К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Идеальное сочетание раскрытия неудобной правды, лирики и портретных этюдов. Дзурлини в этой военной ленте рассказывает нам о вторжении Италии в Грецию. Это была весьма напряженная и кровопролитная война. О ней не часто снимали ленты. Слишком много неудобных исторических моментов затрагивала эта тема сама по себе.

Но Дзурлини смело взялся за нее. И еще более обострил напряжение выделив в центр повествования распределение проституток по итальянским военным частям. Большая часть этих девушек, как выясняется, была вынуждена просто выживать. Их распределяли по одной на военное подразделение. И судьбы солдат они делили с ними. В случае военных столкновений девушек никто не жалел. Они погибали.

Дзурлини умудрился в этой весьма обыденной истории найти некую поэтику, влюбленность, напряжение. И вышло вполне достойно и зажигательно. Исполняющая роль гордой гречанки Эфтикии Мари Лафоре выжигает напалм вместе с Томасом Миллианом.

Но поэзия есть и в трусости. Как можно забыть майора Алесси великолепно показанного Александром Гавричем. Веселый, улыбчивый, жизнерадостный и всегда находящее нужное решение его герой иногда кажется воплощением мужественной деловитости. Но война расставляет все на свои места.

Разве можно забыть сцену в которой майор Алесси уводит на привал безропотную девушку Тулу. Героиня Леа Массари не может сопротивляться требованиям офицера, да и особо не хочет. Война ставит перед людьми настоящие вызовы. Каждому соответственно стойкости. И женщин эти вызовы касаются ровно в такой же степени, как и мужчин.

Дзурлини покажет нам еще множество других знаменательных сцен и выразительных портретов.

8 из 10

25 июня 2023 | 23:38
  • тип рецензии:

Впервые я увидел этот фильм почти полвека назад – в 1966 году, вскоре после Московского кинофестиваля, на котором фильм получил премию. Надо сказать, что тогда «Они шли за солдатами» производили громадное впечатление. Это впечатление не стерлось и за полвека жизни фильма. Фильм сделан при помощи очень скупых средств – без батальных сцен, демонстрации ранений и смертей, без ставших позднее модными компьютерных эффектов – но тем сильнее был его эффект, чем-то схожий с эффектом, производимым фильмом «Баллада о солдате». Причем, в отличие от «Баллады о солдате» война в фильме увидена глазами противной стороны – офицера армии страны-агрессора, лейтенанта Гаэтано Мартино.

Тут уместно сказать об актерах. Несмотря на то, что в фильме участвуют знаменитые актеры и актрисы (Мари Лафоре, Томас Милиан, Марио Адорф, Анна Карина, Леа Массари и другие), в их игре ни на миллиметр не чувствуется «звездности», так сказать. Возможно, это происходит потому, что многие участники творческого коллектива – начиная с самого режиссера Валерио Дзурлини и исполнительницы главной роли Мари Лафоре – видели войну своими глазами, и участие в фильме воспринимали не как «игру в войну», а как личное переживание, дань всем тем, чья молодость была погублена войной…

Помнил военное время и автор романа «Солдатессы», по которому был поставлен фильм, - Уго Пирро. И, как это бывает нечасто, фильм оказался лучше романа, по которому он снят. (Было несколько экранизаций этого литературного произведения, но «Они шли за солдатами» - лучшая из них). Как роман, так и фильм сделаны в жанре «Поездка по войне» - опять-таки сходство с «Балладой о солдате». Способ показа войны как путешествия, одновременно трагического и человечного, придает фильму цельность, задает ритм, создает щемящее ощущение неотвратимости приближения ужасного конца, уникальности каждой минуты перед этим концом…

Особо следует сказать об исполнительнице главной роли Мари Лафоре. Ее игра (скорее, не игра, а проживание жизни ее героини) пронзительна. Это лучшая роль актрисы – широко известной и как певица. В ее героине чувствуются трагические военные воспоминания самой Лафоре, о которых она не любила говорить.

Фильм заканчивается пленительной сценой расставания лейтенанта Мартино и греческой девушки Эфтихии. Последние слова, которые произносит за кадром главный герой, - строки из стихотворения Эудженио Монтале:

Ты ушла – и вдруг обернулась,
Откинув со лба прядь волос,
Рукой мне махнула – и скрылась во тьме…

P.S. Да, забыл сказать - грандиозная музыка к фильму Марио Нашимбене!

24 мая 2014 | 00:27
  • тип рецензии:

Греция оккупирована войсками Муссолини. Лейтенант Мартино развозит по воинским частям девушек древнейшей профессии. Одна из них хоть и доступная для всех, но явно влюбленная в лейтенанта. А сердце того в свою очередь отдано другой — неприступной гордячке.

Итальянец Валерио Дзурлини всегда остался в тени более знаменитых соотечественников, но восемь (даже без половины) созданных им фильмов обладают особой чувственной аурой. Самый известный из них - «Семейные хроники» (1962 г., главный приз на мкФ в Венеции). После него критики окрестили режиссера одним из лучших «чувственных кинопрозаиков». Однако этому фильму было суждено стать первым и последним – изобразительно совершенным и стильным… После Дзурлини решил сделать антифашистских «девок». Советский прокат переименовал емких «Солдатесс» в типовую безличность: «Они шли за солдатами». Они — это прелестные женщины, обреченные служить солдатскими подстилками, но умеющие и в передвижном грузовике-борделе ловить мгновения красоты и любви. Актриса Анна Карина не скрывает своего счастья от того, что вырвалась из амплуа музы экспериментатора Годара на волю простых эмоций. Полный контраст ей — героиня Мари Лафоре, иссушенная внутренней судорогой. Ее мучительные отношения с оккупантом оттеняет другой роман — сержанта (Адорф) и еще одной солдатессы (Морикони), у которых все просто — и постель, и народная мечта открыть «после войны» лавку. Конкретность жизни, искореженной насилием, но все равно не убитой, делает этот фильм классическим как для 60-х годов, так и для военной темы. Выясняется, что такое кино вовсе не обязано быть батальным и «мужским». А прекрасные в своем страдании женские лица войны заставляют вспоминать гениального кинопортретиста Дрейера.

«Специальный золотой приз» на 4 Московском международном кинофестивале.

18 декабря 2010 | 14:05
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: