Выше я вижу целый пласт отзывов от обывателей, которые, как ни странно, судят по войне на основе... других фильмов о войне. Они, дескать, и поклонники военных драм, и знатоки войны, и знают, как было 'по-настоящему'. Причем знают, не вставая с дивана.
И так мне стало грустно и обидно за того же Виктора Астафьева и других фронтовиков, которые в своих книгах о войне писали именно о том, чему не верит местный 'знаток'. Было, а не верит. Знаток, он же лучше знает.
Этот фильм, именно такой, честный в мелочах, я давно ждал. Вообще, моя мечта - увидеть однажды экранизацию 'Так хочется жить' и 'Веселый солдат', но этот фильм тоже очень хорош. Знаете, чем? Тем, что именно он максимально приближен к тем незаметным мелочам, которые есть на реальной войне, но совсем нет в сотнях 'правдивых' фильмов.
А правдивые мелочи там везде, их масса. Мелочь - это как Костя выбирается из воронки. Он именно перекатывается, а не ползет вверх, подставляя спину. Так фронтовики и двигались. Как курят солдаты, автоматически закрывая спички ладонями, а затем и сигареты. Это рефлекс на снайпера, который бил 'на вспышку'. Мелочь, что рота одета по-разному, а не в одинаковых шинельках, которые не отличишь (как это почти всегда бывает в фильмах). Ведь рота пополнялась как старыми бойцами, так и новыми, получившими только-только обмундирование и теми, кто давно в боях, они не могли быть одинаково одеты.
И таких мелочей масса. Именно они создают очень яркий шлейф фильма. У него, уверен, были очень классные консультанты.
И в политрука я верю. Что здесь такого? Разве их, таких фанатиков, не было? Разве не такие вот идеалисты с горящими глазами делали революцию? Он сирота, партия и страна для него все, он не умеет иначе.
Словом, многими фильм просто не понят. Они садились увидеть очередные победы, которые так любят в фильмах, когда взвод кладет батальон, не теряя ни человека, а увидели правду войны. И не поверили в нее. Зря.
Игорь Копылов как режиссер уже достаточно давно обрел известность благодаря таким фильмам как «Ленинград 46», «Наружное наблюдение». Ну, известность, конечно, громкое слово, но в своих кругах его ценят и знают.
Под его шефством вышел новый военный фильм «Ржев». Картина снята на основе произведения ветерана и участника событий Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью». Знакомые, уже посетившие фильм, говорили об отсутствии любовной линии и присутствии жестокости. Ну, а чего вы еще ожидали? Это было столкновение, люди – пушечное мясо, их, откровенно говоря, вели на убой. Вот в эти моменты некогда особо думать о белокурых девушках с голубыми глазами.
Сюжет. Фильм показал лишь фрагмент сражений под Ржевом. Но и это уже заставляет задуматься о жестокости власти, которая просто кидает солдат на убой. Нет никакой любви, есть только отвага и слепая преданность Родине.
Герои. Действительно очень здорово, что актеры – малоизвестны. Не концертируешь внимание и не вспоминаешь об их прошлых фильмах. Чувство, будто ты действительно стал свидетелем вот этого маленького отрезка жизни. Командир роты вызвал отдельное уважение, актер Жарков сыграл хорошо, и мало к чему можно прикопаться.
Спецэффекты. Их особо я не заметила, поскольку задумка была простая – обойтись собственными силами, сделать упор на реалистичность. В качестве декораций использовали развалины церкви, и это стало для меня более атмосферным штрихом, чем дым и постоянные взрывы во многих других фильмах.
9 из 10
Сходите, обязательно нужно идти тем, кто никогда не слышал про Ржев.
У нашего кино есть шанс. Фильм сделан всерьёз и люди, создававшие его, явно не заслужили насмешек и откровенной лжи, какая лилась на них в сети!
Фильм 'Ржев' посмотрел спустя 2 года после его проката. Не ожидал от него ничего особо, тем более блогеры и реконструкторы всех мастей (а их в интернете крайне много) фильм обругали, оттоптались по полной программе. Оказалось - передернули.
Фильм сделан с душой, всерьез, старательно, тщательно, думая о главном - достоверности и драматургической наполненности, об идейной 'верности' что ли главному - что Россия - наша Родина и за неё сражались истово. В интернете, к сожалению, многие передергивали, якобы 'фильм про урку' либо 'победили вопреки'. Но такая плакатная плоскость мышления критикующих сродни плакатной же плоскости отдельных персонажей этого фильма. Фильм неоднозначный, противоречивый. Одно можно сказать - он сделан всерьёз и люди, создававшие его, явно не заслужили насмешек и откровенной лжи, какая лилась на них в сети!
Что понравилось.
Проработка истории. Отдельные актерские работы. Драматургическая наполненность, наличие моментов, когда сопереживание максимально, когда выбор требуется сделать здесь и сейчас и от него решается остальное. Музыка иногда (не везде). Качество материала. Серьезный подход к исторической достоверности. Спецэффекты. Отличные сложные, будто созданные для киноисследования моменты жизни!
Не понравилось.
Музыка не везде точно написана, иногда не в тех местах звучала, где нужно для драмы, а модуляции не там происходили, где происходили драматургические перипетии - отсюда рассинхрон чувств. Отдельные актерские работы, которым не веришь (например, молодой этот чекист, пришедший в середине фильма) - как только появляется фальшь, кинодостоверность рушится, к сожалению. Монтаж просто губителен местами, вредит киноповествованию, мешает выйти на обобщения - их почти в фильме нет! (а, открою секрет, ради них мы только и ходим в кино - чтоб понять, как устроен мир, чтобы выудить из частной истории нечто более общее). Пример: когда немца тащат убрать, общий план и купол развален-порушен. Отличный образ. Но монтажер представляется таким: 'так... мне заплатили, надо монтировать, а не сидеть, дай-ка склею' - появляется очередная ни к чему не нужная склейка. Склейка на движении фляги - это что? Ну склеили 2 кадра, этому учат на 1 курсе института. И что? Актеры сидят-молчат. Надо склеивать там, где мысль зародилась у персонажа, где что-то изменилось. В общем, неуд. Что еще не понравилось -- отсутствие обобщений. Момент, когда чекист и дед смотрят в небо - ну дай ты, режиссер, досмотреть, протяни музыку. Нет, обрезают, будто сами испугавшись вдруг проявленной своей эмоции! Или когда немцы атакуют минометами - тема музыкальная звучит, почти вышли мы на обобщение - и... бац, ничего, пустота, музыка затихла. А потом вдруг снова. В общем, претензий чисто профессиональных море. Это сгубило восприятие на треть или четверть. Нужен если скрипт доктор или монтажер - обращайтесь в л. с. Не понравилось, как не показаны оценки персонажей - начался, например, обстрел. А мы просто бросили героев там в разрушенном храме. В общем, столько образов могло родиться, но монтажер или режиссер убили это. Авторский текст исходный я не читал, но коллизию между формальным приказом и обязанностью его выполнить (которая, к примеру, есть в другом фильме - гениальном - снятом по прозе этого автора - фильм 'Сашка' - просмотр обязателен!), здесь в этом фильме превращается в коллизию-конфликт между 'плохим' и 'хорошим' человеком, т.е. уплощено, можно было сделать объемнее и правдоподобнее. Титры - шрифт ареал, не парились, зато кто-то получил за 'дизайн титров'... Не хочется долго ругать - фильм-то вышел просто отменный!
Сколько моментов стоящих! Лаконичность момента, где украинец отказывается стрелять в русского ради того, чтоб выжить, потрясает! Фраза немца: 'когда-нибудь мы научим русских убивать друг друга' отсылает нас к современности, украино-русской, не побоюсь этого слова, войне. Эх. Такое ощущение, что фильм хаяли русскоговорящие украинцы, внутри которых проснулся голос совести, а они сочли это за собственную слабость. Если сомневаетесь, смотреть ли фильм - ответ однозначен. Смотреть обязательно. Авторам успехов, творческого развития. Сильные стороны ваши - умение работать и создавать профессиональный продукт. Слабые - отсутствие обобщений (как в сериалах они отсутствуют), а также поспешность в проработке драматургии. Нужно было поработать над сценарием, мог стать шедевром! Вам показать надо было более эпичный контекст (снять всего 2 новых локации - условно 'у гитлера' и 'ставка Сталина') и просто показать значимость этих событий в контексте глобальной ВОВ. Тогда было бы сильнее. Вы и сами это видите, осознаёте. Тогда почему не сделали? Дали повод диванным экспертам глумиться над тем, что название не соответствует содержанию. Успехов и роста творческого! Команда, снимавшая фильм - молодцы!!!
Не все фильмы, которые сейчас снимаются про Вторую Мировую войну и Великую Отечественную, могут передать все то, что происходило в окопе, все ужасы и кровь, которые наполняли глаза обычного солдата, который из мирной, спокойной, жизни, окунается с головой в - ад.
Ржев - именно тот фильм, в нем нет места для ненужных любовных линий и всяких пустых 'соплей', зритель с первых минут попадает на поле боя, где передается вся картина тех страшных лет.
Актерская игра кстати тоже понравилась, несмотря на многие недовольства, каждый актер строго выполнял свою роль и следовал ей. Героизм наших солдат, режиссер не стал выставлять на показ, а красиво и грамотно разложил по всем персонажам и отрезкам фильма.
Не смотря на все ужасы боевых действий, в фильме нашлось место и широкой русской душе и хладнокровным приказам командования, которым - война диктует свои жестокие правила.
Подведя итог: фильм достоин своего места в кинематографе и заслуживает внимания каждого.
Давно хотел посмотреть этот фильм, поскольку интересуюсь периодом перелома в Великой Отечественной Войне, к которому безусловно относится Ржевская битва. Мы мало что знаем о ней. Сталинград известен каждому. О нём написано много книг и снято большое количество хороших фильмов. О Ржеве нет почти ничего, кроме знаменитых строк стихотворения Твардовского: 'Ни петлички, ни лычки с гимнастёрки моей...'. Сейчас мы уже узнаём о том, что определённый период времени войсками подо Ржевом командовал сам Жуков. И что этот театр военных действий отвлекал огромные массы войск фашистов, не давая перебросить их под Сталинград. Фильм о небольшом кусочке битвы. Мы видим как рота советских солдат наступает на село Овсянниково. Идут по чистому полю, среди бела дня, теряя при этом до половины личного состава. За счёт умения опытных бойцов наконец нейтрализуют немецкий пулемёт и в окопах уничтожают множество немцев в рукопашной схватке. Фашисты отходят. А дальше мучительное ожидание контратаки. Напрасная надежда на подкрепления, которые так и не пришли, поскольку были нужны в резерве.
Дальше психологическая битва внутри уцелевшей роты. Каждый показывает своё настоящее лицо. Война ужасное дело: фильм это демонстрирует наглядно. Помимо десятков трупов русских и немцев солдат мы видим сложенных штабелями в подвале разрушенного храма замученных мирных жителей. Но война ещё и испытание, искупление. На это тоже намекает прямо дедушка-доброволец, перебинтовывающий особиста (бывшего беспризорника), ведущего его на расстрел. Да, по закону нам всем гореть в Геенне огненной. Но только по милосердию божию мы можем надеяться на лучшую участь. Видим мы и малодушие, самое позорное предательство и слабость. Но больше видим обычных людей ставших настоящими героями, вставших на защиту Советского Союза или России - нашей Родины. Хороший фильм. Побольше бы таких.
Посмотрел фильм. Фильм очень понравился, смотрится на одном дыхании. Реалистично сняты сцены боев. Некоторое непонимание вызвали персонажи особиста и уголовника, украинца. Не понял образа особиста, его действия. Но поразмыслив, пришел к выводу, что смотрел фильм с позиции того, что киношные герои психически здоровы, если об этом не указывается отдельно. В нашем случае это остается за скобками. Скорее всего у него ананкастное расстройство (психическое расстройство). Такое поведение обусловлено неуверенностью в себе, сомнениями в своей правильности, в успехе. Причины этого кроются в раннем детстве, которое у него было тяжелым. И впоследствии окружение также возможно подавляло личность тогда еще ребёнка, запрещало ему выражать свои чувства, эмоции, желания, определенно навязывало коммунистические идеалы и ставило недостижимые цели. Что в целом способствовало развитию низкой самооценки. Поэтому-то особист внутри себя ощущает неправильным, неполноценным, что заставляет его стремиться к совершенству, быть безупречным абсолютно во всём. Все правильные казалось бы посылы доводятся до абсурда в конкретных условиях и только мешают выполнению общего дела. И это не образ злого НКВДшника, это образ человека, который стал жертвой ПМВ, гражданской войны. И тем не менее, выполняя свой долг, даже так, как он это понимал, он не прячется за спины других, стоически смотрит смерти в лицо. Что не может не вызывать уважения. Отдельно хотелось бы обратить внимание на его фуражку зимой. Возможно, эта тема не до конца раскрыта, но разбирая данного персонажа, напрашивается аналогия с моряками, идущими в атаку и надевающими бескозырки. Безусловно, особист гордится и дорожит своей службой. И как бы презирая смерть и боль, осознанно не надевает шапку, а остается в приметной фуражке.
Еще одним важным персонажем является профессиональный уголовник. Не сомневаюсь, что были воины из уголовный среды, которые добились больших успехов в военном деле. Но как минимум акцентирование сюжетной линии на криминальном элементе, неистово желающий отдать свою жизнь в борьбе с фашистами в данном фильме излишне.
Солдат-украинец - колоритный персонаж, но сожалению в нем проглядывается сиюминутная политическая конъюнктура. В фильме, где есть различия по национальному признаку (в нашем случае по языку), и из одних делают практически бесспорных героев, а других наделяют противоположными чертами, легко прочесть современный подтекст.
Читая в школьных учебниках по истории о Ржевской битве, охватившей больше года и унесшей жизни миллиона бойцов, находишь много страшных эпитетов. Кровопролитная. Тяжёлая. Изматывающая. И всё верно, и всё так. Но вот наш школьник закроет учебник, пройдёт один из тех утомительных школьных тестов, в которых его помучают знанием точечной информации (даты, цифры, термины), получит оценку, удовлетворительную для него, и посчитает дело закрытым. «Тяжелая была битва битва. Кровопролитная. Страшно, наверно, было...».
Фильмы о войне тем ценны, что помогут расшевелить сознание, вместо обезличенных таблиц и умозрительных обобщений (без которых ныне не обходится ни один государственный экзамен) предлагая зрителю проследить судьбы людей.
В «Ржеве» непредсказуемо все. Нарушены все законы жанра. Юный боец, который перед сражением сжимает в ладони красную звезду (трогательная, печальная находка; ведь эта звёздочка как символ Отечества была главной движущей силой для миллионов), а в конце сражения стоит, обезумевший от разборчивой жестокости войны, подкосившей его приятелей и вздумавшей оставить его в живых, вдруг падает навзничь от выстрела в голову. С этого момента смотришь фильм иначе, понимая, что перед тобой не кассовый блокбастер о «драйве войны», а картина о том, какой война была на самом деле — неприглядной, страшной и... Совсем неразборчивой.
К слову, так нередко бывает, когда фильм снимают по мемуарам.
Что особенно удивляет — так это многослойность характеров. Опять же — черта кино, основанного на воспоминаниях очевидцев войны. Я с трудом могу отнести хоть одного из героев к архетипам «тень» или «злодей». Безусловного зла здесь нет. Ни воришка-рецидивист, ни суровый НКВД-шник, требующий исполнения безрассудных приказов, ни даже немцы как противоборствующая сторона не вызывают одной только ненависти. Зрителя не «натравляют» против кого бы то ни было, а позволяют выступать в роли наблюдателя, беспритрастного настолько, насколько можно быть беспристрастным при виде войны.
Сердцевину повествования, однако, образуют не сами тактические операции, а нравственные конфликты. И дивишься в очередной раз, как война возвращает человека к главным вопросам, срывая все второстепенное, чем наполнена скука обыденной жизни; на войне говорят без обиняков, прежде всего — с самим собой. Так и зритель невольно спрашивает себя, вырвавшись из череды забот, покупок, сплетен и недовольств. Какому делу я посвятил свою жизнь? Так ли оно нужно людям? И главный вопрос. А нужно ли оно мне самому?..
В этом фильме, невзирая на бесцеремонную откровенность сцен на поле боя, очень много надежды. Надежды на то, что, оторвавшись от среды, которая вынуждала бороться лишь за свою жизнь, бывший вор начнёт сражаться и за чужие жизни (с умелой изворотливостью, недоступной другим); на то, что беспризорник, лишенный благополучного детства, отвергнет мстительную озлобленность на мир и безумное служение «звериному» закону; надежды на милость бойца, определённого на расход, к собственному палачу; надежды на совесть у того, кто от страха сдался немцам... Наконец, надежды на Победу, — неразумную и маловероятную (без еды, без сна, без оружия и даже чёткого представления о планах противника), успех которой весь зиждется на воле и героизме людей, которые питали к Родине кровную любовь, а не равнодушное уважение.
Тем труднее становится вообразить себе этот всенародный подвиг, чем больше мы продвигаемся вперед в знаниях, технологиях, всяческих удобствах жизни... Такое кино, как «Ржев», позволит вам пережить войну, как если бы — хоть на два часа — на ней оказались вы сами.
Вы удивитесь, как возрастет ценность всего скучного и прившегося, как только вы покинете кинозал.
И налетели блогеры и критики, «историки» и историки, а самый громкий вой поднялся со стороны секты свидетелей непогрешимого Советского Союза – карикатурно тоталитарных обличителей «антисоветчины».
Эти критиканы уже успели обругать кино за набор стереотипных персонажей – тут и 17-летний паренёк, который так и не смог выстрелить в немцев, и колхозный бухгалтер, оказавшийся бывшим преподавателем философии (ещё в царские времена), и служака-сержант, который не даёт бойцам расслабиться после боя и заставляет готовиться к немецкой контратаке, и политрук Ефим понятной национальности, и хитрый приблатнённый солдат, и простой мужик-крестьянин, и фанатичный особист, готовый расстрелять отца 4 детей за подобранную на самокрутки немецкую листовку, и глуповато-трусоватый украинец-помощник особиста, и отец-командир ротный, бывший шахтёр, и оставляющий роту на верную смерть комбат. В общем, целый букет. Неужели такое обилие разных типажей просто порвало кому-то шаблон?
Фильм даже имеет целую литературную основу – действительно антисоветскую повесть «Искупить кровью». Вот только отличий от повести хватает, а чем дальше по сюжету, тем меньше общего с первоисточником.
Так что давайте-ка посмотрим на кино трезво. На какое кино? На «Ржев». Нет желания закидывать читателя спойлерами, так что попытаюсь кратко донести о чём же кино.
Сюжет прост: самое начало 42 года, зима, пехотная рота красноармейцев штурмует деревеньку Овсянниково (хотя на месте тех нескольких халуп и разрушенной церкви может быть любое другое село, хоть Кукуево, - название населённого пункта в фильме совершенно не важнО) под Ржевом. Немцев выбивают, рота теряет половину личного состава. Выбивают непривычно (для нашего кино) зрелищно – вместо обозначения попадания пули – оторванные руки, оторванные ноги, оторванная половина туловища, окровавленные и контуженные от близких взрывов и посечённые осколками бойцы, случайно подстреленный боец, не принимавший участия в атаке…
С первых кадров кино готовит к одному: фильм не стандартен. Мы не видим бравурной атаки с привычными «За Родину, за Сталина», наоборот, ротный приказывает атаковать молча, ведь чем позже враг заметит наших, тем ближе удастся подобраться и тем меньше жертв. Да и сама атака показана не вдохновенным наступлением, а разбитой на человеческие эмоции: гнев, паника, ступор, остервенение. Рукопашная жестокая и кровавая, в ход идут штыки, приклады, ножи, кулаки. Для многих это – первый бой.
И во время этой атаки приходит понимание, что фильм – не о большой войне, не о каком-то сражении, нет. Фильм – о людях. И у каждого из этих людей своя правда, точнее – её кусочек.
Фильм не насыщен батальными сценами, зато хватает диалогов, сначала рождающих вопросы, а потом дающих на них ответы и раскрывающих персонажей.
Постоянные конфликты между героями перерастают в новые сюжетные повороты.
Даже глуповато-трусоватый помощник особиста, попавший к немцам и пытавшийся предать, в итоге делает единственно верный выбор, словно в противовес прозвучавшим ранее словам немца: «Мы научим русских убивать друг друга».
За короткое время раскрываются и меняются все персонажи, «фанатичная кровавость» советской власти (за которую критиканы набросились на «Ржев») оказывается страшной необходимостью и результатом тяжелейшего морального выбора, а маленькая правда всех персонажей, какой бы разной она не казалась, складывается в одну, большую и суровую правду будущего Победителя.
И вдруг оказывается, что фильм не проклинает советскую власть, не очерняет ветеранов и не гадит на нашу историю. Фильм просто напоминает, что вся наша история – это наш народ, наши предки, а потом – и мы с вами.
Вы этого не поняли? Тогда у меня для вас плохие новости…
Попал на этот фильм случайно, обычно смотрю рейтинг на Кинопоиске, и если ниже 6-ки, не иду - очень зря доверяю дурацким рейтингам...
Фильм более, чем хорош - в кои-то веки воспользовались отличной литературной основой, а не высасывали сюжеты из пальцев. Снято все на очень хорошем уровне, причем и батальные сцены (заглавную сцену думаю и Спилберг бы одобрил) и все, что происходит в захваченной деревне, - смотреть интересно, диалоги прописаны очень правдоподобно, актеры не самые известные - поэтому все выкладываются на полную, особенно я бы выделил Ивана Батарева.
Что же во всем этом удивительного, так это странно низкие оценки - кажется многие тут втыкают их просто на автомате, даже не видя фильм. Очень жаль, что фильм из за этого пройдет практически незамеченным широкой аудиторией, рекламы тоже было очень мало, плюс невнятный трейлер - видимо весь бюджет ушел на постановку, замечу что Фонд кино в этом проекте не замешан - а то бы была реклама из всех утюгов и качество фильма ниже некуда - оставим ФК большие бюджеты, пропагандистскую чушь и полную неадекватность в их сюжетах.
Тут все сурово, война как никак - оторванные руки, крики солдат, грязь, кровь и самопожертвование. Отлично показаны штабисты и особисты - тут они не однозначно плохие или хорошие, тоже все личности многогранные и интересные. Простые солдаты - не просто массовка, им реально сопереживаешь. Постановка тоже порадовала - никаких провисаний или скучной болтовни, все уместно и по делу.
Не очень люблю писать рецензии, я не кинокритик - но это достойное, умное кино, его не так уж и много снимают сейчас - не ведитесь на мнение большинства, если любите фильмы о второй мировой, обязательно сходите - не пожалеете.
Когда возникает ощущение, что попался на кликбейт... но не слишком то и жалеешь.
Во-первых, следует отметить, что в техническом плане фильм очень даже неплох, непосредственно боевые действия показаны зрелищно и, в то же время, достоверно. К сюжету уже возникают претензии, например, абсолютно идиотское поведение особиста, которое явно представляется натяжкой для продвижения сюжета. И хотя в дальнейшем развязка получается довольно неплохой, моментов, которые заставляют морщиться это не компенсирует. Но это скорее недостаток именно литературной основы, который перекочевал в фильм и на большом экране получился ещё более выпуклым. Если хотите посмотреть неплохой военно-исторический фильм, без особых ожиданий, то фильм не разочарует.
Чего вы не найдете так это истории про Ржевские операции советской армии. И было бы логично ожидать именно их, учитывая название фильма. В боях за Ржев погибло около миллиона советских солдат, что явно демонстрирует нам интенсивность, ожесточенность боёв на ржевском направлении. Продвижение на считанные километры оплачивалось большой кровью... а потом менялась оперативная обстановка, возникала угроза окружения, и отбитая у врага территория мгновенно обесценивалась, и все жертвы и потери становились напрасными. И так до самого освобождения Ржева.
Учитывая вышесказанное, я ожидал от фильма эпичных, масштабных боев и душераздирающей военной драмы. А в итоге увидел экранизацию книги 'Искупить кровью'. Экранизацию хорошую, но место действия можно совершенно безболезненно перенести на любой другой участок фронта, так что ожидания не оправдались.
Подведем итог. Если вы решите посмотреть фильм, то увидите неплохое военно-историческое кино с хорошим техническим исполнением. Однако если вы хотели посмотреть фильм об одной из самых масштабных и кровопролитных битв Великой Отечественной Войны, будете разочарованы.