Стоун») 1961г., красочно иллюстрирующего все людские пороки, усугубляющиеся жаждой денег. Хотя для известной актрисы и владелицы огромного состояния она, пожалуй, чересчур благоразумна. Настолько, что ей хватает чутья и здравомыслия распознать в хищно улыбающейся и якобы заискивающей перед ней, так называемой, графине всего лишь обыкновенную, но алчную «сутенёршу», поставляющую смазливых мальчиков на потребу развратным богачам, и не допускать её слишком близко. О тонкой интуиции и умудрённости миссис Стоун жизненным опытом свидетельствует и следующая фраза: «Когда время берёт свое, и никто уже просто так не желает меня, - я лучше не буду желанна вообще!..», - пресекающая все попытки поймать её «на крючок».
Но, видимо, одиночество вкупе со страхом старения такие вещи, которые, говоря словами картины «очень затягивают», а внешность Уоррена Битти слишком заманчива и притягательна, чтобы отказать. Вот тут-то можно процитировать уже отечественную красавицу Наталью Фатееву, сказавшую устами одной из своих героинь о происходящих в таких ситуациях промахах: «Только появится настоящее чувство, как снова – ошибка!..». Действительно, такая недоступная и избегающая поначалу всяческих сантиментов, но под натиском многозначительных взглядов и многообещающих слов Паоло-Битти все-таки сдавшаяся Карен, дав вовлечь себя в эту авантюру, совершила одну распространенную ошибку: позволила себе влюбиться. Призрачная надежда и над ней взяла верх! Хотя, по правилам игры она должна была ограничиться всего лишь снисходительным отношением к молодому любовнику как к человеку, которого невозможно изменить, потому что он окончательно испорчен той средой, в которой вращается, и уже почувствовал страсть к наживе и лёгкой жизни. Поэтому её бурные вспышки ревности и публичные выяснения отношений выглядят более чем нелепо, ведь любви-то он ей и не обещал, а наоборот, не скрывал презрения к своей щедрой покровительнице, да редкие приступы ненависти к самому себе, вынужденному быть чужой игрушкой. К тому же, она изначально предполагала какие последствия её ожидают! Да и тот странный нищий юноша, постоянно попадавшийся ей на глаза, был ничем иным как своеобразным знаком свыше, предостерегающим и предупреждающим её об опасности, которому она так и не вняла. Вот почему, в очередной раз окончательно разочаровавшись в себе, жизни, людях, готовых кровожадно растерзать друг друга за малейшую копейку и растоптать того, кому вдруг улыбнулась удача (а именно так ведёт себя графиня, пытаясь настроить героиню против Паоло не пожелавшего с ней делиться), или мгновенно забыть об обидах, почувствовав «вкус денег», - Карен и впускает к себе того самого бедного малого. Не для того, чтобы «упасть» окончательно, махнув на всё рукой. А потому, что в отличие от дамского угодника Паоло, не имеющего ничего, кроме внешнего экстерьера, да пары приёмчиков соблазнения, хотя и он когда-то был «гол как сокол», пока та самая графиня-растлительница не подобрала его в римских трущобах и не сделала рабом «золотого тельца», - этот юнец с горящим взором еще не испорчен, а значит способен на настоящее искреннее чувство. Во всяком случае, лишь ему одному удалось разглядеть бездонную тоску в глазах миссис Стоун, а его бесконечные преследования - ни что иное, как всего лишь попытка выразить ноту сочувствия и не более. И если богатство не принесло радости ей самой, - может этот трогательный мальчик будет хоть немного счастливее?!...
Что еще сказать: изумительная постановка, отличное прочтение классики на такую актуальную тему и как всегда блестящая зрелая работа бесподобной Вивьен Ли! Только недалёкие люди могут не признавать очевидность её редкостного дара и потрясающего актёрского мастерства, попусту сотрясая и извергая бурю из никому не нужных визгов эмоций.
Но вот какая закономерность: сколько бы не предупреждала с экранов великая Вивьен Ли посредством героини, искусно описанной Теннесси Уильямсом, о необходимости быть осторожными и бдительными, - женщины как совершали так и продолжают совершать одни и те же ошибки! А всё потому, что человек, к сожалению, редко учится на чужом опыте, а все чаще на своём собственном… Как говорится: «Се ля ви!»…
Фильм 'Римская весна миссис Стоун' в целом оставил у меня положительное впечатление. Это история немолодой богатой женщины, в прошлом знаменитой актрисы, которая практически в один момент теряет всякий смысл продолжать карьеру, теряет мужа и обретает лишь одиночество, в котором прячется от прошлой жизни, куда не хочет больше возвращаться. Ее одинокое существование продолжается в Риме. Однако периодически некая графиня-сводница подкидывает ей молодых жуиров, цель которых раскрутить 'богатую сеньору' на деньги и дорогие подарки. Но сеньора Стоун непреклонно отвергает их ухаживания, соглашаясь лишь на ужин. Вскоре графиня подкидывает миссис Стоун жеребца покрупнее - красавца Паоло, которому в конце концов удается привязать к себе богатую леди. И тут начинается драма. Карен Стоун вовсе не глупа и понимает какие цели преследует Паоло, но чувства уже проснулись и она готова сделать для него все и многое простить. Почувствовав, что поводок натянут, Паоло расслабляется и ведет себя, как пожелает. Его хамство и презрение больно задевают и без того измученную душу Карен, но небрежные и натянутые ласки Паоло, снова затмевают унижения.
Разумеется, вскоре он уходит от нее и уходит самым омерзительным образом, осыпая ее оскорблениями.
Не смотря на, казалось бы, банальную историю фильм вышел, на мой взгляд, незаурядным. Вивьен Ли прекрасно справилась с ролью, ее Карен Стоун выглядит грациозной исполненной достоинством леди.