Я - ребенок из 90х. В 1993 году мне было 16 лет, жила я в спальном районе Ленинграда, так что эта история как бы обо мне. Многие спорят об одежде и прическах - было не было. Это в принципе не столько важно для истории рассказанной в сериале, но я расскажу, как это было на самом деле, если это интересно молодежи. В 1993 мы одевались в основном в секнод - хэндах, выуживали тряпки из сундуков и перешивали одежду наших родителей. Одевались кто во что горазд. У девочек - подростков дикой популярностью пользовались лосины разных цветов в сочетании с туфельками - лодочками, мини - юбки резиновые трубы, объемные свитера и спортивные куртки. Толстовки и спортивные куртки с иностранной символикой считались выходной праздничной одеждой.
Мне очень понравился в сериале момент когда Надя Рябинкина появляется с типичной для того времени прической и в блузе Шанель из Турции. Да, именно такие блузы носили модницы. За это большой респект директору по костюмам.
ПРИЧЕСКИ С прическами же мальчиков вышла промашка. Пацаны тогда носили стрижки таких видов: 1. Удлиненные волосы а ля Дима Маликов 2. Платформа - ёжик а ля 'Технология' и 'Депеш мод' 3. Стрижка 'шапочка' - пушистая челка и короткий низ (для тех у кого волнистые густые волосы) 4. Короткая стрижка у гопников и бандитов 5. Ну и немного панков с ирокезами У главных героев стрижки во вполне узнаваемом стиле ЭМО начала 2000х и это действительно большой визуальный минус. Вы можете представить пин-ап девушку из 50х с небрежными лохмами хиппи? Ну вот примерно тоже самое я чувствую когда смотрю на мальчиков - главных героев МДЖ.
МАКИЯЖ. Тут полное непопадание. Макияж начала 90х был очень типичным. В ходу было три типа макияжа 1. В основном красились очень ярко: голубые или розовые тени, стрелки, обязательная розовая перламутровая помада 2. Пару лет был очень популярен 'элитарный' мейк - выбеленное лицо, темно вишневая помада и полное отсутствие мейка на глазах, слегка подведенные светло серым брови 3. На вечер обязательно алая помада и подведенные черным глаза и гладко зачесанные назад волосы
СЛЕНГ. Сленга того времени немного. Порадовала 'пятихатка', но совсем не использовались такие ходовые слова, как 'хабарик' (окурок, за которыми охотились подростки и обедневшие курильщики), 'тонна' - 1000 руб / долларов, 'лавэ' - деньги, 'чикса' - девушка и проч.
ЖИЗНЬ ПОДРОСТКОВ. Вот здесь случился действительный провал. Представьте. Вы ребенок, вы растете при СССР, вы октябренок, пионер, вокруг вас плакаты о КПССС, идеология строителей коммунизма, пионерские зорьки, игра 'зарница', сбор макулатуры, линейки, 'Молодая гвардия' и вот у вас начинается переходный возраст и вместе с вашим детством облетает, как шелуха, и старая страна. И вас, молодых, неокрепших, выросших в абсолютно другой парадигме литературы 19 века и коммунистической риторики, выкидывают в мир порно - видео салонов, эротических - романов вместо Тургенева, перестрелок, в мир где самой завидной работой становится проститутка и бандит, в мир где на вас волной хлынули ранее запрещенные западные фильмы, новая идеология, варварские рыночные отношения, бесконечные дебаты о политике и Сталине, разоблачения совесткого строя. Подростки того времени были дезориентированы, мир рухнул. В этом же сериале они говорят, как современные взрослые, только что просморевшие цикл лекций Лабковского. Молодым актерам абсолютно не удалось показать дух того времени, передать слом эпохи, рассказать историю потерянного поколения и то дикое время, в котором нам пришлось взрослеть.
И пусть вас не смущает наличие в кадре пластиковых стеклопакетов, но «Мир!Дружба! Жвачка!» (2020) - это настоящий «репост-модерн» для ретроспективных любителей вспомнить времена конституционного кризиса новой России. Иными словами, новый отечественный сериал - это низкий поклон эпохе молодости наших родителей или событиям вашего года рождения.
В небольшом городке на крыше многоэтажки стоит «штаб» трёх закадычных друзей - Сани, Вовы и Илюши. Однажды в их «братство крыши» приходит рыжеволосая Женя, и тут начинаются взрослые проблемы. В попытке отстоять свою территорию от банды «цыган» с соседнего района, Саня с новой подружкой угоняют «бэху» местного авторитета, из разбитой машины исчезают деньги, а помочь может только дядя Алик по кличке Афганец.
Под восьмибитную музыку и хиты начала девяностых подростковая комедия о взрослении становится драмой о первой любви и предательстве, о первых потерях и осознании горькой правды, о мести, лжи и прощении. Не только главные герои, но и второстепенные персонажи имеют ясную мотивацию действий и четко прописанный бэкграунд. Если в первой серии поведению героев ещё присущи клише комедийного жанра, то с развитием действия каждый проживает глубокие личные переживания, встаёт перед неоднозначным выбором и ломает стереотипы посредственности.
Саня превращается из непутевого героя «Ералаша» в полноценного онтогониста, переживающего тяжелые времена. Его дядя Алик в исполнении Юры Борисова, ныне самой популярной российской кино-реплики из 90-х, из брутального главаря банды «афганцев» становится внимательным наставником, не только раскрывает полную гамму человеческих чувств, но и перетягивает на себя одеяло главного героя.
Создатели сериала подготовили целый список забытых, но милых привычек из недавнего прошлого: заморские сладости как знак дружбы, песня в трубке телефона, которую не знаменит ни один музыкальный гудок, правильный угол телевизионной антенны, футболка «Nirvana» и модный начес.
Возможно, за всеми красочными описаниями зритель встретит излишнюю жесткость героев как друг к другу, так и к себе. Ведь в определённые моменты жизни каждый по-своему пытается спастись от реальности - физически или ментально. Кто-то решается сменить место жительства, а кто-то химический состав своей крови. Прошлый мир распался на пиксели вместе с ушедшей эпохой, но история о мире, дружбе и жвачке говорит сама за себя - о больших надеждах на счастливое будущее в молодой и смелой стране.
Одно из лучших киноповествований о 90-х. Увлекательный сюжет и блистательные актёры! Понравилось многообразие сюжетных линий, за историей каждого персонажа наблюдаешь с огромным интересом. Сашка в исполнении Егора Губарева - личность, будоражащая своей непредсказуемостью. В каждой истории отношение к нему варьируется от сильного сопереживания до обидного разочарования, в зависимости от выбранного пути решения той или иной проблемы. Естественность и уход от шаблонов - один из весомых критериев этого сериала. Хоть я и не застал в сознательном возрасте описываемого периода, проникнуться его атмосферой было очень кайфово. И с грустью осознать, как много мы безвозвратно потеряли, отдавшись под власть цифровизации.
Посмотреть это творение непременно стоит вне зависимости от принадлежности к тому или иному поколению, ведь здесь раскрываются пожалуй одни из самых важных в жизни каждого человека моральных принципов. Это сериал о стойкости, выборе, о настоящей дружбе, преодолении себя и главным образом - о любви. Особое место в картине занимает дед (в исполнении Сергея Стёпина) и его непростая судьба. У меня щемило в сердце, когда по мере развития сюжета, открывались новые 'раны' его неоднозначного прошлого. И в этом ключе хочется добавить, что эта картина ещё о более главном - о прощении. Я пробовал описать сериал другу, чтобы тот посмотрел его, но к удивлению понял, что не могу сделать это на словах. Это тот самый случай, когда создатели смогли привнести в кино нечто большее, неосязаемое и бессловесное, что чувствуешь только при просмотре и не можешь выразить одними словами. Поэтому я считаю, что этот сериал стоит один раз увидеть, чтобы составить своё собственное впечатление, по крайней мере, это точно не будет тратой времени, даже если вы не любите российское кино.
P.S. Я посмотрел все 8 серий взахлёб за один вечер и без колебаний поставил 10 из 10!
Я именно прототип тех парней из сериала, жил в их возрасте именно в тот период. Да, сериал не подошел с педантичной точностью к деталям атрибутики 90-х, да полно ляпов, да, не все актеры 'Мхата', но как итоговый продукт сериал вышел просто прекрасный, неожиданно прекрасный. Если при просмотре вы начинаете искать оптоволокно на крышах, гуглить годы производства марок машин, ставить на паузы, выискивая пластиковые окна в панельках, вспоминать сколько глотков 'винта' нужно было реально чтобы улететь, то это просто не ваш сериал. Я просмотрел запоем. Тут даже саундтрек настолько вписывается в атмосферу происходящего, что уже после просмотра начинаешь понимать, что там были треки, которые ты в те годы (да и сейчас) просто не переносил на дух (типо Шуры или Отпетых мошенников или Агаты Кристи).
Тут нет чернухи 90-х, вот такой чтобы прямо посмотрел, вспомнил как это было, обплевался и выключил чтобы не вспоминать, для меня это +, а для большинства почему то -. Ну кто хочет прям чернуху, тому надо Балабанова смотреть или Быкова, мне их фильмы очень нравятся, но этот сериал совершенно иной тональности и это хорошо. Да, немного перегнули сюжетную линию на криминальную историю, которая лично мне чужда, я этого в своей жизни не видел, ну сценаристы видимо решили, что это докинет баллов фильму. В общем, сериал для людей, которые прожили 90-е на периферии, не были ни гопниками ни батанами, дружили вот так вот, то кровью братались, то дрались за девчонку и потом... разъехались. С одной стороны хочется продолжения, потому что актеры уже как родные, а с другой эта недосказанность в финале просто вишенка на торте.
Когда смотришь что-то о времени своего детства и отрочества (а 'Мир! Дружба! Жвачка!' - как раз, применительно ко мне, об этом), то изначально подходишь к проекту скептически. Типа 'да что вы можете знать'. Этого не избежать, потому что детство, юность - это святое и 'не надо трогать его своими ручищами' и 'я бы сделал лучше'.
И вот сижу я сейчас и понимаю, что при всех своих минусах сериал удался.
Самый большой из этих самых минусов - просто варварская невнимательность к деталям быта и жизни того времени. Я даже не буду говорить о той высокой планке качества работы с деталями, которую поставил в этой сфере полулегендарный 'Чернобыль' (при том, что это были не наши с вами соотечественники). Но от российских сценаристов, режиссеров и консультантов мы, казалось, вправе ожидать гораздо большего, чем увидели тут. Ляпов в воссоздании атмосферы 90-х тут столько, что перечислять их просто не имеет смысла. С другой стороны, показалось забавным, что отдельные районы славного города Тулы (а именно там и происходили съемки, если гугл не брешет) даже сейчас, спустя три десятилетия, очень недалеко ушли от девяностых в плане внешнего вида, благоустроенности и прочих жилищно-коммунальных прелестей.
Второй минус - достаточно слабый актерский состав. Хотя, если вдуматься, состав слабый - но ровный и это дает свои преимущества: никто не выделяется и не давит окружающих излишним профессионализмом и харизмой. А к тому, что общий уровень вот такой какой есть привыкаешь довольно быстро.
Из плюсов выделю саундтрек - получилось и ностальгично и, на удивление, современно. И почти всегда в тему сюжету.
Ну и, конечно, шикарный сценарный заход на второй сезон, куда ж без этого. Вообще сценаристы 'разогрелись' явно только ко второй половине сериала - именно там начинается очень даже себе сюжет, а не простое чередование событий из никуда в никуда.
Впрочем, это все частности. А вот итог оказывается довольно неожиданным - сериал, с одной стороны, кажется сделанным 'на коленке', но, с другой, это обстоятельство странным образом придает ему если не реалистичности, то какой-то искренности. Честности в диалоге со зрителем. Потому что те самые девяностые - они не только у каждого были у каждого свои, они еще именно вот так и делались - 'на коленке', когда никто ничего не понимал, не имел ровно никакой уверенности ни в чем, но старался выжить и найти в этой жизни место для дружбы и любви.
Краткий сюжет: на протяжении восьми серий сценаристы убивают идею сериала и сводят историю в алогичное нечто.
Многообещающий тизер, звонкое название, ностальгическая атмосфера — все это подкупает. Главные герои вызывают симпатию, наблюдать за ними интересно. Но, ребята-сценаристы, где вы были в 90-е? Кроме стандартных маркеров того времени — бандитов, нет больше ничего. Даже музыку по времени не особо подобрали: пара забугорных хитов тонут в бесконечном Mujuice... зачем?
Этот же вопрос хочется задавать после каждого сюжетного 'поворота'. Действия героев абсолютно не живые, лишенные логики и рефлексии. Беготня в агонии, после которой герои никак не осмысляют то, что случилось.
Остается надеяться, что про 90-е еще снимут яркий, живой и правдоподобный сериал с настоящей музыкой, модой и атмосферой того времени.
Сериал понравился. Но смотреть его можно по-разному:
1) Жадно впиваясь глазами в каждый кадр, сравнивать со своими личными девяностыми и констатировать: эээ, да не было же тогда железных дверей, открытых иномарок с цифровым звуком, винта в бутылках, а где же стройки, костры, жуткие подъезды, свалки за окнами, кассетная плёнка на ветру и т.д.
2) Сравнивать атмосферу – получилось ли попасть или не получилось. На мой взгляд, Илье Аксёнову сотоварищи неплохо удалось сымитировать 1993-й. Мелкие детали и приметы времени подмечал с удовольствием – видно, что цель команды создателей фильма не осталась в пределах заколачивания бабок на модном ностальгическом тренде. Коллектив всерьёз озаботился созданием правильной атмосферы - за это однозначный респект.
3) Просто смотреть. И смотрится на одном дыхании.
К сожалению, не обошлось без ляпов вроде 53-летнего «дедушки» из дома престарелых - а уж его оккупация этого самого дома и вовсе получилась трэшовой - и местами откровенно странного поведения персонажей. Скудный стилизованный саундтрек тоже не очень объясним – то ли ребята постеснялись взять оригиналы, то ли задача выразить атмосферу 27-летней давности, используя только новые средства, была принципиальной (но зачем тогда Dr.Alban и Haddaway?). К счастью, сюжет закручен настолько лихо, что к третьей серии эти мелочи, ляпы и переигрывания перестали быть заметными.
Сериал ничего общего не имеет с действительностью 90-х
Посмотрел полторы серии... М-да, тяжелое впечатление, и кто-то ведь смотрит подобный бред.. Почему машина открытая стоит? 10 тонн баксов в 93 году, вы вообще представляете себе примерный эквивалент этой суммы? В 93 году за эти деньги можно было в Москве квартиру купить. Их не то что 'оставить под сиденьем' незакрытой машины, их эти несчастные кавказские рэкетиры в этом провинциальном городишке бы в виде дани год собирали бы.
Бандит отдаёт подростку ствол и предлагает 'защищать семью'... кавказский авторитет говорит племяннику не заниматься наркотиками (пчёлы против мёда!)... Челнок на рынке заглядывается на 40-летнюю некрасивую бабу... Единственный персонаж, кто более-менее похож, это 'муж-писатель', доцент кафедры культуры. Остальные персонажи просто полные пустышки. Что за 'банда цыгана' из 3-х дебилов под мостом? Что они там держали, какой район? Они всё время под мостом сидели. Почему эта серьёзная банда ни разу не поднялась на крышу дома, где сидят 'наши друзья'? И что за странная компания друзей - мальчик-аутист, собирающий жуков и дохлых кошек, два ещё каких-то непонятных, один из которых баянист (или аккордеонист, я не разбираюсь) и рыжая девочка, которая даёт ему потрогать себя за грудь (с какой стати, интересно? Она всем даёт или только баянисту?). Люди, которые делали этот сериал, видимо Stranger Things пересмотрели и решили, что уместно будет в сюжет про 3-х лузеров добавить рыжую девочку и немножко подросткового секса?
И самое главное, ну а его мамашка то, которая замужем за доцентом кафедры культуры, и представляет собой мать 'семейства с незапятнанной репутацией', до такой степени, что не общается со своим родным братом, как она то оказалась на рынке? Нет ответа. А её, как она называет, начальник, видимо, знатный извращенец. На рынке толпа 20-25 летних, легкодоступных, не отягощённых нравственными барьерами весёлых разбитных торгашек, а он заглядывается на задницу 40-летней толстой и некрасивой обремененной двумя детьми, честью и моралью замужней женщины. На этом моменте моё знакомство с сериалом было окончено. Что за дичь вообще.
Было бы и все 8, кабы не несколько досадных косяков, которые не скажу что «все испортили», но заметно подпортили картину.
Сразу скажу, что фильм немного промахнулся в меня, как в целевую аудиторию. Так получилось, что я не могу ассоциировать себя с большинством главных героев. «Братство крыши» и шпана Цыгана младше меня лет на 10. А старшее поколение героев на столько же старше. Мне в 93-м было 24. Так что по возрасту мне ближе всего Алик-афганец и его банда. Проблема наркомании так же махнула мимо меня. Саранск в те времена бухал, а не торчал. Не скажу, что наркоманов в Саранске не было вообще, но это занятие там было крайне малопопулярным. Криминальная составляющая сериала так же совершенно не похожа на нашу. В Саранске рулила братва. Афганцы там так и не сформировались, как сколь-нибудь значимая сила. А кавказцы в Саранске торговали памыдора, и любые попытки их приподняться в Мордовии пресекались на корню и очень жестко. В общем, сама ситуация сериала мне совершенно не близка.
Но это вовсе не главное. Главное в фильме - непростая жизнь подростков-ботанов в стремительно катящемся в сторону трындеца мире. Ну и проблемы выживания их родителей в том же самом мире. И это получилось очень трогательно. Местами смешно, местами горько. местами жалко.
Удалось ли авторам передать дух, запах времени? Трудно судить по озвученным выше причинам. Мой 93-й был совсем другой. Некоторые анахронизмы точно имеют место быть, но сильно глаза не режет. Главное, что ты начинаешь сопереживать людям в фильме. Такое получилось и в Американке, и в Курьере, и в Облако-Рай. Можно было бы попытаться поставить МДЖ в ряд с ними, но там он проиграет, потому что перечисленные фильмы - могучи. А этот просто хорош.
А теперь о минусах. Очень трудно обойтись без спойлеров, поэтому простите, если будет непонятно что-то. Первое - сценаристы в «фильме о фильме» признавались, что сценарий рождался по ходу и многие герои получились не такими, как задумывалось. И это очень заметно. Очень заметно в том числе потому, что некоторые герои второго плана получились намного ярче главных. А это косяк. Более того, главный героям не очень-то и сочувствуешь на фоне этих ярких неглавных персонажей.
Второе. Алик-афганец напрочь перетянул на себя все одеяло. Он настолько ярок и харизматичен, что рядом с ним блекнут все. Запомните это имя - Юра Борисов (почему-то везде он фигурирует именно так, а не Юрий). Это реальный претендент на звание суперзвезды. Он забьет и Безрукова, и Козловского, и Петрова. Они все умеют играть. Но Безруков слишком пафосен, Козловский гламурен, а Петров слащав. Борисов же - просто бомбический по своей энергетике, совершенно невероятен в игре и при этом очень прост внешне. Такими были актеры СССР. Лишь бы не запалился на «медных трубах».
Третье. Тут очень трудно без спойлера. Но в 6 серии авторы зачем-то включили режим «Игры престолов» и запоганили этим просто все насмерть, включая и оставшиеся 2 серии. Как иллюстрация - моя жена 6 серий смотрела, не отрываясь, а последние две - глядя в телефон. Ей стало не интересно. Я тоже досматривал через силу. Если вы видели МДЖ - понимаете о чем я. Если не видели - поймете, когда посмотрите.
Четвертое и пятое. Вытекшее отсюда же и обусловившееся этим. И тоже без спойлера толком не скажешь. Бездарно
слитая в унитаз линия афганцев. И совершенно идиотский с любых точек зрения финальный поступок главгероя Саши. Он не просто глуп. Он противоестесвенен.
И шестое. Я это сформулировал для себя ближе к финалу. Есть такая фишка в сериалах с большим количеством героев. В каждой серии одеяло перетягивается на какого-то одного персонажа, которому уделяется больше времени и он раскрывается сильнее остальных. Это нормально. Вот только в большинстве сериалов авторы заставляют этого героя попасть в неприятности и проявить неожиданные качества характера, выбравшись из ж...ы. У авторов МДЖ метод другой. Они заставляют своих героев в каждой серии проявить ХУДШИЕ свои качества. Показывают, что на самом деле все м...ки. На мой взгляд, это более чем спорное решение. Показать, что и м...ак способен на поступок - одно. Показать, что даже неплохой человек может поступить как м...ак - это совсем другое.
И все же, фильм удался. И герои удались. Как косвенное свидетельство тому - фильм о фильме. Когда я его смотрел, то не мог не удивиться тому, что большинство актеров, снятые в этом фильме о фильме, в живую гораздо менее интересны, чем воплощенные ими характеры в самом сериале. Это ли не показатель качественной работы?
ТЕМ, КТО ВЫРОС В 90-Е ПОСВЯЩАЕТСЯ!
ЛУЧШИЙ РОССИЙСКИЙ СЕРИАЛ! Он о настоящей дружбе, юношеской любви, семейных ценностях. То, с чем у меня ассоциируются 90-е собрано в восьми сериях: разборки, афганцы, бандиты, ваучеры, стрельба, интерьер, стиль, бумеры, музыка.
1993 год. В центре сюжета - 14-летний Санька Рябинин и вся Россия..., которым предстоит измениться. Это история про взросление в 90-е. Драматический сериал, в котором показана такая разная и бурная жизнь 90-х, времени, когда казалось, что можно было все.
ТАКОЙ ДРУЖБЫ, К СОЖАЛЕНИЮ, У НЫНЕШНЕГО ПОКОЛЕНИЯ НЕТ! По крайней мере, у меня никогда не было таких друзей. Я даже завидую немного.
3 друга, живущие в одном доме, чтобы не попадаться на глаза банды, тусуются на крыше дома, где и встречают новую девочку, которая только на прошлой неделе сюда переехала. И тут пошло поехало... Решили забрать кошку, пришлось бежать от банды под песню Булановой и угнать машину, которую Санька разбивает уже под песню It's my life... С этого момента начинаются все разборки, и раскрываются персонажи, которым предстоит принимать важные решения, совершать смелые поступки, появляется братство крыши.
Вопросы, на которые предстоит ответить главному герою: Кто я? Какой я? По какому пути пойти? Если его правильная мама старается тянуть на себе всю семью; папа недо- мужчина, отец, муж, писатель; дед - танк, который готов по своим близким проехать, желая добра, хотя сам неидеален; дядя борется за справедливость, хотя сам является частью несправедливости.
Саундтреки - это вообще отдельная история. Каждая песня на своем месте. Я их уже наизусть знаю. Кстати, есть альбомы на разных площадках, где собраны все треки сериала.
Смотря, начинаете ностальгировать, даже если и никогда не жили в 90-х, потому что ностальгируете не по времени, а по своему детству.
Истина в том, что в какое время бы ни было ваше детство, оно все равно будет самым ярким моментом в жизни.