Краткий сюжет: на протяжении восьми серий сценаристы убивают идею сериала и сводят историю в алогичное нечто.
Многообещающий тизер, звонкое название, ностальгическая атмосфера — все это подкупает. Главные герои вызывают симпатию, наблюдать за ними интересно. Но, ребята-сценаристы, где вы были в 90-е? Кроме стандартных маркеров того времени — бандитов, нет больше ничего. Даже музыку по времени не особо подобрали: пара забугорных хитов тонут в бесконечном Mujuice... зачем?
Этот же вопрос хочется задавать после каждого сюжетного 'поворота'. Действия героев абсолютно не живые, лишенные логики и рефлексии. Беготня в агонии, после которой герои никак не осмысляют то, что случилось.
Остается надеяться, что про 90-е еще снимут яркий, живой и правдоподобный сериал с настоящей музыкой, модой и атмосферой того времени.
Двоякое чувство сложилось после просмотра 6-ти серий.
С одной стороны очень динамично и увлекательно разворачиваются события вокруг главных героев и актёры классные, как на подбор. Даже в небольших эпизодах каждый актёр на своём месте, с удовольствием наблюдаешь за ходом событий. Эта часть сериала выше всяких похвал, на 10 баллов.
С другой стороны основная четверка героев вызывает полное недоумение. Создаётся впечатление, что их вклеили в сериал исключительно для привлечения молодёжной аудитории к просмотру.
Главный герой Санька. Ну ладно, можно оправдать его присутствие тем, что он связующее звено происходящих событий. Допустим он 'ботан' - полная противоположность Лапше из 'Однажды в Америке'.
Его кореш Вовка. Клон главного героя, только чуть трусоватей. Какова его роль для меня так же осталось загадкой.
Девочка Женя. Размытый персонаж - не 'моднявка', не 'бандитка' и даже не неудачница из-за которой ребята вляпывались бы в различные неприятности. Так же возникает логичный вопрос к чему эта героиня?
Илья. Ну у этого героя хотя бы странности есть и на этом всё...
С определением жанра 'комедия' тоже какая-то странность. Лично у меня при просмотре ни разу даже тени улыбки не возникло. Да и если честно, по ходу просмотра вообще никаких чувств не возникало.
Чувствуется, что 'Мир! Дружба! Жвачка!' потенциально мог бы претендовать на культовый сериал, учитывая замечательный актерский состав, качественные съёмки, хорошую динамику и интересность сюжета 'на заднем плане'.
Но пока что главные герои тянут сериал в низ. Подождём продолжения, возможно всё распределится по своим местам и окажется, что я делаю преждевременные выводы. Но пока только 6 баллов.
Российские девяностые - это голливудские восьмидесятые; пока там предаются воспоминаниям о рейгановской Америке с ее консерватизмом, аэробикой и синти-попом, здесь в ностальгическом фаворе оказалось десятилетие, плавно превращающееся из лихого в утопически вольготное в массовом сознании. “Мир! Дружба! Жвачка!” - это любопытная попытка оседлать волну тренда, пока она на пике: в топах русскоязычных чартов опять Жуков-поп, медийные личности на разные лады воспевают политические и творческие свободы новорожденной России, “Бык” Бориса Акопова увез с Кинотавра главный приз. Формально привязанное к 93-94 годам, детище ТНТ Premier в действительности являет собой очень общий набросок десятилетия, сборник размытых воспоминаний целевой аудитории, которые сами в большинстве своем едва ли были старше восемнадцати в то время - эдакое посвящение детям девяностых. Все узнаваемые приметы эпохи на месте (бандитизм, нищета, наркотики, челноки на рынке), саундтрек от Mujuice как по расписанию прерывает ожидаемая ностальгическая дискотека (от оригиналов Преснякова и Булановой до каверов на Отпетых Мошенников, Наутилус и Кино). Если составить примерный список обязательных must have в сериале о том десятилетии, то “Мир! Дружба! Жвачка!” вместил в себя едва ли не все из них, являя собой киноаналог популярных некогда на MTV концертов, где в фойе “Олимпийского” продавали знакомые атрибуты девяностых, а на сцене были все те, чьи песни знаешь наизусть, но в этом обычно стыдно признаться.
Вместе с тем, уже к концу первого сезона становится очевидно, что кроме ностальгии “Миру! Дружбе! Жвачке!” предложить практически нечего, особенно сюжетно: с подростками не происходит решительно ничего важного, большая часть их сцен оказывается филлерной, их связь с событиями в жизни взрослых, которые на деле и двигают сериал, поверхностна, а во втором сезоне и вовсе пунктирна. Для приключенческо-подростковой оптики, сквозь которую предлагается смотреть на столь травматичное время, требуется достаточная авторская точность акцентов и тонкость нюансов - ничем подобным авторы “Мира!” не обладают. На фоне слабого сценария еще заметнее актерская некомпетентность основной четверки, каждый из которых лажает по-своему (зато Валентина Ляпина может похвастаться почти фотографическим сходством с Сэди Синк из “Очень странных дел” - и на том спасибо). Особенно выдающийся сценарно-актерский провал - это Илюша, мальчик не от мира сего, который из раза в раз не попадает в нужную интонацию, а во втором сезоне еще и сыплет мучительными отсылками к Толкиену, которые и написаны дурно, и сыграны плохо. У “Мира!” было бы больше шансов избежать несостоятельности, будь в центре внимания взрослые персонажи с подростками на фоне, а не наоборот. Возрастной каст справляется со своими ролями куда лучше младших коллег: на Юре Борисове девяностые сидят как влитые, это было ясно еще после “Быка”, Степан Девонин, которого можно было видеть в “Сердце Мира”, отлично вписался в образ выброшенного на обочину новой России советского интеллигента, а героиня Ксении Каталымовой и вовсе лучший персонаж сериала во многом благодаря ее исполнению. Впрочем, во втором сезоне и взрослых постигла сценарная безвкусица с мелодраматическими поворотами, достойными семейных саг на “России 1”. Как бы много ни говорили сейчас о девяностых, они, очевидно, еще не осмыслены должным образом, не проработаны, не проговорены. Сколько ни рассказывай про свое счастливое детство в девяностых, а у твоих родителей леденящих воспоминаний все равно больше.
Очень долго рекомендовали данный сериал все, кто его видел, я же снизошел до него лишь спустя три года после премьеры первого сезона. Я рос в те же девяностые, только они у нас были гораздо мрачнее, несмотря на то, что мой город ближе к столице, нежели город где живут главные герои. Сразу бросается в глаза эта 'формальность' сеттинга: вроде как и девяностые, но какие-то рафинированные, именно те, о которых сейчас принято ностальгировать: ну да, бандиты, но бандиты благородные, а те, что не благородные, те обязательно умрут. Ну хулиганы, но хулиганы такие, ограничиваются просто выкриками и сбором 'дани'. Убийства? Ну было, но то бандиты друг друга убивали, а простых людей не трогали. Очень смешно еще смотреть (что, кстати, бросилось в глаза еще при просмотре 'Фишера'), как дворы наполнены блестящими и отполированными жигулями в состоянии 'с завода'. Понятно, что проще всего обратиться в какой-либо автоклуб любителей ретро, взяв сразу автовоз советской 'классики' и 'зубил' - и реквизитору просто, и пацаны свои 'тазики' в кино засветят. Но вспомните, кто застал то время, много ли было таких вылизанных машин во дворах? На моей памяти - единицы среди единиц: или наколхоженные, или ржавые до дыр.
Дети здесь не матерятся, клей не нюхают, а пиво с отвращением сплевывают. Получив в распоряжение толстенную пачку купюр не несут домой родителям, впахивающим на двух работах со словами 'нашел', а радостно покупают ящик 'чупиков'. Хулиганы героев кошмарят, но почему-то не получают должного отпора. А еще и детей в этой параллельной вселенной всего семь человек (восемь, если считать мелкую сестру главгероя, которая где-то сидит за кадром и которую ему родители не приставляют под присмотр как старшему), остальное население - взрослые. Не верю.
Что касается съемок - вопросов почти нет, снято прикольно, но слишком уж много планов с коптеров: ими просто злоупотребляют, за серию могут вставить десять-двадцать пролетов, что начинает надоедать. Если во втором сезоне того же True Detective, где тоже была масса планов с воздуха, это все смотрится интересно и свежо (2015 год, напомню), то в данном сериале мы раз за разом наблюдаем те же панельки, что у каждого за окном, но только с пластиковыми окнами (коих просто не могло быть ТАК много в 1993-м) и замазанными на постпродакшене тарелками и кондиционерами.
Звук - на фоне остальных российских сериалов он здесь идеальный: нет провала между тихой речью и нереально громкой музыкой, перематывать, чтобы понять, что там бормочут герои не нужно, это огромное спасибо звукарям.
Ну и, наконец, сюжет: он есть. Но ему не веришь. Могли бы немного иначе написать сценарий первой серии и привести главгероя к разбитому 'бумеру' иначе - все было бы хорошо. А так - ну странно и неправдоподобно, чтобы взрослый пацан из благополучной семьи взял и попросту угнал машину, которая стояла открытая и с ключом зажигания во дворе, ага. Остальной сюжет, за исключением линии родителей героя - какой-то филлер ради хронометража. Любовные треугольники, затянутые сцены, глупые поступки единственной на весь пост-СССР девочки вылившиеся в абсолютно филлерную линию с собакой: я вас всех подпишу на авантюру, но сама грамотно сольюсь и буду вас, 'дундуков', укорять за то, что хотите так же соскочить.
Подводя итог: в целом достойно, если не вглядываться в детали. Снято, скорее, для поколения, рожденного в двухтысячные, или в семидесятые. Одни ничего не видели из той эпохи, у вторых ностальгия уже всё скрасила. Режиссер почти мой ровесник, должен был же хорошо запомнить все 'приколы' того времени, но как-то все вышло, повторюсь, формально, смазано и приукрашено. Всем, кому от 30 до 40, смотреть рекомендовал бы фоном, не вглядываясь в картинку, чтобы не разочароваться.
«У каждого свои 90-е»- с этим утверждением трудно не согласиться, учитывая, что рефлексировать по временам своего детства и юности рьяно принялось новое поколение кинематографистов: Дарья Жук («Хрусталь»), Кантемир Балагов («Теснота»), Борис Акопов («Бык»). И если фестивальное авторское полнометражное кино продолжает традицию мрачновато-трагического переосмысления последнего десятилетия 20 века, то продукция малого экрана, учитывая специфику и масштаб своей аудитории, стремится взглянуть на события безумной декады под ностальгическим углом и соусом легкой романтизации.
У авторов же сериала «Мир! Дружба! Жвачка» получился мультижанровый продукт, в котором они попытались скрестить криминальную драму, семейную сагу, подростковую комедию и роман взросления. Как это ни странно, но из всего событийного винегрета именно сюжетная линия семьи Рябининых-Волковых работает на 101%. Это достигается за счет хорошо прописанного конфликта: несколько поколений пытается гармонично сосуществовать под одной крышей, а члены семьи стремятся не только преодолеть с минимальными потерями извечное противостояние отцов и детей, но и попутно разобраться в себе и выжить в чреве мучительно трансформирующейся страны. Складывается стойкое ощущение, что именно в этот сюжетный троп сценаристы вложили всю свою душу и эмоции, ровно как и актеры, блестяще воплотившие образы безумной семейки: бесподобная Ксения Каталымова в роли матери, тянущей лямку главной добытчицы, хранительницы очага и пытающейся вырвать из кокона флегматичности своего недотёпистого мужа-интеллигента (не сразу признал Степана Девонина, покорившего меня свей ролью в «Сердце мира»); харизматичный дед-правдоруб в смачном исполнении Сергея Степина; очаровательный персонаж Юрия Борисова- Алик-афганец, за фасадом мнимой беззаботности жаждущий примерить свое военное прошлое и криминальное настоящее; уверенно держащийся на фоне старших коллег юный Егор Губарев, отлично передающий подростковое естество своего героя, раздираемое классической конфликтологией выбора. Эпизоды из жизни этого семейство самые трогательные, пронзительные и по-настоящему интересные и волнительные.
В остальном же создатели поднаторели чуть менее успешно: Братство Крыши, призванное быть центром истории, вышло уж каким-то невзрачным и искусственным, а штрихпунктирность бэкграунда ее членов введена словно для галочки и не добавляет глубины и объема образам. Криминальные разборки при кажущейся кровавой брутальности отдают чрезмерной условностью и какой-то сериальной наивностью. Тщательность воссоздание эпохи ощущается скорее милым косплеем, чем полноценным погружением в атмосферу 90-х.
Но несмотря на эти минусы, сериал получился очень искренним, чувственным и созданным со всей любовь, а открытый финал явно намекает на скорейшее back to 90's.
Санька и ребята того времени чуть старше меня, но те же самые проблемы детства присутствовали думаю практически у всех, кто родился в те года!
Во дворах всегда были разнообразные типажи, будь то любители клея или пивка, кто собирал и сдавал бутылки, и такие, кто просто играл в салки на гаражах или футбол, это были не простые года, но потихоньку время всех расставило на свои места, собственно как и происходит в сериале...
Нравится то, как приоткрывают занавес того времени, как переплетаются в одном действии судьба обычного школьника, взрослых культурных родителей, которые живут честно, но бедно, дяди из криминального мира, дедушки, который живёт по своим правилам, все они близкие люди, но при этом совершенно разные, у каждого есть своя тайна!
Я не перфекционист и не вдаюсь в мельчайшие подробности, как некоторые тут пишут, что это не одевали, то не носили, так не пускали, не подстригали, суть сериала не совсем в этом, то, что нужно было зацепить именно из того времени, сериал показывает полностью, да и сериал не про мелочи.
Скорее всего 3 сезон будет заключительным, потому-как дальше и рассказывать уже будет нечего. Первый перетекает плавно во второй, показывая, то, что все хотели увидеть после финала, а 3 по моему мнению, уже совершенно другая история, ребята выросли(2 года перерыва в съёмках-это просто пропасть, молодые актёры реально сильно выросли и изменились), появились взрослые проблемы, дела, бытовуха, которая уже не так интересна зрителю.
Концовка 2 сезона и так дала понимание, что будет происходить с конкретными персонажами, поэтому в 3 мы просто досматриваем логический конец истории...
Для меня сериал - это в первую очередь ностальгия по моему детству, двору, друзьям, первым отношениям, ошибкам, передрягам и то, как всё это преодолевалось, поэтому я не ищу в нём какой то изъян, а смотрю с удовольствием!
Комментарии и оценки людей полярно разделились на тех, кто критикует фильм за то, что 'было совсем не так' и тех, кто видит в нем себя в юности. Это забавно поскольку правы и те и те. Ситуация такого расслоения напоминает оценки 'Лету' Серебренникова - когда сами прототипы героев отнеслись негативно к картине в то время как их современникам это понравилось. Вероятно потому, что в обеих этих работах идет реставрация и ретуширование прошлого, где не столько документальная правда, сколько современная мифологизация того времени, пусть даже и сделанная очевидцами.
'Мир, дружба, жвачка' переполнен какими-то милыми мелочами, отсылками и ностальгическими якорями, которые погружают в прошлое. Разумеется, действительность тогда воспринималась совершенно иначе, в ней было больше наивности, жесткости и растерянности, которые сейчас и вспомнить-то сложно, не то чтобы изображать. И поэтому сериал выглядит так, как многим из нас хотелось бы вспоминать свою юность и за это ему спасибо.
Если же не цепляться за свои субъективные воспоминания о правдоподобности, то надо признать, что общее настроение эпохи удалось передать. Сериал сам по себе неплох и если сравнивать с другими реставрациями прошлого, то он гораздо лучше и правдивее много, что наснимали за последние годы на центральных телеканалах.
Первые серии сериала идут как по маслу. Удачно подобранная музыка, интересные операторские решения, семейная драма и криминальные разборки и последующее их переплетение: чем не голливудский сериал? Эта работа - попытка слепить американский сериал, по западным же лекалам из российского материала.
Вот только желание создателей перенести типичный западный сериал на русскую землю разбилось о неопытность и недостаток профессионализма.
Ближе к середине первого сезона, начинают все четче прослеживаться сюжетные и драматургические бреши, которые преследуют сериал до самого конца. Насколько мне известно, сериал и так долго оставался на бумаге, по причине недоработанности и незаконченности сюжета. Видимо сюжет так толком и не переработали, решив работать с тем, что имеется.
Второй сезон я запомнил лучше только потому что смотрел его совсем недавно - буквально вчера, поэтому про него поподробнее.
Началось все так же как и в случае с первым сезоном: первые серии смотрел на одном дыхании. Но потом, начало нагнетать отсутствие креативности в выборе средств выразительности. Особенно это заметно в музыке.
Саундтрек сериала, по ощущениям, состоит от силы из 6-7 треков, пускай и качественных и приятных, но тем не менее. Стабильно по нескольку раз за серию использовался обрыв музыки с резкой сменой кадра. За весь сезон насчитал не менее 15 таких моментов. Такое перенасыщение сериала одними и теми же приемами не только снижает эмоциональный эффект, но и попросту надоедает. Все так же прослеживается желание режиссеров быть похожими на своих западных коллег.
Драматургия сериала заслуживает отдельного внимания. Казалось бы, все есть: и дядя-бандит, вернувшийся из мертвых, и плохие парни - грузины, и своеобразное олицетворение абсолютного добра в виде директора завода, и даже похищение маленькой сестры главного героя (а является ли все ещё Санька главным героем? а кто тогда?). Но, посмотрим как обыграны эти моменты режиссером. Возьмем похищение сестры. Невероятно мощный эмоционально прием, когда под угрозой дети, слит с невероятной ловкостью. Когда девочка похищена, играет ровно та же музыка, что играла при поцелуях Саньки и Женьки. Возникает вопрос: а где переживать? Невольно приходит на ум аналогичный сюжетный поворот из Острых Козырьков. Там тоже был похищен сын главного героя, но у режиссера получилось обыграть это так, что зритель находится в напряжении до самого момента объятия отца с сыном.
В общем, у режиссера получилось похерить каждый украденный с запада прием, оставляя сериал крайне однобоким и плоским. Ничем кроме режиссерской импотенции я это назвать не могу
Но почему же я продолжил это смотреть? Потому что я хотел получше рассмотреть репертуар лажи в кино? Или потому что не смог найти ничего более подходящего на вечер? Возможно и поэтому. Но есть еще одна причина, которая удерживала меня у экрана.
Сквозь зачастую плохую актерскую игру, сквозь надоевшую за два сезона музыку и откровенно плохой сюжет, поблескивает что-то до боли знакомое и родное. То, что не может не заметить ни один человек, выросший на просторах России.
Качественный и интересный сериал, ждала выхода новых серий.
На высоте все актеры, которым удалось застать 90е. Родители Сани- сколько таких потерянных персонажей я наблюдала в те далекие 90е. Актеры просто на высоте!
И сюжеты из тех времен, эта безысходность и нарики и трупы во дворе, и зарождающиеся властители новой жизни...
Но, к сожалению, детские роли не получились. И я сама такой не была, и мои друзья такими не были. И дело не в одежде и прическах, тут все нормально. Дело в манере себя держать и в поведении. Мотивация не та. Не было тогда никаких психологических 'взрослых' загонов. Выбора не было. Поэтому персонаж матери очень понятен (и даже отца понятен в своей нелепости). А детские персонажи не вписываются в то время, поскольку мотивации их поступков слишком нынешние. Слишком много психологии, и недостаточно постсоветской спонтанности и наивности.
Актеры- это современные дети, которые очень стараются играть, но не получается у них, потому что мастерства наверное не хватает и потому что они знают только современность. В принципе не их это вина.
А так, очень даже неплохой сериал. Еще раз пожалела своих родителей, как им тогда нелегко приходилось и как им наверное было страшно за нас, детей.
PS Не знаю, где происходит действие, но в моем городе Сане бы за такую прическу влетало постоянно. Тем более, что тогда разделение на районы предопределяло четкий стиль, одежду и стрижку. А они в компашке все разномастные. Не было такого.
В этом плане, у матери прическа нормальная. Но не для женщины. Тогда такие челки носили школьницы и молодые девушки. Но это ей можно простить, видимо актриса вспомнила свой стиль в 90е годы.
Я - ребенок из 90х. В 1993 году мне было 16 лет, жила я в спальном районе Ленинграда, так что эта история как бы обо мне. Многие спорят об одежде и прическах - было не было. Это в принципе не столько важно для истории рассказанной в сериале, но я расскажу, как это было на самом деле, если это интересно молодежи. В 1993 мы одевались в основном в секнод - хэндах, выуживали тряпки из сундуков и перешивали одежду наших родителей. Одевались кто во что горазд. У девочек - подростков дикой популярностью пользовались лосины разных цветов в сочетании с туфельками - лодочками, мини - юбки резиновые трубы, объемные свитера и спортивные куртки. Толстовки и спортивные куртки с иностранной символикой считались выходной праздничной одеждой.
Мне очень понравился в сериале момент когда Надя Рябинкина появляется с типичной для того времени прической и в блузе Шанель из Турции. Да, именно такие блузы носили модницы. За это большой респект директору по костюмам.
ПРИЧЕСКИ С прическами же мальчиков вышла промашка. Пацаны тогда носили стрижки таких видов: 1. Удлиненные волосы а ля Дима Маликов 2. Платформа - ёжик а ля 'Технология' и 'Депеш мод' 3. Стрижка 'шапочка' - пушистая челка и короткий низ (для тех у кого волнистые густые волосы) 4. Короткая стрижка у гопников и бандитов 5. Ну и немного панков с ирокезами У главных героев стрижки во вполне узнаваемом стиле ЭМО начала 2000х и это действительно большой визуальный минус. Вы можете представить пин-ап девушку из 50х с небрежными лохмами хиппи? Ну вот примерно тоже самое я чувствую когда смотрю на мальчиков - главных героев МДЖ.
МАКИЯЖ. Тут полное непопадание. Макияж начала 90х был очень типичным. В ходу было три типа макияжа 1. В основном красились очень ярко: голубые или розовые тени, стрелки, обязательная розовая перламутровая помада 2. Пару лет был очень популярен 'элитарный' мейк - выбеленное лицо, темно вишневая помада и полное отсутствие мейка на глазах, слегка подведенные светло серым брови 3. На вечер обязательно алая помада и подведенные черным глаза и гладко зачесанные назад волосы
СЛЕНГ. Сленга того времени немного. Порадовала 'пятихатка', но совсем не использовались такие ходовые слова, как 'хабарик' (окурок, за которыми охотились подростки и обедневшие курильщики), 'тонна' - 1000 руб / долларов, 'лавэ' - деньги, 'чикса' - девушка и проч.
ЖИЗНЬ ПОДРОСТКОВ. Вот здесь случился действительный провал. Представьте. Вы ребенок, вы растете при СССР, вы октябренок, пионер, вокруг вас плакаты о КПССС, идеология строителей коммунизма, пионерские зорьки, игра 'зарница', сбор макулатуры, линейки, 'Молодая гвардия' и вот у вас начинается переходный возраст и вместе с вашим детством облетает, как шелуха, и старая страна. И вас, молодых, неокрепших, выросших в абсолютно другой парадигме литературы 19 века и коммунистической риторики, выкидывают в мир порно - видео салонов, эротических - романов вместо Тургенева, перестрелок, в мир где самой завидной работой становится проститутка и бандит, в мир где на вас волной хлынули ранее запрещенные западные фильмы, новая идеология, варварские рыночные отношения, бесконечные дебаты о политике и Сталине, разоблачения совесткого строя. Подростки того времени были дезориентированы, мир рухнул. В этом же сериале они говорят, как современные взрослые, только что просморевшие цикл лекций Лабковского. Молодым актерам абсолютно не удалось показать дух того времени, передать слом эпохи, рассказать историю потерянного поколения и то дикое время, в котором нам пришлось взрослеть.