Драма байопик про небольшой отрезок жизни легендарной и очень любимой киноделами Императрица Австрийской, принцессы Сисси.
Конец 19 века. Елизавета, всё ещё красивая и эмансипированная сорокалетняя женщина, страдает от кризиса среднего возраста и осуждения патриархального общества её свободных взглядов. В общем-то, об этом весь фильм и есть. Хроника событий, её общение с мужем, детьми и окружением. Её попытки остаться привлекательной и любимой. Её страдания и борьба за собственное счастье. Замечательные декорации и очень хорошая актёрская игра.
По сути, этот фильм наверное отражение души и многих современных женщин. Фильм - снятый женщиной для женщин, но который нужно понять мужчинам. Феминизм всем надоел, а тема эмансипации осталась актуальной.
Вики Крипс за свою главную роль получила приз Особый взгляд Каннского кинофестиваля - лучшая актриса.
Многие любители кино в основном знают императрицу Сиси по пышно-декоративным лентам Эрнста Маришки, главную роль в которых исполнила красавица Роми Шнайдер. Однако со временем публика утратила интерес к карамельным и шибко приукрашенным версиям жизни знаменитостей, отчего на свет стали появляться гораздо более приземленные и аутентичные байопики.
Правда, излишний академизм в XXI веке также начал приедаться, и потому мировые кинематографисты сделали ставку на гротеск и постмодернизм, стремясь не столько соблюдать историческую достоверность, сколько изучать отдельные черты характеров известных лиц и их взаимоотношений друг с другом, властью и народом. На ум живо приходят «Мария-Антуанетта» Софии Копполы, «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса, сериал «Великая» или «Спенсер» Пабло Ларраина, в ряду которых «Корсаж» Мари Кройцер очень хочет занять свое место.
О красочной сказке с Роми Шнайдер на троне нужно забыть сразу – Кройцер уже на первых кадрах представляет зрителю двойную и очень прозрачную метафору насчет того, что императрица Сиси всю свою сознательную жизнь провела в духоте. Поиграв в водолаза в ванне и задержав дыхание, она тут же сковывает себя корсетом, который не просто ограничивает объем легких, но и превращает воздух вокруг нее в застывший стекловидный материал. Холодные дворцовые покои, унылые семейные обеды, этикеты и прочие аристократические ритуалы изо дня в день лишают кислорода пышущую энергией Елизавету и потому единственным спасением от гипоксии (либо ее результатом) становятся чудачества. Поскольку толком царствовать ей не дают, Сиси то и дело устраивает бунты и мятежи: то дочку посреди ночи разбудит и потащит кататься на лошадях, то пофлиртует с конюхом, то развлечет себя раздачей конфет сумасшедшим и пытается разводить их на комплименты («Помните, в прошлый раз вы мне говорили, что я красивая?»), то просто ляжет покурить на больничную койку рядом с одноногим солдатом.
Наверное, проблема «Корсажа» кроется в том, что тщательно создаваемая постановщицей скука вокруг Сиси начинает действовать и по ту сторону экрана – зритель зевает, наблюдая за чужим сплином, поскольку работу зеркальных нейронов, отвечающих за неосознанное повторение действий других людей, никто не отменял. Вдобавок, Кройцер слишком предсказуема в метафорах и работает тенденциозно, интересуясь не достижениями героини, а её пользой для создания феминистского манифеста: дескать, вот вам образ типичной женщины 40 лет, которой не дают раскрыться на полную, а потому все, что ей остается – сходить с ума, садиться на тяжелые наркотики и благополучно катиться в пропасть.
Не слишком оправдывают себя и постмодернистские заигрывания, когда кино то и дело разбавляется саундтреками вроде шлягера The Rolling Stones «As Tears Go By», а к финалу так и вовсе отказывается следовать историческим событиям. При этом режиссерка будто боится «перекреативить» и оттого её труд застревает где-то между стандартной биографической драмой и костюмной фантазией, даже не пытаясь выделить сильные места авторским хайлайтером.
Было бы ошибкой сказать, что такой подход к рассмотрению жизненной драмы Елизаветы Баварской не имеет право на существование – как и все люди, ничто житейское ей было не чуждо, тем более поставленную перед собой лично задачу, пускай и спорную, Кройцер выполняет. К тому же она не забывает о тщательной работе с композицией кадра, декорациями, нарядами и костюмами, выстраивая довольно эстетское зрелище, в эпицентре которого по-настоящему сияет Вики Крипс (ну и еще хвастается умением говорить на разных языках). Громко заявившая о себе в «Призрачной нити» скромная люксембурженка тогда ничуть не отставала от своего маститого партнера Дэниела Дэй-Льюиса и «Корсаж» лишь доказал, насколько актриса готова единолично вынести на своих плечах серьезный драматический проект. И если к реализации фильма с точки зрения драматургии и режиссуры вопросы остаются, то Вики достойна исключительно похвалы – настолько уместно здесь смотрится её сдержанно-задумчивая манера игры, позволившая убедительно воплотить не столько реалистичный портрет императрицы, сколько образ женщины, чей менталитет сильно опередил свое время.
По сути, решение, с какой именно стороны рассматривать «Корсаж», остается исключительно за зрителем и сферой его интересов. Если вас не смущает вязкий, статичный нарратив, фиксирующийся исключительно на будничной стороне жизни и трагедии королевской персоны как очередной жертвы «золотой клетки», то время вы точно проведете не зря. В остальных случаях кино рискует пасть жертвой обвинений в бессмысленном наблюдении за «богачкой, которая просто бесилась с жиру».
Лязг ножниц, ощущение озноба.
Рок, жадный до каракуля с овцы,
что брачные, что царские венцы
снимает с нас.
Стихи в эпиграфе не об Амалии Евгении Елизавете Баварской, которую подданные с нежностью называли Сисси. Свои '20 сонетов' Бродский посвятил не менее прелестной, сумасбродной и яркой, но окончившей царствование и саму жизнь куда более трагично Марии Стюарт. Обе были хороши собой и наделены непобедимым очарованием, для женщины у власти скорее излишним. И сцена с ножницами у царской головы в фильме таки была.
Взяться за работу над кино об исторической персоне, о которой уже есть немыслимо успешная и культовая на протяжении нескольких поколений серия картин, было большой смелостью со стороны режиссера Мари Кройцер. И не меньшей смелостью со стороны Вики Крипс - сыграть женщину, сделавшую звездой Роми Шнайдер, чей образ в этой роли за семь десятков лет так и не удалось никому затмить. Но они рискнули и у них получилось.
'Корсаж', об императрице Сисси стал лучшим фильмом Берлинского кинофестиваля, взял приз за лучшую женскую роль в Каннах и номинирован на Оскар-2022. И конечно, это совсем иная история, чем та, что была рассказана Эрнстом Маришкой. Елизавете, сыгранной Вики Крипс сорок, а перед зрителями разворачивается тот роковой год из ее жизни. о каком поговорка говорит 'бабе век'. Уходящая молодость, юная прелесть, которую любой ценой нужно удержать, остановить время, отсрочить приближение старости - одна из ключевых в фильме, хотя конечно не главная.
Главная - это корсет. Не корсаж из названия, безобидный элемент костюма, без корректирующей нагрузки а именно то пыточное приспособление, которое придавало женской фигуре немыслимую воздушную стройность, что потрясает нас на старинных портретах, особенно в контрасте с пышными юбками на кринолине. То, чего стоили императрице 47 сантиметров ее талии, о каких говорят: 'двумя ладонями можно обхватить'.
И снова дело не только в неземной стройности, ради которой женщина, к чьим услугам были лучшие европейские кулинары, питалась как птичка, истязая себя жестокой гимнастикой. Все это внешнее. Дело во внутренней стиснутости, в суровом корсете социальных ограничений, который не позволял яркой порывистой огненной женщине быть собой, загонял в жесткие рамки регламента. В обстоятельствах, когда из года в год любое проявление естественности встречает непонимание и осуждение, жестокий душевный разлад неминуем.
Вялотекущая депрессия, переходящая порой в острую стадию, сыграна Вики Крипс великолепно. Но и пламя, пылающее в этой женщине, озаряя все вокруг. Соединение несоединимого, которое однако как-то уживается в одном персонаже. В фильме хорош весь актерский ансамбль Флориан Тайхтмайстер (Франц Иосиф) олицетворение напыщенной государственности, Катарина Лоренц (фрейлина-двойник) апофеоз женской дружбы и самопожертвования.
Отличное кино Есть на что посмотреть. Есть над чем подумать.
О фильме: Победитель в номинации «Лучшая актриса» (Вики Крипс) Каннского фестиваля - 2022. Официальный представитель Австрии на «Оскаре - 2023».
Сюжет: Один год из жизни австрийской императрицы Елизаветы Баварской по прозвищу Сисси.
Мнение: Я ничего не знаю об этой исторической личности, и не смотрела фильмы или программы с ее участием, чтобы судить о какой-либо достоверности. Да и не люблю это делать, на то он и художественный фильм, а не документальный.
Посмотрев на постер фильма и на мощный кадр, где императрица поднимается по лестнице со своими фрейлинами в замедленной съемке, понимаешь, что подобную стилистику ты уже где-то видел, я сразу вспомнила «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса, у кого-то явно будет ассоциация с «Короной» и «Марией-Антуанеттой». В целом, сразу понятно, что нас ждет НЕОисторический фильм-фантазия, где дворцы и корсажи будут сосуществовать с водолазками и The Rolling Stones.
Если говорить о сюжете, то не хватает контекста. Мы видим всего год из жизни Сисси, мы знаем конец, но не знаем начала, как эта личность становилась таковой, через что ей пришлось пройти. Этого не хватает, чтобы проникнуться этой историей.
В остальном всё прекрасно. Великолепная игра Вики Крипс! Я смотрела фильм «Призрачная нить», но там она мне не особо запомнилась, зато здесь на нее смотреть одно удовольствие, так гармонична она в своей бесшабашности и элегантном безумии. Эта роль раскрывает ее, как актрису, поэтому не удивительна ее победа на Каннах.
Вся картина получилась меланхоличной, много темного, тонированного, приглушенного цвета в кадре. Героиню все больше и больше сковывают социальные роли, как корсаж, да и само время. Как бы она ни пыталась зажечь в себе жизнь, будь то фехтование или любовники, но предчувствие неизбежности увядания и конца не покидает ее и зрителя.
Фильм неспешный, местами унылый и плоский. Но нужно помнить, что это не байопик в чистом виде, здесь нет истории становления «из грязи в князи», великих свершений или судьбоносных решений. Это обычные серые будни пусть и монарших особ, но все же обычных людей.
В итоге: Эстетский женский фильм для любителей авторского кино.