Некий умный заголовок со спойлерами твистов и с намеком на безмерную интеллектуальность рецензента
Имя Дарио Ардженто навсегда связано в памяти с итальянским развлекательным кинематографом и в частности с джалло. И так как это не 'высокий' кинематограф, принято закрывать глаза на характерный повторяющийся набор штампов, ошибки и разного рода нелепости, встречающиеся тут и там.
Тот факт, что картина БЕЗ СНА у некоторых является любимой в фильмографии режиссера, ничуть не вызывает недоумения. Это старый добрый джалло с узнаваемыми атрибутами. В центре сюжета загадочный маньяк, который демонстрирует в кадре лишь черные зловещие перчатки. Смачные кровавые убийства, довольно жестокие и реалистично снятые, действительно впечатляют. Сама история с налетом 80-х по-настоящему увлекает зрителя и держит в напряжении.
Ну и за это спасибо.
Актерская игра бездарна до безобразия и карикатурна. Монтаж местами будто сделан впопыхах. Но за этим действительно очень забавно наблюдать. Еще бы немного, и это могло бы быть пародией на джалло, где нелепости устремляются в бесконечность. И хотя со зрителем ведется какая-никакая игра и даже получается обмануть ожидания, мотивация маньяка оказывается бледным, глупым недорослем тех фантазий, что крутятся в голове на протяжении всего просмотра.
И финальным аккордом конечно же выступает смазанный финал, который будто допиливали в большой спешке. Да и не нужна эта катавасия, и так сойдет, на худой конец. Даже титры налетели на экран, не успел еще фильм закончиться, мол, все-все, сворачиваем лавочку.
И пусть жестокосердная логика призывает поставить 5 из 10, отделы мозга, отвечающие за удовольствие, пылают, тем самым накидывая еще один балл до хиленькой 6-ки.
Безусловно, БЕЗ СНА не лучший фильм замечательного Ардженто, глупый, нелепый, но смотреть его интересно и по-хорошему смешно. И на пересмотр этот фильм тоже подходит, чтобы скрасить вечер любого времени года в одиночестве или с кем-то.
Жестокий убийца по кличке Гном вновь начинает волну террора после 17-летнего затишья. Продумывая каждое убийство и не оставляя никаких следов, он тем самым ставит полицию в тупик расследования. Лишь отставной инспектор Моретти, когда-то давший клятву поймать маньяка, берется за частное расследование с напарником, мать которого была жестоко убита Гномом в далеком прошлом.
Дарио Ардженто – гений жанра джалло, когда-то наводившего ужас на зрителя получше любого триллера. «Без сна» - своего рода возвращение к истокам, во времена, когда убийства на экране были поистине жестокими и заставляли отворачиваться впечатлительных зрителей от экрана. И все же, судя по течению времени, данный фильм не является возрождением жанра, а всего лишь яркой ностальгией по нему.
По мере просмотра меня не оставляла мысль о старомодности постановки. Музыка 80-х годов, операторская работа без изысков и, конечно же, специальные эффекты, недалеко ушедшие от времен Бава и Фульчи. А уж когда камера открывала вид от лица убийцы, мне так и хотелось крикнуть «Кроваво-красный»! Ведь это великолепно, когда режиссеры триллеров, проживая в настоящем, снимают в прошлом, используя технические средства того времени.
Главный «герой» фильма – Гном – один из самых нетривиальных убийц. Разумеется, в рамках старомодного времени, которому принадлежит фильм. В своих кровавых деяниях он следует одному детскому стишку (хотя понятие «детский» к данному стишку вряд ли относится), в котором фермер убивает своих животных в «строгой хронологии». При просмотре зарождаются разные мысли касательно его личности: то ли это подражатель убийцы, действовавшего 17 лет назад, то ли это кто-то из окружения главных героев.
В заключение хочется отметить, что рано или поздно любой жанр либо трансформируется, либо уходит в прошлое. И нельзя однозначно сказать, что время беспощадно обошлось с джалло. Этот жанр принес нам массу хороших или даже культовых картин и «Без сна» является ярким напоминанием о нем.
Турин является одним из наиболее красивых городов Италии, побывать в котором хочется любому туристу, пройтись по этим запутанным улочкам, взглянуть хоть на миг на архитектурные шедевры, видевшие историю. Однако Турин далеко не так прост и комиссар в отставке Моретти об этом прекрасно знает, ибо в тенистом занавесе улочек Вас может поджидать маньяк, садистки расправляющийся со своими жертвами. Тайна прошлого ожила в настоящем, сея смерть на своем пути и на улицах Турина.
Начало нулевых годов для Дарио Ардженто ознаменовалось выходом в свет одной из последних по-настоящему эффектных картин мастера, фильма 'Без сна', снятого в стилистике джиалло. 'Без сна' - это напряженный, жуткий и мрачный рассказ как о маньяке, так и о человеке, его разыскивающем - комиссаре Моретти, блестяще сыгранном Максом Фон Зюдовым. Конфликт протагониста и антагониста в картине четко прочерчен, идеально выписанные характеры героев, даже сугубо второстепенных, и классическая атмосфера хоррора стали безусловным украшением данной ленты, держащей в напряжении от начала и до конца, который будет неожиданным и прекрасным. Впрочем, Ардженто не был бы Ардженто, если бы не насытил ленту сценами наибрутальнейших убийств, переходящих подчас в трэш, снятых оператором Ронни Тейлором стильно и жестко. Также среди актерских работ в данной ленте, помимо Макса фон Зюдова, отлично сыграла свою роль Кьяра Казелли, создавшая яркий и цельный персонаж.
Украсил фильм и саундтрек от группы Goblin, являющейся одной из визитных карточек творчества Дарио Ардженто. Динамичное музыкальное сопровождение мощно создает в картине саспенс и воистину незабываемую атмосферу.
Я рекомендую этот фильм всем без исключения поклонникам фильмов ужасов, особенно их джиалло-направления и особенно тех, что сняты Дарио Ардженто и, уверяю Вас, 'Без сна' Вас нисколько не разочарует.
«Ему всегда приходилось перебарывать желание убивать, видеть, как хлещет кровь. Он мог бы убивать животных, но это было не то. Это не давало ему того восторга, которое дарило ему убийство человеческого существа. Однажды ему на глаза попался детский стишок. Теперь его миссия будет выполнена».
Дарио Ардженто мастер на все времена. Этой картиной он не завершает карьеру как многие надеялись в 2000 г., а только продолжает ее. Магия рук в черных перчатках завораживает, таинственность убийцы притягивает. Закрученный сюжет, непревзойденное насилие над женщиной… красивой женщиной. В этом весь Ардженто. И в этой картине он выложился на все сто. Жаль только, что после этого фильма вдохновение снова оставляет его и следующий джиалло под названием «Игрок» выходит откровенно слабым.
Не стоит начинать смотреть Ардженто с этой картины, начните с начала, с «Птицы с хрустальным опереньем» С самого начала и далее по хронологии. Фильм безусловно понравится всем любителям и ценителям не только Ардженто, но и джиалло в целом.
После пары неудачных творческих исканий ('Призрак Оперы', 'Синдром Стендаля') Ардженто снова вернулся к классическому джалло, сняв довольно неплохой, хотя и не без минусов фильм. Хотя непременные атрибуты джалло никуда не делись - гиперкровавые убийства и артизация смерти, маньяк в плаще и перчатках, музыка группы 'Гоблин' и мрачно снятые итальянские улочки, начала исчезать та барочная, мистическая, даже немого волшебная атмосфера, присущая его лучшим фильмам ('Суспирия', 'Кроваво-красный'), уступив место оммажу голливудским триллерам. Впрочем, это здесь не так бросается в глаза, как в его следующих, куда более слабых работах, таких как 'Игрок' и, особенно, халтурнейший 'Джалло'. Кино смотрится увлекательно, есть много удачных сцен вроде весьма напряженного начала и финала, который, как всегда в хороших джалло, почти невозможно предугадать.
У итальянского режиссера Дарио Ардженто довольно часто получалось довести своего зрителя до состояния полнейшего шока.
В его фильмах всегда есть что-то оригинальное. Лично я так сразу и не могу ответить, что это именно такое. Но определенно можно сразу отметить три главных компонента, на которых держатся практически все его работы. Жестокость, мистичность и дикий холод, которыми отдают большинство сцен творений Ардженто. Блеклая картинка и резкие звуки заставляют зрителя проникнуться в атмосферу.
'Без сна' не блещет особой, свойственным работам режиссера оригинальностью. Задумка, думаю так же не откроет зрителю ничего нового. В большом городе Италии Турине, рукой неизвестного маньяка происходит череда жестоких убийств. Как всегда в такого рода фильмах, тут имеют место детективы и полиция, которая до последних минут фильма ломает голову над этим делом.
Но кино бы именно вот таким обычным, шаблонным и обывательским, если бы не заветные, козырные ходы итальянца Дарио Ардженто. Он очень удачно выбрал место, для того чтобы на его мрачных фонах творились жестокие и загадочные события. Огромные площади Италии, которые накрывает темная ночная пелена.
Огромные и просторные помещения и их залы, театры и другие общественные места. Именно эта пространственность и поражает, и отсюда начинаешь понимать, что для убийств годится абсолютно любое место. Будь это балет или обычная электричка, что делает свой последний ночной рейс. Для мастера ужасов не существует мест, где бы не смогла пролиться кровь.
Наверное, поклонников направления хоррор сильно интересует, как выглядят в фильме расправы над людьми и сколько крови можно тут увидеть. Я, пожалуй отвечу так. В фильме вас ждет череда по-итальянски элегантных смертей с разумным обилием крови. Жестокость имеет место быть, и местами она заставляет вас стиснуть зубы от страха....
Ну и в конце только хочется добавить, что если вам порядком поднадоели примитивные и обывательские американские фильмы ужасов, то переместитесь в Европу. В Европе ужасы уже давно сильно доминируют над американскими фильмами. Быть может, довольно редко, но все же метко.
Безусловно, слэшер 'Без сна' на фоне десятков своих завязанных на спецэффектах более современных сотоварищей по цеху визуально выглядит слегка наивно, актерские работы (в основном женские) не очень убедительны и отдают знакомой до боли картинностью, характерной для триллеров годов так шестидесятых-семидесятых. Но, мне кажется, Дарио Ардженто задумывал все снять именно так, как у него в итоге получилось, соединив фирменно мрачную камерность всей атмосферы фильма и полулюбительскую актерскую игру эпизодических персонажей, которые довольно безобразно с точки зрения актерского мастерства исполняли роли жертв таинственного убийцы.
Фильм вообще чрезвычайно отдает старомодностью. Ардженто словно умышленно противопоставляет выбранную им манеру и стилистику подачи материала новым веяниям в жанре хоррора. Очевидный отсыл к картинам Хичкока в сценах убийств и словно пересыпанный нафталином образ пожилого инспектора полиции в отставке Моретти, главного действующего лица слэшера, а с другой стороны кровавый натурализм сцен, до анатомических подробностей омерзительный и кровавый, преподнесенный на грани трэша.
Те, кто не знаком с творчеством Ардженто, обвинят его в неискушенности предложенной истории, примитивности внешней формы ее подачи на суд зрителя. Но тот, кто видел хотя бы пару-тройку картин этого признанного мастера в жанре мистического триллера, без труда с первых секунд узнает тягуче-вязкую, густую атмосферу ужаса и первобытных человеческих страхов, удачно нагнетаемую режиссером на протяжении всего фильма. Боязнь темноты, страх одиночества - Ардженто удачно играет на всевозможных фобиях, спрятанных в глубине души у каждого человека, грамотно воздействуя на зрителя не визуальными эффектами, а путем мастерского психологического давления, включая в действие тревожное музыкальное оформление, игру теней в ночном свете, плавно скользящую, гипнотизирующую внимание камеру оператора.
При просмотре ночью (как в случае со мной) фильм не то, чтобы заставляет сердце сжиматься от страха, он, безусловно, тревожит, причем, достаточно ощутимо, да так, что сначала лишний раз подумаешь, прежде чем прервешься при просмотре и пойдешь через темный коридор в кухню за чашкой кофе. Картина держит в напряжении и это свидетельствует о высоком классе режиссера. Несмотря на отдельные нюансы, которые, не всем придутся по душе и, в принципе, выражаются в том, что Ардженто, оставляя за собой право на самобытность, просто не желает снимать в рамках моды, диктуемой мейнстримом, фильм 'Без сна' является превосходным примером 'страшного' фильма ужасов.