К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Реалии таковы: нынешнему кинозрителю подавай, объяснения, происхождение, стоеросовый контекст, справедливость, торжество добра, всеобъясняющую концовку… В общем, все то, что никак не находит своего отражения в действительности. Одних, это может утомить, иных — разбаловать.

Товарные массы кинопродукции переполнены позитивным смыслом, освобождающим созерцающего потребителя от необходимости пустить в работу персональную фантазию, воображение и пр. функции мозга.

Современная режиссура скармливает страждущим порции логически выстроенных сюжетов и заботливо утирает им губы салфеткой популярных разъяснений: событие возникает—событие развивается—событие исчезает. Как только глаз страждущего замечает в режиссерской ложке непривычные и незнакомые ингредиенты, он дергает ногами, ворочает головой и выделяет различные физиологический жидкости…

Брайан Бертино бросил вызов этим настроениям, не думая о бережном отношении масс к своему привычному рациону. И правильно сделал! Миру явлен мастерски отхваченный ломоть жизни семьи фермеров терзаемой тем, что человек боится более всего — непонятным.

Именно дерзость, выраженная в работе непохожих на прочие, рождает стиль; в зависимости от успеха в массах, стиль становится модой. Режиссер Бертино не создал шедевр, но сконструировал огромную претензию на особый стиль, по факту — претензию предельно успешную. Важно отметить, что мы не имеем дело с системой, а скорее с редким исключением, что придает фильму ценности на фоне ему подобных.

Что же, если, по какой-либо причине, кому-либо важно знать первоисточники, происхождение и родословную абсолютного зла, придется оставить эти помыслы уже у порога. Кому какая разница, откуда негативное явление берет свои истоки, раз уж все так плавно и органично смотрится здесь и сейчас.

Мелкими порциями событий сюжет углубляет наблюдателя в пучину беспросветного ужаса. С одной стороны — весь мир перед тобой, с другой — бежать некуда… Да и от чего бежать? Но об этом позже…

Атмосфера не только поддерживается, но и нагнетается, до крайности жуткая. У конкурентов бывали частые попытки изобразить нечто подобное, но сквозь старые доски особняков, из темных заплесневелых подвалов и из-под скрипучих детских кроватей сочился, сквозил и струился гладко причесанный красочный glamour. Ничего подобно препарируемая картина не выдает. Все, как-раз наоборот. Вроде бы удовлетворительная ферма, не самая маргинальная семья, действующее хозяйство… но растущее чувство тревоги не располагает к уюту. Мрачная загадочность постоянно изводит нутро, и успешно манит за собой костлявым пальцем, не обещая ничего хорошего. Глобальный упадок безраздельно правит в этих местах.

Отдаленный волчий(?) вой, знаменующий трагедию; беспокойное блеяние отары; тревожный гул ветра и ходики, умиротворенно и настойчиво отсчитывающие свой цикл… Все это сводит к минимуму потребность в музыкальном сопровождении. Здесь натуралистичность торжествует.

Не стоит критично потрошить диалоги персонажей, они выполняют четкую установку — информационно дополнять визуальный эффект. Никаких изысков, в этом направлении никто не обещал. Особняком стоит беседа с представителем духовенства(?), здесь таинственность (пусть и на время) выльется в хоть какие-то осязаемые формы…

Отдавая дань первой части названия картины — The Dark, оператор, умело использует эту самую тьму в своих целях. Изредка персонажи нарочно погружаются в полный мрак или частичные участки тени, что в этих условиях придает их монологам, образам и позам некую отчужденность, как будто они затаились в астрале. Картинка в меру скудна на цветовую палитру и панорамные съемки. Дозировка этих компонентов определяется потребностью сюжета, не более.

Отметим еще один увесистое достижение. В данном жанре, цепь развития событий зачастую выстраивается из трех звеньев: главный герой выявляет антигероя, борется с ним, побеждает его. С теми или иными правками подобные фабулы безраздельно доминируют в мировом кинематографе. Предлагает иной расклад, при котором герои даже не понимают, что им противостоит, где локализуется и что с этим можно поделать? А что если это «непонимание» растянется на весь хронометраж без ущерба для сюжета?

Вот эта недосказанность как раз и включает в работу воображение зрителя, когда работа режиссера заканчивается. Это воображение, все же оставляет надежду на то, что все будет хорошо. Остается хоть как-то согласовать эти светлые надежды с темной реальностью…

29 ноября 2021 | 14:17
  • тип рецензии:

Мрачная тёмная атмосферная хоррор драма на довольно заезженную тему потустороннего зла и его влияния на людей. Нет каких-то объяснений. Просто хроника трагичных событий. Жутко, пугающе, но очень монотонно и однообразно. Сюжетных поворотов толком нет. Саспенса тоже. Зрителя практически сразу окунают в тягостное безумие и держат в нём до финала. Смотреть это утомительно. Кино не плохое в деталях, но в целом скорее проходное.

Сюжет. Взрослые брат и сестра приезжают на ферму, где в коме лежит умирающий отец и за ним ухаживает сходящая с ума мать. Над семейством нависает то ли какое-то проклятие, то ли просто влияние потустороннего зла. Но все кто с этим соприкасаются, рано или поздно начинают ощущать страшные и фатальные перемены.

По моему, смотреть не обязательно.

21 декабря 2023 | 02:35
  • тип рецензии:

Брат и сестра, Майкл и Луиз, приезжают в техасскую глушь, чтобы проведать мать, в одиночку ухаживающую за их больным отцом, находящимся в коме. Но пожилая женщина как-то не шибко рада видеть своих взрослых детей – она выглядит подавленной и советует им уезжать отсюда, а на следующий день вешается в сарае. Решив, что мама просто дошла до ручки, Майкл и Луиз остаются понаблюдать за папой какое-то время, но дальнейшие жуткие события докажут, что родительницу в петлю загнали вовсе не депрессия и усталость, а сам Дьявол…

Несмотря на недовольные фырканья хейтеров, «Ведьма» Роберта Эггерса и «Реинкарнация» Ари Астера стали важными этапными работами в развитии жанра и оказали огромное влияние на тренды этого направления, превосходно увязывая ужасы с семейной драмой, а мистику с психологизмом. Последней удачной работой на эту тему стала «Реликвия» Натали Эрики Джеймс, превратившая страшилку об одержимой старушке в подлинную драму одиночества и потери разума. Не захотел оставаться в стороне и автор «Незнакомцев» Брайан Бертино, и, хотя отзывы критиков на его «Пустошь тьмы и зла» были положительными, личные впечатления получились сильно смешанными.

Из опыта его предыдущих работ очевидно, что как постановщик он определенно умеет работать с антуражем и саспенсом, легко создавая жуткую атмосферу. С психологическими аспектами он обходится значительно проще и особо не заморачивается, что в принципе, заметно и в этой картине. Обилие мрачных деталей зрителю обеспечено: призрачные фигуры, демонические лица, манекены, дневники с пугающими записями, эффектно выставленное освещение и ракурсы, но вот тех важных нюансов, которые должны присутствовать в заявленном сюжете, и превратить картину в нечто большее, чем шаблонный жанровый продукт, здесь нет.

Бертино, в отличие от Астера и Эггерса, не шибко интересует та сюжетообразующая трагедия, которая не позволила сплотить семью и начала безжалостно ее разрушать, приводя самих персонажей на порог гибели и безумия. Он всего лишь методично, дробя происходящие события по дням недели, представляет паноптикум хоррор-эпизодов разной степени качества, уклоняясь от многозначных трактовок в пользу схематичного повествования, в котором не шибко объясняются многие события и ставится довольно вялая финальная точка (ну разве что достаточно неожиданным вышел эпизод с Майклом). Это было бы простительно для простенького слэшера, но «Пустошь тьмы и зла» явно задумывалась как иносказание на тему никому не нужных пожилых родителей, на старости лет предоставленных самим себе, когда у взрослых детей появились свои семьи, на визит к одинокой матери выделяется лишь пара-тройка дней, а прикованного к кровати отца и вовсе можно заочно похоронить. Тем самым, не предъявляя никаких особо сложных мыслей и рефлексий, Бертино предлагает для всех участников подобного конфликта одно простое решение – придет Дьявол и всех вас порешит.

24 ноября 2020 | 15:35
  • тип рецензии:

Чего только не происходит на американских фермах! Иногда туда даже черти лезут, чтобы поживиться очередной людской душой!

Брат и сестра — Майкл и Луиз приезжают в дом своего детства, который каждый из них покинул давным давно. Родители состарились, отец и вовсе находится при смерти, а у мамы слегка протекает фляга. Однако течь становится вовсе не такой, как предполагали брат с сестрой, ведь мама сначала уродует себя, а затем лезет в петлю. Теперь Майкл с Луиз остаются один на один с отцом. Хотя в скором времени их начинает одолевать некая сущность, явно задумавшая что-то недоброе.

Для себя в этом фильме я увидел некую отсылку на картины Ари Астера и в частности на «Реинкарнацию». В первую очередь это связано с неспешным и даже замедленным форматом повествования — события в «Пустоши тьмы и зла» развиваются медленно, сцены очень длинные, а диалоги в них короткие. Словом — событийности в эпизодах мало, зато за счет этого режиссер старается добавить гнетущей атмосферы.

Однако такой эффект не достигается, ибо многое в фильме уже предопределено и ты заранее знаешь, что что-то должно произойти прямо сейчас. Режиссерские «пугалки» не работают и в данном плане не до конца понятно: либо так и было задумано, либо фильм все таки «не дожали».

Развивающийся вокруг брата и сестры сюжет, если вдаваться в его детали, так до конца и не определился со своим выбранным направлением. Наибольшая часть диалогов между Майклом и Луиз сводятся к фразам типа «Я видела это!», «Нет, этого не может быть!», «Но я не спал/спала!». Примечательно, что даже когда кто-то из персонажей своими глазами действительно что-то видит (особенно четко это определяется по Майклу), он готов верить своим глазам, но если ему о чем-то говорит сестра, он тут же включает полноценного скептика, заявляя, что у Луиз глюки. И тут тоже не ясно — почему Майкл с таким упорством пытался доказать своей сестре, что все что она видит — не реально, в то время как сам своим глазам он верил?!

Майк вообще оказывается достаточно мутным персонажем, так как его поведение вообще не поддается никакому объяснению.

Особенно то, что происходит с ним в конце, когда он разговаривает по телефону с Луиз и в предпоследней сцене. То, что произошло с их матерью, безусловно, способно наложить свой отпечаток, однако принимаемые им решения — это что-то неадекватное, особенно по отношению к собственной сестре.

Фильм также до конца не может определиться c обличьем того Зла, которое преследует брата и сестру. Режиссер неплохо проводит параллель между волками и овцами, предлагая зрителю в качестве сравнения соотнести человека и невинную овцу, а волка в роли хищника, то есть дьявола. Вот только волк обычно ассоциируется с оборотнем и, как правило, последние являются образами преступников, служащих дьяволу, но никак не самим дьяволом.

К чему привязывать к сюжету второстепенных персонажей в лице хозяина соседского ранчо, также не ясно. Данный герой не пытается помочь брату и сестре, не принимает участия в их жизни, никак не проявляет своих намерений убить Зло. Другими словами, данный герой выступает лишь как разменная монета, чтобы в фильме было чуть больше одного трупа обезумевшей мамаши.

Наконец, то самое Нечто — Зло, обитающее в округе. За исключением галлюцинаций в виде бродящих по округе родителей, Оно никак более не проявляется. Опять же, глюки можно списать на посттравматический синдром, вызванный шокирующей потерей близкого человека. Но вот само Зло остается Злом, о котором говорят, что оно что-то заставляет делать. Но КАК это происходит — неизвестно. Не складывается при просмотре четко ощущения того, что поступки действующих лиц диктуются чем-то со стороны, по-настоящему чем-то зловещим.

Лично для меня «Пустошь тьмы и зла» - откровенно скучный фильм. Ощущение чего-то жутковатого в процессе просмотра возникает, однако в остальном кинолента не заостряет на себе внимание, превращаясь в затяжную историю брата и сестры, которые изо всех сил стараются стать ближе, слоняясь по окрестностям своего родного дома в поисках Зла, испортившего им жизнь.

Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.

Приятного просмотра.

4 из 10

21 декабря 2020 | 07:38
  • тип рецензии:

Брат с сестрой Майкл и Луиз приезжают на отдалённую родительскую ферму повидаться с тяжелобольным пожилым отцом, но мать не очень-то рада их видеть. Она говорит детям, что зря они приехали, и на следующий день вешается в сарае. Майклу обстоятельства её смерти кажутся странными, а Луиз находит дневник матери, где та описывает некую злобную сущность, что подбирается всё ближе.

События происходят на протяжении одной недели. Идиллическая сельская местность: ферма, овцы, поле. Вот только на этой одинокой ферме, кроме одиноких пожилых людей, появилось ещё 'нечто'. Некий 'дух' или 'сущность' незаметно уничтожает обитателей дома страхом и видениями.

Режиссёр и автор сценария Брайан Бертино создаёт вроде понятный хоррор о 'злом духе', но с хорошей мыслью и подачей этого 'традиционного сюжета' для всех хорроров о 'паранормальном'. Нельзя сказать, что здесь что-то оригинальное, но это точно 'крепкий представитель' своего жанра. Главные роли Луиз и Майкла исполняют Марин Айрлэнд (Дорога перемен, Милдред Пирс, Побочный эффект) и Майкл Эбботт-младший (Мад) - и стоит сказать, что они вдвоём, фактически и несут весь смысл и саспенс сюжета, и делают это действительно на высшем уровне. И возможно, лучшее что есть в данном фильме - это изумительная операторская работа Тристана Найби, которая поднимает данный фильм над всем: примерно также, как здесь летают по воздуху отдельные персонажи. Элементы с неожиданно включившийся лампочкой посреди ночи или истерзанное стадо овец непонятным существом, или ночь в сарае - фильм хорошо работает с 'простыми' элементами хоррора, и они бьют точно в эмоции. Среди других 'собратьев' по 'паранормальному', данный фильм возможно, не скажет чего-то нового, но свой 'дух' - продемонстрирует в 'полном объёме' (и особенно в вечернее время суток).

23 ноября 2020 | 07:42
  • тип рецензии:

'Пустошь тьмы и зла' - очередная работа сценариста, продюсера и режиссера Брайана Бертино, который в свое время многих порадовал дебютной картиной 'Незнакомцы' с Лив Тайлер в главной роли. С тех пор, конечно, повторить успех у него не получалось, хотя было заметно, что человек явно старался, но, видимо, просто не везло с годным материалом. И вот наконец-то, по всей вероятности, промелькнул свет в конце тоннеля. Новый фильм хоть и не блещет сюжетной оригинальностью, но в нём очень точно и грамотно раскрыта пугающая атмосфера обволакивающего ужаса. Режиссер, явно впечатлившись картиной 'Ведьма' Роберта Эггерса, подошел к реализации с авторским стилем фестивального кино. Сюжет развивается неспешно, словно проверяя зрителя на выносливость, так как события растянуты до невозможности. Если собрать всю историю в кучу и выдержать ее в жанровом темпоритме, то выйдет отличная короткометражка. Но в данном случае режиссерский ход оправдан тем, чтобы в полной мере показать нагнетающий ужас не внешних обстоятельств, а внутреннего состояния главных героев. Зритель становится свидетелем полного распада человеческого сознания, начиная от целостности мысли и заканчивая катастрофическими последствиями разрушенного сознания, который под воздействием чудовищного страха превращается в одержимость и сумасшествие. С одной стороны мы видим, как таинственные силы целенаправленно пугают своих жертв, загоняя их в угол, словно кошка играет с мышкой перед тем, как её съесть. Но с другой стороны отлично показан эффект стороннего наблюдателя, где видно, что вполне здоровый человек буквально на глазах сходит с ума.

Так как яркая событийность отсутствует в сюжете, режиссер делает акценты на визуально-техническую составляющую: мрачная картинка, игра света и теней, монтаж и множественные звуки, разрывающие продолжительную тишину. А для усиления хоррор-эффекта был проведен неплохой каст, благодаря которому актерские работы выглядят весьма впечатляющими. В общем, если вы любите очень медлительные, скучные и затянутые фестивальные хорроры, тогда это кино для вас, а всем остальным можно смело пропустить данное творение.

01 ноября 2020 | 15:57
  • тип рецензии:

Хэллоуин – как Рождество наоборот. Слишком много коммерции. Слишком много веселья. Всё, чтобы забыть про то, каким липким бывает страх по ночам. Как страшно открывать тому, кто стоит за дверью. Как слаб и беспомощен человек перед целеустремленными силами зла.

«Пустоши тьмы и зла» - как раз такой антихэллоуиновский ужастик. Тут всё по-настоящему. Никаких конфет и дурацких тыкв. Маленькая ферма в захолостье. К родителям – тяжело больному отцу и не вполне здоровой психически матери приезжают – вопреки родительской воле – взрослые дети: Луиза и Майкл. Отец уже не встает с постели, но все кажется не таким уж безнадежным – помогает набожная сиделка, надежные соседи, заезжает священник. Вот только ягнята в шатком хлеву не молчат. Они лучше других слышат, как приближается что-то очень плохое. Кто-то из героев называет это волком. Кто-то дьяволом. Кто-то злом. Мы не знаем. Но точно знаем, что если действие разбито по дням недели, начиная с понедельника, то дальше воскресения лучше и не заглядывать.

Фильм снят удивительно «олдскульно» - с минимумом спецэффектов, с отличной игрой тенями и силуэтами – герои постоянно кажутся будто вырезанными из картона: стоя напротив ярко освещенной занавески, полыхающего кострища, в дверном проеме. Бу-эффекты и скримеры имеются, но гораздо тоньше и интереснее следить за звучанием фильма – хрипами в ночи, скрипом кровати, полуночным воем. Это явно тот случай, когда фильм стоит смотреть в кинотеатре, чтобы дрожь пробирала.

Это очень простая, но жуткая история. По масштабу она не дотягивает до таких образцов жанра о дьявольщине, как «Омен», но имеет с ним очень важный общий знаменатель – ощущение не просто слабости человека перед злом, а попросту невозможность сопротивляться. Герои не сражаются с дьяволом с помощью свечей и амулетов – по сути, они просто ждут, когда случится неизбежное. Добрая сиделка озвучивает, кажется, единственный аргумент, который есть у героев перед личиной зла – и это, конечно, любовь. Любовь взрослых детей к пожилым родителям. Любовь родителей к маленьким детям. И даже забота о новорожденном ягненке. «Самое страшное – это умирать в одиночку» - произносит героиня, но далеко не все герои смогут удержаться вместе. Потому что сбежать – стыдно и страшно. Но и умирать вместе с теми, кого ты любишь – все равно значит умирать...

31 октября 2020 | 23:51
  • тип рецензии:

Дьявол, как это водится, кроется в деталях. «Пустошь тьмы и зла», название, может быть, и говорящее (особенно, учитывая оригинальный титл «Тёмные и нечистивые») для истории, в которой на семью, проживающей на ферме в Техасе, обрушивается зло, но не особо двусмысленное. Сценарий ленты нельзя назвать особо тонким; скорее заумным, а вместо тихого, аллюзивного повествования в стиле «Реинкарнации» Астера, которую «Пустошь» ненамеренно копирует в вопросах беспомощности, страданий и эмоциональной связи героев, зритель, на мой взгляд, довольствуется сонным зрелищем. После первых 15 минут просмотра становится ясно, что ничего нового здесь нет: это фильм больше настроения, чем сюжета, впрочем, подобное характерно для автора хорроров Брайна Бертино – автора «Незнакомцев» и «Пересмешника», которые звезд с неба не хватали.

На отдаленной ферме в Техасе живёт пожилой мужчина. Ну, как живёт – он много лет находится на аппарате жизнеобеспечения, так что одной ногой в могиле. Его дети Луиза и Майкл вернулись домой, чтобы проститься с отцом. Мать Вирджиния же, также проживающая на ферме, ведёт себя странно, даже жутко, а вскоре вообще вешается. Местный священник намекает брату и сестре, что на ферме открыта дверь для проникновения дьявольских сил.

События фильма разворачиваются на протяжении одной недели, что является очевидной отсылкой к «Сиянию», но ясное ощущение времени разрушается очень быстро. Атмосфера здесь больше нервозная, чем жуткая: по-настоящему гнусной является сцена с нарезание овощей, так сказать, а часть страшных на бумаге моментов превращаются на экране в почти смехотворные. Иными словами, вместо генерации тревоги и угрозы, герои сталкиваются с обыденными, на первый взгляд, вещами, которые под действием атмосферы становится пугающими. Жуткие эпизоды без пауз подаются зрителю концентрированно, без пауз между ними, в результате чего можно быстро потерять чувствительность. Их не разбавили: в итоге кромешный, бесконечный поток хоррор-элементов приедается. К моменту, когда вовсю пиршествуют злые духи, к этому празднику жизни привыкаешь и воспринимаешь всё происходящее как должное.

Что касается эстетической стороны и дизайна, то «Пустошь тьмы и зла» полагается на первое слово в своем названии. Фильм будет интересен любителям заброшенных мест и вообще серой тоски. Можно долго спорить о психических наклонностях поклонников подобных фильмов. Вероятно, взгляд бы на счастливую семью до событий, показанных в «Пустоши», придал бы киноленте совсем другое настроение, а именно усилил бы сюжетную арку, но создатели пошли по пути бесконечного кошмара. Музыка под стать, правда в ней нет ничего оригинального: звуковые эффекты похожи на рой насекомых, а в остальном – соблюдение тенденций сопровождения хоррора.

«Пустошь тьмы и зла» отвергает условности, и в этом ленте повезло. Тем не менее, беспокойных чувств при просмотре не хватает: пугающие моменты обыденны, а вместо усиления атмосферы создатели решили усилить кровавые моменты, охватывающие диапазон от эффектных (опять же, сцена нарезания овощей) до странно неуместных. Обстановка работает, но не так, как создатели задумали: объективизация самых непонятных моментов заставляют вспомнить «Реликвию», другой хоррор этого года, только в случае «Пустоши» отсутствует то, что может повести за собой – эмоциональное ядро.

5 из 10

12 ноября 2020 | 22:25
  • тип рецензии:

Вообще я тёртый калач в плане хорроров. Я пересмотрел их порядком, и вроде привык к скримерам, саспенсу, инфернальным образам и психологическому давлению. Но этот проект задал мне перцу. Тут было сравнение с Ведьмой, но Ведьма, при всех плюсах, намного легче. Я даже не знаю, с чем это сравнить, разве что Омен при первом просмотре.

Сначала я думал, что фильм про чупакабру. Ферма на юге, козы, истощенные трупы... Но всё оказалось еще хуже. Фильм почти полностью состоит из сцен ужаса, он банально не даёт передышки, одна безумная картина следует за другой. Всё же это похоже на 1408, но шедевр Кинга менее жуткий. Это реально жесть.

Приёмы вроде банальные, но они настолько грамотно реализованы, что эта банальность не ощущается. В фильме присутствует потрясная атмосфера инфернального безумия, а видеоряд дополняет это ощущение жуткими образами огня, крови, глуши.

У фильма довольно низкая оценка, думаю именно потому, что фильм слишком крут. Такое зрелище не всем по плечу, это реально своего рода насилие над зрителем. Именно об этом говорил автор Забавных Игр, что в погоне за эмоциями авторы постоянно усиливают и совершенствуют методы воздействия, доходя до садизма. А это чувство на любителя.

Возможно фильм попал под настроение, и я немного переборщил с впечатлениями, но я в этом не уверен. Это действительно очень серьёзный и грамотный проект. Любителям хорроров смотреть, остальным на свой страх и риск.

08 марта 2021 | 10:39
  • тип рецензии:

Во время хеллоуинских премьер среди чрезвычайно ярких «Ведьм» Земекиса, повторно прокатываемого «Сияния» и подозрительной русской «Вдовы» легко мог затеряться триллер «Пустошь тьмы и зла» режиссёра, чьё имя у нас не особо известно. На счету Брайана Бертино не так уж много картин — среди них: «Незнакомцы» с Лив Тайлер, «Пересмешник», «Монстры существуют». У каждого из фильмов слабенький рейтинг, так что на многое рассчитывать не приходится. Однако есть в этом фильме и то, что несколько отличает его от бесконечных прочих в этом жанре.

В центре сюжета семья, в которой внезапно заболевший отец стал настолько плох, что детям приходится срочно навестить его. Приехав в дом, брат и сестра не были стараются позаботиться о матери. Но это едва ли удаётся, потому что не проходит и недели, как она кончает с собой. Шок, серость, туман, овцы в загоне, о которых некому позаботиться, лежачий больной отец, который ни слова произнести не может — и смерть матери. Кажется, у Луизы жизнь и так не была особо радужной, а вот Майкл, которого дома ждёт любящая жена и две дочери, хочет поскорее отправить отца в хоспис и убраться прочь. Увы, отец не транспортабелен. А это значит, можно только сидеть и ждать. Телефон звонит просто так, пастух странно себя ведёт, по ночам мерещатся жуткие вещи. Как оставаться в таком доме? Ну, разве что только ради близкого. И это огромная ошибка.

На самом деле, новая картина режиссёра едва ли сильнее прославит его имя. Так уж вышло, что безысходность и пустоту семейного дома, прибранного к рукам зла, до него успели показать не раз — и довольно успешно. Одна только «Реинкарнация» Ари Астера, можно сказать, закрыла эту тему на ближайшие лет десять.

Хотя надо отметить, что «Пустошь тьмы и зла» ушла в другую сторону от сумасшедшей и довольно сумасбродной, но оттого не менее мощной развязки. Здесь конец не даёт ничего вообще: ни развязки, ни надежды, ни объяснения — полная тьма, в которую никак не удаётся вглядеться. Существует ли зло по соседству или пришло за душой неверующих только теперь, когда стало проще всего подобраться? А может, оно бродит по всему селению, постепенно втягивая каждый дом в свою вязкую тень? Ответов нет, и именно поэтому фильм всё-таки хорош. У зла нет начала, нет конца, оно берётся из ниоткуда и у него нет чётких причин, чтобы свести с ума или уничтожить человека. Это просто бесформенное нечто, которое сгущается, как туман осенним вечером, где-то неподалёку, а затем губит — просто так, не за плохое и не за хорошее. От него нет защиты, сколько крестиков ни собирай. Оно рядом и днём, и ночью, во сне и наяву. И как бы себя ни чувствовали Луиза и Майкл, какими бы здоровыми и адекватными ни были, никакие доводы разума и прочие инструменты привычной для всех нас реальности не уберегут их от этого зла, у которого нет ни законов, ни формы, ни милосердия. Оно и не избирательно вовсе. Зато почти наверняка не имеет границ.

И самое неприятное, что даже когда главные герои уже понимают, во что вляпались, никакие действия, договорённости, никакая помощь извне не может им помочь. Более того, они бы рады сбежать, но как бросить родного отца? Дилемма. По-настоящему неразрешимая. Потому что явной причины выйти за дверь и не возвращаться нет. Нет вообще ничего, только предчувствия, символы и колеблющаяся кромка между днём и бесконечной ночью. И вырвавшая клок души смерть матери.

Уехать или нет — вопрос совести. А Луиза и Майкл — любящие дети, так что вопрос, остаться или уйти, для них не стоит. Да и как до конца поверить в то, что даже нельзя увидеть? И можно ли хоть где-то на этом свете спрятаться от того, что не пощупать руками? Вот именно. Вопрос есть — ответа нет. Это главный и, возможно, единственный плюс фильма. Реальное зло не имеет конкретного облика: оно не монстр, не вампир, не ведьма, не маньяк. А что?

Ну, никто не узнает, пока не столкнётся. А когда столкнётся, знать уже будет нечего.

27 января 2021 | 00:30
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: