'Верное сердце Сьюзи' - это самая 'сладкая' сказка Гриффита, превосходящая своей слащавостью даже такие шедевры, как 'Любовь в счастливой долине' или 'Путь на Восток'. Героиня этого фильма не сделала абсотлютно ничего, чтобы устроить своего счастья, даже не смогла воспользоваться шансом, который ей дала конкурентка, наивно надеясь, что счастье само придёт к ней (и оно приходит).
Фильм совершенно несправедливо подвергся разгромной критике в прессе, которая обвиняла его за чрезмерную наивность. Фильм, конечно, наивный, в чём-то даже глупый, но это просто сказка, очень красивая сказка, которую очень приятно посмотреть. Гриффит всегда снимал Гиш в ролях искренних и самоотверженных девушек, которые, впрочем, были пассивны и не могли постоять за себя.
Начинается фильм с детства главных героев. Лилиан Гиш прекрасно справилась с ролью маленькой девочке, ничем не уступая даже Мэри Пикфорд, прославившаяся своими детскими ролями, а вот Роберт Хэррон, исполнитель роли Уильяма, и в детстве выглядит взрослым мужчиной.
Затем следуют годы в колледже. Сьюзи жертвует практически всем, что у неё есть, дабы заплатить за Уильяма в колледже. Он тем временем самоутверждается. Сьюзи же лишь сладко вздыхает при мысли о нём и планирует свадьбу. 'Надо жениться весной... Но мы не можем ждать так долго...' и т.д.
А затем Уильям начинает увлекаться кокеткой, на которой, при 'поддержке' Сьюзи, женится. Девушка лишь тяжко вздыхает, стирает заметки о свадьбе и рвёт его любовные письма. Уильям тем временем несчастен в браке. Роль кокетки исполняет Кларин Сеймур и делает это блестяще. Сеймур - лучшая актриса в фильме, превосходя даже Лилиан Гиш, роль которой слишком пассивна, чтобы она могла проявить себя.
А затем кокетка решает втайне от мужа пойти на вечеринку, но, по случайному стечению обстоятельств, очень быстро после этого умирает, перед этим рассказав всё Сьюзи, которая 'отмазывает' её в ущерб себе. Сцена вечеринки - лучшая в фильме, в ней, кстати, в эпизодической роли появляется Кэрол Демпстер, которую Гриффит снял в главной роли в таких фильмах, как 'Цветок любви', 'Девушка, оставшаяся дома' и др. Наивность Сьюзи проявляет себя во всей красе.
Конец у фильма слишком натянутый и быстрый, но, всё же, очень приятный. Гриффит снял не просто сказку, но утопию, деревенскую жизнь, о которой он всегда мечтал, о покорной девушке, которая просто будет сидеть и ждать его, о тишине и покое. Критики не были мечтателями, поэтому лента им и не понравилась.
И он устал и отдыхает. Дэвид Уорк Грифитт отходит от эпичных фильмов с морализаторством, ханжеством и расизмом и снимает простенькую наивную историю о провинциальной девочке. Я же в свою очередь спокойно вздыхаю и любуюсь Лиллиан Гиш. Нет, Лиллиан Гиш не настолько няшна как Мэри Пикфорд, но она также невинна, также нетронута, также… Черт, мне пора обращаться к психиатру! В общем, обратимся к фильму. История о девушке, которая ждала своего Единственного. На протяжении всего фильма Единственный успевает проучиться в колледже на деньги героини-дурочки, жениться на женщине легкого поведения и упорно не замечать томных взглядов бедняжки. Если и есть на свете женская глупость, то здесь она показана во всей своей красе. Тем не менее, в конце все хорошо, и Единственный все-таки женится на дурочке. Наверное, поздняя девственность была тогда в моде. А вообще, это все мечты самого режиссера. Ему просто хочется в своей личной жизни такую же верную дурочку, которая будет заглядывать ему в рот. Кстати, о личной жизни! Гиш он снимал в каждом своем фильме. Высокие отношения между режиссером и актрисой… Ах! Как это тонко!..