Мне понравилось. Фильм не простой, а эмоционально напряженный. И я в нем увидела много сожаления о несделанном и несказанном. Все эти «А что, если бы тогда…». Очень болезненные слова.
Мне сильно напомнило аниме «5 сантиметров в секунду», где герой мучается такими же мыслями. Осознавать, что вся жизнь могла бы пойти иначе и рядом был бы человеком, о котором ты думал все эти годы- страшное мучение. Конечно, если бы было иначе, и проблемы были бы иными и может быть все равно бы не получилось. Но. Была бы попытка. А теперь поздно. И вот это самое «поздно» - разрывает мне сердце.
Если чувствуете, что чего-то хотите, хотя бы попытайтесь. Правду говорят, попробовать и провалиться - лучше, чем не пробовать и думать об этом всю жизнь.
'Прошлые жизни' - это тот случай, когда нужен предварительный дисклеймер и всяческий ворнинг до просмотра, чтобы потом в своих оценках не нарываться на минусы от тонко чувствующей публики. И главное предупреждение - не стоит вестись исключительно на статус обласканности кинокритиками. Смотреть-то вам в итоге КИНО, а не эссе про него.
Второе - нужно в определенном смысле любить и понимать созерцательное кино, чтобы потом не изумлять общественность замечаниями в духе 'скучно', 'вообще никаких поворотов сюжета', 'какое-то занудство'.
Третье, - и сейчас будет неожиданно, - это плохой пример созерцательного кино. Несмотря на старания оператора, обаяние Нью-Йорка и трогательную кринжовость корейской культуры, проникнуться всем этим тяжело, потому что сценарий тут очень поверхностный и покопаться поглубже в поднимаемых темах как будто ленится.
Здесь плоские диалоги, ну это ладно, чаще тут будут красноречиво молчать, а не говорить. Но, блин, самый определяющий момент, когда должно было бы торкнуть, когда Нора рассказывает про этот несчастный ин-ён, получился совершенно не цепляющим. Он получился вязким, паточным, грузным, а потом его поминание всуе рефреном начало уже просто раздражать. Потому что как колесо пятое у телеги.
Потому что, если ты сам не переживал чего-то подобного - эмиграцию, вынужденную разлуку с первой любовью, не продавал душу дьяволу прагматизма, то фильм не очень-то старается тебе помочь постичь нюансы. Он играет на дежа-вю тех, кто в этих водах плавал, или хотя бы как Артур - на бережочке покуколдил. Остальные рискуют остаться в недоумении, зачем они полтора часа смотрели на то, как карьеристка в попытке посидеть на двух елочках с одной из них все-таки навернулась. Но не больно, муж пофукает и все пройдет.
Очень спокойная и чувственная мелодрама. Хорошее кино про обычных людей с обычной жизнью, но оказывается и про это можно снять интересно, если у авторов есть талант, а тут он однозначно в наличии.
Очень медитативный фильм. Очень медленное, тягучее, как мед, повествование и оно затягивает. У фильма есть настроение. Несмотря на то, что кино корейское, оно очень понятное, нет конфликта культур. На экране простая жизнь и простая любовь, без шекспировских страстей, но снято очень интересно. Операторская работа отличная, классные ракурсы. Актеры играют хорошо, но это не только их заслуга, тут прям чувствуется рука режиссера, эти длинные паузы и долгие планы. Многое даже не проговаривается вслух, но жестами, взглядами, все сказано.
Автобиографическая мелодрама дебютантки Селин Сон «Прошлые жизни» стала одним из главных хитов авторского кино прошлого года, номинировалась на «Оскар» и «Золотой глобус» и получила исключительно положительные отзывы от критиков и зрителей. Есть ощущение, что в последнее время появился тренд на такое тихое, меланхоличное, медитативное кино (многим оно может показаться скучным и блеклым). «Солнце моё», «Идельные дни», «Прошлые жизни» - все эти фильмы не спеша рассказывают простые человеческие истории, которыми так просто проникнуться.
Сюжет повествуют о трех этапах жизни двух корейцев. В школе они испытали первую детскую влюбленность, а затем она уехала жить в Канаду. Спустя 12 лет, в студенчестве, он нашел ее в соцсетях и какое-то время они общались онлайн. Спустя ещё 12 лет, будучи взрослыми состоявшимися людьми, они наконец встретились. «Прошлые жизни» - отличный пример как можно максимально просто снять непростое кино, в котором легко раствориться и которое проникнет тебе под кожу и в голову. Селин Сон - театральный режиссер, и она с помощью дуэта Греты Ли и Тео Ю, виртуозно дает зрителю пищу для размышлений, используя в основном взгляды, молчание, улыбки, немногочисленные фразы, ну и конечно теплый Нью-Йорк как декорацию.
Не так просто сформулировать, о чем это кино. От «Ла-Ла Лэнда» тут упущенные возможности и расставленные иначе приоритеты, от трилогии «Перед (рассветом/закатом/полуночью)» тут развитие отношений сквозь года, от «Прошлой ночью в Нью-Йорке» романтика призраков прошлого. Но скорее это кино о том, насколько по-разному можно проживать одну и ту же историю, особенно когда отношения не являются классическими (встретились, повстречались, съехались, поженились и тд), а представляют собой неоконченные оборванные эмоции, которые своевременно не перешли в нечто большее.
Эмигрантская травма + Вон Кар-вай + немного Линклэйтера и Кауфмана
Фильм хочется оценить даже немного выше, чем он того заслуживает. Во-первых, это прекрасная проработка личной травмы режиссёрки Селин Сон, во-вторых, у Сон нет задатков, чтобы снять в своей жизни ещё что-нибудь стоящее, а потому в историю она наверняка войдёт только 'Прошлыми жизнями'.
К 36 годам корейско-канадско-американская драматургиня Селин Сон добилась постановки двух своих пьес в Офф-Бродвее: одной про саму себя и корейских ныряльщиц за жемчугом, второй, скрещивающей 'Чайку' и Sims 4. После этого небогатого послужного списка, Селин смогла получить 12 млн $ на фильм, главная героиня которого в каждой детали своей биографии совпадает с создательницей, а Джон Магаро был подобран на роль её мужа, кажется, по признаку внешнего сходства с мужем настоящим. Очевидно, Сон очень любит себя. Возможно именно поэтому фильм получился образцовым самолюбованием, где 2 неполноценных и похожих, несмотря на транскультурную разницу, мужчины, так нуждаются в любви скорее принимающей, чем дающей амбициозной героини.
Психологическая травма, наносимая уже сформированному ребёнку эмиграцией, очень глубока, особенно если после этого полностью утрачивается связь с родиной. Для На Ён/Норы корейская часть личности является интимной, за время жизни в Канаде и США глубоко скрытой за маской хорошо интегрированной и по-американски слишком улыбчивой азиатки. Поэтому ей так не нравятся попытки её мужа учить корейский: это покушение на её личное пространство. Личное пространство Селин сводит к оставшейся в Корее детской любви Хе Сону - в нём сквозь чувство сохранилась та девочка, которую Нора сама в себе ощущает уже только во сне. Концепт про прошлые и будущие жизни банален (и наверняка по-эмигрантски упрощён), но очень красиво закольцовывает картину. Фильм часто стремится показать зрителю, как сильно стремится следовать работам Вона: красные кафе, передача всего азиатского мегаполиса через одну улицу - прекрасно работает на подсознательный опыт киномана, но выдаёт незрелого творца: на другой источник вдохновения - 'Вечное сияние чистого разума' - она ссылается уж слишком топорно. Тео Ю стремится играть как Люн Чу-вай, но, увы, корейцы не бывают столь великими актёрами, как китайцы, а его герой лишён авторской эмпатии. Наиболее органичен он в двух одинаковых сценах: при долгожданной встрече с На Ён и при фотографировании его на берегу: как же нелепо выглядит обычный человек с сеульской улицы в Нью-Йорке. Лучшее в 'Прошлый жизнях' тоже от Кар-вая: восточноазиатское молчание в последней попытке сдержать поток эмоций выразительнее любых слов. Именно поэтому этот несовершенный, самовлюблённый, и, пожалуй, слишком облегчённый фильм - истинное и прекрасное кино.
Ну и лучший портрет эмиграции в экзистенциальном кинематографе.
Если я здесь оказалась, значит так должно и быть...
Хочется сказать, что это очень красивая и одновременно печальная история. История про грусть о непрожитой жизни. Мне очень нравится главная мысль фильма о том, что люди, встретившиеся случайно хоть раз в жизни, в одной из прошлых были связаны.
В самом фильме есть еще несколько тем, о которых Селин Сон хочет поговорить со зрителями, это:
1. Иммиграция - эта тяжесть потери, но при этом приобретении чего - то нового, тоска по старому, и некоторая грусть. Как говорят персонажи: 'А что я буду там делать?' И получается, что эти люди в своей стране не свои, а к другой привыкли.
2.Разность менталитетов - одно исходит из другого. Для Норы Хе Сон хоть и является другом детства, но она его уже не понимает, они росли в разной среде. Она даже говорит, что он 'слишком корейский для нее'.
3. Трудность в общении, что проявляется очень просто: Хе Сон не знает английского, а Артур корейского, хотя очень пытается, в итоге происходит практически полное непонимание друг друга.
4. Старые друзья. Мне очень нравится, как живо передана вся эта неловкость от встречи со старым другом, с которым вы были будто бы знакомы очень давно, но при личной встрече хочется сказать многое, но при этом ничего.
5. Что если бы я сделал(а) это, а не то...вопрос, который часто нас мучает, некая тоска по упущенным возможностям, другой жизни.
В заключение, хочется сказать, что фильм прекрасен в своем спокойствии и неторопливой атмосфере. Этот фильм, как большая чашка какао, такой же согревающий и уютный. Сядьте за просмотр одним теплым вечером и просто расслабьтесь, возможно вам станет грустно, может быть вы даже заплачете, но вам станет легче.
Три раза возвращалась к этому кино (обычно я либо досматриваю сразу до конца, либо бросаю и никогда не возвращаюсь), этот же фильм невыносим и прекрасен одновременно, я брала паузы, чтоб успокоиться, отойти и вернуться к просмотру. Я смотрела этот фильм всей душой: как будто сидишь перед экраном с напрямую подключенными нервными окончаниями и по ним дают напряжение.
Сюжет о двух друзьях детства из Сеула, которых разлучила эмиграция, и которые встречаются в Нью-Йорке 24 года спустя. Современная честно и нежно рассказанная история о том, как люди живут в реальности, без ложных обещаний.
На фоне невозможной первой любви, которую герои пронесли с собой сквозь половину планеты и 24 года, можно заметить минорный аккорд куда более актуальных, чем романтика, тем — это давящая тоска по возможному, но не случившемуся, тоска по родственной душе (не обязательно в романтическом ключе), непреодолимое одиночество, даже когда кто-то хороший и понимающий есть рядом, трудность выбора между рациональным и эмоциональным, противоречие между цифровой близостью и огромной дистанцией между менталитетами и государствами, идентификация мигранта, который нигде больше не дома, выбор между амбициями и чувствами.
Сюжет лишен всякой динамики, никто не надрывает голоса, слезы стоят в глазах и не капают, камерность и интимность, доводящая до панической атаки, эмоциональное напряжение почти звенит в ушах.
Похожая сюжетная концепция в трилогии Линклейтера, где действия ноль, и все, что дается зрителю, — это диалог героев, только герои Итана Хоука и Жюли Дельпи рассказывают себя словами.
В Прошлых жизнях совсем наоборот: поражаешься, как можно много сказать без слов, сколько можно прочитать в повисшем неловком молчании, или натянутой улыбке. Чего стоит одна только сцена прощания.
Селин Сон смогла не только объединить два нарратива: западный с очевидностью и прямолинейностью (идеи) и восточный с полутонами, тишиной и недосказанностью (форма), но и создать самобытное, искреннее, почти тактильное кино.
Мне лично помогло посмотреть на свои переживания глазами героев, прожить эти эмоции честно перед собой (признаться себе в тоске по чему-то невозможному довольно неудобно) и после чуть чуть отпустить эту болячку.
Мелодрама для внутреннего американского пользования
Картина пытается мимикрировать под что-то азиатское, но получается это у нее сильно не очень.
Так понимаю, задумывался гибрид японской подачи истории, в стилистике «5 сантиметров в секунду» с примесью корейской философии, но получился чисто американский продукт с чисто американским видением мира.
Интерес просмотра в нашей лесополосе может быть исключительно за понаблюдать, за особенностями американского видения реальности в части того как у них спокойно уживаются в голове идеи глобализма, утверждающие что все люди одинаковые и четкое разделение «корейцев-корейцев» и «американских корейцев».
Как чистая мелодрама картина банально не работает. Японская фишка показа романтики сквозь года (в данном случае с шагом 12 лет) скопирована без понимания механизма ее работы. 3 этапа никак по сути между собой не взаимодействуют, картину спокойно можно разделить на 3 короткометражки и догадаться о существовании разных фрагментов будет крайне затруднительно.
Корейская философия тоже скопирована в чисто американском стиле. В данном случае есть информация, что у корейских аборигенов есть такие-то придания на тему любви, которые (как и любые другие предания) звучат оригинально, но копируется исключительно обертка, без попыток вникания в суть. Выбран самый простой механизм интеграции - давайте несколько раз за фильм повторим что-то философское и будет круто (наверно), но поменяй корейцев на любой другой этнос не поменяется ничего.
В итоге получился совершенно рафинированный продукт. Если не знать источников вдохновения, то можно посмотреть, как стандартную мелодраму в несколько экзотическом сеттинге, но для людей знакомых с источниками вдохновения – смотреть банально скучно, в виду отсутствия духа этих самых первоисточников.
“Есть в корейском одно слово - ин-ён. Переводится как провидение и судьба. Имеется ввиду отношения между людьми.
Это значит что между ними что-то было в прошлых жизнях. А если люди поженились - считается что их связывает восемь тысяч слоев ин-ёна. Более восьми тысяч жизней. “
Реалистичная, грустная история о любви. Что будет, если встретить первую любовь сквозь время? Нора вышла замуж, у нее новая жизнь, Хэ-сон живет прошлыми воспоминаниями, питает надежду о встрече - возможно ли все вернуть?
Встретить первую любовь через время может быть очень сложным. По мере того как Нора развивается и строит свою новую жизнь, карьеру, отношения, главный герой продолжает оставаться в прошлом, решается найти девушку в интернете, приехать в ее страну и дать старым отношениям шанс.
Это может быть больной и сложный опыт, так как человек застревает в воспоминаниях. В этой ситуации важно научиться принимать прошлое, идти вперед и строить свою собственную жизнь. Потребуется время, поддержка от близких людей и самообладание, чтобы смириться с тем, что все остается в прошлом, и двигаться дальше.
Таким образом, персонажи сталкиваются не только со стереотипами, но и с реальностью своих отношений, которая не всегда соответствует тем образам, что они себе создали. Они осознают, что любовь и чувства не могут быть замкнуты в рамки и формулы, которые предлагает общество. Они учатся жить не в прошлом или будущем, а здесь и сейчас, в настоящем моменте, где их отношения могут быть иными и уникальными.
Селин Сон, режиссёрка, проводит нас сквозь все эти сложности и противоречия, показывая, что истинная любовь не зависит от времени или мифов, а является результатом ежедневной работы над отношениями, над пониманием и принятием друг друга. Важно не искать идеальных образов или историй, а строить свои собственные, уникальные отношения, основанные на искренности, уважении и заботе.
'Уходя — уходите. Не оставляйте надежду, не ломайте жизнь подробностями. Никогда не звоните и не пишите. Вычеркните адрес. Не поворачивайтесь и не улыбайтесь. Смотрите вперед. Сожгите мосты. А иначе — не уходите.'
«Прошлые жизни» - это тихая и обаятельная мелодрама, при этом не лишённая глубины. После себя фильм оставляет меланхоличное разочарование и ощущение утраченного счастья, которого могло и не быть. Чтобы сгладить углы, авторы пытаются утешить главных героев и нас при помощи 'иньёна' - буддистский термин, идея о том, что двум людям суждено встречаться на протяжении нескольких жизней.
Фильм можно рассматривать под разным углом: философско-идеалистическом или более материалистским. С одной стороны, мы имеем веру в душу, её бессмертие и вечное перерождение. Такая мысль оставляет надежду, вопреки суровым ударам судьбы, будь то миграция, разрыв социальных связей, неудачи в карьере. С другой стороны, мы наблюдаем историю двух судеб, которые вопреки своей воли оказались разорваны. Спустя много лет, они пытаются связаться вновь, но в конечном итоге делают выбор в пользу своих амбиций, а не потенциальной, рисковой любви, которая столь иллюзорна, что не может ничего обещать. Мысли героев слишком заняты рациональными суждениями: выгодный брак, получение гражданства, прослушивания в театре, нобелевская премия по литературе... Всё это очень актуально в современном мире товарно-денежных отношений, где люди привыкли рассматривать любовь с точки зрения материальной выгоды, забывая о своих истинных чувствах. Невольно вспоминается Эрих Фромм со своим 'Искусством любить', который здесь оказывается крайне актуален.
Но если мы будем всматриваться, то можем увидеть, что герои на протяжении одной своей жизни проживают несколько. Детство, юность, зрелость... А между 12-и летней девочкой Норой, 24-х летней начинающей писательницей и 36-и летней женщиной колоссальная разница, и по-настоящему совершенно разные жизни. И если Хесон полюбил девочку Нору из своего далёкого детства, то какое отношение это имеет к 'другой жизни'? Главные герои проговаривают это в финальном диалоге, что ясно даёт понять неоднозначность любви.
Как рассматривать этот фильм - решать вам. К счастью, он даёт нам такую возможность. Критика капитализма и миграционный вопрос? Буддистская философия? Или просто бытовая мелодрама о превратностях судьбы? Выбирайте свою жизнь.