«У каждого свои 90-е»- с этим утверждением трудно не согласиться, учитывая, что рефлексировать по временам своего детства и юности рьяно принялось новое поколение кинематографистов: Дарья Жук («Хрусталь»), Кантемир Балагов («Теснота»), Борис Акопов («Бык»). И если фестивальное авторское полнометражное кино продолжает традицию мрачновато-трагического переосмысления последнего десятилетия 20 века, то продукция малого экрана, учитывая специфику и масштаб своей аудитории, стремится взглянуть на события безумной декады под ностальгическим углом и соусом легкой романтизации.
У авторов же сериала «Мир! Дружба! Жвачка» получился мультижанровый продукт, в котором они попытались скрестить криминальную драму, семейную сагу, подростковую комедию и роман взросления. Как это ни странно, но из всего событийного винегрета именно сюжетная линия семьи Рябининых-Волковых работает на 101%. Это достигается за счет хорошо прописанного конфликта: несколько поколений пытается гармонично сосуществовать под одной крышей, а члены семьи стремятся не только преодолеть с минимальными потерями извечное противостояние отцов и детей, но и попутно разобраться в себе и выжить в чреве мучительно трансформирующейся страны. Складывается стойкое ощущение, что именно в этот сюжетный троп сценаристы вложили всю свою душу и эмоции, ровно как и актеры, блестяще воплотившие образы безумной семейки: бесподобная Ксения Каталымова в роли матери, тянущей лямку главной добытчицы, хранительницы очага и пытающейся вырвать из кокона флегматичности своего недотёпистого мужа-интеллигента (не сразу признал Степана Девонина, покорившего меня свей ролью в «Сердце мира»); харизматичный дед-правдоруб в смачном исполнении Сергея Степина; очаровательный персонаж Юрия Борисова- Алик-афганец, за фасадом мнимой беззаботности жаждущий примерить свое военное прошлое и криминальное настоящее; уверенно держащийся на фоне старших коллег юный Егор Губарев, отлично передающий подростковое естество своего героя, раздираемое классической конфликтологией выбора. Эпизоды из жизни этого семейство самые трогательные, пронзительные и по-настоящему интересные и волнительные.
В остальном же создатели поднаторели чуть менее успешно: Братство Крыши, призванное быть центром истории, вышло уж каким-то невзрачным и искусственным, а штрихпунктирность бэкграунда ее членов введена словно для галочки и не добавляет глубины и объема образам. Криминальные разборки при кажущейся кровавой брутальности отдают чрезмерной условностью и какой-то сериальной наивностью. Тщательность воссоздание эпохи ощущается скорее милым косплеем, чем полноценным погружением в атмосферу 90-х.
Но несмотря на эти минусы, сериал получился очень искренним, чувственным и созданным со всей любовь, а открытый финал явно намекает на скорейшее back to 90's.
Любую драму можно опрокинуть в пародию, как и всякую трагедию обернуть в фарс, рассеяв их приступы по сериальным эпизодам, формально, как гласит слоган, обращённым к тем, кому нынче за сорок, если отмерять от зари тинейджерской юности главных героев, а на деле адресованным к теперешней молодёжи, прикормленной стереотипными приключениями ровесников, собранных в дружеские команды с пропорциональным представительством по темпераменту, менталитету и гендерным признакам, чтобы и дерзкий был, и чудак, и лирик, что чаще всего приносит авторам историй искомый результат, жаркий интерес аудитории и высокие телевизионные рейтинги, если только сценарий не ограничивается простым скачком во времени, как это случилось в этом странно названном сериале, манящем невинностью недорослей, бандитской вольницей и высотой финансовых пирамид, бодро вышивая картину далёкого лиха, которое должно теперь казаться прекрасным, без оглядки на кривые диалоги и сюжетную нелепицу, куда надёргано расхожих клочьев, многим приносившим успех, но здесь обнажающих небрежность писателей, намеревавшихся проскочить налегке, не ища смысла, скупо тратя силы на оформительство стен, предметный антураж и гардероб исполнителей, и сердцем, и душой располагающихся на большом удалении от своих персонажей, как и старшее поколение, наспех пришитое к подзабытой реальности, а всё, что вокруг - суета возле билетной кассы: «- Вам нужен аттракцион? - Пожалуйста!».
Комментарии и оценки людей полярно разделились на тех, кто критикует фильм за то, что 'было совсем не так' и тех, кто видит в нем себя в юности. Это забавно поскольку правы и те и те. Ситуация такого расслоения напоминает оценки 'Лету' Серебренникова - когда сами прототипы героев отнеслись негативно к картине в то время как их современникам это понравилось. Вероятно потому, что в обеих этих работах идет реставрация и ретуширование прошлого, где не столько документальная правда, сколько современная мифологизация того времени, пусть даже и сделанная очевидцами.
'Мир, дружба, жвачка' переполнен какими-то милыми мелочами, отсылками и ностальгическими якорями, которые погружают в прошлое. Разумеется, действительность тогда воспринималась совершенно иначе, в ней было больше наивности, жесткости и растерянности, которые сейчас и вспомнить-то сложно, не то чтобы изображать. И поэтому сериал выглядит так, как многим из нас хотелось бы вспоминать свою юность и за это ему спасибо.
Если же не цепляться за свои субъективные воспоминания о правдоподобности, то надо признать, что общее настроение эпохи удалось передать. Сериал сам по себе неплох и если сравнивать с другими реставрациями прошлого, то он гораздо лучше и правдивее много, что наснимали за последние годы на центральных телеканалах.
Качественный и интересный сериал, ждала выхода новых серий.
На высоте все актеры, которым удалось застать 90е. Родители Сани- сколько таких потерянных персонажей я наблюдала в те далекие 90е. Актеры просто на высоте!
И сюжеты из тех времен, эта безысходность и нарики и трупы во дворе, и зарождающиеся властители новой жизни...
Но, к сожалению, детские роли не получились. И я сама такой не была, и мои друзья такими не были. И дело не в одежде и прическах, тут все нормально. Дело в манере себя держать и в поведении. Мотивация не та. Не было тогда никаких психологических 'взрослых' загонов. Выбора не было. Поэтому персонаж матери очень понятен (и даже отца понятен в своей нелепости). А детские персонажи не вписываются в то время, поскольку мотивации их поступков слишком нынешние. Слишком много психологии, и недостаточно постсоветской спонтанности и наивности.
Актеры- это современные дети, которые очень стараются играть, но не получается у них, потому что мастерства наверное не хватает и потому что они знают только современность. В принципе не их это вина.
А так, очень даже неплохой сериал. Еще раз пожалела своих родителей, как им тогда нелегко приходилось и как им наверное было страшно за нас, детей.
PS Не знаю, где происходит действие, но в моем городе Сане бы за такую прическу влетало постоянно. Тем более, что тогда разделение на районы предопределяло четкий стиль, одежду и стрижку. А они в компашке все разномастные. Не было такого.
В этом плане, у матери прическа нормальная. Но не для женщины. Тогда такие челки носили школьницы и молодые девушки. Но это ей можно простить, видимо актриса вспомнила свой стиль в 90е годы.
Итак, перед нами первая серьезная работа Ильи Аксенова после КВН*щиков. И сразу на такой платформе. И сразу сериал.
В качестве Nota bene оставлю вопрос о творческой свободе авторов на проекте.
Перед нами плоды большой ностальгии. Если в Штатах тренд на 80е, то у нас на 90е. Да фильмов в разы меньше, но тем не менее. И, спасибо авторам, что не делают акцента на чернухе и негативе. Как они заявили в интервью, акцент на романтике - дворовое братство, первая любовь, конфликт поколений, What is love в конце концов!
Да - меня пробило на воспоминания. Конечно, я был маленьким в то время, но какие-то вещи прекрасно помню: музыку, моду на Голливуд, игры на Нинтендо, жевачку и так далее и тому подобное. Атмосферу авторы передали шикарно. И тут нет присущей ТНТ пошлости и похабности. Отдельный респект и за саундтрек - настроение передает просто отлично.
Сама по себе история тандем комедии и социальной драмы. Очень много удачных шуток, опять таки без скабрезности и фальши. Драматическая линия тоже хороша - есть линии героев, развитие. Все в лучших традициях западных образцов.
Маленькое 'НО' - с середины сериала появляются некоторые провисы. К примеру, конфликт Алика с отцом крайне неубедителен и историю самого отца можно было бы подать интересней. Да и вообще Алик выглядит каким-то клоном героя фильма 'Бык' (про Борисова я еще отдельно скажу). Не думаю, что его вставили по методу copy\paste, но как-то не очень. Да и концовка на мой взгляд смазанная и в чем-то банальная.
Еще сериал сравнивали с 'Очень странными делами'. Мне думается прежде всего из-за актеров. Вот только в этой части и соглашусь - на ребят было очень приятно смотреть. Все отыграли естественно и с душой. Не исключаю, что карьера у них пойдет в гору.
Другое дело товарищ Борисов. Я понимаю, что у него period face, но кого? Да бандита вполне. Но человека прошедшего войну... Извините, но нет! Я знаю лично многих ветеранов Афгана и потому могу судить. Может он и отличный театральный актер, но кино не его. Как в 'Калашникове' он изобразил сельского дурачка вместо изобретателя-самородка, так и здесь получился какой-то гопник, а не человек с непростой судьбой.
Не сказать, что это прорывной проект для отечественных многосериек, но это достойная работа. И Илью можно смело поздравлять с дебютом и желать дальнейших успехов.
Можно бесконечно спорить, какие в то время были правила улиц, где нюхали клей, а где пили портвейн, у каждого была своя история 90х.
Такие «попадания» не влияют на восприятие истории. Да и у сериала нет цели показать аттракцион из жвачек и лопухов вместо туалетной бумаги. Хотите побрюзжать где трава зеленее - смотрите мемчики в Интернете.
Здесь детали вплетены в сюжет так, чтобы с головой погрузить тебя в историю людей и их отношения.
Мне в 92-м было два года. Моей маме - сколько сейчас мне. И как бы я сейчас сообразил, как тащить семью в ситуации полного треша?
И об этом заставил меня думать этот сериал. Я смотрел на детей, а думал про свою семью. Я смотрел на взрослых и думал о своих детях.
Вот чего не хватает историям про 90е. Заставлять зрителя размышлять. Не просто смотреть как люди стреляют и как страшно жить. Мы это знаем итак.
А вот что в этой ситуации делать и почему так поступают твои близкие - вот это ценно.
МЖД - это рассказ о детстве, которое можно было буквально «пощупать». О том, как наши родители делали все, в нашей беззаботности мы не знали о безработице. И о наших бабушках и дедушках, которые держали связь с поколениями через свою боль и все еще верили государству, но уже не верили в тех, кто им управляет.
Мы носили одну и ту же одежду. Мы не сидели дома. Мы были проще и ближе друг к другу, хотя не имели возможности преодолевать расстояния через сеть.
И этот сериал отключает во мне знания о LTE и Face Time. Он обнажает для меня мир, делая его максимально откровенным. Таким, каким я его помню. Где люди ведут себя так же как и сейчас, но мне для их понимания не требуется взламывать пароли, заметки, камеры наблюдения и пр.
Здесь было достаточно отодвинуть самодельную занавеску из фантиков.
Спасибо всем создателям сериала. Особая благодарность сценаристам и режиссеру!
Я жду второй сезон и с большим удовольствием пересмотрю первый!
Большое спасибо за флешбэк в детство и отрочество!
Для тех, кто не понял героев и даже кто главный герой: вы не понимаете что это была за эпоха, как верно подметил афганец Алик 'наступают смутные времена'. Случилась именно смута, революция сознания и трансформация личностей и идеалов, даже время поиска маяков жизни. Полная неразбериха в политике, в идеях как в масштабах страны так и в масштабах семьи и становления личности.
В тот момент кому-то приходилось приспосабливаться, кому-то пытаться жить по прежним постулатам, кому-то пришлось заключить сделку с совестью. А кого-то больше нет, у кого-то нет даже могилы, так называемые без вести пропавшие и да это были лихие 90е. Для тех кто не понял при чем тут Афган, дед, крыша, даже не понял смерть собаки такую быструю, что не успел привязаться я скажу так: через личность героя и места показаны целые пласты социума.
Дед олицетворение героя, прошедшего ВОВ и построивший какую-никакую семью, мы видим его со стойкими правилами жизни. Пусть даже эти правила мешают сближению с детьми. Даже пусть эти правила самим собой и не выполнены до конца, но вот его дети точно должны прожить так как мог бы прожить дед. Алик - это советская армия, последний советский офицер, он пришел со страшной войны. Он понимал, что солдату умирали просто так. Страны больше нет и работы нет, а рэкет есть (и он был, это вам не налоговая со штрафами). Надя одновременно показана как дочь немеующего любить отца, так и мать, которой не до детей, и как взявшая на себя роль главы семейства, так как Федор никак не мог приспособится к жестким изменениям среды. Федор полный противовес властному отцу.
Санька, Вовка, Илья и Женя это подростки, ищущие себя. В этом возрасте и так трудно быть личностью, а когда происходят такие жесткие изменения в семье и в стране, взросление происходит на грани. Нам и показывают разные грани. Коммерсант Виталик просто бомба, его анекдоты, кумир Ван Дам, крутая тачка. ВАУЧЕРЫ. Всё про ту эпоху! Зураб тоже был почти в каждом крупном городе, люди гор тоже хотели жить хорошо! Показано, как Зураб стоит за семью, тоже не идеальную, кстати. Всякие цыгане и Кощеи тоже были и были как раз нариками, мелкими воришками.
В те времена все было на пределе, менялось так быстро, что было непонятно в какую сторону дует ветер, кому верить, но вместе с тем в смутные времена люди любили, жили, дружили, предавали и умирали. Все времена одинаковы с точки зрения жизни одного взятого человека.
Создателям сериала хочу сказать спасибо за всё это! За диалоги, всякие крылатые фразочки! За операторскую работу! ВСЕЙ КОМАНДЕ СПАСИБО! Жду второй сезон!
Его вообще нет. Ощущение, что у авторов с самого начала не было никакой глобальной идеи. Сюжет рассказывает про подростковую дружбу, но в чем она проявляется? Ребята постоянно ругаются, делят единственную девушку на всем постсоветском пространстве, а самый чудаковатый из них предпочитает помочиться на 'друзей' во время драки.
Линия афганцев не несет смысловой нагрузки. Они в сериале просто для галочки.
Персонажи в этом сериале появляются в одной серии, в следующей их убивают, либо они сами умирают. Казалось бы для чего это все? Они даже не успевают раскрыться, а зритель не может привыкнуть к ним, что бы ощутить полноту утраты.
2. Каст и игра актеров.
При знакомстве с семьей главного героя у меня возник вопрос. Кого играет Степан Девонин? Молодой парень которому на вид лет 20. ОКАЗЫВАЕТСЯ он играет ОТЦА! При том, что на вид разница в возрасте у бати с сыном 3-4 года...
Игра актеров... Подростки только что вылетели из Ералаша, мать ГГ истеричка (при чем все выглядит крайне наиграно).
Отдельно хотелось бы сказать про Степана Девонина, который играет интеллигенцию, пострадавшую от развала СССР. Актер не попадает в образ. Тот же Лапенко в образе инженера, намного ярче расскажет такого рода историю.
Из плюсов сериала.
1. Неплохая музыка.
Но ДЛЯ ЧЕГО В ФИЛЬМ ПРО 90-е ДОБАВЛЯТЬ ТРЕК, КОТОРЫЙ ВЫШЕЛ В 2018 ГОДУ? Трек: невидимка — Мое гетто под окном. Зачем убивать атмосферу?
2. Понравилась операторская работа, но одни и те же приемы используется по несколько раз за серию, что очень мозолит глаза... (съемка одним кадром и использование дрона)
В целом сериал слабый, для просмотра не рекомендую.
Двоякое чувство сложилось после просмотра 6-ти серий.
С одной стороны очень динамично и увлекательно разворачиваются события вокруг главных героев и актёры классные, как на подбор. Даже в небольших эпизодах каждый актёр на своём месте, с удовольствием наблюдаешь за ходом событий. Эта часть сериала выше всяких похвал, на 10 баллов.
С другой стороны основная четверка героев вызывает полное недоумение. Создаётся впечатление, что их вклеили в сериал исключительно для привлечения молодёжной аудитории к просмотру.
Главный герой Санька. Ну ладно, можно оправдать его присутствие тем, что он связующее звено происходящих событий. Допустим он 'ботан' - полная противоположность Лапше из 'Однажды в Америке'.
Его кореш Вовка. Клон главного героя, только чуть трусоватей. Какова его роль для меня так же осталось загадкой.
Девочка Женя. Размытый персонаж - не 'моднявка', не 'бандитка' и даже не неудачница из-за которой ребята вляпывались бы в различные неприятности. Так же возникает логичный вопрос к чему эта героиня?
Илья. Ну у этого героя хотя бы странности есть и на этом всё...
С определением жанра 'комедия' тоже какая-то странность. Лично у меня при просмотре ни разу даже тени улыбки не возникло. Да и если честно, по ходу просмотра вообще никаких чувств не возникало.
Чувствуется, что 'Мир! Дружба! Жвачка!' потенциально мог бы претендовать на культовый сериал, учитывая замечательный актерский состав, качественные съёмки, хорошую динамику и интересность сюжета 'на заднем плане'.
Но пока что главные герои тянут сериал в низ. Подождём продолжения, возможно всё распределится по своим местам и окажется, что я делаю преждевременные выводы. Но пока только 6 баллов.
Прежде всего - атмосфера. Режиссёру отлично удалось показать атмосферу начала 90-х: эстетика фильма сплетается из прекрасной операторской работы, хорошего кастинга и крутейшего саундтрека. Видно, что режиссёр снимал этот сериал не 'по заказу канала', а от души.
В течение картины мы наблюдаем за компанией подростков: три пацана и одна боевая девчонка. Их дружба и приключения проходят на фоне бандитских разборок, кавказского криминала и семейных историй - причем у каждого героя свой скелет в шкафу. Картина сделана на стыке жанров: подростковая драма плавно перетекает в криминальный боевик а-ля 'Брат' и затем в семейную драму. Радует, что в основной сюжет сценаристы вставляют мини-истории: эпизод с найденной собакой или сцена в тире. Хорошо подобраны актёры, каждый узнает и вспомнит похожий типаж из своей молодости. Панельные многоэтажки и индустриальные пейзажи города безразлично наблюдают за происходящим.
'Наша' компания подростков показана немного идеализированно - не ругаются, не ищут алкоголь. Испорченные подростки в фильме - это другая, враждебная компания ребят постарше: 'плохиши' варят чифир, и даже употребляют лёгкие наркотики. Начало 90-х было странное время: всеобщая бедность - и одновременно ощущение свободы. В 'Мир! Дружба! Жвачка!' есть момент, когда ребята накупили всякой сладкой ерунды в ларьке: шоколадки, жвачки, чупа-чупсы и несут к себе как величайшее сокровище. Рождённым в 2000-е тяжело будет в это поверить, но в те времена 'Сникерс' из ларька действительно был лучшим угощением, и покупался как подарок близким.
Авторы стараются соблюдать аутентичность: причёски, одежда, автомобили. Конечно, кто жил в те годы, в фильме сразу заметят пластиковые окна в панельках - но это пустяк. Отдельно стоит отметить работу оператора: использована киношная оптика с характерными искажениями - за счёт чего при просмотре достигается эффект кино, а не дешевого сериала (плюс хорошее цветовое решение). Некоторые сцены сняты с дрона, что придаёт динамики и драйва.
Музыка помогает ощутить эпоху: смесь синтвейва, поп-музыки 90-х, русского рока и даже 'Сектор Газа' - это чистый win. Отдельно спасибо хочется сказать за кроссовки Simod - 'как у Марти Макфлая' - кто жил в 90-е, тому не надо объяснять, что значили эти кроссовки для тогдашней школоты.
Нетипичный сериал. Точно понравится тем, кто застал 90-е в сознательном возрасте. Зрителям помладше тоже стоит посмотреть - редкая возможность ощутить то время, ушедшее навсегда.