Обожаем эти истории про Белфаст, противостояние условной колонии с монополией. Вообще, Англию любим, некогда великую державу, а теперь... ну теперь там даже, чё там вообще?
Мы, к счастью для одних и к великой трагедии для других всё ближе к тому самому... к миру. Все сегодня за мир во всём мире, не только модели на подиумах Мисс Вселенных.
'Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.'
Что-то дикое и несуразное иной раз происходит внезапно. Вроде после первой мировой должен был быть мир, прочный. Но пошла Вторая... потом куча мелких конфликтов. Бывшие колонии не хотели быть зависимыми от метрополий. Революции расцветали пышным цветом по всему миру. Великобритания постепенно лишилась не только бывшего могущества, но и почти всех завоеванных за столетия территорий... потеряла за считанные десятилетия, а то и годы. Не удивительно, что радикальные движения, в том числе террористического толка вошли в раж и начали то, что начали. Но мы не об этом.
Люди всегда найдут время и место для вражды на расовой почве, на почве денег, из-за любви, из-за религии... да и просто без причины могут ненавидеть друг друга. Об этом в принципе фильм. Люди на фоне социальных и иных проблем готовы свою ненависть по большей части к не слишком хорошей жизни вылить в ненависть к кому-то конкретному, нарицая 'их' виновными в своих проблемах. Нацисты некогда действовали таким же путём... Все войны в принципе так начинаются.
Перед нами во многом карикатурная история, что чувствуется с самого начала. Похоже даже местами на документальный комикс. Всё это сводит повествование местами к сюру. Поэтому чувство реальности теряется местами, это сделано намеренно авторами, как можно понять. Это же позволяет использовать историю шире... применять её к любому месту и времени, даже к нашему, конечно же.
Сложно найти выход для ненависти. Иногда нам сложно почему-то к Богу обратиться за помощью. Тогда мы ищем креативные способы. Я использую для этого рецензии, зная, что определенные вещи в итоге не опубликуются в открытом доступе, но останутся на сайте. -то в любом случае перечитывать не буду, но я излили их и закопал тут, в инете. Моя могила, мой храм ненависти и всего прочего, моё кладбище грехов. Это неправильный метод, но как есть. В нашем кино отчасти то же самое делают, хоронят прошлое (или наоборот: извлекают мертвецов оттуда - смотря какой философией смотреть), показывая в начале фильма философски, что сокрыто под внешним благополучием будущего... какое там прошлое зарыто.
'Белфаст'. Знай я глубже историю Северной Ирландии, то, вероятно, от меня в адрес данного фильма прилетела бы порция гадостей. Но как человек, знакомый с историей Смуты в Белфасте исключительно из статьи в Википедии, и оценивающий фильм как художественное произведение, где главный герой, девятилетний мальчик - прототип самого режиссера, углубившегося в воспоминания о своем ирландском детстве, я хочу сказать, что этот фильм, исполненный в чёрно-белом цвете, стоит внимания.
Игра мальчика получилась живой и реалистичной, а его нежелание покидать родной дом и двор, невинно шалить с друзьями, попадать в переделки, его искренняя любовь к просмотру фильмов - толстенный намек на самого режиссера. Кино не углубляется в причины конфликта и погромов, а рассматривает ситуацию исключительно глазами мальчика.
Запомнилась игра экранных бабушки и дедушки - великолепных Джуди Денч и Кирана Хайндса, получивших номинации на Оскар. Из плюсов также назову шикарный ирландский юмор, местами лёгкий, а местами жёсткий, и множество моментов, где я не просто смеялся, а смеялся долго ещё после завершения сцены.
К минусам отнесу некоторую нелинейность, неровность сюжета, сбавление оборотов в кульминационные моменты, быстрые переходы. Однако в целом просмотр принес ожидаемое удовольствие.
Фильм по сути детский, но для меня он больше исторический, а вот как исторический он слабоват.
Кроме диалогов персонажей, надо еще понимать, что говорят по телевизору, иначе не будет до конца понятен исторический аспект. А на телепередачи дубляжа нет, надо субтитры включать. И таких сцен не одна, а несколько за фильм. Фильм снят с точки зрения маленького ребенка, поэтому политика затрагивается очень слабо, хотя она имеет самое прямое отношение к событиям фильма. Но так как ребенок не понимает важности политики в жизни и от этого и все происходящее кругом для него непонятно, события развиваются как бы сами по себе, ни с того ни с сего все происходит. Для англичан и американцев, все эти недомолвки в сценарии совершенно прозрачны и понятны, не зря же фильму Оскар за лучший сценарий дали. Но для меня конфликт в Северной Ирландии 50 лет назад терра инкогнито, я в фильме многого не понимаю, а только догадываюсь. Фильм снят черно-белым, зачем это нужно непонятно. Если хотелось выделится картинкой под старину, то с эпохой не угадали, тогда уже цветная пленка широко применялась. Лучше бы сняли в цвете, но в бледных цветах, это больше тому времени соответствовало, в таком ретро цвете. Актеры играют хорошо, особенно мать и пацан – главный герой. Фильм по сути детский, но для меня он больше исторический, а вот как исторический он слабоват. Поэтому как-то так.
Провальный фильм, распиаренный по политическим мотивам
Давайте оценивать объективно.
Фильм слаб.
Драматургически здесь нет ничего, что могло бы сравняться с уровнем среднего сериала канала Россия или 1 канала (а это для меня эталон дна, ниже которого падать некуда).
По факту: Главные герои без тайн, нет альтернативного фактора, сцены, ключевые для драматургии (по задумке автора) показаны формально и совершенно не интересны.
'личный фильм режиссера'. Это главная ошибка восприятия, на которую многие попадаются. Я глубоко сочувствуют любым перипетиям и переживаниям детства автора, я глубоко солидарен и за всё хорошее против всего плохого. Но нельзя бездарное кино оправдывать тем, что там 'высокодуховно' и 'я плакал, когда писал сценарий'.
Наоборот, должны мы все кричать: автор, если тебе не всё равно, ОСОБЕННО если фильм 'личный' - отчего так примитивно ты сделал, отчего не постарался зацепить зрителя, не придумал ходов, не создал органичного пространства, в которое можно было бы поверить? Отчего не сделал персонажей такими, к которым можно было эмпатийно подключиться?
Иной раз, глядя такие 'щэдевры', думаешь: а не психологический ли это эксперимент над обществом? Объявить подобного рода полуфабрикаты 'лучшими фильмами года', навесить регалий, и как издевку 'приз зрительских симпатий'.
Режиссура крайне скудна. Попытка выехать на крупном плане двух актеров. Мизансцены не проработаны, поставлено так, будто снимал первокурсник.
Актерски - мальчик старался, киногеничен, аналогично жена главного героя.
Идейно - полная диверсия. Зашел в википедию и ахнул: оказывается, фильм показан с сочувственной позиции относительно лагеря АГРЕССОРОВ. Только... только в лагере агрессоров автор выбрал меньшего агрессора и показал: лучше быть меньшим, чем 'плохим-преплохим и бандитом'. И мы должны расплакаться??? Серьезно?
В нашей стране, где есть Бунин, драма Окаянных дней, трагедии действительно от миграций и эмиграций - смотреть такие совершенно плоские характеры и образы, какие показаны в фильме; вообще смотреть 'драму', высосанную из пальца - это СЕБЯ НЕ УВАЖАТЬ.
Вроде всё. Ах нет! В конце папаня говорит сыну, что девочка может быть хоть сатанисткой, главное - чтоб человек был хорошим. Т. е. как и положено - гимн неадекватности и толерастии. Почему не показали гей пару или не оправдали что похуже - не вопрос, с такими 'фильмами' может дойти и до более лютого трешака.
Черно-белая драма, затрагивающая реальный период в истории Северной Ирландии (об этом далее), в том числе, с точки зрения мальчика Бадди (прототип режиссера ленты — Кеннета Браны). Картина должна была выйти в российский прокат в марте, но из-за череды отмен, так и не добралась до наших кинотеатров. Тем не менее я посмотрел фильм и остался под большим впечатлением от него.
Кино рассказывает историю семьи протестантов из Белфаста (столица Северной Ирландии). Их привычная жизнь нарушается в следствии городских беспорядков, вызванных этнополитическим конфликтом в стране. Глазами ребенка мы наблюдаем не только за тяжелым временем в стране, но и за камерными проблемами ирландской семьи.
Многие режиссеры на определённом этапе своего творчества снимают, по сути, автобиографическое кино, являющееся безмерно личным для них. Так было у Тарковского (Зеркало), Феллини (8 с половиной), и Соррентино (Рука Бога). Видимо теперь и Бранна пришел к этому, конечно я не ставлю его в один ряд с великими мастерами, но созданное им произведение действительно заслуживает похвалы.
Видно, как трепетно автор отнесся к своему фильму. Постановка, декорации, подбор актерского состава, музыка и общая атмосфера ленты — все гармонично сплелось в единое целое, не давая усомниться в искренности истории. К тому же, здесь режиссер поднимает добротное количество важных тем, актуальность которых непоколебима до сих пор (проблема воспитания, конфликт отцов и детей, отношение к Родине и религии). 'Белфаст' пусть и обделен острыми сюжетными поворотами, но зато наполнен символизмом и аллегорическими образами.
Честно, даже не верится, что это кино Кеннета Браны, того самого режиссера, бездарно экранизирующего книги Агаты Кристи (Убийство в Восточном экспрессе, Смерть на Ниле). В очередной раз убеждаюсь, что у каждого бывают светлые и темные пятна в фильмографии.
'Тем, кто остался. Тем, кто уехал. И всем тем, кто бы потерян.'
В черно-белом варианте художественный фильм на основе неких исторических событий всегда выглядит достовернее. Здесь никаких претензий к режиссеру нет. Удручает 'клиповый' монтаж. Возникает ощущение, что наспех, перед самой сдачей, первокурсник-троечник здесь чудил. Фильм - это всегда движение, но не в ритме же приступа икоты?! Если постановщик хотел обозначить т.о. свое видение темы в стиле 'обрывочных детских воспоминаний', то у него явно не получилось. Здесь кто-то справедливо заметил, что картина бессодержательная. Нет в ней основной, главной идеи, для которой обычно и фильм снимается, и книга пишется, и... дом строится. Тема как бы есть, а смысла нет. Смотреть нарезку отдельных эпизодов, не связанных между собой логически, крайне утомительно.
Что касаемо номинации на набивший оскомину и давным-давно далекий от киноискусства 'Оскар', то это давно уже не мерило художественной ценности произведения и его общественной значимости.
Впрочем, совсем отказать фильму 'Белфаст' в притягательности нельзя. Много красивых эпизодов, очень симпатичны старики и мальчик. Вот только связующего их звена как-то не случилось.
Ничего не ожидал от фильма, но он оказался классным, смотрится очень легко. Кеннет Брана, выступающий здесь режиссёром и сценаристом, решил снять полубиографическую картину про свое детство и получившийся фильм можно отнести к категории, когда вы погружаетесь в эмоциональное состояние автора и его признание в любви к родине. Получилось очень красивое (спасибо оператору, пролеты по Белфасту шикарны) и необычное кино, ведь 90% времени оно черно-белое, что довольно непривычно. Но большую часть времени мы наблюдаем за главным героем Бадди, поэтому было очень интересным ходом сделать походы в кино и театр цветными в отличие от остального времени действия.
Брана создает события, которые часто недостоверны, но глазами ребенка они выглядели бы именно так, поэтому историческая сторона отходит на второй план, а в центре находится картина семьи, которая прекрасно реализована, а эмоциональная составляющая является домом для автора. Актеры справляются на отлично, обаятельные бабушка и дедушка семейства, Джуди Денч (княгина Драгомирова из 'Убийства в восточном экспрессе', срежиссированного Кеннетом) и Киран Хайндс (известный многим как Манс Налетчик из 'Игры престолов'). Катрина Балф и Джейми Дорнан, выступающие в роли родителей тоже привносят краски своим присутствием, и конечно же Джуд Хилл, для которого картина стала актерским дебютом, да, он не выдает каких-то перфомансов, но для первого раза он справился отлично.
Если бы ирландцы не покидали дом, то в мире не было бы пабов
'Белфаст' - это настоящий режиссёрский бенефис Кеннета Браны. В этой социально-политической драме режиссёр поднимает множество всегда актуальных вопросов сквозь призму детского восприятия. При просмотре картины словно окунаешься в эту атмосферу ирландских улиц с её колоритными жителями. Несмотря на плавную и даже несколько монотонную подачу фильм держит в напряжении, удерживая внимание зрителя
'Белфаст' приятно радует крепким, хорошо прописанным сценарием и своей целостностью. Работа Браны лишена 'провисающих' моментов. Приятно радует взгляд великолепная операторская работа и качественный монтаж. Волшебную атмосферность кино усиливает прекрасно подобранная музыка. Добавляют остроты хорошо прописанные диалоги и грубоватый ирландский юмор
Хочется сказать несколько тёплых слов об актёрской игре. Все герои картины справились превосходно со своими ролями. Но в особенности хочется выделить 11-летнего Джуда Хилла, отметившегося уверенной и не по годам зрелой актёрской игрой. Хочется только пожелать чтобы он продолжал развиваться и совершенствоваться в своём мастерстве. И тогда в большом ряду британских мастеров кинематографа будет серьёзное пополнение
Деньги, религия, Англия и Ирландия в биографической драме о 1960-х
Прославленный британский режиссер и актер Кеннет Брана ('Дюнкерк', 'Валландер', 'Много шума из ничего') снял 'Белфаст' - историю своего детства, проведенного в Северной Ирландии в 1960-х годах.
В целом 'Белфаст' выглядит милым, стилизованным погружением в мир человека, делящегося своими воспоминаниями о местах, в которых деревья были большими, солнце светило ярче, люди были добрее, все делилось на черное и белое, а незнакомый экранный мир манил неизведанными возможностями.
'Белфаст' безусловно привлекает детской наивностью и чистотой, сходной с 'Новый кинотеатр 'Парадизо'' 1988 г., 'Похороните меня за плинтусом' 2009 г., 'Кролик Джоджо' 2019 г. и множеством других аналогичных лент.
Но восторженные отклики на этот фильм - это скорее поклон в сторону влиятельного кинематографиста Кеннета Брана, нежели справедливая оценка этой ленты.
Нет, он не плоха. Но и не хорош. Как и многие другие ленты, снятые за последние годы, она страдает от пустоты и нейтральности. Если бы вы снимали фильм о себе и своей семье, вы бы стерли негативное и постыдное? Или выставили все свои пороки и пороки своей семьи на всеобщее обозрение? Скорее всего первое. Именно поэтому абсолютное большинство биографических фильмов номинально основаны на реальных событиях, но фактически являются сказками. Куда более сказочными, чем те, что основаны на выдуманных историях. Именно поэтому подобные фильмы всегда оставляют зрителя с чувством, что его обманули и намеренно чего-то недорассказали.
'Белфаст' - очень ирландский ответ на вопрос, почему иногда нужно уезжать
Тренд 'Лакричной пиццы' и 'Руки Бога' продолжил Кеннет Брана. 'Амаркорд' ирландца не такой личный, как у Соррентино и не такой сентиментальный, как у Пола Томаса Андерсона. Брана решает фильмом совсем другие задачи.
По киноязыку - это, конечно, оммаж куароновской 'Роме'. Плавный монтаж, монохромная цветокоррекция, общая тенденция к смягчению сюжета. Отчасти фильм очень похож и на 'Жизнь - прекрасна', заложившей в киномир тренд на наивные, но сильные в своем выкрике фильмы. 'Белфаст' живет только на территории авторской памяти. Улицы, где происходят события, возможно никогда и не было в реальности. Такой ее запомнил ребенок.
Брана утверждает, что амаркорд возможен только на территории детства. Это переделанная догматика Достоевского с его 'ценой слезы ребенка'. Это, конечно, же иллюзия, возведенная в абсолют. Так просто и одновременно сложно устроена человеческая память. Вся суть любой ностальгии - это механика возвращения туда, куда уже не вернуться.
И именно для этого важна тема 'отъезда'. Она делает рефлексию более полноценной. Хоть родители и могут выдумать миллион причин, почему им нужно уехать, базовый (и единственно важный) резон один - расставание с миром детства создает для ребенка мифологию. Максимальную прочную основу его личности.
Сюжет фильма до безобразия прост. Где-то в Белфасте (столица Северной Ирландии) есть улица. Та самая в три дома, где все так просто и знакомо. Там живут католики и протестанты. Там живет малыш Бадди, бегающий с игрушечным мечом и сражающийся с драконами из сказок. На эту улицу приходят радикалы. Их цель - выгнать католиков, а в идеале - изничтожить неверных.
Идиллия быстро превращается в кошмар. Новая глава в гнойной дихотомии 'свой-чужой' - основном конфликте в истории человечества. Об этом в древнем мире писал Исократ, в Средние века стенал Генрих Ливонский, а в наше время упорно вопят из каждой столицы, где есть ядерная кнопка.
Брана специально опускает вопросы политики. Он с антропологическим рвением расследует различия. Католики, конечно же, идут дорогой в ад. Даже праведные в праве рассчитывать только на чистилище. А если та самая девочка за первой партой окажется католичкой? Это теперь что каждый день ходить на исповедь? А еще есть эти англичане. Они вообще смеются над тем, как говорят ирландцы. Вот дикари. Еще и грязные, как шахтеры. Да у них даже драконов не водится. А если встретишь англичанина-католика? Да ну не, такого точно не может быть.
Брана высмеивает стереотипы через детскую логику, крушащую их с особым рвением и наивностью. Фильм не лишен фирменного ирландского юмора. Но это все второстепенно.
Победить дракона, конечно же, важно. Это та самая каждодневная борьба глазами ребенка. Мир, где нужно понять, за что любить, а за что точно нет. И все равно главный вопрос 'Белфаста' другой.
Зачем уезжать?
Главный герой отвечает шуткой. 'Если бы ирландцы не покидали дом, то в мире не было бы пабов'. Отъезд - катализатор взросления. Уехавший всегда менее инфантилен, чем оставшийся. Тот, кто захлебывался, всегда плавает лучше.
Так почему отвечают шуткой? А потому что ирландцы уверены в своей уникальности. Как и уверены в уникальности своего католицизма. Те же итальянцы никогда не рвут с корнями. Соррентино, Феллини и другие крупные режиссеры с Апеннин открыто вопят 'ешьте корни, они - главное'. Ирландцы с ними тоже не рвут. Они ностальгируют по ним в одном из многочисленных баров за кружкой Гиннеса.
Что по оскаровским номинациям? Верю в награду для Джуди Денч, уверенно сыгравшую курящую ирландскую бабушку. Есть шансы на приз за лучшую песню. На этом все. Шансов, что фильм пролетит мимо всех наград, точно больше
В конце концов, 'Белфаст' сняли не ради наград. А ради того, что конкретно ты помнил. Помнил о месте, где сражался с драконами. И побеждал.