Фильм разделён на несколько глав. От первой главы я практически подпрыгивал. Стэйтем красавчик, в принципе, как и все в кадре! Непрерывные мужские подколы. Даже цензура не раздражала. Картина, буквально, с ходу заинтересовывает, и ты сидишь и желаешь, только одного – продолжения!
Но, завязка заканчивается и начинается глава номер два, потом три, четыре и так далее. И тот кайф, который был в начале, постепенно улетучивается. Очень обидно после такого.
Главная вина этому – это сценарий. Он из-за всех сил пытается удивить, но не удивляет. Он утомляет. Утомляет тем, что он перенасыщен своими временными прыжками, с целью постараться раскрыть обе конфликтующие стороны. Раскрыть может и получилось, но, вот, на второстепенных и нейтральных персонажей решили забить. Было показано много лишних сцен, которые можно было соединить в одну и потратить хронометраж на что-нибудь другое.
Есть и проблема с раскрытием этих конфликтующих сторон. Оно даёт понять, что наш главный герой, не просто терминатор, он сам Господь Бог. Он лучше во всём. У него нет слабых мест. У него есть всё! После такого, финал не то, что предсказуем, он неинтересен.
Чертовщина начинает происходить и с диалогами. Мне показывают взрослых мужиков, некоторых прошедших Афган, а я слышу «малолетних дебилов», а двух даже вижу. Несколько раз, чётко и громко было сказано: «Мы солдаты!» Какие вы солдаты?! Не хочу верить в то, что диалоги писал Гай Ричи. Вот в первой главе он, это сразу слышно даже с нашей цензурой.
Грустно осознавать, что Гай Ричи не Квентин Тарантино.
Гневливость - не порок! Так преподай ублюдкам же урок!
...Рецензии на фильмы со Стэтемом и не должны быть большими... Они должны быть скупыми на эмоции и бескомпромиссными. Как скупаю мужская слеза...
Грубое. Жёсткое. Жестокое. Брутальное. Харизматичное. Мужское кино.
Если в двух словах - возьмите среднестатистический качественный боевик со Стэтемом (уровня 'Механик', 'Профессионал') и превратите его в шедевр - это и есть 'Гнев человеческий'. Рецепт успеха данной ленты - лежит на поверхности. Гай Ричи! Всемирно известный британский режиссер, ярко вспыхнувший в начале нулевых. Сдавший позиции в десятых. Но сохранившее свое легендарное и стилеобразующее имя создал максимально приближенный к идеалу серьезный остросюжетный боевик в лучших традициях олдскула, но для нашего времени.
Гай Ричи в подобном проходном жанре - это, представьте, как Кристофер Нолан или Квентин Тарантино в мюзикле или в детском мультфильме. Планка величия режиссера вроде бы упала, но, тем не менее, нам важно другое - фильм шикарный. Ни отнять, ни прибавить.
После трейлера были переживания касаемо того, что фильм про одну инкассаторскую машину будет скучным и заунывным... К черту их!! Фильм великолепен! Почти все два часа люто интересно! Только харизматичные персонажи! Шикарный звук! Добротная картинка (отдельно отмечу удаления и приближения камеры)! Что еще нужно, настоящему мужчине?!
Стэтем - он Стэтем. И не нужно ничего другого. Такой он и нужен. Отличие лишь в том, что сейчас он куда более серьезен и гневлив. Оно и понятно...
Мне лично сложно найти недостатки. По большому счету, это эталон современного мужского реалистичного боевика. А, учитывая, что новый боевик со Стэтемом уже отснят и режиссер... снова Гай Ричи! Запасайтесь, друзья, поп-корном! Нас ждёт ещё одно превоклассное зрелище! И дай Бог, не одно!!!
8 из 10
p.s. До сих пор поверить не могу, что кроме крупных планов города фильм не снимали в Лос-Анджелесе... Старина Лондон - перед нами! С ума сойти!..
..Когда в наше время практически не осталось настоящих мужчин, а среди молодежи лишь смазливые полугеи, айтишники, маменькины сынки, да тиктокеры... На арену и на лидерские позиции выходит старая гвардия возрастных 40-55-летних мужиков, которые и являют собой образ тех самых мужчин, которые чего-то стоят и всегда в цене!!..
Предвкушая фильм Ричи, ожидаешь хороший боевик, с экшеном и вполне объяснимыми поворотными сюжетами. Но тут все сложнее. (Далее спойлеры).
Одна из фишек боевика - нелинейное повествование сюжета. На этом фишки кончаются, далее начинаются дыры, как будто с такой же упорностью Стейтэм стрелял по сценарию, а не по врагам. Фильм балансирует на грани фантастики, и если на многие условности можно закрыть глаза, то как объяснить то, что тут просто нет полиции! В Фильме про ограбления нет полиции. Буквально. Эйч становится ВЫЖИВШИМ СВИДЕТЕЛЕМ ДВОЙНОГО УБИСЙСТВА ИНКАСАТОРОВ. Как мы узнаем позже, об этом известно всем, все на ушах, но ни кто даже не подумает допросить выжившего свидетеля. Ни полиция, ни компания по инкассированию, более того, он совершенно без проблем устроится к ним на работу. И НИКТО НИЧЕГО НЕ ЗАПОДОЗРИТ.
Фильм буквально просит о том, чтоб к концу все встало на свои места, но все становится только хуже. Необоснованность действий, высосанные из пальца мотивации. Ни кто и ни когда не расскажет, как главный герой выжил, но ведь это не должно быть интересно зрителю. Зрителю важно, что разгневанный парень придет, и справедливость восторжествует. НО, мне как зрителю, было абсолютно плевать, сможет ли Эйч свести личные счеты. Преступник, которого все называют босс, пускает людей в расход (и не ясно кто они, просто пойманные его бандой люди), должен быть примером сочувствия, но его абсолютно не жаль. Его убийства немотивированные, от чего эффект сопереживания герою улетучивается. Его героизму не веришь. Есть куча примеров 'плохих парней', которым хочется сопереживать, у которых есть что то за спиной, что делает их не такими как все (последний фильм этого же режиссера - например). Но все что мы узнаем о Эйче в течении фильма, это то, что он круто ходит с серьезным лицом и метко стреляет. В итоге, весь эффект нагнетания несправедливости в отношении главного героя, который длится почти весь фильм, сопровождающийся хорошим музыкальным наслоением - не работает. Весь фильм ты ждешь того, что по клише подобных фильмов должно случитmся, а сможет ли это герой Стейтэма или нет - абсолютно плевать.
Фильм снят неплохо, часто картинка забирает внимание, цвета в сценах передают настроение фильма. Но что с экшеном? Почти все боевые сцены - перестрелки с дальнего расстояния, с блевотными ежесекундными сменами кадра и лишь пару раз за фильм Эйч лезет в рукопашку, в остальном Эйч просто стреляет и само собой попадает. И да, в фильме куча условностей. Зачем составлять сложные планы ограбления, если в виде условности у вас есть костюмы, которые абсолютно неуязвимы к огнестрелу. Просто наденьте их и делайте что хотите, зайдите в банк, в любую машину, заберите что хотите и уходите, проворачивайте любые дела, но имея такие костюмы (которые никак не вяжутся с законами физики) ничего лучше они не придумывают и это подается как само собой-разумеющееся условность. И таких условностей куча, как например то, что ни кто и ни когда не будет стрелять по брутально идущему Стейтэму.
Ощущение, что авторы хотели бестселлер, хит, классику, которую долго будут вспоминать, но сроки поджимали, а зияющие дыры решили не залатывать, авось и так проскочит.
4 из 10
из них 2 балла, за иногда классную картинку и музыку.
Гай Ричи схитрил и взял только то, что зрители определённо любят в боевиках и триллерах. От боевика тут крутой главный герой, который на право и налево валит карикатурных преступников, единственным мотивом которых являются деньги, деньги и только деньги. Каменное лицо Стетхэма в некоторых моментах насколько потешает, что ненароком возникает чувство, будто актёр всё ещё думает, что играет в каком-нибудь Форсаже (хотя даже там эмоций было побольше). Типичный пафосно-круто-непробиваемый персонаж, которого Стетхэм уже не раз отыгрывал в каком-нибудь Паркере или Механике. Однако, на самых первых минутах фильма мы понимает, что фильм определённо имеет второе дно - это и есть та самая составляющая триллера. Кажущийся поначалу запутанным таймлапс к середине выстраивается в определённую картину, которая сразу говорит, что Эйч (главный герой) представляет нечто гораздо большее, чем простой работник инкассации. Такой симбиоз крутого, запутанного триллера и пафосно-крутого боевика определённо удался Гаю Ричи - с первых минут история цепляет, хочется понять, что скрывается под маской карикатурного героя (типичный немногословный образ Стетхэма). В итоге - это отличный и правильно сплавленный симбиоз, промежуточное состояние между круто сделанным, но пафосно-тупым боевиком, типа Механика и отличным-типичным триллером в стиле Гая Ричи навроде 'Джентельменов'. Любителям Гая Ричи и Джейсона Стетхэма обязательно к просмотру.
Создание ремейков успешных иностранных картин уже давно является обычным явлением в американским кинопроизводстве. Тем не менее, практически всегда ремейки оказываются хуже оригинальной ленты и в большинстве случаев, наблюдать эти фильмы без отвращения и жалости о зря потраченном времени не удаётся. Тем не менее, пусть и изредка, но на свет появляются приятные исключения из правил. Одним из подобных исключений можно смело назвать «Гнев человеческий» культового режиссера Гая Ричи.
Грузовики лос-анджелесской инкассаторской компании Fortico Secutiry часто подвергаются нападениям и во время очередного ограбления погибают двое охранников и один свидетель. Через некоторое время в компанию устраивается немногословный британец Патрик Хилл. Хилл с трудом проходит по минимуму требований для приёма на работу. Однако когда вскоре его грузовик пытаются ограбить вооруженные до зубов налётчики, Патрик в одиночку расправляется во всеми нападающими и моментально становится героем.
Оценивая и сравнивая сценарий «Гнева человеческого» и оригинального «Инкассатора» можно смело привести аналогии с «Лигой справедливости Зака Снайдера» и её театральной версией. На первый взгляд, перед нами структурно одна и та же история с таким же подходом к повествованию и расположенностью ключевых сцен. Тем не менее, именно на уровне раскрытия характеров персонажей добавлено так много деталей, что «Гнев человеческий» и «Инкассатор» на уровне ощущений воспринимаются абсолютно разными фильмами.
Признаться честно, оригинальный «Инкассатор» меня абсолютно не впечатлил. Так как он не реализовал и половины имевшегося на руках авторов потенциала. Чего к счастью не скажешь про данный фильм Гая Ричи. Главный герой данной ленты наконец-то получил не только достойную мотивацию для действия, но и одновременно с этим цель, опыт и средства. Тоже самое можно сказать и про других персонажей, которые перестали восприниматься серой массой, имеют свой персональный характер, а также жизненный и личностный бага за спиной. Тем самым и добиваясь того, что в персонажах видишь настоящий людей, а не плод актерской игры. Не в последнюю очередь это достигнуто и за счет действительно крутых диалогов, которые так и хочется растаскать на цитаты.
Возможно снимай бы данный фильм другой режиссер, мы бы получили «очередной безликий боевик с Джейсоном Стэйтемом в главной роли». Назначив же на пост режиссера Гая Ричи, авторы данной ленты однозначно не прогадали. Пусть картина и воспринимается абсолютно нетипично для творчества Ричи. Однако именно Ричи привнес в данный фильм характер, индивидуальность и так называемое лицо. Тем самым, охотно выделив данный фильм как среди вышеуказанной фильмографии Джейсона Стэйтема, так и среди собратьев ленты по жанру. Фактически представив на суд зрителей действительно интересный симбиоз жанров брутального боевика, мрачного триллера и депрессивной драмы без перегибов в сторону одного из жанров. Особенно на фоне отличной операторской работы Алана Стюарта и настраивающей на необходимое настроение музыки композитора Кристофера Бенстеда.
Одним из главных достоинств данной ленты определенно является роскошный актерский состав. На первый взгляд, Джейсон Стэйтем продемонстрировал эмоционально скупую и не выразительную игру. Тем не менее, в своем образе он чувствует себя идеально и это определенно положительно сказывается на общем впечатлении от просмотра картины. Не менее сильную актерскую игру продемонстрировали Холт Маккэллани, Джеффри Донован и Джош Хартнетт. Особенно Хартнетт, который просто растворился в образе очень крутого на первый взгляд, но абсолютно жалкого и трусливого персонажа. Также нельзя не отметить Скотта Иствуда. Пусть Иствуду и отмерили не так много экранного времени, Иствуд выжал максимум из всего экранного времени и сыграл не только одну из лучших ролей в своей карьере, но и одного из самых харизматичных и крутых персонажей данной ленты.
8 из 10
Гнев человеческий – это один из редчайших примеров того как ремейк оказался ничуть не хуже, а может даже и лучше оригинальной ленты. Оценивая и сравнивая «Гнев человеческий» и оригинальный «Инкассатор» можно смело привести аналогии с «Лигой справедливости Зака Снайдера» и её театральной версией. На первый взгляд, перед нами структурно одна и та же история с таким же подходом к повествованию и расположенностью ключевых сцен. Тем не менее, именно на уровне раскрытия характеров персонажей добавлено так много деталей, что «Гнев человеческий» и «Инкассатор» на уровне ощущений воспринимаются абсолютно разными фильмами. Фактически представляя собой достойный симбиоз жанров брутального боевика, мрачного триллера и депрессивной драмы с потрясающей актерской командой, интересным сценарием и отлично написанными диалогами, которые так и хочется растаскать на цитаты.
Гай Ричи по праву негласно признан в России «народным режиссером». Главная его заслуга в этом факт того, что он снимает кино про бандитов. А в России, как известно это особый тренд, начиная, наверное, со времен знаменитого телесериала «Бригада» Алексея Сидорова. Последний фильм Гая Ричи - «Джентльмены», вышедший на территории РФ в 13 февраля 2020 года собрал 1 225 354 747 рублей при 4 047 758 зрителе по информации «Бюллетень кинопрокатчика», что является невероятным успехом для режиссера.
Новый же проект знаменитого английского режиссера ознаменовавшего новую волну британского стиля «Гнев человеческий», значительно отличается от его предыдущих, знаменитых художественных полотен, таких как «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш», и те же «Джентльмены» тем, что в нем отсутствует привычные для его криминальных фильмов «тарантиновские» если позволите диалоги. Даже, наверное, наоборот, если вы заранее не знаете, кто режиссировал фильм, то врят ли предположите, что его автор Гай Ричи. Основа фильма это персонаж Джейсона Стэйтема, вокруг которого и выстроен весь фильм. «Гнев человеческий» имеет определенную повествовательную интригу, которую с самого начала демонстрирует автор, затягивая интерес зрителя. Но персонаж Стейтема достаточно типичен и можно сказать, обычен. Если вы видели такие фильмы как «Перевозчик», «Защитник», «Механик», «Профессионал», то поймете, о чем я говорю. Где то в середине фильма есть небольшой сюжетный провис, который выражается в натянутости повествования, что может заставить некоторого зрителя немного заскучать. Но он не очень долгий и вполне себе терпим. Для любителей остросюжетных перестрелок в стиле Мартина Скорцезе в конце масштабная сцена, состоящая из пальбы и смертей, которая также возможно на пару минут затянута. Стейтем без сомнения свою роль при этом вытянул и его поклонники могут быть им как всегда довольны. Поклонники Гая Ричи же могут не много и расстроиться, потому что фильм явно ниже его возможностей и выпадает из его привычной стилистики. Но если вы пришли в кинотеатр чтобы просто расслабиться и получить удовольствие от незатейливого криминального боевика про месть, то свою дозу удовлетворения вы обязательно при этом получите.
Перед нами история мужчины по имени Эйч, загадочного, сурового человека, который устраивается на работу в инкассаторскую компанию с целью выйти на грабителей, которые напали на инкассаторов, но его коллеги не в курсе какие личные мотивы преследует Эйч и какой на самом деле он человек…
«Гнев человеческий» новый фильм Гая Ричи, который я не могла пропустить, потому что мне нравятся фильмы этого режиссера, к тому же после недавних «Джентльменов» хотелось вновь увидеть новую работу Гая Ричи. Насколько я понимаю «Гнев человеческий» - это ремейк фильма «Инкассатор» 2004 г, это кино я не видела, так что не буду проводить параллель с версией Гая Ричи.
Могу сказать, что «Гнев человеческий» получился вполне интересным боевиком - это мрачное, напряженное кино в котором угроза нападения нависает над героями на протяжении всего фильма. Если бы я не посмотрела трейлер в котором был раскрыт мотив мщения Эйча было бы более интригующе. В фильме постепенно раскрывают мотивы героя Джейсона Стэйтема с помощью флэшбэков становится понятно, что у Эйча непростое прошлое, да и сам он непростой человек.
Что касается визуала, я бы сказала, что кино получилось не слишком динамичным, здесь не было слишком много экшен сцен или погонь с перестрелками, всё было можно сказать по минимуму, но стиль Гая Ричи было видно, его манера подачи повествования. Что касается актерского состава, все актеры отыграли по мере важности своих героев, насчёт Джейсона Стэйтема он был в привычном образе неубиваемого, сурового, хладнокровного мужчины, которому всё ни по чём, здесь его персонаж мстит и месть его сурова, ну а Стэйтем в таком образе, как всегда убедителен. Ещё хотелось бы отметить появление актера Джоша Хартнетта давненько его не было видно в заметных проектах, а тут он предстал в довольно непривычном амплуа.
В общем, «Гнев человеческий» получился вполне неплохим боевиком, местами с неожиданными сюжетными поворотами, местами предсказуемыми. Я бы сказала это жесткий, суровый боевик, не могу сказать, что кино получилось выдающимся, но оно вполне достойное, тем более на Джейсона Стэйтема в образе неубиваемого, брутального мужчины, лично мне еще не надоело смотреть.
Око за око, зуб за зуб. Печень за печень, сердце за сердце.
Сюжет фильма поначалу кажется донельзя простым. В одну американскую инкассаторскую компанию устраивается на работу новый охранник (собственно, Джейсон Стэйтем). У него хорошие рекомендации из британского охранного агентства и неплохие навыки стрельбы (неплохие, позволяющие пройти экзамен - но далеко не отличные). Инкассаторская компания остро нуждается в сотрудниках, так как одну из ее лучших команд недавно расстреляли грабители - и Эйч, так зовут героя Стэйтема, получает работу. Минут пятнадцать фильма заняты демонстрацией отношений в мужском коллективе (у единственной дамы здесь яйца может быть, даже покрупнее, чем у некоторых коллег), и чисто мужскими сальными шуточками (российские переводчики постарались вычистить все намеки на гей-отношения, но до конца им это сделать не удалось).
Далее по сценарию - неудачная попытка ограбления именно той машины, в которой по стечению обстоятельств оказывается Эйч с напарниками. И в этой схватке персонаж Стэйтема убивает небольшую толпу грабителей с той же ловкостью и точностью, с какой машины в 'Форсаже' перелетают с одной крыши небоскреба на другую, а Капитан Америка укладывает противников меткими бросками своего щита из вибраниума.
О'кей, - думаешь ты, и поудобнее устраиваешься в кресле, предвкушая красивое и необременительное зрелище вроде 'Миссия невыполнима' или все тех же бесконечных 'Форсажей'.
Но не тут-то было.
Уже в следующем же эпизоде ограбления нам становится ясно, что Эйч - не мифический супергерой и не 'мистер Удача'. Стоит ему показать свое лицо незадачливым гангстерам, как те ретируются в ужасе, узнав его, - а из разговора начальника полиции с ближайшим замом мы понимаем, что и начальнику полиции Эйч каким-то образом известен.
Дальше - больше. Притворяющееся веселым мужским боевичком действо делает крутой поворот, чтобы утонуть в крови и мраке, поразив кинозрителя так, как умеет это делать только Гай Ричи.
'Гнев человеческий', несмотря на бойкое, жизнерадостное начало - пожалуй, самый мрачный, кровавый и темный фильм британского режиссера, и каждый сюжетный зигзаг окунает нас все глубже в пучины человеческой ярости и холодной, выстраданной мести - такой, где нет места жалости и попыткам оглянуться назад. Возможно, он чуть слабее недавних 'Джентльменов', возможно, ему не достает их легкости и сценарной вычурности - но это однозначно крутой, яркий и эмоционально сильный боевик, с одной стороны демонстрирующий нам великолепную и эффектную в кадре 'машину для убийств', с другой - показывающий всю глубину отчаяния человека, которому нечего больше терять. Тьма сгущается с каждым новым шагом героя, чтобы в финале - иначе бы Гай Ричи не был Гаем Ричи - расставить все точки над i, не обрушить на зрителя слезоточивый катарсис, а скупо, по-мужски, дать восторжествовать минимальной справедливости.
Джейсон Стэйтем в 'Гневе человеческом' как всегда, остается самим собой - но впервые Гай Ричи добавляет к его привычному бодро-позитивному образу 'хорошего парня' новые краски. Здесь он не просто мститель - он злой демон мести, яростно вершащий свой приговор. То, как камера любуется переливами негативных эмоций на лице главного героя (от циничного презрения до всепоглощающего праведного гнева) - это как-то даже по-христиански прекрасно.
Вообще, ассоциации с библейскими мотивами не покидали меня на протяжении всего просмотра, задолго до финальных сцен, где знакомое с детства 'око за око' получило свое реальное, визуальное воплощение. Те, кому финал показался слабоватым, думаю, просто невнимательно читали Библию или не читали ее вовсе. Ибо, пожалуй, впервые на большом экране нам коротко, буднично и буквально проиллюстрировали библейскую идею мести - так, как она звучит в оригинале.
Вы даже не представляете, насколько мне не хочется говорить плохое о творчество Ричи. Но честность с собой превыше всего. Точно так же, как я была в восторге от «Джентльменов», разочаровал меня «Гнев человеческий». Фильм не ужасный. Я даже поставлю ему 7 в конце. Но для меня он проходной. А значит, пересматривать его я не буду. А значит, не зацепил.
Виноват ли сам режиссёр, что фильм получился таким? Возможно, виновна ковидистерия, которая поставил под вопрос: а попадут ли люди в кинотеатре? Удастся ли отбить вложенные деньги и усилия? Или лучше сохранить их для следующего проекта, для более «мирной» поры? Да и нельзя всякий раз снимать гениальные картины, в конце-то концов. Но я, конечно, буду отмазывать Ричи, потому что просто предвзята, потому что по духу и стилю это мой режиссёр.
Сначала о хорошем: прекрасный грим, шикарное название, захватывающие съёмки с воздуха, эпичная музыка, актёрская игра, повторное проигрывание уже показанных сцен. Чем хорош повторный показ сцены: после сюжетного раскрытия та же самая сцена приобретает иной смысл. И зритель смотрит на неё уже с бОльшим сопереживанием.
Теперь о плохом: персонажи, сюжет. Немного, но весомо. Захватывающее начало сменилось заунывными сценами под ту самую эпичную музыку. Такое чувство, что режиссёр забыл базу: скармливать зрителю новую информацию о фильме надо так, чтоб зритель не заснул. Тут не спасли ни сцены стрельбы, ни крутых поворотов. Кажется, должны были спасти шутки. Но то ли их неудачно перевели, то ли они изначально были не смешными — диалоги не удались. Вспомните тех же «Джентльменов», любой диалог, да хоть в закусочной.
- Пацаны, это что, Тренер?
И сразу интересно, кто такой Тренер. И чем так известен этот флегматичный мужик, который с добрым лицом выбивает у малолетки ножичек из рук. А тут...
Некоторые сцены вызывали у меня зуд. Руки зудели взять ножницы и вырезать их. Они ничего, ну уже буквально ничего не добавляли к сюжету. Хотелось крикнуть: «Да поняла я уже, поняла! Герой у нас суровый, но справедливый мужик! Землю крестьянам, фабрики рабочим, деньги проституткам! Добр к своим подчиненным, но не считает нужным посвятить их в свои планы и ставит в неловкие положения. Прожжённый мафиози в розовых очках, который считает, что заход на дело — это типа пикничка в Диснейленде. Поэтому можно взять туда скажем ребёнка, жену, домработницу и любимого пёсика». Кстати, не забывайте старую аксиому: если герой идиот, сочувствовать ему как-то не хочется. А герой, простите, идиот, да ещё и Дункан Маклауд в одном лице. Почему? Посмотрите, сами поймёте.
По поводу сюжетных дыр просто рука-лицо. То есть один мафиози не знает, как выглядит другой мафиози и его родня? Да я уверена, что у них там друг на друга увесистые досье с фотками не только детей, но и любимой собачки, чтобы случайно не застрелить блохастую псинку и не породить Вендетты. А если вдруг один мафиози пристрелит другого, то утаить такое шило в мешке станет невозможно. И обидчик будет не строить наполеоновские планы, как украсть новые миллионы, а слать на поклон кого не жалко.
Тут же подстрел криминального авторитета проходит незамеченным, как майский дождик. Я уж не говорю о том, что если вам в жизни доведётся кого-то застрелить, вы наверное запомните лицо этого человека. Ну хоть какой-то след в памяти должен остаться, хоть чувство «где-то я его уже видел». Герои же этого фильма с памятью как у золотой рыбки умудряются забыть лицо того, кого они пристрелили, через 5 секунд. И появление героя с похожим на убитого лицом у них не вызывает никаких вопросов. В каждом фильме есть допущение. Тут, видимо, допущение, что герои тупые. Возможно, их просто пытались сделать ближе к народу. Но перестарались.
Штош. Минутка философии. Есть ещё одна хорошая черта у этого фильма, кроме шикарных планов — не избитая мораль. Заставляет задуматься. Может ли подонок, для которого чужие дети — расходный материал, обожать свою семью и быть отличным отцом? Спойлер: может. Даже у подонков есть градация морали. «Благородные» подонки: грабить можно, но дети, и свои и чужие — табу. «Серенькие» подонки: с чужими детьми можно делать что угодно. Но свои дети, дети товарищей и сами товарищи — табу. Подонки на дне: не жаль никого, кроме себя. Вот ради этих мыслей, которые как ворох бабочек поднялись в воздух после фильма, и стоило на него сходить.
Обычно режиссеры, работая над фильмами в столь популярных и избитых жанрах, как боевик, пытаются привнести в свое творение нечто оригинальное, найти какую-то «изюминку», которая сделала бы именно их произведение особенным. Но Гай Ричи явно решил сделать наоборот: не искать оригинальность, а скрупулезно воспроизвести все мыслимые и немыслимые шаблоны, и угадал, поскольку на выходе получил картину, оригинальную ничем иным, как своей традиционностью.
Выбирая на главную роль Джейсона Стэйтема, режиссер, очевидно, искал не просто типичного героя боевика, но такого актера, имя которого само по себе означало бы боевик. Раньше таким был бы Брюс Уиллис, а теперь – Стэйтем. Холодная брутальность в «Гневе человеческом» доведена до возможного максимума, и Эйч не просто спокоен – он тверд и невозмутим, как скала. Актер, очевидно, прикладывал немалые усилия, чтобы не играть вообще, произнося свои немногословные реплики максимально бесстрастно, но это не характеристика дурной работы, а явная намеренная установка режиссера. Квинтэссенцией этого стала сцена с боулингом, где даже условно приятельские отношения изображены с таким подчеркнутым безразличием, что Ричи и Стэйтем буквально проходят по тонкой грани между брутальностью и комизмом. Вместе с тем, Эйч умудряется сохранять определенное обаяние и привлекательность, буквально ничего для этого не делая.
Хотя базовый конфликт «Гнева человеческого» ожидаемо примитивен (с хорошей точки зрения), в сюжетном плане Ричи умудряется оказаться оригинальным, развивая историю нелинейно. Этот же прием помогает режиссеру удерживать зрительское внимание на протяжении всего фильма. В первой его половине главной тайной и загадкой становится сам Эйч, причем Ричи тщательно пудрит мозги, вводя попутно разные сюжетные линии, не позволяющие даже понять, жертва главный герой или охотник. Создается ощущение двойной игры, противостояния герою каких-то иных сил, вокруг его личности напускается туман, но все это лишь для удержания внимания, чтобы с наступлением второй половины фильма отказаться от побочных линий вовсе. Вторая же половина проливает долгожданный свет на мотивы героя, так и не объясняя толком, кто он такой, но также обесценивает все, что было раньше, добавляя фильму еще больше динамики, насилия, перестрелок и простого действия – движения вперед, без оглядки по сторонам. Появляются антагонисты, появляется прямое противостояние, и все остальное становится неважным.
В «Гнев человеческий» совершенно не заложена сложная мысль или какая-то мораль, а человеческие отношения сведены к базовым эмоциям. Единственной и понятной темой в психологическом плане как для протагониста, так и для некоторых антагонистов является семья в самом простом смысле слова, в смысле безусловной привязанности без всех сложных материй, что могли бы сопровождать ее где-то еще. Вместе с тем, выбор Ричи в качестве антигероев тех, кого он выбрал, с некоторой точки зрения любопытен. Первая их характеристика – это желание крови, и вторая – стремление к деньгам. Их обе можно объяснить неким посттравматическим синдромом, причем кровожадность можно назвать профдеформацией: война как таковая меняет людей, она обесценивает жизнь – как чужую, так и свою – стремление к крови уже не воспринимается страждущим как стремление отнять жизнь, но лишь желание развлечься, не зря же звучит, что пострелять один из героев хочет больше денег. Помимо этого, усматривается мотив ненужности военных навыков в гражданской жизни, где люди, больше ничего не умеющие, просто не могут найти себе место и занятие, и чувство ненужности настолько сильно, что лишь по этому одному мотиву, а вовсе не из-за денег, некоторые из героев готовы ставить на карту свою относительно сложившуюся жизнь. Но, хотя и кровавое, имеет место братство, которому присуще своеобразное понятие о чести и достоинстве, которое утрачивается напрочь лишь в одном случае и при одном условии – когда речь заходит о больших деньгах, то есть именно большие деньги рассматриваются Гаем Ричи как основное зло.
В фильме, пусть и не сразу, но считывается презрение к деньгам, не зря же в качестве главной жертвы ограбления выбрана именно инкассаторская организация – воплощение денег как явления. Организация, которая ничего не производит и ничего не продает, лишь иллюзию безопасности, тогда как сама она держится на двух китах – на коррупции и на непрофессионализме. Взгляд Ричи на инкассаторов – это ирония, причем не слишком добрая, поскольку он лишает любого из них объективной смелости и мужества, временами подменяя их слабоумием и отвагой. Те же антигерои, что более всего помешаны на деньгах, оказываются и наиболее подлыми, жестокими и двуличными, что только подтверждает общее ощущение и мысль, вложенную режиссером в свой фильм.
«Гнев человеческий» уникально преобразовывает возможные недостатки в достоинства, но все же некоторые минусы в нем тоже есть. В первую очередь, это брошенные сюжетные линии первой части фильма: правоохранители угрожающе появляются, но быстро исчезают, не сказав свое веское слово, личность самого Эйча и природа его деятельности остается загадкой. Но наибольшее разочарование – никак не развиваемая и не раскрытая линия работы Эйча в инкассаторской конторе, когда герой просто не успевает провести расследование и наделать шороху, узнавая все случайно и чуть ли не в последний момент. Потенциально грандиозный план не успевает ни сформироваться, ни реализоваться. Вот за эту линию очень обидно.
Отдельно хочется отметить нереально крутой и выразительный саундтрек. Он настолько хорош, что сам способен рассказать историю. Происходящее на экране тщательно вписано в музыкальные акценты, картинка и звук подчеркивают друг друга, усиливая воздействие на зрителя. Сам фильм временами похож на музыкальный стильный клип, разве что вокала здесь нет, но столь яркой музыке он и не нужен.
Думаю, что проведенный Гаем Ричи эксперимент по созданию типичного боевика можно назвать удачным. Он намного лучше большинства представителей жанра, хотя режиссер намеренно использовал все те же приемы, что и другие, не прибегая к заумным метафорам и не ставя сложных вопросов. Этот фильм не позволит заскучать и ни на минуту не потеряет зрительское внимание: он действительно динамичен, он стилен, он брутален и весьма крут.