'Игра престолов' - это не просто крупнейший успех и без того лидирующего на международном рынке телевизионного контента медиа-гиганта HBO. Это мощнейший блокбастер, одно из лучших произведений в истории мирового кинематографа, оценить влияние которого на производство фентези в частности и сериалов вообще, практически невозможно. Очевидно одно - после 'Игры престолов' сериальная индустрия уже никогда не будет прежней. Именно этот сериал изменил подход к жанру, вывел многосерийный контент на лидирующие позиции в сравнении с голливудской кинотеатральной продукцией, и именно ему обязаны своим существованием экранизация 'Ведьмака' сериал по 'Властелину колец' и ряд псевдоисторических пеплумов. Да, и такой заслуженный шедевр горе-сценаристы и продюсеры умудрились чуть 'слить', скомкав столь ожидаемый финал проекта до наивного фанфика продолжительностью 6 серий.
Но повторить такой косяк с 'Домом дракона' (House of the Dragon, 2022) продюсерам уже не позволят ни фанаты, ни автор Вселенной Вестероса - благо проект является приквелом оригинальной истории, который Джордж Мартин продумал от и до.
Но возвращаемся к проекту. 'Дом дракона', в отличие от многофигурной и сверхмасштабной 'Игры престолов', является зрелищем более камерным, а основное его действие сосредоточено между персонажами из двух знатных фамилий - Таргариенов и Виларионов, которые являются выходцами из древней Валирийской Империи, уже прекратившей свое существование. И в первую очередь 'Дом дракона' сосредоточен на судьбе и взаимоотношениях двух ключевых героинь - законной наследницы железного трона Рейниры и второй супруги ее отца, действующей королевы Алисенты.
Примечательно, что у обеих героинь довольно тяжелая, во многом похожая, судьба. Обе обладают сильным и волевым характером - в этом плане 'Дом дракона' является довольно феминистским проектом.
Как и в 'Игре престолов', здесь драконы, магия и прочие фэнтезийные атрибуты (хоть их и кратно больше в сравнении с первым сезоном 'Игры') являются лишь антуражем к увлекательной политической истории о дворцовых интригах и назревающей гражданской войне. При этом самим драконам здесь уделяется куда больше внимания, и они фактически представляют собой полноценных второстепенных персонажей, которые также влияют на сюжет (что особенно заметно в финале).
При этом всем и драконы, и вымышленные локации невиданной красоты, выглядят реалистично и впечатляюще - большая благодарность за это оператору, подборщику натуры, и особенно - художнику по спецэффектам.
Из актерского состава особенно хотелось выделить Оливию Кук - невероятной красоты молодая актриса (запомнилась еще в 'Медленных лошадях'), которую ждет большое будущее, что она уже доказала шикарным исполнением сложной роли Алисенты. Настоящим зрительским любимцем внезапно стал принц Дэймон в ярком исполнении до того не особо впечатлявшего Мэтта Смита. Теперь в его таланте сомнений нет, а персонаж напоминает Джейми Ланнистера. Пэдди Консидайн в роли короля Визериса тоже радует - этот британский актер давно заслужил свое место во Вселенной Вестероса, а здесь же у него еще и по-Шекспировски трагичный герой. Рис Иванс также является лучшим кандидатом на роль коварного интригана-десницы короля (напоминает свой образ из 'Анонима'), да и вообще подобные персонажи - амплуа артиста. Также хочется в положительную сторону отметить величественную Ив Бест в роли сестры короля Визериса.
В целом, 'Дом дракона', конечно, еще только начинается, и самые основные и интересные события еще впереди, но перед нами однозначно главная премьера уходящего 2022 года, которая, как минимум, не бьет в грязь лицом перед старшим братом-сиквелом.
Сразу скажу, почему отзыв положительный, а не нейтральный. В сериале хватает своих недостатков, без них сейчас не обходится не один сериал. Если посмотреть на другие сериалы в жанре фэнтези, выходившие за последнее время, то на их фоне Дом Дракона - это идеальный сериал. Но при всех недостатках, плюсы для меня оказались куда значительнее, поэтому рецензия является положительной. Давайте же разберемся, что в сериале получилось плохо, а что хорошо.
Плюсы:
1: Картинка. В каждой серии видно, что денег не жалели. Драконы, декорации выглядят отлично и всегда радуют глаз.
2: Актеры. Многие, кто читал книгу могут жаловаться на то, что некоторые актеры не подходят на роль своего персонажа, многие начнут возмущаться насчет черных Веларионов(ведь по книге, они мало чем отличаются от Таргариенов). И насчет последнего я соглашусь, цвет кожи Веларионов поменяли лишь для того, чтобы добавить в каст темнокожих актеров, но мне особо это глаз не режет. Актеры справляются со своими ролями. Мэтт Смит и Пэдди Консидайн - главное украшение первого сезона. Одной игрой мимикой могут показать бурю эмоций.
3: Персонажи. Учитывая то, что книга Джорджа Мартина 'Пламя и кровь', на которой основан сериал, является хроникой, в которой нет единого мнения насчет произошедших событий. Автором вместе с писателем приходилось выбирать вариант, чтобы создать цельную и единую картину для зрителя. Соответственно, большинство диалогов пришлось писать своими усилиями. В них есть нелогичность и глупость, но это далеко от того маразма, который был в 7-8 сезоне Игры престолов. Персонажи блистают характером и за их взаимодействиями интересно наблюдать.
4: Повествование. Самый неоднозначный пункт. Перед авторами стояла сложнейшая задача, которая состояла в том, чтобы показать 25 лет истории Вестероса перед гражданской войной в 10 сериях. Некоторые моменты пришлось растянуть и соответственно во многих сериях большую часть или всю серию занимают диалоги. Но мне все равно было интересно смотреть сериал и интересно, куда приведет борьба за Железный трон. Слушая претензии в адрес сериала из-за того, что он скучный, вспоминаешь первый сезон Игры престолов, где стремительное движение началось в последних сериях. Забавно слышать про скуку, когда рядом выходят 'Кольца Власти', где почти все диалоги неоправданно пафосные, неинтересные и бессмысленные.
Минусы:
1: Смена многих актеров из-за временных прыжков. Я прекрасно понимаю, что создатели вынуждены менять актеров, ведь между некоторыми сериями проходят года. Ты только успел привыкнуть к персонажу и тут происходит временный скачок, что может повлиять на восприятие персонажа.
2: Постановка боевых сцен. Это то, чем создатели грешили еще при Игре престолов. Вспомним знаменитую серию 'Битва Бастардов'. Снято красиво, эпично, жестоко и... глупо. Сражение можно смотреть только если полностью отличить мозг, иначе возникнет куча вопросов и ты заметешь множество нелогичностей и глупости.
3: Беззубость. Все мы помним, чем нам запомнилась Игра престолов. То, что показал сериал на то время шокировала и было в новинку, многие ожидали, что в приквеле будет что-то такое же. Но сериал в этом плане не так ярок. Хочется увидеть 18+ фэнтези по всем фронтам.
4: Малое количество сюжетных поворотов. В этом плане сериал довольно скромен и по большей части ты ожидаешь всего, что происходит на экране.
В конце хочется сказать, что люди слишком строги к сериалу и многие претензии притянуты за уши. Сезон подошел к концу, и я с нетерпением жду 2 сезона, который обещает стать еще лучше.
Потрясающий приквел, ничем не уступающий 'Игре престолов'
Пожалуй, главным событием в сериальном мире этой осени стал «Дом дракона», приквел «Игры престолов». Новое творение, созданное под руководством Джорджа Мартина, снятое по его книге «Пламя и кровь», переносит нас во времена, когда Таргариены правили семью королевствами, а многочисленных драконов растили для каждого члена их большой семьи. Король Визерис Таргариен, добрый и мирный правитель, завещает после своей смерти передать власть единственной дочери Рейнире. Однако патриархальный мир не может смириться с тем, что на трон взойдёт женщина, что играет на руку последующим наследникам Визериса мужского пола от его второй жены. Визерис пытается примирить обе стороны и объединить свою большую семью, однако после его смерти за власть разыгрывается настоящая битва, с сопутствующими интригами, подковёрными играми, предательствами и смертями.
Может быть, кому-то покажется по описанию, что сериал вышел скучным – заверяю вас, это совершенно не так. Хотя безусловно, он отличается по темпу повествования и количеству крови от «Игры престолов». Первый сезон «Дома дракона» по большей части сосредоточен на раскрытии характеров персонажей и их взаимоотношениях. Здесь есть самые разные типажи, многие из которых чёрно-белые по своему внутреннему миру, и потому за ними так интересно наблюдать. Самый яркий пример – брат Визериса – принц Деймон. Это персонаж невероятной харизмы, от которого невозможно оторвать взгляд в любой сцене, где бы он ни появлялся. Его взаимоотношения с племянницей Рейнирой искрят на протяжении всего сериала. Рейнира, к слову, так же относится к неоднозначным персонажам, вызывающим большой интерес. В ней есть и некое мальчишество, и утончённая женственность, и сила духа, и мягкость во взаимоотношениях с теми, кто ей дорог. Шоураннеры решили заменить актрису в середине сериала, поскольку по сюжету она выросла, но я не сразу смогла принять взрослую версию, поскольку контраст был слишком уж сильный. Во-первых, взрослая Рейнира выглядит лет на 20 старше своей юной копии, хотя по сюжету прошло не больше 5 лет. Во-вторых, взрослой актрисе очень не хватало харизмы, которая била ключом из её юной версии. Это очень бросалось в глаза.
Ещё одним интересным персонажем стала «соперница» и бывшая подруга Рейниры – королева Алисента, ставшая второй женой Визериса после смерти матери Рейниры. Алисента порой ведёт себя довольно спорно, но в целом персонаж не вызывает отторжения, несмотря на то что сюжетом предписано иное. Алисента во многом очень справедлива и действует в первую очередь во благо своих детей. Она не хочет перечить отцу, деснице (советнику) короля, что очень непросто, и пытается балансировать, не скатываясь в непорядочность и грязь. Её окружение, к слову, просто средоточие пороков, включая бывшего охранника Рейниры, мстительного и гадкого человека. Прям чистое зло. К слову, дети у Алисенты вышли на редкость неприятными – непонятно в кого в них такая грязь внутри. В противовес – дети Рейниры оказываются более чем приятными и порядочными. Сюжет изобилует сценами их противостояния, за чем так же очень увлекательно наблюдать.
Первый сезон завершается перед началом грандиозной битвы за престол, и потому самые яркие сцены сражений, в том числе на драконах, нам оставили на второй сезон, который я с нетерпением жду. Он обещает быть трагичным и впечатляющим. Те самые реки крови, которые мы видим в заставке к сериалу, ждут нас именно там. В первом сезоне драконы тоже присутствуют, но нам в основном показывают полёты на них, практически без сражений. Сняты эти сцены красочно, и они добавляют истории особого колорита. Визуальная часть сериала не вызывает никаких нареканий, кроме, разве что, недостаточной освещённости некоторых сцен, которые хотелось бы рассмотреть получше.
Ключевой плюс и ключевой минус сериала для меня. Самая любимая часть в этой истории для меня – романтическая. Два ярких персонажа, которые идеально подходят друг другу, вызывали у меня самые тёплые чувства, несмотря на то что их связь у многих вызовет определённые вопросы. Впрочем, в те времена это было нормой. То, как этот мужчина смотрит на эту женщину в каждой их совместной сцене, заслуживает особого внимания. Любовь, которую видно без слов. И чем больше серий проходило, тем больше восторга у меня вызывала каждая их совместная сцена. Потрясающая актёрская игра, особенно мужчины. Я в абсолютном восторге. Из негативного. Наверное, тут упомяну неуместность представителей угольно загорелых актёров в роли чистокровных светловолосых валирийцев – несмотря на то, что актёры очень талантливы и прекрасно справлялись со своими ролями, Виларионы, с членами семьи которых Таргариены специально заключали браки для сохранения чистоты крови, не могут быть загорелыми. Это абсурд. Вполне можно было ввести этих актёров в каких-то других ролях, более подходящих по смыслу. Здесь же это было сделано зря. Одна из сюжетных линий привязана к генетике, и тут это имеет огромное значение. Больше, пожалуй, придраться совершенно не к чему. Рекомендую к просмотру.
По моему мнению то, что сделали создатели в этом сериале это натуральное искупления, в случае очередной неудачи франшиза могла затухнуть как какие-нибудь Звездные Войны с дальнейшим падением зрительского интереса, но авторы справились.
После 8 сезона я не особо ждал этот сериал, за новостями почти не следил и ожидал в лучшем случае чего-нибудь будничного, по типу Ведьмака или Колеса времени, но вышедший по итогу продукт очень приятно удивил качеством своего исполнения на всех уровнях и впервые за долгое время мне реально было интересно смотреть сериал в жанре фэнтэзи.
Ну и кратко резюмируя по некоторым аспектам
1) Персонажи:
- Очень правильное решение сделать упор в первых сериях на Визериса, один из моих любимый персонаж сезона (но Деймона никому не обойти), трагичная фигура сделавшая все возможное, что бы начался конфликт (хоть он и хотел чтоб все было совсем наоборот), если Пэдди Консидайн за весь свой перфоманс не получит хотя бы номинации то я расстроюсь.
- Рейнира и Алисента мне в целом понравились, особенно первая мне стала куда симпатичней как персонаж по сравнению с первоисточником где она была совсем неприятной особой. Очень хорошо были подобраны актрисы на их роли, что молодые, что и взрослые версии подобраны идеально.
- В целом в сериале было полно сильных актерских работ и ярких образов за которыми было приятно наблюдать. Единственное в сериале как по мне не хватает персонажа который бы добавлял юмора, как тот же Тирион.
2) Постановка в сериале очень сильная, приятно было видеть такой размах и скрупулёзность к деталям. Посмотрев как проходили работы за кадром только в этом убедился насколько была высока страсть к этой истории на площадки, для меня было новостью, что они даже колоны какой та историей обрисовали. В общем колоссальное количества деталей и размах, а на коронации в предпоследней серии куда больше народу чем массовки и всех актеров во всем сериале Кольца власти с куда большим бюджетом и возможностями.
3) Сценарий в этом сериале по мне очень хорош, люблю когда авторы не считают зрителя за идиота и дают ему самому подумать, даже в некоторых моментах где ты мог остаться в недоумении, можно потом взглянуть на сцену по другому немного переварив события. Да были и сомнительные моменты ломающие восприятие, и к сожалению авторы иногда добавляли отсебятины, немного ломающие законы вселенной, но это тот случай когда настолько хорошо, что можно и простить незначительные неточности (но сцен с родами определенно нужно было сделать меньше).
В общем, грандиозное возвращение любимой вселенной, да, пока сериал не такой масштабный как оригинал (в основном все действия происходят, либо в Красном замке, либо на Драконьем камне), но думаю в следующих сезонах это исправят. При всех минусов который имеет сериал по мне это показательный пример высококачественного продукта на который должны будут ориентироваться все крупные проекты. Вообще приятно, что сериал, который решил сделать ставку на качество имеет куда более высокий выхлоп чем другой продукт, который решил сделать ставку на скандалы.
Хочется написать отзыв, когда первый сезон сериала просмотрен целиком. Финал Игры престолов разочаровал, но за несколько лет и это уже для меня забылось. Перед началом у меня были нулевые ожидания, я даже трейлер не видела, и вот мы начали смотреть и меня затянуло! Я уже забыла, как это так сильно ждать каждую неделю новую серию, обсуждать на работе с коллегами, заходить в тематические группы, чтобы смотреть подборки кадров, теории и арты. Этот сериал дал мне возможность отвлечься от нашей реальности и новостей, то чего сейчас очень не хватало. В итоге — Восторг и обожание! Это была эмоциональная честь, а теперь немного, собственно, о сериале.
В первых сериях очень хотелось сравнить с ИП, но быстро пришло понимание, что это другой сериал, другая история и общее между ними разве что знакомые имена Великих домов и наличие драконов. В остальном это камерное произведение, невероятно красиво поставленное и очень театральное. Здесь очень мало основных персонажей, но каждому дано достаточно времени, чтобы раскрыть его, мне понятны действия и мотивы всех героев.
Подобран прекрасный каст Визерис (Пэдди Консидайн), Деймон (Мэтт Смит), Отто (Рис Иванс), все молодые актеры, но особенно хочется отметить четырёх актрис играющих основные роли: Рейниры и Алисенты. Мне очень понравились юные девушки в первой половине сериала (Милли Олкок и Эмили Кэри), они были живые, хорошо отыграли и влюбили в себя. Рейнира в первой серии это просто настоящая принцесса: «у меня есть мама и Папа, которые меня любят, есть подружка, я летаю на драконе, у меня есть любимый дядя, который одаривает украшениями и ещё я отрада королевства!» Ну просто сказка, и это так контрастирует с тем что мы видим к конце. Я настолько к ним привязалась, что начала бояться смены каста в середине сезона, это казалось очень рискованным решением. Но взрослые версии сделали просто невероятную работу. Это замечательные актрисы Эмма Д’Арси и Оливия Кук, они хорошо воплотили образ этих женщин, взрослых, сложных, видно, что у каждой своя история. У них получается выдавать невероятную палитру эмоций в одной сцене или даже в одном кадре. Мне очень нравилось за ними наблюдать. Особенно хочется отметить Эмму, я смотрела с ней интервью, она такая глубокая, у неё интересный театральный взгляд на роль. И в последней серии я вижу в ней уже не ту юную принцессу, а настоящую Королеву.
Отдельно мне хочется похвалить постановку некоторых сцен, невероятно красиво и театрально. Они в хорошем смысле тягучие, но в них столько красоты и напряжения. Сцена прохода короля через зал, коронации, песня Деймона, путь Рейниры по замку. Возможно, за то время, что они длятся, можно было бы вставить больше событий, а всё это проговорить одной фразой, но они создают атмосферу. Мне радостно что создатели сериала готовы остановиться, помедлить, ради красивой эмоциональной сцены.
Также хочется отметить, что несмотря на то, что у сериала единая история, каждая серия имеет по сути отдельный сюжет с завязкой, ярким событием и финалом. Поэтому легко удаётся их идентифицировать, серии не сшиваются в единую линию повествования, мне показалось это интересным ходом.
Сериал камерный, это история одной семьи и все внимание принадлежит династии Таргариен. И мне нравится наблюдать за их извращённым видением мира, где они полубоги с драконами, особой внешностью и своим языком.
Из вещей странных, которые мне скорее не понравились, это неравномерное старение/взросление персонажей. Трудно объяснить почему Кристон Коль выглядит одинаково на протяжении всего сериала, а кто-то взрослеет так, что кажется прошло вдвое больше положенного времени, это путает. И также очень жаль, что некоторым персонажам было дано очень мало времени, они сумели понравиться даже за те сцены, что у них были. И тут я понимаю почему создатели так поступи, но очень бы хотелось больше сюжетов диалогов с ними.
Из вещей странных, которые мне скорее не понравились, это неравномерное старение/взросление персонажей. Трудно объяснить почему Кристон Коль выглядит одинаково на протяжении всего сериала, а кто-то взрослеет так, что кажется прошло вдвое больше положенного времени, это путает. И также очень жаль, что некоторым персонажам было дано очень мало времени, они сумели понравиться даже за те сцены, что у них были. И тут я понимаю почему создатели так поступи, но очень бы хотелось больше сюжетов диалогов с ними.
В итоге Дом Дракона для меня отличный сериал, с невероятным визуалом, антуражем, крепким сценарием, хорошо прописанными персонажами и отличной актерской игрой. Его высокий рейтинг для меня оправдан. Я буду с нетерпением ждать второго сезона.
Я могу понять почему он кому-то не нравится, в особенности тем, кто ждал от него вторую Игру Престолов (при этом в ожидания каждый вкладывает что то своё). Но это точно не плохой сериал, это точно не халтура и наживание на добром имени ИП, и думаю стоит дать ему шанс.
После очень спорного финала и окончания 'Игры престолов' анонс этого проекта воспринимался сначала весьма осторожно, так как для меня он был больше как соль на рану, которая с 2019 года в тот момент ещё не зажила.
Сериал обещал окунуть нас в зарождение и развитие конфликта, под названием 'Танец драконов' - гражданскую войну между двумя ветвями правящего дома Таргариен, где эти самые драконы активно применялись. Противостояние было затяжным и это напряжение поэтапно нарастало, поэтому 'Дом дракона', подобно маятнику, очень и очень медленно раскачивается где-то до второй половины сезона, но затем события начинают активно и весьма динамически развиваться, а все накопленные за эти долгие годы претензии, наконец, приводят к неизбежному столкновению. И хотя тут нет кучи сюжетных линий, большого количества персонажей, того размаха и значимости событий, как в 'Игре престолов' - масштабности и эпичности ему не занимать. На первый взгляд - это камерная и локальная история. Но в итоге 'Танец драконов' охватит пламенем и кровью почти всю страну.
Актёрский состав - лучшее, что есть в сериале. Несомненно, большую часть внимания зрителей (и особенно зрительниц) на себя оттянул Деймон Таргариен - 'порочный принц' и брат короля в исполнении Мэтта Смита. Это абсолютно его роль, он в ней органичен и идеально в неё попал. Стоит отметить и Пэдди Консидайна в роли самого короля Визериса I. Актёр выдал настоящую драму и показал как тяжко бремя монарха и как неустойчивы весы 'хороший человек - хороший правитель'. Если Пэдди за эту роль не получит какую-либо награду - я очень сильно удивлюсь и расстроюсь. Молодые исполнительницы юных Рейниры Таргариен и Алисенты Хайтауэр - Милли Олкок и Эмили Кэри выдают отличные образы данных героинь, очень даже на равных со своими 'взрослыми' версиями. Да и все остальные актёры также играют хорошо, нет того, кто всё тянет вниз. Даже темнокожие Веларионы, которые сперва очень не нравились - в актёрской динамике также весьма неплохи.
И мы подошли к самому обсуждаемому вопросу и дискуссиям вокруг него - расовая и ЛГБТ повестки. Разумеется, существуя в нынешних реалиях, без этого сейчас не обойтись. И снова повторюсь, когда стала появляться информация об утверждённых актёрах, первые промо и кадры сериала - это вызывало у кого-то смущение, неприятие, а то и гнев (у меня в том числе). Сейчас я рад признать, что был неправ. HBO, на мой взгляд, здесь поступили очень умно - умудрились упаковать и протащить всё это фактически внутри одной семьи.
Антураж, костюмы, декорации и общая атмосфера мира сохранены, а в чём-то даже улучшены и порой показаны интереснее, чем в 'Игре престолов'. Всё это эстетически приятно выглядит, всё очень красиво, и без каких-либо перегибов в сторону безвкусицы.
Музыка прекрасна. У Рамина Джавади ещё со времён оригинального сериала можно было рассматривать её как отдельный вид искусства и слушать в отрыве от картинки, которую она сопровождает. Композитор каждый раз каким-то непостижимым образом превосходит сам себя, и тут его сочинения снова служат не просто фоном, а неотъемлемой и очень яркой частью постановки, кое-где именно благодаря им вышибаются нужные эмоции у зрителя.
Минусы у сериала, конечно, есть. Часть - это скорее мои личные придирки и хотелки в угоду первоисточнику, которые принципиально вообще не влияют на тон повествования. Также было несколько не совсем уместных и не совсем логичных сцен, что тоже чуть смазало впечатление. Ну, а есть пару моментов, которые уж прям очень не понравились - какие-то из-за сильного (и не особо нужного) отступления от канона, какие-то из-за образования сюжетных дыр. Надеюсь, что шоураннеры и сценаристы это хоть как-то учитывают и в дальнейшем их закроют или обыграют. Ещё частенько хромала графика. Те самые пресловутые драконы выглядели периодически ну очень мультяшно, а по их всадникам было явно заметно присутствие 'синего экрана'.
Что же в сухом остатке? Потенциал на шедевр у сериала был, но далеко не всё получилось, к огромному сожалению. И тем не менее, несмотря на все огрехи, 'Дом дракона', это возможно, всё ещё лучший пример того, как в 2022 надо экранизировать литературную основу, которая, как мне кажется, не особо-то к этим экранизациям располагает.
Данный проект и его первый сезон вполне могут претендовать на сериал года. А если создатели и сценаристы не уведут его совсем уж в тёмные дебри своих идей и фантазий - то возможно и на один из значимых сериалов десятилетия, безо всякого преувеличения.
Если вы незнакомы с творчеством Джорджа Мартина и не видели 'Игру престолов' (ну, вдруг), то даже это не помешает вам узреть расцвет, а потом и начало конца правления династии Таргариен. Этот сериал теперь с нами надолго.
Многие в 2011 году, конечно, знали, что экранизация книжного цикла 'Песнь льда и пламени' Джорджа Р. Р. Мартина будет востребована и после, но никто точно и подумать не мог, что она станет настолько масштабным культурным феноменом. Популярность сериала росла в геометрической прогрессии, причём до такой степени, что в какой-то момент люди хотели обсуждать судьбу Джона Сноу больше, чем любые политические дебаты Трампа и Клинтон. Да, сериал громко упал с восьмым сезоном, в особенности с финальной серией, но призраки могущества 'Игры престолов' всячески манили тех, кто хотел выехать на её хайпе. Так появилась туча низкосортных фэнтези-сериалов с баснословным бюджетом - 'Тёмные начала', 'Ведьмак', 'Тень и кость', 'Колесо времени' и даже сами создатели оригинала решили вновь повторить свой успех с приквелом под названием 'Дом дракона'. Удалось ли им это? Ну... 50 на 50.
Основанный на другой книге Мартина из этой вселенной под названием 'Пламя и кровь', 'Дом дракона' сосредотачивает своё внимание на предках Дейнерис и их борьбе за власть. Несмотря на огромные рейтинги на стримингах, можно увидеть много противоречивых, а то и вовсе отрицательных отзывов насчёт сериала. И критиковать, на самом деле, есть что. Например, прыжки во времени почти каждую серию, из-за которых погрузиться в события становится весьма затруднительно, потому что все самые важные эмоции героев были показаны за кадром. Или откровенно проседающие визуальные эффекты драконов, которые выглядят как во 'Власти огня' (а это фильм 2002 года, на минуточку). Нелогичное поведение героев тоже бросается в глаза, особенно действия короля Визериса, который создаёт все условия, чтобы его возненавидели и сместили с трона. Все эти минусы имеют место быть, хотя какие-то отрицательные отзывы вызывают только истеричный смех. Например критика сериала за, внимание, излишнюю жестокость. Да, это определённо говорят те люди, которые помнят как мало жестокости было в той же 'Игре престолов'.
Но раз у сериала столько минусов, то почему рецензия написана в 'зелёном' цвете? И тут выходит решающий для меня фактор просмотра - его интересно смотреть. Для сериала главное - это когда ты вовлечён в историю достаточно, чтобы тратить на него минимум раз в пять больше времени, чем на среднестатистический двухчасовой фильм. И да, в 'Доме дракона' действительно есть, на что смотреть. Есть какая-никакая интрига. Для тех, кто не читал книги, интересно узнать, что же будет дальше и к чему этот конфликт приведёт. Благо действие развивается непредсказуемо и поэтому интерес появляется. Сами конфликты и интриги в духе старой доброй 'Игры престолов' тоже сохранились, здесь герои по обе стороны баррикад совершают противоречивые (пусть временами и тупые) поступки. В конце концов, здесь есть Мэтт, подери его, Смит!! Да, да, старый добрый Доктор Кто в очередной раз крадёт всё внимание публики своей дьявольской харизмой и только ты начинаешь думать, что ты зря тратишь время, как вдруг появляется он и говорит: 'Слушай, ты это, не дуркуй, смотри дальше'. Чёрт, этот парень смог блеснуть харизмой в 'Морбиусе', в 'МОРБИУСЕ'. Раз он играл там, то уж тут то подавно есть, где разгуляться.
И да, есть в том числе отрицательные отзывы тех, кто считает сериал скучным, но знаете, всё познаётся в сравнении. Практически одновременно с 'Домом дракона' выходит всеми ненавидимые 'Кольца власти'. Да, да, тот самый 'Властелин колец' от Амазон. И вот там то реально наблюдать за действом просто невыносимо. Абсолютно безликие герои совершают абсолютно бесполезные дела не нагоняя интриги. У персонажей за редким исключением отсутствует химия, многие из них раздражают. Сериал стоящий в два раза дороже 'Дома дракона' (у которого и без того конский бюджет) не способен впечатлить вообще ничем. Серьёзно, мне приходилось буквально бить себя ладонью по щеке, чтобы досмотреть хотя бы одну серию до конца. И вот после него смотрю я, значит, сериал, в котором 'Уау!', есть какая-то интрига, 'ух-ты!' между героями адекватные взаимоотношения, и 'боже мой!' есть Мэтт Смит рубящий воинов на право и на лево круче Геральта. Ну и главное, 'Дом дракона' и по духу, и по художественному наполнению выглядит как то, что происходит в мире Вестероса, в то время как 'Кольца власти' похожи на что угодно, хоть на неумелый косплей с Комик-Кона, но только не на мир Толкиена. В мире, где все подобные фэнтези-сериалы кладут болт на первоисточник подобное дорого стоит.
Но всё-таки, следует ли смотреть этот 'Дом дракона'? Трудно сказать. На момент написания данной рецензии вышло только половина сезона, и хотя автор посмотрел их все, трудно сказать, достойны ли они внимания. Но что точно можно сказать наверняка, так это то, что те серии, что вышли на данный момент, уж точно лучше финальных сезонов 'Игры престолов', а флагману Амазона так и вовсе до него как от Земли до Солнца пешим ходом. Переплюнули ли они первые сезоны всё той же 'ИП' - разумеется, нет. Но зато создатели сделали главное - не упали в грязь лицом. Они не наплевали на лор, не наплевали не на героев, химию между ними, а это уже хорошо. Этого достаточно, чтобы считать первую половину сериала хотя бы 'нормальной'. Учитывая, какой бред сотворили авторы с финальными сериями 'Игры престолов', назвать 'Дом дракона' плохим или даже проходным уж язык не поворачивается... По крайней мере, пока...
События развиваются за много лет до 'Игры престолов'
Актёры: не являясь и никогда не фанатея от культового сериала, а уж тем более не читавший книг Джорджа Р. Р. Мартина (хотя я заядлый читатель) начал смотреть спин-оффов только из-за хорошего каста, из которого выделяются мастодонты. Небезызвестный Мэтт Смит, Рис Иванс, Пэдди Кэссидайн.
Ну и конечно, первая принцесса и прародительница (возможно) будущей матери драконов Дейенерис Таргариен, Рейнирс. Её в свою очередь играет Эмма Д'Арси, чья гендерная идентичность позволила точно сыграть принцессу. В душе героиня - воин. Но, именно в погоне за престол отца Визериса I, Рейнира столкнётся с косыми взглядами её придворных советников, которые не хотят, чтобы та возглавляла Железный трон. В сериале (если вы привыкли к канону 'Игры престолов') присутствуют хитросплетения, тайны и интриги. И даже простой диалог начатой Рейнирой: 'Мы не говорили', имеет скрытый умысел (якобы) друзей. И, опять в борьбе за власть все попытаются развалить эту семейную ячейку общества Таргариен.
Теперь перейдём к сладенькому:
Появление Риса Иванса, считаю неслучайным, потому как встанет на место Сесила из 'Анонима'. Его герой попытается переквалифицироваться из положительного в антигероя Дэвида Тльюиса, извлекающий выгоду из хитросплетения (я бы сказал эксперимента) со своей дочерью. Честное слово, когда видишь Риса с пером и пергаментом за столом сразу вижу человека, отдавшего рукописи не руди того, чтобы восхвалять Шекспира. Да, именно граф-поэт Дэвид захватил моё сердце в своей время. И, теперь кажется, что каждая роль имеет схожесть с его Дэвидом вплоть до Отто Хайтауэра или Распутина из спин-оффа 'King'sman'.
Роль заносчивого, злого и вспыльчивого принца Дэймона Таргариена исполнил Одиннадцатый доктор. Не знаю, почему каждый раз приходится отождествлять Мэтта с 'путешественником вов времени', но эта роль единственная (как мне кажется) и сильная положительная. Его образ антагониста настолько прикован к нему, что это клише боюсь долго не отвяжется от него. Здесь он сыграл красиво, как одетым, так и раздетым (стоит отметить атлетичность его тела) во время сношения с Мисарией из Лиса (Соноя Мидзуно, первая крупная роль лондонской танцовщицы их труппы Дрездена, которая появлялась в проектах Алекса Гарленда. Это лишний повод смотреть сериал Мартина).
Сама исполнительница юной Рейниры (Милли Олкок) получила эту роль чудом. После многолетних прослушиваний, она не получала приглашений на съёмки того или иного проекта. Хотя Милли дебютировала в 2014 году в сериале 'Страна чудес'.
Ну, Оливия Кук тоже удостоена внимания. Её принцесса в своё время не сумела воспротивиться слову отца, а теперь пожинает плоды его благодарности в виде детей которых усиленно продвигает на трон. Рад, что актриса после череды независимых и фестивальных лент вернулась в большое кино. Пускай и сериальное.
Всё остальное: не являясь поклонников фэнтези или книжным червём в 'Игре престолов', скажу как есть. На духу. Понравились локации, потрясающий вид садов Корлиса Веларион (кто такой, поймёте посмотрев). Совершенно не знаком с предыдущими драконами, но здесь их будет много, чем в 'Игре'. И, как мне показалось, один из культовых (возможно) присутствует и здесь. Замечательную работу провели Мигель Сапочник в качестве постановщик и хорошо адаптировал историю Райан Кондал. Я знаю, что у Толкина тоже есть предыстория в 'Сильмариллион' о Средиземье, но у Мартина не знаю. До того, как приступить к чтению 'Бури мечей' и остальных продолжений, надо бы узнать, а есть ли книги о предыстории героев. Потому что многие зрители профаны (как и Оливия Кук) не смотрели 'Игру'. Для многих станет открытием и подарком увидеть операторскую работу Фабиан Вагнер. Старая композиция подогретая новой от Рамин Джавади достойна уважения. Особое внимание уделяю хорошим костюмам Джанни Темим, которые не расходятся книжными оригиналами (прочитал на форумах). Продюсерская поддержка от Карен Уокер и Ангуса Мура Гордона смогла подняться этому сериалу, и стать в реальности противником 'Колец власти' (только уже не за трон), а за любовь зрителя.
Впечатления: вот ещё одна причина, почему выбрал вместо 'Колец' Толкина именно 'Дом дракона'. Потому что всё же первых двух трилогий Питера Джексона достаточно. Судить по первым эпизодам нельзя. Однако, сериал уже обещает быть интересным и многообещающим. И это говорит не фанат, а человек, которому наивно понравилась вселенная Мартина.
Таргариен, какие они есть. Это начало начал, так что долой критику. Смотрите с удовольствием! Долгих дней и приятных ночей.
Вот кто нибудь мне может объяснить, почему в дорогущем проекте нетфликса, экранизации моих любимых книг Анджея Сапковского, которую позиционировали, кстати, как 'убийцу' 'Игры престолов' всё, от париков, до брони, от мечей, до интерьеров, от цветокоррекции до актерской игры, выглядит так халтурно и неестественно. Я люблю вселенную ведьмака, я люблю этих персонажей, я даже смотрел безбожно дешёвый польский сериал не без удовольствия, но нетфликсовскую экранизацию с вполне, в принципе, приемлемым Кавиллом смотреть не могу вообще. До вчерашнего вечера я объяснял себе это тем что, ну, камон, это ж телевизионное фентези, оно априори нелепое и неестественное. Смотри и точка. Но вот на HBO выходит первая серия 'Дома драконов', приквел той самой 'Игры престолов' которую 'Ведьмак' и иже с ним намеревались убивать и уверенно стирает все эти аргументы про непреложную смехотворность сериального фэнтези.
На фоне конкурентов по жанру, если у 'Дома драконов' сейчас вообще есть конкурент ('Кольца власти' и четвертый сезон 'Наследников' ещё не вышли) приквел сериала про сиськи и драконов смотрится очень внушительно. Никаких вопросов к дешевизне окружения, недостаточности размаха или там даже спорных кастинговых решений предъявить невозможно. Ну, разве что, давайте все сразу примиримся что тут у нас история про длинноволосых блондинистых таргариенов и все актеры, аки гардемарины, носят не всегда удачно приклеенные парики. В остальном - сложно подкопаться к cgi-драконам, роскошным видам королевской гавани и турнирам рыцарей в белых плащах. Разве что есть проблемка в том, что кроме драконов, королевской гавани и белых плащей мы скорее всего мало что ещё увидим на протяжении сезона. Если 'Песнь льда и огня' Джорджа Мартина была масштабный сагой о семи королевствах, десятках семейств и двух континентах, то в приквеле у нас речь пойдет про всего одну конкретную семью, пускай и члены которой все как на подбор утонченные и склонные к инцесту. Про ледяную Стену, например, вообще забудьте - она досталась по-моему бессмысленному спин-оффу про Джона Сноу, который ещё неизвестно когда выйдет. У нас тут снова противостояние за железный трон в котором прибавилось мечей, правда проблема в том, что интригу держать на этот раз будет сложновато, так как при желании вы все можете прочитать 'Пламя и Кровь' с подробным описанием всего, что случится в эту эпоху. Да в конце концов, все смотрели сериал и представляют себе чьего внука через 170 лет назовут безумным королем и кто из Ланнистеров зарежет его ради общего блага (прервав тем самым легитимную власть династии Таргариенов и получив прозвище Цареубийца).
Остаётся только расслабиться и получать удовольствие: у нас тут честный приквел с честно обозначенными сюжетными рамками. Среди конкретного поколения семьи Таргариенов есть за кого болеть и кому симпатизировать. Пэдди Консидайн играет возможно самого интересного из показанных в обоих сериалах короля - рассудительного, спокойного, мудрого, но в то же время, когда надо и вспыльчивого и даже изощрённо жестокого. Мэтт Смит, которому белый парик пока идёт меньше всего, возможно станет главным любимцем публики - в нем уже видны задатки и Джейми Ланнистера, и Тириона и даже Петира 'Мизинца' Бейлиша (недаром он покупает тот самый бордель). Смущает пока только героиня Эммы Д'Арси в роли летающей на драконах таргариенской принцессы, рассуждающей о демократии и вообще всеми силами косплеющей Дейенерис. Но в целом все в плане ярких персонажей и сильных актеров здесь хорошо, Рис Иванс в роли десницы из дома Хайтауэров надеюсь ещё себя проявит, и тем более мы ещё не видели Оливию Кук в роли его дочери Алисенты, которая сыграет важную роль в судьбе семи королевств. В плане же главных козырей Игры престолов - насилия и обнаженки - тут кажется тоже все в порядке, даже слишком. Насилия в первом эпизоде даже как то чрезмерно много, плюс оно гипертрофированно явно на фоне успеха безбашенных 'Пацанов'. Тема, простите за выражение, сисек пока раскрыта меньше - но Соноя Мидзуно безусловно прекрасна, и тем более Мэтт Смит там жаловался что устал сниматься в многочисленных секс-сценах его персонажа, так что, кажется, поклонники этого аспекта в оригинальном сериале тоже не должны уйти разочарованными.
И, в общем, не знаю как закончить отзыв на сериал, который, собственно, только начался. Нужно заранее чуть снизить ожидания, ведь эпика в духе сериала по мотивам написанной на протяжении двадцати лет масштабной саги мы не получим априори. Но на представленном материале тоже вполне можно рассказать увлекательную историю, что создатели 'Дома драконов' без сомнения смогут сделать не особо напрягаясь. Главное помните, что зима близко. Ну как близко, до нее ещё лет двести.
Смотреть или нет 'Дом Дракона' - это похоже не вопрос. Конечно же смотреть. А вот ценность того, что мы увидим - под вопросом.
'Дом Дракона' - безусловно дорогой, качественный, красивый сериал. Он захватывает с первых же секунд и волшебным образом переносит зрителя в свой собственный мир, к тому же уже знакомый ему по 'Игре престолов'.
Зрители обожают этот мир - ведь им позволено заглядывать и в постель героев, и в закрытые совещания короля, и подслушивать за тайными заговорами, и парадоксальным образом совмещать магию с логикой...
Но подарит ли 'Дом Дракона' нам что-то истинно новое? Первая серия проекта выглядит лишь компиляцией 'Игры престолов'. Это как смотреть российские молодежные сериалы - параллельно ты легко можешь вычленять первоисточник - это они взяли из 'Клиника', это из 'Друзья', это из 'Доктор Хаус' и т.д.
Мы знакомимся с новыми героями, но будто бы уже видели их всех. Белоголовая девушка, которая не хочет быть просто принцессой, а хочет власти и готова сражаться с врагами, оседлав дракона - это будто смесь из Дейнерис и Арии. Хитроумный десница вновь замышляет какие-то сложносочиненные планы. Король и его брат естественно самые большие враги друг для друга. Где-то рядом снова ходят искусительные дамы - одна проститутка со сладкими речами, а другая юная придворная дамочка будто косплеит 'красную женщину' ведьму Мелисандру и амбициозную невесту Маргери Тирелл одновременно...
Глядя на эти абсолютно вторичные характеры персонажей, возникает логичный вопрос - если создатели сериала не смогли создать неожиданные и уникальные характеры для своих героев, то смогут ли они создать яркий и непредсказуемый сюжет?
Пока что зрителям заявили лишь огромную очередь из желающих занять железный трон. И нет никаких сомнений, что нас ждет борьба за власть, которая начнется внутри семьи, а затем привлечет многочисленных внешних врагов. И нет никаких сомнений, что сценаристы постарались сделать так, чтобы наши ожидания далеко не всегда воплощались в жизнь. Ведь свою славу 'Игра престолов' во многом получила именно смелыми сюжетными поворотами и будто-бы спонтанным умерщвлением центральных персонажей истории.
'Дом Дракона' - это безусловно вторичная компиляция всего лучшего из 'Игры престолов'. Но и сама 'Игра престолов' во многом была вторична сама к себе - к концу сериала на экране блуждали сразу несколько героев кастратов, сразу несколько влюбленных пар из близких родственников, несколько дам мужланок, и несколько свихнувшихся дамочек у власти... Так что компилятивность и вторичность - далеко не всегда большая проблема. Это во многом спиральная основа повествования, заложенная в первоисточниках Джорджа Мартина - история сама себя повторяет почти по кругу, но на новом уровне спирали.
От 'Дома Дракона' не стоит ждать таких же эмоций, как от 'Игры престолов'. Этот сериал безусловно не будет удивлять нас так, как это годами делал его предшественник. Но все же несправедливо будет ругать 'Дом Дракона' за это - он ведет нас по тропинке, по которой мы уже ходили раньше. Продвигаясь по этой тропинке мы увидим практически все, что видели в первый раз, но сможем увидеть то, что в прошлый раз осталось вне поля нашего внимания.
Мы на том же самом игровом поле, почти с теми же фигурами, игральные кости брошены, финал игры предрешен и известен, но игра только начинается. И она обещает быть захватывающей.
Если создатели сериала не поддадутся соблазну делать уж слишком длительные остановки на каждом шагу, 'Дом Дракона' вполне сможет не просто заменить, но и затмить 'Игру престолов'.