Чиновник из мэрии маленького городка, угрюмый мужчина средних лет по фамилии Терехов, находится в стадии кризиса: любовница внезапно пытается самоубиться путем попадания на первый этаж с крыши без использования лифта, повреждает чужое авто, но остается в живых; мать прикована к кровати и еле дышит, так что о месте на кладбище нужно позаботиться заранее; бывшая жена требует алименты, горожане устраивают митинги и, конечно же, прочие провокации, а шофер ругает гастарбайтеров. И хотя на календаре воскресенье, Терехову отдохнуть не удастся, поскольку настроение накануне подпортил еще один неприятный сюрприз – анонимная записка, содержащая короткую и простую фразу «ты скоро умрешь».
То, что в «Нашей Раше» дела давно уже обстоят не слишком радостно, факт, прямо скажем, не новый и режиссёры в большинстве случаев упорно продолжают строить свои артхаусные проекты на этой пессимистичной теме. Тут самое главное не просто мазать всё чёрными красками, а объективно критиковать, находить светлое и думать, куда и как все может двигаться, иначе кино рискует завалиться в банальную беспросветную чернуху – даже такой яркий художник, как Андрей Звягинцев, допускал в своем знаменитом «Левиафане» изрядную порцию «толстоты». К сожалению, этой ошибочной тенденции поддалась и Светлана Проскурина, некогда принимавшая участие в написании сценария к «Русскому ковчегу» Сокурова и боровшаяся за Золотого льва Венецианского кинофестиваля со своей картиной «Удаленный доступ».
Хотя в сюжет вводится довольно интригующий макгаффин в виде таинственной записки, Проскуриной он не используется никак - это лишь вялый намек на то, что Терехова не ждет ничего хорошего, как, впрочем, и зрителя. И дело даже не в том, что для режиссера в стране плохо абсолютно всё, и чиновники, и простые люди, и ежеминутное существование, наполненное злостью, тупостью и агрессией, а в том, что каких-то конкретных и чётко сформулированных претензий к отечественной действительности у неё предъявить не получается. Показывать, что народ потерял смысл жизни, везде нужны взятки, а граждане помешались на деньгах и ненависти друг к другу – как-то маловато для полноценной социальной сатиры и хлёсткой критики при отсутствии многопланового подхода и более искусного изучения конфликтов. Зато в своём постоянном сгущении красок Проскурина умудряется выставить неадекватами защитников вырубаемых по всей стране парков и, что самое противное, сотрудников волонтерского поискового отряда, чья деятельность, по её словам, фактически лишена смысла, а люди, в нем работающие, так и вовсе плевали на судьбы искомых детей – а ведь Звягинцев не случайно продемонстрировал в «Нелюбви» работу волонтеров с такой тщательностью, дабы показать, что приговор выносить всему обществу еще рано (зато у Проскуриной четко обозначено, что чиновники – тоже люди).
Что же касается атмосферы и актерской игры, то и эти компоненты выходят под стать отстраненной, зависшей на одной эмоции (а именно вялотекущая тоска и перманентный экзистенциальный кризис) повествовательной манере, а добрая половина персонажей, как и сюжетные линии, с ними связанные, остаются оборванными нитями, жертвами ложной авторской недосказанности, когда считалось, что их образы сами по себе окажутся многозначительными. Но по факту Проскуриной с их помощью больше нечего сказать, кроме жирного намека, что мы тут с вами все настоящие сволочи и вообще скоро умрем.
В Российской Федерации есть особая когорта режиссеров, возглавляет которую лауреат кинопремий Звягинцев, которая за киноискусство считает погружение всего вокруг в смрад и ужас. Чем больше, но тоньше измазана фекалиями реальность, тем кино ближе к шедевру! Люди в этом сообществе 'высокого полёта' и с тонким чувством прекрасного, поэтому и погружать всё в уныние нужно тонко, аккуратно и красиво через реплики, взгляды, движения или отдельные сцены!
Если бы я оценивал данный фильм именно как любитель 'Нелюбви', 'Левиафана' и подобного, то я бы присудил высшую награду данному фильму. Поскольку фильм за 1:22 успевает совершить титаническую работу, ввести и быстро вывести из сюжета множество героев, поставить каждого из них в специфическую ситуацию, где он с головой ныряет в свой особенный нужник.
Данная кинокартина, как и 'Левиафан', для меня сравнима с комиксами Марвел, поскольку в ней всё также гипертрофировано и нереально, случается в один момент и с одним человеком всё то, что произойти одномоментно не могло с высочайшей долей вероятности, однако именно это создает 'вау-эффект', что комиксам, что подобным драмам!
Почему я ставлю именно 'Воскресенье' на пьедестал драм 'звягинцевского' типа!? Главный герой фильма имеет четкую, читаемую дугу характера которая, во-первых имеет явно сложное строение, он не 'черно-белый', во-вторых дуга характера претерпевает изменения к концу фильма, чего не случается с героями 'слабых' фильмов данного жанра, дуги характера нет в вышеупомянутых кинокартинах.
Отдельно я бы отметил прекрасную работу операторского состава, что снова роднит для меня этот фильм с Звягинцевым и его 'Нельбовью', отличные ракурсы, красивое чередование планов, приятные цвета в кадре, хороший выбор оптики для разных ситуаций и создания нужной глубины - любо-дорого смотреть!
У фильма явно есть сильные стороны, но я лично не хочу видеть мир таким, с учетом того, что он не является настолько беспросветным, выход из ситуации, которую принял главный герой меня не устраивает и я четко осознаю, что это моё субъективное мнение!
Главный герой (Алексей Вертков), влиятельный человек из мэрии получает записку «скоро умрёшь». У него много забот и опасностей, и у него тяжело больна мама.
Роль матери у Веры Алентовой (слово «играет» здесь не применимо), и как она это делает остается за гранью понимания. Лежачая больная, ворчит, кряхтит, от боли на лице гримасы, ждёт конца и хочет жить, и пытается командовать и управлять. А как она передает любовь к единственному сыну. И эта реакция на фразу сына про карточку в фитнесс клуб – сколько во всем понимания и глубины.
Восхитительная сцена на дне рождения (будущей?) тещи. Красивый дом, семейное застолье, все живо шутят, и будто у актеров нет никакого текста. Как можно было так снять! Гомерически смешной разговор про способы убийства: «…времена теперь не те. - Почему? Я бы убил кое-кого… Найди профессионала. – Да проще ядом. (с широкой улыбкой) Знаешь, сколько сейчас яда развелось?
Эти слова будто обо всём обществе – яда и правда много развелось.
Опуская социальный контекст, «Воскресенье» – это личная трагическая история, что есть самое ценное - выдержать меру ресинтемента (красками - фоном), оставляя герою возможность распоряжаться тем временем, чтобы успеть сказать нам главное о себе (и о нас).
Он фрустрированный, в ожидании смерти (даже нескольких), его преследуют неприятности, а я как зритель с самого начала впадаю в эйфорию и даже ликую – какие же восхитительные актёры! Что это за игра! Что за интонации в голосе! Какие диалоги! А статика, а какая музыка! И далее все сильнее я испытываю эстетический подъём. Желаю вам собрать все высшие кинопризы.
Все же это парадокс. Как бы обманчиво ни казались мгновением полтора часа прекрасного фильма, требуется довольно много лет учиться впитывать и разбирать шедевры, учиться наслаждаться кадром и распознавать фальшь, преодолевать скуку и переживать с героями застывшие паузы и киновремя, отметать разную глупость вроде морали и гуманистических посылов, читать лица, взгляды, чувствовать настроение и свет, свет и тишину, игнорировать грубые идеи и гормональное кино, как бы вас это ни соблазняло, слушать и слышать. И очень не сразу, в один неопределенный момент вы возможно станете никому неизвестным зрителем. Только чтобы суметь это оценить.
Воскресенье для героя Алексея Верткова оказался хорошим днём... Для нас воскресение - это не день недели, само кино – воскресение.
Сложно объяснить почему, но фильм произвел на меня благоприятное впечатление. Показаны человеческие пороки, безысходность в борьбе с ними (хотя борьбы и вовсе нет), но по итогу, приятное послевкусие. Я вышла из кинотеатра в вечернюю влажность осени, лужи отражали свет проезжающих машин и, первые минут 10, я меланхолично наблюдала за миром вокруг. Постепенно грусть начала сменяться приятным ощущением созерцателя. Не было никаких мыслей ни о фильме, ни о жизни, ни о том, куда мы все катимся. Окружающая действительность заиграла яркими краскам, всё происходящее казалось увлекательным. Было интересно наблюдать за людьми, за сменой пейзажей, я была 'здесь и сейчас' и мне было в этом комфортно.
Фильм настраивает на созерцательный ряд. В этом есть заслуга режиссёра и операторов. Удачно выстроенные кадры передают атмосферу, в которую ты погружаешься вместе с героями фильма.
Терехов в первые минуты фильма кажется нам скорее отрицательным персонажем. Безучастие к любовнице, игнорирование умирающей матери. Бездушие. Потом мы понимаем, что он просто невольный участник игры, которая ему не сильно интересна. Он действует по правилам этой реальности, которая ему не подвластна и, из которой он не в состоянии выйти вплоть до самого финала. Абсолютно всем от него что-то нужно, мы явственно видим и слышим эти просьбы, требования, претензии, но нам абсолютно не понятно, что же нужно самому Терехову, к чему он стремится или от чего он бежит.
Главный герой это ничто, в самом полном понимании этого слова. Мне кажется, зритель сам невольно наполняет его теми качествами, которые свойственны ему самому. То же можно сказать и про сам фильм, каждый видит его через призму собственных воззрений, замечая или пропуская детали, давая собственную оценку событиям.
Фильм наполнен метафорами, иносказаниями, их интересно подмечать во время просмотра. Многие эпизоды гротескны, но во всей этой утрированности легко распознать среднестатистический небольшой российский городок. Нет ни одного события, которое не могло бы произойти в действительности, просто здесь они встроены всего в одни сутки.
Почти все герои фильма погружены в собственные проблемы, быт, эмоционально реагируют на происходящее, в то время как Терехов остается отстраненным, безучастным как к окружающим людям, так и к собственной судьбе. Он просто плывет по течению, по пути, намеченному для него другими, пока случай не приводит его на новую дорожку. И вот он, гонимый чередой событий, оказывается в тупике... но тупик ли это или сама судьба показывает ему выход из этой игры?
Время от времени в отечественном прокате появляются фильмы, от которых веет любимой русской тоской и самокопанием. Еще на стадии постера или описания становится понятно, что кино будет скорее о философии бытия в целом, чем о каком-то конкретном событии.
Поэтому подобные картины стоит смотреть не с точки зрения логичности сюжетных линий или достоверности фактов, - а с точки зрения актерского мастерства и душевного трепетания после просмотра. Здесь очень тонко играют на зрительских нервных окончаниях: дергают за ниточки совести, страха, давят на давно спящее чувство справедливости... Давят и на любимейшую мозоль: показывая отчаяние и горе маленького человека перед системой и перед человеком этой системы.
Особое внимание стоит обратить на прекрасный дуэт Алексея Верткова и Веры Алентовы. Совершенно особенная деталь фильма, где между матерью, душным грузом лежащей на плечах у окружающих, и сыном, который постоянно ускользает за рамки морали, - на самом деле куда больше общего и отрицательного, чем они думают.
После таких фильмов людям обычно не хочется жить. Но именно для таких эмоциональных встрясок и необходимо искусство кино.
«Председатель жюри Светлана Проскурина обратилась к коллегам-режиссерам, чьи фильмы были на фестивале, практически с отчаянием: «Дорогие режиссеры! Чтобы сожрать у зрителя два часа времени, вы должны десять раз подумать: вы о чем с ним разговариваете? Выходит человек, два часа конструляется по экрану — у него депрессия! Это с ума можно сойти! С ним ничего не происходит, но он два часа мотается. Чудовищные монтажи, чудовищные сценарии, ужасно работают актеры. Режиссер перед показом говорит, что у актера было всего полтора дня на съемки и что сценарий он не читал, но согласился, потому что снимали в его школе. И дальше в фильме я вижу, что неплохой актер как будто упал с елки, он вообще не соображает, что он делает, в жанре он, не в жанре. Что это такое? Что с нами происходит? Почему мы проделали путь от „Чужих писем“ вот к этому? Сидит целый кинотеатр зрителей. Они же деньги заплатили! Что такое два часа человеческой жизни? Мы потеряли всякое уважение. Какое кино мы хотим вернуть в кинотеатры? Это горячечный сон».
Проскурина прошлась и по режиссерам, которые сами выступают в качестве постановщика, сценариста, монтажера и чуть ли не единолично снимают весь фильм: «У режиссера есть своя профессия. Он не сценарист и не художник. А тут я вижу, как человек в кадре пять людей развести не может. Уважайте наше время и другие профессии. Сокуров вызывает для своего фильма художника Купера, чьи картины висят в Метрополитен-музее, и думает, как его уговорить. Какое величие замысла должно быть, чтобы выдернуть человека оттуда и заставить его с собой работать! Сколько нужно всего придумать, чтобы предложить этому человеку такой уровень общения. Почему вы, режиссеры, не берете себе в помощь того, ради кого вы будете стараться, стоять на цыпочках? Почему вы сами с собой разговариваете в сценарии и в монтаже? Выбирайте себе нормальных людей в команду, с которыми вы сможете спорить»(из статьи о фестивале кино «Окно в Европу», Выборг)
С. Проскурина не декларирует, а следует своим словам. Один из показателей таланта режиссёра умение найти не менее талантливых соратников.
Начиная с постера, в котором отражена практически вся суть фильма: приклеившиеся рамки каждого безликого дня, удушающие и мертвящие; «ползунок» календаря, ставший рамкой надгробного портрета.
Великолепная операторская работа Артёма Емельянова («Теснота»): построение кадра, ритм, крупные планы, ракурсы, внимание к мельчайшим деталям, рассчитано попадающим в кадр. Особенно запомнился эпизод вечерних посиделок двух сестёр на берегу пруда: показать всю глубину отчуждённо-брезгливого отношения матери, одиночества и никчемности дочери только композиционным построением кадра! Или отражение Дмитрия в тёмном экране гаджета, переходящее в портрет проваливающегося в себя мертвеца. Сочетание очень бережного отношения к зрителю и герою и подчёркнуто уродливые крупные кадры всех действующих лиц фильма. О, да, ещё содранные мозоли на ногах холёной дочки крупного чиновника. Ах, она же их стоптала, желая вернуть насильно ребёнка родителям-алкоголикам.
Талантливейшая игра актёров, чего стоит только подвиг Веры Алентовой!
Музыка, пронизывающая, сплетающая ткань фильма или отчаянно агонизирующая в такт слабому пульсу ЯКОБЫ жизни.
Сценарий (Екатерина Тирдатова), не смотря на кажущуюся монотонность, тягучесть, выстроенный потрясающе последовательно и пластично.
Социальные вопросы, которые таким термином и назвать-то язык не поворачивается. Что происходит на экране? Жизнь происходит. Никому не нужные дети, растущие сорняками в лесу жизни, на её берегу, на обочине. Дети, устами которых глаголет истина совершённых ошибок. Безумно-поверхностное отношение окружающих к самым главным философским вопросам жизни напрочь убивает в детях всё человеческое. Брезгливо-агрессивное поведение взрослых прилетает им абсолютной физической «обраткой» - ударом камнем по голове. Эдакое «алаверды» от пустоты существования – пустоте душевной.
Чиновники, уже давно живущие отражённой жизнью тех, кто сверху (город проживания в фильме указан), уже собрали чемоданы, оставив приказ найти «потерянные» миллионы.
Если сравнивать фильм Светланы Проскуриной с «Еленой» Звягинцева, то, безусловно, «Воскресенье», не смотря на послевкусие безысходной никчемности, - оставляет надежду на брезжащий свет, на состоявшийся рассвет. Те, кто хотят сбежать из тёмных и фальшивых городов, счастливо потеряли память. Но рамки, ограничения и фатализм оставить в прошлом не сумели. Чистый лист с улыбкой дауна, плывущий на маленькой лодочке по залитой светом реке жизни.
Благодарю режиссёра за то, что хотя бы слабый пульс у этой жизни есть.
Общее впечатление: У данной картины своя необычайно грустная и одновременно тяжелая атмосфера, погрузившись в нее и смотря на лицо ГГ — чиновника Терехова (Алексей Вертков), чувство отвращения и усталости переступают края отчаяния, сползают по лику актера, отпечатываясь и на нас, зритель становится невидимым спутником событий, коие изменили судьбу Терехова.
Действия в фильме разворачиваются всего лишь за 1 день, но происходящее на экране, умело компонуется среди героев, которые, в принципе, все устали от жизни, выполняя отточенные движения день за днем: чиновник старается делать свою работу; мать его (Вера Алентова) — пытается спокойно умереть, припоминая, что в хосписе уж явно лучше; прислуга, помогающая больной матери героя, и та устала от старухи и вечных упреков, неверия; бывшая жена, насевшая сверху и требующая денег и внимания к ребенку, увязла в своих криках, а тут еще и с любовнице не лады. К слову, каждый герой этой ленты несет печальный оттенок, здесь нет счастливых, здесь есть несчастные люди, обиженные, зажатые и почему-то каждый несет свое горе, как будто в этом фильме лишь черная полоса, белую не нарисовали намеренно, изобразив темную сторону, жизнь как она есть. А записка с надписью «Скоро умрешь» — лишь поверхность, на самом деле, в душе, здесь все давно умерли
Помимо названных героев, имеются и повседневная рутина — активисты, пенсионеры, несбыточные желания, безденежье и наше подрастающее поколение ненужных детей, за развитием которых разве что по головке камешком можно погладить) Как понимаете, мрак — это не условность, а синоним ленты и повседневность жизни, облаченная в розовые очки, которые упорно не хотят снимать многие люди.
Выделяемая добротная актерская игра, вливается в ленту какими-то угловатыми кадрами. Герои разбросаны по углам экрана, заполняя края картины, оно и ясно, не столь внимание на них, как на повседневности, которая не несет в себе ничего хорошего.
Это реальное кино, без прикрас шуршащего фантика и прочей мишуры, депрессивное, но такое какое есть. Заканчивается вот только на метафоричной ноте, можно даже сказать красиво, давая надежду, но не ждите от этого фильма просветление, воскресенье — это лишь день, а намек на светлое, всего лишь намек, обещание, которыми бросаются люди, но, увы, срок выполнения у всех разный.
Вся кинофабула фильма сводится к заявке на томность главного героя, с его созерцанием окружающего мира, читай, безжизненной, бездуховной чернухи. В этом фильме нет никакой задумки, кроме того, что всё везде и повсюду плохо. Вместо высокохудожественного эстетизма или поиска тонких струн человеческой души, размышлений авторы просто скатились до демонстрации серости окружающего быта, обмана близких, безнадежности и разочарования в жизни или ситуаций, где, по всей видимости, само бессмысленное блуждание с кислым лицом оказалось единственным важным смыслом жизни героя.
Если брать во внимание метафорические подтексты, то плохо всё не только у одного конкретного человека, полный алес капут у всех, кто живёт в России. Ведь эта страна наполнена злостью, тупостью и агрессией, но опять же – конкретики в фильме нет. Просто все суки и всё! И страна такая же!
Короче, это самое унылое и бессмысленное кино в моей жизни просто о том, что все кругом сволочи и скоро все мы умрем.
Пройдя земную жизнь до половины, я очутился в сумрачном лесу…
Строчка из “Божественной комедии” точно описывают состояние героя Алексея Верткова, главного героя фильма “Воскресенье”. Режиссер Светлана Проскурина предлагает шагнуть не в стихотворную метафору “Ада” Данте Алигьери, а в прозаическую реальность российской глубинки вместе с провинциальным чиновником Дмитрием Тереховым.
Без чернушных мотивов автор ленты “Перемирие” проводит по лесу потерянных в нем персонажей, среди которых держит путь Терехов. Он не знает, куда приведет его дорога, начавшаяся в воскресный день с записки “Скоро умрешь”. Герой проходит мимо любовницы, шагнувшей с балкона. Оставляет больную мать на попечение холеной сиделки. Дмитрий с натугой пытается поговорить с дочерью и безучастно слушает проблемы бригадира участка.
Алексей Вертков меланхолично ёмко отыграл персонажа, который погряз в черноте человеческого равнодушия и черствости. Свет надежды больше не исходит от умирающей матери с проникновенной игрой Верой Алентовой. Его не страшат угрозы влиятельного друга семьи Кочергина (Владимира Ильина). Он бредет дальше в чаще одиночества.
Создают мрачную эстетику картины монотонные диалоги, изредка пестрящие матерными словами, скрипучая музыка, пустые взгляды и тишина. Эту тьму полного безразличия нельзя разогнать конвертами с пятитысячными купюрами, забыться в объятиях женщин. Вместо слов поддержки персонажи произносят “какая разница”. В любой интонации цитата звучит холодно и обречено, как могильная плита, как воды реки, на которую смотрит главный герой. В конце концов он устал от того, что всем все равно, даже волонтерам, которые возвращают ребенка родителям алкоголикам. Дмитрий не в силах ничего изменить, кроме как...
Финал истории можно трактовать по-разному. Светлана Проскурина оставляет выбор за зрителем, который придет на фильм не забавы ради, а готовый найти выход из сумрачного леса нашей реальности и не смирится с безысходностью.
Начну с того, что я практически не пишу рецензий никогда. Не дано мне хорошо описывать фильмы. Но после просмотра данного творения я все же решился! Делаю это для того, чтобы может хоть кого то спасти от 80 ти минут впустую потраченного времени.
Сюжет
Начну с того, что он имеет просто огромнейшие дыры и абсурдность. Складывается ощущение, что диалоги писал плохой студент в последнюю ночь перед дедлайном! Главный герой постоянно молчит и делает кислую рожу! К нему обращаются, а он молчит! Его дергают за руку, а он молчит!
Герои за столом на дне рождении зачем то начинают обсуждать способы убийства, хотя логики и продолжения этому вообще не найти в фильме.
Сцена на стадионе с дочерью вообще стоит особняком: Сначала подходит какой то левый пацан, беспардонно садится рядом и начинает говорить про какую то ошибку в тетради (часто ли на улице к кому нибудь из нас подходит какой нибудь пацан и начинает пялиться в смартфон или книгу?) на что герой вообще отвечает каким то криком и неадекватностью.
Сцена и диалог про зарезанных баранов также смешна, глупа и нелогична!
Да да да все перечисленное относится к одному фильму, тут есть много всего, но в общем нет ничего.
Операторская работа
Операторской работы просто напросто нет! Какие то непонятные крупные и ненужные планы. Он по минуте снимает двух девушек просто сидящих у озера, затем еще минуту снимает лицо чиновника, который просто сидит и молчит, проходит еще пару минут в фильме и мы снова около минуты видим унылое молчаливое лицо чиновника! Ну и апогеем от образцовой работы нормального оператора становится сцена, когда герой и его водитель едут с объекта: оператор просто напросто секунд тридцать снимает мелькающий лес, причем камера прыгает как будто все это он делает сидя на коне, а звуке на фоне дают ощущение, что действие происходит на железной дороге в поезде (такой вот парадокс).
Вывод
К сожалению я не мастер передать мои возмущения и оценку данному фильму красиво в письменном виде, но я надеюсь, что хоть кого то остановлю от просмотра этой бессмыслицы и бездарности! Я пытался найти хоть какие то плюсы в данном фильме, но у меня не вышло!