К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Пока русские снимают о спорте, то США решила в этом плане не отставать. Пускай и придумали, пускай и не по настоящему, но главное, чтобы это было реально. Такие сериалы нужны однозначно, показать по новому - хорошо забытое старое, ввести снова в моду шахматы, показать насколько это интересная и захватывающая игра. Но помимо этого, я рад, что кроме шахматной доски также были отображены проблемы нашего мира и как героиня с ними справляется, как она переживает те или иные трудности и испытания.

Сериал так же похож и на саму партию в шахматы: все начинается неспешно, чтобы заинтересовать зрителя, с чем они отлично справляются. После идёт розыгрыш, что, по моему, через чур сильно растянуто, пару серий в центре можно было и сократить. И конечно же развязка и конец, так сказать шах и мат, последняя серия уж очень «ууух». Последняя серия, пожалуй, самая сложная для любого сериала, ведь большинство судит по последней серии. Тут они справились.

Актерский состав подобран хорошо. Нет ощущений, когда смотришь и «режет глаз» тут все красиво и грамотно. Аня Тейлор-Джой одна из немногих, кто смогла по своей внешности сыграть промежуток жизни героини, не изменяя свою внешность. Что я этим хочу сказать-ей не нужно вмешательство гримера, чтобы отобразить, ей 14 лет или 30.

По итогу у сериала одна, по моему мнению, проблема, хочется ли смотреть этот сериал ещё раз? Нет. Остаётся ли послевкусие? Тоже нет. Сериал на один раз? Однозначно. Стоит ли смотреть? Конечно!

8 из 10

18 ноября 2021 | 15:26
  • тип рецензии:

Гарри Меллинг повзрослел, и теперь он молодой мужчина с неправильным и (поэтому?) интересным лицом. Ох, а повзрослел же он как актер! И не верится, что вроде совсем еще недавно — прошли года как сон, прошелестело время, как ветер в листьях — играл он испорченного избалованного Дадли Дурсля в «Гарри Поттерах». Кстати, в «Ходе королевы» он играет персонажа по имени Гарри.

Аню Тейлор-Джой (Элизабет Хармон в подростковом возрасте) природа наделила притягательным лицом, и критики расхвалили ее за роль. Но Айла Джонстон (Элизабет Хармон в детстве) своей безыскусной игрой переигрывает Аню — так, по крайней мере, мне показалось.

С мужчинами Лизе всё никак не везет, по мужской части всё они незадачливые. Впрочем, что еще ожидать от мира шахмат — мира сугубо головного, да еще интеллигентного? Не сложилось с любимым мужчиной и у родной матери Лизы, и у приемной. На экране — женский мир в том тоскливом освещении, при котором очень хорошо видно, как одни мужчины бросают своих женщин, а романы с другими ведут к смерти. Думаешь: «Не феминистка ли написала сценарий или книгу?» Нет, не феминистка и даже не женщина. Впрочем, фигуры дедовские — мужчины, годящиеся Лизе в дедушки — надежны, добры и понятливы.

Вообще, шахматы и отношения идут рука об руку. Шахматы — уютно-ламповая модель мира отношений. Отношения — отражения игр в шахматы. Отношения — заповедник, в котором ищут любовь, шахматы — арена окультуренного стремления к превосходству. Отношения и шахматы скрестились — «скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья». Игра в шахматы раз за разом ведёт к поиску любви; любовь ведет к смерти, разочарованию, разрыву, а разрыв порой — к дружеской заботе. Там, где шахмат нет, ровесницы Лизы — давно замужем и при детях. Призер генетической лотереи, Лиза — призер многих шахматных чемпионатов, но далеко ей до призов в чемпионате по отношениям между полами. Согласно старому утешительному принципу, если не везет в карты, то должно повезти в любви; Елизавете «везет» в шахматы, в любви не везет — почти.

В центре сюжета — живой человек, взрослеющая сирота-приемыш, по счастливой случайности обнаружившая, что она шахматный гений (по сути, очередная, хоть и отдаленная, вариация на типаж 'громадный мозг, но в отношениях что-то не так', к которому принадлежит, например, Шерлок Холмс). Девочка взрослеет под музыку и окруженная бутафорикой давно ушедшей эпохи далекой страны. Привет, Америка, о, где никто из нас не был никогда. Кино-иллюзионисты кино-магией в очередной раз воссоздали историческое прошлое, превратив его в воображаемое экранное настоящее, доступное любому подписчику Netflix в любой момент.

В «центре» атмосферы-настроения — простенькая ненавязчивая мелодия, безмятежная и минорная, которая гармонирует, на мой взгляд, с актрисой Айлой Джонстон лучше, чем с эффектной Аней Тейлор-Джой. Есть в этой мелодии какая-то тихая поэзия.

Никакого особо подробного анализа шахматных игр на экране не происходит. В «Королевском гамбите» выигрыш в игре в шахматы, скорее, — более-менее произвольное оформление сюжета, своего рода символический макгаффин, вместо которого мог быть любой другой: успех гениальной актрисы, ученого и т.д.

9 из 10

19 августа 2021 | 16:34
  • тип рецензии:

Великолепная партия! После просмотра сериала сразу захотелось взять шахматы и партейку-другую сыграть. Отличная история, которая чередует флэшбэки с настоящим временем, постепенно открывая зрителю героиню Аньку-шахматистку. Перед нами успешная, целеустремлённая Элизабет Хармон, чьей судьбе вряд ли можно позавидовать – насыщенные кадры окунают нас уже в гущу событий, демонстрируя взрослую Тейлор-Джой, чтобы спустя несколько минут вернутся к происхождению персонажа.

Каждая серия ознаменует тот или иной аспект жизни юной шахматистки. Благодаря экспозиции, мы знаем, кем будет Элизабет, поэтому определённым предчувствием встречаем на пороге детского дома маленькую рыженькую девочку, закрытую в себе, строгую, странную для окружающих, что станет неотъемлемой чертой гения. Серия вводит и начальную зависимость (не только шахматами), раскрытие способностей девочки, а также создание крепости внутри себя – тихая и закрытая. Когда ты уже знаешь, кем станет Хармон, то с любовью и нежностью встречаешь её первое знакомство с шахматами.

Сюжет проникает во внутренние переживания, мысли, а драма отлично проецируется на развитии интеллекта и открытию для себя настольной игры. Чем грубее и необщительнее становится девочка, тем большее увлечение шахматами настигает зрителя. Смена обстановки, взросление и большая зависимость, выраженная также в свободе, представляют нам уже иную героиню. Отлично подобраны вкусы и взгляды сверстников, сочетания пубертата и различие в оценках ценностей сопровождаются нелёгкой семейной обстановкой. Находчиво шахматы используются как защита от внешнего мира, от проблем. Вместе с тем реалистично взросление девочки отражается по ходу повествования. Мы сталкивается с подростковыми проблемами, женскими особенностями и сносим все запреты, словно отыгрываем королевский гамбит.

Каждое действие девочки, каждое открытие познаётся сквозь призму шахмат. Взрослея, мы переносимся от школьных турниров на государственные и мировые чемпионаты. Прекрасно отражается незнание правил поведения и этикета, но в тоже время безупречные победы на клетчатой доске. Заражает эта атмосфера с быстротой молнии. Второстепенные герои удивляют актёрским составом, а постоянная мания победы всё сильнее и сильнее заражает Элизабет опасностями взрослой жизни.

Трудные пути идут бок о бок с алкоголем, таблетками и стрессом, если обычные девочки следуют шаблону, заводят отношения, строят карьеру, создают семьи, то на фоне их жизни отчётливо видна трудная и застывшая шахматистка. Проблемы зависимостей, потоки славы и финансовое благополучие ведут опасную игру, где поставить мат стоит многого, чем просто сбросить фигуру. В это мгновение в сериал отлично вписывается мужская половина: одни с наилучшими побуждениями, другие с упрёком, третьи с интимом – каждый мужчина, окружающий Хармон, оставляет определённый след, поэтому помимо розыгрыша разных шахматных стратегий, нас ожидают и драма, и мелодрама, и новые аспекты взрослой жизни.

Шахматные партии проносятся несчётное количество раз. На сильных соперниках заостряется внимание. Победы победами, а вот поражения дерзко передают эмоции персонажа. Сериал отражает не только взлёты и победную лестницу, но и падения, причём шахматы – это одно, а вот здоровье – совсем иное. На экране блистала Аня Тейлор-Джой. Девочка сделала этот сериал одним из выдающихся. К удивлению здесь можно встретить Гарри Меллинга, известного по фильмам о Гарри Поттере. Вот уж сюрприз! Также вечно молодой Томас Сэнгстер (Джаред Лето его покусал). Причём роль у парня взрослая, а на вид, будто сыночек взял папины вещи и красуется перед зеркалом.

В целом, сериал очень хорошо описывает шахматные турниры. Помимо карьеры Элизабет мы встречаем соперничество стран, победы и поражения целых держав. Если США раскрывали для нас героиню, вводили её навыки, то СССР показал, как надо играть. Переживания, ажиотаж и непреодолимое чувство любви и преданности в отношении Элизабет, когда на финале пути ты уже видишь, через что прошла девочка, гарантированы. Финальное действие вызывает мурашки от преданности делу и любви к шахматам.

19 августа 2021 | 00:41
  • тип рецензии:

Сериалы, особенно мини-проекты по 8-10 эпизодов серьезно теснят полноформатное кино. И мини-сериал 'Ход королевы' про молодую шахматистку-вундеркинда - не исключение.

Сразу скажу, что мне этот фильм чертовски понравился.

История девочки, которая росла в приюте, училась играть в шахматы в подвале, а по ночам видела на потолке общей спальни шахматные гамбиты - всерьёз цепляет. Конкретно мне временами вспоминалась при просмотре книга Набокова 'Защита Лужина'. Для героини фильма, как и для шекспировского Гамлета, вопрос 'Быть или не быть' в этой жизни, в традиционном спорте мужчин - стоит довольно-таки остро.

Исполнительница главной роли смотрится весьма органично, а эстетика фильма, пропитанная духом 1960-х и 1970-х - выше всяких похвал. стильные съемки, образы и отличная музыка. Каждая серия держит в напряжении.

Мини-сериал 'Ход королевы' подходит в том числе для тех, кто вообще не умеет играть в шахматы.

Русские шахматисты смотрятся в нем живыми людьми, а не машинами по истреблению американцев - и в этом мой отдельный респект авторам.

Не растекаясь мыслями, однозначно - рекомендую этот мини-сериал тем, кто его еще не видел. Спасибо!

03 июня 2021 | 03:59
  • тип рецензии:

Скучноватая рецензия, х-м-м-м...

_

Шахматы являют собой одну из самых простейших игр, на первый взгляд. Чтобы научиться играть, надо просто запомнить, как ходят фигуры, которых не так много. Но вот тактика, математический просчёт ходов на десятки вперёд — это уже другое дело. При этом шахматы куда честнее и прозрачнее любых других игр, здесь сложно смухлевать, обмануть противника. Шахматы куда лучше жизни, той что дана ныне человекам. Ведь жизнь куда сложнее шахмат. Оттого кому-то куда как проще сыграть в шахматы, чем просто жить.

_

Каждому человеку дан минимум один талант. Некогда талантами называли нечто, напоминающее слитки золота, золотые монеты. Кто-то раздаёт их людям при рождении, но тайно порой. Так что не все догадываются об истинной цене своих талантов. Удача в том, чтобы отыскать применение своему таланту. Удача в том, чтобы кто-то, возможно, помог открыть твой талант. Ведь много людей не на своём месте, живут с зарытыми талантами совсем не той жизнью, на которую рассчитывали.

Нашей шахматной королеве повезло. Она на доске жизни ставит всем шахы и маты только так. Интересно, что в вики слово шахматы с персидского переводится как 'шах умер'. Слова, слова... и в них есть слава. Слава и почёт ждут тех не боящихся, что возьмут и применят свой талант, словно талант золота пустят в оборот, чтобы приобрести ещё. И так можно обрести в итоге множество талантов. Талантлив ли я? Не мне судить себя, но ещё одну книгу с рецензиями опубликовал в известном ныне книжном сервисе российском. Другие талантливые люди тоже пишут книги, иные сценарии по книгам, а другие снимают кино и наш мини-сериал. Единственный минус всего этого — это всё выдумка.

В этом сериале много притянутого за уши, много голливудского лоска. Здесь всё выверено, как будто изначально кто-то питался снять кино под Оскара. Но в этом и суть. Суть Оскара и любой другой награды в том, что она отражает все желания человеческие. И тот, кто хочет Оскара (славы, популярности), тот вынужден угождать прихотям и даже похотям людским. Это закон этого мира.

_

Ну, ладно. Что до остального. Музыкальное сопровождение, эстетика, аутентичность, визуальное качество, операторская работа, актёрская — нет претензий. Кстати, по качеству антуража сериал напоминает чем-то Безумцев / Mad Men. Онлайн-кинотеатр Нетфликс тоже норм. Буферизация видео лучше, чем в KP HD, да и интерфейс визуально приятней. В целом же видно, что КиноПоиск многое подсмотрел и скопировал у своих заокеанских коллег, что в принципе хорошо. Жаль, что нельзя сразу к КП прикрутить Нетфликс, хотя не суть. Так и не понял, почему в принципе выстрелил “Ход королевы”. Сериал не то чтобы очень выдающийся. Подобных пруд пруди в сети. Даже не знаю. А КП ведь вполне может снять что-то реальное или выдуманное про отечественную шахматную школу, даже выбрав время действия СССР и прикрутив к сюжету романтику, шпионские страсти и т.п. Хотя и это всё уже было, давно было, словно в предыдущей жизни, предыдущих жизнях. Сколько же талантов я с тех пор заимел... Ах, да. Вот почему всем нравится фильм: в нем везёт тому, кто вроде как уже был обречён на безызвестность и заурядность, но не тут-то было. Наверно, всем, кто не достиг чего-то, этот сериал как бальзам на душу. Но достигает ли человек хоть чего-то, успевает ли хоть что-то до конца партии? Всё однообразно. Никому не интересно. Разбирать ходы досконально будут только профи, люди незаурядного ума. Поэтому это кино, поделённое на серии, в основном интересно в плане развлечения... интересных, занимательных, привлекательных персонажей тут хватает.

13 мая 2021 | 01:47
  • тип рецензии:

На протяжении семи часовых серий мы не просто наблюдаем за историей жизни Бет Хармон, девочки-вундеркинда, осиротевшей в девять лет, — мы проживаем эту жизнь вместе с ней (а что может быть еще важнее в байопике?). Сюжет показывает нам все важнейшие для Бет события, имеющие место со дня гибели ее матери.

Сериал поднимает множество 'взрослых' проблем: наркомания, алкоголизм, родительская ответственность, расизм и определение грани между гениальностью и безумием...

Переживания героини становятся нашими собственными, её утраты — личными. Мы открываем для себя целый мир вместе с ней, по мере ее взросления.

Удивительно то, как интересно и динамично поставлены шахматные партии. Ни один матч не похож на другой, поскольку в первую очередь мы наблюдаем не за передвижениями фигур на доске, а за самими игроками, их эмоциями.

Ане Тейлор-Джой остаётся лишь аплодировать — настолько по-настоящему она отражает чувства своей героини. Другие актёры также подобраны хорошо — их персонажи очень естественно наполняют мир сериала, делают его живым. Чего только стоит игра Томаса Сэнгстера в роли Бенни…

Для меня «Ход королевы» стал эталоном биографического кино. Мини-сериал, кинематографичность которого я буду долго ставить в пример.

Я пребывал и пребываю в восторге от просмотра. Я получил незабываемые эмоции, весь спектр которых даже затрудняюсь описать, но за которыми однозначно захочу вернуться.

10 из 10

10 мая 2021 | 20:02
  • тип рецензии:

Сериал понравился. Посмотрел фактически за один присест. Естественно можно где-то что-то критиковать касаемо зависимости героини Хармон от таблеток что ей давали в приюте. Однако ведь ее подсадили на них сами работники. Она была лишь ребенком. Ну и как следствие под действием этих препаратов у Элизабет открывались 'потолочные шахматы' где она и проделывала все партии и анализировала свои действия в то время как у нее не было доски и фигур под руками. Для меня еще одна положительная сторона это отсутствие в сериале разной пошлости. Сегодня что не посмотри, один разврат. Зачастую даже взрослому человеку не приятно смотреть определенные кадры с излишними подробностями. Тут, в сериале это грамотно показано без лишних подробностей. Так же сторонне, без навязывания, показана тема гомосексуализма. Но это же нетфикс!... Героиню часто становится жалко, ведь когда человек гениален в чем-то и он запирается эмоционально в своем мирке и зачастую одинок, ему сложно строить отношения с другими людьми. Поднимаются разного плана вопросы взаимоотношения между мужчиной и женщиной, женой и мужем. СССР показан тоже 'аккуратно' без намёка на 'облить' тогдашний режим грязью и раскритиковать все подряд. Наоборот, в сериале не один раз повторялись слова касаемо мощнейшей школы шахмат Советского союза. Лично я получил эмоциональное удовольствие от просмотра сериала 'Ход королевы'. Смотреть обязательно. Спасибо нетфиксу за сие творение.

05 апреля 2021 | 18:16
  • тип рецензии:

Привлекая огромные средства и презентуя проекты с участием маститых специалистов, «Netflix» уверенно становится флагманом вещания, распространившим влияние на весь мир. Увы, обратной стороной плодовитости явилась противоречивость результатов: «конвейерная» работа и необходимость следования в фарватере сиюминутных тенденций затрудняют «творческий» подход к делу и поощряют «ремесленничество». Произошёл ли завещанный Гегелем переход количества в качество, мы рассмотрим на примере новой премьеры - «Ход королевы».

Ничто не совершенно, «плюсы»/«минусы» имеются как в каждом аккумуляторе, так и сериале. Начнём мы с недостатков, но не ради смакования просчётов, а для того, чтобы закончить на мажорной ноте. «Ход королевы» этого достоин.

Жанр сериала определяется словосочетанием «спортивная драма», и для затравки проясним, хороши ли успехи «Королевы» в «спорте» и сколь они драматичны.

Стоит признать, что при обилии шахматных фигур и жонглирований терминами, в битву умов авторы нас не погрузили, ограничив лишь созерцанием пластики передвигающих фигуры рук. Раскрыть «вкус» шахмат было бы возможно через совместный со зрителем разбор простенькой игровой ситуации, но «свободный» хронометраж достался сценам алкогольных возлияний. Уже в дебюте сериал дистанцируется от серьёзности: «нецензурные» крики, обсуждение гениталий нужны ровно для того, для чего Пуаро в «Восточном экспрессе» (2017) вступал в навозную кучу – позиционирования начинающегося шоу лентой для самых широких масс, а не чопорным произведением для просмотра с серьёзным лицом. Амбициозные голливудские специалисты, может, и не считают всех своих зрителей идиотами, но в погоне за охватом упускать эту часть аудитории точно не желают. Замена шахмат на другой соревновательный вид (нарды, «дурака») не повлияла бы на восприятие сериала ни в коей мере и обошлась бы без «швов». Это говорит о том, что интеллектуальность шоу является мнимой, и её иллюзия призвана лишь подбадривать эго зрителя заверением его в способности воспринимать не только «поп-культурные» сюжеты. Отмеченная же гроссмейстерами правильность расстановки фигур заметна лишь при «стоп-кадрах», и организована она для незамысловатой рекламной похвалы через этих гроссмейстеров.

Заявление сериала драмой повышает оценочную «планку»: жанр подразумевает наличие значимого конфликта, исследует взаимодействия и развитие центрального персонажа при обязательной реалистичности происходящего. Сценарий «Хода королевы» представляет собой прямолинейный как рельс путь к успеху, трудности которого героиня преодолевает практически без сопротивления. Шахматного конфликта как такового нет, поскольку выбранная манера подачи заведомо отсекает существование шанса оппонента на успех. Нет конфликта и внутриличностного - пагубные пристрастия очаровательной Элизабет и «пороками» то не представляются, что обусловлено архетипом героини: мисс Хармон является типичной «Мэри Сью» - самым умным и способным, положительным независимо от контекста, безальтернативно успешным персонажем только потому что это вот она, и если героиня вдруг ведёт себя неправильно, то, значит, сегодня надо именно так, а победа всё равно будет за нами. Такие герои драматическому произведению не соответствуют.

Взаимоотношения главной героини с окружающими представляют собой «метания», но «поиском себя» их засчитать не получится, поскольку результата этого поиска нам не предъявили. Ситуацию усугубляет жестокость авторов сериала к мужской «свите», участники которой варьируются от тех, к кому нельзя относиться серьёзно, до тех, характер которых наблюдать неприятно. Отношения с родной матерью не «выстрелили», хотя воспоминания из прошлого обманчиво сулили интригу, замешанную на кровном родстве. За что опекунша удостоилась ярлыка «хорошей» - непонятно: интерес к пристрастию падчерицы она проявила лишь после осознания возможности монетизации таланта, на содержании жила разгульно, полезными навыками не обладала, правильные советы давала невпопад. Изображение хорошей родительницы, которая ни за что не ругает и разрешает гулять допоздна, отражает разве что мечты старшеклассников.

«Посыл» произведения оставляет вопросы: финал уверяет в значимости товарищества, но… из сценария это не вытекает, происходит «само собой» - этакий «рояль в кустах». «Благосклонность» же героини к алкоголю и таблеткам и вовсе сеет в неокрепших умах фатальное мнение о реальности достижения интеллектуального успеха вопреки зависимостям или даже благодаря им. Увы, в реальности они, наоборот, рассеивают внимание и разрушают мозг. Об этом заинтересованное не в вашей выживаемости, а в организации красивых сцен шоу не скажет.

Да, при желании, фиксировать «минусы» «Хода королевы» можно со вкусом, но это… впустую убьёт время, поскольку все они настолько обыденны, что их категорическое неприятие заставит вообще отказаться от просмотра каких-либо шоу. Не имея возможности исправить недостатки, обусловленные реалиями индустрии поп-медиа, авторы «Хода» шлифуют типичные голливудские достоинства. Львиная доля успеха достигается харизмой Ани Тейлор-Джой: да, её актёрская компетентность может быть спорной – большую часть времени она отыгрывает надменный «покерфейс», но нельзя отрицать, что взгляд от неё отвести практически невозможно – столь удачно попадание «в роль». Все «технические» аспекты шоу выполнены на высочайшем уровне, что и положено «голливуду». Пока по нашу сторону «Железного Занавеса» творцы десятилетиями спорят относительно собственных «60ых», раскрашивая их в зависимости от своей историко-политической позиции, американцы методично закрепляют «пряничный» образ «града на холме», жители которого даже о жизни на «доллары в неделю» горюют в стерильных особняках. И пусть это сто раз «фантик», идеологически он победоносен, поскольку привлекательным вещам мы склонны верить, и отказаться от них не можем.

Даже оставаясь поверхностным, шахматный лейтмотив для кинематографа оригинален, а оригинальность в нынешнюю пору изобилия - продукт, достойный гурманов. И пусть драматическая линия сериала шаблонна, при свежей теме требовать ещё и свежего сюжета – ныне нескромно. Смелостью Netflix частично компенсировал отсутствие таланта: ранее не сыскавшая успеха картина «Жертвуя пешкой» могла похоронить «экранные» перспективы шахмат, но игра получила второй шанс.

«Ход королевы» обладает побудительным зарядом: автор этих строк и сам параллельно просмотру решил выяснить «как у нас там по части шахмат» (с облегчением узнал, что всё в порядке) и даже спустя годы попробовал сыграть. Тот же эффект, конечно, снизит у несформированных личностей отторжение «изменяющих сознание» веществ, но… «акулы» кинобизнеса нашим генетическим выживанием не озадачены.

Для русскоязычной рецензии не станет предосудительным и прояснить, как в «Ходе королевы» с этими самыми русскими… Позиционирование советского шахматиста финальным противником и округлившиеся глаза соотечественника-вундеркинда при упоминании автокинотеатров приготовили к тому, что мы вновь предстанем средним между туземцами и Дартом Вейдером, но нет! Тоскливо подумалось, что сегодня Запад показал нас лучше, чем мы есть на самом деле. Даже вызывающие недоумение костюмы стюардесс «Аэрофлота» и мальчик, обреченно осведомившийся у элегантной Бет, не желает ли она водки, выглядят скорее иронией над «общепринятым» на западе изображением русских. Уважительное отношение стандартным не станет: чтобы это понять, достаточно сопоставить даты премьеры сериала (23.10.20) и выхода “Netflix” на российский рынок (15.10.20). Но понимание этого не отменяет сериалу «лишнего балла».

За «технику» и аллюзию на оригинальность:

8 из 10

25 марта 2021 | 15:44
  • тип рецензии:

У покорившего Netflix 'Хода королевы' не так много слабых мест.

Если сильно запариться, то можно посетовать на линейный сюжет, приличное количество штампов и довольно стереотипный монтаж. А еще можно разочароваться в кастинге, увидев имена второстепенных героев. Но давайте о плюсах.

1) Шахматы. Ну честно? Шахматы - это скучно. Шахматы - это не по-зумерски. Шахматиста ты уважаешь, но внутренне даже как-то жалеешь. Задумать сериал о шахматах, все равно что выбрать в качестве отпуска Анапу. Красиво, тепло, кому-то даже нравится, но зачем?

Но тут сценаристы удивляют. Они делают главным героем именно ферзя и слона. Движение серий зависит от поведения пешек, а любовные линии развиваются так же неуклюже (прямо как в жизни, да?), как ходит по доске конь.

Этот сериал состоит из клеток. Он очерчивает жизнь героев эндшпилями и дебютами. А недоверчивого по первым порам зрителя убивает гамбитами и сицилианской защитой. К концу второй серии ими уже стыдно не оперировать.

Если из фильма убрать всех и оставить только шахматы, магия не иссякнет. Ведь протагонист останется не тронутым

2) Повестка. Феминистки, сильные женщины, секс, лгбт, расизм - все, как полагается современному кино, на месте. Но вы же не жалуетесь на соль в супе, вас раздражает ее избыток. Авторы не перегибают, а главная героиня оттягивает внимание на себя.

Половину сериала ты зависаешь на гипнотических глазах, а вторую следишь за ненавязчивой сексуальностью Ани Тэйлор-Джой. Девушка становится все ярче, все влекущее, все более обнажающей твой давно прошедший пубертат. А, присмотревшись, понимаешь, что меняются не блузки, каблуки и длина волос, а твое восприятие. Тебя заколдовали, в твоей голове жестоко поселились и изменили само представление о сексуальном. Оказывается, у него, как и у эстетики, нет фронтиры.

3) Коммунизм. Москву тут любят. СССР уважают. А коллективизм превозносят. По ту сторону занавеса тепло и уютно. Хоть и темно. Ровно так же, как в детстве в спальне у бабушки.

Это уже не редкая история для англо-саксонского кино. 'Тру детектив' все три сезона пихал левые идеи, 'Пики блайндерс' увидели в лейбористах и троцкистах зверя куда добрее, чем фашизм. Но здесь поражает другое - авторы не отказываются от стереотипов. Они давят ими с самого начала.

Советский гроссмейстер мрачен, мечтает мигрировать в нормальную жизнь по ту сторону Атлантики, а еще говорит на жестком мутковском рунглише. Русские - странные, иначе же и быть не может. Однако эта странность оказывается чуть ли не идеальным приютом для тех, кто не вписывается в стандарты. Самая срезающая инаковости система выходит в реальности самой свободной (зачеркнуть), удобной (зачеркнуть), готовой принять всех (оставить). А не в этом ли и был пресловутый коммунистический ad fontes.

Сериал точно стоит глянуть. Не обещаю, что он вам понравится. Но точно с вами случатся две вещи. Вы захотите сыграть в шахматы. А еще перед сном вы кинете взгляд на темные своды своей комнаты - вдруг пешка там внезапно сдвинется на е4.

20 марта 2021 | 21:16
  • тип рецензии:

Рано или поздно, но я прихожу ко всем обсуждаемым новинкам кино и сериалов. Так было с Игрой престолов, так будет и с Пацанами (запланировала начать в ближайшее время). Так и стало с Ходом королевы, который был 'на слуху' почти во всех соцсетях и списках лучших сериалов прошлого года. Заинтересовал он меня прежде всего участием Ани Тейлор-Джой (ставшей в 2020м для меня открытием) и, главное, шахматами. А эта игра интригует меня с детства (хоть я так и не научилась в нее играть). Сегодня в праздничный день 8 марта, рассмотрим один из самых интересных сериалов прошедшего года.

1960е годы. Это история сироты Бет Хармон, которая после смерти матери попадает в детский дом, где помимо всего прочего детям выдают транквилизаторы, чтобы делать их послушными. Там же она открывает для себя шахматы и обнаруживает, что игра дается ей очень легко. Днем Бет сбегает с уроков, чтобы играть в шахматы с уборщиком мистером Шейблом, а ночью, приняв накопленные таблетки, играет в шахматы на воображаемой доске на потолке. Проходит время, Бет находит приемную семью и постепенно вступает в мир шахматных турниров, где она достигает невероятных успехов, знакомится, заводит дружбу и близкие отношения с известными игроками-американцами и мечтает победить самых лучших шахматистов в мире - советских гроссмейстеров. Однако вместе с популярностью, возрастает и ее зависимость от алкоголя и таблеток...

Книгу Уолтера Тэвиса, которая и легла в основу сериала, я залпом прочла после просмотра сериала. И сразу стоит отметить, как грамотно сюжет был адаптирован для экранизации. Хотя некоторые моменты добавлены намерено (думаю, нас всех удивит книжная встреча с пиратом), но даже эти сцены воспринимаешь, словно они были в оригинальной истории, просто их не описали… А такое удается не каждой адаптации.

Теперь о самом сюжете — никогда не думала, что можно настолько захватывающе рассказать о шахматах. Ведь это игра вдумчивая, размеренная, длится не один час и порой не один день. Но здесь мы и узнаем много нового — шахматные термины, названия ходов и комбинаций, разбор партий, что даже захотелось самостоятельно все это изучить — а также, во все глаза смотрим за шахматной партией героев, запоздало вспоминая, что шахматы это тоже вид спорта, а спорт это всегда увлекательно. А если исключить шахматы, то получится роман воспитания, история взросления и формирования личности у молодой девушки с непростой судьбой, преодолевающей всевозможные жизненные препятствия - такие драматические истории меня всегда притягивали.

В 2020 году я открыла для себя очень талантливую молодую актрису Аню Тейлор-Джой, увидев ее фильме Эмма., после чего я осталась в полном восторге от ее игры. И здесь, ее талант раскрывается в полной мере. Элизабет Хармон - девушка, которая провела детство с нестабильной матерью, часть юношеских лет в мрачном детском доме, где ее подсадили на таблетки, а часть - в приемной семье, где ей не сразу удалось найти общий язык с новыми родителям. Благодаря всему этому Бет привыкла рассчитывать только на себя и на свои силы, ни у кого не прося помощи. Это уже делает ее интересной героиней. А когда раскрывается ее необыкновенный шахматный талант, то от Бет просто невозможно отвести взгляд. И не только как она растет как шахматистка, обыгрывая одного игрока за другим, но и как она трансформируется из неулыбчивого подростка в очаровательную молодую девушку, которая привлекает внимание каждого. Аня играет просто бесподобно, и когда рассказывает о своей любви к шахматам, и когда изучает шахматную доску своими выразительными карими глазами, как на турнирах, так и на потолке, и даже когда пытается справиться с неудачами, принимая таблетки, выпивая несколько бутылок вино и уходя в загул, и когда готовится к самому важному матчу в своей жизни — с советским гроссмейстером Богровым.

Следующий, кто стал для меня своеобразным открытием - это Томас Броди-Сангстер, сыгравший чемпиона США по шахматам Бенни Уоттса, бывший сначала соперником, а затем и наставником Бет. Впервые видела его в подобной роли и была в восторге - в эффектной ковбойской шляпе, кожаном плаще, с ножом на поясе и озорным взглядом, знающий себе цену, притягательный, уверенный в себе, который знает о шахматах все и даже больше. Действительно Король мира шахмат, пока не его пути не возникает Бет. И думаю, что смогу выразить общее мнение - нам всем очень нравятся его волосы...

Все актеры были шикарны: Мариэль Хеллер - Альма Уитли, приемная мать Бет, которая постепенно становится для нее настоящей матерью, путешествует с ней на турниры, пытается понять эту сложную игру, поддерживает дочь и дает немало ценных жизненных советов; Гарри Меллинг - Гарри Белтик, талантливый шахматист и чемпион Кентукки, жизнь которого в корне меняется после партии с Бет Хармон; Билл Кэмп - мрачный и неразговорчивый уборщик мистер Шейбл, ставший первым учителем Бет; Джейкоб Форчун-Ллойд - шахматист, затем фотограф Таунс, чьего имени мы так и не узнаем, но точно будем им очарованы; Мозес Инграм - бесцеремонная и острая на язык Джолин, подруга Бет по приюту.

В итоге - мы имеем наверное один из лучших мини-сериалов от Нетфликс за все время. Я понимала, что Ход королевы мне скорее всего понравятся, но не ожидала, что он увлечет меня настолько. Уже пересмотрела его раза 3, и перечитала книгу столько же раз. Всерьез задумала о пополнении шахматных знаний. С нетерпением жду новых проектов от актеров. И радуюсь каждой заслуженной победе сериала на всевозможных премиях.

10 из 10

Приятного просмотра!

Поздравляю с Международным женским днем!

08 марта 2021 | 20:53
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: