К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Ельцинская Новая Россия' и стык веков. Бунтарская свобода слова без ксенофобии и национальных предрассудков. Простые люди, простые правила, простые разговоры. Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, ехал поезд запоздалый. Процесс важнее цели. 'Дорожная история', где одиночество возведено в абсолют и является краеугольным камнем всего перформанса. Ты, да я, да мы с тобой. От неприязни до дружбы один шаг.

'Купе номер 6' - это именно такое кино: неровное, шероховатое, снятое на пленочную ручную камеру, побуждающее на дискурс законченными самостоятельными тезисами-ванлайнами. Простое, как железная дорога. Меланхоличное, как сигаретный дым в тамбуре. Искреннее, как диалог после выпитого литра 'горячительного'. Честное, как похмелье после знакомства. Воодушевляющее, как взор в окно во время движения поезда.

Не устану повторять фразу 'Каждому режиссеру нужен свой 'Гараж'', и Коусманен 'выдал базу' - бессюжетный 'слайс-оф-лайф' на час-сорок, который попросту интересно смотреть, вникать, поглощать. Которому хочется сопереживать. Литературная основа во всей красе: ставки на диалоги-поединки, колоритных персонажей, пущай и без проработанной и показанной экспозиции в кадре, а так же рифма с 'Особенностями национальной охоты' - взгляд на Россию глазами финки и пресловутое кредо 'свой среди чужих, чужой среди своих'. Лучше и не напишешь: соотечественник 'в крысу' ворует видеокамеру, а иностранец всячески помогает двигать протагонистку к изначальной цели, невзирая на полную противоположность и непонимание со своей стороны. По всем заветам Данилы Багрова а-ля 'Русские своих не бросают' в контексте истории главная героиня трансформируется из обычной студентки по обмену в свою, исконно-русскую дивчину, которой невозможно отказать, ибо 'кодекс пацана' не позволяет. Так оно и вышло, что мне понравилось то, что я увидел, хотя назвать 'Купе...' слишком уж увлекательным фильмом язык не поворачивается. Медленно, медитативно, размеренно. Любителям 'жизненного' и разговорного кино - мой рекомендасьен. Фестивальная форма соблюдена в полной мере, и это не может не радовать.

Актерские работы отличные: Борисов, как обычно, ворует все экранное время, хоть и является персонажем второго плана. Сейди Хаарла - украшение сего проекта: милая, невинная, чужая, отстраненная, ищущая пути к самосовершенствованию. Прекрасная химия между героями, которая приятно 'работает' с кино-проекторного экрана и западает прямо в душу. Операторская работа и монтаж - ок. Саунд-дизайн и пост-продакшен в DTS удивили, хотя и являются избыточными.

Гран-при в Каннах, номинация на 'Оскар' в категории 'Лучший иностранный фильм', отзыв прокатного удостоверения в РФ, что само по себе бред - Юхо Коусманен снял максимально правдивое кино про 'русскую душу', которую нельзя понять, а можно только прочувствовать. Порой, действительно нужно купить 'one way ticket', а дальше будь, что будет. Живи настоящим, смотри в будущее. Приятного просмотра.

7 из 10

16 апреля 2024 | 09:05
  • тип рецензии:

Что же соединило такие страны как Финляндия, Эстония, Россия и Германия для создания ленты, получившей Гран-при в Каннах? Конечно же, 90ые, во всей красе - кинематографическая классика лихих годов истории России. Полная разруха, море алкоголя, шансон на фоне в угнанной «Жигули. Все, кто хоть как-то близок к теме, колорит оценят по достоинству!

Отсутствие динамики в сюжете может отпугнуть неискушенного зрителя, должным образом не настроенного на формат Каннского фестиваля, и это следует учитывать заранее. В фильме достаточно жизненной философии. От позитивно описываемой в светских кругах до реальности поездной романтики, где главная героиня постоянно находится в поисках себя и насущного смысла.

К теме, про роль музыки в фильме, - с помощью неё раскрывается суть происходящего, в тот или иной момент. Сюжет про историю неразделённой любви. Про разлуку, длиною в маршрут Москва – Мурманск, и горячий финский темперамент напротив суровости русского работяги…

Возвращаясь к мелодичным композициям, от легких мелодичных, близких к стандартам Евровидения и до ностальгических танцевальных, актуальных на тот момент. Подборкой занимались точечно, в попытке одновременно связывать их с чувствами героев и событиями картины. Вроде как и получилось, но местами не очень.

Впрочем, что меня немного раздосадовало, так это непонимание отсылок к Чехову, если такие и планировались. Может, с моей стороны не до конца произошло погружение в скрытые смыслы автора картины Юхо Куосманена. В защиту режиссера хотелось бы отметить тот факт, что рассмотреть романтику в Мурманске зимой – это уже уровень, достойный номинации по мнению жюри фестиваля. С чем необязательно быть согласным.

Подобные фильмы зачастую разделяются категоричным мнением зрителей 50/50. Я всё же больше склоняюсь к тем, кто досмотрит до конца и не будет при этом раздосадован произошедшим. Но далеко не факт, что вспомню название спустя несколько недель после этого.

16 февраля 2024 | 22:10
  • тип рецензии:

Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля. Претендует на кучу других наград. В том числе и на Оскар. Четыре месяца хотел посмотреть эту картину. Посмотрел. Фильм, честно сказать, получился хороший. У финского режиссера Кусоманена получилось взглянуть на российскую действительность немного под другим углом. Жанра фильма можно охарактеризовать как Ж/Д-муви. Действие на протяжении почти всего фильма происходит в поезде. Одна 'купешка', в которой приходится уживаться двум главным героям. И эта поездка, наверное, немного меняет их жизнь и взгляды. Русский гопник Лёха (Юра Борисов) на деле оказывается более тонким сентиментальным романтиком. Главная героиня (финка) предстает перед нами доверчивой и наивной студенткой с ценностями 'Це Европы'. Но в ходе развития сюжета, её мировоззрение и амбиции претерпевают изменения. Главных героев, наверное, объединяет чувство одиночества. Только парень давно понял это. А вот девушка ещё не до конца. И дорога на поезде ведёт не в конкретный Мурманск с условными петроглифами. Она несёт героев к чувствам, за которыми всё остальное кажется уже менее важным. Фильм наполнен контрастами. Извините за незначительные спойлеры. Режиссёр показывает нам финского интеллигента, который в реальности оказывается простым проходимцем. Мужики из гаража раздают иностранцам халявную водку. Проводница поезда не берёт деньги за смену койко-места. Очень интересно было посмотреть на подобную художественную интерпретацию российских реалий. Ну и романтика поездов передана шикарно. Я с радостью вспомнил свои поездки в дальнее путешествие на поезде. Желаю фильму завоевать кучу премий и продвинуться. Потому что фильм точно будет интересен иностранному зрителю. Ну и рекомендую всем посмотреть, кто ещё не смотрел. В фильме, конечно, есть парочка откровенных зашкваров и доля кринжатины, без которой, на мой взгляд, можно было бы обойтись. Здесь точно без спойлеров. Кому надо - тот поймет. Кроме того, многие комментаторы после просмотра увидят попытку создателей выйти на Европу и Америку. Но художник видит картину иначе. А, значит, довольствуемся тем, что есть. Спасибо за внимание, друзья!

28 ноября 2023 | 10:56
  • тип рецензии:

Уж если зашел разговор о роуд муви, то.. Вечер, небо, самолет Москва-Дубай. Покидая Родину, я спешу насладиться российским фильмом «Вагон номер шесть», который я заприметила в развлекательной программе авиакомпании Эмирейтс. Почему бы не скоротать полет за фильмом, который уже был в моем списке обязательных к просмотру? К тому же, мне интересен Юра Борисов. Так что, win-win situation.. (беспроигрышная ситуация).

У всех есть путешествие всей жизни. Для кого-то это вокруг света за 80 дней, для кого-то - увидеть Париж и умереть, кто то едет в индийские ашрамы, кто-то в ретрит на Бали, а финская девушка сгорает от желания ознакомиться с загадочными и труднодоступными петроглифами в Мурманске.

Вагон с номером шесть неслучаен. Русские не могут жить степенно, без приключений, ибо имеют внутренних цыплят в голове, не дающих им покоя. И ладно сами бы только так жили. Ан нет, заражают финнов. Тем скучно жить без надрыва, без того, что так нравится финской девушке Лауре - без высоких потолков, обоев с узорами, вечеринок, компаний, профессоров литературы и экспериментов в виде нетрадиционных сексуальных отношений. Однако, все хорошо в меру. И если заниматься экспериментами по молодости во студенчестве сам бог велел, то застревать в них в зрелом возрасте нежелательно. Иносказательно,, кто не куролесит в молодости, тот не имеет сердца. А кто не умеет вовремя остановиться - не имеет мозгов. И кто бы мог подумать, что вовремя остановиться финской девушке поможет случайный попутчик по купе, сам без царя в голове - недалекий на вид на пропойца, который даже не в состоянии выговорить слово «петроглиф» с пятой попытки. Работник горного комбината открывает запутавшейся финке немудреную истину. Живи просто - ешь, пей, люби. А если наступает чувство пресыщения, как с поднадоевшей лесбийской любовью, и чувствуешь фальшь с натянутостью - то беги, размыкая круг.

«Вагон номер шесть» - это история дружбы двух совершенно непохожих людей, противоположностей, оказывающих друг другу далеко не медвежью услугу. Один становится способен на души прекрасные порывы. Другая, наконец понимает, что ей делать - сходить ли с поезда на остановку раньше, возвращаться назад к своей фамм фаталь или ехать на встречу с петроглифами. А ведь понять, что в жизни нужно, дорогого стоит, чтобы не тратить впустую драгоценное время и молодость.

Юра Борисов победоносно шагает по экранам, и опять не в одиночку. Финский акцент бывает такой же шарман, не хуже французского, а валяния в снегу под аккомпанемент завывающей метели столь же романтичны, как прогулки под луной.

В газете Ilta-Sanomat рецензия вышла с заголовком «„Купе номер 6“ — лучшее, что произошло между Россией и Финляндией за долгие годы». Ну что же, дай то бог..

8 из 10

11 ноября 2023 | 16:43
  • тип рецензии:

Во-первых, здесь, вероятно лучший Борисов. Кто-то скажет, да что там, матерящегося гопника и алкаша играть — ок, попробуйте. Во-вторых, аутентика. Финский режиссер Юхо Куосманен явно не раз ездил в советском/российском поезде, так что вместе с героями, хамоватыми проводницами и ночными остановками снова проедемся и мы.

Долго крутил собственные впечатления в голове, стараясь облечь в какие-то верные слова то, что мне действительно здесь понравилось вне съемок и кастинга. По итогу пришел к мысли, что КУПЕ умеренно удачно раскрывает тему странствующего одиночества («Мы все одиноки» — бросает случайный финский сосед центрального тандема, а, как вы, вероятно, знаете, я любитель притянуть к мелким эпизодическим репликам общую суть) и боли расставания — той самой, что жутко щемит в груди после того, как пусть и за небольшой временной отрезок успеваешь привязаться к человеку, поначалу вызывавшему полное отторжение. Профессиональные мечты сбываются и результат, как водится, дарит куда меньше радости, чем процесс; чем путь к тому, что когда-то казалось важным. Нащупали, попали, ага.

09 мая 2022 | 12:57
  • тип рецензии:

Застать меня за просмотром отечественных «кинопопыток» почти невозможно и когда «Купе №6» крутили-идти на него причин не было, а когда они появились в связи с его отбором на «Оскар» и «Канны»-крутить его уже перестали.

Затянуло мгновенно и не только потому, что и я ездил смотреть на петроглифы, а еще и потому, что фильм этот каким-то образом поместил себя в серию «и смотреть невозможно, и невозможно выключить».

Если как-то собраться и пережить начало, которое попробует сбросить вас за борт «повесткой» (которой не ясно, зачем следовать, если можно не следовать), дальше можно увидеть что-то очень ценное.

Мы не будем исследовать мотивы режиссера, которому было уберважно «прийтись ко двору» и «пройтись по дорожке», пропуском куда и является сам факт прогиба. Сосредоточимся на том, ЧТО у него получилось:

Итак, финская Джесси Бакли, чьего парня зовут Ирина, отправляется в сомнительное путешествие в Мурманск на поиски петроглифов посредством РЖД. Страдая от скуки, продолжительности аферы и качества еды из вагона-ресторана, она оказывается в одном купе с Лехой, ни разу не считающим, что «синька-чмо». По сути (кроме гитары), это-все, чем и планирует заняться Леха в дороге, и несмотря на то, что финка и не думает о смене нательного белья все эти 35 часов-Леха и не думает переставать к ней «подкатывать».

По дороге к ним подсаживается финн, отнимая у Лёхи лавры «первого парня шестого купе», а у главной героини-самое дорогое, превращая все ее воспоминания в пыль, пока они соревнуются с Лехой, кто из них более ужасный человек…

Водки тут столько, что позавидуют даже Балабанов с Звягинцевым, ну а дальше-все, как мы любим: барсетки, кожанки, «Жигули» с «Владимирским централом» и шлепки на носки…Непросто, но…

Все становится возможным, если есть ЦЕЛЬ, и весь этот фильм существует только ради одной сцены, добраться до которой вы сможете уже совсем другим человеком…

Жесточайший артхаус, которым, если быть честными, и является наша жизнь.

19 апреля 2022 | 11:48
  • тип рецензии:

Замечательный рассказ о дружбе, любви и одиночестве.

Фильм начинается с вечеринки московской интеллигенции, показанной достоверно и очень зло. Атмосфера безблагодатности встречи говорящих кукол, высокопарно обменивающихся красивыми банальностями, передана в лучших традициях русской классики. Все эти ходячие манекены натужно показывают дружбу и близость, на самом же деле глубоко безразличны друг другу. Очень показательна сцена веселья в честь 'моей замечательной финской подруги', во время которого одна из улыбающихся фальшивой улыбкой гостей вполголоса спрашивает соседа - 'А кто это вообще такая?'.

Финская студентка, не привичная к подобным спектаклям, принимает все за чистую монету и страстно желает стать частью этого общества. Под влиянием разговоров своих новых друзей она решается на поездку в Мурманск - в самом деле, почему бы не посмотреть на петроглифы посреди зимы? Разумеется, ее московская подруга находит предлог, чтобы не ехать в этот безумный вояж.

И вот финка садится в поезд Москва-Мурманск и занимает место в купе номер шесть, где и происходит ее встреча с совершенно другой Россией. Малограмотный и грубый бывший зек Леха, едущий из Москвы на заработки на ГОК, впервые слышит от иностранки о петроглифах и по-детски непосредственно изумляется ее желанию увидеть камни в тундре посреди зимы.

Знакомство не задалось сразу, как принято говорить в таких случаях.

Но встреча в купе номер 6 стало важной, если не важнейшей, в жизни обоих - и интеллигентной финской студентки, и ее полного антипода, поначалу выглядящего как карикатурный типаж 'русского быдла'.

Не буду перессказывать сюжет и лишать вас удовольствия от просмотра фильма. Предостерегу лишь от излишней придирки к деталям. Да, поезда в России давно не такие. Да, освободившийся зек никогда не поедет на заработки в купе. Конечно же, давно никто не пользуется телефонами-автоматами. И так далее и тому подобное. И при всем при этом авторы смогли поймать что-то очень важное, какую-то вечную истину о человеке и человечности, о нашем вечном одиночестве в мире, полном людей.

11 февраля 2022 | 14:38
  • тип рецензии:

Финская девушка Лора и русский шахтер Леха едут в одном купе в Мурманск. Лора тоскует по выдуманной московской любви и хочет увидеть загадочные петроглифы. Леха 90% пути пьет, а в остальное время пытается совершить что-то хорошее.

Все действие развивается на фоне тоскливой северной зимы, доброты незнакомцев и вечного русского пессимизма. Картинка настолько прекрасна, насколько возможно это было сделать. Ночь, вечер, старый вагон, усталая проводница, остановка, пропахший табаком тамбур, остановка, разговоры, разговоры.

За всеми этими пустыми разговорами сложно заметить, когда Лора и Леха перестают быть просто случайными попутчиками. Эта молчаливая история не столько об одиночестве двух людей, сколько об искренности. Мы не одиноки, потому что одиноки, мы одиноки, потому что порой не хотим и не умеем быть искренними с людьми, которые нам нравятся, с которыми мы хотели бы быть.

Фильм настолько полный диалогами, картинками, смыслами, в нем нет ничего лишнего. Вот это как раз и можно назвать таким вкусным авторским кино, которое переворачивает своей обычностью.

Однозначно смотреть, если вы помните (и любите) вкус чая из титана и бесконечные пространства за окном дребезжащего вагона.

26 января 2022 | 00:39
  • тип рецензии:

Общее впечатление: Дорожное приключение длинною в несколько дней. Лаура (Сейди Хаарла) едет в Мурманск смотреть Петроглифы (наскальные рисунки), на ее душе любовная рана и боль не утихает. Но поездка для нее становится «веселой» (а позже значимой) с самого начала, в купе номер 6 едет мужчина, тоже в Мурманск, домой. Лёха (Юрий Борисов) сначала не особо рад попутчице, да и разговор не заладился, но позже соседи обнаруживают что их сближает не только поездка, но и одиночество, которое так рьяно выходит за рамки.

Фильм был впервые показан на кинофестивале в Каннах в июле 2021 года, где получил Гран-при. Невероятно меланхоличная, спокойная и в тоже время теплая лента про одиночество. О, сколько лент снято на эту тему! Встретились два человека, у которых по сути ничего и нет. Лаура хочет осуществить свою мечту, Лёха просто же едет домой, но вскоре для него появляется цель — мечта Лауры.

Мне очень понравилась картина, она такая уютная, необычная и в тоже время простая для отношений двух незнакомых людей, которые становятся близки в один миг. Этот недолгий рассказ в пару дней переносит зрителя в поезд. В вагон двух несчастных незнакомых людей… Юрий Борисов и Сейди Хаарла - тандем актеров, между которыми образуется химия. Грань кино стирается, я будто с персонажами в купе, мчу в холодный Мурманск.

Нет, эта история не о любви. Эта история о стремлении к мечте, о преодолении препятствий и победа над одиночеством. Иногда чтобы стать ближе достаточно одного разговора…

8 из 10

24 января 2022 | 21:39
  • тип рецензии:

Пробираясь все дальше на север сквозь холодную русскую зиму, героиня фильма постепенно открывает в окружающих ее людях скрытые под маской грубости и невежественности душевное тепло и искренность, а в себе сильное желание любить жизнь такой, какая она есть - со всеми ее печальными и смешными несуразностями.

ЧуднОй в фильме предстает приютившая финскую студентку Россия, нелепая в своих прекрасных пейзажах, загороженных покосившимися и прогнившими избушками, и лишь внешне опасная со своими темными дырами стоящих на посту гаражей, в которых скрываются добродушные пьяницы. ЧуднЫе отношения завязываются у девушки на ее «железнодорожном» пути с соседом - колесящим по стране сезонным рабочим, грубым, необразованным и по русскому обыкновению полупьяным. Но как чУдно все приходит к своему финалу. Или же к началу. Ведь поколебленная вера в любовь вновь загорается в героях с новой силой и хочется смеяться и плакать от бухнувшегося как снежная лавина счастья.

Чем же так трогает эта история любви, вобравшая в себя, казалось, весь набор приевшихся штампов, начиная от образов «таких разных» влюбленных и заканчивая отдельными сюжетными ходами наподобие нарочно неверного перевода фразы «Я тебя люблю» нецензурными словами?

В снискавшей признание критиков и любовь широкой публики картине переплетаются и волшебство сказки о Красавице и Чудовище, и романтика с привкусом горечи «Титаника», и атмосфера распространяющегося повсюду безумия «Палаты номер 6». Так, простодушная и непритязательная история любви становится частью большого сюжета о преодолении человеком своего одиночества во враждебном и отторгающем его мире. По реалистично поданной в фильме России 90-х с ее бедностью, разрухой и блуждающими по заснеженным дорогам печальными и уставшими людьми, витает призрак светлой надежды на приятные встречи, волнующие впечатления и счастливое будущее. Это ожидание приближающейся радости и благостного озарения наполняет героев и передается зрителю.

Подобно тому, как мельтешащие обрывки видео с камеры героини становятся проводником в ее прошлое, где были смех и близость к людям, грубый реализм окружающего мира наполняется поэзией прекрасных чувств и искренних людей. Оказывается, что светлым и открытым взором смотрит на жизнь придурковатого вида Лёха, а в серьезной и нескладной финке скрывается смешливость и страстность.

Вопрос остается лишь в том, есть ли действительно эта поэзия в нашей жизни? Ведь в реальности ожидание светлого будущего тянется до сих пор.

23 января 2022 | 12:32
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: