Туве Янссон навсегда вписала свое имя в историю, причем не только финскую. На Родине, еще при жизни Туве получила множество наград за вклад в искусство, а на похоронах президент Финляндии говорила о ней как об одной из самых величайших представителей этой маленькой страны и даже объявила национальный траур. Думаю, этот факт о создательнице муми-троллей лучше всего описывает деятельность художницы на протяжении многих лет жизни и подтверждает неимоверное вдохновение, оказанное ее рисунками на тысячи художников по всему миру. Я уже не говорю о миллионах поклонников в виде самых разных людей.
Эта биографическая лента первой расскажет о жизни Туве. Удивительно, но еще никогда прежде кинематографисты не решались браться рассказать о ее непростой судьбе. И то, с какой теплотой они это делают вызывает уважение и однозначно заслуживают положительной оценки от критиков и многомиллионной базы фанатов творчества. Отсчет времени начинается в послевоенной Финляндии 1944 года, где Янссон ищет себя в роли художницы. Отдельной темой идут ее отношения с отцом - признанным скульптором того времени. Требовательный, и с виду строгий он оказывает на дочь давление, которому молодая Янссон сопротивляется. Именно это желание свободы в творчестве, а также необыкновенное стечение обстоятельств в личной жизни делает из нее личность, которую мы знаем и спустя более ста лет с момента ее рождения.
Можно по-всякому относится к творчеству Янссон. Для кого-то это просто картинки без смысла, но то же время большое количество людей видят в них отражение себя и своих чувств в этом сумасшедшем мире. Фильм, как и сама жизнь Туве в очередной раз отчетливо дает сигнал к жизни собственной - не сдаваться, даже когда все вокруг смеются над твоим делом и считают его пустой тратой времени. В этом мире всегда найдутся недоброжелатели. Главное - уверенно двигаться к своей мечте, пробираясь сквозь неудачи и горечь потерь. Жить своей жизнью здесь и сейчас, делая то, что считаешь важным. Ведь только это поможет оставаться на плаву в тяжелое время. А когда цель будет достигнута, она станет стимулом к жизни для других людей. Одним из которых ты и сам был когда-то.
По фильму Туве завораживает своим тихим характером и смелостью - казалось бы малосовместимые качества. Однако, героиня не громкая, шумная или взбалмошная, она в своем мирке, в своих ощущениях и восприятии происходящего, но она делает смелые поступки: взяться за работу которую не одобряют, пойти на отношения, и другие которые не сулят ничего хорошего, поехать в город о котором мечтала много лет. Это фильм о простом человеке, а не супергерое. И смелые действия в рамках нашей обычной повседневной жизни. Поскольку она выросла в творческой семье, от нее ждали много, в первую очередь её отец. Героине хотелось творить, создавать. 'Я художник' одергивает Туве людей говорящих о ней как о карикатуристе или комиксисте. Ей приходится переступать через себя, как профессионала. Кто не занимался искусством не поймет всей серьезности этого поступка.
Отдельно хочется выделить то, с какой воодушевленностью Туве воспринимала мир, все события и ситуации. Она переживала их, чувствовала, но не закапывалась в мыслях о сожалениях. У героини был легкий ненавязчивый нрав, как летний ветер Скандинавии играющий с её соломенными волосами.
По визуальному решению двоякое ощущение. Видишь мелкие морщинки, не эстетичные детали, но ты видишь настоящих людей. И если первые минуты это отталкивало от привычного голливудского стандарта идеального персонажа с корректировкой, то потом ты проникался любовью к обычным людям, которые более реальны, естественны и похожи на тебя.
В прямом смысле самый теплый фильм. Приятная тепла цветовая гамма из пастельных и коричневых цветов, изредка сменяющаяся на зеленый. Саундтрек вплетенный в историю, что его не замечаешь, а чувствуешь. Кстати даже прослушивая его в отдельности он оставляет ощущение тепла.
Один из самых вдохновляющих фильмов последних лет. И в заключение очень точно подмечено, что ты можешь заниматься всем сразу.
- Позвольте спросить, кто Вы такой и за кого Вы меня принимаете?
- Я много слыхал о Вашем удивительном таланте. Я уверен, что здешние господа ставят за честь оказывать покровительство такому превосходному поэту.
- Вы ошибаетесь, синьор. Наши поэты не пользуются покровительством господ. Они сами господа. Они не ходят пешком из дома в дом, выпрашивая себе вспоможение.
'Маленькие трагедии', 1979, реж. М. Швейцер
Должен ли быть творческий гений голодным, нуждающимся, чтобы творить 'полотна'? Не является ли сытость признаком заката, упадка? Конечно же постулат этот является спорным. И среди 'упакованных' в парчу масса достойных творцов и нищенство влачащих, легионом самородков могут похвастаться. Вот, к примеру, разве Амедео Модильяни не бедствовал всю жизнь? Стоит лишь прикоснуться к драме 2004 года 'Модильяни', и всё станет понятно. Гол как сокол. А звезда Моцарта в имперских коридорах императорскому величеству служа, много ли снискала звонкой монеты? 'Амадей'(1984) Милоша Формана опровергает подобное. Много ли работ продал при жизни Ван Гог? 'Винсент и Тео'(1990) Роберта Олтмена - и об этом тоже. Разве в 'Маленьких трагедиях' мастер- импровизатор не бедствует в грошовой квартире? А художник-нонконформист Станислав Лапшин из 'Единожды солгав'(1987) не несёт на себе отпечаток профессии с 'хлеба на воду'? Пабло Пикассо - 'Прожить жизнь с Пикассо'(1996), Огюст Роден - 'Роден'(2017), а равно 'Ренуар. Последняя любовь' (2012) уже заматеревшими взирают на зрителя, а ведь и им в ранние годы приходилось бедствовать...
'Обратная сторона Луны' тоже массивна, величественна. Поль Гоген и 'Дикарь'(2017)... однако, я отвлёкся и увлёкся. Всё выше сказанное относится и к финско-шведской биографической драме 'Туве'. Жизненный путь творца, доверительным откровением в беседе с нами. Годы становления через кристаллизацию своего я, поиск себя. Бедствует? Бедствовала? Судя по кадрам - да. Едва-едва сводила 'концы с концами' иной раз. Даже жертвовала художественные работы в уплату долгов. Возможно? Ну, почему, нет? А вместе с тем, папа и мама, отнюдь не пролетарии. Далеко не пролетарии. Да и сама Туве, в юности проходила стажировку в художественных школах Франции, Германии, Италии. Но это за скобками фильма.
Что же есть? Что имеем? Писательница, художница, иллюстратор Туве Марика Янссон - величайшая из женщин создавшая мир 'чебурашек' под именем муми-тролли. Вне всякого сомнения, 'Туве' прекрасна, несказанно хороша как картина. Она приятно выделяется глянцевой манерой подачи в череде специфических скандинавских лент. Нет в ней вязкости, дремотного застоя, тягостной медлительности свойственной северной киношколе. И хотя большинство сценических планов уложено в декорации комнат, стен, узкого пространства, персонажи оживляют пространство частыми... попойками, маленькими шалостями однополой любви, эмоциональными окрасками стонов и плача души. Творческие люди, что с них взять.
А ещё тут и здесь масса прекрасной музыки. Сороковые-пятидесятые годы господствуют на экране. А это время джаза. Оркестр Гленна Миллера жжёт! А стоит, покинув финские берега, перебраться в Париж и мелодии Монмартра под аккордеон, щиплют слух. А уж когда очередь доходит до хриплого голоса Эдит Пиаф, фильм окончательно влюбляет в себя.
Мы выбираем путь идем к своей мечте
И надо не свернуть в пути уже нигде
И стоит шаг пройти заносит время след
Обратного пути у жизни просто нет...
О фильме: Первый художественный фильм о создательнице муми-троллей, выдвинутый на премию «Оскар» от Финляндии в категории «Лучший иностранный фильм».
Сюжет: Фильм рассказывает о периоде жизни Туве Янссон, когда и появляются первые зарисовки муми-троллей.
Мнение: С 27 мая в российский прокат выходит первый полнометражны фильм о создательнице муми-троллей, Туве Янссон. Биографические фильмы – это отдельный жанр. Жанр, в котором «звезды» предстают перед нами обычными людьми, такими же, как мы.
Туве Янссон - финско-шведская писательница и художница, ее рассказы о муми-троллях, которые были написаны между 1945 и 1970 годами, до сих пор издаются более чем на сорока языках и проданы десятками миллионов копий по всему миру. В 1966 году Туве Янссон была награждена медалью Ганса Христиана Андерсена за вклад в развитие детской литературы. Можно не помнить сюжеты рассказов, да даже не читать их, но как выглядят легендарные муми-тролли знают все.
Фильм охватывает послевоенные годы в Хельсинки, где жила и творила молодая Туве. Она рисовала картины и находилась в тени своего знаменитого скульптора-отца. Чтобы хоть как-то заработать Туве начала брать заказы на иллюстрирование. Так невинные рисунки, которые служили для нее отдушиной, начали приносить ей всемирную известность.
Что есть творчество? Творчество – это жизненный опыт самого творца. И не зная, через что пришлось пройти творцу, мы не сможем понять, как и почему загорелась та искра, которая в последствии и зажгла талант. Присмотритесь к персонажам. Перед нами Снусмумрик, прообразом которого стал Атос Виртанен, политический деятель, первая любовь Туве, с которым они были помолвлены. А вот Тофсла и Вифсла – это Туве и Вивика Бандлер, театральный директор, с которой у них был страстный роман. И, наконец, Туу-тикки - это спутница жизни Туве, Тууликки Пиетиля, с которой они прожили до самой смерти. Детские персонажи и совсем недетские смыслы, а точнее, вся жизнь в них.
Фильм, как и многие биографические драмы, меланхоличен и неспешен. Дух свободы и самовыражения, джаз и квартирные вечеринки. Герои, которым сопереживаешь. Отдельно хочется отметить главную героиню, которую играет Альма Пёвсти. Сама по себе актриса крайне обворожительна. Мягкие черты лица, блестящие задорные глаза, она забирает на себя всё внимание и окунает в атмосферу 40-х. Смотря фильм, я то жалела, то радовалась, что не отношусь к творческой интеллигенции.
В итоге: В этом фильме не будет экшена, запутанных историй, загадок или непредсказуемой развязки. Это еще один фильм из серии «делай то, что умеешь лучше всего», но более реалистичный, со своими проблемами, драмами и поисками себя – всё, как в жизни.