Территория - это всё таки хорошая попытка погрузить зрителя в мистическую, самобытную атмосферу отдельно взятого региона России. Если смотреть её, закрыв глаза на некоторые минусы, о которых позже, то невольно переносишься сам в тот Коми-Пермяцкий округ. Отрешенный от цивилизацией, со своими порядками, обычаями, своей отдельной жизнью. Сериал и правда захватывает. Посмотрел его в два захода с искреннем интересом.
Из плюсов хочу отметить операторскую работу, отличный цветокор, выбор мест для сьемок. Картинка мрачная, затхлая, дикая, какой и должна быть. Реквизиты, костюмы, вообще детали глаз не режут, а значит подобраны хорошо. Музыкальное сопровождение этому способствует, нагнетает когда надо.
Из актеров отмечу игру Сергея Колесова - очень понравилась, Ксении Отиновой и Алексея Розина с Клавдией Коршуновой. С последними двумя показана любовная линия, в которую веришь. Без романтики, без зацикливания на ней. Необычно.
Мне бы даже не хотелось критиковать Территорию, но надо.
Из минусов, конечно, сценарная работа. Главная сюжетная ветка в целом банальна и в неё не веришь. Персонаж Глеба Калюжного и сама игра актера этому не способствуют.
Обращений к фольклору мало. Много сюжетных поворотов не прописаны, как того бы хотелось. Некоторые просто оборваны. Тут хотелось бы пожелать создателям качества, а не количества. Ощущение, что деньги закончились прямо во время съемок и прошлось лепить 7 серий из того материала что успели снять, хотя планировалось снять серий 10 по меньшей мере. И чем дальше смотришь, тем сильнее это чувствуется. Последняя серия сильно выделяется не в лучшую сторону. Очень банальная сцена у окна с антагонистом, ну как можно было влепить туда такой пошлый, несуразный штамп?
В целом нравится, куда идет вектор развития нашего кино. Пытаемся найти что то своё и это прекрасно. Осталось избавится от этих вечных сценарных болезней, подтянуть кастинг актеров и саму их игру. Делать персонажей интереснее и глубже. Не бояться брать то, что есть в нас самих, а не копировать.
Российская мистика - жанр, в котором есть где разгуляться. Очень много материала, о котором ещё никто не снимал. Надеюсь в будущем увидеть ещё более глубокие, самобытные картины. И Территория дает такую надежду.
...Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны...
В удивительный мир сказки попадает зритель оказываясь в пространстве 'Территории'. И сказка эта одновременно пленительна как для юношества, так и для взрослой аудитории. Басенка-быль, растянувшаяся аж на восемь серий 'ни разу' не напрягает. Наоборот, чем ближе финал, тем очевиднее горечь скорого расставания. Закончится повествование, а продолжения нет. Блеснёт последний кадр и станем сожалеть, в воспоминаниях воспроизводя таинственный мир на мгновение открывший нам свои кладовые.
'Территория' - это лес. И не просто лес, а непроходимые чащи, где потеряться, заблудиться можно запросто. Корабельные великаны столпами возносящиеся в небо. Зелёное море в перекатах местности, в распадках, в ковре смешанных масс, а солнце где-то и как будто бы даже не здесь. Светит, но без улыбки. Продраться сквозь вечный сумрак не может. И отступает. И не вторгается...
Режиссёр выдаёт каждому из нас билет на киносеанс и стоит лишь переступить порог этого огромного зала, мы во власти совершенно иной реальности. Станем плутать вместе с четырьмя городскими жителями по неведомым дорожкам, будем путаться в следах невиданных зверей, в избушку (и не одну) на курьих ножках попадём на ночлег... Тут Ведьмы и Ведьмаки без счёта. Одни знахарством делятся, другие сокровенные знания старины без стеснения демонстрируют. Тут магия переплетена с колдовством. А нечисть подселяют в человека с питьём, с едой. Чтобы жрала помаленьку. Чтобы жила за чужой счёт. Атмосфера кино наполняется постоянной интригой. Застреванию, скуки места нет.
Колоритные сцены вымирающих деревень демонстрирует автор. Брошенные, покосившиеся хаты, чернотой изъеденное дерево стен, крыш. Ничто здесь не поменялось со времён 'царя Гороха'. Уклад быта всё тот же. Жуткий, диковатый. Лица обывателей оторопью застывшего отпечатка, вырождение наложено на них. По облику люди, а изнутри кто такие есть, так сразу и не скажешь. Звери? Да вроде бы нет. Сурового края дети. Молчаливые. Малословные.
Родители Егора, потерявшиеся где-то на этом бескрайнем просторе, от серии к серии мало беспокоят. Их судьба, конечно же не безынтересна, но основа основ всё же это дядя Коля, Таня и Надя обручённые обстоятельствами. За них переживания. За них обеспокоенность. Выживут? Дойдут? В любой момент тут всё с ног на голову может перевернуться. Места такие. Заповедные. Топкие. Злые. Человек человеку волк тут.
'Территория' разительно отличается от хоррор-страшилок иностранных разливов. Персонажи вплетённые в сюжет здесь всё сплошь свои, понятные, ощутимые. Верим и цепенеем от ужаса вглядываясь в них.
Хотелось бы продолжения увидеть. И про икотку послушать байки. Ещё и ещё. Колдовские обряды всегда притягательны своей таинственностью. Вот и их бы побольше. Они, что те сказки-страшилки, что старики бают доверительно внукам.
19-летний Егор с дядей Мерзликиным приезжают на Северный Урал искать в лесах пропавшую экспедицию из мамы и папы Егора. Идут в лес, прихватив с собой двух студенток-фольклористок. Им то ли помогает, то ли мешает местный коми-участковый, у которого в лесах прячется полубезумная шаманка-сеструха. И начинается мистика, жирно сдобренная коми-пермяцкими лесными чудесами и ужасами.
Выглядит очень убедительно, хотя специалисты по фольклору коми ругаются. Но деревенскую, боле того - лесную, психологию авторы поймали очень хорошо. Ужасы очень наши, но северный депрессняк не превращается ни в голливудский хоррор-гламур, ни в нашу традиционную чернуху. Мистика, намазанная на краюху деревенского реализма, очень здорово смотрится и играет. Актеры очень хороши, прям все. И быть бы шедевру, но...
Последние две серии все испортили. Сначала движуха затормозила резко, будто лом бросили в вагонное очко (ходила раньше такая шутка, что так можно поезд под откос пустить). Сцена, когда главный злодей минут пять, если не десять, словами рассказывал предысторию того, как он до жизни такой докатился - это вообще роспись в непрофессионализме сценариста. Удивительно, до этого он же 5 серий как-то справлялся? Ну и финал в стиле - чот мы задолбались снимать и не знаем, как закончить, давай просто обрубим все банальщиной и гори оно огнем.
В общем, 8 за 5 серий и кол за две последние. Ну, пусть общий балл будет 7,5
Тема русской глубинки крайне благодатная для сериалов.
Именно в направлении мистики, триллеров, ужасов и детективов.
И ощущается радость, что к этой теме начинают обращаться всё чаще. И делают это вполне достойно.
Сериал проще всего сравнивать с 'Топи'. И если там разгон был на рубль, а удар на копейку, что произошло, как мне кажется, из-за зацикленности Глуховского, который всунул абсолютно неадекватное завершение, то в 'Территории' всё очень сбалансированно.
Местами есть небольшие провисания сюжета, но в остальном всё сделано хорошо. Видно, что команда старалась.
Лет через 10 хотелось бы увидеть общую Вселенную русского фольклора, где Пам будет сталкиваться с Лешим, Перун с Водяным и т.д.
Отдельно хочется сказать спасибо создателям за то, что они формируют интерес почитать про коми-пермяцкую культуру. Это позволяет лучше узнать свою страну и ее историю.
Я вообще жадный до оценок, но тут прям очень хорошо. Я всю дорогу боялся, что запорют финал, как в первом сезоне. Но нет, справились. Опять же, на втором сезоне стало понятно, что финал первого не так уж и запорот. Да, кусок, когда Мерзликин полчаса словами рассказывает, как все было на самом деле, это с кинематографической точки зрения - кринж чистой воды. Но меня больше выбесил прием «а потом они проснулись и все нормально». Но оказалось, что они не проснулись. Это был такой ход ко второму сезону. Вот только клиффхангер должен заставлять дико захотеть посмотреть, что будет дальше. А в первом сезоне Территории он выполнил роль строго наоборот. Кто и зачем так сделал - мне непонятно.
Второй сезон лишен интриги в плане неожиданного финала. Тут другая интрига - выберутся ли ребята с того света, а вернее, из «междусветья» или нет. И как они это сделают. Фирменные косяки первого сезона, где народ в райцентре на Северном Урале живет будто на улице 70-е, никуда не делись. Давно создатели сериала не были в глубинке, ой давно. Фирменные рояли в кустах, когда для того, чтобы злодей узнал о планах героев, к нему кто-то должен прийти и случайно об этом сказать, имеются, но немного. Соответствие реальных коми и марийских верований и суеверий показанному я оценить не могу. Но выглядит очень убедительно. Атмосфера так же внушает. В общем, пожалел только о том, что всего 8 серий. С другой стороны - если растягивать, интерес мог и убиться.
Попался мне на глаза как-то трейлер Территории в рекламе на ютубчике. Атмосферный, с нагнетающей музычкой, красивыми кадрами и я, как заядлый любитель всяческой мистики тут же приступил к просмотру, любопытно же, что там наши наснимали.
Начну с того, что работа, в любом случае, блестящая. С первой же серии просто невозможно оторваться, тебя крепко сажают на крючок атмосферными кадрами глухой деревни, видами природы (серьёзно, оператор просто мастер своего дела) и немного мистики для затравки.
Местный участковый явно что-то скрывает, по лесу носится таинственная местная ведьма, разбрасывая всюду свои обереги и размыто намекает гл. герою, что грядёт нечто неприятное. Тебе как бы сообщают с экрана: да, детка. Вот о чем эта история. Ты же хочешь немного мистики? Хочешь погрузиться в местный фольклор? Естественно, все это подкупает и отрываться от просмотра уже не хочется, а время летит незаметно.
И, собственно, так и пролетают шесть серий из семи, постепенно загадок становится все больше, ты понимаешь все меньше и уже не терпится узнать, чем же все закончится, скорее услышать ответы на все вопросы.
Погружению в атмосферу способствуют и актеры, которые лично мне, незнакомы абсолютно, кроме разве что Мерзликина, но играют достойно, разговаривают живо, без шаблонных фраз и штампов, им охотно веришь.
Веришь в жителей глухой деревни со своими поверьями и обычаями и старательно нагнетаемый саспенс.
А потом, ближе к концу сезона, начинаешь что-то подозревать: тебе представили обширный пласт уральского фольклора, заинтриговали некими обрядами, существами, легендами, но ты уже понимаешь, что времени на то, чтобы всё объяснить не остаётся и беспокоишься, уложится ли все в столь ожидаемый финал.
И это, на мой взгляд, главная и единственная проблема сериала: финал скомканный и открытый, не закрывающий и половины открытых вопросов, создается впечатление, что его клепали на скорую руку и повырезали кучу важных сцен.
Тебя оставляют с мощным чувством незавершенности и недосказанности. Вот тебе итог: дальше сам додумай, что там и как тебе больше нравится. Весьма спорное решение. Тоже и касаемо самой главной фишки сериала, непосредственно фольклорной составляющей: затравку мы тебе дали, а подробности сам в интернете найдёшь, нам в детали вдаваться некогда. Хотя, казалось бы, все можно было бы исправить буквально парой диалогов, которых местами не хватает.
И ладно, если бы Территорию ждал второй сезон. Но для завершенной истории как-то странно.
Всё это очень напомнило Чернобыль. Зона отчуждения, когда вместо достойного, столь ожидаемого финала, который даст ответы на все вопросы и поставит точки в истории каждого персонажа, зрителю кинули три, на коленке написанных, глупых нелогичных фильма.
И все же, это хорошая история, которую хочется рекомендовать к просмотру. Достоинства перевешивают минусы и определённо стоит посвятить вечер просмотру и получить удовольствие, как минимум от хорошей видео и аудио составляющей.
А я в интернет, читать об уральских мифах и легендах.
Колодец и вода имеют множество сакральных значений: вход в иной, духовный мир, переход в другое измерение. Колодезная вода утоляет жажду высшего познания. Именно это и происходит с Егором Чудиновым - он пьет воду из колодца и попадает в другое измерение, проходит через различные испытания, духовно и по-человечески взрослеет и возвращается в настоящее другим человеком - 'не мальчиком, но мужем'.
Путь Героя таков. Собственно в этом суть сериала. А фоном служит мифология народов Урала, точнее - коми-пермяцкая демонология.
Всё прекрасно задумано, но как-то небрежно, неряшливо подано — тему икотки растянули, конец скомкали. Скорей всего — не справились с богатством и новизной материала. А его там до фига! Впрочем, в любой мифологии любого народа России можно при желании 'нарыть' десяток идей для бомбического кино.
Мне очень зашла музыка Маслобоева и совсем не понравилась актерская игра, ДАЖЕ любимого Мерзликина: )