В жизни многих более-менее востребованных актёров наступает момент, когда участие в процессе кинопроизводства спустя годы толкает их в режиссёрское кресло. В плеяду оных попал и Никита Тарасов.
Его дебют является заделом для «полного метра» про мнимую эффективность коучинга в современных реалиях, когда люди отчаянно нуждаются в том, чтобы за них кто-то другой исправил все существующие проблемы. Рискнув работать в комедийном жанре, Тарасов использует самый типичный инструментарий выбранного направления – от условных актёрских переигрываний до «вырвиглазовой» расцветки и комичной музыки на фоне. Таким образом, визуальный анекдот окрашивается чем ни попадя, чтобы вызвать улыбку у зрителя – и это само по себе не катастрофа, но всё же вопиющая ода банальности.
В короткометражке сильнее всего проявляет себя саркастичность идеи присутствия коучеров в жизни абсолютно каждого: то, что вдохновило Никиту на создание фильма, и так оказалось вложено в фильм ровно в той мере, в какой задумывалось. Это помогло сюжету приобрести необходимую структуру затянувшейся шутки: эффект неожиданности сработает, если полностью отключить голову перед просмотром. Но не все так умеют. Часть зрителей остаётся в сознании, теряя способность ловить кайф от предсказуемой беготни в кадре и собственных предвзятых ассоциаций касательно сферы коучинга, совпадающих с ассоциациями автора. Проще говоря, сценарная составляющая страдает от неполноты погружения в материал и неумения (или нежелания?) развить природу местечкового анекдота, рассказываемого в кулуарах, до полноценной кинематографической иронии, о которой позже вспомнишь как о маленьком акте искусства, нежели как о тщетной попытке «снять, чтобы снять – и пусть будет».
Никита Тарасов, в принципе, даже не скрывает: сценарии он писать не умеет, несмотря на то, что в планах дебютанта – выпустить «полный метр» по мотивам «Спасибо, коучера!» или уйти в мюзиклы. Правда, смету свою он знать не должен, это дело продюсера, а творческая часть уже на нём – ну, там, песенки записать, например, или наряды подобрать для актёров, ибо, цитата: «Кино вы быстро забудете, а то, что Анна Котова-Дерябина была в красном – это останется навсегда». Боюсь, навсегда я запечатлею только беседу Тарасова с креативным продюсером центра «Potential» Ириной Обидовой и главредом «Potential» Александром Кармановым, длившуюся чуть больше часа (по ощущениям – часа три), во время которой Никита искренне верил в то, что режиссёр – это чуть меньше ответственности, чем нужно.
Поэтому и короткометражка вышла ровно такой, каким был авторский подход: потенциал актуальной, острой идеи раскололся о камни непрофессионализма, а задуманный мини-спектакль, не самым худшим образом разыгранный пластически и стилистически, внутри всё ещё остался сырым и несформированным.
4 из 10