Если вы не знакомы с творчеством Ардженто, то не стоит начинать с картины «Без сна», так как это явно не лучшая его работа. Но она не настолько плоха, чтобы жалеть о потраченном времени на просмотр.
Просто невозможно поверить, что фильм датирован 2001 годом, все в нем - от манеры съемки и картинки до актеров буквально кричит о 90-х, 80-х. Такое впечатление, будто эта ярко выраженная старомодность делалась специально, и это нельзя поставить в минус, есть в этом некий шарм. Вместе со старомодностью присутствует некая наивность во всем действии, та же фальшивая игра женских персонажей по совместительству жертв маньяка, очень уж резиновые головы несчастных дамочек, подвергающихся нападению, и при этом близко и подробно показанные сцены убийств. Кому-то это покажется неуместным и попросту смешным, кому-то придется по душе, тут уж не угадаешь.
Главная заслуга «Без сна» это история маньяка, сам его образ и развязка. Детские и какие-то садистские считалочки о зверях, фигурки из бумаги и сопоставление этого с преступлением, и тут же намек на следующую жертву. Вместе с героями мы идем по следу маньяка, распутываем этот клубок. Все развертывается равномерно, доступно и понятно, в то же время, сохраняя интригу, так что на детективную составляющую можно не жаловаться. Единственно, повествование мне показалось немного затянутым, да и нагнетание атмосферы на меня не подействовало. Зато очень порадовала развязка, неплохо сыграно и достаточно неожиданно.
«Без сна» также может похвастаться отличной стилистической и звуковой составляющими. На отсутствие стиля и атмосферы, картинам Ардженто жаловаться приходится редко, у каждой присутствует свой колорит. Звуком тут опять занималась группа Goblin и, надо сказать, музыкальное сопровождение трудно не заметить, оно превосходно. Но сама история хоть и интересная, и неплохо поданная, в этот раз меня не зацепила. Как детективный триллер получилось хорошо, как ужасы – плохо, ничего особо жуткого и страшного не увидела, и атмосфера, увы, тоже не впечатлила.
Если бы существовала скала Рашмор, посвященная мастерам ужасов и триллера, то звёздный лик Дарио Ардженто непременно бы занял свое законное место рядом с барельефами Альфреда Хичкока, Марио Бава, Джона Карпентера и других. Потому что Ардженто обладает собственной манерой передачи мистико-ужасного, он по-своему транскрибирует мир потустороннего и надсознательного.
Но даже суперметкий стрелок может промахнуться, а виртуозный певец дать петуха. Нечто подобное произошло с Ардженто в «Без сна». Тут ведь на самом деле недолго потерять сон, пытаясь выяснить, что не так! Интересный сюжет, яркие актеры, гнетущая атмосфера страха и преследования. Как говорится: все карты в руки. Но смертельная головоломка разгадывается с убывающей стремительностью, как спортсмен, который все больше выдыхается по мере приближения к финишной черте. Талантливые актеры работают с перебоями и нехотя, как будто на самом деле не спали четверо суток. Возможно, причина – языковой барьер. Итальянский каст вынужден играть на английском. Жестокие убийства вместо ужаса приводят зрителя в ступор. Хорошо, если великий режиссер добивался именно этого эффекта. Особенно памятен момент, когда у оторванной, очевидно бутафорской головы, очень выразительно моргают глаза. И можно только подивиться умению маньяка вручную, без специальных приспособлений отделить у живого человека голову от туловища, причем на весу!
Самый зрелищный момент в фильме – это его несколько затянутое начало. Особенно, когда ночная бабочка с внешностью трансвестита стильно и грациозно убегает от преследующего ее неудовлетворенного клиента. Создатели, видимо, интуитивно поняли, что «хорошее начало полдела прокачало» и поместили выразительный фейс Барбары Леричи на основной постер фильма.
Главное, что радует на протяжении всей картины – это музыка. В ней слышно всё, что должны были донести до аудитории сценаристы, актеры, гримеры и остальные члены съёмочной группы во главе с Ардженто. Боль, отчаяние, эффект 'саспенса', дикий страх, звериная жестокость, помешательство и тайна. Имеющий уши, да услышит.
В общем и целом, в «Без сна» есть абсолютно все, чтобы зритель крепко прилип к экрану и с усилием отлип от него только на финальных титрах. Но мелкие недочеты, как соринка в глазу, мешают насладиться мрачной историей. То ли дело в сценарии, местами съеденном мышами, в результате чего актеры впадают в неуместную импровизацию. То ли в жанровом плавании: от детектива к эротическому триллеру до классического фильма ужасов. В итоге “Non ho sonno” – некий полужанровый субпродукт, который хочется сначала довести до полной готовности и только потом употреблять в пищу.