К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Всевозможные силы были привлечены к продвижению этого фильма - сюжеты на Первом канале, перенос премьеры, прошедшей, к тому же, не в четверг, а в субботу, новый клип объявившейся из ниоткуда Земфиры. Зачастую такой шум призван скрыть художественные недостатки произведения - так вышло и на этот раз.

Не зря говорят, что художник должен быть голодным. Свои лучшие фильмы Литвинова снимала не в пору дружбы с молодой супругой Эрнста, рекламных контрактов и владения квартирой в Париже - что, в общем-то, само по себе и не плохо. Сейчас же мы имеем бесконечные самоповторы (включая даже 'Небо. Самолёт. Девушка'), сомнительных актрис (в лице дочери Литвиновой и селедки-Софьи), реки шампанского и туманы пустой экзальтированности. Шутки как будто выдуманы на потребу публике - и их количество вообще ставит под сомнение жанровое определение ленты. Да и, чтобы не судили строго, макабрическое (ли?) действо оправдано сном.

Что касается хороших новостей, то Земфира убеждает нас в подлинности искры своего таланта - вся музыка в картине восхитительна. Немного щемит сердце в финале, но тут суть в том метафизическом конструкте, который предлагает Литвинова и от которого все время отстраняется на всякую чушь, вспоминая вот только в конце.

Рената всегда была специалистом по любви и теперь она раскладывает все вариации по полочкам: до гроба (сама Маргарита), после гроба (Бенедикт), любовь с первого взгляда (кузен Борис), однополая любовь (Ада) (видимо, только по этой причине фильму присвоен рейтинг 18+), любовь к идеальному объекту (Жгутик), любовь на расстоянии (Лотта) и вампирская любовь (Фаина). И, вообще говоря, это единственное, что держит фильм в некой цельности.

06 февраля 2021 | 21:58
  • тип рецензии:

Был без понятия, на что шёл – без понятия и ушёл. Что это? О чём это? Зачем это? Для кого это?

На последний вопрос легче всего ответить. Сняла это Рената Литвинова для самой себя.

Сразу же скажу, что я молодой и ещё достаточно глупый парень для таких фильмов. Я не хожу в театры, а, между прочим, данная картина - это экранизация пьесы. Имею только один опыт от просмотра пьесы. Этот опыт был неудачным – я понял, что перед походом в театр нужно знать, на что ты идёшь. Да, меня можно после этого пожурить, так как «толком не знаешь, но осуждаешь». Согласен, но данная картина, как я уже сказал, это экранизация пьесы. Об этой информации я не знал. И вот, в процессе повествования ты осознаёшь, что на экране театр, и ты ничего не понимаешь! И такое положение дел остаётся до конца фильма.

Уточню. Ты не понимаешь не смысл фильма, потому что он понятен, а смысл, зачем нужно было так всё усложнять? Я раза два во время просмотра хотел уже лечь спать, но все два раза отговаривал себя от этого из-за уважения к творцу. Видно было, что автор хочет донести нечто важное. Картина «о поисках любви», или, «когда же эта любовь, наконец, придёт?».

Есть ещё один немаловажный нюанс, из-за которого фильм оказался несмотрибельным. Не считаю себя сексистом, но женская тема, а так же экранизация женщиной - всё это сделало своё дело. Фильм до конца поймут представители прекрасного пола. Этот фильм, он для них. Ведь в нём «царит великий матриархат».

Фильм можно похвалить за декорации и за музыкально сопровождение. Именно музыка увлекала меня больше всего. Жаль, что её было мало.

6 из 10

10 февраля 2021 | 09:58
  • тип рецензии:

На удивление, в фильме есть сюжет, есть завязка, апогей и финал. Это не позволяет написать негативный отзыв. Но и позитивного не будет. Ряд вводных и персонажей, заявленных в начале фильма, никак не участвовали в последующих сценах, зачем было акцентировать на них внимание? Полковник, Лотта, Вечная Алиса, деньги, спрятанные в сундуках и гниль на полях... ничего этого не получило развития в ходе повествования. Упоминание Крыма и постоянной смены власти (в негативном аспекте) отдают пропагандой. Война, заявленная в начале фильма и упомянутая в середине, так и не была показана. Хуже всего - это украденная сцена из '5 элемента' с оперной певицей. Музыка резко меняется... но ничего не происходит на экране, как в оригинале, поэтому сцена непонятна... ладно бы её уместно употребили! 13 час также не получил развития, как и лунные часы.

Из плюсов - тот же сюжет (реально рад, что он был), очень хорошая работа звукорежиссёра (звук ветра, пламени, надоедливый трезвон телефона...), довольно удобоваримый финал. Творчество Земфиры хм...

Есть мнение! Весь фильм - трип студентки в общаге в центре Москвы после употребления того же веселящего газа и иже с ним. Эта гипотеза подтверждается финальной сценой, где мы видим главгероиню в метро '70 (к сожалению, не заклеили светодиодную ленту вдоль перрона, что есть анахронизм).

28 февраля 2021 | 23:01
  • тип рецензии:

Кино скорее не понравилось. Эта рецензия будет странная.

Чувства выше всяких слов, слова отнимают чувства и гипнотизируют. Старался избегать слов весь фильм, очень заманчиво писать красивые слова, которые все пишут. Хорошие или плохие, за или против...

Старые люди пытаются сыграть детскую сказку. Ждёшь чего-то, как в фильмах Тима Бёртона или как в Обыкновенном чуде Марка Захарова. Или как мультфильме. Когда кино приподнимает тебя над серой реальностью и уносит в фантазийный прекрасный мир... А тут не приподнимает и не уносит.

Смотрел на морщины, на странные наряды, на маленький бюджет, на плохую актёрскую игру и на то, как Рената Литвинова пародирует саму себя, но очень старается притом.

Если бы бюджет раз в 10 больше и если бы актёры на порядок лучше и текст прописан полегче и покрасивее - может быть что-то бы и вышло...

Кому-то показалась эта сказка лёгкой? Мне тяжёлой. Замученная постановка, и ещё и всё время про гниль и вонь. Может быть это не сказка, а чернушный арт-хаус?...

И ещё музыка Земфиры и пение Хиблы Герзмавы... Может быть, мне бы просто хотелось сказать, что они просто все весь фильм кривлялись, но я стыжусь такой прямоты... Там есть ещё отсылки к Кире Муратовой, но она ведь совсем не сказочница...

Многие любят фантастику и сказки. За то, что они отрывают нас от рутины и бытовухи. Дают надежду на настоящую любовь, которая никогда не случается в жизни...

Столько стараний людей, гримёров, актёров, декораторов... И только грусть и бесперспективность в результате. Это не сказка, это эстетика смерти и увядания. Так как-то...

5 из 10

17 мая 2021 | 22:56
  • тип рецензии:

К слову, на чёрной икре в фильме сделан не нужный акцент, кино вроде бы с претензией на высокое искусство, можно было бы мерилом богатства выбрать иной атрибут.

Фильм, в целом, не вызывает отторжения, всё таки понимаешь, Литвинова, арт-хаус, свой язык, свои кино-шалости. Только и восторга, а самое главное идеи нет. Простой, человеческой идеи, вот так чтобы белыми нитками, вот так чтобы по всему полотну. Вроде и вот они герои, вот они судьбы, а всё кусками скомкано, кусками оборвано. Поди там угонись за идеей автора. Обещали противостояние двух сильных женщин, битву королевишн, а получаем нытье отвергнутой, измученной, истерзанной обстоятельствами сестры бывшей невесты против переполненной шампанским и вечным ожиданием счастья повидавшей виды то ли леди то ли миледи. Но все как один царицы и владычицы морские.

И смотришь ты на этот простой человеческий быт одиноких старух и полустарушек, откидываешь шелуху пафоса героев, стираешь налет помпезности актеров, снимаешь пелену не трезвой загадочности актрис и вуаля... Рената Литвинова играет Ренату Литвинову.

Платья красивые, но вам такие не надеть, интерьер захламленного балкона, экстерьер мрачный.

И каждый сам по себе. Лишь одна интрига, прям задела за живое, вот-вот думаешь сейчас... по окончанию домашнего концерта оперной дивы... ну, ну сейчас, выпрыгнет Мила Йовович с коронной фразой 'Лилу Даллас Мультипаспорт'... эх, нет! А жаль.

В общем, я люблю красную икру, понятную и доступную, и вам советую. А если вам захотелось чёрной, посмотрите 'Северный ветер', там она есть.

13 марта 2021 | 17:25
  • тип рецензии:

Поразительно насколько «никакой» этот фильм.

Я очень старался понять, что происходит на экране, но так и не смог. Будто я два часа сидел и смотрел в стену. Мой мозг безрезультатно пытался извлечь смысл из картинки на экране: собрать воедино сюжет, слова и поведение героев. Но каждый раз сообщал, что не получает никакой связной информации.

На протяжении всего фильма меня не отпускало чувство, будто весь сценарий, все реплики и поведение героев были написаны искусственным интеллектом. Кажется герои что-то говорят — но это не имеет смысла. Кажется герои что-то делают — но это опять не имеет смысла. Как будто искусственный интеллект составил синтаксически-правильные предложения, но не вложил в них смысла, потому что не умеет.

Я не понял при чем тут матриархат: что в этом фильме про матриархат кроме этого слова? Разве вы показываете сильных женщин? Вроде бы нет, вы показываете мстительных, нелогичных женщин, которые не уважают друг друга.

Удивительно насколько мало знакомит с героями выбранный в фильме метод повествования. Театральную постановку экранизировали и в итоге не получился ни спектакль, ни фильм. Получился какой то несуразный безликий слепок.

Произносимые слова не несут смысла, следовательно не могут рассказать о том, кем является персонаж. Поведение абсурдно, актерская игра гиперболизирована, похожа на кривляния, из-за этого нельзя понять как персонаж относится к тем или иным событиям. Таким образом каждый герой остается невидимкой, будто у него нет личности.

А в какой-то момент вам просто перестанут показывать некоторых персонажей, не потрудившись объяснить? куда они исчезли и что с ними случилось, будто их и не было никогда.

Этот фильм просто никакой. Кажется, что только благодаря этому он кому-то может понравиться. Зритель сам может заложить какой угодно смысл в это пустое, белое полотно, а потом оправдать словами «Это глубоко и концептуально.» и «Ты не понимаешь, это не объяснить словами.»

19 февраля 2021 | 15:10
  • тип рецензии:

Вечный Новый год в царстве матриархальной вычурности или «Северный ветер» Ринаты Литвиновой.

Это удивительно красивое кино, пропитанное настроением тургеневской усадьбы и камерной театральной пьесы. Однако, визуальная составляющая не покрывает однобокость сюжета, напыщенная возвышенность образов не сочетается с примитивным цитированием искусства (пока что Литвинова — не русский Соррентино). Сказочная красота не берет вверх над беспомощно тривиальной историей. И это печально.

Действие происходит в доме матриархального клана Северных оленей, главой которого является деспотичная Маргарита (Рината Литвинова). Вокруг неё роятся тётушки, экономки, свита, апатичные сыновья и грустные кузены. Постепенно дом наполняется и более чудными персонажами, такими как циркачка Матильда (Светлана Ходченкова) и певица, которая достойна Призрака Оперы. Параллельно мы видим историю друга семьи профессора пластической хирургии Жгутика (Никита Кукушкин), перманентно совершенствующего внешность своей возлюбленной. Казалось бы, это классическая история Пигмалиона и Галатеи, но её визуальный сюрреализм относит нас скорее к истории Фрнкентшейна в женском обличии. Мир Ренаты Литвиновой вообще становится олицетворением абсурдности, чему способствует и цикличное построение сюжета. Герои постоянно празднуют или готовятся к наступлению Нового Года, садятся за один большой стол подобно Иисусу и его апостолам. Все два часа наливается шампанское, бьют часы, звучит стук бокалов и шуршание дорогих платьев, и только на фоне всей этой пышности празднества разворачивается история. Но она невнятная, со скудными, порой с откровенно несвязанными между собой репликами. Диалоги, как северный ветер, врываются в нашу голову и замораживают сознание. «Скоро Новый год!» — неустанно повторяют персонажи. Зритель становится жертвой медитативного эффекта предпраздничной суеты — и в этот самый момент сюжет становится не важным. Когда праздник в очередной раз заканчивается, вопрос, что я только что посмотрела, неизменно остаётся. Рефлексировать о фильме очень не хочется — и это печально.

Мне кажется, фильм во многом повествует о цикличности жизни, о вечных тяжёлых временах, которые никак не совпадают с теми желаниями, которые загадываются в новогоднюю ночь. Однако, драматичность реалий постоянного упадка, танец на костях погибающего семейного клана не производит никакого впечатления, ведь зритель никому не сопереживает. При огромном количестве персонажей, они все на удивление пусты и, как и сам северный ветер, холодны. Герои мечутся между патетикой шекспировских образов и пошлостью нынешних представителей высшего класса. Им не сочувствуешь, не сопереживаешь. Их возвышенные разговоры о любви вполне можно представить где-то на кухне, заполненной интеллигентами, однако они не могут стать сценарным базисом. Тем более, характер персонажей невозможно понять без какого-либо активного действа. А его нет, и это печально.

Хотелось бы сказать, что мне понравилось, что фильм хорош и прекрасен в своём нарративе даже при нелепом построении сюжета и сюрреализме, нетипичном для отечественной драматурги. Но это не так. И это — тоже печально!

14 марта 2021 | 09:33
  • тип рецензии:

Будучи большим поклонником как самой 'богини' Литвиновой, так и её творчества, выход 'Северного ветра' ждал с большим нетерпением. Сюрпризов от неё не ждал - Литвинова всегда предсказуема. После премьеры, все как один стали нахваливать новое творение, называли лучшим фильмом в её карьере, вершиной, пиком и всем таким подобным. Жаль только, что к самому фильму эти приятные слова не имели никакого отношения.

Главный минус 'Северного ветра' - отсутствие сюжета. После часа просмотра абсолютно не понимаешь, за чем следишь. Чего вообще ожидаешь и что происходит. В начале голос за кадром заявляет об уникальном преимуществе клана - наличие двадцать пятого часа. Становится интересно, что этот час им даёт? Хорошо это, или плохо? Как они распорядятся этим часом и что он привнесёт в их жизнь? Ничего из этого вы не узнаете. В сюжете никак не отражена эта особенность. Из сцены к сцене мы видим пустую суету, выжатые из пальца проблемы и бесконечные цитаты Ренаты самой же себя. До середины фильма кажется, что абсолютно все герои являются обитателями заброшенной психиатрической клиники, под руководством богатой шизофренички, которая бесконечно курит, пьёт и в изменённом сознании пытается придумать себе проблему.

Кстати, интерьеры говорят о том же. Литвинова, как режиссер, так увлеклась красивой картинкой, что абсолютно забыла про сценарий. Она всегда на первом плане, её позы картинны, макияж идеален, платья поражают замысловатостью.

Некоторые чувствовали в фильме влияние творчества Киры Муратовой, но это ошибка. У Муратовой всегда чётко выстроенный сюжет, драматургия продумана до мелочей и в фильмах есть внутренняя энергия. В 'Северном ветре' динамики нет вообще. Это болото, в котором ленивые лягушки, покуривая, лежат на сморщенных листьях и рассуждают о высоком.

Из плюсов, стоит отметить отличную актёрскую игру Литвиновой. Благодаря театру, её актёрский диапазон заметно расширился, появились новые краски, новые эмоции.

В общем, Богиня поднялась так высоко от земли, что понять её больше не представляется возможным.

20 февраля 2021 | 17:58
  • тип рецензии:

Эра процветания Северного клана Северных полей подходит к концу: Рената Литвинова в своём стиле создаёт сказку-фантасмагорию для взрослых.

Северный ветер, родившийся из спектакля для МХТ им. Чехова, на большом экране остаётся постановкой скорее театральной: с декорациями и персонажами, которых как будто читаешь из зрительного зала театра. Эта особенность (не недостаток, а именно особенность, хотя и встречающаяся часто при переложении пьесы на сценарий) либо принимается зрителем сразу, либо зритель выходит. Стилистически подойдёт не каждому – это десерт на любителя.

В первую очередь нужно отметить визуал. Даже если картина вам не понравится, изображение потрясающее. Декорации, пусть и местами бутафорские и театрально гипертрофированные, красиво и цветово, и композиционно вылавливаются оператором – можно делать скриншоты и просматривать в галерее. Для костюмов есть широкие Северные поля для фантазии костюмеров. Платья Ренаты от Демны (Vetements) как будто только что приехали с кутюрного показа. Невероятные украшения (кольцо-мундштук – мой личный фаворит), гигантская раскачивающаяся люстра, наряженная и увядающая со временем ёлка, сменяющиеся передвигающиеся животные – Вы натурально попадаете в параллельный почти фэнтезийный мир.

Вторым очевидным плюсом, конечно, является музыка. Земфира вернулась, чему мы все несказанно рады. С приобретением зрелого симфонического драматизма Земфира играет так же хорошо, но на новом уровне.

Теперь к сюжету. Объёмная фамильная сага на протяжении нескольких десятилетий вьётся повествовательными нитями членов семейства большого клана. Для каждого персонажа создаётся своя история со своими травами и мозолями, со своим видением и характером. Но в какой-то момент это полотно так разрастается, что начинает расползаться. Приходится выводить персонажей одного за другим, пока не остаётся одна главная героиня. Есть для меня в этом некоторое противоречие: создавать образ персонажей, от будуара до манеры речи, чтобы потом их убирать, потому что они не вписываются. Из-за этого сюжетная линия (линейного нарратива тут как такого нет) уплывает и ускользает. Сама идея вневременного Нового года с переходящими годами в замкнутой локации несомненно хороша, но фокус рассеивается.

Хотя финальная сцена, кажется связывает историю. У всех героев на загнивающих Северных полях был шанс стать счастливыми и надежда на любовь, но приходится загнивать вместе с ними. Персонажам всегда что-то мешало, когда, казалось бы, уже вот оно. И даже 13-й (или 25-й) час не помогает героям, на какие бы страшные поступки во имя любви они не решились. Рената провозглашает онтологическую невозможность любви, ставит на ней крест, не переставая при этом ждать. И вот, сменив вычурные наряды на более приземлённые, но не менее прекрасные, спускаясь в метро, она всё-таки даёт надежду. А вдруг?

08 марта 2021 | 01:47
  • тип рецензии:

Являясь поклонницей образа Ренаты, я хотела полюбить и её творчество. Но увы. Артхаусное кино редко меня покоряет.

Вообще-то я удивлена, как широко фильм представлен в кинотеатрах с сеансами в любое время. Подразумевается, что фильм для всех, но он явно лишь для «избранных». И это вряд ли положительная характеристика в данном случае.

К середине фильма меня настигло (и так и не отпустило) впечатление, что я не в кино, а в театре. Динамики ноль. Все эти крупные, одинаковые кадры...

Собственно, о чем же фильм?

Честно говоря, не знаю. Может быть о любви. А может быть о зле. Проявляясь вначале лишь в деталях, постепенно оно окутывает всё. Впрочем, если бы не песня Земфиры о злом человеке, как будто прямолинейно комментирующая сюжет, может я бы и не додумалась до такого.

Кстати, музыка в фильме действительно хороша. Как и картинка. И те самые платья Ренаты. Правда не ясно, почему остальные должны смотреться синими чулками на её фоне в явно проигрывающих нарядах.

Фильм действительно очень красивый, на столько, что не хочется верить, что это просто пустышка. И поэтому ты пытаешься ещё раз подумать о нём, найти тайные смыслы, возможно, даже пересмотреть. А как известно из современного искусства, если ты о чем то долго думаешь (не важно хорошо или плохо), значит тебя зацепило, значит в этом что-то есть. Может быть и так.

10 февраля 2021 | 00:30
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: