Лица женщин, такие разные, сменяют друг друга на экране. Вначале это разнообразие удивляет - от бледности и широких скул женщин северных народов до жгуче-карих глаз темнокожих женщин с необычными проколами на лице и подпиленными зубами. Но постепенно к этому калейдоскопу привыкаешь и внешность словно перестает существовать. Остаются только взгляд, слова, и то, что за ними. Остаются чувства, которые проживаешь с этими женщинами. Радость, боль, любовь, страх. Остается то, что, наверное, можно назвать душой. Весь внешний контраст словно становится фоном для одной простой и понятной мысли: мы все - разные и одинаковые в одно и то же время. Песню Imany в итоговых титрах я слушала, словно пребывая в каком-то трансе. Это ощущение еще надолго останется со мной, и еще много раз я мысленно буду возвращаться к этим историям. Хочется поблагодарить создателей этого фильма за такую глубину и каждую из участниц - за смелость.
Если вы думаете про феминизм, то правильно думаете. И одновременно — вообще неправильно. Потому что каждое направление в культуре и политике склонно со временем приобретать абсолютно искривлённую траекторию. И пока локальное сообщество или группа покрупнее плывёт куда-то не туда, главная проблема может оставаться нерешённой — и даже незамеченной. Проблема, собственно, женщины. Миллионов женщин.
Кажется, для того, чтобы человек — любой человек — мог высказаться о том, что его волнует, ему достаточно просто быть. Ну, права человека — они же предоставляются по рождению, нет? Нет. Если этот человек — женщина, и если эта женщина родилась в стране с определёнными традициями. Она не только не может говорить, она также не может решать что-либо, не может действовать, не может выбирать. Более того, право человека как таковое вообще очень спорный вопрос даже вне контекста женщины. Что уж говорить в случае, если наш мир, по большей части, развивался на базе патриархальных устоев.
Так вот, документальна «Женщина» — она, в общем-то, про женщин. Но это не профеминистический порыв. Она про тех, кому не повезло, и про тех, кому повезло. Про юных и пожилых; про счастливых и не очень; про семейных и одиночек; про тех, кто выучился — и тех, кому не позволили получить образование; про женщин политиков и женщин домохозяек; про тех, кто подвергся насилию и тех, кто его избежал; про женщин с травмами и без; про женщин, которые вышли замуж во младенчестве — и тех, кто не вышел вообще; про женщин, которые любят, и про одиноких; про женщин, которые любят секс, и женщин, которые не знают, что такое оргазм; про матерей и бездетных; про всех женщин разом — и каждую по отдельности.
Это такой собирательный портрет, который, однако, не имеет в преобладающих тонах исключительно чёрный и серый. Это не та картина, которая заставляет нас бежать бороться за чьи бы то ни было права или сострадать молча, печально и болезненно. Нет у неё и цели донести до людей, что женщин по всему миру ущемляют — потому что 1) далеко не по всему миру, но 2) ущемляют вообще всех: женщин, детей, мужчин… Кроме того, это не просто ущемление — это рабство. И вот то, что рабство до сих пор на нашей планете существует — да, возможно, создатели этого фильма хотели бы сообщить. Но не только об этом. И не только сообщить.
На самом деле сложно рассказать, что это вообще за документалка. Это лента длиной почти в два часа, сменяющая лик за ликом, голос за голосом. Это голос мира — того, который мы видим каждый день, и того, который мы вообще никогда в жизни не увидим (и хорошо). Потому что вслед за историями о первом сексе, когда весь зал смеётся в голос, мы слышим откровение о продаже людей. Вслед за знакомством с ну очень упорной женщиной политиком мы видим девочку, которая вышла замуж в два годика. Вслед за рассказом о любви и семье мы слышим признание о насильственном обрезании.
Столько разных женщин есть в мире, которые воспроизводят новую жизнь, вдохновляют окружающих, меняют мир вокруг себя… Столько же и тех, кто молча страдает в темницах, пока по соседству насилуют маленьких девочек, тех, кого бьют или обливают кислотой собственные мужья, тех, кого принудили сделать аборт или — напротив, и, как итог, попросту не позволили распоряжаться своим телом. Об этом надо знать. Как минимум потому что это есть. А лучше — для того, чтобы знать, почему этот мир должен меняться.
Но почему в центре истории — женщины? Наверно, потому, что у мужчин гораздо чаще есть и выбор, и власть, и возможности — как спасти мир, как уничтожить женщину — так и наоборот.
А чтобы стало совсем понятно, что что-то не так, добавлю историю от режиссёра о том, как некоторые влиятельные женщины из арабских стран (ОАЭ, Оман и др), записав интервью и дав согласие на участие в проекте, вернулись в свою страну и попросили создателей фильма не использовать сказанное ими в фильме. Потому что мир (мир мужчин, в котором они живут) ещё не готов к тому, что женщина может говорить в принципе — и что именно она может сказать.
Этот фильм прежде всего представляет нам собирательный образ того, что это такое - быть женщиной. Как мне кажется, это особенно нужно в мире, где многие вещи рассматриваются с мужской перспективы, а многое 'женское' неоднократно оказывалось табуированным. Здесь же показана другая точка зрения. Огромное количество женщин, разные как внешне, так и в своих убеждениях и культуре, рассказывают нам о таких понятиях как брак, секс, месячные, работа, беременность и материнство, любовь - всех тех вещах, которые смело можно назвать достаточно обычными и иногда даже рутинными. Здесь не превалируют ни негативные, ни позитивные эмоции, а сам фильм часто построен на контрасте, когда радостные истории о любви и браке, сменяются рассказами об абьюзе и страхе. В процессе этого фильма ты больше осознаешь об универсальности восприятия некоторых вещей, поражаешься силой героинь, особенно учитывая то, что многие нашли в себе силы публично заявить о травмирующих вещах, даже вопреки социальным и культурным нормам. В фильме часто показаны эмоции женщин, как их лицо и состояние меняется во время монолога, и иногда это трогает тебя до слез. Этот фильм - рефлексия на все то, что происходит со 'слабым' полом. И я безумно благодарна всем, кто причастен к этому фильму. Я верю, что этот фильм может повлиять на каждого.
Такие разные и такие одинаковые. Рассказы десятки женщин о значимых событиях в их жизни сливаются в одну историю, сливаются в одну жизнь. И вместе с этими женщинами ты вспоминаешь свою жизнь, свои важные моменты, переживаешь за судьбы тех женщин, кого жизнь испытала больше, чем тебя.
Удивительна и красива наша жизнь, настолько разнообразна и непредсказуема, и осознание, что миллионы женщин на планете переживают тоже самое, что и ты... Это осознание лечит.
Лечит так же, как осознание, что мы все настолько уникальны и неповторимы, что даже нет смысла переживать о том, что ты можешь оказаться какой-то не такой.
Этот фильм стоит посмотреть всем женщинам, хотя бы для того, чтобы понять, что мы все едины, и в каждой из нас столько глубины, любви и боли, что хватит объять целый мир.
Женщины… женская красота — страшная вещь… многие мужчины из-за неё сходят с ума по-тихому и начинают страшные вещи творить, но многие и наоборот становятся лучше или даже в президенты пробиваются
Думаю, что фильму всё-таки стоит поставить возрастной рейтинг 18+. Тут иногда довольно интимные и весьма откровенные истории про тот же секс присутствуют, даже и в юморном виде. Присутствуют кадры с оголенными выше пояса женщинами. Есть и нетрадиционная тематика, запрещённая в разных странах по религиозным, законодательным и общепринятым моральным аспектам. И тут же, бок о бок могут идти традиционные семейные ценности. Хотя в некоторых сообществах/обществах 'традиционные ценности' трактуются так, что при даже беглом взгляде со стороны попахивают извращением и насилием. Например, традиция или что там выдавать не глядя замуж, особенно за кого-то, кто старше тебя на десятки лет... иногда выдают даже и несовершеннолетних девушек.
***
В стилизованном английском варианте названия название записано с двойной буквой a/e в конце. То есть в слове 'woman' можно в конце прочитать 'men' - 'мужчины'... ну и 'man' ещё можно перевести как 'мужчина', а можно и как 'человек'. Тут философски можно покопаться...
***
Так уготована было, что женщина всегда на вторых ролях (амазонки не в счёт - всё мужичьё их боится... они до сих пор среди нас амазоничают). И этим пользуются некоторые мужчины.
На тёмном фоне женщины говорят и молчат, разных возрастов, вероисповеданий, со всех континентов, даже на русском и т.п. Ещё тут дополнительные вставки видео есть. Что-то философское, жизненное, цепляющее, музыкальное.
Женщина - как зачаток, источник жизни человеков. Мать, дочь, жена, подруга, спутница наша. Её красота, теплота, доброта сопровождают нас, питает. Даже глазами мы питаемся с неё, ею.
Она всегда хочет нам нравится, хочет быть рядом. Она хочет выглядеть красиво, не всегда, но часто сногсшибательно.
_
В ленте есть свои противоречия, и многое или не многое тут не понравится не только мужчинам, но и самим женщинам. Но по большинству тут правда, правда нашей жизни. Хорошо, что перевод закадровый... другой, конечно, и не подошел бы... надо слышать голоса в оригинале.
Как говорится, пускай не только мужчины говорят. Нам интересно не только то, о чём говорят мужчины, но и о чём думают и откровенно вещают дамы разных возрастов.
Мы живём в таком мире, где откровенно, действительно откровенно даже со своим отражением в пустой комнате часто человек не может поговорить: нет времени, стыдно, неприятно копаться в себе и в своём прошлом и т.д. И насколько это отчасти труднее сделать перед кем-то, тем более перед камерой, когда ты знаешь наперёд, что это увидят, возможно, миллионы... даже те, кто тебя знал и знает лично прямо сейчас.
Иногда, для того чтобы что-то осознать нужны годы, а то и десятки лет... осознать харассмент, насилие (скрытое и даже явное), преследование по дискриминирующим факторам. И тут далеко не всегда можно даже прочувствовать тот факт, что ты сам был тем, кто говорил одно, а на деле проявлял харассмент и приставание в разных формах. В этом смысле рассказы женщин в этом фильме могут помочь некоторым мужчинам осознать наконец до конца, кто они есть на самом деле. Это такая мягкая сила добра, когда свет проливается на тьму. Ты осознал?
Часто с возрастом, мы мужчины (хотя я всё ещё мальчик... или кто я?), перестаём понимать женщин, то есть мы раньше думали, что понимали, но нет. Мы это часто понимаем вполне чётко, например, при расставании с девушкой, во время развода... или когда нас влекут в наручниках после того, что мы натворили в трезвом или другом виде. Мы понимаем, что ничего о жизни не понимаем на само деле. Что такое жизнь?
Наоборот, одни из самых счастливых мужчин в рамках этого мира - те, кто осознал, кто такая женщина. Вот я смотрю, например, на нынешнего президента Франции (фильм у нас условно французского производства) - и он точняк что-то понял. Он осознал многое. И с каждым новым днём президентства осознаёт ещё больше. Я просто понял это, когда увидел его жену. Видать парень точно что-то в жизни осознал. Осознал своё место в мире рядом с женщиной. И она отчасти сделала его президентом. Мы все в принципе ищем девушку, которая сделает нас президентами своей жизни, на крайняк - холопами.
***
Если честно, то фильм тяжёлый. Столько вопросов жизненных и важных, но переварить это всё, напрячься... не для меня, не сейчас. Кино не подходит для расслабляющего вечернего просмотра. Лучше смотреть по чуток по дороге куда-то там на работу и обратно. За недельку так можно посмотреть на смартфоне. Хотя в целом баланс между интересным, занимательным, жизнерадостным, тёмным и прочим соблюдён. Женщины вообще на жизнь как-то проще смотрят, даже тяжёлые вещи умеют-таки просто и легко рассказывать, особенно с возрастом. Талант.
Не хватает фильму и женщинам в нём самокритики, чтобы быть, так скажем, беспристрастными... нужен интервьюер. Хотя я тоже не особо люблю себя негодного критиковать. Могу только сказать, что я негодный, а в чём именно не буду... Либо во всём виновата выборка. Как выбирали женщин для этого дока? По какому принципу? Думаю, выбирали по принципу поиска душ с глубокой драмой в основном. Или просто у всех в жизни у нас глубокая драма? Мы все драматические личности, даже если по жизни много улыбаемся... просто лицемерие какое-то... мы лицемеры, как изначально: буквально означает человека, меняющего лица, то есть актёра, от древнегреческого слова гипокритис /Вики/.