Белфаст 2021 - еще один фильм из наградного сезона, с высокой долей вероятности претендующий на громкие Оскары. Фильм рассказывает о детстве мальчика Бадди, выпавшем на очень непростое время - время беспорядков в Северной Ирландии 69 года, которые положили начало почти 30-летнему конфликту.
Северная Ирландия - сама по себе непростой регион, это спорная территория, на которой десятилетия террористы вели войну с официальным Лондоном. На это все наложился межконфессиональный конфликт католиков и протестантов. На самом деле очень страшные события - когда одни соседи шли резать и грабить других, только из-за того, что те говорят с акцентом, и не так молятся тому же Богу. Ничего не напоминает? На фоне событий в Казахстане - фильм очень злободневный, хотя причины конфликтов там и там очень разные, ужас происходящий на улицах одинаковый.
Все события в ленте показаны через призму семьи с двумя детьми, и собственно Бадди - младшего сына. Как в Войне и Мире дается выбор, очень ярко показан дуализм происходящего. Разоблачается мелочность идеологов конфликта. При этом фильм очень легкий и смотрится на одном дыхании, не в последнюю очередь потому, что красиво снят. Режиссером и сценаристом выступил Кеннет Брана, который усидел на двух стульях - снял блестящую, глубокую историю, и подал ее очень легко и изящно. Оператор же упивается видами Белфаста, и через картинку признается в любви урбанизму. Вишенкой на торте выступает трогательная игра Катрины Балф - матери семейства, которая, как мне кажется транслирует идеи самого режиссера - о любви к семье, к близким, к родному гнезду, где все так уютно, и мило, но в тоже время и о самопожертвовании, о сложности выбора.
«Белфаст» Кеннета Брана - это та категория фильмов, где вы погружаетесь в эмоциональное состояние автора, в его признание в любви своему дому. Фильм о семейных ценностях и истории, которая актуальна сквозь года.
Североирландский режиссер делает обзор на раздираемый борьбой Белфаст глазами ребёнка (молодого Кенета Брана, здесь его зовут Бадди). Это его взгляд на ту «смуту», которую переживал североирландский народ в прошлом веке. Да, некоторые ситуации гиперболизированы, автор создаёт сцены насилия, которые по-детски саркастичны, но частично подлинны. Брана воображает себе события, которые, возможно, не совсем достоверны, но маленький Бадди видел их именно такими, от чего сама историческая сторона отходит на второй план. Для зрителя в центре находится картина семьи, которая прекрасно реализована, а эмоциональная составляющая является домом для автора.
Сценарный замысел фильма одновременно смешной и умный, где каждый актёр, вживается в свою роль. Знакомые британские актеры Киран Хиндс и Джуди Денч, которые по-своему вносят тёплые краски в черно-белую картину, молодые Джейми Доран и Катриона Балф в роли родителей мальчика. Может быть, вывод на первый план совсем юного мальчишки, мало понимающего в актерском мастерстве, стало для Кеннета Браны смелым решением. Его исполнение моментами проседает и лишь держится на чтении сценария, но фильм от этого не рушится.
Тех, кто не вырос в Северной Ирландии, фильм окутает сентиментальностью. Раз уж, фильм будет одним из претендентов на победу в оскароносной гонке, то я точно отдам ему свое предпочтение.
Деньги, религия, Англия и Ирландия в биографической драме о 1960-х
Прославленный британский режиссер и актер Кеннет Брана ('Дюнкерк', 'Валландер', 'Много шума из ничего') снял 'Белфаст' - историю своего детства, проведенного в Северной Ирландии в 1960-х годах.
В целом 'Белфаст' выглядит милым, стилизованным погружением в мир человека, делящегося своими воспоминаниями о местах, в которых деревья были большими, солнце светило ярче, люди были добрее, все делилось на черное и белое, а незнакомый экранный мир манил неизведанными возможностями.
'Белфаст' безусловно привлекает детской наивностью и чистотой, сходной с 'Новый кинотеатр 'Парадизо'' 1988 г., 'Похороните меня за плинтусом' 2009 г., 'Кролик Джоджо' 2019 г. и множеством других аналогичных лент.
Но восторженные отклики на этот фильм - это скорее поклон в сторону влиятельного кинематографиста Кеннета Брана, нежели справедливая оценка этой ленты.
Нет, он не плоха. Но и не хорош. Как и многие другие ленты, снятые за последние годы, она страдает от пустоты и нейтральности. Если бы вы снимали фильм о себе и своей семье, вы бы стерли негативное и постыдное? Или выставили все свои пороки и пороки своей семьи на всеобщее обозрение? Скорее всего первое. Именно поэтому абсолютное большинство биографических фильмов номинально основаны на реальных событиях, но фактически являются сказками. Куда более сказочными, чем те, что основаны на выдуманных историях. Именно поэтому подобные фильмы всегда оставляют зрителя с чувством, что его обманули и намеренно чего-то недорассказали.
15 августа 1969 год. Казалось ничего плохого не предвещало счастливому будущему 9-летнему Бадди, которого знают все соседи. Но во время беспорядков из-за протестантов, его семья из старшего брата, отца, матери и дедушки с бабушкой по папиной линии вынуждены решить, что делать когда мир рушится прямо на глазах, но их семейное гнёздышко можно спасти. Отец предлагает решение, но оно такое простое как кажется на первый взгляд.
Актёры: приятно смотреть на юное дарование Джуда Хилл. В каждом кадре он играет, мечтает о том, жениться на лучшей девочке в классе Кэтрин (пускай героиня Нэссы Эриксон и влюблена в Ронни Бойда), принимает участие в освобождении шоколада. В остальном, обычный ребёнок, но с яркими помыслами и с прямым характером.
Его родителей играет Джейми Дорнан, решивший что его семье будет лучше жить подальше от всей войны, что происходит его родном городе в Северной Ирландии, где будучи детьми, познакомился той кого любит. Его страх раскрыться перед женой вполне понятен, но он всего лишь оттягивал неизбежное. Но жене, в исполнении Катрины Балф, такой вариант развития событий не подходит, так как она всегда подмечает минусы, там где муж не видит. И постепенно, каждый из них принимает решение быть на чьей либо стороне, но так ли важно быть с кем-то заодно, лишь бы сохранить семью?
А сын в это время слушает не только проникновенные речи Министра (Тёрло Конвери), свято веруя, что именно развилка из двух дорог, это путь ему необходимо выбрать. Но и выслушивает дедушку (Киран Хайндс) рассуждающего на философские темы, а бабушка (Джуди Денч любимица Браны, рад, что он пригласил её в очередной фильм), как всегда острит.
Всё остальное: историческая драма, наполненная светлым настроением, пытается рассказать, какого мира добились Ирландцы не рассуждающие теперь, кто католик, а кто нет. Все эти предрассудки были стёрты и режиссёр вставляет в начале цветной город, красочные улочки, простой город, живущий в мире и согласии. По мне, и актёры выложились. Лично я буду рад, что не только Хайндс победит в номинации лучший актёр (не только одержав победу в Национальном совете кинокриткиков США). Но и Катрина Балф заслужила восторженные отзывы о своей игре. Впрочем, как и юный Хилл. Больше всего понравился сам фильм из-за простоты сюжета. За сценарий Кеннета Брану признали победителем на «Золотом глобусе». Картина явно напоминающая по стилистике «Прах Анджелы», но только более масштабно.
Впечатления: простая история, говорящая с нами ирландском чёрно-белом фоне. В то время, когда ребенок, всматриваясь телевизор, видит полноту красок всего остального мира, где есть много возможностей о которых говорит отец. А сам Бадди лишь видит, исход своей семьи и всего происходящего.
'Белфаст' - очень ирландский ответ на вопрос, почему иногда нужно уезжать
Тренд 'Лакричной пиццы' и 'Руки Бога' продолжил Кеннет Брана. 'Амаркорд' ирландца не такой личный, как у Соррентино и не такой сентиментальный, как у Пола Томаса Андерсона. Брана решает фильмом совсем другие задачи.
По киноязыку - это, конечно, оммаж куароновской 'Роме'. Плавный монтаж, монохромная цветокоррекция, общая тенденция к смягчению сюжета. Отчасти фильм очень похож и на 'Жизнь - прекрасна', заложившей в киномир тренд на наивные, но сильные в своем выкрике фильмы. 'Белфаст' живет только на территории авторской памяти. Улицы, где происходят события, возможно никогда и не было в реальности. Такой ее запомнил ребенок.
Брана утверждает, что амаркорд возможен только на территории детства. Это переделанная догматика Достоевского с его 'ценой слезы ребенка'. Это, конечно, же иллюзия, возведенная в абсолют. Так просто и одновременно сложно устроена человеческая память. Вся суть любой ностальгии - это механика возвращения туда, куда уже не вернуться.
И именно для этого важна тема 'отъезда'. Она делает рефлексию более полноценной. Хоть родители и могут выдумать миллион причин, почему им нужно уехать, базовый (и единственно важный) резон один - расставание с миром детства создает для ребенка мифологию. Максимальную прочную основу его личности.
Сюжет фильма до безобразия прост. Где-то в Белфасте (столица Северной Ирландии) есть улица. Та самая в три дома, где все так просто и знакомо. Там живут католики и протестанты. Там живет малыш Бадди, бегающий с игрушечным мечом и сражающийся с драконами из сказок. На эту улицу приходят радикалы. Их цель - выгнать католиков, а в идеале - изничтожить неверных.
Идиллия быстро превращается в кошмар. Новая глава в гнойной дихотомии 'свой-чужой' - основном конфликте в истории человечества. Об этом в древнем мире писал Исократ, в Средние века стенал Генрих Ливонский, а в наше время упорно вопят из каждой столицы, где есть ядерная кнопка.
Брана специально опускает вопросы политики. Он с антропологическим рвением расследует различия. Католики, конечно же, идут дорогой в ад. Даже праведные в праве рассчитывать только на чистилище. А если та самая девочка за первой партой окажется католичкой? Это теперь что каждый день ходить на исповедь? А еще есть эти англичане. Они вообще смеются над тем, как говорят ирландцы. Вот дикари. Еще и грязные, как шахтеры. Да у них даже драконов не водится. А если встретишь англичанина-католика? Да ну не, такого точно не может быть.
Брана высмеивает стереотипы через детскую логику, крушащую их с особым рвением и наивностью. Фильм не лишен фирменного ирландского юмора. Но это все второстепенно.
Победить дракона, конечно же, важно. Это та самая каждодневная борьба глазами ребенка. Мир, где нужно понять, за что любить, а за что точно нет. И все равно главный вопрос 'Белфаста' другой.
Зачем уезжать?
Главный герой отвечает шуткой. 'Если бы ирландцы не покидали дом, то в мире не было бы пабов'. Отъезд - катализатор взросления. Уехавший всегда менее инфантилен, чем оставшийся. Тот, кто захлебывался, всегда плавает лучше.
Так почему отвечают шуткой? А потому что ирландцы уверены в своей уникальности. Как и уверены в уникальности своего католицизма. Те же итальянцы никогда не рвут с корнями. Соррентино, Феллини и другие крупные режиссеры с Апеннин открыто вопят 'ешьте корни, они - главное'. Ирландцы с ними тоже не рвут. Они ностальгируют по ним в одном из многочисленных баров за кружкой Гиннеса.
Что по оскаровским номинациям? Верю в награду для Джуди Денч, уверенно сыгравшую курящую ирландскую бабушку. Есть шансы на приз за лучшую песню. На этом все. Шансов, что фильм пролетит мимо всех наград, точно больше
В конце концов, 'Белфаст' сняли не ради наград. А ради того, что конкретно ты помнил. Помнил о месте, где сражался с драконами. И побеждал.
Фильм рассказывает историю, произошедшую в городе Белфаст во времена противостояния католиков и протестантов (этнополитический конфликт в Северной Ирландии (Соединённое Королевство), вызванный спором между центральными британскими властями и местными республиканскими национальными организациями касательно статуса региона).
Режиссёр показывает это историческое событие через семью молодого мальчика Buddy, семья оказалась в центре этих событий. Кеннета Брана хорошо показал драму происходившую в семье мальчика, всем членам семьи досталось экранного времени, за исключением старшего брата. Но не уделил достаточно времени конфликту, не рассказывается о причинах из-за, которых у протестантов и католиков были разногласия. Для меня это является единственным минусом фильма, но история тронула и после просмотра появилось желание самому почитать о конфликте в Северной Ирландии.
В фильме показывается нелёгкий выбор семьи, выбор, который приходилось делать многим из нас. Уехать или остаться? Семья Buddy, не исключение. Им предстоит выбрать своё будущее. В этом плане фильм в полном порядке, это не удивительно ведь режиссёр сам родился в Белфасте и не понаслышке знает всю трудность данной ситуации.
Фильм чёрно-белый и это может отпугнуть современного зрителя, но личного у меня с этим не было проблем.
Картина хорошо снята, это касается режиссёрской и операторской работы, монтаж так же на уровне. Актёры в большинстве своём мне не знакомы, но никто не выделился для меня с плохой стороны.
Кто-то из умельцев придумал снимать современное кино на чёрно-белую плёнку, чтобы удобнее было вставлять в фильм двуцветные кадры исторической хроники, поэтому, в момент, когда цветная заставка, опускаясь, открывает монохромный вид на город конца шестидесятых годов ещё того века, можно не сомневаться, что Кеннетт Брана не ограничится одним этим приёмом, в приступе мастерства, продолжая практиковаться в свето-теневых композициях статичных кадров, играя бликами и отражениями в оконном стёкле.
Это бросается в глаза, как и избалованный крупными планами главный герой, к персонажу которого привязана история режиссёра, возвращающегося в разорванный конфликтом Белфаст, где католики воюют с протестантами, а по улицам шастают банды, громящие супермаркеты и сжигающие авто.
Но главное у Браны не истоки вражды и буйство силы, а жизнь отдельно взятого семейства, включающего стариков (Джуди Денч, Киран Хайндс), родителей (Кристина Балф, Джейми Дорнан) и детей (Джудд Хил, Льюис Макэски), чей двор окружён баррикадами с колючей проволокой, под присмотром гражданского патруля.
Режиссёр поровну даёт слово всем трём поколениям одного рода, умиляясь верности стариков, стойкости их детей и сообразительности внуков, наполняя картину набором мыльных банальностей, повторяя уже давно проёденное в деловом, но абсолютно отстранённом рассказе о своём вроде бы прошлом, за множеством копий совершенно теряя себя.
Всё, что будет сказано, мы уже слышали, всё, что будет увидено, мы уже видели – в фильме Браны нет свежести и новизны, он, может быть интересен только ему, но для стороннего наблюдателя абсолютно вторичен со всеми своими детскими и недетскими страданиями, торговлей старческими и юными лицами, душеспасительными исповедями, прощаниями и расставаниями из-за которых автобиография превращается в презентацию режиссёра, делающего крен в сторону формального совершенства при явной бедности содержания его ленты.
Режиссёру удалось найти хороших профессионалов для взрослых из старших поколений, из молодых - сверкающий талантом малолетка, но вот старший сын остался, по сути, без слов, отсвечивая в кадре немой тенью.
Политику кое-как засунули в телевизионные выпуски новостей, наполняющие это кино духом того времени, ярость сжали в несколько коротких вспышек разбоя, придавая прозаической истории вид домашнего альбома с красивыми фото, страницы которого с волнением будут перелистывать члены семейства, но не те, кого Кеннет Брана зовёт заглянуть им через плечо.
Если бы ирландцы не покидали дом, то в мире не было бы пабов
'Белфаст' - это настоящий режиссёрский бенефис Кеннета Браны. В этой социально-политической драме режиссёр поднимает множество всегда актуальных вопросов сквозь призму детского восприятия. При просмотре картины словно окунаешься в эту атмосферу ирландских улиц с её колоритными жителями. Несмотря на плавную и даже несколько монотонную подачу фильм держит в напряжении, удерживая внимание зрителя
'Белфаст' приятно радует крепким, хорошо прописанным сценарием и своей целостностью. Работа Браны лишена 'провисающих' моментов. Приятно радует взгляд великолепная операторская работа и качественный монтаж. Волшебную атмосферность кино усиливает прекрасно подобранная музыка. Добавляют остроты хорошо прописанные диалоги и грубоватый ирландский юмор
Хочется сказать несколько тёплых слов об актёрской игре. Все герои картины справились превосходно со своими ролями. Но в особенности хочется выделить 11-летнего Джуда Хилла, отметившегося уверенной и не по годам зрелой актёрской игрой. Хочется только пожелать чтобы он продолжал развиваться и совершенствоваться в своём мастерстве. И тогда в большом ряду британских мастеров кинематографа будет серьёзное пополнение
Всегда откладываю просмотр черно-белых фильмов на «потом». Так было с «Рома» Куарона, за который я садилась два раза, но посмотрела только с третьего, в кинотеатре. Как правило, если их снимают в наши дни, то они о том, что случилось с их режиссёрами в прошлом, а кому это на фиг интересно.
Кеннета Брану нам обширно представляет Кристофер Нолан: он старается снимать его в каждом своём фильме (в «Доводе» Кеннет сыграл «того самого» русского и я сильно против, потому что русских должны играть русские, но он тут же исправился Юрием Колокольниковым), поэтому прощен.
Теория о прошлом быстро подтвердилась: Кеннет, сейчас Президент Академии Драматического Искусства в Лондоне, действительно родился в Белфасте. «Белфаст» для Бранны, как и «Рома» для Куарона, как и «Лакричная пицца» для PTA-личные фильмы, которые они должны сами себе. Они всегда будут иметь сакральное значение для авторов и их семьи, и лишь развлекательное для нас с вами.
У фильма уже есть «Золотой глобус», и признаться, это единственная причина, по которой хочется отдать ему два часа жизни, ведь в наше время надо ооочень сильно любить кино, чтобы смотреть его черно-белым. Цвет отнят у зрителя, чтобы он мог сконцентрироваться на фантастических диалогах и пронзительной актерской игре: главная роль тут у шестилетнего (с чем-то) ребенка. Малыш, который играет ребёнка по имени Приятель, совершенно чудесен: его монолог-скандал на минуту сделал фильм цветным, а их дуэт с оскароносной бабулей Джуди Денч тащит на себе всю историю.
Это тот неловкий момент, когда Дорнана переигрывает даже ребёнок. Зуб даю, что Дорнан получил роль в фильме о Северной Ирландии только потому, что является северным ирландцем. Он всегда будет лучше выглядеть в рекламе нижнего белья, чем в фильме о революции, ибо даже опуская отсутствие его актерских данных, смотрится он просто как сын своей экранной жены. Никак не возьму в толк, почему ему вообще дают играть в кино после «50-ти оттенков серого», а также второй и третьей части этой комедии для подростков.
Фильм построен так, что если потерпеть половину, забываешь про отсутствие цвета и становится грустно, что он, все-таки, должен закончиться, и это заслуга исключительно маленького Приятеля, ведь без него он был бы не нужным вообще.
Обожаем эти истории про Белфаст, противостояние условной колонии с монополией. Вообще, Англию любим, некогда великую державу, а теперь... ну теперь там даже, чё там вообще?
Мы, к счастью для одних и к великой трагедии для других всё ближе к тому самому... к миру. Все сегодня за мир во всём мире, не только модели на подиумах Мисс Вселенных.
'Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.'
Что-то дикое и несуразное иной раз происходит внезапно. Вроде после первой мировой должен был быть мир, прочный. Но пошла Вторая... потом куча мелких конфликтов. Бывшие колонии не хотели быть зависимыми от метрополий. Революции расцветали пышным цветом по всему миру. Великобритания постепенно лишилась не только бывшего могущества, но и почти всех завоеванных за столетия территорий... потеряла за считанные десятилетия, а то и годы. Не удивительно, что радикальные движения, в том числе террористического толка вошли в раж и начали то, что начали. Но мы не об этом.
Люди всегда найдут время и место для вражды на расовой почве, на почве денег, из-за любви, из-за религии... да и просто без причины могут ненавидеть друг друга. Об этом в принципе фильм. Люди на фоне социальных и иных проблем готовы свою ненависть по большей части к не слишком хорошей жизни вылить в ненависть к кому-то конкретному, нарицая 'их' виновными в своих проблемах. Нацисты некогда действовали таким же путём... Все войны в принципе так начинаются.
Перед нами во многом карикатурная история, что чувствуется с самого начала. Похоже даже местами на документальный комикс. Всё это сводит повествование местами к сюру. Поэтому чувство реальности теряется местами, это сделано намеренно авторами, как можно понять. Это же позволяет использовать историю шире... применять её к любому месту и времени, даже к нашему, конечно же.
Сложно найти выход для ненависти. Иногда нам сложно почему-то к Богу обратиться за помощью. Тогда мы ищем креативные способы. Я использую для этого рецензии, зная, что определенные вещи в итоге не опубликуются в открытом доступе, но останутся на сайте. -то в любом случае перечитывать не буду, но я излили их и закопал тут, в инете. Моя могила, мой храм ненависти и всего прочего, моё кладбище грехов. Это неправильный метод, но как есть. В нашем кино отчасти то же самое делают, хоронят прошлое (или наоборот: извлекают мертвецов оттуда - смотря какой философией смотреть), показывая в начале фильма философски, что сокрыто под внешним благополучием будущего... какое там прошлое зарыто.