Спустя почти полтора десятилетия после выхода первого фильма о приключениях эксцентричного казахстанского журналиста Бората Сагдиева, Саша Барон Коэн вновь возвращается к своему культовому персонажу в продолжении, которое обещает свежую порцию провокаций и сатиры. Однако 'Борат 2' вызывает смешанные чувства, оставляя вопрос: удалось ли фильму оправдать ожидания и донести новые идеи, или же он остался в тени своего предшественника?
Повторение пройденного пути
Одной из главных проблем продолжения является ощущение deja vu. Фильм несколько повторяет формулу оригинала, но без прежнего элемента неожиданности. Там, где первый 'Борат' шокировал и удивлял, раскрывая скрытые предрассудки и пороки общества, сиквел кажется менее свежим и менее острым. Множество сцен выглядят как попытка воспроизвести прежний успех, но без должной энергетики и оригинальности.
Сатирический потенциал фильма, казалось бы, безграничен, учитывая события и настроения последних лет. Однако 'Борат 2' нередко скользит по поверхности, выбирая очевидные мишени и не углубляясь в более тонкие аспекты социальных проблем. Многим шуткам не хватает изящества и остроты, они кажутся несколько упрощёнными и прямолинейными, что не способствует созданию глубокого сатирического высказывания.
Повествование фильма страдает от неоднородности. Ритм истории то замедляется, то ускоряется без видимой причины, создавая ощущение диссонанса. Некоторые сцены кажутся затянутыми и не несут существенного вклада в развитие сюжета или персонажей. Это может вызывать у зрителя чувство усталости и снижать общий интерес к происходящему на экране.
Хотя Борат остаётся центральной фигурой фильма, его характер не получает значительного развития. Новые персонажи, введённые в сюжет, не раскрываются в полной мере. Их мотивации и внутренний мир остаются на периферии, что затрудняет эмоциональное подключение зрителя к их историям. Отсутствие глубины в проработке персонажей лишает фильм возможности вызвать более сильный отклик у аудитории.
Фильм по-прежнему стремится шокировать, используя провокационные и даже грубые приёмы. Однако многие из них кажутся натянутыми и не всегда уместными. Юмор, основанный на эпатаже, не всегда работает в пользу фильма, особенно когда он не подкреплён глубокой мыслью или критикой. В некоторых моментах складывается впечатление, что провокация используется ради самой провокации, без более серьёзной цели.
С точки зрения визуального исполнения, 'Борат 2' не предлагает ничего примечательного. Операторская работа и монтаж выглядят обычными и не способствуют усилению воздействия истории. Саундтрек также не оставляет заметного следа, выполняя лишь функциональную роль. В целом, технические аспекты фильма не добавляют ему очков и не выделяют из общей массы современных комедий.
Некоторые сцены фильма поднимают вопросы об этике и ответственности создателей. Использование реальных людей в провокационных ситуациях может вызывать дискомфорт и сомнения в корректности таких методов. Граница между сатирой и оскорблением иногда становится слишком размытой, что может негативно сказываться на восприятии фильма различными аудиториями.
'Борат 2' кажется лишённым чёткой цели или послания. В то время как оригинальный фильм имел определённый вектор и был направлен на вскрытие конкретных социальных проблем, продолжение выглядит разрозненным и не сконцентрированным. Это затрудняет понимание того, что именно фильм пытается сказать или к чему призвать зрителя.
'Борат 2' оставляет ощущение упущенной возможности. Имея все шансы создать мощное и актуальное сатирическое произведение, фильм, к сожалению, не дотягивает до этого уровня. Отсутствие новизны, недостаточная глубина юмора и проблемы с ритмом делают его менее впечатляющим и запоминающимся, чем его предшественник.
Для поклонников Саши Барона Коэна и его уникального стиля фильм может представить интерес, но вряд ли удовлетворит ожидания тех, кто надеется на более продуманную и острую сатиру. 'Борат 2' напоминает о том, что повторить успех оригинала нелегко, особенно если полагаться на прежние приёмы без значительных инноваций. Возможно, стоило выбрать иной путь или значительно переработать концепцию, чтобы произведение засияло новыми красками.
Саша Барон Коэн - известный британский комик. Успеха он добился благодаря исполнению различных эксцентричных персонажей. Таких как Али Джи (английский MC), Борат Сагдиев (журналист из Казахстана), Бруно Гехард (австрийский ведущий передачи о моде) и генерал-адмирал Аладина (диктатор африканской страны). Следуя заветам своего кумира - Питера Селлерса - Коэн использует в воплощении персонажей не только эксцентрику, но также стереотипное мышление и различные акценты, а также выпуклую пошлость, за что у Коэна есть не только многочисленная армия поклонников, но и приличное количество ненавистников. И все самые известные образы Коэна получили свои киноэкранизации: в 2002-ом году выходит лента 'Али Джи в парламенте', в 2009-ом - 'Бруно', а в 2012-ом - 'Диктатор'. Но наибольшую известность, причём довольно скандальную, получила экранизация комического персонажа от Саши Барона Коэна 'Борат', вышедшая на экраны в 2006-ом году. Фильм получил даже политическую окраску, но благо, что затем казахстанским политикам хватило ума не ввязываться в диспуты, заявив, что всё, что снял в 'Борате' Коэн означает лишь то, что он и близко не знает реальное положение вещей в Казахстане.
И несмотря на весь скандальный шлейф 'Борат' получил несколько престижных наград, в том числе сам Саша Барон Коэн завоевал статуэтки 'MTV' и 'Золотой глобус' за лучшую комедийную роль, а сценарий 'Бората' был включён в шорт-лист 'Оскара'. Да и выпускающая студия '20th Century Studios' вместе с Коэном явно были обрадованы мировыми сборами 'Бората', которые составили более 261 с половиной миллиона долларов при бюджете в каких-то 18. Поэтому неудивительно, что вскоре было объявлено, что рассматривается вариант съёмок продолжения 'Бората'. Но при этом авторы и продюсеры 'Бората' здраво рассудили, что буквально сразу же запускать проект сиквела в производство не стоит, всё же скандальность фильма не всегда играла им на руку и очередных гневных тирад в свой адрес им явно не хотелось. Поэтому только спустя шестнадцать лет история казахстанского репортёра обрела своё продолжение. И, забегая несколько вперёд, лента 'Борат 2' надо сказать, что она заработал ещё больше номинаций и наград нежели предшественник! Например, 'Золотой глобус' опять вручил статуэтку Коэну за лучшую комедийную роль, а также назвал 'Бората 2' лучшим комедийным фильмом.
И вот, что интересно - не только Саша Барон Коэн был отмечен различными жюри кинопремий. Экранную дочь казахстанского журналиста во втором 'Борате' сыграла малоизвестная болгарская актриса Мария Бакалова. Можно сказать, что опыта у неё практически не было, но за роль Тутар Сагдиевой она получила множество номинаций, в том числе вошла в шорт-лист 'Оскара' за лучшую женскую роль второго плана. По сюжету же 'Бората 2' Сагдиев после приключений в первом фильме попадает на каторгу и он работает на каменоломнях. Но неожиданно его возвращают и дают правительственное задание, и опять он должен отправиться в США. Для себя же герой Коэна узнаёт, что у него есть дочь и она хитростью оказывается возле своего родителя во время его поездки в США. И вновь странные, архаичные, вымышленные, глупые и откровенно грубые и пошлые стереотипы, которые стали олицетворением 'Бората', ведут главного персонажа и его дочь. Из-за этого они попадают в многочисленное количество курьёзных, а порой и опасных ситуаций, но с непременно невозмутимым выражением лица персонажи 'Бората 2' выходят из них. Таким образом, Коэн практически не отошёл от динамики первого фильма.
А в принципе и зачем, ведь именно такой подход и изображение образа репортёра принесли ему известность, пусть несколько и скандальную, но всё же о нём заговорил весь мир. Нет смысла пересказывать всё то количество мыслимых и немыслимых ситуаций, в которых оказываются герои сиквела, но можно при этом добавить, что некоторые из них могут шокировать публику - и к этому надо быть готовым. С одной стороны, признаю, что это смешно, что это концепция 'Бората', но с другой стороны, обладая здравым смыслом, понимаешь насколько это всё грубо и пошло. Моментами вообще возникало твёрдое ощущение тошнотворности. Коэн словно глумится не только над персонажами картины, но и над теми, кто смотрит её. К тому же авторы сиквела не позабыли затронуть вопросы, которые сейчас беспокоят, видимо, всех на нашей планете. Здесь не только затрагивается вопрос феминизма, но и даже коронавирус присутствует. Причём в таком положении, что словно Коэн раскрывает конспирологический заговор. И вот в данном случае можно всё же таки заключить, что Коэн и другие сценаристы второго 'Бората' тщательно подошли к созданию сценария к фильму, создав его остов, накладывая затем слой за слоем.
Разумеется, что данная картина ни в коем случае не рекомендуется к просмотру детям. Да и люди, у которых пошлость и глупость вызывает устойчивое отторжение, тоже должны обойти второго 'Бората' стороной. Если кто-то рассматривает эту ленту как насмешку над постсоветским пространством, то тоже не стоит обращать внимания на творчество Саши Барона Коэна. Но всё же следует признать, что как первый, так и второй 'Борат' - это эксклюзивная комедия, со своим авторским почерком, снятая в псевдодокументальном режиме. И есть полная уверенность, что сиквел никого не оставит равнодушным, но у него как будут горячие поклонники, так будут и ожесточённые ненавистники.
Мир увидел продолжение 'Бората' аж спустя четырнадцать лет после выхода первого фильма. За это время в мире достаточно изменилось, а потому стоило ожидать, что юмор тоже изменится, конечно, не радикально, сортирные шутки, даже не на грани, а переходящие её всё так же присутствуют, да и куда без них, ведь фильм растерял бы весь свой шарм, изменилось именно то, к кому эти шутки направлены.
В центре сюжета по прежнему казахский журналист Борат Сагдиев, который отбывает своё наказание в ГУЛАГе за то, что своим документальным фильмом опозорил весь Казахстан. Однако, у премьера (здесь он премьер, а не президент) Назарбаева появляется для него очень важное задание. Борат должен поехать в 'Асашай', где теперь новый хороший президент Макдональд Трамп и вручить его приближённому, вице-президенту Майку Пенсу подарок в виде обезьяны Джонни. Этим подарком Назарбаев хочет влиться в круг друзей Трампа и спасти от позора некогда славную нацию Казахстана. Вернувшись в родную деревню, Борат узнаёт, что у него родилась дочь Тутар, которой пятнадцать лет. Он не хочет брать дочь с собой в Америку, но в ходе некоторых обстоятельств она всё же там оказывается.
В ленте присутствуют очень много скетчей, не связанных с основным сюжетом, они, также, не влияют на развитие отношений между Боратом и Тутар и из-за них повествование выглядит менее цельным. Но в оправдание этих скетчей нужно сказать, что они хотя бы были действительно смешными. Какие-то более, какие-то менее, но всё же смешные, особенно скетч в роддоме.
Юмор в этой части стал более политизированным. Здесь главной целью для шуток является трампизм и его сторонники. И это, наверно, самая главная проблема фильма. Коэн высмеивает лишь одну сторону политической жизни США, изображая республиканцев какими-то маргиналами и самыми настоящими фашистами, но при этом не трогая вообще никак демократов, нынешняя политика, которых тоже оставляет немало вопросов, да я бы даже сказал, намного больше вопросов, чем политика республиканцев. Фильм никак не касается движения BLM, практически не прошёлся по феминисткам в отличии от первой части, учитывая, что за четырнадцать лет феминизм превратился в самый настоящий цирк (я сейчас о безумных радикальных феминистках, а не об адекватных). Казалось бы, столько тем, для высмеивания, но нет, под прицел попал именно Трамп и его сторонники. И, в принципе, понятно, почему; сам Коэн является демократом и подобно всем демократам недолюбливает Трампа, но чтобы вообще не обратить внимания на такое большое количество абсурдных тем для юмора.
Тутар, отлично сыгранная болгарской актрисой Марией Бакаловой органично влилась в сюжет. Помимо того, что её персонаж сам по себе интересен, она, также, меняет своего отца. Благодаря Тутар, Борат развивается как персонаж, чему-то учится, что-то осознаёт, делает важные выводы и пересматривает свою жизненную позицию. В общем, теперь это не просто дурачковатый, чересчур простой и наивный репортёр, который вместе с этими качествами ещё и сексист и антисемит, а человек, теперь смотрящий на мир под другим углом, человек, изменивший свою устоявшуюся точку зрения, которая жила в нём на протяжении многих лет. Конечно, за таким героем наблюдать намного интереснее, потому я действительно рад, что Тутар была введена в сюжет.
Вторая часть лично мне понравилась меньше. Я уже говорил, что в ней однобокий взгляд на политику в США, никакой реакции на то, что действительно дошло до края и, не имеющие к основному сюжету отношения скетчи, портящие целостность повествования (хоть и смешные). Несмотря на всё это, картина всё же неплоха, юмор и интересные персонажи сделали своё дело, но пересматривать её в отличии от первой части я не буду.
Четырнадцать лет назад Борат Сагдиев опозорил «славную республику Казахстан», за что был сослан президентом Назарбаевым на рудники. В 2020м году президент решает дать Борату второй шансу и снова отправить его в Асашай (США) на важнейшую миссию - восстановить репутацию. Для этого Борат должен принести в дар вице-президенту Майклу Пенсу обезьянку Джонни, которая является министром культуры Казахстана и по совместительству популярным порноактером. Но вместо обезьянки в ящике в Штаты по ошибке прилетает дочь главного героя: Тутар Сагдиева, и теперь в дар необходимо будет принести её.
Если вы не знакомы с творчеством Саши Барона Коэна, и не смотрели первого «Бората», «Бруно» или «Диктатора», то наверняка описание фильма может привести вас в лёгкий шок или недоумение. Ещё сильнее может шокировать тот факт, что фильм получил Золотой Глобус в категории «Лучший фильм. Мюзикл или комедия». На самом деле, по совокупности Коэн заслужил награду, ведь по сути он придумал свой псевдодокументальный комедийный жанр, который направлен на оскорбление чьих-то чувств в жёсткой гротескной форме, который либо очень смешит, либо провоцирует скандал, либо просто заставляет обратить внимание на высмеиваемую тему. То, что сейчас называется «пранком», по сути в 2006 было придумано Коэном, и реализовано в полнометражный фильм, где большинство действующих лиц даже не знают, что их снимают.
Если в первой части Саша Барон Коэн «обидел» целую республику (на самом деле ничего общего с реальным Казахстаном в фильме нет), то в данном фильме за основу были взяты три актуальных темы: выборы президента США, пандемия коронавируса и феминизм. Каждую из них Борат и его дочь (великолепная роль болгарской актрисы Марины Бакаловой) раскрыли досконально через диалоги и кринжовые сцены с участием случайных, ничего не подозревающих людей. Конечно, качество художественного наполнения фильма может вызвать вопросы, но они не совсем справедливы, так как Саша Барон Коэн играет за пределами привычных жанров. Подобный юмор тоже понравится не всем, но, я считаю, что в эпоху тотальной толерантности и невозможности публично высказать своё мнение, подобное кино, которое рвёт все шаблоны и максимально жестко стебёт стереотипы, как минимум полезно.
Борат 2: никому не нужный и не смешной сиквел, созданный только для политпропаганды
Зайду издалека. 2000 год. На экраны телевизоров выходит довольно провокационное 'Али Джи шоу' с Сашой Барон Коэном в главной роли. В нём один из главных героев - казахский журналист Борат Сагдиев, и данный персонаж пользовался большой популярностью. Поняв формулу успеха, а именно неожиданность и провокационность, Коэн вместе с сценаристом ситкома 'Сайнфелд' Ларри Чарльзом берется за работу над отдельным фильмом про этого неуклюжего казахского журналиста. Фильм 'Борат' вышел в 2006 году, и, снятый в технике мокьюментари, он сумел обстебать просто всех: геев, феминисток, евреев, республиканцев, демократов и даже религию, но самое главное - он высмеял американскую культуру и образ жизни. Это был оглушительный успех: 260 миллионов долларов кассовых сборов при бюджете в 18, 'Золотой глобус' ушел к Барону Коэну и даже номинация на 'Оскар' за лучший адаптированный сценарий. И вот, лето 2020 года, самый разгар пандемии, в США предстоят президентские выборы и вся Америка горит в пожаре протестов BLM. В это же время появляются неожиданные новости о том, что втайне от всех в производстве находился сиквел 'Бората', и что выйдет он уже 23 октября этого же года. Казалось бы, идеальнее момента снова обсмеять Америку с ног до головы просто нет, но этот шанс был упущен. Почему? Сейчас разберемся.
Начнём с того, что в принципе идея создания 'Бората 2' не очень удачная идея. Первая часть была законченным произведением с вполне логическим финалом, продолжение было не нужно. Но раз уж сделали, так сделали. И в целом, идея неплохая: приехать и подарить вице-президенту обезьяну-порноактера в знак дружбы, но вместо обезьяны в ящике сидит твоя дочь, можно много чего придумать. Но есть несколько но. Во первых, фильм несмешной. Вот просто несмешной и всё. Иногда, конечно, проскальзывают хорошие шутейки (поход Бората в синагогу), но в большинстве своём фильм наполнен несмешными, а иногда и отвратительными (танец Тутар в поместье) шутками. Во вторых, сюжетная линия 'отец-дочь'. Она там вообще не нужна, так как 'Борат' это, по своей сути, не классический фильм: это эксперимент, который направлен на высмеивание, но сюжетная линия 'отец-дочь' этому никак не способствует. Ну, и третье, самое главное: политическая ангажированность. Её тут видно невооруженным глазом. Старший брат данного произведения не был настроен за кого-то или против кого-то, повторюсь, он высмеял всё и вся. А тут легонечько прошлись по феминисткам, вообще не затронули BLM и изобразили республиканскую долю населения США как фашистских свиней, а в сторону демократов не сделали ни одного неосторожного шага, лишь большой реверанс. И всё из-за того, что сценарист фильма, то есть Барон Коэн, сам демократически направлен, что видно по его последним работам (один 'Суд над чикагской семёркой' чего стоит). Конечно, Бакалова как актриса очень сильно удивила, да и Саша Барон Коэн не растерял харизмы, но этого недостаточно чтобы вытащить такой проект.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что 'Борат 2' ничего не стоящий младший брат ставшего уже стать легендарным произведения, с несмешными и отвратительными, политическими ангажированными шутками и взглядами, но с всё также хорошей игрой Коэна и его напарницы Бакаловой, хоть их харизмы, чтобы вытащить фильм, недостаточно.
Сатира Саши Барона Коэна славилась бескомпромиссностью формы – низкосортными шутками уровня /b/, и содержания – прожаривались все характерные персонажи современности не зависимо от доминирующих в прогрессивном обществе идеологических предпосылок.
В эпоху новой цензуры гипертрофированный образ гея, эпизод с обменом айпода на чёрного ребёнка из Африки (фильм Бруно) и высмеивание демшизы в лице активиста Нира Каина Н’Дегочелло из сериала «Кто есть Америка?» выглядели смело и радикально.
От продолжения Бората, выходящего за две недели до выборов президента в США, ожидаешь такого же юмора, обличающего все стороны парадоксальной и абсурдной американской действительности. Но, увы, в этот раз сатира Коэна однонаправленна и политически ангажирована. Целью насмешек становятся исключительно консерваторы-республиканцы.
В одном из эпизодов Борат в костюме Ку-клукс-клана заявляется на выступление вице-президента США Майкла Пенса, затем переодевается в Трампа и пытается подарить ему свою дочь. Выходка в духе SJW-активистов известных срывами выступлений инакомыслящих, например, профессора психологии Джордана Питерсона и политолога-консерватора Бена Шапиро.
Коэн всячески провоцирует и поддевает консервативную часть населения США, при этом ни разу не касается протестных погромов и движения BLM. А это одно из главных событий в США за последние годы.
Вершиной лицемерия становится финальная провокация Коэна бывшего мэра Нью-Йорка – республиканца Руди Джулиани. На фоне реальных прецедентов педофилии, инцеста и употребления наркотиков, запечатленных на ноутбуке сына претендента в президенты от демократов Джо Байдена, потуги выжать максимум грязи из глупой провокации смотрятся крайне слабо.
Единственное чему остался верен Коэн – это бескомпромиссной форме. Откровенные шутки про гениталии, выделения и другие животрепещущие темы в фильме присутствуют. Акцент сделан на истории взросления и эмансипации дочери Бората – Тутар, со всеми вытекающими из этого подробностями. Собственно, это главная причина смотреть фильм Коэна.
Жаль, что после отличного первого сезона «Кто есть Америка?», сочетающего многополярную сатиру на безумные проявления западной реальности, Саша Барон Коэн пал жертвой цензуры (или самоцензуры) и снял столь однобокого второго Бората. Однако на фоне остальной беззубой поп-культурной сатиры особо выбирать не приходится.
Обезьянка Джонни - министр культуры и главная порнозвезда Казахстана
Якшимаш. Это наша славная рецензия. Она - тупой. Кто не умеет читать, пусть пишет новую Конституцию страны. А кто хочет начать секси-тайм, то опоздали: Памела Андерсон уже постарела. Зато за Азамата Багатова можно порадоваться. Сцена с ним участие может обрадовать тех, кто толкать БДСМ. Торчащая его штучка вдруг пощекочет ваш асс-киллер. Так что начинается новая миссия, которая сулит уважение премьера, чью фамилию нельзя называть.
В общем, страждущие, неожиданный сиквел того самого 'Бората' всё-таки вышел в эпоху Tik-Tok, #Metoo, harrasment, homo trumpus. Во время просмотра было весело, конечно, только одна мысль всё не покидала чертоги разума. Эра Бората Сагдиева неминуемо подошла к концу. Он по-прежнему милый и наивный в духе малыша Губки Боба, но его поезд уже давно покинул манящую платформу 9 3/4. В кинофильме о Борате самого Бората было довольно мало.
Дабы соответствовать духу времени, на первый план вдруг выскакивает невесть откуда взявшаяся изгоняющая дьявола дочь Тутар, которая своим зубастым органом готова сделать пиву приятное. Да и не сама дочурка, плюс к этому американцам придётся столкнуться с разрушением всех её воздушных замков. Ни много ни мало постановочная драма, в который забыли или побоялись добавить побольше неугомонного бреда и забористого абсурда.
Лучше оставили бы славную обезьянку Джонни, министра культуры и главной порнозвезды Казахстана. Вот это была умора! То самое, из-за чего не смогли сдержать смеха. Убрать доченьку и оставить рядом с журналистом-недотёпой примата - была бы выигрышная комбинация. Но создатели посчитали иначе, поэтому зрители увидели лишь трогательное роуд-муви об отношениях отцов и детей, когда детям не нужно жить желаниями папочек.
Якшимаш. Тупой рецензия подходит к концу. Если вы любить традиция Голливуда, ни в коем случае не ждите третью часть. И не просите. Не создавайте петиции. Казахстан, на самом деле, светлая и развитая страна с умными руководителями на всех постах, в которой с животными научились разговаривать, женщины стали давать сдачу мужчинам во время битья, коррупция превратилась в открытый диалог. Должны обогнать Румынию и всех, кто убегает.
Саша Барон Коэн вернулся к своей любимой роли Бората Сагдиева, на раз уже узнаваемый казахский журналист попадает в реалии США 2020 года. Пандемия, митинги и предвыборная гонка, все это так или иначе задействовано в сюжете. На этот раз Борат действует не один, ему в этом помогает дочь Тутар (Мария Бакалова). Тутар Сагдиева девочка пятнадцати лет, которая является точной копией своего отца, она не знает ни морали, ни нравов. Она отлично дополняет Бората как персонажа и развивает его.
В сравнении с первым фильмом, шутки не стали острее, а сортирного юмора не стало меньше, но с момента выхода первой картины о Борате прошло четырнадцать лет. За это время мир изменился, и мы изменились вслед за ним. В картине высмеивают феминизм, антисемитизм и устои общества. Учитывая современное толерантное общество «Борат 2» выглядит очень смелым.
Удивительно наблюдать, как Барон Коэн на протяжении фильма все ближе подходит к разрушению четвертой стены и указывает о своих намерениях в самом материале. Спустя четырнадцать лет с момента выхода первого фильма о Борате, трудно было выбрать более подходящее время для столь жгучего и важного посыла. Фильм дает нам новые причины для страха перед миром, но также дает нам возможность смеяться над ними.