Без сомнения, более увлекательной историей, чем представленная в «Птице в клетке: Заражение», является закулисье создания этого фильма. Да, он был полностью снят в наше неспокойное время пандемии COVID-19. Неудивительно, что лента повествует о гриппе. Использование современной трагедии в качестве отправной точки для творчества не является ошибкой, но любому режиссеру, который захочет использовать коронавирус в жанровом фильме, надо его как-то оправдать. Создатели «Птицы в клетке» даже не предлагают определенных перспектив: это, конечно, не заставляет воскликнуть «Да вы что, ещё слишком рано!», так как сценарий отчасти фантазийный, но уж точно хочется недоуменно пожать плечами от этого стандартного постапокалиптического триллера.
В прологе «Птица в клетке» больше похож на монтаж реальных новостей с вкраплениями случайных снимков Лос-Анджелеса. Добро пожаловать в будущее, где изоляцию продлили из-за появление более смертоносного вируса COVID-23. Главный герой по имени Нико обладает иммунитетом и поэтому работает курьером. Кодзима оказался прав и здесь: люди, сидящие по домам, только и делают, что пользуются услугами доставки. Демонстрируют новые реалии: народ общается преимущественно через интернет, а какие-то ушлые мошенники продают поддельные желтые браслеты, позволяющие передвигаться по городу, за астрономические суммы. Подружке Нико, тем временем, грозит газенваген (ну, не так радикально, конечно – всего-то концлагерь) за то, что её бабушка, с которой она вместе проживала, умерла от вируса.
По большей части «Птица в клетке» строится на межличностных отношениях. Тем не менее, наличие Майкла Бэя среди продюсеров, видимо, притупляет эмоции: людей просто убирают с кадра, чтобы показать крепости, в которые превратились кварталы Лос-Анджелеса, какие-то погони, мрачных суперагентов-санитаров (во главе со злодейским Петером Стормаре) и т.п. Если честно, всё это звучит глупо для 82-минутного фильма, особенно гестапоподобный департамент санитарии. Так или иначе, понятно, что хотели сделать авторы – поиграть кинематографическими мускулами и показать, что коронавирус Голливуду не помеха. На деле «Птица в клетке» настолько лениво сделан и, видимо, рассчитывая, что публика простит огрехи, связанные с производством фильма во время пандемии, авторы не старались ни по части сценария, ни по части режиссуры.
Технически это фильм-аттракцион и единственное, что заслуживает уважение в нём, так это съемки в формате полноценных карантинных ограничений. Партизанский прием кинопроизводства, увы, не работает: встречают всё же по одежке, так что самые любопытные элементы «Птицы в клетке» теряются в статике, так что остается слабая актерская игра, мелодрама ради мелодрамы и фантастические нелепые поступки персонажей.
Думаю можно смело заявить, что одним из главных событий ушедшего года стала пандемия COVID-19и последовавшая за ней самоизоляция, которая довольно таки сильно ударила по всем сферам нашей жизни. В том числе и по сфере киноиндустрии, которая словно ушла в спячку. Премьера многих фильмов оказалась перенесена на более поздний срок, все кинотеатры оказались закрыты, а съемки различных фильмов и сериалов были приостановлены. Однако это не остановило именитого продюсера Майкла Бэя и малоизвестного режиссер Адама Мейсона от того, что бы «похайповать» на ныне актуальной теме и снять первый игровой фильм в истории снятый на момент ковид-пандемии.
События данной ленты разворачиваются в 2024 году. Мир все еще находится во власти опасного вируса. Люди живут в состоянии полной самоизоляции, а зараженных силой забирают из домов и отправляют в карантинные лагеря, из которых еще никто не возвращался. У курьера Нико редкий иммунитет болезни, а работа курьера позволяет ему свободно передвигаться по городу. Однако вскоре бабушка его возлюбленной заражается, а за ней самой уже выезжает специальная служба эпидемиологии. Нико решает во что бы ни было спасти возлюбленную.
Начнем с того, что сценарий получился очень неровным и как говорится «беззубым». Невооруженным взглядом видно, что авторы ленты решили угнаться за двумя зайцами одновременно. С одной стороны «похайповать» на теме пандемии вируса и самоизоляции, а с другой – рассказать немного завуалированную историю любви двух молодых людей. Однако достойно раскрыть потенциал обоих историй авторам ленты не удалось.
Поднимая на экране казалось бы столь благодатную и перспективную тему ковид-пандемии, авторы даже не пытаются копать глубоко, обнажать те самые проблемы и ньюансы, с которыми столкнулись все мы в период ковид-пандемии и даже не рискнули дать волю своей фантазии в плане того, что может ждать нас в будущем. Вместо этого, предпочитая обхаживать историю вокруг да около. Создавая ощущение бессмысленного топтания на одном и том же месте. Да и сама история любви получилась невероятно скучной. Мы не знаем ни того как познакомились герои, ни того насколько сильно они любят друг друга (кроме клишированных диалогов), ни того как они изменились в этих самых отношениях. Даже сами герои воспринимаются не живыми людьми, а ходячими наборами клише, к которым не удается проникнутся каким либо сопереживанием. Не говоря уже о том, что обе сюжетные ветки очень грубо сшиты друг с другом. Словно это были два независимых проекта, которые авторы решили насильно объединить в один.
Режиссура Адама Мейсона тоже ничего особенного не показала. Невооруженным взглядом видно, что Мейсон на протяжении всего повествования пытается максимально воссоздать картинку и режиссерский стиль Майкла Бэя образца «Кровью и потом», «Тайных солдат Бенгази» и «Призрачной шестерки», но в пору отсутствия присущего Бэю безумия и повышенного градуса зрелищности, все это кажется жалким косплеем. Особенно в контексте того, что Мейсон до последнего не может определится, снимает ли он остросюжетный триллер или обычную мелодраму. Так как соединить оба жанра воедино как минимум органично и интересно он не смог.
Картине несказанно повезло с актерским составом, в котом нашлось место для Александры Даддарио, Крэйга Робинсона, Брэдли Уитфорда, Пола Уолтера Хаузера и многим другим. Однако всем актерам достались такие картонные персонажи, что их игра кажется серой и не запоминающейся. Действительно плохо сыграли лишь София Карсон и Дэми Мур. Исключением можно считать лишь Кей Джей Апа и Петера Стормаре, которые охотно радуют отличной игрой. Что особенно заметно на примере Петера Стормаре, которому достался настолько карикатурный и глупый злодейский образ, что именно своей игрой и харизмой Стормаре максимально компенсирует все его сценарные косяки.
4 из 10
Птица в клетке. Заражение – это еще один печальный пример картины с богатым, но напрочь слитым потенциалом. Авторы картины имели на руках все, что бы создать как минимум интересный триллер с обнажением все тех проблем, с которыми мы столкнулись в период ковид-пандемии и даже озвучиванием своего прогноза касательно нашего будущего, но вместо этого авторы ударились в традиционные клише пост-апокалиптического жанра и заправили все это крайне скудной мелодрамой про любовь двух молодых героев в непростое время. Что и вылилось в максимально «беззубую» фильм с пародирующей Майкла Бэя режиссурой.
Что бы ни происходило в мире, будь-то война, потоп, ураган или даже угроза падения метеорита, авторы продолжают писать песни, певцы не забывают посетить звукозаписывающие студии, а кинематограф умудряется снимать масштабные проекты, которые обязательно попадут на экраны. Даже перед лицом большой угрозы люди хотят верить, что все будет в порядке, им очень важно видеть привычные вещи, ожидать выхода любимой композиции или премьеры фильма, так как все это дарит надежду на то, что рано или поздно кризис минует и жизнь вернется в былое спокойное русло. Не поменялась ситуация и тогда, когда мир столкнулся с пандемией коронавируса COVID-19, который буквально парализовал все отрасли человеческой жизнедеятельности. Даже в такой удручающей ситуации индустрия развлечений нашла выход для того, чтобы работать дальше. И было бы немного странно, если бы помимо съемок дорогостоящих блокбастеров и претенциозных фильмов ужасов, кинематограф не зацепил бы тематику пандемии, которая моментально приковывает к себе внимание. Одними из первых взялись за разработку проекта, неразрывно связанного с последствиями коронавируса, Адам Мэйсон и Саймон Бойес. Творцам удалось заинтересовать своими наработками продюсера Майкла Бэя, и в самый разгар карантинных ограничений, вопреки всем сложностям и проблемам, был снят фильм под названием 'Птица в клетке. Заражение'.
Итак, сам сюжет разворачивается в 2024 году и иллюстрирует нам то, что может произойти с миром, если с коронавирусом не будет покончено. Постепенно всем известный COVID-19 мутировал и перерос в разновидность COVID-23. Ученые не в состоянии справиться с ожесточенным микроскопическим врагом, планеты находится в состоянии полного анабиоза. Даже наиболее развитым странам мира приходится находиться в состоянии абсолютного локдауна и самое печальное то, то нет совершенно никаких предпосылок для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему. Людям приходится сидеть дома и рассчитывать на помощь курьеров и армии. Но если у вас есть даже минимальные признаки заражения, или же вы не прошли специальный ежедневный тест при помощи своего электронного гаджета, то с вероятностью в 100 процентов к вам будет отправлен специальный военизированный отряд, который доставит вас в специальные резервации, откуда никто уже не возвращается. Конечно, подобные меры могут показаться предельно жесткими, однако иных вариантов у властей просто нет, ведь 4 года столкновения с коронавирусом критически ослабили мировую экономику, а человеческое население стремительно сокращается, и кто знает, вдруг в будущем нас будет ждать абсолютное вымирание. Вот в таких условиях и разворачивается действие сего фильма, который совсем не хочется считать пророческим.
Во главе истории находится парень по имени Нико (Кей Джей Апа), который в мире глобальной пандемии нашел свое законное место. Обладая иммунитетом против вируса, Нико может свободно перемещаться по улицам, а значит он идеально подходит на роль курьера. Проблема заключается лишь в том, что Нико не имеет права контактировать с клиентами, ведь он все-таки носит в своей крови вирус. И если он выйдет на контакт со здоровым человеком, у которого нет иммунитета, то с большей вероятностью заразит его. Тем не менее, герой трепетно исполняет свою работу, развозит по городу товары и даже закручивает весьма неожиданный роман с девушкой Сарой (София Карсон), которая давно не выходила из дома и живет вместе с бабушкой, которой необходима постоянная опека. Нико и Сара никогда не ходили на свидание вживую, и тем не менее они очень сблизились. Молодые люди могут смотреть фильмы при помощи видеосвязи, они общаются и развлекаются в свободное время и все было бы в их личной истории любви довольно неплохо, если бы угроза заражения не проникла в дом Сары, и теперь ее скорее всего также, как и всех остальных больных, отправят в закрытый полевой лагерь. Но Нико подобного не может допустить и старается сделать все от себя зависящее, чтобы спасти возлюбленную от неумолимой судьбы.
Данный фильм обрел свою славу благодаря выбранной тематике, которая априори не могла пройти мимо внимания публики. Кроме того, 'Птица в клетке' была полностью снята в условиях пандемии, и тогда как, скажем, 'Миссия: Невыполнима' еще только начинала свой съемочный процесс, данная картина успела пройти все стадии производства и все-таки попасть на экраны задолго до того, как мировое правительство смогло наладить повсеместную вакцинацию от COVID-19. Конечно, сравнивать масштабы фильма Адама Мэйсона с тем, что задумали снять Том Круз и Кристофер МакКуорри бессмысленно, и тем не менее рекламный ажиотаж вокруг пандемического проекта был просто неимоверным, если так можно выразиться в непростых карантинных условиях. Также интерес к 'Птице в клетке' подогревало участие продюсера Майкла Бэя, а также приглашение на второстепенные роли таких небезызвестных исполнителей, как Питер Стормаре, Деми Мур и Александра Даддарио. Но даже при столь внушительном голливудском десанте и актуальных проблемах современного общества, взятых в оборот драматургии, фильм Мэйсона все равно выглядит слишком поверхностным. Он появился в нужное время в нужном месте, но без глобального ореола пандемии он запросто бы затерялся на фоне иных, более глубоких и увлекательных проектов.
Понятно, что снять полномасштабное и пронизывающее до самой последней клетки кино в условиях, когда необходимо соблюдать строжайшие медицинские нормы сложно, однако авторы были обязаны в гораздо большей степени проработать характеры и линию поведения главных героев, которые становятся наибольшей проблемой постановки. Вместо интригующего триллера и драматического прецедента, исследующего проблематичную психологию людей, вынужденных запереться в своем доме и никуда не выходить, создатели концентрируют практически все свое внимание на совершенно неинтересных персонажах, которые будто пришли сюда из некой дешевой молодежной мелодрамы. Коронавирус и все, что с ним связано, находится на вспомогательных ролях, тогда как огромный участок хронометража отдан на откуп откровенно примитивным, шаблонным диалогам и совершенно слабой интриге, которая даже дельный экшен не может показать. Безусловно, в этом фильме есть свои удачные идеи, связанные со спекуляцией вокруг иммунных браслетов, поисков новых возможностей для построения успешной карьеры и тому подобные примечательные моменты, но все они были брошены на половине пути, тогда как основное внимание было отведено любовной линии, которая вряд ли кого-то способна взаправду порадовать и удивить.
В итоге хочу сказать, что 'Птица в клетке. Заражение', получился довольно примечательным проектом, который при ближайшем рассмотрении оказывается откровенно сомнительным. Его авторы вовремя сориентировались, использовали тематику глобальной пандемии в своих целях, но вместе с тем искупить множественные драматические промахи так и не смогли. Фильм вышел откровенно посредственным, невыразительным и далеко не самым необходимым. Тем не менее, шоу снова продолжается, индустрия развлечений всегда найдет выход для того, чтобы привлечь внимание публики.
В конце 2019-го где-то в Китае один паренек скушал летучую мышь.
А спустя почти полтора года, выходя из кинозала в Киеве, по этому поводу загрустил другой паренек.
Два таких разных паренька связаны воедино вселенной «Птицы в клетке»: первый (китайский) ее породил, второй (киевский) ее посмотрел.
В 2024 году мир все еще находится во власти опасного вируса. Зараженных силой забирают из домов и отправляют в зловещие карантинные лагеря. У курьера Нико редкий иммунитет к болезни, и он свободно передвигается по городу. Когда его девушка Сара заражается, Нико понимает, что за ней уже выехали военные и у него есть считанные часы, чтобы спасти возлюбленную.
Продюсированием фильма занималась группа аж из 16 человек, локомотивом которой выступил сам Майкл Бэй. Памятуя о своем крайнем фильме об апокалипсисе, «Тихое место» 2018 г., он, не мудрствуя лукаво, под копирку списывает подход к раскрытию вселенной.
Мир «Птицы в клетке» пуст. Потому что уже четвертый год все сидят по домам на локдауне. И только плохо смазанный курьерский ровер нарушает устаканившуюся природную тишину лос-анджелесских стритов и авеню. Все глобальные события остаются за кадром и рвут кадр истеричными секундными вставками новостей и домашних стримов. В противовес им основной сюжет тянется жвачкой в диалогах и малопонятных телодвижениях в пределах нескольких камерных локаций. Главные герои плоские, как номер с игрой Зеленского на рояле. Любовная линия прямая, как извилина блондинки из анекдотов. Злодеи злятся, потому что они злые.
«Птица в клетке» хороший пример загубленного потенциала. Фильм снимался в 2020 году после начала пандемии-локдауна, когда у создателей уже появился базис, основанный на самой реальности. Не мифические зомби с пришельцами, а наша окружающая действительность. Прошлый год все свои 366 дней онлайн-стримом писал новейшую историю человечества – фактов, теорий, расследований хоть отбавляй. Пандемия – наша коллективная перманентно зудящая рана. Кого-то она пугает, кого-то раздражает. Но никого не оставляет равнодушным. Поле для фантазии шире, чем на стандартной заставке Windows XP. Однако вместо того, чтобы направить эскадрон шальных мыслей на проработку вселенной и показать какие-то глобальные процессы, Майкл Бэй прыгнул в реку «Тихого места» двухлетней давности. И обляпал зрителя уже протухшей стоячей жижей «Птицы в клетке».
Если дороги 80 минут жизни (да, лента про бесконечную пандемию не наскребла даже стандартных полтора часа хронометража), то их следует потратить на что угодно, только не на просмотр «Птицы в клетке».
Это тысячный или даже миллионный фильм о пандемии, удивительно, что никто не останавливается - и продолжает снимать весь этот ширпотреб.
В оригинале Songbird — это «Певчая птица». Наверно, наш зритель не поймёт, о чём фильм или не захочет его смотреть, если в названии не будет поясняющего слова — например, «заражение». Бред какой-то.
Что мы имеем
Люди с иммунитетом, люди, которые не болели и люди, которых уже нет. Первые спокойно ходят по улицам, по требованию показывая жёлтый браслет, определяющий статус. Вторые сидят по домам и не выходят, а вещи извне получают через УФ-короб, где облучение обеззараживает мелкие предметы. При этом люди со статусом умудряются хорошо жить в четырёх стенах, промышляя чёрными пропусками во внешний мир. Или чем похуже.
Зачем это смотреть
Если вы любитель жанра, то только из любви к нему. Только чтобы обнаружить, как мало различий между миллионом предыдущих фильмов и новинкой. Ну и просечь, что с малым бюджетом в изоляции много чего можно поснимать. Так все делали, что уж там. Мир приспособился. После бесконечных «Эпидемий», «Заражений» и их аналогов уже мало что может удивить. Точнее, ничего. Разве что берёшь на вооружение технические моменты: с квадрокоптером проще следить за жизнью вовне и помогать (или мешать) честным гражданам. А с деньгами проще вообще всё. В остальном, смотреть фильм вообще незачем. Просто 84 минуты с титрами, которые вы можете потратить на что угодно.
Эмоции
Что ж, есть в ленте красивые кадры. Есть и красивые актёры. А в итоге — пустота. Можно раз пять-десять отвлечься на что угодно от сообщения до видеоролика на ютубе — и абсолютно ничего не пропустить. Твисты? Предсказуемы. Режиссер делал этот фильм явно от скуки, сидя на своём личном карантине и воображая, как бы всё это выглядело: парень-курьер с иммунитетом, ошибаясь дверью в один прекрасный день, влюбляется в девушку. Девушка живёт с бабушкой, у них нет ни жёлтых иммунитетных браслетов, ни самого иммунитета, ни денег, чтобы покинуть город, где бесчинствуют представители здравоохранительных органов. Романтика, одним словом. Вот так они живут, созваниваются время от времени — и думается, что птица в клетке, она же певчая — это девушка нашего курьера. До тех пор, пока в один момент он не называет вслух Пташкой свой мотоцикл. Удивительно, правда? Ласточка, пташка. Транспорт достоин имени и заслуживает внимания и заботы. Особенно в мире, где почти всё уничтожил вирус, а остатки добивают несносные алчные богачи.
Далее: кроме парочки влюблённых, которые никак не могут увидеться, мы видим второстепенную сюжетную ветку: певица (веб-певица в новых реалиях) подбадривает тех, кто смотрит её ролики, своими песнями. Указываешь в чате название — и она поёт песню, почти как музыкальный автомат. Она красивая, и голос у неё прекрасный. И кажется, что он разносится надо всем миром, чтобы людям стало немного легче. Или хотя бы не так одиноко, как есть сейчас. Но правда в том, что всем одиноко до невозможности — и особенно певчей птичке, которая старается через веб-пение хоть как-то взбодриться, да просто продолжать жить. Она как-то больше смахивает на образ, вдохновивший названия фильма. То есть, нам всю дорогу показывают вечно куда-то мчащегося курьера, а проблемы-то у певицы! Ладно, не все так просто. Она связалась не с тем человеком ради музыки, ей понаобещали с три короба, и теперь она застряла в какой-то невообразимой локации вроде отеля у дороги. Натурально, птица в клетке. Певчая птица в клетке. Странный ход — воткнуть в название что-то прекрасное и трагичное одновременно, а в центр повествования вывести смазливую до невозможности парочку. Уж у кого-кого, а у парочек довольно часто всё бывает хорошо даже в таких фильмах.
На самом деле, я всё-таки придерживаюсь мысли, что режиссёр в изоляции просто задался вопросом: «Смогу или не смогу?» — и снял фильм о пандемии. Ну, смог. Технически. Зачем? Непонятно. С другой стороны, у Адама Мэйсона нет ни одного мощного кинопрокта, так что и ждать тут нечего было.