Всегда откладываю просмотр черно-белых фильмов на «потом». Так было с «Рома» Куарона, за который я садилась два раза, но посмотрела только с третьего, в кинотеатре. Как правило, если их снимают в наши дни, то они о том, что случилось с их режиссёрами в прошлом, а кому это на фиг интересно.
Кеннета Брану нам обширно представляет Кристофер Нолан: он старается снимать его в каждом своём фильме (в «Доводе» Кеннет сыграл «того самого» русского и я сильно против, потому что русских должны играть русские, но он тут же исправился Юрием Колокольниковым), поэтому прощен.
Теория о прошлом быстро подтвердилась: Кеннет, сейчас Президент Академии Драматического Искусства в Лондоне, действительно родился в Белфасте. «Белфаст» для Бранны, как и «Рома» для Куарона, как и «Лакричная пицца» для PTA-личные фильмы, которые они должны сами себе. Они всегда будут иметь сакральное значение для авторов и их семьи, и лишь развлекательное для нас с вами.
У фильма уже есть «Золотой глобус», и признаться, это единственная причина, по которой хочется отдать ему два часа жизни, ведь в наше время надо ооочень сильно любить кино, чтобы смотреть его черно-белым. Цвет отнят у зрителя, чтобы он мог сконцентрироваться на фантастических диалогах и пронзительной актерской игре: главная роль тут у шестилетнего (с чем-то) ребенка. Малыш, который играет ребёнка по имени Приятель, совершенно чудесен: его монолог-скандал на минуту сделал фильм цветным, а их дуэт с оскароносной бабулей Джуди Денч тащит на себе всю историю.
Это тот неловкий момент, когда Дорнана переигрывает даже ребёнок. Зуб даю, что Дорнан получил роль в фильме о Северной Ирландии только потому, что является северным ирландцем. Он всегда будет лучше выглядеть в рекламе нижнего белья, чем в фильме о революции, ибо даже опуская отсутствие его актерских данных, смотрится он просто как сын своей экранной жены. Никак не возьму в толк, почему ему вообще дают играть в кино после «50-ти оттенков серого», а также второй и третьей части этой комедии для подростков.
Фильм построен так, что если потерпеть половину, забываешь про отсутствие цвета и становится грустно, что он, все-таки, должен закончиться, и это заслуга исключительно маленького Приятеля, ведь без него он был бы не нужным вообще.
Не секрет, что у актеров, обретших признание и обстоятельно заматеревших, принято незамедлительно начать маяться режиссерскими амбициями. Порою амбиции эти рождаются из таланта, а не одержимости собственной персоной, и новоявленным кино-дирижёрам действительно есть что сказать миру (на ум тут приходят Пол Ньюман, Стивен Фрай и Тим Рот со своими небезупречными, но упоительно искренними работами). Чаще же дело обстоит иначе.
И Брана, к сожалению для всех, относится ко второй категории. Да, работать над его фильмами собираются сильные профессионалы. Да, видно, что творческий процесс ему отнюдь не безразличен. Да, кино и поп-культуру в целом он любит горячо и открыто. И все же всех этих достоинств мало, когда фоном для незамысловатой ностальгической прогулки выбран исторический период, напитанный кровью, противоречиями и нюансами.
Большая часть «Белфаста» состоит из оммажей (отсюда, надо думать, неровности в стиле, ритме и тоне). Самые значительные источники вдохновения вычислить не составим никакого труда, это «Мальчик-мясник», «Рома» и во многом «Кролик Джо-джо». Заимствует Брана щедро: и положение камеры, и отдельные кадры, концепции, сюжетные линии и целые сцены. Однако единственной вещью, прочно объединяющей все эти фильмы, Брана пренебрегает упрямо и, скорее всего, сознательно. Формулирования собственного взгляда он боится как огня.
Вместо режиссерской, зрителю предлагают точку зрения девятилетнего мальчика, чья семья прилагает нечеловеческие усилия для того, чтобы защитить его от мира.
У Тайки похожий прием работает как раз потому, что ребенок постоянно сталкивается с несоответствием его представлений о мире и реальности. Розовые очки Джо-джо не окрашивают наше восприятие. В случае «Белфаста», точка зрения Бадди одиночна и утомительно поверхностна. Не имея предварительной информации, из кинотеатра вполне можно выйти убежденным, что гражданская война в Ирландии – плод примитивной религиозной нетерпимости. Даже «Derry Girls», комедийный сериал, состоящий из двадцатиминутных эпизодов, лишенный всяких притязаний на изощренность и интеллектуальность, предлагает гораздо более глубокий политический и социологический анализ Смуты.
Впрочем, сценарий не заинтересован не только в истории. Большинство конфликтов и начатых сюжетных нитей либо заканчиваются слабо, либо вовсе никуда не ведут. Выяснение отношений между Ма и Па? Оказывается, было неважно. Школьный проект? Впустую. Радикал-унионист? Кому он вообще нужен. Война? Пусть себе идет где-то за окном.
Назвать «Белфаст» совершенно несмотрибельным мешают только актерские работы. Блистательные Джуди Денч и Киран Хайндс придают обаяние и вес даже безнадёжно избитым диалогам. Очаровательный ребенок же Джуд Хилл без видимых усилий играет очаровательного ребенка в отфотошопленном семейном альбоме Браны.
«Белфаст», как и «Идентичность» этого же года, замахивается на объемные, сложные и неоднозначные темы. И в точности как «Идентичность» не выносит этой ответственности, а спешно и боязливо перетекает в безопасный формат мелодрамы, увенчанной под конец сентиментальным трюизмом.
'Тем, кто остался. Тем, кто уехал. И всем тем, кто бы потерян.'
В черно-белом варианте художественный фильм на основе неких исторических событий всегда выглядит достовернее. Здесь никаких претензий к режиссеру нет. Удручает 'клиповый' монтаж. Возникает ощущение, что наспех, перед самой сдачей, первокурсник-троечник здесь чудил. Фильм - это всегда движение, но не в ритме же приступа икоты?! Если постановщик хотел обозначить т.о. свое видение темы в стиле 'обрывочных детских воспоминаний', то у него явно не получилось. Здесь кто-то справедливо заметил, что картина бессодержательная. Нет в ней основной, главной идеи, для которой обычно и фильм снимается, и книга пишется, и... дом строится. Тема как бы есть, а смысла нет. Смотреть нарезку отдельных эпизодов, не связанных между собой логически, крайне утомительно.
Что касаемо номинации на набивший оскомину и давным-давно далекий от киноискусства 'Оскар', то это давно уже не мерило художественной ценности произведения и его общественной значимости.
Впрочем, совсем отказать фильму 'Белфаст' в притягательности нельзя. Много красивых эпизодов, очень симпатичны старики и мальчик. Вот только связующего их звена как-то не случилось.
Эту картину можно назвать закулисьем жизни Кеннета Брана, куда он позволил нам заглянуть. Насколько я понимаю, 'Белфаст' - это драма, произошедшая в детстве режиссёра, а он решил поделиться этой тяжёлой частью своего прошлого со зрителем. Но, если честно, получилось не очень.
Актёрский состав улётный, здесь и младший брат Дамблдора, и старушка Эм из 'Джеймс Бонда', и мистер Грей, но сюжет упорно не хочет рассказывать нам о пережитых режиссёром страданиях. Я никакой гнетущей атмосферы не почувствовала, хотя должна была - гражданская война как-никак. Я ждала какого-то надрыва, резкого контраста между 'до' и 'после', но не ощутила ровным счётом ничего. Как изменилась жизнь девятилетнего Бадди после обстрела их улицы? Никак. Эта лента больше об ирландцах, как о народе, об их любви к пиву и веселью. А там где-то на периферии маячит гражданская война, плохие протестанты выступают против хороших и католиков. Обычно из фильма, повествующего о таких серьёзных событиях, узнаёшь много новых, для каждого героя личных, деталей, которых больше нигде не найдёшь, но мне страничка в Википедии рассказала больше, нежели эта лента.
Несодержательная и очень размытая картина. Режиссёр, очевидно, хотел показать отношение трёх разных поколений к тем событиям полувековой давности и с этой задачей он справился. Но прочувствовать их боль, трагедию целой семьи у меня не получилось. Извините.