Новая работа Федора Бондарчука и дебют супруги. Знаю тех. у кого уголок губ подернулся, а я вот открыта новому и ожидания у меня всегда самые лучшие (пока не переубедят в обратном).
Сериал про персональную норму с относительной трактовкой понятия. Мне запомнился этот коротенький диалог с социальной адаптации в современном мире. Что считать за норму? Чего стоит вписать себя в уклад типичного городского жителя? Что делать когда интегрировать себя в современные реалии не получается? Я конечно оптимист по жизни и до последнего верила в ванильные пироги. Но ведь нам дали не одну концовку. По факту весь сериал наполнен яркими персонажами и не менее талантливыми актерами. Хоть и завязаны они на жизни главного героя, по факту их бередят те же трудности. Вот вам и несколько методичек, тут уж как пожелаете.
Здесь неприятие нищеты, бегство от собственной истории взросления и (не)становления Елены Лядовой (за ней конечно всегда одно удовольствие наблюдать). Возрастной кризис сексуальной жизни, одиночества и наследия импозантой Розы Хайрулиной. Игорь Верник преступает шаблон маскулинного бизнесмена и ярого самца. А Марина Александровна учиться принимать действительность, а не удобный камуфляж.
Это не весь список, но я вам просто именами посветила. Пожалуй за это чаще и ругают сериал. За клише образов и гипертрофированность истории. Что тут психолог-интеллектуал на психологе сидит и им же погоняет. Но вот знайте, я дизайнер, и подавляющее кол-во моих знакомых также, как никак, люди творчества.
Не скажу, что рукоплещу стоя, но смотрела запоем. Страсть как интересно наблюдать за яркими и эмоционально-неуравновешенными людьми. Есть в этом болезненное таинство. Плюс я сразу сбросила псевдоинтеллектуальный лоск. Может его и планировали, но это дело тонкое, просто так не доверю.
В заключении скажу, что российский режиссер все более уверенно ступает на тропу современного телезрителя. Так что трепещу от волнения в ожидании новых работ.
Похоже, в отечественной киноиндустрии тенденцией становится катастрофически неправильный брэндинг. То драмеди 'Обратная связь' обзовут новогодней комедией, теперь комедийный сериал 'Псих' отрекламировали, как будто это 'Окончательный анализ'.
Разумеется, маркетологов понять можно: термина 'драмеди' в русском языке нет (в том числе в искусствоведении), а сочетание 'драма+психолог+таинственное исчезновение' сразу наводит на мысль о фильме с Ричардом Гиром и Ким Бэсинджер. Хотя это их и не извиняет.
О чем же на самом деле сериал 'Псих'? Это отнюдь не 'профессиональная драма о психотерапевтах', хотя практикующих психологов тут толпы, а, следовательно, и не 'медицинский сериал'. Это - бытовая сатирическая комедия. Сатира здесь мягкая, не выходящая за пределы обыденности, но никогда и не исчезающая. Ее тема - сложившийся в России в определенных географических границах (авторы сериала регулярно делают толстые намеки на 'столичность' этих границ) мир манипуляторов, цель которых - исключительно собственный комфорт. И то, что происходит, когда созданные этими манипуляторами 'воздушные замки' сталкиваются с реальной жизнью.
И здесь хочется похвалить Паулину Андрееву и Федора Бондарчука и за идею, и за попытку. По крайней мере, мне на нашем ТВ сатирических сериалов не припоминается.
Еще одна особенность сценария (на мой взгляд, положительная) - отказ от традиционной повествовательной схемы 'один эпизод - один конфликт'. Наоборот, сериал напоминает скорее '8-серийный художественный фильм' и в этом смысле развивает скорее традиции советских мини-сериалов.
Оригинальная особенность драматургии и всего сериала в целом - отсутствие 'ломовой' комедийной составляющей 'a la рыжий клоун'. Для массового российского зрителя это скорее недостаток, однако для любителей 'английского юмора' это станет несомненным достоинством.
Я не могу назвать себя поклонником творчества Федора Бондарчука: уж слишком сильно когда-то впечатлил 'розовый танк'. Однако, судя по 'Психу', Федор Сергеевич с тех пор заметно прибавил в лучшую сторону. Самокатные пристрастия психолога Олега - явно идея режиссера, и явно позаимствованы у экс-премьера небратского государства (который любил 'рассекать' на камеру по своему рабочему кабинету). Скандальное 'ток-шоу', несомненно, тоже взято из реальной жизни, чуть ли не буквально цитируя реальный гастрольный спектакль с перебравшей театральной звездой.
Так что над образами героев 'Психа' Бондарчук, несомненно, думал не меньше актеров сериала. Увы, но, к сожалению, именно кастинг 'Психа' - основная проблема сериала.
Могу предположить, что Константин Богомолов - хороший режиссер. Однако как актер, да еще в одном кадре с такими 'тяжеловесами', как Елена Лядова и Олег Меньшиков... ему очень повезло, что это телесериал, а не ММА-марафон! И он несомненно старается выглядеть с ними на равных. Хотя временами, особенно после совместных сцен с весьма энергичной в выражении своих эмоций Еленой Лядовой, кажется, что его только что как следует отмутузил кто-то типа Хабиба.
Частично это компенсируется тем, что 'скандинавская' манера игры Константина Богомолова заставляет зрителя думать не столько о его герое, сколько о нем самом и связанных с ним, Константином Богомоловым, светских сплетнях. Такое слияние актера и героя в данном случае идет только на пользу правдоподобию повествования.
Если считать, что роли в фильмах Никиты Михалкова - это 'классический Меньшиков', тогда 'Псих' - это 'авангардный Меньшиков'. Сатира с ним никогда не ассоциировалась, но он рискнул и успешно вышел за границы своего имиджа.
Нельзя не отметить и саундтрек 'Психа', который не только хорош сам по себе, но одновременно играет ощутимую роль как значимый элемент постановки, дающий нужную (чаще всего комическую) окраску повествованию.
В заключение добавлю, что 'Псих', будучи сериалом о манипуляторах, все же далек от лобового морального осуждения 'манипулятивного мира'. Однако нелестный моральный посыл, обращенный к этому миру, в сериале присутствует.
Жизнь прекрасна! Повторяй это 100000 раз в день. Тогда ты свихнёшься и вся боль уйдёт!
Скажу сразу, сериал мне понравился… в целом, а вот с частностями немного сложнее.
Хороший сценарий – небанальный, интересный, на злобу дня - со всеми стрессами, детскими травмами, поисками себя и места под солнцем жителя большого города. Понравилась картинка, как цветовая гамма, так и клиповая нарезка. Приятен глазу общий стиль, включая интерьеры и костюмы. Понравились саунд-треки (уже скачала Анциферову «Мир без любимого» и Скриптонита).
Совершенно предсказуемо-великолепна Елена Лядова, она сама и ее персонаж мне показались самыми интересными и реалистичными. Эгоистичная, глупенькая чайка, пропрыгавшая свою молодость, негордая, непорядочная, но какая-то живая – из плоти и крови.
Неожиданно понравился Богомолов и его герой – немного аутичный, циничный, морально неустойчивый и наполненный лишь собой.
Теперь к частностям. Вот совершенно не понравилась Хайруллина. Женщина сама по себе, конечно, очень необычная и интересная, но это сама Хайруллина. А вот ее героиня получилась совершенно плоской и неправдоподобной. Бабушка больше похожая на экстравагантного худосочного дедушку откровенно плохо играет. Ее монотонный, скрипучий голос заставлял меня просто перематывать сцены с ней. Образ пожилой femme fatale, кружащей головы мужчинам неправдоподобен. Ну должно быть в этой в женщине хоть что-то положительное, хоть что-то привлекательное, чтобы так выстроить свою жизнь, чтобы добиться высот в профессии, чтобы прощал и любил сын, чтобы нравиться мужчинам и просто окружающим. А тут ничего – трусовата, глуповата, небрежна, эгоистична и по-настоящему некрасива. И персонаж противный и сыгран плохо.
Все остальные персонажи прошли, в общем-то, довольно приятным фоном.
Не понравилась работа со звуком, все время скачет, то еле слышно, то орет так, что уши закладывает.
Однако, не будучи поклонницей российского кино и ТВ, должна сказать, что приятна удивлена настолько качественному сценарию, отличным диалогам и поднятым в сериале проблемам.
А мне просто смешно. Ну, вот искренне смешно. Пусть в титрах стоит драма, пусть все завернуто в трагическую оболочку - но это, убейте меня, комедия. Не та, под которую бугагашеньки хочется закатить, это, пожалте, к Крыжовникову. А тут смотришь немигающим взглядом, серьезно так смотришь (потому что незаезжено, потому что вдруг упустишь план, мимику, интонацию, фон - глаз за все хватается), потом аккуратно так к себе прислушиваешься и понимаешь - смешно.
И дальше смотришь.
Главное правило любого искусства - принять правила игры. Ну, потому что все равно не как в жизни. Потому что если как в нашей жизни - это никому не интересно. А тут - ок, сам психолог, мама сексолог, ее любовник - психиатр... Друзья с кучей проблем, клиенты неподдающиеся, флешбеки не приведи господь... Вашей трагедии хватит на десяток комедий, писал Веллер, издеваясь над неудачником.
Хотели незамыленное лицо - пожалте. Богомолов, полагаю, актер так себе, но в предложенных обстоятельствах органичен. Роза Хайрулина - в общем, точно такая же, как и в остальных своих ролях (почти), но тут видно, что прется от гротеска, заложенного в образе. Все остальные работаю тоже более-менее достойно. Разве что Меньшиков неубедителен, чересчур карикатурен, но, тут дискуссионно.
Ну, и, видимо, Бондарчук, которого, конечно, в режиссерском кресле можно держать только под присмотром специалистов, время от времени вырывался на свободу. Но монтаж может почти все.
Но если вы тут в очереди за Крыжовниковым - не смотрите этот сериал.
Это понятие ярко и громко прозвучало из уст Киры Викторовны в 1 и 3 эпизодах. Сначала она эмоционально рассуждала о длительности акта между партнёрами, а потом - на лекции 'Что есть сексуальная норма'.
В целом и весь сериал пытается раскрыть значение слова 'норма'. Как нужно общаться, сколько прилично грустить, можно ли бояться микробов, допустимый возрастной разрыв между партнёрами, какого пола должны быть партнёры, чтобы никто не тыкал пальцами (хотя сама формулировка звучит глупо - 'должны быть'. Кому должны?), нормально ли бояться старения и своей ориентации. Нормально ли вообще позволять копаться психически нездоровому человеку у вас в голове? Где скрыта норма и какая она?
Набоков говорит, что '...мы склонны наделять наших друзей той устойчивостью свойств и судьбы, которую приобретают литературные герои в уме у читателя... Через какую бы эволюцию тот или другой известный персонаж ни прошёл между эпиграфом и концом книги, его судьба установлена в наших мыслях о нём; и точно так же мы ожидаем, чтобы наши приятели следовали той или другой логической и общепринятой программе, нами для них предначертанной'.
Нами предначертанной. Вот и есть проблема.
И если Олег пытается жить так, как ему живётся, а мать постоянно пытается уберечь и спасти, 'что ж ты хочешь всё время на меня влиять!?', хотя он ни разу её об этом и не просил, то его восприятие жизни усугубляется на подсознательном уровне, хочет он того или нет, психолог он или нет. Прежде всего он человек, получивший травму, поэтому находится в уязвимом положении, любая 'атака' в его адрес будет критична для психики и удваивать чувство вины перед Мариной. В случае Олега это выливается в употребление, от которого он не имеет сил отказаться.
'Всякое отклонение от выработанных нами судеб кажется нам не только ненормальным, но и нечестным'.
Финал сериала огорошивает, но иного решения трудно придумать, если собрать все пункты, собранные на протяжении 8 эпизодов.
С Мариной Олег одевался в светлое, как это было показано в третьем эпизоде, а после её исчезновения облачился в чёрный аутфит. Но это художественные штрихи, которые нужны лишь для усиления эффекта. Для описания того, что теперь происходит в его голове.
Отношения у Марины и Олега были не сказать, что здоровые. Она принуждала его к любви и ответственности, была прирождённой жертвой и получала от этого кайф до определённого момента, но и момент она не использовала, как раскрывает финальный (8-ой) эпизод. Для Олега же это были скорее тревожные отношения, он ведь сам озвучил, что хотел бы, чтобы Марина превратилась в куклу, а он бы мог носить её с собой в кармане. Он сам нежеланный ребёнок, видел мать как непредсказуемого человека, от которого он не знал, что ожидать. Наверное, всего, кроме обычного материнского тепла, пресловутой сиськи, которая требуется ребёнку для формирования чувства собственной значимости, нужности, 'нормальности' и способности встроиться в социальный протокол.
Ждать светлого будущего от смешения таких надтреснутых личностей странно и даже невозможно.
Партнёрство с другими людьми (как вариант, чтобы не цепляться за прошлое) сделало бы несчастными ещё двух ни в чём неповинных людей.
Словом, история из сериала 'Псих' - это такая рекурсия нормальности. Равномерно выстраивается ряд личностей, которые на первый взгляд 'нормальны', но лишь до того момента, пока рядом не будет противопоставлен следующий персонаж. Олег - Игорь, Игорь - Олег, например.
Международная классификация болезней переписывается с завидной регулярностью. Кто знает, может, псих завтра станет нормой, с которой придётся считаться.
P.S.
Важно разобраться со своим осуждением. Иначе мы обречены на неоправданные ожидания от людей.
Пока это лучший российский «Доктор Хаус». А «Хаус» для меня является образцовым сериалом, мерилом, с которым я сравниваю глубину и величие идеи и изворотливость сценаристов.
Правда, в отличие от американского героя, Олег за пациентов не борется, и с легкостью отодвигает их на задний план, как только в этом возникнет необходимость. Однако, психотерапевт — не доктор, потому вопросы жизни и смерти перед ним не стоят. А то, что не полученная вовремя психологическая помощь может привести-таки к порче тела, это не считается. В любом случае, Олегу насрать. Хаусу никогда не было насрать на пациентов.
Не потому, что он человеколюбив, нет, просто Хаус азартен. Олег — флегматик. Они оба наркомана, только один наркоман потому что инфаркт мышцы — это то, о чем мы никогда не слышали и не представляем, каково это, когда у тебя всегда болит. Постоянно. И наркотики — это не наркотики, а обезболивающие.
Итак, флегматик в красных очках на электросамокате против инвалида с тростью на мотоцикле.
И да, есть еще одно очччень жирное различие. Хаус — манипулятор и игрок. Но он лучший — лучший диагност, лучший кукловод. А Олег — при всем уважении — херовый психотерапевт.
Вы, кстати, знали, что всегда, любой психотерапевт должен проходить супервизию? Что психотерапевт, который считает, что ему не нужен психотерапевт, это тот, от которого вы должны бежать, роняя тапки? Ибо психотерапевт притягивает к себе тех пациентов, которые непременно нажмут на его непроработанные триггеры, либо начнут играть в прятки в слепой зоне того, кто вроде как должен помочь им разглядеть собственные тени, прячущиеся в их слепой зоне.
И странно, что сценарист знает про этическую комиссию, но не знает про обязательную супервизию для психотерапевтов. Кстати, в России этическая комиссия пустой звук. Миллионы недопсихологов/недопсихотерапевтов сейчас калечат людей за их же деньги и им сходит с рук. Ну да это другой разговор.
Главный головняк сериала — инфантилка-соцработник Вера, которая из серии в серию ищет шею, на которой можно с комфортом устроиться. Она много лет была на терапии у Олега, но результат его работы — разрушение ее жизни, переход на более низкий уровень. Результат налицо.
Еще более показательны личные отношения Веры и Олега. Вера манипулирует Олегом любым пальцем левой ноги, и он послушно ведётся на ее шитое белыми нитками нытье и бежит ее спасать. Наверное, в этот момент он забывает азы психотерапии — пресловутый треугольник Карпмана, в котором он Спасатель по отношению к Вере, Жертва относительно матери и Тиран по отношению к жене.
Вообще Вера, конечно, выбешивает. Интересно, каково актрисе Елене Лядовой было играть этого персонажа? Главный здесь шантажист и манипулятор, которая никогда не мучается чувством вины и никогда не вскроет себе вены. И да, очень-очень жаль ее ребенка.
Еще один волшебный персонаж — мама Кира-секстерапевт. С трудом верю в ее профпригодность. Очень зажатая мадам, интересно, у нее бывает оргазм? Шпыняет любовника-маменького сынка, занимается с ним сексом через не хочу. Однако, мне нравятся ее речевые конструкции — она единственная, кто имеет смелость проговаривать свои чувства, какими бы неудобными они не были. Коронная фраза: «не мамкай!»
Однако, отдельный и самый главный вопрос, от чего и развалился весь сериал на набор невразумительных идей и персонажей — это «почему от Олега сбежала жена?»
Любой судья скажет, что обвинений предоставлено недостаточно. У обвинителей типа марининой матери против Олега ничего нет. Ее обвинения голословны. Недостаточно признаков/аргументов, по которым мы можем согласно кивать головой и в один голос утверждать, что Олег настолько урод и тиран, что единственный вариант у бедной женщины — это сбежать от него теряя тапки. Одного-единственного эпизода, когда он запер жену на балконе, явно недостаточно. Марина — неработающая обеспеченная женщина, которая нашла себе занятие в виде спасения потерявшихся людей. Почему это ставится в вину ее мужу? Он ее любил как умел, обеспечивал, и… даже не знаю, что еще, т. к. нам крайне скудно показывают какие-то эпизоды их совместной жизни.
Интересен этот сериал отсутствием ярко-положительных героев. В американском сериале носителями гуманистического и нравственного начала были Кадди и Уилсон, Элисон и Марта. Здесь таких нет. Демагогов много, но на деле — ни одного положительного персонажа. Вроде бы спасатели могли сыграть роль нравственного рупора, но нет, они такие же заносчивые люди с раздутым от собственной значимости эго, норовящие при любом удобном случае задеть Олега и указать ему, что его место у параши (в деревне/лагере), и чтобы он не мешал настоящим героям работу работать.
По итогу — жду второго сезона. Уверена — будет. И никакой алый пол меня не убедит в обратном.
Мне понравилось. Кино не для всех и не на каждый день. Если нужна история, интрига, действие - точно не сюда. Тонкое, неспешное, местами заунывное, но в целом очень точное повествование о токсичности отношений, одиночестве, боли, пустоте. В ряду психоделических сериалов последнего времени один из, но не худший. Стилистически очень точное попадание, все выверено до граммулечки: размер, тональность, картинка, атмосфера... Не знаю даже, кто, кроме Богомолова, так сыграл бы все это... Лядова, как всегда, очень органична, инопланетная Хайруллина - выше всех похвал... Все на своих местах... и Верник, как ни странно, тоже.. .
Удивительно, что все это вышло из под пера молоденькой Андреевой. Если все так - респект. Если даже помогли немного, все равно уважуха. Пересматривать сериал второй раз будет разве, что настоящий псих. Но здоровых нет... кругом больные или недообследованные... Так что, понравится многим, мне в том числе. К психологу не пойду. Страшно. И дорого...
Посмотрев финальную восьмую серию сериала меня потряхивало еще несколько дней после. Я много думала, рассуждала, но перед глазами стоит финал, который сильно расколол мое сердце, но обо всем по пройдемся по пунктам! Писала я сумбурно, но хочу оставить именно ту последовательность выводов, которые у меня записаны, поскольку так, на мой взгляд, будет выражаться важность того, что я подчеркнула в сериале.
1. Героиня Елены Лядовой для меня показалась более интересной. За ней хочется наблюдать, сопереживать, поддерживать. Она также неидеальна как Псих, но при этом не скрывает своей настоящей сущности, осознавая все пороки, она пытается бороться с ними
2. Мать Психа (Кира) – очень неестественный персонаж. Она больше похожа на пришельца. Её манера подачи текста больше походит на отповедь. Кира не похожа на ту прогрессивную женщину для своих шестидесяти лет, образ которой ей постоянно навязывает сценарист. К сожалению, для меня она отобразилась как анорексичка, которая сейчас испустит дух
3. Все женщины в сериале, к сожалению, забыли про нижнее белье, а именно бюстгальтеры, и их висящая грудь выглядит ужасно пошло. Не знаю с чем было связано такое решение, но визуальная составляющая от этих моментов очень портиться
4. Если бы в сериале была прямая реклама антисептика, то создатели могли бы полностью окупить его производство
5. Хочется отметить оригинальность сценария. Как мне кажется, ранее ничего подобного или похожего не было. Можно просто стоя аплодировать Паулине Андреевой, которая не пошла на поводу у общества, не написала сериал про различные формы неравенства. А подняла также не менее важную проблему – значимости ребенка в жизни взрослого. В фильме часто рассматривается данный вопрос с разных точек зрения, герои рефлексируют, вспоминая свой собственный детский опыт, в большей части травматический. И вообще во многом происходит переосмысление ценностей
6. В литературе писателей делят на такие условные категории, как «садовник» и «архитектор». Сериал достаточно явно показывает, что Андреева именно первый тип, поскольку по развитию сюжетной линии, можно с уверенностью сказать, что она не знала, что будет в конце, поэтому по всем колебаниям, которые происходят легко отобразимы в графике (видно, как герой потихоньку поднимается, совершая определенные поступки, подталкивающие нас к предполагаемой картине финала, но потом резкий спад, и т.д.)
7. Сценарист не поверил в своего героя, не дал ему шанс, от этого становится грустнее, ведь люди могут меняться.
8. Также сериал во многих моментах хорош именно частями, но не серией целиком. Эти кусочки или отрывки хороши по отдельности, но вместе взаимодействия не получается.
9. К сожалению, мало раскрыты истории клиентов Олега, ведь у них тоже важные проблемы, хотелось бы порассуждать с главными героями на данные темы.
10. Про отношения Олега и Марины, исходя из показанных отрывков, я пришла к следующему выводу: она для Психа была лучом света в его трудной психологической ситуации, связанной с травматичным детством, Марина была как панацея от всех его проблем и невзгод, шанс начать более светлую жизнь, но как все таблетки, Олег забывал ее принимать, постоянно отталкивая, но одновременно притягивая.
11. А вообще в ленте очень хорошо показано, как нас ломают родители, в детстве мы уже все психически не здоровы, выходим во взрослую жизнь с этим диагнозом, встречаемся с такими же как мы, начинаем строить отношения, добивая друг друга и так на протяжении всей жизни калечим судьбы других людей, а они наши.
12. В сериале с новой стороны для меня открылась Марина Александрова. Образ Саши ей безумно подходит, в нем она органична, а также прекрасный тандем сложился у них с Игорем Верником.
13. Конечно же, не могу не отметить, что в сериале очень модная Москва со всеми новыми технологиями, сервисами и услугами. В какой-то момент мне показалось, что я живу в другом городе, поскольку большая часть населения нашей столицы не всегда всем этим пользуется
Как-то стороной прошла шумиха это произведение. Вроде бы в самом начале еще до выхода в свет был осмеян сам факт того, что весьма не стабильный в своем творчестве режиссер взялся за такую сложную и не однозначную тему 'Отечественная психология'. В то время, когда простой люд, которому этот сериал планируют показывать еще не совсем... точнее совсем не отличает психиатра от психотерапевта, а психотерапевта от психолога.
'Браво Федор!!!' - воскликнули люди в сети, и я в том числе: 'Ты реально сошел с ума, Федор!!!'
А ведь вышло, то с точки зрения психологии, весьма не дурно. В том смысле, что это не клюква. И даже не фантазии человека далекого от понимания профессиональной деятельности людей получивших качественное (высшее) психологическое образование. Удивительным является тот факт, что сценарий к этому сериалу написала Паулина Андреева. Сценарий-то не заурядный. Даже достойный быть отдельной книгой.
Теперь по сюжету. Психолог - псих. Так нас психологов кличут в народе. Но... 'Короля, как известно, делает свита' Неудобных психологов всегда сопровождает аура неадекватности. Удобные психологи наоборот пропагандируют позитивный позитив, улыбки, солнышко и прочую лабуду, которая никак не совместима с проработкой и анализом психо-эмоционального дискомфорта.
В моем понимании, профессия психолог очень синтонна профессии стоматолог. Пока ничего не болит, редко кто решится ради профилактики тащить себя к человеку, который будет навязывать проблемы которые могут возникнуть если сейчас вдоволь не 'посверлить'. И даже если уже 'болит', то лучше потерпеть до тех пор пока терпеть будет невмоготу.
Именно поэтому настораживает, когда человек говорит, что ему к психологу 'хочется' на прием. К психологу на прием 'Надо'. Вам же редко хочется на прием к стоматологу?! Во-первых дорого, во вторых неприятно, а иногда и больно. К стоматологу - 'Надо'.
Возвращаясь к тезису 'Психолог тирэ Псих'. Любого психа определяет его окружение. Выбор профессии 'Психолог' тоже неразрывно связан с детско-родительскими отношениями и желанием в этом во всем разобраться. Многие живут не желая копаться в своем прошлом. А мы психологи наоборот отличались нездоровым интересом к табу и прочим темам за упоминание о которых в приличном обществе канделябрами бьют.
Так вот проблемы у главного героя начались год спустя после того, как он решил не копаться в своих психологических проблемах. То есть вместо терапии выбрал иллюзии и трудоголизм. Ну так все нормальные люди делают! Мы же не психи сыпать соль на раны?!? Да?
Уход от проблем? А куда? От реальности можно уйти только в свой личный воображариум. И чем глубже ты вязнешь в иллюзиях тем дальше ты от реальности. И вот ты уже настоящий Псих. Но окружающие это заметят не сразу, потому, что ты предусмотрительно окружаешь себя людьми, которые тоже живут в иллюзиях.
Им психолог необходим, чтобы не потерять связь с реальностью. Чтобы не стать Психами. Но что делать если психолог сам потерял связь с реальностью. Что делать если Психолог - Псих???
Понятие психической (не)нормальности подверглось у нас в пореформенное время самой, пожалуй, серьёзной девальвации. Те, кто выжил в катаклизме, пребывают в пессимизме: свежая псевдоначитанность масс псевдонаучным, практической, главным образом, психологией, сделала своё гнусное дело - психом сейчас можно в частном разговоре объявить кого угодно, и объявить не монаршье или барски самодурственно, как Чаадаева или его alter ego Чацкого ('Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишённого,' - Николай Первый, самодержец всероссийский), но с видимостью аргументации, приписав визави по обстоятельствам не биполярку, так синдром самозванца, не сверхценные идеи, так когнитивную беспомощность. Цепочка 'басманных' идиом пополнилась благодаря Бондарчуку с Богомоловым третьей и завершающей, вслед за басманным философом и басманным правосудием появился басманный психолог - хипстер в красном шлеме и чёрном худи, рассекающий по внутренностям Садового, коренной своей, наследственной вотчины, на самокате и пользующий насельников Патриков и Остоженки от модных, часто умышленных придурей, самолично являясь при этом (ах, с каким удовольствием это повторяется, смакуется, дегустируется всеми без исключения рецензентами !) ходячим пособием по неврозам и хуже.
Но это, конечно, лишь первый пласт. Герой Богомолова во внешних проявлениях своих до удивления похож на Чаадаева (если Чаадаева в принципе можно представить себе не имеющим интереса к политике), от маниакальной чистоплотности ('в отношении к наряду был вместе с тем и совершенная кокетка; по часам просиживал он за туалетом, чистил рот, ногти, протирался, мылся, холился, прыскался...') до отрезвляющего, бодрящего влияния на окружающих ('при его появлении всякий как-то невольно нравственно и умственно осматривался, прибирался и охорашивался...'), однако по-настоящему его история повторяет линию Ставрогина в 'Бесах' - так, как её видят глухие к нашим накалам страсти и ненависти к Отчизне иностранцы. Даровитый, красивый, богатый, редкостно по-нашему худосочью ресурсный мужчина так плотоядно, так корыстно залюблен сначала властной матерью, а потом всяческою мелюзгой разной степени ущербности и неполноценности, что сам не замечает, как оказывается выпотрошен до дна, до оболочки, до изжёванной шкурки - и за это назначается мизераблями психом. Тогда как изначально и присно проблемы в этом раскладе не у него, а у них.
Если отбросить режиссёрский и сценарный газлайтинг, называться это действо должно было бы не 'Псих' в единственном числе, а 'Паразиты' во множественном (даром что так назывался последний южнокорейский оскароносец - переклички, собственно, налицо). Не случайно центральная обонятельная метафора сериала - запах дезинфекции, в офисе двойника нашего басманного психолога постоянно морят тараканов и проводят дератизацию, а они всё лезут и лезут, всё гадят и гадят, всё грызут и грызут. Здесь нет ни одного московского квадратного метра без присосавшихся к нему приживалов и захребетников, ласковыми хоботками застенчивых, но неистребимых кровососов утыканы все островки ресурсности (то есть столичной квартирности и собственников ея, другой надёжной ресурсности в России - нет, не будем заниматься самообманом) посреди всеобъемлющего болота новой волатильности. Паразиты эти в своём стремлении удержаться на лакомом теле бесконечно гибки, адаптативны, изобретательны и бесстыдны, они подделываются, подстраиваются, чутко, как секс-куклы, принимают нужные хозяину формы, беременеют, откладывают личинки - и омерзительно, лживо, блудливо пустословят, маскируя уродство своих мотиваций.
Мать тратит деньги пропавшей без вести, но, возможно, нуждающейся дочери - и с визгливым хамством переводит стрелки на очень мало в чём виноватого зятя, сиделка торгует эмпатией и покойницей, гламурзики - вагиной и эмбрионами, и светлый-светлый человечек Юленька, вся в пранах, чакрах и дхананджайях, буквально реализует эпизод со старцем, фальшивым, украдкой евшим мёд, покуда паства голодает, постником из 'Петра Первого' Алексея Толстого. Тошноту вызывает эта погань, поневоле аплодируешь сценарному дихлофосу в финале, отправляющему всех прихлебателей восвояси - но потом спохватываешься. Из-за единственного вопроса - а выбор-то у них есть? У тех, кто своей провинциальностью в детстве травмирован как иные травмированы семейным насилием ('Тула, Тула - вот твоя травма!' - заключает безжалостный психолог, и он прав, в его мире - так, место рождения вдали от Москвы - это не просто социальная обделённость, но и удар по психике), у тех, кто без денег, без связей, без дорожной карты доступа к социальным лифтам, да что там - без самих этих лифтов барахтается, не зная, куда плыть? Мандельштам писал: 'Когда Борис Годунов, предвосхищая мысль Петра, отправил за границу русских молодых людей, ни один из них не вернулся. Они не вернулись по той простой причине, что нет пути обратно от бытия к небытию...' Так же и в Тулу из Москвы - особенно если тебе сорок и ты с пузом - во вселенной 'Психа' пути в формате жизни - нет. Уж лучше - парадигма 'Строчки летела вниз, матом ругались дворники, я выбирала жизнь, стоя на подоконнике'. Если подоконник - в ЦАО, отчего бы и не выбрать жизнь, зря психолог лоханулся.