Введение в классику. Французский 'поэтический реализм'. Часть 3.
Среди плеяды режиссёров в направлении «поэтического реализма», сильнее всего выделились творения нескольких, среди которых, плотно укоренилось творчество Жульена Дювивье. Именно он принёс первую славу и во многом сформировал образ звезды французского кино Жана Гобена. И в картине 1936 года «Славная компания» Гобен сыграл одну из своих первых знаковых ролей.
История пятерых друзей из нищего квартала Парижа. Ни надежд, ни перспектив, лишь мечты и они друг у друга. Но, внезапный выигрыш крупной суммы денег в лотерее, серьёзно меняет их жизнь, и приятели задумывают открыть собственное дело – ресторан. На пути к заветной цели, товарищам придётся столкнуться со многими проблемами и разобраться в отношениях друг с другом.
Концепция сюжета, хоть и тривиальна, но благодаря сильной актерской игре и выдающийся режиссуре Дювивье, внимание зрителя приковано к экрану до конца. Наблюдать за персонажами крайне интересно и даже местами забавно. Да, несмотря на явный драматизм истории, в ней присутствует комизм и много юмора, который порой и сильно контрастирует с грустными моментами, как это порой и бывает в жизни.
По мне картина прежде всего о дружбе, преданности и благородных стремлениях, которые порой терпят серьёзные испытания перед лицом коварства и личных мотивов каждого. Персонажи вызывают исключительную симпатию и от того каждый их успех или же неудача, откликаются в сердце.
Конечно главный плюс картины в её выдающихся актёрских работах. В особенности хочется отметить яркого и эксцентричного Райна Эмо, ранимого и наивного Шарля Виналя ну и конечно же восхитительного Жана Гобена. Именно его персонаж центральный как в фильме, так и в самой компании. Он её лидер и главный инициатор плана по открытию ресторана. Но даже сила его характера не способна противостоять обстоятельствам. Фактура актера, его стан и самое главное глаза в контрасте с мощным телосложением, создаёт на экране двойственный образ, совмещающий одновременную мужественность и нежность.
По итогу, «Славная компания» - очень хороший фильм. Лёгкий, обаятельный, остроумный, с яркими актёрами, глубокими персонажами и жизненной историей.
Именно вера в братство и солидарность привела к власти во Франции Народный Фронт весной 1936 года. В этом же году выходит сатирический, и даже провидческий фильм Дювивье – «Славная компания». В то время как искренне верящий в коммунизм Жан Ренуар снимал такие пропагандистские фильмы как «Убийство господина Ланжа» (1936) и «Жизнь принадлежит нам» (1936), Дювивье и его сценарист Шарль Спаак оказались куда более дальновидными, и реализовали в своей картине полную несостоятельность левой коалиции, ловко завуалированной славной компанией молодых предпринимателей. Однако концовку фильма пришлось заменить хэппи-эндом, что более соответствовало духу времени.
Если судить фильм по хэппи-энду, которому Дювивье очень долго сопротивлялся, может показаться, что картина является одой Народному Фронту. Как ни как, ребята всё-таки воплощают свою мечту, преодолевая эгоизм, мелкие неудачи и даже любовь. Такая неубедительная концовка, пожалуй, и является главной причиной, по которой этот фильм не столь известен, как остальные фильмы Дювивье. Оригинальная же, трагическая концовка, куда более последовательна, однако и она не лишена чрезмерного мелодраматизма. Что интересно, при внимательном просмотре можно найти очень много общего в сюжете этого фильма с предыдущей работой Дювивье, а Жан Габен в главной роли еще более усиливает и без того явное дежавю.
Это был третий из шести фильмов Дювивье с Жаном Габеном в главной роли. К этому времени Габен уже считался идеальным архетипом героя из рабочего класса. И всё в фильме вроде бы складывается в рамках соцреализма, когда пятеро приятелей выигрывают в лотерею приличные деньги и объединяют свои усилия для строительства пригородного кабаре. Однако проходит совсем немного времени, когда вера в коллективизм начинает давать первую брешь. А когда на сцене появляется Вивиан Романс, пропасть между героями Габена и Ванеля становится непреодолимой.
Да, братство и солидарность - благородные чувства. Однако помимо них всегда был личный интерес, из-за которого высокие идеалы так и не смогли пробить себе дорогу.
- Мы все хотим одного и того же, свободы. Свободы для каждого из нас!
Классическая кинолента знаменитого французского режиссера Жюльена Дювивье. Его сотрудничество с Габеном вылилось в семь совместных картин, включая вышедшую через год драму-нуар 'Пепе Ле Моко', прославившую их обоих. Здесь же затронута немного другая тематика. Сюжет фильма рассказывает о пятерых обычных безработных, совершенно случайно выигравших большую сумму. До той поры голодные, перебивающиеся с хлеба на воду, без жилья и в лохмотьях, они объединяются с идеей выкупить прекрасный ресторан. И не просто выкупить, а практически построить собственными руками. Навыков им не занимать, энергии тоже. И простые работяги берутся за дело засучив рукава. Их не останавливает ни дождь, ни ветер. Их дружба нерушима. А надежда и вера в совместное светлое будущее, только подпитывает силы и стойко ведет вперед к намеченной ими цели. Но не всё так складывается как хотелось бы, ведь шальные деньги никогда не приносят счастья. И красивая мечта разбивается о многочисленные жизненные пороки (ревность, зависть, глупость) и быт. Как всегда на пути мужчин становится женщина и деньги. Но мне кажется кроме этого всего, здесь угадывается ещё и мысль о пагубности влияния частной собственности, материальных отношений. Пусть даже закрепленных давнишней дружбой. Тем более 1936, стал годом победы на выборах коалиции Народного фронта. Эти годы были отмечены во Франции усилением народных настроений в защиту интересов рабочего класса. Весьма популярной стала тема свободы, единения, дружбы, братства, равноправия. В то время Дювивье, как и некоторые другие режиссеры, тоже разделял эти настроения. Но если Ренуар снял такие чисто политические фильмы как 'Марсельеза' и полностью профинансированный коммунистической партией полудокументальный 'Жизнь принадлежит нам', то Дювивье сделал всё-таки более художественную картину.
Габен не играет здесь главную скрипку, он лишь один из пяти. Но его цельная, деятельная натура, всё равно разительно выделяется на всеобщем фоне. Лишь его сильная личность смогла объединить наших героев. Его бесстрашие, дух товарищества, некая простота и прямолинейность, присущая только честному рабочему человеку. Все эти качества в совокупности, не могли не привлечь как героев так и зрителя. Жан Габен как всегда играл уверенно, без надрыва. Но в этой его роли было больше драматизма. Ведь его почти слезящиеся глаза увидишь в кино не так то часто. Габен даже вспомнил свои навыки пения, которые в дальнейшем практически не применял. Вот такими мелкими штрихами, тоже выделяется эта его роль среди многих других, сыгранных им ранее и в дальнейшем. Любопытно, что имена главных героев в фильме совпадают с их собственными. Так, Жан Габен здесь - Жан, Шарль Ванель - Шарль, Раймон Эмос - Раймон. Этот прием позже с успехом применялся и другими режиссерами, например Клодом Лелушем. Интересно и то, что данная картина имеет другую альтернативную концовку. Оптимистическую, в отличие от более близкой Дювивье, трагической. Но какая больше по нраву? Выбирать вам, то есть зрителю...
- Быть хозяином это тяжелый труд! Вот увидите, безработные не понимают своего счастья...