Когда на вашем пути встречается очередной фильм о прославленной детской писательнице, то наверняка вы ожидаете увидеть фильм в стиле 'Мисс Поттер' 2006 г. Добрую, яркую, сказочную историю о женщине, живущей в созданном ею самою мире, населенном замечательными персонажами.
Однако вышедший 27 мая 2021 г. в прокат фильм 'Туве' совсем не такой. Туве Янссон широко известна и любима в России. В любом книжном магазине можно найти книги из серии 'Муми-Тролли', у многих сохранились еще советские издания и конечно все видели хотя-бы несколько мультфильмов с этими замечательными персонажами.
Лента 'Туве' - это не фильм о Муми-троллях. Да, конечно, прославившие писательницу и художницу персонажи постоянно присутствуют в фильме. И если вы хорошо знакомы с героями сказок Туве Янссон, то получите удовольствие от лицезрениях их реальных прототипов.
Но в целом 'Туве' - это драматическая лента о неудачливой художнице и ее сложных, запутанных отношениях с возлюбленными.
В начале фильма Туве Янссон - это дочь прославленного скульптора, которая все никак не может добиться признания ни от отца, ни от профессионального сообщества. Она живет бедной богемной жизнью, в которой приняты довольно вольные взаимоотношения. Так у Туве Янссон появляются одновременно два возлюбленных...
Фильм 'Туве' одновременно похож и не похож на многие другие биографические ленты о творцах. С одной стороны он демонстрирует нам 'голодного' непризнанного художника, но говорить всерьез о материальных сложностях не приходится. Ведь главной героине все время подбрасывают работенку власть имущие.
В 'Туве' есть мотив моральной борьбы любого художника - создавать что-то, что хочется и бороться с всеобщим неприятием, или подстраиваться для того, чтобы обладать социальным признанием и деньгами. Но Туве Янссон принимает эту дилемму довольно легко. Она не сетует и не негодует на то, что ей приходится выполнять чьи-то заказы. Ее картины мало кому нравятся. Художница это принимает и понимает.
Но главное отличие ленты 'Туве' от большинства байопиков заключается в том, что он не показывает нам историю успеха. Да, мы видим, как Муми-тролли сделали ее знаменитой и богатой. Но мы отчетливо осознаем, что для Туве Янссон эти излюбленные миллионами читателей герои не были главным смыслом жизни.
Далеко не всегда слава и восхищение общественности делают человека счастливым. И фильм 'Туве' это ярко продемонстрировал. Туве Янссон в конце фильма говорит - 'Я не знаю, чем я хочу заниматься'. Это ли не главная проблема множества людей? Принято считать, что выбор жизненного пути - это задача юношеского возраста. Но на самом деле многие из нас до конца жизни испытывают разочарование от своего выбранного пути. Даже если этот путь привел нас к успеху.
Если вы хотите увидеть оду Муми-Троллям, то 'Туве' вас сильно разочарует. Но если вам интересно узнать реальную историю творческих поисков и познакомиться с личностной драмой, лежащей в основе многочисленных произведений Туве Янссон, то этот фильм для вас.
Биографический фильм 'Туве' рассказывает о знаменитой художнице и авторе книг о Муми-троллях Туве Янссон. Картина знакомит зрителя как с историей создания полюбившихся читателям персонажей, так и с довольно неоднозначной личной жизнью писательницы. Туве выросла в творческой семье, её отец был знаменитым художником и скульптором, и от девочки ждали таких же успехов. Однако, несмотря на все старания, Туве запомнилась миру как автор детских книг с собственноручными зарисовками персонажей. Её отец не считал это искусством и был разочарован дочерью, вероятно именно отсюда идут корни того, как в итоге строила свою жизнь Туве и кого выбирала в спутники жизни.
Честно говоря, не ожидала увидеть здесь яркую линию лесбийских отношений, но подано это в принципе вполне смотрибельно. Наблюдая за историей отношений Туве с театральным режиссёром Вивикой, я всё пыталась понять, как формируется у человека с изначально заложенным гетеро-кодом интерес к людям своего пола, но так и не поняла. Мне видится, что женщина может искать в женщине понимания и безопасности после неудачных отношений с мужчинами, но откуда при этом берётся физиологический интерес, моему сознанию видимо не понять. Ну да ладно.
Так или иначе, именно эта женщина смогла убедить Туве в том, что её комиксы про Муми-троллей не должны лежать в ящике стола и именно она смогла помочь этим комиксам увидеть свет. Жаль, что, состоявшись в профессиональном плане, Туве так и не смогла состояться в семейной жизни. Может это такая плата за успех – мало кому удаётся реализовать себя одновременно во всех областях. Фильм получился довольно необычным и наверняка останется в памяти тех, кто решит его посмотреть.
Финская писательница Туве Янссон обессмертила свое имя благодаря созданию очаровательных сказочных существ Муми-троллей, книги о которых были безумно популярны, что в итоге превратило Туве в одну из самых богатых женщин Финляндии. Но сразу после Второй мировой войны это была просто робкая, неуверенная в себе художница, к тому же, внезапно осознавшая собственную нетрадиционную ориентацию после судьбоносной встречи с театральной деятельницей Вивикой Бандлер. Их тайный роман длился не так долго, но именно Туве и Вивика, придумавшие собственный кодовый язык, стали прототипами Тофслы и Вифслы – персонажей, в числе других населявших сказочную Муми-долину.
Жизнь такой выдающейся личности, как Туве Янссон, с одной стороны была полна чувственных страстей (середина ХХ века – достаточно сложное время для принятия своей гомосексуальности и выстраивания личной жизни без какого-либо самообмана), с другой – на удивление тихой, скромной и сдержанной, которую не изменили даже свалившиеся на нее огромные деньги. Биографическая драма «Туве» дамы-режиссера Зайды Бергорт предсказуемо охватывает именно тот временной период, когда на свет стали рождаться бессмертные муми-тролли, но основной акцент, к сожалению, делает именно на перипетиях личной жизни писательницы-интроверта.
Формально уделяя определенное внимание появлению ключевых работ Янссон, Бергорт подходит к жизни писательницы несколько однобоко, выстраивая меланхоличную, несколько пресную и, в общем, весьма стандартную историю о нестандартной любви, предательстве и боли, как толчке для творчества. Бандлер здесь выведена в качестве главного объекта томления и вообще человека всей жизни; партнерша Янссон, художница Тууликки Пиетиля, с которой Туве в итоге прожила 45 лет, признавшись общественности лишь в 1993 году, появляется в последней трети картины и то в виде какой-то карикатурной эпизодницы. Конечно, нельзя оспаривать тот факт, что настоящий Художник черпает вдохновение из личного опыта и глубоко интимных переживаний, но почему-то именно в рассказе о Туве Янссон душа жаждет больше откровений о рождении её уникального волшебного мира, ставшего таким родным и любимым для читателей всех возрастов, нежели тасовки пикантных фактов из её биографии пополам со скуповатой констатацией этапных шагов на пути к славе.
Но, подобно самой писательнице, наделившей смешные картинки полнокровной жизнью, душевность и витальный шарм этой суховатой картине, напоминающей больше телепродукт, чем вескую заявку на премию «Оскар» от Финляндии, придают прекрасная актерская игра исполнительницы главной роли Альмы Пёвсти и нежный саундтрек. И если печальные звуки пианино наполняют лиризмом средне выстроенные мизансцены, то Альма со своей особой искренностью, чувственностью и ранимостью прекрасно попадает в образ, представ на экране именно той Туве, которую полюбят миллионы, а сама она, став обладательницей огромного финансового состояния и даже личного острова, в дальнейшем будет скрываться от пристального людского внимания именно на этом уединенном островке, предпочтя богемному шику и звездной славе уютный домик посреди скал.
За что хочется сказать авторам спасибо так это за то, что они не стали делать унылый байопик из серии 'детство-юность-становление и так далее'.
Получился действительно кино-портрет личность. Эксцентричной, незаурядной, живущий в своем маленьком мирке.
Нельзя сказать, что в течении непродолжительного экранного времени (1-40 для такого фильма все таки мало) нам рассказывают какие-то новые и интересные факты из жизни знаменитой Муми-Мамы, но лично я открыл её для себя по-новому.
Больше всего авторам удалась линия с отцом героини: это не просто конфликт отца и дочери/старого и нового взгляда на искусство, тут важна философия и родственные чувства.
Удачно подобран саундтрек. Эдит Пиаф подана, как похожая с Туве своей непростой судьбой дама, а знаменитое танго Por una cabessa звучит, как отличный рефрен.
И с актерским составом полный порядок. Непростую любовную линию они разыграли без пошлости и фальши.
Единственное, чего меня раздосадовало так это то что экспрессивные эпизоды не идут стройной драматургической линией, а разбиваются на отдельные фрагменты. И концовка выглядит немного неестественной.
Ну и мало сказано о том почему Туве творила свои работы так, а не иначе. Многие сопоставляют этот фильм с картиной про Модильяни и не без оснований, но только там нам показали 'творческий метод', а тут об этом умолчали.
Тем не менее, это легкая и не перегруженная биографическая драма о интересной и незаурядной женщине.
Туве Янссон навсегда вписала свое имя в историю, причем не только финскую. На Родине, еще при жизни Туве получила множество наград за вклад в искусство, а на похоронах президент Финляндии говорила о ней как об одной из самых величайших представителей этой маленькой страны и даже объявила национальный траур. Думаю, этот факт о создательнице муми-троллей лучше всего описывает деятельность художницы на протяжении многих лет жизни и подтверждает неимоверное вдохновение, оказанное ее рисунками на тысячи художников по всему миру. Я уже не говорю о миллионах поклонников в виде самых разных людей.
Эта биографическая лента первой расскажет о жизни Туве. Удивительно, но еще никогда прежде кинематографисты не решались браться рассказать о ее непростой судьбе. И то, с какой теплотой они это делают вызывает уважение и однозначно заслуживают положительной оценки от критиков и многомиллионной базы фанатов творчества. Отсчет времени начинается в послевоенной Финляндии 1944 года, где Янссон ищет себя в роли художницы. Отдельной темой идут ее отношения с отцом - признанным скульптором того времени. Требовательный, и с виду строгий он оказывает на дочь давление, которому молодая Янссон сопротивляется. Именно это желание свободы в творчестве, а также необыкновенное стечение обстоятельств в личной жизни делает из нее личность, которую мы знаем и спустя более ста лет с момента ее рождения.
Можно по-всякому относится к творчеству Янссон. Для кого-то это просто картинки без смысла, но то же время большое количество людей видят в них отражение себя и своих чувств в этом сумасшедшем мире. Фильм, как и сама жизнь Туве в очередной раз отчетливо дает сигнал к жизни собственной - не сдаваться, даже когда все вокруг смеются над твоим делом и считают его пустой тратой времени. В этом мире всегда найдутся недоброжелатели. Главное - уверенно двигаться к своей мечте, пробираясь сквозь неудачи и горечь потерь. Жить своей жизнью здесь и сейчас, делая то, что считаешь важным. Ведь только это поможет оставаться на плаву в тяжелое время. А когда цель будет достигнута, она станет стимулом к жизни для других людей. Одним из которых ты и сам был когда-то.
По фильму Туве завораживает своим тихим характером и смелостью - казалось бы малосовместимые качества. Однако, героиня не громкая, шумная или взбалмошная, она в своем мирке, в своих ощущениях и восприятии происходящего, но она делает смелые поступки: взяться за работу которую не одобряют, пойти на отношения, и другие которые не сулят ничего хорошего, поехать в город о котором мечтала много лет. Это фильм о простом человеке, а не супергерое. И смелые действия в рамках нашей обычной повседневной жизни. Поскольку она выросла в творческой семье, от нее ждали много, в первую очередь её отец. Героине хотелось творить, создавать. 'Я художник' одергивает Туве людей говорящих о ней как о карикатуристе или комиксисте. Ей приходится переступать через себя, как профессионала. Кто не занимался искусством не поймет всей серьезности этого поступка.
Отдельно хочется выделить то, с какой воодушевленностью Туве воспринимала мир, все события и ситуации. Она переживала их, чувствовала, но не закапывалась в мыслях о сожалениях. У героини был легкий ненавязчивый нрав, как летний ветер Скандинавии играющий с её соломенными волосами.
По визуальному решению двоякое ощущение. Видишь мелкие морщинки, не эстетичные детали, но ты видишь настоящих людей. И если первые минуты это отталкивало от привычного голливудского стандарта идеального персонажа с корректировкой, то потом ты проникался любовью к обычным людям, которые более реальны, естественны и похожи на тебя.
В прямом смысле самый теплый фильм. Приятная тепла цветовая гамма из пастельных и коричневых цветов, изредка сменяющаяся на зеленый. Саундтрек вплетенный в историю, что его не замечаешь, а чувствуешь. Кстати даже прослушивая его в отдельности он оставляет ощущение тепла.
Один из самых вдохновляющих фильмов последних лет. И в заключение очень точно подмечено, что ты можешь заниматься всем сразу.
Как бы то ни было, фильм не такой уж муми-тролльский, как вы могли бы подумать. Это скорее история о борющемся человеке и её различных испытаниях и невзгодах. Про успехи и потери как в карьере, так и в личной жизни. В итоге, я был разочарован тем, что в фильме особо и не было центральной темы становления художника - как художника. В центре внимания здесь отношения Туве Янссон с большой любовью, не получившей полной взаимности. Безусловно, на художника влияют жизненные перипетии. Но почему тогда на втором плане остались другие отношения, которые могут казаться более интересными, такие как те, которые она поддерживает со своим отцом?... В фильме ничего особенно не выделяется, кроме работы актрисы Альмы Пейсти. Я хотел увидеть фильм о художнике и писательнице, а увидел 'пьющих богемных артистов', сцен в духе 'посмотри на меня, я танцую' и отношения двух лесбиянок. Очень поверхностный фильм.
- Позвольте спросить, кто Вы такой и за кого Вы меня принимаете?
- Я много слыхал о Вашем удивительном таланте. Я уверен, что здешние господа ставят за честь оказывать покровительство такому превосходному поэту.
- Вы ошибаетесь, синьор. Наши поэты не пользуются покровительством господ. Они сами господа. Они не ходят пешком из дома в дом, выпрашивая себе вспоможение.
'Маленькие трагедии', 1979, реж. М. Швейцер
Должен ли быть творческий гений голодным, нуждающимся, чтобы творить 'полотна'? Не является ли сытость признаком заката, упадка? Конечно же постулат этот является спорным. И среди 'упакованных' в парчу масса достойных творцов и нищенство влачащих, легионом самородков могут похвастаться. Вот, к примеру, разве Амедео Модильяни не бедствовал всю жизнь? Стоит лишь прикоснуться к драме 2004 года 'Модильяни', и всё станет понятно. Гол как сокол. А звезда Моцарта в имперских коридорах императорскому величеству служа, много ли снискала звонкой монеты? 'Амадей'(1984) Милоша Формана опровергает подобное. Много ли работ продал при жизни Ван Гог? 'Винсент и Тео'(1990) Роберта Олтмена - и об этом тоже. Разве в 'Маленьких трагедиях' мастер- импровизатор не бедствует в грошовой квартире? А художник-нонконформист Станислав Лапшин из 'Единожды солгав'(1987) не несёт на себе отпечаток профессии с 'хлеба на воду'? Пабло Пикассо - 'Прожить жизнь с Пикассо'(1996), Огюст Роден - 'Роден'(2017), а равно 'Ренуар. Последняя любовь' (2012) уже заматеревшими взирают на зрителя, а ведь и им в ранние годы приходилось бедствовать...
'Обратная сторона Луны' тоже массивна, величественна. Поль Гоген и 'Дикарь'(2017)... однако, я отвлёкся и увлёкся. Всё выше сказанное относится и к финско-шведской биографической драме 'Туве'. Жизненный путь творца, доверительным откровением в беседе с нами. Годы становления через кристаллизацию своего я, поиск себя. Бедствует? Бедствовала? Судя по кадрам - да. Едва-едва сводила 'концы с концами' иной раз. Даже жертвовала художественные работы в уплату долгов. Возможно? Ну, почему, нет? А вместе с тем, папа и мама, отнюдь не пролетарии. Далеко не пролетарии. Да и сама Туве, в юности проходила стажировку в художественных школах Франции, Германии, Италии. Но это за скобками фильма.
Что же есть? Что имеем? Писательница, художница, иллюстратор Туве Марика Янссон - величайшая из женщин создавшая мир 'чебурашек' под именем муми-тролли. Вне всякого сомнения, 'Туве' прекрасна, несказанно хороша как картина. Она приятно выделяется глянцевой манерой подачи в череде специфических скандинавских лент. Нет в ней вязкости, дремотного застоя, тягостной медлительности свойственной северной киношколе. И хотя большинство сценических планов уложено в декорации комнат, стен, узкого пространства, персонажи оживляют пространство частыми... попойками, маленькими шалостями однополой любви, эмоциональными окрасками стонов и плача души. Творческие люди, что с них взять.
А ещё тут и здесь масса прекрасной музыки. Сороковые-пятидесятые годы господствуют на экране. А это время джаза. Оркестр Гленна Миллера жжёт! А стоит, покинув финские берега, перебраться в Париж и мелодии Монмартра под аккордеон, щиплют слух. А уж когда очередь доходит до хриплого голоса Эдит Пиаф, фильм окончательно влюбляет в себя.
Мы выбираем путь идем к своей мечте
И надо не свернуть в пути уже нигде
И стоит шаг пройти заносит время след
Обратного пути у жизни просто нет...
О фильме: Первый художественный фильм о создательнице муми-троллей, выдвинутый на премию «Оскар» от Финляндии в категории «Лучший иностранный фильм».
Сюжет: Фильм рассказывает о периоде жизни Туве Янссон, когда и появляются первые зарисовки муми-троллей.
Мнение: С 27 мая в российский прокат выходит первый полнометражны фильм о создательнице муми-троллей, Туве Янссон. Биографические фильмы – это отдельный жанр. Жанр, в котором «звезды» предстают перед нами обычными людьми, такими же, как мы.
Туве Янссон - финско-шведская писательница и художница, ее рассказы о муми-троллях, которые были написаны между 1945 и 1970 годами, до сих пор издаются более чем на сорока языках и проданы десятками миллионов копий по всему миру. В 1966 году Туве Янссон была награждена медалью Ганса Христиана Андерсена за вклад в развитие детской литературы. Можно не помнить сюжеты рассказов, да даже не читать их, но как выглядят легендарные муми-тролли знают все.
Фильм охватывает послевоенные годы в Хельсинки, где жила и творила молодая Туве. Она рисовала картины и находилась в тени своего знаменитого скульптора-отца. Чтобы хоть как-то заработать Туве начала брать заказы на иллюстрирование. Так невинные рисунки, которые служили для нее отдушиной, начали приносить ей всемирную известность.
Что есть творчество? Творчество – это жизненный опыт самого творца. И не зная, через что пришлось пройти творцу, мы не сможем понять, как и почему загорелась та искра, которая в последствии и зажгла талант. Присмотритесь к персонажам. Перед нами Снусмумрик, прообразом которого стал Атос Виртанен, политический деятель, первая любовь Туве, с которым они были помолвлены. А вот Тофсла и Вифсла – это Туве и Вивика Бандлер, театральный директор, с которой у них был страстный роман. И, наконец, Туу-тикки - это спутница жизни Туве, Тууликки Пиетиля, с которой они прожили до самой смерти. Детские персонажи и совсем недетские смыслы, а точнее, вся жизнь в них.
Фильм, как и многие биографические драмы, меланхоличен и неспешен. Дух свободы и самовыражения, джаз и квартирные вечеринки. Герои, которым сопереживаешь. Отдельно хочется отметить главную героиню, которую играет Альма Пёвсти. Сама по себе актриса крайне обворожительна. Мягкие черты лица, блестящие задорные глаза, она забирает на себя всё внимание и окунает в атмосферу 40-х. Смотря фильм, я то жалела, то радовалась, что не отношусь к творческой интеллигенции.
В итоге: В этом фильме не будет экшена, запутанных историй, загадок или непредсказуемой развязки. Это еще один фильм из серии «делай то, что умеешь лучше всего», но более реалистичный, со своими проблемами, драмами и поисками себя – всё, как в жизни.