Любая рецензия на данную линейку кинолент по логичному принципу должна начинаться со слова 'помню'. Вряд ли среди нас много людей, кто так и не посмотрел эти фильмы, которые захватили популярность у телевизионщиков практически с момента становления российского ТВ. Вот и я не мог пройти мимо них, смотрев их после очередного Нового года по каналу, который сейчас стремительно теряет свою популярность, держась только на названии, представляющем нашу с вами страну.
Так как лет мне тогда было немного, я часто смотрел по так называемому 'ящику' так называемые боевики с Джеки Чаном и Стивеном Сигалом, представляя себя конечно же в их роли. И хотя Гловер и Гибсон не стали для меня символами, их совместную работу я запомнил надолго и те посленовогодние дни вспоминаются даже чётче своих собратьев.
Сейчас же я с удовольствием провожу время, пересмартивая эти картины.
Смертельное оружие - стандартный боевик, который как и положено данным фильмам, не несёт никакой смысловой нагрузки, позволяя отдохнуть и расслабиться, посмотреть на крутых парней, погони, перестрелки и посмеяться над разбросанными как грибы по лесу едкими подколами героев, которые выражают на твоём лице лёгкую ухмылку. После его просмотра нет каких-либо особенных чувств, нет переживаний и радости, есть только ощущение незаметных порывов релакса. После тяжёлого дня, после проблем и разочарований во многом только такие фильмы могут придать тонус. Вот где скрыт их тот пресловутый и таинственный смысл, который любители покритиковать вечно стараются найти. К глубокому сожалению, вряд ли теперь уже можно отождествлять себя с крутыми парнями из боевиков, однако точно можно быть довольным, что когда-то ты пытался это делать.
- Нет, нет, нет. Возьмите лучше вон ту... С верхней полки.
- А что это?
- Это, друг мой, классика.
Безусловно если мы с вами заведём речь о 80-х, то преобладать в этом разговоре будут фильмы жанра Экшн. В этот период начали своё восхождения на Олимп славы большинство звёзд Экшн- Фильмов. Мы можем говорить о Брюсе Уиллисе, Арни, Слае(который закрепил успех конца 70-х), ЖКВД и многих других. Это был период героев из плоти и крови, когда не знали, что такое зелёный экран...
'Смертельное Оружие' - безусловно классический боевик 80-х, но кроме того это ещё и успешный проект, очень хорошего режиссёра. Успешный как с коммерческой точки зрения так и в плане кинематографическом. Хотите поспорить? А оно вам надо?
Повествование о двух копах, которых судьба сводит вместе, которым приходиться работать вместе преодолевая неприязнь, так как они совсем разные.
Роджер Мерта - полицейский предпенсионного возраста, у которого жена и трое детей. Пенсия ему только сниться, его голова полна семейными заботами и тревогами. Но всё только начинается, так как ему предоставляют нового напарника.
Мартин Ригз - полицейский у которого была жена, но погибла при загадочных обстоятельствах, который пытается не сойти с ума и найти своё место в этом мире. Человек со своими тараканами в голове.
Игра на контрастах оправдала себя, ведь в мире так много хороших людей, но ведь не все они похожи, некоторые из них кардинально отличаются друг от друга. Так же как и наши герои который идут к одной цели но разными способами.
Итог: Игра актёров на высоте, режиссёрская работа - на очень хорошем уровне, сюжет - не замысловат. Если вы не отличаетесь слабыми нервами, вас не пугает вид человеческой крови и насилия, то этот фильм будет иметь на вас расслабляющий эффект. Мужское кино для мужской компании, что тут ещё скажешь?
Хоть и к моменту моего первого просмотра данного творения незнакомого для меня ранее режиссера Ричард Доннер, натыкался на уйму фильмов о копах, крутых напарников и прочее полицейские истории, так что, не ожидал от фильма ничего особенного. Тем более учитывая год выпуска. Думал, что все это я уже видел, пускай и взятое именно из этого кино. Долгое время приходилось откладывать его в ящик, однако, как только пришло подходящее настроение - уселся за просмотр...И сразу же включил вторую часть!
Фильм начинается с того, как девушка кончает жизнь самоубийством, сбросившись с лоджии отеля. Что бы распутать дело, к опытному сержанту Роджеру Мерта, который за 20 лет службы обходился без царапин, назначают нового напарника: вспыльчивого социопата, да ещё и с суицидальными наклонностями. В ходе расследования, напарники узнают, что в деле замешаны очень 'крупные рыбёхи'. Чем ближе они подбираются к истине, тем больше риска схлопотать пулю.
— Бог меня ненавидит.
— Ответь ему взаимностью.
Сравнивая с остальными фильмами из жанра а-ля 'о двух напарниках полицейских', коих столько развелось - хоть лопатой греби. История героев раскрываться пускай и не в полной мере, но зрителям становиться понятно, что служит причиной их действиям (что далеко не всегда присуще фильмам жанра). Например тот же 'Час пик'. Здесь сюжет намного интереснее. Здесь не такие красивые постановочные драки с мастером Чаном, не столь комические ситуации, но фильм берет реалистичностью.
После просмотра, могу смело занести себе этот экранный дуэт в список самых любимых. Роджер Мерта (Дени Гловер) хорошо вжился в роль детектива с приличным стажем, понемногу начинающего задумываться о выходе на пенсию. Его персонаж ведет спокойную жизнь, несмотря на довольно не спокойною работу. Но все поменяется с появление Мартина Риггса (Мэл Гибсон). Гловер сумел передать эмоции спокойного кого, который не привык к таким эксцентричным выходкам напарников и ситуаций в целом. Персонаж Гибсона и вовсе стал культовым. Риггс - это не шаблонные методы + совершенное безразличие к своей жизни из-за большой потери, совмещенные с чувством юмора и эксцентричностью. Гибсон изумителен. Что касается антагониста, то Гэри Бьюзи справился со своей задачей. Пускай его и немного было на экране. Вот только осталось не ясно, что произошло с Питером МакКалистером. Такое чувство, что не нашлось на персонаж хронометраж в концовке.
— Я поведу?
— Нет, нет. У тебя склонность к самоубийству.
— Да любой, кто в Лос Анджелесе ездит на машине, — самоубийца.
Отдельное слово заслуживает звуковое сопровождение - оно особенное. Характерное для того времени. Гитара звучит превосходно и всегда кстати. Все технические стороны фильма на хорошем уровне.
Что тут говорить - это классика жанра, которую можно пересматривать и пересматривать. Любителям однозначно к просмотру!
Навряд ли кто станет читать эту рецензию, возможно за исключением тех помешанных и выучивших каждую фразу из картины фанатиков данного шедевра коим являюсь я, т. к. много сказано хороших слов и написано хороших фраз про этот культовый и уже классический фильм Ричарда Доннера 'Смертельное оружие', который в свою очередь открыл Америке, да и всему миру австралийского актера Мэла Гибсона и его темнокожего партнера по фильму Дэнни Гловера.
Голливуд 80-ых был иным и не таким, что сейчас, это было время пробы пера, ошибок и рисков, каждый из продюсеров компаний хватался за любое предложение в надежде уловить ту самую нить..., нить успеха, что безусловно породило множество начинающих сценаристов, режиссеров и актеров. Таким был и начинающий сценарист Шейн Блэк. Вдохновившись книжками Рэймонда Чандлера и Бретта Халлидея, перелопатив стиль и юмор Уильяма Голдмана, а также позаимствовав, броскость и скорострельность острот Уолтера Хилла двадцатитрехлетний актер из Питсбурга пишет новый, необычный по тем временам, но сразу же полюбившийся продюсерам и зрителям, сценарий в жанре полицейского бадди-муви. Сюжет фильма был настолько хорош, что никто не мог поверить в то, что его написал 'ещё вчера закончивший актерскую школу' юноша, не мог в это поверить и Доннер. Так или иначе сценарий был принят, контракт подписан, а фильм был снят и выпущен в свет, приятно воспринят критиками и породил множество ему подобных примеров.
И все-таки чем же хорош так фильм? И почему сегодня уже такого не снимают больше?
Герой Мэла Гибсона, Мартин Ригз молодой импульсивный и безбашенный тип, готовый на любой безумный поступок ради достижения цели, в то время как его напарник Роджер Мертах семьянин, спокойный и уравновешенный полицейский полная противоположность его напарнику, пытающийся быстрее дослужиться до пенсии. Да..., надо отметить, что сейчас также строятся все бади-муви на противоположностях главных героях, чтобы показать их контраст, но чего им не хватает так это драмы. Хоть 'Смертельное оружие' и воспринимается как комедия о двух полицейских, в нем заложена, особенно заметно это в первом фильме, драматическая линия и по-идеи, весь сюжет держится именно на ней. Герой Мартина Ригза потерял жену и 'висит на краю пропасти', готовый покончить жизнь самоубийством он нуждается в помощи, в том кто бы смог его вытащить, благодаря кому он смог продолжать жить дальше и этим человеком и является Роджер Мертах. Хотя герой Гибсона и не показывает этого, но Ригз нуждается в Мертахе больше чем, тот в нем. Разногласия и взаимное решение проблем в трудностях, в настоящих трудностях, а не притянутых за уши как часто встречается сегодня в картинах, и сплачивает этот союз, в конечном счете приводя к тому, что и Ригз, и Мертах дополняют друг друга. К сожалению сейчас, да и в последних частях самого 'оружия' акцент делается на юмор и экшн, создатели практически забывают про драму, выставляя её на второстепенный план. Однако, на мой взгляд, должны они идти рука об руку.
Ричард Доннер отлично передает атмосферу, солнечной калифорнии и глубину темных закоулков души персонажей за счет планов и света, цвета, одежды и музыки. На последнем хочется остановиться поподробнее т. к. заглавная тема саундтрека настолько хорошо описывает фильм, что прослушав её, можно понять суть фильма от 'А' до 'Я', на такое способен не каждый композитор.
Кончено в фильме есть мелкие недостатки, точнее сказать несостыковки, однако надо вспомнить восьмидесятые, когда тот же Рэмбо одной пулей убивал по двадцать вьетнамцев, Чак Норис уворачивался от пуль, а Джон МакКлейн пролезал в вентиляционные каналы, то все становиться на свои места и эти ошибки кажутся ничтожными. Картина Ричарда Доннера хорошо подходит для того, чтобы вернуться к истокам жанра и вспомнить время своей молодости.
Риггс – он весь на взводе и готов в любой момент свести счёты с жизнью, Мёртоу – полицейский, который скоро должен выйти в отставку и примерный семьянин. И что же может соединить этих двоих в команду – любимая работа!
Отличный сюжет, игра актёров, саундтрек - вот залог отличного фильма. Один из лучших фильмов про полицейских, после которого все режиссеры начали выпускать непонятные плагиаты с одним белым и одним чёрнокожим напарником. Фактически этот фильм дал скачок к звёздной карьере Мела Гибсона. То как они разносят весь город и не дают спокойно жить своему начальнику и является залогом хорошего просмотра и время препровождения.
Роджер Мерто - обычный, добропорядочный коп-афроамериканец, имеющий крепкий тыл в виде семьи и большое желание уйти на пенсию. Жизнь Роджера текла своим чередом, пока к нему не приставили полубезумного копа с суицидными наклонностями Мартина Риггза, с которым ему приходится вести важное и опасное расследование.
'Смертельное оружие' 1987 года - самый культовый полицейский боевик в истории Голливуда. Снятый Ричардом Доннером фильм по блестящему сценарию Шейна Блэка, 'Смертельное оружие' стало эталоном картин подобного рода. Успех картине во многом обеспечил отлично подобранный актерский состав и, особенно, дуэт Мела Гибсона, незабываемо сыгравшем Риггза, и Дэнни Гловера, создавшем запоминающуюся роль Мерто. Их яркие диалоги, полные юмора и страсти, стали безусловным украшением фильма, как и главный злодей ленты, которого великолепно сыграл Гэри Бьюзи.
Сценарий Шейна Блэка полон неожиданных поворотов и потрясающих идей, поэтому фильм смотрится на одном дыхании.
Сцены погонь, драк и другого экшена сняты оператором Стивеном Голдблаттом ярко, красиво и масштабно, сугубо в традициях жанра.
Также не могу не отметить прекрасный саундтрек Майкла Кэймена и Эрика Клэптона, идеально подошедшем к фильму.
'Смертельное оружие' - это отличная история о дружбе и полицейской чести, которую я рекомендую всем без исключения и, особенно, поклонникам классических боевиков.
Много фильмов про полицейских/бывших военных/настоящих мужиков наштамповано киностудиями, но выделить я хочу этот, потому что с виду ничем не примечательный средний боевик открывает нам мир глазами героев, которые полностью поглощены своей работой.
Привораживает этот фильм своей атмосферой, тем что герои до сих пор не разобрались в себе до конца, а о Мартине Риггзе уж точно не мне писать, наверное Мел Гибсон долго не мог избавиться от депрессии, которую он пытался передать весь фильм, а все то время, что выходил на работу полицейского одевал маску психа - ему так было проще. Дэнни Гловер есть олицетворение спокойствия в сложных ситуациях, я думаю что в каждом из нас есть немного Риггза и чуть-чуть Мерто...
И наверное самая важная деталь: этому фильму штампы не вредят, потому что фильм подан с юмором несомненно это достижение Шейна Блэка, посмотрев его фильмы (Последний киногерой, Поцелуй навылет) вы можете заметить тот стиль который он сохраняет на протяжении почти всех своих работ, юмор идет параллельно с экшеном, ах да и действие должно происходить в канун рождества!
Так же хочется сказать что у этой истории нет временных рамок, это фильм можно смотреть людям любых поколений.
Эта 'рождественская история про копов' останется в сердцах зрителей на очень долгое время.
Такие фильмы сложно судить, да и бесполезно, так как 'Смертельное оружие' давно уже стало классикой жанра боевика. В то время, когда наши экраны штурмовали Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне и Жан-Клод Ван Дамм, картине, где в главных ролях сыграли Мел Гибсон и Дэнни Гловер мгновенно обрела статус культовой и пересматривалась с упоением, хотя и сейчас она пересматривается не без должного удовольствия и восхищения ею.
Мел Гибсон к 1987-му году был известен лишь по трилогии 'Бешеный Макс'. Молодому актёру раздавались авансы, но все ждали чего-то решительного и по-голливудски мощного и, благо, дождались, ведь именно в том году впервые на экраны вышел фильм 'Смертельное оружие', где Гибсон сыграл роль полицейского Мартина Риггса, а в напарниках у него был намного более взрослый чернокожий актёр Дэнни Гловер (его персонажа звали Роджер Мёрто). Во-первых, это было неожиданно. Никто не помнил, чтобы представители белой и чёрной расы играли напарников-детективов. У них была сильная разница в возрасте. Вот это и сыграло на руку создателям этого боевика. Новинка в мире жанра, обратите на неё внимание! Но всё могло бы свестись к нулю, если бы не фантастическая игра в дуэте этих актёров. Расписывать это нет смысла, можно лишь сказать, что через пару десятков лет к ним лишь близко подобрались 'Плохие парни', но до сих пор равным тандему Гибсон-Гловер нет. После премьеры этой картины Гибсон мгновенно превратился в любимца публики и стал звездой первого эшелона.
За Мартина Риггса можно сказать, что это такой типаж, о котором мечтают незамужние женщины, а мужчины хотят быть на его месте. Роджер Мёрто - мечта замужних дам, ведь в нём есть опора и оседлость, да и сила в нём тоже есть. Две противоположности, которых притянуло друг к другу.
Да, не будем лукавить и честно можно заявлять, что статус классики жанра боевика 'Смертельное оружие' получило во многом благодаря двум актёрам главного плана. Но и умолять заслуги Ричарда Доннера, режиссёра картины, не хочется. Он смог из прямолинейного боевика выдать нечто большее, где драматизм каждого персонажа заметен, но и юмор специфичен. Первая проба пера Шэйну Блэку удалась, хоть он и написал, в целом, банальный боевик тех годов, но что-то в нём было, что-то такое скользкое и незаметное, которое затем оказалось бриллиантом. Бесподобно выписанные персонажи, верно расставленные акценты - всё это заслуги и Доннера, и Шэйна.
Хвалить 'Смертельное оружие' можно долго, но хватит того, что этот боевик без слабых мест. При просмотре он до сих пор захватывает и увлекает, а блестящая игра актёров вызовет ностальгическую слезу. Нет, однозначно, таких фильмов сейчас не снимают.
9 из 10
P.S.: имеется упоминание про авиакомпанию 'Эйр Америка', в фильме с одноимённым называнием сыграл Мел Гибсон.
Любой киноман, приступающий к написанию отзыва на классику, подобную «Смертельному оружию», должен четко осознавать, что к этому процессу нельзя подходить спустя рукава. К таким фильмам люди относятся с большим пиететом, трепетно лелея малейшее воспоминание, которое нет-нет да выпрыгнет из глубин сознания то какой-нибудь крылатой фразой, то какой-нибудь кино-цитатой в другом кинопродукте. Поэтому, прежде чем начинать излагать какие-то свои мысли, рекомендуется хоть немножко с ними собраться. Но я, собственно, и не собираюсь сейчас нести всякую чушь с элементами околесицы и, надеюсь, что ниже написанное вам (истинным поклонникам этого культового франчайза) хоть немножко да понравится.
«Ты помнишь, как все начиналось?» (с)
Пожалуй, соригинальничаю-ка я, создав и заполнив импровизированную анкетку, дающую некоторое описательное представление о нашем фильме.
Родители: выносившая и родившая идею, воплощенную в сценарий, «мама» Шэйн Блэк и воспитавший и взрастивший чадо (превосходная режиссура) «папа» Ричард Доннер. Это их совместный первенец. Будет еще трое, но старший – самый хорошенький.
Возраст: 21 год. Совсем уже совершеннолетний кинохит.
Рост, вес и другие метрические показатели: всегда были и остаются в норме, а некоторые, в зависимости от того, что за них принять, продолжают расти. Например, «вес» (количество поклонников фильма) с годами лишь увеличивается.
Теперь познакомимся с внутренним содержанием.
Место действия: Лос-Анджелес (судя по голливудским фильмам – просто рассадник американской преступности).
Время действия: славные восьмидесятые, канун Рождества (штришок, характерный для криминальных боевиков той эпохи).
Исполнители действия: двое служителей закона/полицейских/копов, первый из которых – заслуженный ветеран L.A.P.D высокий темнокожий семьянин Роджер Мерто («состаренный» на 10 лет Дэнни Гловер), второй – коп-одиночка Мартин Ригз (неподражаемый Мэл Гибсон), благодаря выдающимся способностям являющий собой то самое «смертельное оружие», но из-за личной трагедии находящийся в пограничном состоянии, и каждодневное хождение по лезвию бритвы – для него норма.
Итак, к чему же привела коллаборация выше упомянутых лиц? (и еще не забудем о значительном вкладе в общее дело талантливого оператора Голдблатта, мастера саундтреков к экшен-фильмам Кеймена, автора, скажу без обиняков, культовой мелодии Эрика Клэптона, ну и исполнителя яркой роли мэд бэд гая мистера Джошуа – Гарри Бьюзи). А родился, дорогие мои друзья, ни много, ни мало, культовый фильм, непревзойденный (но тысячекратно цитируемый и пародируемый) криминальный боевик, ставший, не побоюсь этого слова, иконой жанра.
Ну, а каково же лично мое отношение к этой замечательной кинокартине, и чем именно она мне так сильно нравится? На первую часть вопроса, как вы уже заметили, ответ дает сама его формулировка, а вот по поводу составных деталей нашего «оружия» не грешно будет и еще немножко поговорить.
Блэк не был бы самим собой, если б не придумал сколь прозаичный, столь и выдающийся сюжет. Белый и черный напарники: знакомство с персонажами, первичный конфликт, раскрытие характеров, преодоление всех смертельных невзгод, спасительная дружба – это же чистейшая, ничем не замутненная классика! И смотреть за приключениями Ригза и Мерто без своеобразного душевного трепета, ну просто лично мне не представляется возможным.
Открывающая фильм сцена (с одурманенной девушкой), дальнейшие события, наполненные взрослыми диалогами и в меру кровавыми эпизодами – все это, конечно, не для юных глазок и ушек. «Смертельное оружие» - кино серьезное, с обилием драматичных, надрывных сцен. Вспомните хотя бы знакомящие зрителя с сущностью Ригза три начальных эпизода (со стрелком, с наркоторговцами и с суицидником на крыше). Все они сняты и сыграны на исступлении эмоций. Ниже для ностальжи-эффекта приведу самые яркие цитаты из вступительной части:
Martin Riggs: This is a real badge, I'm a real cop, and this is a real fucking gun!
Roger Murtaugh: You're not trying to draw a psycho pension! You really are crazy!
Roger Murtaugh: Have you ever met anybody you didn't kill?
Martin Riggs: Well, I haven't killed you yet.
Львиная доля киноленты посвящена искрометным пикировкам напарников. Как раз в их диалогах и состоит особая прелесть, придающая фильму свой неповторимый шарм. При этом сильного уклона в юмористическую составляющую здесь не наблюдается (это уже потом, в продолжениях, после появления героя Джо Пеши, к жанрам Боевик/Триллер/Криминал добавится и Комедия).
Я почти никак еще не отозвался об экшен-составляющей фильма. Ну, а что тут расписывать-то? Как и все остальное, постановка сцен погонь, перестрелок, драк (всего того, что обзывается пресловутым словом экшен) выполнена на эталонном уровне. Праздник для глаз в первозданном, нерафинированном виде.
Не буду никого обманывать, делая вид, что расположившийся выше отзыв напрочь лишен малейшего с моей стороны фанатизма и имеет какие-то претензии на объективность. И писал я его, находясь в сугубо положительном настроении, стараясь заразить им и читателя, в лице которого мне представляется такой же как и я – ценитель золотого кинематографа восьмидесятых, любитель кинокартин поджанра бади-муви (и в частности культового дуэта Гибсон-Гловер), поклонник настоящего криминального боевика, который при упоминании словосочетания «Смертельное оружие» или «Крепкий орешек» (извиняюсь за упоминание «конкурента») как минимум погружается в состояние задумчивой мечтательности!
Ну, а если бравая команда создателей франчайза не сойдется во мнении, что все они «too old for this shit!», и если когда-нибудь все-таки появится на свет пятая часть – кто знает, может быть еще одним счастливым днем в моей жизни станет больше!?
Мартин Риггз и Роджер Мерто – двое лос-анджелесских полицейских из убойного отдела, начав сотрудничество с расследования смерти молодой девушки, оказываются втянутыми в беспощадную войну с группой бывших профессиональных наёмников, поставляющих в страну из Юго-Восточной Азии крупные партии героина…
Честь и хвала первооткрывателям – именно их запоминают люди, раз и навсегда. Так уж устроена человеческая психология, сохранять в сердцах тех, кто ломает стереотипы, раздвигает рамки и привносит что-то новое. И именно детище Ричарда Доннера, фильм «Смертельное оружие», впрочем, как и сам его автор, заслуживают этих слов. Ведь картина Доннера вне всяких сомнений является основоположником современного полицейского боевика и одним из самых известных и распространённых представителей поджанра «бадди-муви», именно в том виде, в котором мы знаем их сейчас. Проще говоря, Доннер и сценарист-дебютант Шэйн Блэк заложили новые стандарты фильмов жанра экшн о трудовых буднях полицейских и тем самым создали самый неувядающий, всеми узнаваемый и человечный полицейский тандем в истории мирового кинематографа.
Главная изюминка фильма Доннера – это концепция взаимодействия противоположностей, двух людей абсолютно разных и ни в чём друг на друга непохожих, но вынужденных работать вместе, сообща. Мартин Риггз и Роджер Мерто, между ними нет ничего общего – они принадлежат разной расе, возрастной категории, семейному положению, жизненному опыту и личностным качествам. Первый – белый, эмоционально-нестабильный молодой человек с ярко-выраженными признаками и повадками социопата, сломя голову и совершенно безрассудно бросающийся в любую мало-мальски опасную ситуацию. Второй – афро-американец предпенсионного возраста, добропорядочный семьянин и любящий отец, спокойный и рассудительный человек с обострённым чувством долга и справедливости. Как результат: всячески старающийся минимализировать риски, не лезть на рожон и практически осознанно (хотя и с неохотой) готовящийся к пенсии Роджер получает в напарники Мартина, мечтающего как можно эффектнее и поживописнее расстаться с жизнью. С таким же успехом можно было бы взять в руку взведённую гранату. Казалось бы, ситуация безнадёжна и ничего хорошего из неё изначально не выйдет, но забыв о постоянно возникающих разногласиях и более или менее удачно пройдя период притирки, они должны объединить усилия перед лицом неожиданной общей угрозы.
Шэйн Блэк написал по-настоящему мощный сценарий, позаимствовав из более ранних лент несколько ходов и, в конечном счёте, преобразовав их в невероятно смешное и сбалансированное зрелище. Сама структура изложения и последовательности событий здесь максимально логична и одновременно непредсказуема и в этом компоненте первый фильм укладывает на лопатки все дальнейшие картины цикла. Сами же герои практически никогда не забывают о толике здоровой иронии, относясь ко всему на свете, в том числе к себе и личным проблемам, с лёгкой насмешкой. И это не могло не вызвать симпатию у зрителя. Авторы буквально напичкали повествование целым рядом ярких и запоминающихся эпизодов: прыжок с псевдосамоубийцей с крыши; знакомство героя Гибсона с семьёй напарника; соревнование в меткости на полицейском стрельбище; неравная схватка в пустыне и финальный мордобой на лужайке под проливным дождём в окружении патрульных машин в свете прожектора полицейского вертолёта. Все эти сцены настолько увлекательно, забавно и одновременно зубодробительно сняты, что их можно пересматривать по отдельности сотни раз. Боевые эпизоды поставлены реалистично, забористо и со вкусом, а музыка Эрика Клэптона, написанная сугубо в блюзовой стилистике, прекрасно передаёт атмосферу давно ушедших 80-х гг.
Ещё один столп успеха этой картины (и он же основной), это, конечно же, игра актёров и их неиссякаемое обаяние. Гибсон просто неподражаем и фееричен в ипостаси полубезумного полицейского взрывающегося по любому поводу и не боящегося каждый день бросать вызов смерти, а его вечно взъерошенные волосы и сумасшедший взгляд словно служат подтверждением этому. Гловер со своей тактичностью и спокойной манерой игры, всегда одетый с иголочки, прекрасно дополняет коллегу. А взаимные препирательства и эгоцентричные подколки между героями только добавляют очарования этой ленте. Доннер осознанно сделал упор на детальной проработке характеров своих героев, эволюции их отношений и демонстрации их жизни в быту и на работе. Экшн здесь стоит далеко не на первом месте как в современных блокбастерах и Доннер от этого только выиграл. Персонажи его фильма выглядят настоящими и живыми людьми, человечными и не лишёнными недостатков, потому зритель и полюбил их, буквально сроднившись с ними за всё время шествия франшизы по экранам мира.
Итог: Доннер снял неподвластный времени маленький шедевр, настоящую классику полицейского боевика, оказавшую огромное влияние на развитие жанра в целом. И за это он заслуживает как минимум дружеского хлопка по плечу и искренних слов благодарности. «Смертельное оружие» - это бессмертное и во всех отношениях приятное кино, которое должен увидеть каждый. Классика жанра. Без возражений.