Первое, что мне пришло на ум после просмотра сего фильма — это неудачная социальная реклама времён начала пандемии, на которой были изображены силуэты темнокожего мужчины и белой женщины на фоне надписи Be smart, stay apart (Будь разумным, держись подальше). Понятное дело, что авторы стремились создать гендерно- и расово нейтральную картинку, но в итоге получился «оголтелый расизм», а сама картинка быстро стала вирусной.
Я далёк от мысли что создатели «Антебеллума» намеренно стремились показать всю абсурдность и опасность гипертрофированной политкорректности, воинствующих БЛМ и феминизма (скорее, наоборот, просто хотели хайпануть на горячей теме), но получилось... А давайте разберём, что получилось.
Фильм начинается со сцен т. н. «немотивированной жестокости»: солдаты армии Конфедерации, исполняющие роль плантаторов, убивают беглых рабов (рабынь), сжигая их тела в крематории. Сразу же возникает вопрос: «Зачем?» Из истории мы знаем, что наказанием для беглых рабов была прежде всего жестокая порка, но никак не хладнокровное «пускание в расход», что никак не соответствовало экономической целесообразности, поскольку рабы были для плантаторов ценным ресурсом. Таким образом, у зрителя сразу же закрадывается подозрение, что ему попытаются «изнасиловть мозг», или же нам предстоит увидеть нечто крайне гиперболизированное. Дальнейший ход событий шаг за шагом утверждает нас в этом. Вот бравый генерал произносит пламенную речь, в которой называет соратников «потомками богов.» Как это понимать? Что конфедераты из набожных клерикалов-христиан превратились в безбожных язычников? Крутой вираж, ничего не скажешь. Вы, вообще, встречались когда-нибудь с расистом, слышали ход их мыслей? Да, в его репертуаре будет много немотивированной ненависти, ксенофобии, уничижительных ярлыков, стереотипов и т. п., но провозгласить себя потомком богов — это, скажем прямо, не из расистского арсенала. Убеждение, что перед нами разворачивается нечто гипертрофированно каркатурное, только крепнет.
Далее наступает черёд «положительных персонажей». Здесь карикатурность берёт новые высоты. Вот перед нами чернокожая женщина, откровенно признающая, что является плохой женой и плохой матерью, отчаянно пытается разобраться в себе, беря уроки йоги, но при этом она считает возможным быть «лидером мнения», писать умные книжки и учить других уму-разуму, выступая на конференциях. Пример для подражания? Скорее, антипример. Её лучшая подруга, играющая роль воинствующей феминистки, страдает лишним весом и, скажем прямо, далека от стереотипного идеала красоты и роковой женщины. При этом, на поверку она оказывается извращенкой-нимфоманкой, кадрящей всех встречных мужиков без разбора. Более подходящего типажа для дискредитации самой идеи феминизма, как таковой, придумать сложно.
Окончательно же к карикатурности происходящего мы приходим после развязки. Вы можете представить маньяков-одиночек типа Ганнибала Лектера или Салтычихи, орудующих рядом с нами? Вполне. А педофилов, охотящихся на «лолит»? Увы, тоже. Даже съехавшие с глузду реконструкторы-одиночки, расчленяющие свои жертвы, пуская их плавать по Фонтанке, встречаются в реальной жизни. Но возможен ли такой «исторический парк» с реальными рабами, убийствами и прочими массовыми преступлениями прямо посреди современной цивилизации? Ну разве что в больных фантазиях последователей QAnon'a... Можно, конечно, спросить, а так ли важно сохранение реалистичности? Думаю, что да. Если фильм претнедует не на жанр «фэнтези» или «снафф», а на освещение серьёзной социальной проблемы, он обязан быть реалистичным. В противном случае, такой откровенный нереализм происходящего вкупе с гипертрофированной карикатурностью персонажей приводит вдумчивого зрителя к одному единственно возможному выводу: проблемы гендерного неравенства и расовой дискриминации на самом деле сильно преувеличены, а борцы с ними сами становятся всё большей и большей проблемой.
Вряд ли создатели «Антебеллума» хотели привести зрителя именно к такому выводу, но, как показывает анекдотичная история с рекламой социального дистанцирования, иногда на выходе получается совсем не тот месседж, который предполагался изначально.
5 из 10
(а вдруг, чем чёрт не шутит, мы имеем дело с гениальной сатирой, призванной показать неадекватность воинствующих толерастов?)
Фильм начинается с показа суровых трудовых будней афроамериканцев на плантациях 19 века. Белые угнетают негров, идёт война Севера с Югом. Стоп. Разве это исторический фильм? Затем нам показывают день сегодняшний, где афроамериканцы уже не такие угнетённые, контраст на лицо. Главная героиня борется за права чернокожих. Но как она могла быть и в прошлом и в будущем одновременно? Параллельные реальности, линии времени! – подумал я. Подобно тому, как в фильме «2:22» запутанно и причудливо показано переплетение настоящего и будущего? Затем некое тайное общество (белых нацистов!) начало «пасти» главную героиню… и тут до меня дошло, что дело не в линиях времени и мистики в фильме тоже никакой нет. Начиная смотреть этот фильм в жанре ужасы, я уже готовился к куклам вуду и проклятиям. Однозначно, это плюс – что фильм при просмотре преподносит сюрпризы. Однако есть существенные минусы.
Малое количество локаций, где разворачиваются события фильма. Некая кукольность, бутофорность происходящего (что правда затем оправдывается сюжетом картины) создают ощущение замкнутости и малобюджетности. Преследование Вероники тайным обществом показано слишком коротко, негде и некогда попереживать за главную героиню.
Прикольный персонаж Доун (толстая афроамериканка), который с одной стороны попытался немного разбавить скучность происходящего на экране, но с другой стороны придал фильму атмосферу комедийности и пародии, что для такой драмы, я считаю, не верным решением. Получился не «Мандерлей», а какой-то аналог «Охоты» (фильм 2020), где преступные причуды миллиардеров были представлены в комедийном и гротескном виде, но гораздо более прикольно и весело. Один из главных антагонистов – белая девушка Элизабет сыграла комично и неестественно. В целом фильм преподносит сюрпризы, но слишком простенький и вторичный. Удовольствия от просмотра я не получил.
Существует великое множество фильмов про чернокожих рабов – начиная «Рождением нации» Гриффита и заканчивая... «Рождением нации» (но уже Нэйта Паркера).
Вопрос: «А почему это я привожу пример на спорных фильмах? Ведь есть сносные «12 лет рабства», отличные «Джанго освобожденный» и «Омерзительная восьмерка» и куча других фильмов по этой теме».
Ответ до безобразия прост – они неоднозначные, мягко говоря, как и эта картина.
Если фильм 1915 года выставляет белую расу в лучшем свете, а черных – насильниками и варварами, то вышедший век спустя фильм расставляет точки над i в вопросе рабства. Но «Рождение нации» 2016 года выделяется спорными личностями, стоящими за производством картины, неким гротеском и стилизованной брутальностью.
Но речь отнюдь не об этих фильмах. Мы сегодня говорим об «Антебеллуме». Забегая вперед, можете смело называть его «Антибелум».
Суть
Задумка фильма крайне интересна, хоть и до ужаса вторична. Не в плане того, что тут один за другим повторяются штампы из тысяч других фильмов, а плане того, что фильм крадет идею (причем, не самую удачную) М. Найта Шьямалана и особо не понимает, что с ней делать.
Сомнения у меня давно появились, насчет сюжетного поворота. Единственным сюрпризом было то, что правду раскрывают не в конце, а в середине.
Но да бог с ним с этим сюжетным глупым поворотом. Его можно было бы простить, если бы не открытая ненависть к европеоидной расе, сочащей из каждого угла экрана. По сути, перед нами пропаганда а-ля ВайтЛайвДонтМэттер. Вы можете забыть про доброту от белых. Если в кадре белый персонаж, то он – последняя тварь. А если чернокожий персонаж – добрый в душе страдалец.
Это стерильный мир, придуманный авторами фильма, который, вроде должен учить, что расизм – это плохо, когда на деле фильм говорит Вам: «Послушай, эти белые расисты везде. Они будут убивать и насиловать тебя из-за цвета кожи. Не доверяй им». Создатели фильма даже не пытаются скрыть, что выставляют целую расу карикатурным злодеем, как когда-то делал «фанат Ку-Клус-Клана» в своем фильме – просто поменяв злодеев и героев местами.
Так что же мне хотел сказать фильм? Что чернокожие сейчас страдают, потому что 200 лет назад их предки были рабами? Так ведь сейчас в мире самое большое количество рабов в истории человечества. И там никакими расовыми особенностями не пахнет, Что белые – зло, а черные – добро? Так ведь и тут нет! Хорошие и плохие есть и там, и там. Нельзя всех собирать в одну кучу, если среди них есть злые люди.
Фильм увидел свет на волне популярности БЛМ движения в США. Этим все сказано. «Антебеллум» имеет четко поставленные перед собой цели... правда политические и пропагандистские, а не художественные.
Расизм – это мерзко! Но и обратный расизм существует. И этот фильм прямое этому подтверждение.
Вывод
Сюжет у фильма, не смотря ни на что, интересный. Правда, сценарий слаб. Актеры тоже выкладываются на максимум. Но и самый главный плюс – сочный, красивый кадр. Операторская работа и монтаж фильма достойны похвалы. И ставить этому фильму единицу я не стал только из-за потрясающей работы оператора Педро Луке и монтажера Джона Экселрэда.
Смотреть фильм можно только на свой страх и риск... если вы белый. Остальным спокойно можно.
P.S. Фильм пытается и в феминизм. Но получается это так же топорно, как у какой-нибудь «Капитан Марвел». И это понятно: повестка дня – расизм, сексизм, токсичная мужественность. Ох, уж эти белые мужчины!
Господи, храни расистов! Без них я бы даже не посмотрел этот очаровательный фильм, потому что мне друг, известных взглядов прислал сообщение, что там всякие ребята наснимали, черные убивают белых и живут счастливо, в подтверждение чего прислал мне ссылку на яндекс. дзен, где какой-то чел что-то пишет про этот фильм. Увы, я не прочитал, потому что не понимаю на яндекс. дзеновском, но в принципе сразу догадался - надо смотреть.
На самом деле, вообще минусов у 'Антебеллума' куда больше, чем плюсов, но его главное достоинство перевешивает остальное - у него потрясающая сюжетная конструкция, где каждый акт представляет собой абсолютно новую реальность со своими вводными и своими экспозициями и наблюдать за этим на самом деле потрясающе. И удивительно, что эта конструкция работает великолепно, тогда как сюжет, персонажи и диалоги односложные и слабоватые.
Спорный момент, но мне он тоже почему-то нравится тут - односложность. Каждый персонаж фильма, это не личность - это функция. Они не развиваются, даже главная героиня, даже ее развитие в развязке - это чисто физическое развитие образа. Диалоги тут тоже - самое ожидаемое, в зависимости от типа персонажа, как и их действия. Обычно я б даже посмеялся над таким или просто зевал от скуки, но тут это на удивление не так уж плохо. Возможно это потому что у каждого персонажа довольно-таки мало хронометража и они просто не успевают надоесть, а отсутствие личностей с необычным развитием придает истории универсальность. Однако, именно это портит политическую претенциозность фильма, потому как общие фразы нормальны или даже хороши, когда вы передаете взаимоотношения людей, но абсолютно ужасны, когда вы пытаетесь изложить свою позицию, а поэтому такие сцены тут даже комично-нелепы. Типа, как когда героиня рассказывает про свою книжку, все что мы знаем о которой, это то, что она об интерсекциональности. Или ее речи на выступлениях, на которых она расставляет ручки и говорит, что 'за нами будущее' - все это очень средненькие односложные образы, тогда как на этом фильму стоило бы проявить больше индивидуальности, так как его социальный посыл очень даже неплох, но он считывается только теми, кто и так его понимает, тогда как для остальных это останется лишь набор общих фраз и 'бу!!! рабство!'. Совсем уж по дурацки выглядит это игра с односложностью на примере картинки дочери героини: момент должен быть милым (наверное), но он жуткий, потому что эта картинка невероятно ленивая, а они и дальше будут ее обыгрывать, как будто она в первый раз жути не нагоняла.
А вот, где вся эта односложность и прямолинейность хорошо заходят - это первая и финальная части. И особенно, с учетом развязки. Это реально круто сделано и хоть ощущения реалистичности происходящего нет, атмосфера великолепна настолько, что я даже отвратные фильтры готов простить.
Главный же минус комплексный - это откровенная 'б-шность', где авторы без меры используют фильтры, слоу-мо, красивые кадры, наезды камеры, долгие планы - иногда это очень красиво, иногда просто бестолково. И самая ужасное в этом - вторая часть фильма, она же середина. Эта та часть, выправив которую можно было бы сделать 'Антебеллум' шедевром, чтобы поставить в один рядочек со всякими 'Прочами', 'Солнцестояниями' и другими ужастиками, которые нагоняют жути 'по-другому'. И да, сравнение Маушена с с Томми Вайсо тут как нельзя лучше описывает ситуацию, не в плане того, что так же 'плохо, что хорошо', а в плане 'нам нужен хронометраж, поэтому мы снимаем человеческие действия, которыми обычно занимаются человеки: йогой, ужинами, встречами со странными личностями, неуютными дружескими разговорами про секс и перекидыванием мяча друг другу'. Это довольно частая проблема, но тут за это обидно, потому что в этой части нужно было сделать очень много и она смотрелась бы лучше, если бы контрастировала с плантационными частями, а не была бы еще более монотонно-унылой.
В целом, я понимаю, почему многим не понравился этот фильм, даже если они не сторонники спасения белой расы от стремительного уничтожения, но мне он, действительно, зашел на ура, как удивительный пример сочетания яркости задумки и безликости исполнения, который захочется пересмотреть еще не раз.
Стоит признать, что в наше время не редко встречаются случаи, когда собравшая внушительные кассовые сборы, а также снискавшая любовь критиков и зрителей картина оказывается мягко говоря не так хороша как о ней говорят и наоборот – когда достойные картины проваливаются в прокате и оказываются уничтоженными критикой. К последним можно смело отнести данный фильм режиссерского дуэта Джерарда Буша и Кристофера Ренца.
Сюжет данной ленты развивается вокруг известной писательницы, активистки и борца за права чёрнокожих женщин Вероники Хенли, которая оказывается в ужасающей реальности. В самом разгаре гражданская война. Вместе с другими рабами, Вероника вынуждена ежедневно собирать хлопок на южной плантации, выполнять все приказы и терпеть издевательства своих белых надсмотрщиков.
Думаю многие согласятся с тем, что одной из главных причин к просмотру данной ленты стала её идея и мощнейшая интрига загадочности, которую развязали вокруг неё авторы картины. Лишь усиливая градус ожидания и интриги очень качественно смонтированным трейлером и желанием поскорее узнать –как же главная героиня попала в прошлое времен гражданской войны из настоящего и как ей удастся (и удастся ли) вернуться назад. Позволяя строить уйму смелых и порой даже безумных теорий. В конечном счете же, представив на суд зрителей максимально простой и реалистичный, но одновременно с этим неожиданный ответ на вышеуказанный вопрос. Что на мой взгляд, можно смело назвать главным достижением авторов данной ленты. Сумевших не только ловко обвести зрителя вокруг пальца, но и одновременно с этим, весьма грамотно имплантировать в историю ныне актуальные темы борьбы за права чернокожих, женщин и смелого политического высказывания с целью Make America Great Againкак несдержанное обещание Дональда Трампа в его первой предвыборной гонке. При этом, за исключением всего двух сцен, не раскрывая эти темы максимально громко, безвкусно и пафосно как в большинстве современных картин. Что также можно назвать немаловажным достижением авторов данной ленты.
Однако одновременно с этим, создать второе «Прочь» и стать вторым ДжорданомПилом авторам данной ленты не удалось. В связи с чем, если сценарий отлично работает в плане идеи и того послания, который он несет, то к сожалению в плане повествования он сильно проседает и демонстрирует свою сырость. Оставляя уйму логических дыр и вопросов. В том числе и касательно мотивов, личности и целей «главной угрозы» данной ленты, что авторы данной ленты даже не попытались обыграть типа «так было задумано».
Режиссура Джерарда Буша и Кристофера Ренца производит аналогичное впечатление. С одной стороны, картину можно похвалить за потрясающую операторскую работу, обилие длинных дублей без монтажных склеек и идеальную композицию в кадре, которые в совокупности и выдают клипмейкеровское прошлое обоих режиссеров. С другой же стороны, создать равномерно распределенную атмосферу саспенса, напряжения и тревоги авторам данной ленты не удалось. Добиваясь того, что местами атмосфера есть, а местами её просто нет и столь неровный темп повествования также сказывается на повествовании.
Исполнительница главной роли Жанель Моне выдала игру на крепкую четверку. Сыграла вроде бы хорошо, но в душу её игра не западает. Чего не скажешь про КирсиКлемонс, которая максимально искренне и естественно отыграла свою героиню на экране. Тем самым, добившись того, что даже при достаточно скромном экранном времени её героиня действительно запоминается. Отлично справился со своей задачей также дуэт Джека Хьюстон и Джены Мэлоун, которые просто растворились в своих персонажах на экране.
7 из 10
Антебеллум – это весьма не плохой и на мой взгляд, незаслуженно раскритикованный остросюжетный триллер, который охотно подкупает интересной идеей, мощной интригой, неожиданным сюжетным твистом связанным с главной тайной и отличной актерской игрой. Не сильно портя впечатление немного неровной режиссурой и логическими дырами сценария.
В последние несколько лет американский кинематограф снова стал активно обращаться к тебе расовой дискриминации. Слишком много недовольных афроамериканцев заявляют о том, что их права притесняют даже в развитом и цивилизованном 21 веке, а значит кино просто обязано было обратиться к этому вопросу. Лучше всего совмещать художественную ценность и актуальные общественные вопросы удается Джордану Пилу. Но он сам на себе вытащить данную тематику не может, и вот его решили подменить Джерард Буш и Кристофер Ренц, снявшие 'Антебеллум'.
Все здесь начинается с того, что нас знакомят с Иден, молодой красивой рабыней, которой не повезло оказаться на плантации в Южных штатах, где заправляют Конфедераты. Америка трещит по швам от назревающего конфликта между двумя взглядами на жизнь - деспотичным и демократичным. Но нас не интересует глобальная политика и война. В этой истории важно то, сможет ли Иден выбраться из ловушки и сбежать в Северные штаты, или же ее дни сочтены под гнетом белых людей.
Далее мы переносимся в наше время и знакомимся с Вероникой, успешной писательницей, которая ведет серьезную борьбу пробив расовой дискриминацией в условиях Америки 21 века. Вероника понимает и видит, что наследие Конфедератов никуда не делось. Оно просто затаилось и она должна сделать все, чтобы справедливость для ее народа восторжествовала.
Самое интересное в этом фильме наступает тогда, когда обе сюжетные линии совмещаются. Вы можете меня спросить: а каким образом две эпохи пересекаются? Какая связь между героинями? Но я не буду отвечать на ваш интерес, потому что узнай вы всю правду, то вся аура интриги и таинственности разрушится сама собой. Мне было честно интересно дождаться итоговой развязки и она смогла порадовать. Режиссеры придумали неординарный сценарный ход, и как по мне, он сыграл на все сто.
Но вот вся эта история с рабами, грозными Конфедератами, жестокостью и насилием обыграна как-то слабо и в одну сторону. Видно, что авторы хотели показать белых господ с исключительно плохой стороны, и это вышло откровенно однобоко. Чувствуется, что зрительским мнением манипулируют, причем делают это грубо, без изыска Джордана Пила. Из-за этого зрительские оценки фильма низкие как в США, так и других странах.
Я не скажу, что 'Антебеллум' плохой фильм. В нем есть много сильных сторон, которые меня увлекли. Но вместе с этим нужно признать, что режиссеры выложились недостаточно сильно, от чего история вышла недостаточно правдивой и драматичной. Тем не менее, как триллер с элементами непредсказуемости 'Антебеллум' довольно-таки интересный.
Вопросы к фильму начинаются еще на этапе названия. «Антебеллум» - что это? Википедия быстро дала мне ответ, что термин «антебеллум» - с латинского переводится как «до войны». Это период истории страны, народа или региона до некоего грандиозного события или потрясения, вызванного событиями военного характера.
В контексте же фильма, это период до гражданской войны в США. Соответственно, в фильме пойдет речь о периоде, когда гражданская война в США еще не началась и в самом разгаре был рабовладельческий строй, ущемляющий права чернокожего населения Соединённых штатов. Но! Нам предлагают интригу. В трейлере чётко показывается, что действие пойдёт в двух временных периодах, которые между собой перемешались для главной героини. Так что же происходит в фильме?
Популярная писательница Вероника Хэнли, которая является ярой активисткой за права темнокожего населения США, неожиданно находит себя в роли бесправной рабыни на южной плантации и теперь вместе с такими же как и она бедолагами обязана ежедневно собирать хлопок под присмотром беспощадных надсмотрщиков. Вместе с «коллегами» она планирует побег, однако даже если их план удастся, то куда бежать? И главный вопрос: как она оказалась в 18 веке и сможет ли вернуться к нормальной жизни?
Наверное только пришельцы из космоса не в курсе событий, которые несколько последних месяцев сотрясают Америку. Движение BLM (black lives matter) захлестнуло все слои американского сообщества и уже начинают диктовать американцам повестку дня. То, что изначально представлялось как борьба против привилегированного положения белых людей в американском обществе в итоге превратилось в грандиозное движение, которое влияет на все сферы жизни в самой влиятельной стране мира. В некоторых штатах сокращается штат полиции, меняются правила в обществе, меняются стандарты церемоний Оскара и Золотого глобуса, меняется вообще сам подход к восприятию цвета кожи в Америке. Хорошо это или плохо – дискуссию можно вести бесконечно и поверьте, абсолютно не нам.
Нам, славянам, абсолютно чужды вопросы цвета кожи, хотя расовые предрассудки вполне себе норма жизни и современной жизни восточноевропейцев. Поляки не любят украинцев и русских, украинцы не любят русских и поляков, а среди русских достаточное количество тех, кто делит людей на «черных» и 'белых'. Однако, в большинстве своей – это частные случаи проявления слабоумия отдельных индивидуумов. В общей массе – расизм не первый вопрос на повестке дня в наших странах. Всё таки, общая история позволяет не выходит за рамки благоразумия на уровне государства и расовая неприязнь не правит балом у нас. В отличие от Америки, где уже даже Гугл в поисковике магазины и бизнес чёрных в форме услужения выдает на первых позициях.
Поэтому, скорее всего, фильм «Антебеллум» и не имеет такой значимости и не вызывает такого интереса у наших зрителей. Нам чуждо всё, что происходит в фильме. Пытаясь сравнить фильм со схожими триллерами, где людей захватывают и держат в неволе, подсознательно наш зритель понимает, что есть намного более интересные ленты, где характеры героев раскрываются за счет других параметров, а не только учитывается цвет кожи. Ну, допустим, показывают нам негритянку (я же могу так говорить?), которая попала в рабство. Интересно ли нам, как это произошло? Да. Первые 15 минут. Но потом вдруг, неожиданно, в голове возникает фильм «Таинственный лес» Шьямаллана и становится жутко скучно дожидаться финала, так как суть поймана, осталось только дождаться формальной развязки. Ску-ко-та.
Невероятное желание режиссеров фильма угодить чернокожим зрителям чувствуется в каждом кадре. Иногда, художественные приёмы невероятно гиперболизированы, которые к сожалению не достигают необходимого эффекта, а только раздражают. Все эти замедленные кадры пыток и угнетения под грустную музыку просто растягивают хронометраж и пытаются нам донести то, что и так понятно – быть рабом не сахар. Однако, цепляет ли это? Скорее нет.
Вот в недавно показанном четвертом сезоне сериала «Ольга» одним из сюжетных ответвлений является попадание главных героев в принудительное рабство на ферму по производству бройлерных курей. Там героев срывают с улицы, держат силой и принуждают к рабскому труду. Да, все это показано в ироничной и веселой форме. Но то, что такое происходит у нас и в 21 веке, пугает намного больше. Вы погуглите вопросы рабства в Украине и России в 21 веке и вы очумеете, сколько людей находятся в бедственном положении. Поэтому, могу ли я переживать за то, что происходит на экране? Абсолютно нет. Мне просто не интересно. Даже не интересно, как главная героиня выберется на свободу и что с ней будет. Финал же полностью слит и выщелкивается на 15 минуте фильма.
Более того. Даже несмотря на то, что коронавирус помешал выходу фильма в срок и фильм вышел в формате «видео-по-запросу» не является оправданием провала его в прокате. При бюджете 15 млн фильм на сегодня собрал 1,5 млн. О чем это говорит? Тут две вещи. Либо чернокожее население Америки слишком занято протестами, что им не до кино. Либо о том, чернокожее население Америки находится в таких условиях, что им просто не по карману быстрый интернет с приставками, которые позволили бы смотреть фильм. И что имеем в итоге? Для кого фильм снят?
Глупый, бесполезный, не интересный фильм, который копирует Шьямаллановские твисты и идеи, спекулирует на достижениях белых и пытается затронуть животрепещущие темы, оказываясь в итоге никому не нужным. Так стоит ли его смотреть? Не-а. От слова совсем. Такие постулаты, которые выдвигаются бездушными фильмами типа «Мы», «Черный клановец», «Лунный свет» и другими уже никому не нужны сегодня. Сегодня надо наконец достучаться друг до друга и перестать снимать такие чисто эксплуатационные ленты. Язык кино должен быть менее вычурным и не действовать так, прямолинейно. Надо проявлять все-таки художественный подход и создавать искусство, а не агитацию.
С одной стороны, «Гладиатор», «Спартак», «Индиана Джонс», «Планета обезьян», а с другой «Джанго», «Унесенные ветром» и «Амистад» с «Линкольном» рассказывают о вопросе рабства намного интереснее, художественнее и глубже, чем все эти глупые современные попытки продвижения «обратного рабства». Не надо нам такого киноискусства. Ограничивайтесь показами сего творения Луизианой и Вирджинией. А нам тут ваши лозунги не понять – нам бы свои вопросы решить. Вот не наше кино. Абсолютно.
Общее впечатление: И так, по порядку. Для справки, Антебеллум — период истории страны, народа или региона до некоего грандиозного события, вызванного крупномасштабными событиями военного характера (мировая война, гражданская война, революция, интервенция и т.д.) В узком смысле слова, в частности, в историографической литературе, термин наиболее часто употребляется в США для обозначения периода истории и культуры страны до Гражданской войны.
В фильме есть некая запутанность, которая обыгрывается временными отрезками из прошлого и настоящего (нашего) времени. Внимательный зритель заметит сразу подвох, я же ждала мистический налет, поэтому мои ожидания смыло примерно на середине фильма. Становится ясно что к чему и ниточка с мистикой рвется в миг. Как триллер, кино порою напряженно фокусирует внимание. Как ужасы тоже работает, в плане страшных событий ярко показана жестокость и желание власти над человеком. Как набор 2-х жанров — проигрывает.
Известная писательница, активистка и борец за права чёрных женщин Вероника Хенли (Жанель Моне) оказывается в ужасающей реальности. Теперь она - бесправная рабыня на южной плантации, и в компании таких же бедолаг вынуждена ежедневно собирать хлопок и беспрекословно терпеть издевательства белых надсмотрщиков. Выбраться из этого ада не так-то просто, а всех пойманных беглецов ждёт жестокая кара.
Определенно в картине есть потенциал, но вот реализация недоработана, однако, это дебют и выполнен он скорее чуть ниже среднего. Есть провис в середине, за счет того, что время меняется и мы видим сюжет в другой последовательности: с конца. Конечно, это неплохо, да только вот мало сделать зарисовку наоборот, надо увлечь деталями. И тут возникает проблема: локация небольшая разгуляться особо негде. Отсюда и нюансы в повествовании.
По сути, весь фильм — это ущемление прав человека в наше с вами время. Кого-то удивить этим вряд ли получится. Тема настолько злободневна, что уже поднадоела. Но вот для запада это, конечно, актуально. Только вот незадача, кино показывает себя не с самой лучшей стороны. Поскольку фигурирует ненависть не с прошлого (!) как исторический момент рабства, а настоящего, на поверхность всплывает противостояние народа. Отсюда негативная ситуация! Attention! Кино всегда несет за собой подоплеку и в данном случае «Антебеллум» хорошо пропах агитационной политикой, что ой, как чревато.
Никто не знает, как долго еще трагедия рабовладельческого строя в США будет предметом распрей между людьми с различным цветом кожи, хотя многообразие рас – одна из самых естественных вещей в природе. Судя по тому, что творится вокруг, включая движение Black Lives Matter, всеобщее перемирие наступит еще не скоро, а потому на свет один за другим продолжают появляться картины, поднимающие проблему расизма. Где-то рождаются полные гуманизма шедевры, где-то политкорреткные плакатные поделки, а кто-то (как, например, Джордан Пил) пытается искусно обыграть эту болезненную тему в необычном жанровом ключе. И, глядя на результат трудов клипмейкеров Джерарда Буша и Кристофера Ренца, их дебютный полнометражный триллер «Антебеллум», кажется, что до благоприятного исхода конфликта еще ой как далеко, тем более, что фильм предваряет эпиграф-цитата из Уильяма Фолкнера о прошлом, которое не только не умерло, но и не прошло.
Перед тем, как парой слов обрисовать сюжет, хочется предупредить насчет спойлеров – сложно сказать, насколько это получится при описании синопсиса, но трейлер смотреть перед ознакомлением с самой картиной точно не стоит. Если в общих чертах, то у нас с одной стороны есть молодая рабыня Иден, вкалывающая на хлопковой плантации у садистов-конфедератов, которые первую треть фильма ведут себя как сборище Амонов Гётов из шедевра Спилберга и из чьего плена она так хочет сбежать. А с другой мы видим прогрессивную феминистку и правозащитницу, писательницу Веронику Хенли из современной Америки, которая каким-то образом переносится в прошлое и проживает тот самый кошмарный день в теле Иден. Ну а как эти темпоральные скачки связаны между собой – молчок, не будем портить сюрприз.
Как ни странно, но обожающая острые социальные манифесты западная пресса «Антебеллум» разгромила, в основном, за плоских персонажей, смакование ужасов рабства и отсутствие глубины. Если честно, картину они несколько переругали, но не согласиться с некоторыми рецензентами по определенным пунктам тоже нельзя. Впечатление складывается где-то 50/50, поскольку Ренц и Буш не совсем заваливают миссию и выдают хороший визуал с обильными долгими планами, выстраивают атмосферу и создают неплохое напряжение с довольно жутковатыми моментами, прибегая к отличному саундтреку. Другое дело, что с социальной повесткой и желанием угодить всем последователям BLM они откровенно переборщили и, проговаривая идеи в лоб, придают «Антебеллуму» неприятный расовый душок, поскольку не оставляют белым персонажам ни единого шанса, не только изображая всех светлокожих поголовно чокнутыми мразями, но и открыто заявляя устами Вероники, что в «этой стране расизм исторически встроен в ДНК каждого гражданина».
Сея политкорректная атака не в силах замаскироваться оболочкой триллера и настырно лезет изо всех щелей, хотя и несколько сглаживается довольно эффектно задуманным шьямалановским финтом ближе к финалу. В результате само кино выходит слишком сырым, невыструганным и застревает на полпути к любопытной притче на актуальную тему а-ля «Холоп», для которой у нее слишком грубые, поверхностные и клишированные приемы, и жанровой вещи, когда многие поступки и ситуации выглядят откровенно неправдоподобными, а событийная насыщенность - бедноватой, если не считать за неё бесконечную демонстрацию череды издевательств и уничижительных реплик. Разок ознакомиться с «Антебеллумом» можно хотя бы ради красивой операторской работы, стильного саундтрека и старательных Жанель Моне с Дженой Мэлоун, честно пытающихся оживить своих не самых фактурных героинь. Но, если честно, уж лучше пересмотреть «Прочь» или «Мы», тем более, что «Антебеллум» будто не совсем стремится положить конец расовым войнам, напротив, пытаясь разжигать новые.
В целом, выходя из кинозала, я чувствовал себя более, чем довольным. Однако, позже я обнаружил, что 'Антебеллум' разгромлен русскоязычными критиками. В чём же дело?
Один из важных пунктов, повлиявших на оценки критиков, полагаю, стало то (как я выяснил позже), что в рекламном ролике содержались нещадные спойлеры в том числе и к основному сюжетному твисту. Я не смотрю рекламные ролики и вам не рекомендую.
Иными словами, сюжетные твисты оказались для меня очень даже новостью. Вообще, создатели очень правильно и аккуратно расставляют 'ружья', которые потом выстрелят. Впрочем, намёки на истинное положение дел появляются уже на десятой минуте. Хотя лично я догадался 'обо всём' ближе к концу. Смотреть было интересно, захватывающе, хоть и местами скучно.
'Антебеллум' - очень красивое кино. Некоторые сцены хочется даже пересмотреть - например, 'пролёт' камеры через всё поместье, все сцены с огнём и т.д. Присутствует также символизм, но, на мой вкус, слишком примитивный. Очень понравилась музыка - всегда была очень к месту и нагоняла пафос. Что не понравилось - так огромное количество киноляпов (то мужчина на заднем плане сидит на лошади, то стоит рядом с лошадью и так далее), незначительных, но уж очень их много.
Сейчас убрали, но на момент похода в кино среди тегов имелся жанр 'фантастика'. Фантастического в фильме ничего нет. Триллер. С точки зрения триллера, повторюсь, картина хороша - напряжённая, жестокая (некоторые сцены эксплуатации рабского труда хватали за душу), загадочная, наполненная психологизмом, динамичной (в хорошем смысле) сменой настроений и рядом сильнейших сцен.
Актёры. К Жанель Моне есть вопросы. Рабыню она отыграла на все сто. Но борца за справедливость... Не спорю, в этой части диалоги и монологи были написаны как никогда топорно, но не читать же их теперь с остекленевшими глазами! Также хочу отметить Габури Сидибе, отвечающая за 'негритянский' юмор в фильме. Удачная роль, хоть и близкая к самосатире. Образы злобных конфедератов особо не раскрывались, но игра Эрика Ланжа, Джека Хьюстона и других меня вполне удовлетворила.
'Антебеллум' - хороший триллер. В нём не надо искать политическую агитку, как это нынче принято. Это просто качественное жанровое кино на вечер.