«Мне ничего не хочется, только пить» — говорит главная героиня этого сериала, Элизабет Хармон. На минуточку, у Бет Хармон есть мужчины, слава, деньги, шмотки, путешествия, друзья и это ещё не полный список всего, чего она достигла в своем юном возрасте. Так почему же она так недовольна жизнью, почему она постоянно жалуется? Пожалуй, всему виною эгоизм.
Именно такой я и запомнила главную героиню — на протяжении всего сериала она лишь раздражала и думала только о себе. Успешному успеху девушки просто не веришь, потому что она кроме своей способности отлично играть в шахматы ничего из себя не представляет. Она легкомысленная, очень зависимая от алкоголя и препаратов. Единственное, что ее может заинтересовать в мужчинах — это их сами знаете какой орган. Все мысли Бет сводятся к шахматам, больше никаких интересов и предпочтений она не имеет. А ведь говорят, что шахматисты очень умны, а ещё они почти всегда мыслят рационально и умеют включать голову в сложных жизненных ситуациях. К Бет это совершено не относится. Любые проблемы она решает алкоголем и таблетками. Более того — кажется, что половину успеха ей и обеспечили те самые волшебные таблетки.
Главная героиня хочет победить Василия Боргова, сильнейшего игрока, чемпиона мира по шахматам. Еще раз подчеркну, что у Бет уже есть всё, чего только можно пожелать (а чего нет, то можно купить за деньги). Так зачем ей победа ради победы? Она и так уже известна. Ее фото печатают в журналах, она богата и всё у нее в шоколаде. Ее амбиции быть лучшей из лучших должны быть хоть чем-то подкреплены, но сериал не дает нам этих подкреплений.
Все люди, которые на протяжении сериала поддерживали Бет, конечно, вызывают уважение, но не припомню, чтобы хоть кому-то наша гуру шахмат ответила благодарностью. Она принимает помощь как данность — разве можно после этого ей сочувствовать или радоваться за нее? Единственный человек, который в одном из эпизодов вызвал у вечно угрюмой Бет эмоции — это мистер Шейбел.
Очень хорош был Гарри Меллинг, который играл не то любовника, не то друга главной героини. Возможно, если бы Элизабет думала не только о себе любимой, она бы разглядела, какой мужчина был рядом с ней в трудное для нее время. Но увы — в мыслях, как обычно, у нее лишь шахматы, алкоголь и случайные связи, о какой-то ее трансформации не идет и речи. Бет как была в детстве странной девчонкой, повернутой на шахматах, так она ею и осталась.
Мне не захотелось начать играть в шахматы после просмотра этого сериала. Возможно, всему виною то, что после первых двух серий сюжет сводится лишь к многочисленным турнирам и победам героини. На это скучно смотреть — никакой тебе драмы, никаких поражений — всё чинно и гладко, просто и легко. Это невозможно себе представить в реальной жизни, ведь победы и достижения в крупных соревнованиях почти никогда не достаются вот так, как будто тебе их на золотом блюде преподнесли.
Есть ли у сериала плюсы? Конечно: бодрое начало, парочка хороших песен, красотка Аня Тейлор-Джой и безупречная визуальная картинка. Хватает на
4 из 10
Если бы Бет была мужчиной, этот сериал не был бы даже снят, либо провалился бы в прокате из-за своей заурядности.
Сериал 'Ход королевы' (2020) - настоящий подарок не только для широкой аудитории, но и для профессионалов шахматного мира. Этот проект Netflix сыграл значительную роль в популяризации шахмат, привлекая внимание миллионов зрителей к этой интеллектуальной игре.
История Бет Хармон, талантливой девушки, пробивающейся к вершинам шахматного мира, вдохновила многих заняться шахматами. Благодаря сериалу, многие тренеры, включая меня (Мастер ФИДЕ), отмечают возросший интерес к шахматам среди учеников.
Актриса Аня Тейлор-Джой, исполнившая роль Бет, сыграла ключевую роль в успехе сериала. Её героиня демонстрирует не только мастерство игры, но и сложность пути к успеху, столкновение с личными демонами и борьбу за самоутверждение в мире, где женщины-шахматисты - редкость.
Сериал поражает вниманием к деталям: от верности шахматных партий до исторически точной атмосферы эпохи. Это делает его интересным не только для любителей, но и для профессиональных шахматистов.
'Ход королевы' не просто развлекательное шоу, это сериал, который поднимает важные социальные вопросы - от зависимостей до женского равноправия. Он вдохновляет, заставляет задуматься и, безусловно, заслуживает внимания как шахматной общественности, так и широкой публики.
В заключение, 'Ход королевы' - это не просто шахматная драма, это история о силе воли, упорстве и стремлении к победе, которая найдет отклик в сердцах многих, в том числе и профессионалов.
К шахматам как к виду спорта отношение у меня неоднозначное. Скажи «спорт» и представляется что-то динамичное, напряженное, требующее выносливости и силы духа. Стоп. А разве не про шахматы это все как раз?
Мини-сериал «Ход королевы», вышедший в 2020 году по заказу Netflix, стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы заглянуть в мир шахмат и убедиться, что спорт — это не только мышцы, скорость и сила. Это еще и умение вовремя собраться с мыслями, сжать волю в кулак и твердо идти к цели.
Сюжет достаточно прост. 9-летняя Бет Хармон, чудом выжившая в автомобильной аварии, которую спровоцировала ее истеричная мать, оказывается в приюте. Там она знакомится с другими детьми, учителями и случайно замечает сторожа, играющего в одиночку в шахматы.
Заинтересовавшись, Бет просит обучить ее этой необычной игре. Как это было принято в то время, в приюте детей побуждают принимать психотропные лекарства. Таблетки проявляют в Бет невероятные способности, но вместе с тем вызывают зависимость. Юного гения вскоре удочеряют и начинается история успеха великой шахматистки.
Удивительно, но такая незамысловатая сюжетная линия цепляет с первой серии. Хотя события можно было бы уложить в двухчасовой фильм, смотреть совершенно не скучно. Аня Тейлор-Джой, исполняющая роль Бет, не отличается экспрессией. Однако в этом и была задумка. Весь сериал – не что иное, как шахматная партия, а юная Бет – это пешка, которой суждено стать ферзем. Тейлор-Джой мастерски подчеркивает кукольность своего персонажа, ведь ей, словно шахматной фигуре, предстоит пройти нелегкий путь к успеху, поэтому хладнокровие – ее неизменный спутник, а лишние эмоции – ее враг.
На мой взгляд, оказалась не раскрыта тема самого становления шахматистки, не показано, что ей пришлось много трудиться, тренироваться. Нам показывают, что Бет прочитала почти всю имеющуюся литературу о шахматах, но складывается впечатление, что для нее что книгу прочитать, что многочасовую партию сыграть – легче легкого. А проигрывает Бет только тем, кого обязательно обыграет в следующий раз. Такая безапелляционная непобедимость в стиле Гарри Поттера отбрасывает тень предсказуемости на сюжет. Но тем не менее хочется смотреть дальше.
Прямолинейность событий, непобедимость главной героини, односторонность других персонажей, казалось бы, должны разочаровать зрителя, искушенного остросюжетными сериалами. А вот и нет. Интересно наблюдать за развитием личности главной героини, а именно как хладнокровная и расчетливая шахматистка учится быть еще и человеком, с чувствами и эмоциями. Эдакий Шелдон Купер из «Теории большого взрыва», гениальный интроверт, не умеющий дружить и любить. Тема появления человеческих качеств у гения очень популярна сейчас и привлекает внимание зрителя не меньше, чем в свое время будоражила сознание идея «А что будет, если вдруг роботы научатся любить?».
Отдельное спасибо за то, что зависимость от наркотических средств не показана в той мере, в какой в последнее время любят обрушивать на неподготовленного российского зрителя американские киноделы (например, как в нашумевшем сериале «Эйфория»). Синие таблетки здесь служат скорее суррогатом души главной героини. Пока в ее венах течет кровь, подкрашенная синим веществом, в ее жизни нет места любви и привязанности. Как только Бет оказывается готова открыть свое сердце другим людям, таблетки ей больше не нужны. И тогда галлюцинации, подсказывающие ей исход партии, появляются на потолке впервые без транквилизаторов.
Окончательно героиня перерождается, когда выходит в своем белоснежном наряде к простым людям, улыбается им, ей пожимают руки, обнимают, выражают восхищение. Ее приняли, а значит, можно, наконец, принять себя и самой. Особенно приятно, что эти люди – русские.
Это история одной женщины в мужском спорте, показанная эстетично и толерантно, не делая упор ни на политическом, ни на феминистском настрое. Так и должно быть, потому что спорт не поддается никаким волнениям. Шахматы есть спорт, а значит только выше, быстрее и сильнее!
Всем самым важным вещам в жизни она научилась в полном одиночестве
Смотреть или не смотреть - вот в чем вопрос. Словом, я очень долго не решалась посмотреть этот сериал. Много положительных отзывов, и много хейта этих же отзывов. И все же я решилась, и не пожалела.
История о гениальной девочке - подростке, которая вторглась на территорию мужчин - шахматы. В то время, как ее сверстницы играют в куклы, поют в хоре или обсуждают мальчиков - Бет штурмует шахматные высоты.
Книгу я не читала (но планирую), поэтому не могу в полной мере оценить 'Ход королевы' как экранизацию, поэтому буду оценивать саму концепцию, игру актеров и саму картинку.
Концепция - девочка после смерти мамы попадает в сиротский приют, где существуют довольно странные правила (хотя для того времени поить детей транквилизаторами было нормой). Бет приспосабливается ничего не делая для этого - просто наблюдает и принимает помощь окружающих. Все течет своим чередом, но по стечению обстоятельств девочка замечает, как сторож играет в какую-то интересную игру. И тут понеслось...
Словом, довольно стандартная история в духе: сиротка -> неприятности -> что-то, что заинтересовывает (шахматы) -> получение сверхспособностей (здесь эту роль берут на себя транквилизаторы) -> обучение -> тернистый путь -> достижение вершины -> появление главного Босса -> победа.
Сюжет вроде не замысловатый. Но сама философия сериала (особенно в концовке) - 10/10.
Игра актеров - Томас Сэнгстер, Гарри Меллинг, Аня Тейлор-Джой - именно на этой троице хочется сделать акцент.
Томас Сэнгстер - его персонаж вызвал у меня отторжение. И потом я поняла, что так и должно было произойти - из отторжения постепенно зритель переходит к симпатии к персонажу. Считаю, что Томас отлично справился с задачей.
Гарри Меллинг - его персонаж менее раскрыт, но тем не менее не могу не выделить его прогресс (субъективное мнение).
Аня Тейлор-Джой - ранее я не сталкивалась с ее работами, но здесь она меня покорила. Выдержать стиль, характер, показать все сложные внутренние переживания Бет было не просто, но я считаю, что актриса справилась на 100%
Картинка - это особая любовь. В кадре прекрасно просто все - начиная от образов персонажей, заканчивая обстановкой в кадре. Восторг.
Из недостатков - иногда нить повествования ускользала, перескоки с одного турнира на другой были несколько смятыми. Полагаю, тем кто читал книгу было проще ориентироваться.
В целом - сериал очень приятен глазу, заставляет в итоге задуматься над несколькими важными для каждого человека вопросами. Каждый найдет свой. Рекомендую к просмотру.
Я весьма банально разделю сериал на плюсы и минусы:
Плюсы:
- потрясающее качество 'картинки'. Да, уже 2023 год, казалось бы, что тут удивительного, но я не один раз отмечала, какое четкое изображение, какой замечательный контраст, насыщенность цветов, а где-то, наоборот, их приглушенность, что тоже очень кстати
- декорации. Да, были помарки, особенно в 7 серии с СССР, но в целом удалось передать атмосферу 60-ых годов.
- игра актеров. Не путаем сценарий и игру. Актеры заучивали и играли то, что им давали, а отыграли они хорошо. И многим не понравился персонаж Бенни Уотс в плане одежды, а мне, наоборот, зашел. Почему чемпион - это обязательно строгий костюм?
- хорошо передали момент взросления, она ведь 2 раза проигрывала Богрову, но она сама была неуверенной в своих силах. В финале показали, как Хармон морально выросла и готова идти до конца.
- продолжительность сериала. Всего 7 серий, но все ёмко, четко, все успели передать.
Минусы:
- почему, почему всегда положительный персонаж/гений ступает на дорожку таблеток, алкоголя, наркоты и тд? Почему только 1 путь?
- сразу же, далее возникает недоумение: ну ладно, пьет человек, много пьет, многое потерял. Но буквально спустя несколько дней она идет на соревнования, чемпионат и всех (ну или почти всех) разбивает. А если более реально посмотреть на вещи? Действительно ли с таким образом жизни будет всего 3 поражения за 11 лет участия в соревнованиях?
- не понравился момент с СССР. 'Скажи им, что побывав в России, ты радуешься, что ты американка'. Попахивает жестким национализмом. И в чемпионате было столько игроков из СССР (самый главный фаворит, конечно же, Боргов), а вся толпа русских болеет за американку Хармон. Ну нет, ребят, не верю.
- ну и чувствуются 'штрихи' Нетфликс. Уже глаза закатывать хочется.
- да, еще главная героиня спит со всеми, но они все друзья между собой, все ее поддерживают, бегают за ней, когда она ведет с ними холодно и надменно...на мой взгляд, тоже притянуто за уши, в реальности попробуйте, поэкспериментируйте так с людьми. Вряд ли что-то хорошее из этого выйдет.
5 из 10
Нет вот этого эффекта 'вау, какой шикарный сериал', поэтому повторно смотреть его не хочется уж точно. Но и нет того ощущения, что время потрачено впустую, есть хорошие моменты все-таки.
История знает множество примеров людей, а возможно, кто-то встречал их в реальной жизни, которые обладают удивительными талантами в той или иной сфере деятельности, будь то спорт, наука или искусство, однако в их частной жизни происходит полная катастрофа. Зачастую такие люди очень рано уходят из жизни, кто-то по естественным причинам, а кто-то даже прикладывает к этому руку. Проблемы таких людей порой зиждутся в их далеком прошлом, которое они упорно не могут отпустить, загоняя себя в глубокую яму в настоящем. В подобной ситуации оказывается главная героиня драматического мини-сериала «Ход королевы».
Синопсис Бет Хармон – настоящий шахмотный вундеркинд, которая в молодом возрасте достигла невиданных высот в шахматном спорте не только в стране, но и мире. Еще более удивительная история её жизни, поскольку её прошлому не позавидуешь. В детском возрасте она потеряла мать в автокатастрофе, после чего её определили в сиротский приют, где она познакомилась с уборщиком мистером Шейбелом, который и связал её жизнь с шахматами. Однако на протяжении долгих лет Бет страдала алкогольной и наркотической зависимостью, считая, что только так она сможет одерживать победы, не понимая, что истинные причина находятся гораздо глубже.
Игра актёров Сериал отличает разношерстный и при этом талантливый актерский состав. Конечно, в первую очередь хочется отметить Аню Тейлор-Джой в роли Бет Хармон, шахматного вундеркинда, которая с самого детства выковала в себе железный характер и умение постоять за себя не только на шахматной доске, но и в реальной жизни. Однако на деле всё это оказывается лишь очень твердая скорлупа, за которой скрывается глубоко травмированная душа, которая просто нуждается в любви и надежде. Также я бы отметил Билла Кэмпа в роли мистера Шейбела, на первый взгляд неприветливого и грубого сторожа сиротского приюта, который оказывается первым человеком в жизни Бет, который не только увидел в ней потенциал, но поспособствовал его раскрытию в будущем. Ну и нельзя не упомянуть Моусес Ингрэм в роли Джоллин, подруги Бет по сиротскому приюту, которая еще вернется спустя несколько лет и которая окажется одним из немногих людей, кто поймет, в какой именно помощи нуждается Бет и как настоящий друг сделает всё возможное, чтобы эту помощь оказать.
Режиссура У сериала, конечно, очень сильная режиссерская работа. «Ход королевы» больше воспринимается как очень длинный фильм, чем как сериал, поскольку снят он очень динамично, при этом каждая серия органично перетекает из одной в другую. Очень понравилось, как в сериале гармонично уживается спортивная и психологическая тематика. Здесь нет акцента на сложной шахматной казуистике, как это делают многие спортивные драмы, когда зритель слышит целое множество терминов и понятий, не понимая, а что собственно происходит на экране. Но здесь это показано таким образом, что ты действительно увлекаешься всей этой историей, и самому хочется вспомнить правила. При этом очень проникновенно показан внутренний мир главной героини. По факту шахматы становятся главным ключом к открытию тех тайн и загадок, которые долгие годы сидели в Бет и терзали её изнутри, заставляя погашать эту боль при помощи наркотиков и алкоголя. Очень понравилось, как было показано то, как Бет выходит из этого состояния, как, наконец, обретает внутреннюю гармонию и покой.
Сценарий Каждая серия представляет собой определенный этап в жизни Бет. Сам сериал приоткрывается эпизодом, в котором Бет, полуголая и с похмелья, просыпается в ванне от стука в её номер в гостинице в Париже. Становится понятно, что девушка проспала важнейший турнир в её жизни. Здесь возникает логичный вопрос, а как она дошла до такой жизни. И вот последовательно в каждой серии показывается постепенный взлет карьеры молодого шахматного вундеркинда. Так, в первой серии в Бет только выявляются её скрытые таланты. Кажется, что шахматы становятся её единственной отдушиной в скучной и грустной жизни. Но вот во второй серии её удочеряют, и с этого момента начинается новый этап в жизни девушки. Она решает участвовать в городских турнирах, и вот месяцы спустя Бет выходит на региональный, затем на федеральный, а потом международный уровень. Конечно, параллельно героиня взрослеет, познает свою сексуальность, старается жить как все молодые люди, но ей это не доставляет удовольствие, как шахматы, которые становятся её подлинной страстью. В каждой серии героиня растет, развивается, а соперников, с которыми она ранее не могла потягаться, она разбивает в пух и прах, становясь лучшей версией самой себя. Но чем выше Бет поднимается, тем сильнее и отчетливее становится та внутренняя боль из далекого прошлого, которое ей предстоит, наконец-то, взять и отпустить.
Итог «Ход королевы» - действительно, оказался очень сильным и достойным сериалом, в котором гармонично сочетаются спортивная и психологическая драма. При всём обилии происходящих в нем событий он ничуть не кажется затянутым, а напротив, заставляет прильнуть к экрану и с таким же волнением, как у главной героини, ожидать следующего хода в этой напряженной шахматной партии, которую Бет вынуждена играть не только буквально, но и фигурально. В общем, настоятельно рекомендую к просмотру.
Хороший сериал, незасуженно переоцененный на момент выхода
Играть в шахматы с 5 лет - похвально. Стать наркоманом в 5 лет - сомнительно. Но, если одно другому не мешает, то может получится неплохой сериал о борьбе с зависимостью от таблеток и алкоголя, которую зачастую главная героиня проигрывает.
Однако сюжет меня не впечатлил, но это, вероятно, из-за моих завышенных ожиданий. Все происходящее предсказуемо и банально. На фоне серости сюжета выделяется визуал, сериал отлично переносит вас в атмосферу 60-х благодаря гриму, прическам и костюмам. Также приятно, что несмотря на присутствие в сюжете СССР, 'клюквы' практически нет.
И если Аня Тейлор-Джой хороша, то из-за сильного непопадания в каст все сцены с Томасом Сангстером, одним из важных второстепенных персонажей, выглядят неправдоподобно. Как будто он взял шляпу и плащ у папы, а усы купил в магазине приколов.
Шахматная доска — это мир, фигуры — явления вселенной, правила игры — то, что мы называем законами природы.
Сериал не плохой, единственное до чего я могу докопаться в серьёз, это наркотики, они не так работают и в целом не слышал о том, чтобы знаменитые шахматисты ими увлекались. Алкоголь и наркотики здесь исключительно для драмы и создания конфликтов, хотя конечно их добавления в сюжет было вполне органичным и постепенным, но шахматам они здесь скорее противоречат, чем помогают.
Политика. Можно, конечно, пожаловаться на клюкву, но я бы не стал. В сериале шахматисты из разных стран были показаны достойно, то бишь нет какого-то очернения одних и осветления других. В политическом смысле мораль скорее, что люди – хорошие, власти - плохие, причём как в СССР, так и в США, просто по-разному. Феминистического кринжа тоже немного было, может у меня был не правленый перевод, но я до сих пор не понимаю как кадык может мешать играть в шахматы, однако это в общем не проблема. Если обобщить, политический и религиозный контекст следующий: кто-то хочет к шахматам приплести что-то, Хармон просто хочет играть, поэтому сразу всё отплетает.
Экзистенциальная философия. То что персонажи не хорошие и не плохие это в современном повествовании не редкость, но в данном сериале это на неком другом уровне, герои делают поступки, которые похожи на клише и в других драмах привели бы к соответствующему плачевному результату, однако здесь результат не всегда оказывается таким, что сильно расширяет мораль произведения, однако так конечно же происходит не со всеми сюжетными линиями, и стандартных развязок вполне хватает.
Мне сложно сказать про шахматную составляющую с уверенностью, ибо сам я в шахматах меньше чем любитель, но если верить моему знакомому, партии здесь довольно продуманные, и взяты из настоящих игр. В прочем это логично, ибо консультант у этого сериала сам Гари Каспаров. Однако было несколько ляпов, когда игра продолжалась не с того места, где останавливалась.
Я читал отзывы что это сказка для маленьких девочек, может и так, но это не является чем-то плохим. Взрослым часто очень не хватает сказок для маленьких девочек, и 8.3 у сериала отлично доказывает это.
В заключении скажу, что данный сериал, уважая шахматы, сам становится шахматной доской, где люди как фигуры двигаясь по своим правилам разыгрывают разные дебюты, за одними из которых интересно наблюдать, другие кажутся стандартными или скучными, но все дебюты переходят в миттельшпили, все миттельшпили в эндшпили, и в конце всё переходит к одному из трёх результатов, который не делает саму игру скучной или не достойной просмотра.
Творчество и психоз часто идут рука об руку. Или, если на то пошло, гениальность и безумие.
Ход королевы - мини-сериал от Netflix, основанный на одноименном романе. Самое главное, что хочется сказать, этот сериал - семичасовое эстетическое удовольствие. Сочетание сочной цветовой гаммы, преимущественно теплых оттенков, подрбранно идеально под каждую серию и под каждую сцену. Картинка и цвет являются здесь такими же рассказчиками, как и сам сюжет, передавая внутреннее состояние персонажей и настроение в кадре. Монтаж и операторская работа на высшем уровне. Вряд ли кто-то будет спорить, что нужно быть мастером своего дела, дабы суметь так интересно и динамично передать игру в шахматы. Особенно хочется выделить воображаемую игру на потолке - небольшой визуальный эффект, который безумно красиво передал работу гениального мозга героини.
Некоторые, возможно, осудят сериал за 'романтизацию' таблеток и алкоголя, но как по мне, линия деградации и упадка очень хорошо передана на экране, вызывая скорее отторжение. Безусловно, авторы передают негативные последствия такой зависимости эстетично, но чувство отвращения и тревоги не перекроешь никакой красивой картинкой. Потому романтизацию здесь увидит лишь тот, кто сам того захочет.
Основные персонажи проработаны хорошо, актеры справились на все сто. Каждому веришь, каждый вызывает спектр различных эмоций, словно смотришь на реального человека, нет эффекта какой-то нереальности или наигранности. От некоторых сцен улыбка до ушей, некоторые доводят до слез, происходящему веришь и искренне переживаешь.
К основной теме сериала подошли с максимальной ответственностью. О визуальной передаче игр я уже говорила, но не могу отметить насколько с уважением подошли создатели к самим партиям. Все, что мы видим на экране - воспроизведение реальных игр, которые наизусть заучивали актеры перед отыгрыванием сцены. Не являясь фанатом шахмат, а лишь скромным любителем, невозможно было оторвать взгляд от происходящего. Есть вероятность, что профессионал заметит ошибки и неточности, но для рядового зрителя все выполнено на высоком уровне.
Особенно хочется отметить то, что могут оценить зрители, смотрящие в оригинале, - язык. В сериале, помимо английского, фигурируют французский, испанский и русский. Последнему уделено особое внимание. Актер, исполняющий Боргова говорит с очень лёгким акцентом (скорее всего из-за польского происхождения), остальные же прекрасно говорят на русском. Полагаю, приглашали именно русскоязычных актёров, за что огромный плюс сериалу за такое внимание к деталям. Даже надписи все правильные и без какой-нибудь болгарской отсебятины.
Казалось бы, очень трудно снять такое количество шахматных партий, держа зрителя в напряжении, но у них это получилось. Каждую партию искренне испытываешь интерес и волнение, словно сам сидишь за шахматной доской. Герои все хорошо прописаны, видимо бережно переносились из книги в сценарий, актеры прекрасны, особенно Аня Тейлор-Джой. Ещё очень хочу отметить актрису Айлу Джонстон, играющую юную Бет. Девочка прекрасно справилась с ролью, чувствуется харизма и отдача. Надеюсь, в будущем у нее появятся новые роли. Визуал сериала такой красивый и вкусный, до боли обидно, что наш мир нельзя подвергнуть столь шикарной цветовой обработке. Бережное отношение к языкам, нарядам и атмосфере 60-х читается в каждом кадре. Сериал достоин быть рекомендованым каждому к просмотру.
Очень интересно было смотреть за становлением человека гением (хоть и вымышленного) и его признанием. Сериал акцентирует внимание не только на целеустремлённости героини и её способностях, но и рассказывает о красоте шахматных игр. Также затрагивается и обратная сторона гениев, с какими проблемами они сталкиваются.
Актёры и их амплуа здорово передают атмосферу, вносят яркие краски в повествование о пути Бет. И они не чувствуются, как какие-то второстепенные, нужные для заполнения кадра и пустых мест. Здесь чувствуется их влияние на её жизнь, взгляды. Музыка ненавязчивая, и, как мне показалось, хорошо подчёркивает настроение героини и ситуации.
Главная, пожалуй, заслуга сериала, что он стал интересным не только для людей, играющих в шахматы, побудил интерес к игре. В этом я думаю и есть сила в целом кинематографа и этого сериала. Показать, что шахматы доступны всем, их красоту. И как целеустремлённость порой помогает свернуть горы, и как легко на этом пути оступиться, потерять голову и упасть в пропасть (привет Бобби Фишеру).