К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Почему фильм называется именно 'Купе № 6'? Не 5, не 3, не 8? В этом я не вижу нумерологических хитростей. Тут лишь отсылка на классику, 'Палату номер шестой' Антона Павловича.

Видимо авторы ленты как раз и хотели показать безумие отечественного быта на примере одного из самых заурядных купе. В нем оказываются двое - мужчина и женщина. Они и очень разные, но их молодость и желание жить создают романтическую атмосферу там, где и не должно было быть.

На фоне этого мы видим дорожные зарисовки, картинки из жизни страны. И вот в этом заключается главное препятствие для положительной оценки этой ленты.

Прежде всего время действия не обозначено. Вероятно речь идет о промежутке между концом 80х началом 90х. А если быть точнее, то подсказка в музыке. Если исполняемая в такси Desireless - Voyage, voyage, вышла в 1987 году, то 'Владимирский централ' Круга в 1998 в альбоме 'Мадам'. Но для 1998 года тут совсем нет предпосылок. В картине напрочь отсутствуют зарубежные машины, турецкая одежда и многие другие атрибуты конца 90-х.

И это очень значимый момент. Ибо если время действия не подчеркнуть, то далекому от российского быта зрителю может показаться, что дело обстоит сейчас. А ведь фильм показывали в Каннах. И может сложиться кардинально неправильное впечатление, что сквозь сумрачные барьеры пытается иностранка познать петроглифы, до которых никому из местных и дела нет.

А между тем, сейчас подобных вагонов с такими устаревшими купе уже и нет в парке РЖД. Да и сотрудники РЖД не ведут себя так. Не ведут себя так развязно и пассажиры. Вероятно, и не вели себя они так никогда. Грубость, алкоголь, отсутствие манер... Все это был лишь частный случай, но не более.

На мой взгляд, куда интереснее выглядела бы история об иностранке, которая едет в наши дни в поисках петроглифов. Было бы здорово показать культурные несоответствия, сделать кинопортреты ночного Петрозаводска и зимнего Мурманска. В таком разрезе концовка ленты так и вовсе могла бы остаться без серьезных изменений.

Только это была бы уже совсем другая повестка. Россия бы была изображена интересно, с учетом многовекового колорита. Нужны ли такие зарисовке современным организаторам Каннского фестиваля? Получил бы такой фильм один из главных призов?

А предложенное возвращение постперестроечных нуаров видимо попало в самую точку таких ожиданий.

3 из 10

14 мая 2023 | 12:29
  • тип рецензии:

В европейском кино давно и плотно освоили жанр дорожного кино. От американского роуд-муви его отличает неспешный ритм и отказ от эпилептических сюжетных дерганий. Даже в рамках чисто российского киновселенной есть немало примеров довольно качественных картин в этом жанре. Вспомнить хотя бы эпос про Леху Штыря и Витьку Чеснока или куда более попсовых 'Дальнобойщиков'. Дорога в России - это пространство алкоголя, грубости и грязной душевности. Железная дорога - возводит все на уровень метафизики.

Россияне обожают поезда. Культу машин мешают дороги, а самолетов - ценовая политика. За годы наблюдений и бесконечных моталок на рждшных повозках четко понимаешь всю уникальность железнодорожного бытия. В меру назойливые постукивания колес и убаюкивающий перезвон фирменных подстаканников - идеальный саундтрек под неспешно сменяющиеся пейзажи полустанков. Тишину нарушают лишь наглые вспышки фонарей, одиноко стоящие в Богом забытой пустоши, через которую проносится состав от пункта А в пункт Б.

Вагонные споры - последнее дело, когда больше нечего пить. Тем не менее, именно в них слышно барахтанье русских душ. Странная форточка в мир лиц, которые ты забудешь едва сойдешь где-то под Таганрогом среди бескрайних полей. Метафизика всегда зиждется на полутонах. И здесь русско-народное мироздание не обманывает себя.

Синопсис фильма - очень прост. Финская студентка едет на Крайний Север изучать петроглифы. Ее сокупейник - простой русский вахтовик в исполнении Юры Борисова (безусловного актера года в российском кино). Он харизматично хамит, напивается и совсем не преуспевает в произношении слова 'петроглиф'. Поезд двигается дальше, развивая подспудно характеры героев и вскрывая их одиночество.

'Купе номер шесть' - это не фильм про одиночество близких. Это мазок о том, как зачастую в далеких оказывается больше близости, чем в тех, кто рядом. Фильм снят мужчиной, но он видит мир женскими глазами. Мы до титров не знаем практически ничего о мужском персонаже. Да и зачем.

Среди тонкой драматургии и выверенных диалогов режиссер Куосманен намекает на близость финской и русской души. Баня, сауна, природа, водка и прочие штампы - далеко не главное, что сближает две нации. Это не комедийная стереотипизация в жанре 'Особенностей национальной. ..'. 'Купе номер шесть' - вполне осознанный антропологический этюд об одинаковости.

Режиссер рисует в понятном ему географическом пространстве - Русский Север очень похож на глубинную Суоми. Даже больше, чем выхолощенная в чистоте и стерильной инфраструктуре современная Финляндия. Последнюю воплощает в себе еще один случайный попутчик - гитарист и соотечественник главной героини.

Куосманен нарочито маскирует душевную глубину пошлостью саундтреков и грубостью поступков. Финн уверен, что искренность (пусть даже бьющая с ноги в лоб) ближе к правде, чем вечные паттерны правильности. Подмена ценностей? Нет. Всего лишь обманка, в которую моралисты привыкли заворачивать свои пороки.

'Купе номер шесть', на мой взгляд, очевидный кандидат в шорт-лист 'Оскара'. И Гран-при Каннского фестиваля - совсем не аванс.

В этом фильме есть нечто неуловимое. Что-то такое, что есть и в русской, и в финской душе. Эта глубина как вечно убегающий пейзаж под стук колес. Нащупать можно, но не догнать.

13 декабря 2021 | 22:19
  • тип рецензии:

Вот кажется, что человек целеустремленный отправляется в дальнюю дорогу, указав свой труднодостижимый пункт назначения и цель.

Его ничто не остановит. Преодолевая собственные страхи и любые препятствия, он устремляется к заветной мечте.

Поезд отправляется, попутчики рассаживаются в купе. Ну и как повелось, ты оказываешься лицом к лицу на долгие двое суток с тем, кто тебе, вполне вероятно, неприятен и чужд, утомительно балагурит, ест, выпивает и подозрительно прилипчив.

Но Москва остаётся далеко позади, а впереди впервые посещаемый Мурманск, с таинственным артефактами прошлого, которые тебе нужны для твоей профессиональной гордости и ещё чего-то.

И оказывается, что путешествие - совсем не цель, а средство убежать от себя и одиночества. Попытка наощупь найти тепло и такое неуловимое счастье.

Я посмотрела российскую киноисторию, рассказанную финским режиссером Юхо Куосманен, оператор и актриса в главной роли тоже финны. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля в 2021 году и выдвинут Финляндией на «Оскар».

И несмотря на то, что действие происходит в России, пейзаж узнаваем, психологические типажи и мотивы героев понятны, ракурс и взгляд все-таки новый, в чем-то удивительный, открывающий в нас самих что-то новое и не всегда плохое или хорошее, а особенное и человеческое, индивидуальное и объединяющее.

04 декабря 2022 | 21:36
  • тип рецензии:

На экране (да и на улице) зима, поэтому то ощущение тепла в душе, которое нарастало с каждой минутой было достаточно неожиданным.

В сложные времена, когда с пандемией и карантином многие чувствуют себя особенно одинокими, роуд-муви о двух незнакомцах из разных миров, обретающих искренние отношения в купе номер шесть поезда Москва - Мурманск, дает то ли надежду, то ли чувство причастности.

Хотя лично мне и сложно идентифицировать себя с финкой, приехавший учить русский, одержимой идей увидеть Петроглифы, или с Лёхой, который сейчас там поработает, а потом контору откроет - ну эта... бизнес, короче. И всё же наконец-то появляется фильм о непростых 90х, не пропитанный безнадегой и грузом проблем, и невозможно не сопереживать героям. Они с такой искренностью относятся друг к другу, что появляется ощущение, что и тебя приняли бы сразу - приняли бы полностью со всеми особенностями характера.

'Купе номер 6' оставляет своих зрителей воодушевленными, вдохновленными (и немного влюбленными в Борисова). А за такую редкость ему уже можно дать

10 из 10

25 ноября 2021 | 11:46
  • тип рецензии:

Лора — иностранка студентка-археолог из Финляндии, проживающая вместе с девушкой Ириной в большой московской квартире. В свободный вечер, у них собирается местная интеллигенция, где большинство обсуждают писателя Пелевина, прошлое и будущее. Лоре, остаётся уходить по комнате от одних единомышленников, к другим, успевая слушать разные их мысли. У Финки возникает желание больше оставаться наедине с Ириной, и когда в квартире уже никого из гостей - девушка ощущает свободу. Лора предлагает своей партнёрше поехать в Мурманск и посмотреть на исторические петроглифы (10 000 лет отроду). Возлюбленная увы, оказывается занятой: Финке придётся принять путешествие одной - ибо археологическая страсть, это её. Путь до Мурманска, как раз сможет отразить их прочность тёплых отношений. Так, своё купе, флегматичная Лора должна поделить с неотёсанным на первый взгляд, и не стесняющийся пропустить стакан водки рабочим Лёхой (Юра Борисов).

Лора изучает прошлое, чтобы можно было лучше понять настоящее - это она повторяет своему соседу по купе. Лёха обычный рабочий, который едет на временные заработки в мурманской шахте. Она по себе – интеллектуальная особа: читает разное, умеет рисовать, фиксирует воспоминания на малую видеокамеру, любит мечтать. Он – простак и работяга: любит водку, а как разогреется, начинает спрашивать перевода попутчицы дежурных слов. И наговорив неприятное, от него захочется уйти в вагон-ресторан, или закрыться в тамбуре. Всё же, Лёха и Лора находят общение, ибо обоими овладевает одиночество, с которым непросто.

Чем больше времени Лора узнаёт Лёху, тем стремительнее его маска неотёсанности начинает сменяться настоящим характером — так что проникнуться соседом по купе, для девушки будет неизбежно. Юра Борисов, выдаёт на экране свою чарующую простоту, яркое воплощение русской души. В глазах Лёхи-работяги таится больше тайны, чем в серых лицах гостей Ирины в Москве. В Лоре (Сейди Хаарлы) видится финская скромность и сдержанность (хоть и не сразу проявленная), а также желание познать прошлое, со своей скандинавской тягой - хороший получился дебют у актрисы.

Магия главных героев, здесь создаёт волшебную историю - они диктуют на экране светлость, задорность, весёлость происходящего, отдают простотой и сердечностью на фоне прочих людей, преодолевая между собой расстояние от неприязни до дружбы, а затем и до настоящего душевного родства. Режиссёр Юхо Куосманен, написавший сценарий на английском, доверил его в руки Любови Мульменко. Сценаристка успешно адаптировала русские диалоги под русскую речь. Эпоха здесь, передаётся на стыке конца 90-х и начала 2000-х, с помощью кассетного плеера героини и маленькой видеокамеры, записывающая подробности путешествия. Лирическая теплота кинокартины, проходит через снежные мурманские метели. Чувство, появившееся между молодыми людьми, - это желание быть рядом, быть на одной волне, чувствовать близкого человека.

8 из 10

30 ноября 2021 | 10:20
  • тип рецензии:

Откровенно слабое кино. Как «роуд-муви» - вдвойне слабое. Финская актриса Сейди Хаарла по сюжету то ли студентка, то ли аспирантка - учится на археолога. Актрисе 38 лет, ощущается как 48. По сравнению с ней 30-ти летний студент в «Питер ФМ» уже совсем не возмущает. Хаарла как актриса - очень слабая. Постоянно с немытыми волосами и с одним выражением лица. Универсальный солдат Юрий Борисов - уже сильно надоел своей вездесущностью. Неужели в России других «народных» типажей нету среди актёров? Борисов как всегда играет простоватого, но решительного парня из соседнего двора. Диалоги героев неубедительны, «пьяный» Борисов неубедителен, 90-е в фильме - неубедительны. Антипатия героев в начале пути без видимых причин меняется на симпатию - так не бывает.

Роуд-муви - как жанр - прежде всего создаёт атмосферу, герои должны вызывать эмпатию. В «Купе №6» эмпатия не возникает, атмосфера не чувствуется, а вместо послевкусия - недоумение, ощущение натужной фальшивки. Можно любить добрые сказки, можно любить интересные сказки - но глупые и скучные сказки не любит никто. «Купе №6» именно такой - одновременно скучный и фальшивый, как «пьяный» Борисов в поезде.

06 января 2022 | 11:57
  • тип рецензии:

Вспомнились почему-то эти строки из песни Н. Носкова, хотя поётся в ней о другом. Впрочем, и там, и там 'спит за окном Россия ночью долгою'. И там, и там размышления о судьбе - а для них благодатнее места, чем поезд, наверное, нет. Ты остаёшься наедине с собой и волей-неволей оцениваешь жизнь, оглядываешься на оставшиеся позади полустанки.

В фильме понравилось несколько вещей.

Во-первых, добротная игра главного героя. Юрий Борисов мне почему-то симпатичен, хотя я совсем не фанат современного кино. Но покамест он ещё не замылил глаз, как его звёздные предшественники. И игра его кажется более умной (в ней есть ум, но не умность).

Во-вторых, северные пейзажи, не оставившие равнодушным.

В-третьих, откровенные монологи героини на фоне молчания её визави.

Драматическая линия Лоры и Ирины задерживала на себе внимание. Думается, не случаен срыв поездки второй.

Теперь о моментах, которые меня озадачили.

Первое: обе Ауг, и мать, и дочка (их персонажи) выглядят абсолютно отталкивающими. Может, так и было задумано, но они меня прям раздражали. Проводник, кажется, готова всех задушить, а сидящая на ресепшене гостиницы девушка так и сочится презрением к героине. Может быть, показалось, как пелось в иной песне, не к ночи будь помянутой.

Второе: грубые мазки картины. Что за бабулька, к которой приехали герои? Почему, за исключением фраз приветствия и прощания, она говорит книжным стилем? Почему финн ехал до Мурманска, а вылез раньше? (без него, кстати, фильм бы ничего не потерял, правда, с ним Лора потеряла кое-что). Почему герой так скоро вызвал испуг у девушки, что она уже после безмолвных его жестов с едой и бутылками сбегает в вагон-ресторан? Как возникла у неё симпатия к нему, коли он почти ничего о себе не сказал?.. Ладно, придираюсь.

Третье: финал. Впрочем, если отнестись к фильму, как к сказке, то он вполне приемлем.

ИТОГО: фильм весьма недурствен, за вычетом некоторых шероховатостей, а уж на фоне иных ремесленных поделок, штампуемых на нашем кинорынке, даже почти шедевр. Оскароносный ли, канновский ли - не знаю. Понравилось, а этого хватает.

8 из 10

10 января 2022 | 18:15
  • тип рецензии:

Получившая Гран-при в Каннах, картина Юхо Куосманена создаёт иной взгляд на Россию, отличающийся от того, который мы привыкли видеть у наших режиссёров авторского кино (и не только), яро продвигающих депрессию и безысходность (даже в тех же великолепных 'Петровых в гриппе' было именно это, хоть и преподнесено в особенной, намного более интересной форме). Изначально, судя по киноязыку, к которому в данной ленте прибег Куосманен, тоже складывается такое чувство, однако, глубже погружаясь в картину, понимаешь, что это не так. Это не мрачное кино о великой русской безысходности, а подобная русской душе, суровая с виду, но тёплая внутри история, раскрывающая эту самую душу, порой, лучше, чем отечественные ленты.

Лаура, которую играет Сейди Хаарла - финская студентка, покидающая Москву ради того, чтобы поехать в Мурманск и посмотреть там на Петроглифы (наскальные рисунки). В поезде её соседом становится обычный русский парень Лёха в исполнении Юры Борисова, который едет на заработки на шахту. Изначально Лёха лишь отталкивает Лауру своим характером, но по ходу поездки девушка проникается парнем, собственно, как и он ей.

Своей режиссурой Юхо Куосманен очень точно передал русскую атмосферу. Благодаря съёмке ручной камерой складывается чувство, будто ты там в сцене, вместе с героями, особенно, это ощущается в сценах в замкнутом пространстве (в том же купе), когда создаётся эффект тесноты действующий на зрителя. При этом режиссёр умело сочетает холодные и тёплые тона, создавая на этом контрасте не только красивое изображение, но и визуально подчёркивая 'теплоту' фильма и его мысль.

Смотря 'Купе номер 6', понимаешь, что никто не одинок, ведь даже в самом холодном уголке необъятной России, от которого так и веет этим самым одиночеством можно найти подобную себе заблудшую душу, которая мимолётно пронесётся в нашей жизни, оставляя, тем не менее, невероятное тепло, греющее порой лучше, чем то, которое мы получаем (или не получаем) от наших близких. Мы идём к своей заветной цели, которая иногда бывает ложной или уже не такой заветной, но всё что не делается - к лучшему, ведь ты можешь не достигнуть её, либо достигнуть, но не получить в итоге желаемого, но важно ли это, если на пути встречается человек, встретив которого, тебе уже не так важна цель, как он сам. Наши судьбы скрещиваются, подобно тому, как писал Пастернак и 'раскрещиваются', но главное то, выдержат ли воспоминания об этом проверку временем, если да, то значит это была наша родственная душа и не важно при этом сколько мы были знакомы, пусть хоть час, факт остаётся фактом. Именно это пытается нам донести картина.

Наш Юра Борисов, пожалуй, главное украшение фильма. Казалось бы, он воплотил образ 'типичного русского мужика', однако, за внешней суровостью, вроде как недальновидностью и поглощением водки скрываются доброта и ранимость, такие свойственные русской душе. Можно сказать, что его герой здесь является прямым олицетворением русской души. Юра великолепно исполнил свою роль, подарив нам невероятный образ. И пусть Сейди Хаарла была не настолько заметна на фоне Борисова, она, всё же, тоже прекрасно сыграла.

Это приятнейшая и очень тёплая картина, которая может подарить огромное количество прекрасных эмоций, дать возможность поностольгировать, разобраться в себе и своём окружении и понять, кто ценит нас и кого нам стоит ценить.

15 января 2022 | 01:18
  • тип рецензии:

Застать меня за просмотром отечественных «кинопопыток» почти невозможно и когда «Купе №6» крутили-идти на него причин не было, а когда они появились в связи с его отбором на «Оскар» и «Канны»-крутить его уже перестали.

Затянуло мгновенно и не только потому, что и я ездил смотреть на петроглифы, а еще и потому, что фильм этот каким-то образом поместил себя в серию «и смотреть невозможно, и невозможно выключить».

Если как-то собраться и пережить начало, которое попробует сбросить вас за борт «повесткой» (которой не ясно, зачем следовать, если можно не следовать), дальше можно увидеть что-то очень ценное.

Мы не будем исследовать мотивы режиссера, которому было уберважно «прийтись ко двору» и «пройтись по дорожке», пропуском куда и является сам факт прогиба. Сосредоточимся на том, ЧТО у него получилось:

Итак, финская Джесси Бакли, чьего парня зовут Ирина, отправляется в сомнительное путешествие в Мурманск на поиски петроглифов посредством РЖД. Страдая от скуки, продолжительности аферы и качества еды из вагона-ресторана, она оказывается в одном купе с Лехой, ни разу не считающим, что «синька-чмо». По сути (кроме гитары), это-все, чем и планирует заняться Леха в дороге, и несмотря на то, что финка и не думает о смене нательного белья все эти 35 часов-Леха и не думает переставать к ней «подкатывать».

По дороге к ним подсаживается финн, отнимая у Лёхи лавры «первого парня шестого купе», а у главной героини-самое дорогое, превращая все ее воспоминания в пыль, пока они соревнуются с Лехой, кто из них более ужасный человек…

Водки тут столько, что позавидуют даже Балабанов с Звягинцевым, ну а дальше-все, как мы любим: барсетки, кожанки, «Жигули» с «Владимирским централом» и шлепки на носки…Непросто, но…

Все становится возможным, если есть ЦЕЛЬ, и весь этот фильм существует только ради одной сцены, добраться до которой вы сможете уже совсем другим человеком…

Жесточайший артхаус, которым, если быть честными, и является наша жизнь.

19 апреля 2022 | 11:48
  • тип рецензии:

Финская девушка Лора и русский шахтер Леха едут в одном купе в Мурманск. Лора тоскует по выдуманной московской любви и хочет увидеть загадочные петроглифы. Леха 90% пути пьет, а в остальное время пытается совершить что-то хорошее.

Все действие развивается на фоне тоскливой северной зимы, доброты незнакомцев и вечного русского пессимизма. Картинка настолько прекрасна, насколько возможно это было сделать. Ночь, вечер, старый вагон, усталая проводница, остановка, пропахший табаком тамбур, остановка, разговоры, разговоры.

За всеми этими пустыми разговорами сложно заметить, когда Лора и Леха перестают быть просто случайными попутчиками. Эта молчаливая история не столько об одиночестве двух людей, сколько об искренности. Мы не одиноки, потому что одиноки, мы одиноки, потому что порой не хотим и не умеем быть искренними с людьми, которые нам нравятся, с которыми мы хотели бы быть.

Фильм настолько полный диалогами, картинками, смыслами, в нем нет ничего лишнего. Вот это как раз и можно назвать таким вкусным авторским кино, которое переворачивает своей обычностью.

Однозначно смотреть, если вы помните (и любите) вкус чая из титана и бесконечные пространства за окном дребезжащего вагона.

26 января 2022 | 00:39
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: